Научная статья на тему 'Применение системы ключевых показателей эффективности в сфере управления федеральным имуществом Российской Федерации'

Применение системы ключевых показателей эффективности в сфере управления федеральным имуществом Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2387
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / КПЭ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ / KEY PERFORMANCE INDICATORS / EFFICIENCY OF PUBLIC ADMINISTRATION / FEDERAL PROPERTY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галкин Андрей Игоревич, Аляутдинов Н.Ф.

Авторы рассматривают вопросы применения системы ключевых показателей эффективности (КПЭ) в сфере управления федеральным имуществом на примере территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество). Анализируют цели создания этой системы, решаемые задачи, предпосылки и особенности внедрения системы расчета КПЭ в деятельности территориальных органов Росимущества. Представляют алгоритм действий территориальных органов в рамках расчета КПЭ. Перечисляют КПЭ, указывают их статус и вес при формировании рейтинга. Анализируют преимущества и недостатки системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE KPI SYSTEM IN THE MANAGEMENT OF FEDERAL PROPERTY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The authors consider the questions of application of the system of key performance indicators (KPI) in the management of federal property on the example of the territorial bodies of the Federal Agency for State Property Management (Agency). Analyze the goal of the system, tasks, conditions, and particularly the introduction of the system of calculation of KPI in the activities of the territorial bodies of the Federal Property Agency. Represent algorithm of actions in the framework of the territorial bodies of the calculation of KPI. KPI lists indicate their status and weight in the formation of the rankings. Advantages and disadvantages of the system.

Текст научной работы на тему «Применение системы ключевых показателей эффективности в сфере управления федеральным имуществом Российской Федерации»

 Применение системы ключевых показателей эффективности в сфере управления федеральным имуществом Российской Федерации

А.И. Галкин заместитель директора Департамента имущественных отношений Министерства экономического развития Российской Федерации, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», кандидат экономических наук (г. Москва) Н.Ф. Аляутдинов заместитель руководителя службы по взаимодействию с органами государственной власти Молодежного союза экономистов и финансистов Российской Федерации, аспирант кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (г. Москва)

Андрей Игоревич Галкин, angalkin@mail.ru

В последние годы в Российской Федерации проводилась активная работа по повышению эффективности управления государственным имуществом.

21 мая 2013 года был издан приказ Минэкономразвития России № 273 «О приоритетном проекте Министерства экономического развития Российской Федерации «Повышение эффективности деятельности территориальных органов Росимущества» (далее - приказ Минэкономразвития России № 273). Разработкой этого приказа внутри Минэкономразвития России занимался Департамент имущественных отношений 1 -структурное подразделение центрального аппарата Минэкономразвития России, осуществляющее реализацию его функций по разработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере имущественных отношений, а также контроль и координацию деятельности находящегося в ведении Минэкономразвития России Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее -Росимущество).

Одной из приоритетных задач приказа Минэкономразвития России № 273 являлось создание системы оценки деятельности территориальных органов Росимущества посредством ключевых показателей эффективности (далее - КПЭ).

В соответствии с указанной задачей 29 января 2014 года руководителем Росимущества О.К. Дергуновой был подписан приказ № 23 «Об утверждении перечня и методики расчета ключевых показателей эффективности деятельности территориальных органов Росимущества в части управления федеральным имуществом» (далее - приказ Росиму-щества № 23).

Цель создания системы КПЭ - оценка и контроль эффективности деятельности территориальных органов Росимущества (далее - территориальные органы) в части управления государственным имуществом. В настоящее время создание и совершенствование

1 Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 мая 2009 года № 166 «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства экономического развития Российской Федерации».

системы КПЭ можно считать одним из ключевых элементов повышения эффективности управления государственным имуществом.

Эффективно применяемая система КПЭ позволяет решать следующие задачи:

• взаимосвязь эффективности управления имуществом и текущей деятельности территориальных органов;

• формализация цели и основных направлений деятельности территориальных органов;

• выделение показателей, определяющих достижение целей территориальных органов;

• активизация работы руководства и персонала территориальных органов и стимулирование к постоянному повышению эффективности управления государственным имуществом;

• выявление проблемных направлений в деятельности территориальных органов и оперативное принятие управленческих решений.

Система КПЭ основывается на следующих принципах:

• системность и всеобщий охват - оценка эффективности охватывает и формализует все сферы деятельности территориальных органов в рамках управления государственным имуществом;

• регулярность - оценка эффективности выполняется ежеквартально и за год (возможна оценка за периоды 1-11, 1-111 и кварталы);

• результативность - возможность мониторинга управления и выявления проблемных областей в деятельности территориальных органов.

В системе КПЭ используются контрольные и информационные показатели. Контрольные показатели распространяются на сферы деятельности, где территориальный орган обладает достаточным объемом полномочий, чтобы эффективно справляться с задачами управления государственным имуществом. Территориальный орган несет ответственность за достигнутые значения по контрольным показателям КПЭ. Информационные показатели предназначены для оценки ситуации в сфере управления имуществом и указывают на возможные внешние причины недостижения результатов по контрольным показателям.

Территориальные органы оцениваются с точки зрения достижения поставленных целевых значений КПЭ. Каждый территориальный орган должен стремиться к максимальному выполнению целевых значений.

По итогам оценки уровня степени достижения поставленных целевых значений КПЭ с учетом весов проводится оценка интегрального индекса эффективности работы территориальных органов по управлению государственным имуществом. На основании значений этого индекса составляется рейтинг эффективности работы территориальных органов по управлению государственным имуществом.

На рисунке 1 показаны основные действия, предпринимаемые для расчета КПЭ и оценки эффективности деятельности территориальных органов за I—IV кварталы и за год, исполнители и сроки выполнения действий.

Территориальные органы и структурные подразделения Росимущества в установленном порядке в рамках своей компетенции обеспечивают своевременное внесение в учетные системы полных и достоверных сведений, необходимых для расчета КПЭ.

Территориальные органы обеспечивают внесение сведений посредством заполнения форм отчетности «Автоматизированной системы учета и анализа отчетности территориальных органов» (АСУиАО), актуализации данных реестра федерального имущества в «Автоматизированной системе учета федерального имущества» (АСУФИ) и актуализации данных других информационных подсистем Федеральной государственной

Исполнитель

Территориальные органы, структурные подразделения

Управление информационных

технологий (автоматизированная система расчета КПЭ)

Структурные подразделения

Территориальные органы, структурные подразделения

Управление информационных

технологий (автоматизированная система расчета КПЭ)

Управление анализа и координации деятельности территориальных органов

Действие

Срок выполнения

До 25 числа месяца, следующего за оцениваемым периодом

До 26 числа месяца, следующего за оцениваемым периодом

До 2 числа второго месяца, следующего за оцениваемым периодом

До 20 числа второго месяца, следующего за оцениваемым периодом

До 21 числа второго месяца, следующего за оцениваемым периодом

ПОСТОЯННО

Рис. 1. Основные действия, предпринимаемые для расчета КПЭ и оценки эффективности деятельности территориальных органов Росимущества

информационно-аналитической системы «Единая система управления государственным имуществом» (ФГИАС ЕСУГИ).

Структурные подразделения обеспечивают внесение сведений о деятельности территориальных органов в подсистемы, относящиеся к сфере деятельности этого структурного подразделения.

Управление информационных технологий (далее - УИТ) осуществляет предварительный расчет КПЭ посредством механизма автоматизированного расчета ключевых показателей эффективности деятельности территориальных органов Росимущества.

Структурные подразделения Росимущества в части, касающейся своей компетенции, проводят оценку (экспертизу) полученных значений КПЭ и делают замечания о качестве введенных данных до 2 числа второго месяца, следующего за истекшим кварталом.

Территориальные органы и структурные подразделения Росимущества для обеспечения надлежащего качества данных осуществляют их корректировку или дают пояснения к введенным значениям.

Окончательный расчет КПЭ, а также расчет интегрального индекса для каждого территориального органа за оцениваемый период (периоды) проводит УИТ посредством механизма автоматизированного расчета ключевых показателей эффективности деятельности территориальных органов Росимущества.

Анализ и учет полученных расчетных данных по каждому территориальному органу осуществляет Управление анализа и координации деятельности территориальных органов (далее - УАКДТО), в том числе в целях подготовки проектов решений о поощрении (премировании) руководителей и сотрудников территориальных органов Росимущества.

В результате совместной работы Минэкономразвития России и Росимущества в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации создана система расчета КПЭ деятельности территориальных органов Росимущества.

Для оценки эффективности деятельности территориальных органов в части управления федеральным имуществом применяются 35 ключевых показателей эффективности, разделенные на 10 направлений (см. рис. 2):

1) приватизация предприятий;

2) получение доходов от предприятий;

3) контроль деятельности предприятий (АО);

4) антикризисное управление предприятиями;

5) формирование портфеля имущества;

6) вовлечение имущества в хозяйственный оборот;

7) обеспечение и размещение федеральных организаций;

8) оформление и учет имущества;

9) реализация и ликвидация арестованного и конфискованного имущества;

10) обеспечение качества данных об объектах федерального имущества.

ГРУППЫ ИМУЩЕСТВА

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И Ш ш ш

Имущество ФГУП Акционирование ФГУП Приватизация АО Перечисление части чистой прибыли Начисление дивидендов Контроль деятельности ФГУП и АО Корпоративное управление Ликвидация недействующих 1 ФГУП и АО

Имущество АО

Закрепленное имущество

Ш.......................

Приватизация и отчуждение имущества

Приватизация и отчуждение, приобретение и закрепление имущества

ш

Вовлечение в хозяйственный оборот

Размещение

ФОИВ* =1

: Оформление 1

и учет

Обеспечение : имущества

ФОИВ*

ЕШ

Обеспечение качества данных

об объектах федерального имущества

Ш

Реализация имущества

Утилизация имущества

* ФОИВ - федеральные органы исполнительной власти

Рис. 2. Направления оценивания деятельности территориальных органов Росимущества

Все КПЭ разделены на контрольные и информационные. Контрольные КПЭ являются основой для оценки деятельности территориальных органов, информационные - важными индикаторами для понимания общей ситуации в рамках управления федеральным государственным имуществом.

В соответствии с приказом № 23 Росимуществом во взаимодействии с Минэкономразвития России был сформирован Перечень КПЭ деятельности территориальных органов Росимущества в части управления федеральным имуществом и разработана методика расчета каждого показателя.

В таблице представлены веса ключевых показателей эффективности, которые применяются в случае достаточной информации для расчета каждого из контрольных КПЭ по каждому территориальному органу (для первых двух лет периода и для года окончания действия трехлетнего прогнозного плана приватизации соответственно).

Веса ключевых показателей эффективности в различные годы действия трехлетнего

прогнозного плана приватизации 2

Показатель Вес показателя, %

код наименование тип в 1-м и 2-м годах в 3-м году

1.1 Своевременность продажи пакетов акций и долей в капитале

1.2 Результативность продаж пакетов акций и долей в капитале компаний, приватизация которых была возможна 3,1

1.3 Своевременность акционирования ФГУП информационный -

1.4 Соотношение фактической и оценочной стоимости продажи пакетов акций и долей в капитале компаний

1.5 Конкурентность продаж пакетов акций и долей в капитале после приватизации предприятия -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.1 Дисциплина перечисления части прибыли ФГУП контрольный 4 3,1

2.2 Дисциплина перечисления дивидендов

3.1 Исполнительская дисциплина по поручениям, исполняемым АО, полномочия по которым делегированы территориальному органу информационный - -

3.2 Исполнительская дисциплина по предоставлению отчетности руководителями ФГУП и представителями интересов Российской Федерации в органах управления АО контрольный 13 12,6

4.1 Доля организаций (АО, ООО и ФГУП), в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве, к общему количеству организаций на конец года 4 3,1

4.2 Эффективность ликвидации юридических лиц, прекративших деятельность информационный - -

5.1 Выполнение плана по доходам от продажи земельных участков контрольный 4 3,1

5.2 Эффективность планирования доходов от продажи земельных участков информационный - -

5.3 Доля судебных дел, по которым территориальный орган выступил в качестве истца, разрешенных в пользу территориального органа, от общего количества судебных дел, по которым территориальный орган выступил в качестве истца, завершенных в отчетном периоде контрольный 4 3,1

2

Таблица составлена авторами настоящей статьи на основе приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 января 2014 года № 23 «Об утверждении перечня и методики расчета ключевых показателей эффективности деятельности территориальных органов Росимущества в части управления федеральным имуществом».

6.1 Выполнение плана по доходам от аренды земельных участков контрольный 4 3,1

6.2 Эффективность планирования доходов от аренды земельных участков информационный - -

6.3 Выполнение плана по доходам от аренды имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений

6.4 Эффективность планирования доходов от аренды имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений

6.5 Выполнение плана по доходам от сдачи в аренду имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации (за исключением земельных участков) контрольный 4 3,1

6.6 Эффективность планирования доходов от сдачи в аренду имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации (за исключением земельных участков) информационный - -

6.7 Доля площади неиспользуемых объектов недвижимого имущества казны Российской Федерации к площади всех объектов недвижимого имущества казны Российской Федерации (за исключением земельных участков) информационный

6.8 Доля договоров аренды недвижимого имущества, за исключением земельных участков, ставки арендной платы по которым рассчитаны на основании рыночной оценки контрольный 4 3,1

6.9 Доля просроченной задолженности по договорам аренды недвижимого имущества (за исключением земельных участков)

6.10 Дисциплина претензионно-исковой работы по аренде информационный - -

6.11 Дисциплина взыскания задолженности по арендной плате контрольный 4 3,1

7.1 Своевременность рассмотрения заявок на размещение федеральных организаций 13 12,6

7.2 Излишки площадей у федеральных организаций информационный - -

7.3 Дефицит площадей у федеральных организаций

8.1 Доля объектов недвижимости, за исключением земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации

8.2 Доля земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации

8.3 Выполнение плана по проверкам использования по назначению и сохранности федерального имущества контрольный 13 12,6

9.1 Доля реализованного арестованного имущества 4 3,1

9.2 Доля реализованного и утилизированного конфискованного имущества

10.1 Доля объектов и записей об изменении сведений об объектах, представленных к учету и рассмотренных территориальным органом с соблюдением установленных сроков (за исключением казны Российской Федерации) 13 12,6

Окончание таблицы

10.2 Доля ошибочных карт объектов, учтенных в Реестре федерального имущества, от общего количества карт объектов, учтенных в Реестре федерального имущества информационный - -

В случае когда отсутствуют полные и достоверные данные о некоторых контрольных КПЭ, веса распределяются следующим образом.

Если для территориального органа не хватает данных хотя бы по одному из показателей, относящихся к «сервисным» направлениям (контрольные показатели с максимальным весом), то территориальный орган, по которому данные отсутствуют, исключается из рейтинга. Если отсутствуют данные по более чем трем показателям по территориальному органу, то он исключается из рейтинга. Если для какого-нибудь территориального органа отсутствуют данные по некоторым (максимум 3) показателям остальных направлений, то для этого территориального органа суммарный вес этих направлений равномерно распределяется между всеми остальными КПЭ, которые можно рассчитать. Каждому из этих КПЭ присваивается одинаковый вес, который определяется по следующим формулам:

для распределения весов по таблице в 1-й и 2-й годы: = [48 / (12 - М,)] х 100%;

для распределения весов по таблице в 3-м году: = [49,6 / (16 - М)] х 100%,

где - вес у-го КПЭ для ,-го территориального органа;

- число КПЭ, для расчета которых данные для ,-го территориального органа отсутствуют.

Веса перемножаются на соответствующие значения показателей и складываются в единый интегральный индекс из значений КПЭ, который получается путем их перемножения на вес каждого КПЭ и сложения полученных результатов. Используется следующая формула:

я, = ПЩ,х у

где Яу - интегральный индекс для ,-го территориального органа;

КР1, - значение (уровень выполнения) у-го КПЭ для ,-го территориального органа;

№. - вес у-го КПЭ для /'-го территориального органа.

По интегральному индексу формируется рейтинг территориальных органов по эффективности работы по управлению государственным имуществом.

Таким образом, нами были проанализированы предпосылки и особенности внедрения систем расчета КПЭ деятельности территориальных органов Росимущества, цели создания этой системы и решаемые задачи, представлен алгоритм действий территориальных органов в рамках расчета КПЭ. Перечислены и детально рассмотрены все КПЭ, указаны их статус, вес при формировании рейтинга и т. д., а также процесс формирования интегрального индекса эффективности деятельности территориальных органов Росимущества с учетом особенностей каждого показателя.

Анализ применения системы КПЭ в Росимуществе - федеральном органе исполнительной власти (далее - ФОИВ) с обширным территориальным разветвлением по всей стране показал, что процесс внедрения КПЭ в системе государственного управления запущен.

Оценка эффективности такого крупного органа власти, как Росимущество, с приме-

нением инновационной для государственного управления в России системы КПЭ позволит повысить эффективность принятия управленческих решений как на частном уровне (в территориальных органах), так и на уровне всего ведомства в целом. В связи с этим целесообразно перейти к вопросам совершенствования системы расчета КПЭ деятельности территориальных органов Росимущества и перспективам внедрения таких систем в других ФОИВ, обладающих расширенными полномочиями в сфере управления федеральным имуществом.

Одним их недостатков созданной системы расчета КПЭ деятельности территориальных органов Росимущества можно считать отсутствие среди перечисленных показателей индикаторов, связанных с учетом мнения населения, различных компаний, ФГУП и АО о деятельности территориальных органов 3.

При различных территориальных органах Росимущества, как и при иных ФОИВ, действуют общественные советы. Представляется возможным возложить на подобные советы общественно-контрольные функции. В таком случае участие общественного совета в оценке эффективности деятельности территориального органа Росимущества возможно посредством ежегодного рассмотрения этим советом доклада территориального органа Росимущества о результатах его деятельности. Так, в начале календарного года территориальный орган будет объявлять о целях на год, а ближе к концу представлять доклад о достигнутых результатах, выслушав который, члены общественного совета смогут задавать вопросы по интересующим их темам, получать ответы и в результате определять оценку деятельности территориального органа, которая может повлиять на общий результат деятельности этого территориального органа при составлении агрегированного рейтинга.

Также целесообразно поставить вопрос о возможности наделения общественных советов при Минэкономразвития России и Росимуществе правом вносить предложения по корректировке ключевых показателей эффективности деятельности территориальных органов Росимущества. Предпосылки для этого имеются в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

21 марта 2015 года Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев подписал распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении формы отчетности по показателям, характеризующим эффективность деятельности ФОИВ в сфере управления федеральным имуществом, которое было подготовлено Минэкономразвития России в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации. Указанное распоряжение обязывает ФОИВ, обладающих расширенными полномочиями в сфере управления федеральным имуществом, в соответствии с формой отчетности размещать в заданный срок в сети «Интернет» данные о достигнутых результатах. К таким ФОИВ относятся:

• Министерство обороны Российской Федерации;

• Росимущество;

• Управление делами Президента Российской Федерации;

• Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация);

• Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).

Указанные ФОИВ ежегодно в срок до 15 июня представляют доклад в Минэкономразвития России, которое, в свою очередь, агрегировав полученные сведения, направляет доклад в Правительство Российской Федерации в срок до 1 июля текущего года.

3 См.: Гимаев И. З. Общественное мнение как фактор повышения эффективности государственного управления в современной России // Евразийский юридический журнал. 2012. № 3. С. 123-125.

Росимуществом рассчитываются все показатели, входящие в форму, а остальными ФОИВ - только те, которые непосредственно имеют к ним отношение.

Такая форма отчетности позволит оценить крупнейших владельцев государственной собственности в России по показателям эффективности, разработанным в Минэкономразвития России, опиравшемся на совместную с Росимуществом разработку системы оценки эффективности территориальных органов Росимущества.

На наш взгляд, количество показателей, указанное в упомянутом распоряжении, является более оптимальным, чем в приказе Росимущества № 23.

Еще одним важным документом, разработанным Минэкономразвития России в рамках взаимодействия с другими ФОИВ является постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2015 года № 72 «О некоторых мерах по совершенствованию статистического наблюдения в сфере управления государственным имуществом» (далее - Постановление № 72), которым утверждена система показателей для оценки эффективности управления государственным имуществом и формирования статистического наблюдения по отношению к следующим хозяйствующим субъектам:

• государственные унитарные предприятия (в том числе казенные);

• государственные учреждения - автономные, бюджетные и казенные;

• акционерные общества, в отношении которых Российская Федерация и ее субъекты обладают специальным правом на участие в управлении («золотая акция»).

Ответственными исполнителями Постановления № 72 выступают Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Казначейство России, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и Министерство обороны Российской Федерации.

Всего в Постановлении № 72 указаны 64 показателя, которые позволят оценить эффективность названных хозяйствующих субъектов на основе данных, предоставленных перечисленными ответственными исполнителями.

Таким образом, определенный тренд задан, все больше и больше органов государственной власти Российской Федерации начинают применять КПЭ как важнейший механизм оценки эффективности деятельности своих подразделений или подведомственных органов 4.

В целях повышения эффективности управления государственным имуществом всем органам власти, обладающим расширенными полномочиями в сфере управления федеральным имуществом, а также хозяйствующим субъектам, в ведении которых находится государственная собственность, следует стремиться к реализации мер, указанных в названных документах Правительства Российской Федерации.

На наш взгляд, в настоящее время внедрение системы КПЭ в государственное управление активно расширяется. Процесс межведомственного и межуровневого взаимодействия органов государственной власти всех уровней в целях совместного поиска траекторий, направлений совершенствования оценки деятельности органов власти дал старт модернизации всей системы государственного управления Российской Федерации.

Мы рассмотрели действие системы КПЭ на примере Росимущества, поскольку ведомство имеет чрезвычайно разветвленную структуру. Это может оказаться полезным в практической деятельности многих других органов государственной власти Российской Федерации, имеющих схожую структуру подведомственных подразделений. К таким органам относятся, например, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная

См.: Прокофьев С. Е., Еремин С. Г., Галкин А. И. [и др.]. Управление государственной и муниципальной собственностью: право, экономика, недвижимость и природопользование : монография / под ред. С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина. М. : Юстицинформ, 2014.

4

налоговая служба, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Казначейство России и многие другие.

Одним из факторов повышения эффективности государственного управления может послужить пересмотр и оценка эффективности органов государственного управления Российской Федерации и их подведомственной сети.

Реформирование системы государственного управления с помощью внедрения новейшей системы КПЭ пройдет успешно в том случае, если у общества будет постоянный и реально работающий механизм воздействия на оценку эффективности деятельности органов государственной власти и стимулирования к переменам в государственном управлении, в том числе в управлении государственным имуществом.

Первым шагом в этом направлении стало принятие постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» и создание портала «Ваш контроль».

В целом задача оценки эффективности деятельности государственных органов управления остается важной и актуальной как на методологическом уровне, так и с точки зрения прикладного использования, требующей глубинного анализа и совершенствования.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. О приоритетном проекте Министерства экономического развития Российской Федерации «Повышение эффективности деятельности территориальных органов Росимуще-ства» : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 мая 2013 года № 273.

2. Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства экономического развития Российской Федерации : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 мая 2009 года № 166. URL: http://economy. gov.ru/minec/about/structure/depreal/doc20090513

3. Об утверждении перечня и методики расчета ключевых показателей эффективности деятельности территориальных органов Росимущества в части управления федеральным имуществом : приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 января 2014 года № 23. URL: http://www.rosim.ru/documents/232014

4. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601.

5. Об утверждении формы отчетности по показателям, характеризующим эффективность деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления федеральным имуществом : распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 марта 2015 года № 481-р.

6. О некоторых мерах по совершенствованию статистического наблюдения в сфере управления государственным имуществом : постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2015 года № 72.

7. Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанно-

стей» и создание портала «Ваш контроль» : постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года № 1284.

8. Гимаев И. З. Общественное мнение как фактор повышения эффективности государственного управления в современной России // Евразийский юридический журнал. 2012. № 3.

9. Прокофьев С. Е., Еремин С. Г., Галкин А. И. [и др.]. Управление государственной и муниципальной собственностью: право, экономика, недвижимость и природопользование : монография / под ред. С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина. М. : Юстицинформ, 2014.

ИНФОРМАЦИЯ. СОБЫТИЯ

* * *

О

INTEGRATION

Investors club

*

Споры об оценке

Заседания Рабочей группы по мониторингу применения законодательства в области имущественных налогов

22,29 октября 2015 года, Москва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Будет ли налог на имущество, который российские собственники недвижимости должны будут платить со следующего года, справедливым?

Как сделать так, чтобы кадастровая стоимость была адекватной рыночным реалиям?

Что нужно сделать государству, чтобы повысить собираемость налога на имущество, за счет которого пополняются местные бюджеты?

Эти и многие другие вопросы обсуждались 22 октября 2015 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на первом заседании Рабочей группы по мониторингу применения законодательства в области имущественных налогов.

Согласно новому закону «О налоге на имущество», вступившем в силу с 1 января 2015 года, величина налога будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости недвижимости, максимально приближенной к рыночной.

Депутат Государственной Думы Иван Дмитриевич Гоачёв выразил свое несогласие с политикой, которую проводит государство в отношении налога на имущество. По мнению Ивана Грачёва, автора закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», «В России не существует базы данных о реальной стоимости объектов, участвующих в хозяйственном обороте. Нужны годы, а, может быть, и десятилетия, чтобы мы смогли создать подобную базу данных. При этом стоит учитывать и тот факт, что операции с недвижимостью наши граждане совершают в 2-3 раза реже, чем европейцы или американцы. Таким образом, любая оценка, тем более проведенная массовым способом, чревата большим количеством ошибок».

Не менее серьезная проблема в сфере кадастровой оценки недвижимости - некачественная исходная информация об объектах оценки. По словам Алексея Каминского, председателя Комиссии по кадастровой оценке и оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, президента саморегулируемой организации оценщиков «Экспертный совет», кадастровый оценщик оценивает сотни тысяч и миллионы объектов недвижимости, расположенных в одном субъекте. В связи с этим он вынужден использовать характеристики объектов из перечня, представленного заказчиком. О каком качестве кадастровой оценки можно говорить, если десятки тысяч объектов в перечне не имеют точный адрес или непонятно их функциональное назначение либо (для линейных объектов) неизвестна протяженность?

Продолжение на с. 56

* Информация предоставлена пиар-службой Международного клуба инвесторов «ИНТЕГРАЦИЯ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.