ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
Финансовый контроль
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ Галина Яковлевна ЧУХНИНАа\ Ксения Владимировна ВЛАДИМИРОВА"
а кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Волгоградский государственный аграрный университет, Волгоград, Российская Федерация [email protected]
ь магистрант кафедры бухгалтерского учета и аудита,
Волгоградский государственный аграрный университет, Волгоград, Российская Федерация [email protected]
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 22.03.2016 Принята в доработанном виде 09.04.2016 Одобрена 28.04.2016
УДК 336.225.673 JEL: Н21, Н26
Ключевые слова: внутренний налоговый контроль, налоговое планирование, налоговая оптимизация, налоговые риски, отчетность
Аннотация
Предмет. Теоретические и практические основы организации внутреннего налогового контроля.
Цели. Разработать методику процесса организации внутреннего налогового контроля, применимую для любых хозяйствующих субъектов, поскольку в научной литературе сущность внутреннего налогового контроля не изучена в полной мере, нормативно-законодательная база в данном аспекте не проработана, отсутствуют методические рекомендации по созданию и функционированию службы внутреннего налогового контроля. Методология. Раскрываются методики применения различных процедур при организации внутреннего налогового контроля. С помощью моделирования представлен алгоритм создания и функционирования службы такого контроля. Разработан и показан системный подход к организации внутреннего налогового контроля при помощи анализа его составных элементов.
Результаты. Дана авторская трактовка понятия «внутренний налоговый контроль». Проведен сравнительный анализ методик организации такого контроля, в результате чего разработан механизм организации, который позволит руководству хозяйствующих субъектов избежать ошибок в исчислении налогов и уплаты штрафных санкций налоговым органам. Представлен алгоритм создания и осуществления службы внутреннего налогового контроля с описанием структуры подчиненности и распределения полномочий. Выявлены актуальные проблемы организации внутреннего налогового контроля. Определены основные этапы налогового планирования на стадии функционирования хозяйствующего субъекта. Дана авторская трактовка налоговой оптимизации как инструмента управления размерами налоговых обязательств в рамках обеспечения налоговой безопасности в целях минимизации налоговой нагрузки и недопущения штрафных санкций. Сделан акцент на основных способах устранения налоговых рисков. Охарактеризован этап оформления и представления результатов проведения внутреннего налогового контроля.
Выводы. При использовании механизма построения системы внутреннего налогового контроля хозяйствующие субъекты смогут оптимизировать текущие платежи в бюджет и снизить налоговую нагрузку, кроме того, его применение будет способствовать выявлению, правильной оценке и минимизации налоговых рисков.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Существуют дифференцированные подходы представителей различных отраслей знаний к анализу сущности внутреннего и налогового контроля.
К сожалению, в научной литературе понятие «внутренний налоговый контроль» в полной мере не исследовано.
Понятие внутреннего налогового контроля О.А. Ногина, Д.Г. Черник и А.Н. Попонова рассматривают в двух аспектах:
1) внутренний налоговый контроль как совокупность приемов и методов;
2) внутренний налоговый контроль как деятельность налоговых органов.
По мнению О.А. Ногиной, под внутренним налоговым контролем понимается составная часть организационно-правового механизма управления, представляющая собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения1.
1 Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2002. 160 с.
Исследователь Д.Г. Черник отождествляет внутренний налоговый контроль с проведением особого рода проверки или некой совокупностью мероприятий2.
Ученый А.Н. Попонова рассматривает понятие «внутренний налоговый контроль» с двух позиций:
— охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов (государственная регистрация налогоплательщиков, налоговый учет, налоговые проверки, а также сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов);
— проведение собственно налоговых проверок уполномоченными органами3.
Мы считаем, что было бы неверно рассматривать внутренний налоговый контроль только с позиции деятельности налоговых органов, т.е. на макроуровне.
Так, Е.С. Цепилова отмечает, что внутренний налоговый контроль способен помочь хозяйствующему субъекту совмещать соблюдение законодательства о налогах и сборах с задачей оптимизации налогообложения [1].
Исследователь Е.В. Васильчук определяет внутренний налоговый контроль как часть внутрихозяйственного налогового контроля, выполняющего все функции внутреннего контроля в части налоговых отношений, главной целью которого является оптимизация текущих платежей в бюджет и снижение налоговой нагрузки, а также налоговых рисков у предприятия [2].
Ученый А.А. Трубников понимает под внутренним налоговым контролем совокупность задач, принципов функционирования, организационных мер, методик и процедур, применяемых в качестве средств для упорядоченного и эффективного контроля за правильностью исчисленных сумм налогов, исправления и предотвращения ошибок и искажений информации в налоговых регистрах и формах налоговой отчетности, а также своевременной подготовки достоверной налоговой отчетности [3].
Исследователь Н.Н. Титова рассматривает внутренний налоговый контроль хозяйствующего субъекта с позиции следующих контрольных процедур:
2 Налоги. Словарь-справочник / под. ред. Д.Г. Черника. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 114.
3 Попонова А.Н., Нестеров Г.Г., Терзиди А.В. Организация налогового учета и налогового контроля: учеб. пособие. М.: Эксмо, 2006. 624 с.
— проверки схем налогообложения;
— устранения системных ошибок в налоговом учете;
— разработки новой модели уплаты налогов [4].
Исследователь О.В. Красикова трактует внутренний налоговый контроль как систему внутрикорпоративных контрольных мероприятий по соблюдению налогового законодательства, осуществляемых внутри отдельно взятого экономического субъекта путем наблюдения, сопоставления, проверки и анализа действующего контролируемого объекта [5].
Ученый Г.Я. Чухнина изучает внутренний налоговый контроль с позиции основных направлений взаимодействия налоговых, таможенных органов и полиции, таких как обмен информацией для целей контроля, разработка контрольных мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений в налоговой сфере, формулировка направлений по совершенствованию механизма реализации положений, регулирующих отношения в налоговой сфере [6].
По мнению К.А. Нестеренко и Л.А. Николаевой, внутренний налоговый контроль - инструмент проверки правильности учета налогооблагаемых баз и точности расчета налоговых сумм, подлежащих уплате, правильности составления и своевременности подачи налоговых деклараций [7].
По нашему мнению, внутренний налоговый контроль - это не только деятельность налоговых органов по осуществлению контроля за своевременностью, правильностью и полнотой исчисления и уплаты налоговых платежей в бюджет, но еще и организация специальной службы внутри экономического субъекта как инструмента по предупреждению, выявлению и устранению налоговых рисков.
Мы считаем, что на каждом крупном предприятии данная должна проводиться работа в целях создания службы внутреннего налогового контроля.
Так, К.А. Нестеренко и Л.А. Николаева в своей работе рассматривают схему в части контроля налогообложения с двух позиций:
— где налоговый учет и контроль выделены в отдельное обособленное подразделение, сотрудники которого занимаются исключительно вопросами налогового учета;
— где функции по части контроля налогообложения возлагаются на сотрудников отдела отчетности [7].
Нами был разработан алгоритм создания и осуществления службы внутреннего налогового контроля на уровне любого хозяйствующего субъекта, показанный на рис. 1.
Решение о создании службы внутреннего налогового контроля принимает высший орган хозяйствующего субъекта путем составления соответствующего приказа. Контроль за исполнением данного приказа возлагается на руководителя предприятия. Далее осуществляется интеграция службы внутреннего налогового контроля с бухгалтерией. Главный бухгалтер разрабатывает и проводит мероприятия, позволяющие оценить степень полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления хозяйствующим субъектом налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также правомерность применения налоговых льгот с учетом установленного на предприятии налогового режима.
Создание службы внутреннего налогового контроля позволит ответить на многие организационные вопросы, представленные на рис. 2.
Изучив законодательную и нормативную базу осуществления внутреннего налогового контроля, мы сформулировали основные проблемы его организации:
— наличие пробелов (неясностей и противоречий) в налоговом законодательстве;
— неясность процесса разработки и функционирования службы внутреннего налогового контроля (далее СВНК);
— отсутствие методических рекомендаций (материалов и пособий).
В связи с изменением масштабов хозяйствующих субъектов система внутреннего контроля развивается и совершенствуется, требования к ней возрастают.
В малых фирмах часто директор задает тон, а все процессы не формализованы. На таких предприятиях мало управления и контроля, развита неофициальная система коммуникаций между подразделениями и сотрудниками, преобладает ручное управление и контроль4.
4 Макеева Е. Эволюция системы внутреннего аудита // Финансист. 2013. № 8.
URL: http://www.cfin.ru/ias/internal_controls.shtml
По нашему мнению, внутренний налоговый контроль должен быть направлен на проверку соблюдения хозяйствующими субъектами налогового законодательства и отслеживание нарушений (неправильный выбор налогового режима, неправомерное использование льгот), что позволит в результате минимизировать налоговые риски.
Некоторые авторы в своих трудах дают методику организации внутреннего налогового контроля. Так, С.А. Хмелев утверждает, что процесс организации внутреннего налогового контроля должен отражать интересы экономической безопасности предприятий. Его методика изображена на рис. 3.
Ученый И.И. Рахманова в своей работе описывает методику применения аналитических процедур при организации внутреннего налогового контроля, состоящую из трех этапов (подробно представлена на рис. 4):
— планирование контроля;
— проведение аналитических процедур;
— завершение контроля.
Методика И.А. Чусова включает следующие мероприятия:
1) налоговое планирование;
2) обнаружение ошибок при применении налогового законодательства;
3) разработка методов по устранению искажений в будущем;
4) внедрение выработанных методов;
5) представление результата проведения внутреннего налогового контроля руководству хозяйствующего субъекта в форме отчета внутреннего контролера (подробно показано на рис. 5).
Рассмотренные методики организации внутреннего налогового контроля не являются полными.
Системная последовательность мероприятий, связанная с реализацией налогового планирования в хозяйствующем субъекте, представлена на рис. 6.
Контроль в этой системе является завершающим блоком, а именно: он способствует правильной оценке эффективности планового процесса в организации, в том числе налогового планирования.
На основе систематизации мероприятий по налоговому планированию осуществляются организация плановых работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.
Ученый В.Ю. Халезин рассматривает основные этапы проведения внутреннего налогового планирования.
Этап 1. Выбор налогового режима исходя из целей и задач предприятия, а также особенностей его производства.
Этап 2. Текущая оптимизация налогообложения, состоящая из следующих элементов:
— применение налоговых льгот и освобождений, предусмотренных в налоговом законодательстве;
— оптимизация договорных отношений при планировании сделок с контрагентами;
— составление учетной политики для целей налогового учета.
Этап 3. Рационализация в области правильного вложения активов, получения дополнительной прибыли и дальнейшего инвестирования средств [8].
Мы считаем, что организация налогового планирования является одним из инструментов налоговой оптимизации, который при помощи оптимальных законных налоговых способов реализует направления в области выбора режима налогообложения, снижения налоговой нагрузки, своевременного и полного исчисления и уплаты налоговых обязательств в бюджеты различных уровней, снижения риска возможных штрафных санкций в перспективе.
Механизм реализации налогового планирования на стадии функционирования хозяйствующего субъекта, по нашему мнению, осуществляется на этапах, представленных на рис. 7.
Главная цель любого хозяйствующего субъекта -увеличение прибыли и минимизация рисков. Для этого необходимо провести оценку и анализ фактического состояния налоговых обязательств, что и будет являться основным этапом методики внутреннего налогового контроля. В связи с этим мы предлагаем реализовать на практике ряд следующих действий:
— определение имущественного положения предприятия;
— оценку финансового состояния предприятия;
— анализ динамики начисленных и уплаченных налогов с выделением доли каждого налога в общей совокупности налоговых отчислений;
— расчет налоговой нагрузки предприятия;
— контроль недопущения большей динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки предприятия.
По нашему мнению, такие мероприятия, как налоговое планирование, обнаружение ошибок при применении налогового законодательства, разработка методов по устранению искажений в будущем, внедрение выработанных методов, представление отчета внутреннего контролера в качестве результата проведения внутреннего налогового контроля, обозначенные И.А. Чусовым, можно назвать управлением налоговыми рисками.
Под налоговым риском понимается возможность для налогоплательщика понести финансовые или иные потери, связанные с процессом уплаты и оптимизации налогов, выраженная в денежном эквиваленте [9].
По мнению И.А. Лисовской, причиной возникновения налоговых рисков является не только получение ущерба, но и решения в сфере финансов, принимаемые на различных уровнях управления как на макроуровне, так и на микроуровне [10].
Самая важная роль при осуществлении контроля налоговых рисков отводится непосредственно хозяйствующему субъекту. Мы пришли к выводу о том, что повышение квалификации специалистов, ведущих налоговый учет на предприятии, отслеживание изменений в области налогового и бухгалтерского законодательства, организация процедур контроля за состоянием налогового учета являются приоритетными направлениями по снижению налоговых рисков.
Теперь при помощи рис. 8 рассмотрим, какие налоговые риски могут возникать у хозяйствующих субъектов как участников налоговых отношений.
После выявления налоговых рисков необходимо выработать меры по предотвращению их появления в будущем и внедрить на практике.
Мы полагаем, что выработка и внедрение мер по предотвращению искажений должны содержать способы устранения налоговых рисков.
Представим на рис. 9 порядок действий при обнаружении налоговых рисков.
Управление налоговыми рисками способствует достижению налоговой оптимизации. Последнюю необходимо трактовать как инструмент управления размерами налоговых обязательств в рамках обеспечения налоговой безопасности посредством целенаправленных правомерных действий экономического субъекта, включающих в себя использование соответствующих льгот, освобождений и других законных приемов и способов, в том числе способы минимизации налоговой нагрузки и недопущения штрафных санкций.
Мы считаем, что налоговая оптимизация требует не только проверки представленной экономическим субъектом налоговой отчетности, анализа законности применения налоговых льгот и диагностики бухгалтерского и налогового учета за проверяемый период, в том числе анализа первичных документов для получения информации о показателях и обоснования использования методик при налоговых расчетах, но и исправления выявленных отклонений вместе с сотрудниками предприятия, консультации по оптимизации налогов отдельных хозяйственных операций, консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.
Окончание проведения внутреннего налогового контроля сопровождается оформлением и представлением результатов его проведения.
На данном этапе:
— формулируются результаты проведенного внутреннего налогового контроля;
— составляется отчет налогового консультанта о результатах реализации мероприятий по проведению налогового аудита;
— даются рекомендации в отношении законности применения хозяйствующими субъектами
налоговых освобождений и льгот,
своевременности и полноты перечисления
налоговых платежей и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.
Подготовку заключения по результатам проведения налогового аудита можно отразить в совокупности основных моментов:
— обзор аудиторских доказательств;
— формирование и оценка конечных данных;
— обобщение результатов проверки и составление заключения по результатам проведения налогового контроля.
Таким образом, на рис. 10 показана разработанная нами концепция организации внутреннего налогового контроля.
Итак, надежная система его организации сведет к минимуму вероятность возникновения ошибок при расчете обязательных налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Результатом реализации функций внутреннего налогового контроля будет являться контроль:
— за формированием налогооблагаемой базы при исчислении налоговых обязательств;
— за своевременностью и полнотой исполнения налоговых обязательств;
— за своевременностью и полнотой использования налоговых льгот;
— за исключением из объектов налогообложения доходов, не подлежащих налогообложению;
— за возникновением и своевременной реализацией налоговых требований;
— за формированием цены и условий в договорах, заключаемых хозяйствующим субъектом, в том числе на предмет включения в договорную цену всех налогов и сборов и исключения налоговых оговорок.
Рисунок 1
Алгоритм создания и осуществления службы внутреннего налогового контроля на уровне хозяйствующего субъекта
Рисунок 2
Перечень организационных вопросов, возникающих при создании службы внутреннего налогового контроля
Какие методы и приемы обеспечат достижение поставленных целен? Каким образом будут распределяться права, обязанности и ответственность
Как будет происходить интеграция бухгалтерии 1 СВНК? Кап разработать Положение об организации внутреннего налогового контроля? Какие внутрифирменные стандарты необходимы при создании СВНК°
Источник: [11]
Рисунок 3
Процесс организации внутреннего налогового контроля
Источник: [12]
Рисунок 4
Методика применения аналитических процедур при организации внутреннего налогового контроля
Источник: [13]
Рисунок 5
Методика внутреннего налогового контроля
Источник: [14]
Рисунок 6
Последовательность системы мероприятий по налоговому планированию
Источник: [15] Рисунок 7
Механизм реализации налогового планирования на стадии функционирования хозяйствующего субъекта
Рисунок 8
Виды налоговых рисков
Источник: [16] Рисунок 9
Способы устранения налоговых рисков
Источник: [17]
Рисунок 10
Организация системы внутреннего налогового контроля
Список литературы
1. Цепилова Е.С. Эволюция системы внутреннего налогового контроля хозяйствующих субъектов // Финансы. 2014. № 7. С. 23-27.
2. Васильчук Е.В. Вопросы разработки модели организации системы внутреннего налогового контроля // Вестник БелУПК: международный научно-теоретический журнал. 2012. № 1. С. 371-377.
3. Трубников А.А. Система внутреннего налогового контроля в крупной организации // Аудиторские ведомости. 2006. № 3. С. 31-39.
4. Титова Н.Н. Внутренний контроль при оптимизации налогообложения экспортных операций // Российское предпринимательство. 2012. № 1. С. 180-184.
5. Красикова О.В. Концептуальные основы внутреннего контроля налоговых обязательств и расчетов в организации // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2015. № 4. С. 93-97.
6. Чухнина Г.Я. Взаимодействие налоговых, таможенных органов и полиции при осуществлении налогового контроля // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2012. № 2. С. 173-180.
7. Нестеренко К.А., Николаева Л.А. Контроль налогообложения как часть системы внутреннего контроля коммерческого банка // Внутренний контроль в кредитной организации. 2014. № 2. С. 43-51.
8. Халезин В.Ю. Включение налоговых платежей в процессы планирования и управления // Планово-экономический отдел. 2012. № 6. С. 3-10.
9. Тихонов Д., Липник Л. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 256 с.
10. Лисовская И.А. Налоговые риски: понятие, факторы возникновения, методы управления // Экономика и право. 2011. № 1. С. 3-13.
11. Шегурова В.П. Внутренний аудит в системе управления предприятием // Молодой ученый. 2013. № 5. С.424-427.
12. Хмелев С.А. Создание службы внутреннего контроля в системе экономической безопасности предприятия // Вектор науки ТГУ. 2011. № 1. С. 285-288.
13. Рахманова И.И. Аналитические процедуры внутреннего аудита налоговых обязательств организации // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 6. С. 272-277.
14. Чусов И.А. Организация и принципы внутреннего налогового контроля // Социально-экономические проблемы кооперативного сектора экономики: материал III Международной научно-практической конференции молодых ученых-преподавателей, сотрудников, аспирантов и соискателей. М.: Российский университет кооперации, 2010. С. 487-489.
15. Филобокова Л.Ю. Методика и техника аудиторских экспертиз системы внутреннего контроля организации // Аудиторские ведомости. 2015. № 6. С. 3-11.
16. Бородина А.С. Налоговая нагрузка предприятия: сущность, функции, факторы и показатели // Налоги и налогообложение. 2011. № 6. С. 5-15.
17. Кришталева Т.И. Выявление налоговых ошибок: роль аудита // Аудиторские ведомости. 2008. № 4. С.10-15.
ISSN 2311-8709 (Online) Financial Control
ISSN 2071-4688 (Print)
A METHODOLOGY FOR INTERNAL TAX CONTROL SYSTEM ORGANIZATION Galina Ya. CHUKHNINAa\ Kseniya V. VLADIMIROVAb
a Volgograd State Agricultural University, Volgograd, Russian Federation [email protected]
b Volgograd State Agricultural University, Volgograd, Russian Federation [email protected]
• Corresponding author
Article history: Abstract
Received 22 March 2016 Subject The article considers the theoretical and practical principles of internal tax control
Received in revised form organization.
9 April 2016 Objectives The study aims to develop a methodology for internal tax control organization that would
Accepted 28 April 2016 be applicable to any economic entity.
Methods The article discloses methods of applying various procedures when organizing the internal JEL classification: H21, H26 tax control function. We use simulation to present the algorithm of internal tax control creation and
operation. We also designed and illustrated a systems approach to the organization of internal tax control using the analysis of its constituent elements.
Results We provide our own unique interpretation of the internal tax control concept, present an original method of internal tax control organization, which allows management of businesses to avoid errors in assessing taxes and paying penalties to tax authorities. The paper describes an algorithm of creating and implementing the internal tax control function, identifies major problems of its organization. We also provide our own interpretation of tax optimization as a tool to control the amount of tax liabilities as part of tax security aimed at tax burden minimization and penalty prevention, and focus on basic ways of tax risk elimination. Keywords: internal tax control, Conclusions The mechanism for building a system of internal tax control will enable economic tax planning, tax optimization, tax entities to optimize current payments to the budget, reduce tax burden, and accurately assess and risks, reporting mitigate tax risks.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Tsepilova E.S. [Evolution of the system of internal tax control of business entities]. Finansy = Finance, 2014, no. 7, pp. 23-27. (In Russ.)
2. Vasil'chuk E.V. [Developing a model of the system of internal tax control organization ]. Vestnik BelUPK: mezhdunarodnyi nauchno-teoreticheskii zhurnal = Herald of Belgorod University of Cooperation, Ecconomics and Law. International Scientific and Theoretical Journal, 2012, no. 1, pp. 371-377. (In Russ.)
3. Trubnikov A.A. [The system of internal tax control of a large organization]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2006, no. 3, pp. 31-39. (In Russ.)
4. Titova N.N. [Internal control in optimizing the taxation of export operations]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2012, no. 1, pp. 180-184. (In Russ.)
5. Krasikova O.V. [A conceptual basis of internal control of tax liabilities and tax calculations in the organization]. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki i gumanitarnye issledovaniya = Socio-Economic Sciences and Humanities Research, 2015, no. 4, pp. 93-97. (In Russ.)
6. Chukhnina G.Ya. [Interaction of tax, customs authorities and the police in exercising the tax control].
Vestnik VolGU. Seriya 3: Ekonomika. Ekologiya = Science Journal of VolSU. Series 3: Economics. Ecology, 2012, no. 2, pp. 173-180. (In Russ.)
7. Nesterenko K.A., Nikolaeva L.A. [Control of taxation as part of the internal control system of a commercial bank]. Vnutrennii kontrol' v kreditnoi organizatsii = Internal Control in Credit Institutions, 2014, no. 2, pp. 43-51. (In Russ.)
8. Khalezin V.Yu. [Inclusion of tax payments in the process of planning and management]. Planovo-ekonomicheskii otdel = Planning and Economic Department, 2012, no. 6, pp. 3-10. (In Russ.)
9. Tikhonov D., Lipnik L. Nalogovoe planirovanie i minimizatsiya nalogovykh riskov [Tax planning and tax risk minimization]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ, 2004, 256 p. (In Russ.)
10. Lisovskaya I.A. [Tax risks: a concept, factors of formation, methods of management]. Ekonomika ipravo = Economics and Law, 2011, no. 1, pp. 3-13. (In Russ.)
11. Shegurova V.P. [Internal audit in the enterprise management system]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2013, no. 5, pp. 424-427. (In Russ.)
12. Khmelev S.A. [Establishing an internal control system in the system of economic security of the enterprise]. Vektor nauki TGU = Vector of Science of TSU, 2011, no. 1, pp. 285-288. (In Russ.)
13. Rakhmanova I.I. [Analytical procedures for internal audit of tax liabilities of the organization]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2012, no. 6, pp. 272-277. (In Russ.)
14. Chusov I.A. [Organization and principles of internal tax control]. Sotsial'no-ekonomicheskie problemy kooperativnogo sektora ekonomiki: materialy III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh-prepodavatelei, sotrudnikov, aspirantov i soiskatelei [Proc. 3rd Int. Sci. Conf. Socioeconomic Problems of the Cooperation Sector]. Moscow, RUC Publ., 2010, pp. 487-489. (In Russ.)
15. Filobokova L.Yu. [A methodology and techniques of audit examinations of the internal control system of the organization]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2015, no. 6, pp. 3-11. (In Russ.)
16. Borodina A.S. [Tax burden of the enterprise: the essence, functions, factors and indicators]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2011, no. 6, pp. 5-15. (In Russ.)
17. Krishtaleva T.I. [Identification of tax errors: the role of audit]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2008, no. 4, pp. 10-15. (In Russ.)