Н.Л. Аширбагина, О.В. Фрик К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Ведущей задачей современного вуза является формирование высокомотивированной личности студента, способной жить и трудиться в изменяющихся экономических условиях. Особую актуальность в этой связи приобретают вопросы мотивации учебно-познавательной деятельности студентов. В статье рассматривается проблема формирования мотивации учебной деятельности студентов.
Ключевые слова: педагогика высшей школы, мотивация учебной деятельности, методы активного обучения.
Раздел III ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.14 © Н.Л. Аширбагина, О.В. Фрик
Обучение в современной высшей школе предполагает совершенствование навыков самостоятельности, активности, творчества, в вузах уделяется серьезное внимание созданию условий для самореализации и дальнейшего самосовершенствования студента. Исследованием учебной деятельности в целом, и ее мотивацией в частности, занимались ведущие отечественные психологи и педагоги: А. С. Макаренко, Д.Б. Эльконин,
B.Г. Асеев, И.А. Зимняя, Н.Ф. Талызина, Ю.К. Ба-банский, М.И. Божович, А.К. Маркова, Е.П. Ильин,
C.Л. Рубинштейн и многие другие.
Мотив вообще - это источник деятельности любого человека. Любое обращение к психологии личности так или иначе высвечивает фундаментальное значение мотивационной основы деятельности. Нет внутреннего мотива - внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.
Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Мотивация учения - не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить студентов за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать центральной проблемой современного образования, поэтому уровень сформированности мотивов учения является ведущим показателем результативности деятельности любого педколлектива, в том числе педколлективов вузов.
В то же время анализ ряда педагогических и социологических исследований показал, что общая культура педагогического состава образовательных учреждений высшего профессионального образования находится на достаточно высоком
уровне, что же касается психолого-
педагогической и методической подготовки, то здесь ситуация оставляет желать лучшего. Результаты анализа структуры преподавательского состава учреждений ВПО показывают наличие определенной специфики: а) у большинства преподавателей отмечен высокий уровень специальной и научной подготовки; б) присутствует мозаичность педагогических знаний, отсутствует методическая подготовленность, большинство преподавателей не имеет педагогического образования [1]. В соответствии же с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки преподавателя высшей школы [5], преподаватель должен владеть основами учебно-методической работы.
Данное противоречие порождает необходимость обращения к теоретическим аспектам формирования мотивации учебной деятельности студентов.
На основе анализа педагогической и психологической литературы [3,4,6], можно утверждать, что основными факторами положительной мотивации являются:
1. Содержание учебного материала. Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы. Характер его преподнесения может быть: а) аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный), б) деловой, в) необычный; Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания: а) важности отдельных частей; б) трудности, сложности (простота, доступность); в) новизны, познавательности материала; г) открытие нового в известном; д) историзма, современных достижений науки; е) интересных фактов, противоречий, парадоксов; Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами; Показ значимости знаний, умений: а) общественной; б) личностной; межпредметные связи.
2. Стиль общения преподавателя и студентов. Практикой доказано, что различные стили
взаимодействия формируют различные мотивы деятельности.
• авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неуда-
«надежды на успех».
В плане общения, отношения со студентами очень важны: а) показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям студента; б) проявление личного отношения преподавателя к студенту, группе, высказывание собственного мнения; в) проявление преподавателем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение студентов к подобным проявлениям; г) организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).
3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
При организации учебной деятельности изучение каждого раздела или темы должно состоять из трех этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
Мотивационный этап - сообщение, почему и для чего студенту нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы, обычно состоит из трех учебных действий:
1) создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы; это достигается с помощью следующих приемов: а) постановки задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему; б) рассказа преподавателя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы; в) рассказа о том, как решалась эта проблема в истории науки;
2) формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации - цель деятельности студента на данном занятии;
3) рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы; выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего студенту не хватает, чтобы решить задачу.
На операционально-познавательном этапе для поддержания мотивации важно добиваться, чтобы студент начинал действовать, что возможно при создании ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия): игрового (познавательной игры, соревнования); эмоционального (успеха, увлеченности темой). Известно, что во многих случаях групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная, «втяги-
вая» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных студентов. Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности оказывают положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности и достигнутого результата.
Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. К сожалению, наши преподаватели мало внимания уделяют подведению итогов так, чтобы студенты испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познавания нового. Этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости. Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности студента, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие. Оценки не должны стать самоцелью для студента, потому что может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку, которая «добывается» нечестными способами. Это приводит к угасанию мотива собственно учебной (познавательной) деятельности, к деформации развития личности студента.
Как видим, существует богатый арсенал методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности, условно можно выделить четыре блока основных методов в зависимости от влияния на различные сферы личности студента.
Эмоциональные: поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений; выполнение творческих заданий; «мозговая атака»; развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
Волевые: предъявление учебных требований; информирование об обязательных результатах обучения; формирование ответственного отношения к учению; познавательные затруднения; самооценка деятельности и коррекции; рефлексия поведения; прогнозирование будущей деятельности.
Социальные: развитие желания быть полезным обществу; побуждение подражать сильной личности; создание ситуации взаимопомощи; поиск контактов и сотрудничества; заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка; рецензирование.
чи», задерживает формирование внутренней мотивации;
• демократический стиль педагога, наоборот, способствует внутренней мотивации;
• либеральный (попустительский) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив
Мотивация обучения и стимулирования деятельности студента - это одна из основных задач, стоящих перед профессорско- преподавательским коллективом Омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ. Помня о том, что мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, в Омском филиале диагностика мотивации студентов проводится на протяжении всего процесса обучения.
С целью выявления, какие методы обучения являются более результативными и способствуют большей заинтересованности студентов, был проведен экспресс - опрос студентов 2,3,4 курсов (235 чел.). Респондентам предложили выделить предпочтительные методы в обучении и определить их рейтинговое место как 1, 2, 3, отвечая на следующие вопросы анкеты:
Что Вам больше всего нравится делать на занятии? (слушать преподавателя; участвовать в диалоге с ним; отвечать на поставленные вопросы; выполнять задания творческого характера; выполнять задания, сочетающие четкую установку педагога на самостоятельность студентов; выполнять упражнения по образцу; участвовать в деловых и ролевых играх; самостоятельно работать с книгой; решать ситуационные и профессиональные задачи; выполнять самостоятельную работу по обучающим программам; смотреть учебные фильмы, видеофрагменты; заниматься пересказом учебного материала; участвовать в коммуникативных тренингах; работать с компьютером).
Рейтинг предпочтений студентов при оценке методов обучения позволил утверждать, что заинтересованность студентов процессом занятий вызывают методы активного обучения (МАО), использование элементов игровой технологии. 58,7 % приоритетными назвали деловые и ролевые игры; 21,2% - решение ситуационных и профессиональных задач; 41% - участие в коммуникативных тренингах; 65% - выполнять работу творческого характера; 62,6% - работа с компьютером.
Данные результаты свидетельствуют о том, что для мотивации учебной деятельности необходима корректировка системы методов обучения с учетом индивидуальных особенностей конкретных учебных групп, акцентирование внимание на использовании МАО.
Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения внесли работы М.М. Бирштейн, В.Н. Буркова, Б.Н. Христенко,
A.M. Смолкина, A.A. Вербицкого, В.М. Ефимова,
B.Ф. Комарова, И.Я. Лернера, М.М. Леви и др. По мнению исследователей, МАО имеют преимущества перед традиционными, т.к. они: активизируют мышление обучаемых самой технологией учебного процесса; усиливают активность приобретения знаний студентами; стимулируют самостоятельное принятие студентами творческих по своему содержанию, мотивационно оправданных действий и решений; способствуют выстраиванию процесса обучения на коллективной основе; повышают эффективность обучения не за счет увеличения объема информации, а благодаря глубине и скорости ее усвоения. Использование МАО позволяет обеспечить новый, более высокий уровень протекания учебного процесса, способствовать формированию более глубоких знаний и умений, так как в памяти человека запечатлевается до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит и только 10% того, что он слышит.
Применение данных методов для развития мотивации учебной деятельности студентов требует от профессорско-преподавательского коллектива Омского филиала Финансового университета затрат времени, творческого подхода к своей деятельности. Это становится возможным при овладении новым педагогическим мышлением, при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте, повышении уровня общей культуры педагогов.
Библиографический список
1. Аширбагина, Н./1. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя - основа повышения качества образования [Текст] / Н. /1. Аширбагина // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий.- 2013-№3(7) - С.47-50.
2. Аширбагина, Н./1. Факторы положительной мотивации учебной деятельности студентов [Текст] / Н. /1. Аширбагина // Диагностика образовательного процесса как условие подготовки конкурентоспособного специалиста: Материалы межссузовской научно-методической конференции 10 января 2008 г.Омск, 2008.- С.8-16.
3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1982. -287 с.
4. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов [Текст] / Н. В. Бордовская, A.A. Реан.- СПб: Питер, 2000. - 304 с.
5. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», утвержденные 8 мая 2001 г. [Текст] // Режим доступа: http://ino.rsu.edu.ru/content/Prepodvissh school.pdf, свободный.
6. Кузнецов, В.И. Принципы активной педагогики: уч. пособие [Текст]. - М.:Академия, 2001. - 116 с.
7. Шумова, И. В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования [Текст] / И. В. Шумова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 57-61.
References
1. Ashirbagina N.L. Professionaino-pedagogicheskaja kompetentnost' prepodavatelja - osnova povyshenija kachestva obrazovanija [Professional-pedagogical competence of the teacher - the basis of improving the quality of education] // Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologij.- 2013-№3(7) - S.47-50.
2. Ashirbagina N.L. Faktory polozhitel'noj motivacii uchebnoj dejatel'nosti studentov [Factors positive motivation of educational activity of students] // Diagnostika obrazovatel'nogo processa kak uslovie podgo-tovki konkurentosposobnogo specialista: Materialy mezhssuzovskoj nauchno-metodicheskoj konferencii 10 jan-varja 2008 g.- Omsk, 2008.- S.8-16.
3. Babanskij Ju.K. Optimizacija processa obuchenija [Optimizing the learning process]. - M.: Peda-gogika, 1982. - 287 s.
4. Bordovskaja N.V., Rean A.A. Pedagogika [Pedagogy]. Uchebnik dlja vuzov - SPb: Piter, 2000 -- 304 s.
5. Gosudarstvennye trebovanija k minimumu soderzhanija i urovnju podgotovki dlja poluchenija do-polniteinoj kvalifikacii «Prepodavatei vysshej shkoly», utverzhdennye 8 maja 2001 g. [State the requirements for the minimum content and level of training for additional qualification "teacher of Higher Education", approved May 8, 2001] // http://ino.rsu.edu.ru/content/Prepodvissh school.pdf.
6. Kuznecov V.I. Principy aktivnoj pedagogiki [The principles of active pedagogy]: Uch. posobie. - M.: Akademija, 2001. - 116 s.
7. Shumova I. V. Aktivnye metody obuchenija kak sposob povyshenija kachestva professional'nogo obrazovanija [Active learning methods as a way of improving the quality of vocational education] [Tekst] / I. V. Shumova // Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy mezhdunar. nauch. konf. (g. Cheljabinsk, oktjabr' 2011 g.). T.P. - Cheljabinsk: Dva komsomol'ca, 2011. - S. 57-61.
TO THE PROBLEM OF FORAAATION OF MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS
Natalia L. Ashirbagina,
assistant professor, Financial University under the Government of the Russian Federation
Olga V. Frik,
assistant professor, Financial University under the Government of the Russian Federation
Abstract. The leading task of modern higher education institution is formation of the high-motivated identity of the student capable to live and work in the changing economic conditions. Special relevance is gained in this regard by questions of motivation of educational cognitive activity of students. In article the problem of formation of motivation of educational activity of students is considered.
Keywords: pedagogy of higher education, motivation, training activities, active learning methods.
Сведения об авторах:
Аширбагина Наталья Леонидовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общественные науки» Омского филиала Финуниверситета (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: nataly-ash@yandex.ru.
Фрик Ольга Владимировна - кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, доцент кафедры «Общественные науки» Омского филиала Финуниверситета (г. Омск, Российская Федерация), е-mail: OVFrik@fa.ru.
Статья поступила в редакцию 01.12.2015.