Научная статья на тему 'Повышение эффективности психолого-педагогического управления деятельностью профессорско-преподавательского состава'

Повышение эффективности психолого-педагогического управления деятельностью профессорско-преподавательского состава Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности психолого-педагогического управления деятельностью профессорско-преподавательского состава»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА

Т.В. Савченко

Рассматривая филиал высшего учебного заведения как сложную социальную систему, следует отметить, что управление образовательным процессом в нем должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить перевод обучаемого из одного качественного состояния в другое, более совершенное. Ведущая роль в этой системе управления принадлежит преподавателю (Бабанский Ю.К., 1989; Андреев А.А., 1998 и др.).

Управление процессом обучения реализуется в психолого-

педагогической деятельности преподавателя, которая осуществляется при решении им педагогических задач (Н.В.Басова, 1999). Процесс обучения можно представить как функционирование сложной динамической системы, управление взаимодействием элементов которой обусловлено ведущей ролью и авторитетом преподавателя, а также влиянием внешней среды, психологических характеристик студента и его самоуправления. Поэтому управленческая деятельность преподавателя в данном процессе рассматривается как целенаправленная регуляция отношений с обучаемыми, выявление изменений в развитии их личности и определение оптимальных способов воздействия на них.

Принятие преподавателем правильных управленческих решений после обработки информации является центральным элементом процесса обучения, гарантирующим эффективность управления.

Управление процессом обучения при изучении конкретной учебной дисциплины требует от преподавателя создания необходимых внешних и внутренних условий для целенаправленного формирования личностных и профессиональных качеств обучаемого, рационального использования общеобразовательных, профессиональных и воспитательных возможностей процесса обучения, всех форм, видов учебной и воспитательной работы (Болотин А.Э., Драчев С.С., 2001).

Чтобы управлять процессом обучения, формированием личности и профессиональной пригодности будущего специалиста, преподаватель должен быть компетентным, обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками, профессиональной направленностью, высоким чувством ответственности, организаторскими и педагогическим способностями, этикой и тактом, качественно выполнять функциональные обязанности, иметь авторитет, владеть навыками научной организации труда, влиять на обучаемых своей личностью, проявлением идейных, нравственных и профессиональных качеств.

При управлении процессом обучения на преподавателя возложены следующие функции: обеспечение качественной профессиональной подготовки специалистов и их всестороннего развития; превращение педагогических задач в задачи самих обучаемых; эффективное использование принципов, методов, форм и средств обучения и воспитания; корректирование учебного процесса и анализ результатов.

Для эффективного управления образовательным процессом преподаватель должен работать планово и по определенной системе. Система управле-

ния процессом обучения немыслима без научной организации труда преподавателя, своеобразного стиля управления.

Стиль управления процессом обучения - это устойчивая система принципов, приемов, методов, форм и средств общения преподавателя с обучаемыми, направленная на успешное решение педагогических задач.

Для успешного управления образовательным процессом педагогу необходимо: изучение индивидуальных характеристик обучаемых и социальнопсихологического климата в первичных учебных коллективах; использование результатов социально-психологического и психофизиологического обследования обучаемых для формирования личностных и профессионально необходимых качеств, а также обеспечения эффективного управления процессом обучения с учетом психологических условий, в которых оно осуществляется.

Эффективность управления образовательным процессом во многом зависит от управления познавательной активностью и мыслительной деятельностью обучаемых. Управление познавательной активностью и мыслительной деятельностью обучаемых достигнет наибольшей эффективности, если при этом будут учтены: уровень развития психических свойств, процессов, состояния и опыт обучаемого; психолого-педагогический механизм процесса усвоения знаний; процессы саморегуляции личности обучаемого; процессы развития личностных и профессионально необходимых качеств.

Знание индивидуальных характеристик обучаемых является одним из основополагающих элементов системы управления, реализация которого позволяет осуществлять и совершенствовать прогнозирование, планирование, организацию обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания студентов. Эффективность управления процессом обучения во многом зависит от знания индивидуальных качеств, свойств, особенностей личности каждого студента.

Таким образом, поведение и компетенция профессорско-преподавательского состава являются объектом психолого-педагогического управления со стороны заведующего кафедрой, директора филиала вуза.

Как свидетельствуют проведенные исследования, управление педагогической деятельностью профессорско-преподавательского состава филиала вуза является центральным звеном в общей системе психолого-педагогического управления образовательным процессом.

Общепризнанным в настоящее время считается взгляд на педагогическую деятельность как на поведение, которое, в свою очередь, зависит от компетенции педагога.

Анализ образовательного процесса в филиалах вуза позволил выявить основные характеристики поведения и компетенции профессорско-преподавательского состава как главных составляющих их педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность включает в себя следующие компоненты: профессионализм в выполнении специфических педагогических заданий, а также в выполнении заданий, не являющихся педагогическими и требующими от педагога определенного поведения; высокий уровень письменной и устной коммуникации; проявляемые усилия, энергичность при решении образовательных задач; личную дисциплинированность; умение взаимодействовать с коллегами по работе и руководством филиала вуза.

При этом сама педагогическая деятельность по своей сути является поведением преподавателя. Основными показателями поведения являются: восприимчивость, инициативность и анализ, позволяющий выявлять проблемы в обучении студентов и возможные причины их возникновения.

Компетенция - это основополагающая характеристика педагога, которая обусловливает причинно-следственную связь с критериями эффективности и высокого качества выполнения им педагогической деятельности. Компетенция - глубинная и устойчивая характеристика личности, которая обусловливает поведение педагога в разнообразных ситуациях, она предопределяет его педагогическую деятельность.

К компетентности относятся: мотивы, характерные черты, представление о себе, объем знаний, поведенческие (когнитивные) навыки. Эти характеристики выступают достаточным основанием для того, чтобы отделить превосходных педагогов от обыкновенных или эффективную педагогическую деятельность от неэффективной.

Мотивы выступают в виде потребностей или мыслей, которые стимулируют, направляют и выбирают поведение педагога.

Характерные черты свидетельствуют о предрасположенности поведения педагога, его уверенности в себе, самоконтроле, стрессоустойчивости, упорстве и т. д.

Представление о себе показывает отношение преподавателя к общечеловеческим и педагогическим ценностям.

Объем знаний - это определенные факты и свойства педагога, которые можно измерить с помощью тестов.

Поведенческие (когнитивные) навыки представляют собой дедуктивное и индуктивное мышление, а также умение слушать, анализировать и показывать свое отношение к тому или иному педагогическому явлению.

Проведенное исследование позволило выявить вклад и значимость (ранговое место) отдельных составляющих компетенции в эффективность педагогической деятельности коллектива филиала вуза.

К числу их относятся: вклад отдельного педагога в выполняемую работу (1 ранговое место); обучение других педагогов (2 место); взаимопонимание в педагогическом коллективе (3 место); уверенность в себе (4 место); самоконтроль (5 место); умение проводить профессиональную экспертизу деятельности других педагогов (6 место); ориентация на высокое качество обучения студентов (7 место); сотрудничество с коллегами по педагогической деятельности (8 место); аналитическое мышление (9 место); концептуальное мышление (10 место); инициативность (11 место); гибкость (12 место); уверенность в своих силах (13 место).

Частота проявлений перечисленных способностей характеризует педагогов высокого уровня.

Проведенное исследование показало, что об эффективности психологопедагогического управления образовательным процессом свидетельствуют: наличие инновационного мышления у педагогов, оптимистичность в коллективе и позитивный индекс педагогической деятельности.

Инновационное мышление педагогов предполагает понимание ими своей роли в образовательном процессе филиала вуза. При обследовании педагогов уточнялись: ясность, приоритетность, сложность стоящих перед ними це-

лей, а также насколько эффективно, по их мнению, они работают на достижение этих целей.

Оптимистичность в коллективе выявляет степень удовлетворенности работой. Для этого у педагогов следует выявлять, какие чувства они испытывают по отношению к заведующему кафедрой, директору филиала вуза и другим руководителям. При этом важно оценить личную включенность педагога в управление образовательным процессом и его лояльность руководителям разного уровня.

Позитивный индекс педагогической деятельности представляет собой показатель удовлетворенности системой психолого-педагогического управления образовательным процессом в филиале вуза.

Он определятся, исходя из оценок шести главных аспектов: внутренней коммуникации в филиале, внешней коммуникации по отношению к головному вузу, личной оценки каждого педагога, проверки педагогической деятельности, планирования, цели и направления развития филиала вуза.

Исходя из этого, были определены основные показатели эффективной работы системы психолого-педагогического управления образовательным процессом в филиалах вуза.

К ним относятся: наличие эффективной системы внутренней и внешней коммуникации; наличие критериев оценки улучшения показателей педагогической деятельности преподавателей и планирования; участие всех субъектов управления образовательным процессом в постановке целей и задач обучения студентов; постоянная обратная связь об эффективности управления; наличие различных способов поощрения профессорско-преподавательского состава.

Педагогическую деятельность профессорско-преподавательского состава филиала вуза следует оценивать как целенаправленное поведение. Как показали проведенные исследования, можно выделить три основных фактора, влияющих на эффективность педагогической деятельности (поведения) преподавателей.

К ним относятся: профессиональные знания (знание того, чему учить студентов); методические знания и навыки; выбор линии поведения (затраты усилий на педагогическую деятельность, определение той меры, в которой следует затрачивать усилия, а также постоянное поддержание меры, в которой затрачиваются усилия).

При этом педагогическая деятельность имеет множество детерминант. Некоторые из них связаны со свойствами личности педагога, другие же - с общей системой или средой деятельности филиала вуза.

Таким образом, совершенствование системы управления образовательным процессом в филиалах вуза предполагает постоянное улучшение деятель -ности профессорско-преподавательского состава на основе мониторинга в виде обратной связи, когда учитываются мнения педагогов и студентов относительно качества обучения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андреев, А.А. Дидактические основы дистанционного обучения /

А.А. Андреев. - М. : [б.и.], 1998. - 126 с.

2. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. - М. : Педагогика, 1989. - 557 с.

3. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. -Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 167 с.

4. Болотин, А.Э. Педагогические основы применения обучающих игр в подготовке специалистов по физической культуре и спорту : монография / А.Э. Болотин, С.С. Драчев ; Санкт-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Изд-во СПб ГУ, 2001. - 134 с.

ТЕХНОЛОГИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СЛОВАРНОГО ТЕЗАУРУСА В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ

В.А. Солодянников, Д.Е. Чесноков

ВВЕДЕНИЕ

Проблема интерпретации сообщений о технике выполнения упражнения является наиболее важной в педагогическом процессе и может стать одним из основных критериев информативности тренера, его профессионализма.

Современная спортивная деятельность, в частности общение между тренерами и спортсменами, к сожалению, отстают от педагогических новаций, которые в значительной степени связаны с тенденциями гуманизации, созданием условий для восхождения человека к индивидуальности, достижения совершенства на основе проектно-технологической культуры мышления и деятельности.

Часто тренер говорит дельные вещи, но до учеников они не доходят, так как от слов тренера до конкретных ощущений, усилий - большая дистанция [2].

Как трансформировать имеющиеся у педагога биомеханические знания в реальную практику так, чтобы они были адекватно восприняты юными спортсменами? Как объём информации о движениях, имеющийся у тренера, рационально донести до ученика, который не обладает подобной информацией при обучении упражнениям?

На исследование и решение данных проблем направлен технологический принцип использования индивидуального словарного тезауруса при взаимодействии преподавателя и ученика, что можно отнести к одному из направлений антропоцентрических подходов. Данное направление синтезирует различные науки (биомеханика, психология, дидактика) и обусловлено высочайшей сложностью соревновательных действий в спортивной гимнастике.

В основу технологического принципа использования индивидуального словарного тезауруса положены следующие составляющие:

1. Технологические подходы к обучению гимнастическим упражнениям как наиболее эффективный путь достижения конечного результата обучения, т.к. он строится на индивидуализированном, осознанном взаимодействии преподавателя и ученика с учётом подготовленности участников процесса и оптимального распределения ресурсов (материальных, человеческих), это - творческий процесс интеграции различных знаний и превращение их в технологические новации.

2. Тезаурусные подходы в создании представления о двигательном действии. Педагог, ориентированный на глубокое познание личности (антропоцентрическое познание), общается с учеником на уровне представления окружающей действительности в голове человека [1, 6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.