Научная статья на тему 'Повышение эффективности управления государственной собственностью с помощью мероприятий контроля'

Повышение эффективности управления государственной собственностью с помощью мероприятий контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНТРОЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО / УЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ялялиева Т. В.

Требования эффективного управления государственной собственностью постоянно находятся в числе первоочередных, предъявляемых обществом к избранным органам государственной власти, и, соответственно, находят отражение в числе первоочередных решаемых ими проблем. В российских условиях они имеют определенную специфику и приобретают, в известной мере, еще большее значение. В статье рассмотрены контрольные мероприятия призванные повысить эффективность управления, как нормативного общегосударственного уровня, так и на уровне территориальных управлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ялялиева Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности управления государственной собственностью с помощью мероприятий контроля»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

УДК 330.3

Т.В. Ялялиева

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ С ПОМОЩЬЮ МЕРОПРИЯТИЙ КОНТРОЛЯ

Требования эффективного управления государственной собственностью постоянно находятся в числе первоочередных, предъявляемых обществом к избранным органам государственной власти, и, соответственно, находят отражение в числе первоочередных решаемых ими проблем. В российских условиях они имеют определенную специфику и приобретают, в известной мере, еще большее значение. В статье рассмотрены контрольные мероприятия призванные повысить эффективность управления, как нормативного общегосударственного уровня, так и на уровне территориальных управлений.

Ключевые слова: эффективность, контроль, управление, федеральное имущество, учет

В целях обеспечения контроля полноты, достоверности и своевременности представления правообладателями к учету федерального имущества Росимуществом издан приказ от 12 сентября 2011 г. № 296 «Об утверждении Порядка контроля полноты, достоверности и своевременности представления правообладателями к учету федерального имущества, принадлежащего им на соответствующем вещном праве, по результатам сверки сведений реестра федерального имущества и иных государственных информационных систем и муниципальных информационных систем, документальных и других проверок правообладателей» (зарегистрирован в Минюсте России 5 декабря 2011 г. (регистрационный № 22499) [1].

Кроме того, подписан приказ Росреестра и Росимущества от 2 декабря 2011 г. № П/0484/376 «Об утверждении Порядка представления сведений, необходимых для учета федерального имущества в реестре федерального имущества, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы».

Обеспечение полноты и достоверности, содержащихся в реестре сведений, сдерживается рядом причин, основными из которых являются [1]:

© Ялялиева Т.В., 2013.

17

Новый университет. 2013. № 5 (27).

ISSN 2221-7347

1. Отсутствие у правообладателей необходимых правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на принадлежащее им на соответствующем вещном праве или в силу закона федеральное имущество.

2. Приостановление процедуры учета федерального имущества, в связи с неправильным заполнением правообладателями карт сведений об объектах учета, представление ненадлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих сведения, содержащиеся в картах, либо непредставление указанных копий. Данные факты отмечаются всеми территориальными управлениями Росимущества.

3. Непредставление, организациями, находящимися в ведении Минобороны России, пакета документов, предусмотренного Положением, для внесения изменений в реестр федерального имущества.

Основными направлениями деятельности Территориальных управлений в целях повышения полноты, достоверности и актуальности сведений реестра являются:

1. Завершение формирования реестра на электронных носителях.

2. Организация обучения сотрудников Территориальных управлений Росимущества в части учета и ведения реестра федерального имущества, в том числе по причине обновления кадров.

3. Ведение реестра федерального имущества на электронных носителях с использованием Web-интерфейса, а также интеграция Автоматизированной системы учета федерального имущества в ведомственный портал Росимущества.

4. Участие в доработке подготовленного Минэкономразвития России проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение об учете федерального имущества» (далее - Проект) и сопровождение Проекта на стадии согласования с Минюстом России и подготовки в Аппарате Правительства Российской Федерации к принятию (при необходимости).

5. Подготовка предложений по внесению изменений в акты Минэкономразвития России и Росимущества в связи с принятием вышеуказанного Проекта.

6. Мониторинг предложений по совершенствованию порядка учета федерального имущества и ведения реестра.

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 № 2102-р (далее - Программа приватизации) обеспечил развитие процессов структурного преобразования государственного сектора экономики, начатых в предыдущие годы, для достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики.

В соответствии с установленной целью Программы приватизации Федеральным агентством по управлению государственным имуществом организована планомерная работа по приватизации федерального имущества, направленная на последовательную реализацию следующих задач:

-создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций в развитие акционерных обществ на основе новых технологий;

-сокращение государственного сектора экономики в целях развития и стимулирования инновационных инициатив частных инвесторов;

-улучшение корпоративного управления;

-стимулирование развития фондового рынка;

-формирование интегрированных структур в стратегических отраслях экономики;

-формирование доходов федерального бюджета.

В 2012 году Росимуществом существенно расширено информационное сопровождение продаж приватизируемого федерального имущества. В частности, осуществлялось:

- размещение информации о приватизируемом имуществе в официальном бюллетене Росимущества «Государственное имущество»;

18

ISSN 2221-7347

Экономика и право

- размещение дополнительной информации для потенциальных инвесторов на сайте Росимущества (www.rosim.ru);

- размещение дополнительной информации Росимущества, а также сведений о финансово-хозяйственной деятельности приватизируемых обществ на сайте www.privatize.ru;

- подготовка и направление в ведущие информационные агентства пресс-релизов при объявлении торгов;

- проведение совещаний, круглых столов, брифингов, направленных на привлечение внимания потенциальных инвесторов к приватизируемым активам;

- выездные мероприятия в регионах, общение с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представителями регионального бизнеса, кредитными организациями, руководителями акционерных обществ;

- выпущен первый номер издания «Вестник приватизации», целью данного издания является привлечение как можно более широкого круга заинтересованных лиц к процессу приватизации федерального имущества и обсуждение актуальных вопросов в сфере управления государственной собственностью, а также эффективного сотрудничества федеральных органов власти и инвестиционных банков.

В целях обеспечения актуальности, контроля и полноты и достоверности сведений, содержащихся в реестре, Росимуществом (Территориальным управлением) в 2012 г. проведен ряд соответствующих мероприятий.

Так, по результатам детального анализа сведений Автоматизированной системы учета федерального имущества (далее - АСУФИ), ориентированного на выявление ошибок и недочетов, допущенных Территориальным управлением Росимущества при внесении сведений о федеральном имуществе в АСУФИ, в Территориальное Управление Росимущества были направлены поручения Росимущества [2]:

- «Об обеспечении внесения изменений в реестр федерального имущества»;

- «Об объектах интеллектуальной собственности»;

- «Об обеспечении внесения изменений в объекты, учтенные в АСУФИ».

В результате исполнения данных поручений Территориальным управлением были устранены ошибки в статистических кодах, в стоимостных показателях, в кадастровых номерах и номерах регистрации вещных прав на объекты учета, уточнены адреса и наименования объектов учета, площади объектов учета. Кроме того, в названия объектов, являющихся результатом интеллектуальной деятельности, включен отличительный признак имущества, а также из реестра исключен двойной учет объектов учета.

На основании поручения Росимущества Территориальным управлением проведена работа по выявлению федерального имущества, не представленного к учету, значительная часть из которого в дальнейшем была учтена в реестре.

Росимуществом в отношении имущества государственной казны ведется непрерывная работа, в том числе путем обеспечения проведения проверок фактического использования федерального недвижимого имущества с целью выявления неиспользуемого, неэффективно используемого, используемого не по назначению федерального имущества для правомерного изъятия данного имущества у его правообладателей в состав имущества государственной казны Российской Федерации и дальнейшего закрепления указанного имущества за федеральными организациями, испытывающими потребность в размещении.

Типовые нарушения, с которыми в процессе работы встречается Территориальное управление: непредставление документов; отсутствие регистрации соответствующего вещного права на объекты недвижимости; проведение перепланировок арендуемых помещений без согласования в установленном порядке; незаконное (самовольное) строительство; неправильное заполнение правообладателями карт сведений об объектах учета; представление ненадлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих сведения, содержащиеся в картах, либо непредставление указанных копий.

Исходя из данных нарушений, можно внести предложения по совершенствованию деятельности Территориального управления:

19

Новый университет. 2013. № 5 (27).

ISSN 2221-7347

1. Выявление федерального имущества, которое не представлено к учету в реестре.

2. Организация обучения сотрудников Территориальных управлений Росимущества в части учета и ведения реестра федерального имущества, в том числе по причине обновления кадров.

3. Обеспечение актуальности, полноты и достоверности информации, публикуемой на официальном сайте Территориального управления;

4. Повышение ответственности субъектов управления за нарушение порядка управления федеральным имуществом, представление отчетности.

Одним из направлений совершенствования деятельности Территориального управления является преобразование организационной структуры. Для подтверждения необходимости данных преобразований проведем сравнительный анализ организационной структуры и деятельности ТУ Росимущества в Республике Марий Эл, ТУ Росимущества в Республике Татарстан, ТУ Росимущества в Чувашской Республике, ТУ Росимущества в Ульяновской области, ТУ Росимущества в Оренбургской области.

Выбор данных ТУ обусловлен их размещением - Приволжский федеральный округ. Рассмотрим структуру объектов учета в Территориальных управлениях, данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Информация о ходе учета федерального имущества по состоянию на 12.01.2012 года [2]

№ п/п Наименование показателя ТУ Росимущества в Республике Марий Эл ТУ Росимущества в Республике Татарстан ТУ Росимущества в Чувашской Республике ТУ Росимущества в Ульяновской области ТУ Росимущества в Оренбургской области

1 Количество правообладателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ 161 358 378 231 451

2 Количество объектов учета, подлежащих учету в реестре, в том числе: 7631 11614 11070 7307 15770

а) земельных участков; 3355 1334 1671 1255 2085

б) иных объектов недвижимого имущества; 3346 6130 5344 4821 10437

в) объектов движимого имущества; 930 4150 4055 1231 3248

Из данных таблицы можно сделать вывод, что общее количество объектов учета ТУ Росимущества в Республике Марий Эл приблизительно равно данному показателю в Ульяновской области.

Но следует отметить особенность - количество земельных участков в Марий Эл существенно превышает показатели других субъектов.

Рассмотрим количество заключенных договоров аренды федерального недвижимого имущества. Данные представлены в таблице 2.

20

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Таблица 2

Количество договоров аренды федерального недвижимого имущества по состоянию на 12.01.2012 года [2]

Наименование показателя Республика Марий Эл Республика Татарстан Чувашская Республика Ульяновская область Оренбургская область

1. Количество договоров аренды федерального недвижимого имущества 125 80 92 60 207

2. Площадь договоров аренды федерального недвижимого имущества ПФО, кв.м. 10086,3 12755,4 255021,7 11673,3 25843,4

3. Задолженность по договорам аренды федерального недвижимого имущества, просроченная более чем на 3 мес., руб. 288 581,97 73 351,15 1 125 242 1 664 373 29 256,48

Территориальное управление Росимущества в Республике Марий Эл ведет эффективную работу по заключению договоров аренды федерального недвижимого имущества.

По данному показателю его превосходит лишь ТУ Росимущества в Оренбургской области.

В отношении аренды земельных участков данные представлены в таблице 3.

Количество договоров аренды земельных участков по состоянию на 12.01.2012 года

Таблица 3

Наименование показателя Республика Марий Эл Республика Татарстан Чувашская Республика Ульяновская область Оренбургская область

1. Количество договоров аренды земельных участков 1414 148 240 144 468

2. Площадь договоров аренды земельных участков, га 32429,1 11630,5 14769,9 9354,6 73593,6

3. Задолженность по договорам аренды земельных участков, просроченная более чем на 3 мес., руб. 28 289 173 502 423,95 8 153 563 5 206 306 0,0

По количеству договоров аренды земельных участков Территориальное управление Росимущества в Республике Марий Эл занимает ведущее место. Однако необходимо отметить, что задолженность по договорам аренды земельных участков достаточно велика. В целях обеспечения выполнения плановых показателей необходимо принять меры, направленные на усиление контроля за поступлением платежей от арендаторов, улучшение взаимодействия с юридическим отделом в части ведения претензионно-исковой работы.

В настоящее время продолжается процесс оптимизации состава и структуры федерального имущества, в том числе путем приватизации, перераспределения имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

В таблице 4 представлены сведения о рассмотрении заявок на приватизацию земельных участков.

21

Новый университет. 2013. № 5 (27).

ISSN 2221-7347

Таблица 4

Сведения о рассмотрении заявок на приватизацию земельных участков по состоянию на 12.01.2012 года

Наименование показателя Республика Марий Эл Республика Татарстан Чуваш- ская Респуб- лика Ульяновская область Оренбургская область

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Количество поданных заявок 13 10 9 23 56

2. Количество заявок, возвращенных в ТУ на доработку 1 1 5 19 48

3.Количество заключенных договоров купли-продажи 5 0 1 22 48

4. Количество заявок, направленных в ЦА Росимущества 12 7 7 19 48

5. Количество заявок, направленных в ТУ для заключения договоров купли-продажи 5 5 1 21 49

Таблица 6

Организационная структура Территориальных управлений

№ п/п Республика Республика Чувашская Ульяновская Оренбургская об-

Марий Эл Татарстан Республика область ласть

1. Руко- Руководитель Руководитель Руководитель Руководитель Руководитель

водство Зам руково- Зам. руководителя Зам руководителя

дителя Зам руководителя Зам руководителя Зам руководителя

2. Отде- управления учета, управления учета федераль- реестра и реестра, привати-

лы земельным и приватизации ного имущества, оценки зации и оценки

фондом федерального разграничение управления управления иму-

управления и имущества гос-й собствен- федеральной ществом учрежде-

распоряже- регулирования ности на землю собственно- ний и казны

ния имуще- земельных отно- и регистрации стью бух-го учета, кад-

ством и пра- шений права собствен- земельных и ров и делопроиз-

вового обес- организации рабо- ности РФ арендных от- водства

печения ты и финансового контроля ис- ношений правового обеспе-

бух-го учета, обеспечения пользования фе- правового чения и управле-

кадров, ин- оценки и распо- дерального обеспечения и ния земельными

форматиза- ряжения аресто- имущества, при- кадров ресурсами

ции и дело- ванным и изъятым ватизации и ра- реализации

производства имуществом боты с гос-ми арестованного

предприятиями, и конфиско-

учреж-ями и ванного иму-

коммерч-ми ор- щества

ганизациями бух-го учета,

оценки управле- отчетности,

ния и распоря- делопроизвод-

жения недвижи- ства, контроля

мым имуществом имущества; правового обеспечения, бух-го

учета, кадров и делопроизводства;

22

ISSN 2221-7347

Экономика и право

В целом работу по приватизации земельных участков в ТУ Росимущества Республике Марий Эл необходимо активизировать: из 12 заявок, направленных в Центральный аппарат Росимущества лишь 5 получили одобрение и направлены в ТУ для заключения договоров купли-продажи (в процентном соотношении это менее половины). В данном направлении остальными Территориальными управлениями работа ведется более успешно: Республика Татарстан - из 7 заявок, направленных в ЦА Росимущества 5 направлены на заключение договоров купли-продажи; Ульяновская область - из 19 заявок направлены 21; Оренбургская область - из 48 направлены на заключение договоров аренды 49 (за исключением Чувашской Республики: из 7 поданных заявок 5 возвращены на доработку, лишь 1 заявка направлена на заключение договора купли-продажи).

Анализ деятельности любой организации необходимо начинать с изучения его организационной структуры, штатной численности. Рассмотрим организационную структуру Территориальных управлений. Данные представлены в таблицах 6, 7, 8 [3, 4].

Укомплектованность территориальных органов

Таблица 7

Наименование показателя Республика Марий Эл Республика Татарстан Чувашская Республика Ульяновская область Оренбургская область

1. Установленная штатная численность гражданских служащих 21 29 24 35 39

2. Фактическая штатная численность гражданских служащих 17 30 22 27 38

Соответствие взысканий и поощрений сотрудников территориальных органов ПФО

Таблица 8

Наименование показателя Республика Марий Эл Республика Татарстан Чувашская Республика Ульяновская область Оренбургская область

1. Фактическая численность 17 30 22 27 38

2. Количество государственных гражданских служащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности 4 0 2 4 0

3. Количество объявленных благодарностей, награждений и иных поощрений сотрудников ТО 0 0 6 1 0

Организационную структуру Территориальных Управлений Росимущества составляют:

- в Марий Эл: руководитель, заместитель руководителя, 3 отдела;

- Республика Татарстан: руководитель, 3 заместителя руководителя, 4 отдела;

- Чувашская республика: руководитель, 4 отдела;

- Ульяновская область: руководитель, 6 отделов;

- Оренбургская область: руководитель, 2 заместителя руководителя, 4 отдела.

23

Новый университет. 2013. № 5 (27).

ISSN 2221-7347

Установленная штатная численность гражданских служащих в Марий Эл -21, фактическая численность - 17 служащих; Республика Татарстан - 29, фактическая численность - 30; Чувашская Республика - 24, фактическая - 22; Ульяновская область - установленная 35, фактическая - 27; Оренбургская область - 39, фактическая -38. Во всех Территориальных управлениях наблюдается недоукомплектованность. В Республике Марий Эл показатель составляет 4 единицы.

В целях установления и поддержания высоких стандартов государственных услуг желательно увеличить количество работников.

Причины необходимости увеличения фактической штатной численности гражданских служащих:

- высокая задолженность по договорам аренды федерального имущества и земельных участков (необходимо активизировать деятельность в части претензионно-исковой работы);

- Объем работ, возлагаемого на 1 сотрудника велик и занимает значительную часть рабочего времени (количество объектов учета, подлежащих учету в реестре в ТУ в Марий Эл -7631, при штатной численности 17 единиц; в Ульяновской области примерно такое же количество объектов - 7307, при этом штатная численность составляет 38 единиц).

В целях повышения эффективности деятельности и ввиду того, что установленная штатная численность позволяет, можно внести предложение по внесению в организационную структуру ТУ Росимущества в Республике Марий Эл отдела реестра, приватизации и оценки. Данное предложение обосновано по следующим причинам.

Во-первых, если ориентироваться на основные показатели деятельности Территориального Управления, которое имеет наиболее высокие показатели деятельности в Приволжском федеральном округе - Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом республики Татарстан, мы получим следующие результаты. Данные представлены в таблице 9.

Таблица 9

Основные показатели деятельности ТУ республики Марий Эл и ТУ республики Татарстан

Наимено- вание показате- ля ТУ Росимущества в Республике Марий Эл Кол-во служащих в соответствующем отделе, ед. Нагрузка на 1 гражданского служащего в соответствующем отделе, объектов ТУ Росимущества в Республике Татарстан Кол-во служащих в соответствующем отделе, ед. Нагрузка на 1 гражданского служащего в соответствующем отделе, объектов

Количество объектов учета, подлежащих учету в реестре, в том числе: 7631 - - 11614 - -

а) земельных участков 3355 4 838,75 1334 6 222,33

б) иных объектов недвижимого имущест- ва 4276 6 712,66 10280 15 685,33

24

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Проводя анализ данных таблицы, можно придти к выводу, что нагрузка на одного сотрудника отдела управления земельным фондом ТУ Марий Эл существенно выше, чем в ТУ Татарстан. Этот факт свидетельствует о диспропорции в организационной структуре.

При вводе в организационную структуру ТУ Марий Эл отдела реестра, приватизации и оценки, снижается загруженность и, в дальнейшем, повысится эффективность управления.

В 2012 году была разработана Концепция по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года. В ней были определены основные проблемы управления государственной собственностью:

1) Обременение государства избыточными активами;

2) Неэффективная вертикаль управления федеральным имуществом;

3) Неэффективные взаимоотношения государства с другими участниками;

Основные цели:

а) Каждый актив учтен в системе учета и управления;

б) Для каждого актива определена цель:

- сохранение в федеральной собственности;

- отчуждение из федеральной собственности;

Основа эффективного управления - переопределение состава, уровня детализации и процессов управления объектами учета:

- учет персонального закрепления физических лиц за объектами управления (сотрудники Росимущества, руководство правообладателей);

- учет правообладателей, контрагентов, объектов, показателей финансово- хозяйственной деятельности;

- учет всех документов в электронной форме;

Во-вторых, с 2013 года вводится регулярный (ежеквартальный) процесс обновления данных, сокращается полное время постановки объектов на учет с 169 дней до 35, это дополнительная нагрузка на сотрудников Территориальных Управлений Росимущества.

Общей целью совершенствования системы учета и управления является переход от ручного ведения каталога активов (реестра) к развертыванию системы управления федеральной собственностью на современной технологической платформе.

Трансформация системы учета потребует структурных изменений в квалификационных требованиях к персоналу Росимущества: переход от операторов ввода документов к экспертам по управлению активами.

Библиографический список

1. Информационно-правовой портал Гарант-плюс. URL: http://www.garant.ru/ Дата обращения

01.05.2013.

2. Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Марий Эл. URL: http://to12.rosreestr.ru. Дата обращения 01.05.2013.

3. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом URL http://www.rosim.ru/ Дата обращения 03.05.2013.

4. Республика Марий Эл. Официальный интернет портал. URL http://portal.mari.ru Дата обращения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

03.05.2013.

Статья поступила в редакцию 18.05.2013.

ЯЛЯЛИЕВА Татьяна Валерьевна - кандидат экономических наук, доцент, Поволжский государственный технологический университет.

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.