Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. №1
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
профессиональные компетенции преподавателя современного университета: механизмы управления формированием и развитием
С. Д. Резник, О. А. Вдовина
(кафедра менеджмента Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства; e-mail: [email protected])
Статья подготовлена по материалам мониторинга деятельности преподавателей российских вузов и посвящена проблеме подготовки преподавательских кадров для высших учебных заведений. Формирование профессионально компетентного и педагогически подготовленного преподавательского корпуса является важнейшей задачей университетов, решение которой обеспечивает повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием. Цель настоящей статьи заключается в обосновании компетенций, необходимых преподавателю современного университета и способов их развития. Рассмотрен состав университетских преподавателей, проанализированы сферы их деятельности, обобщены оценки преподавателями уровня своей предметной и методической подготовленности, предложены способы формирования навыков педагогического труда, а также определены возможности университетов, факультетов и кафедр в развитии профессиональных компетенций своего преподавательского корпуса.
Ключевые слова: университет, преподаватель университета, научно-педагогическая деятельность, профессиональные компетенции, управление формированием и развитием компетенций преподавателей, механизмы управления.
Введение
В условиях массового интереса населения страны к получению высшего образования проблема развития высшей школы является одной из наиболее острых в современном российском обществе . К сожалению, в настоящее время образование перестает играть ведущую роль в социализации подрастающего поколения . Средства массовой информации и коммуникации, массовая культура, реклама превращаются нередко в активных производителей образцов и моделей поведения в молодежной среде
Тем не менее, качество обучения студентов во многом определяет методическая, педагогическая и психологическая подготовленность преподавателя университета . Выпускник высшего учебного заведения должен обладать не только фундаментальными знаниями, но и высокой культурой, быть готовым к разносторонней деятельности, способным самостоятельно ставить и решать широкий круг задач в смежных областях . В связи с этим деятельность современного преподавателя высшей школы должна быть нацелена на формирование обобщенных понятий о механизмах применения полученных знаний, способов деятельности в различных ситуациях . Конечно, компетентностный подход в образовании может быть реализован лишь в том случае, если сам преподаватель обладает необходимыми компетенциями, что актуализирует вопрос профессиональной подготовки педагогических кадров для высшей школы [1].
Качества, требуемые преподавателю университета, рассматривают многие исследователи, изучающие проблемы высшего образования: Е . Бондаревская, А. Боровских, Л . Гурье, В . Жураковский, В . Приходь-ко, Л . Красинская, Н . Розов, Ф . Шарипов и др . [2-8].
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства в рамках реализации проекта «Система и механизмы формирования и развития профессиональных компетенций преподавателя современного высшего учебного заведения» провел комплексное исследование деятельности преподавателя современного российского вуза . Целью исследования явилось изучение состава преподавателей высших учебных заведений, приоритетов их деятельности, разработка на этой основе технологий развития их профессионально значимых компетенций и механизмов управления этими процессами
В рамках этой работы:
• проанализирован состав преподавателей высшей школы, в том числе по полу, возрасту, базовому образованию, наличию ученой степени;
• изучены мотивы выбора научно-педагогической деятельности и особенности деятельности преподавателя высшей школы в современных условиях;
• предложены механизмы управления развитием профессиональных компетенций преподавателей вузов
В мониторинге приняли участие свыше 400 преподавателей государственных вузов Пензенской области, что составляет 20% от общей численности преподавателей вузов пензенского региона В качестве экспертов к исследованию проблем профессионального становления преподавателя высшего учебного заведения были привлечены 22 высококвалифицированных специалиста в области педагогики высшей школы, представляющие 11 университетов различных регионов России .
Среди них 17 докторов наук, 8 заведующих кафедрами, 5 деканов, 2 ректора
Состав преподавателей высших учебных заведений России
По данным государственной статистики, численность профессорско-преподавательского персонала высших учебных заведений в целом по России с 2011 г. существенно снижается - если в 2010 г . она составляла 356,8 тыс . чел . , то на начало 2015-2016 учебного года - 279,7 тыс . чел [9]
Гендерное соотношение общей численности преподавательского состава учреждений высшего образования также меняется - если в 2010 г . в числе преподавателей было 55% женщин и 45% мужчин [10], то в 2014 г. мужчин-преподавателей стало существенно меньше - 37%, а женщины в общей численности профессорско-преподавательского персонала составляли 63% [11]. Для мужчин преподавательская работа часто является не основной деятельностью: некоторые имеют свой бизнес, другие совмещают преподавание с работой на производственных предприятиях
Говоря о снижении общей численности профессорско-преподавательского персонала высших учебных заведений, отметим, что удельный вес преподавателей, имеющих ученую степень, в 2014 г вырос в сравнении с 2010 г.: если в 2010 г. в составе преподавателей было 12,3% с ученой степенью доктора наук и 52,1% со степенью кандидата наук, то в 2014-2015 учебном году - 14,7% и 56,4% соответственно [12]. Это может свидетельствовать о желании и достаточных возможностях преподавателя современной высшей школы подготовить и защитить диссертацию, а также о том, что преподаватель со степенью может рассчитывать на более высокую зарплату
В нашем мониторинге деятельности преподавателей высших учебных заведений приняли участие 420 человек из числа профессорско-преподавательского состава государственных вузов г Пензы В числе этих вузов - Пензенский государственный университет, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пензенский государственный технологический университет. Значительную долю опрошенных составляют преподаватели в возрасте от 26 до 40 лет (43,8%) и старше 50 лет (31,9%) . В числе респондентов преподавателей в возрасте от 40 до 50 лет оказалось лишь 17% . Это объясняется тем, что конец 1990-х по начало 2000-х гг . - время, когда выпускники вузов особенно неохотно оставались преподавать на кафедрах и интерес к науке снижался во многом из-за устаревшей лабораторной базы и снижения финансирования Средний возраст респондентов составил 42,7 лет
Молодых специалистов (со стажем педагогической работы до 3-х лет) в общей численности респондентов - 3,6% Это, на наш взгляд,
связано с нежеланием многих молодых людей по окончании аспирантуры оставаться на преподавательской работе в вузе . Средний показатель стажа научно-педагогической деятельности преподавателей составляет 18 лет(табл.1) .
Таблица 1
Состав преподавателей по стажу научно-педагогической работы
Стаж научно-педагогический работы Удельные веса респондентов,%
До 3-х лет 3,6
3-5 лет 11,3
6-10 лет 15,4
11-15 лет 13,5
16-20 лет 12,5
21-25 лет 11,3
26-30 лет 15,0
31 год и более 17,4
Итого: 100
Средний стаж, лет 18,2
Большой стаж работы преподавателей может говорить не только о значительном опыте педагогической деятельности, но и об определенной консервативности в выборе методов и средств обучения, неготовности к разработке и внедрению инноваций в учебный процесс .
Значительную часть профессорско-преподавательского персонала составляют кандидаты наук - 69,6%, ученую степень доктора наук имеют 15,4% опрошенных преподавателей, не имеют ученой степени 15% . Эти данные свидетельствуют о достаточно высоком научном уровне преподавателей государственных вузов г . Пензы .
Треть опрошенных нами преподавателей по базовому образованию инженеры, еще треть - экономисты и менеджеры, а преподавателей с базовым педагогическим образованием в числе опрошенных - 16% .
Преподаватели вузов в основном не имеют специальной педагогической подготовки . Они могут хорошо владеть предметным содержанием своих учебных дисциплин, но не имеют фундаментальных знаний по организации образовательного процесса, не знают методик преподавания и вынуждены приобретать эти навыки опытным путем [13].
Отсутствие специальной педагогической подготовки у многих преподавателей вузов - предмет большого числа публикаций, посвященных проблемам высшего образования . В частности, Н .Х Розов справедливо подчеркивает, что владение содержанием предмета и собственные достижения в творческих исследованиях сами по себе не гарантируют успеха в педагогической деятельности, для этого надо владеть
сложнейшим технологическим комплексом приемов передачи знаний и организации учебного процесса [7].
Сферы деятельности преподавателей вузов
Преподаватель вуза реализует несколько функций, определяемых спецификой преподаваемых дисциплин, составом и уровнем подготовки студенческой группы, особенностями конкретных педагогических ситуаций, а также научными интересами преподавателя
Сферы деятельности преподавателя современного вуза включают: ведение учебного процесса (преподавание), методическую работу и повышение квалификации, воспитательную работу среди студентов, научную работу, участие в управлении кафедрой, вузом и другую организаторскую деятельность, и, конечно, личную жизнедеятельность преподавателя
Ранжирование самими преподавателями сфер деятельности преподавателя вуза по степени их значимости выглядит следующим образом (табл . 2).
Таблица 2
Ранжирование преподавателями важности сфер своей деятель-
ности в вузе
Сферы деятельности Итоговый ранг (самый высокий равен 1)
Ведение учебного процесса (преподавание) I
Методическая работа и повышение личной квалификации II
Научная работа III
Воспитательная работа IV
Участие в управлении кафедрой, факультетом и другая организаторская деятельность в вузе V
Преподаватели считают основной своей деятельностью в вузе ведение учебного процесса - работу в аудитории .
Определяя приоритеты своей деятельности, доктора наук, в отличие от кандидатов наук и преподавателей без ученой степени, почти на одну ступень ставят учебно-методическую и научную работу, объясняя это тем, что чаще всего проводимые научные исследования заканчиваются не только публикацией их результатов в статьях, монографиях, материалах конференций, но и написанием учебников и учебных пособий [14].
Одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения является инновационная педагогическая деятельность . И это неслучайно . Именно инновационная деятельность
не только создает основу для формирования конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту студентов
Взгляд на систему образования как на одну из подсистем экономической системы общества привел к тому, что в ней начинает усиливаться роль рыночных механизмов . Образование все чаще рассматривается органами управления как одна из многих социальных услуг, предоставляемых учебными заведениями Высшая школа постепенно осваивает предпринимательский стиль отношений, когда любая деятельность должна приносить прибыль Влияние экономических факторов на систему высшего образования играет и позитивную роль, заставляя вузы заботиться о поддержании своей конкурентоспособности . Она поддерживается благодаря подготовке специалистов, востребованных на рынке труда, благодаря умению разрабатывать и внедрять педагогические технологии, обеспечивающие конкурентные преимущества по сравнению с другими образовательными учреждениями, благодаря привлечению в штат высококвалифицированных преподавателей, известных ученых [15].
В силу отмеченных причин преподавателю приходится учитывать новые реалии функционирования вузов: увеличение экономической составляющей в их деятельности, возрастание конкуренции, широкое использование информационных средств обучения, интеграционные процессы в сфере образования [6].
Профессиональные компетенции преподавателя и уровень их сформированности
Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы -это совокупность компетенций, необходимых для реализации основных направлений его деятельности: учебной, методической, научной, воспитательной, участия в управлении кафедрой, факультетом, вузом Будучи сложным, многофакторным явлением, профессиональная компетентность преподавателя вуза является единой целостной структурой, которая не может существовать без каждого из входящих в нее компонентов, а результативность деятельности преподавателя обеспечивается их взаимодействием [16]
По определению одной из наиболее авторитетных зарубежных ассоциаций в области компетенций и компетентностного подхода - «Партнерство навыков 21 века» (Partnership for 21 century skills), ключевыми компетенциями, необходимыми в современном обществе для эффективного решения профессиональных и повседневных задач, являются следующие: умение использовать информацию и информационно-компьютерную грамотность; критическое и аналитическое мышление; умение решать проблемы и задачи и эффективно принимать решения [17].
В соответствии с методологией компетентностно-деятельностного подхода профессиональная компетентность педагога рассматривается как его способность и готовность вести деятельность, которая обеспечивает достижение каждым обучаемым образовательных результатов востребованного им и социумом уровня качества [18].
Если следовать концепции П . Я . Гальперина, структура профессиональной компетентности преподавателя состоит из деятельностного, предметного и субъектного компонентов, между которыми существуют системообразующие связи . Деятельностный компонент раскрывает компетенцию как деятельность, имеющую структурные этапы и на каждом из них свое содержание . В предметный компонент входят умения, знания и навыки преподавателя из разных предметных областей: психологии, педагогической психологии, педагогики, андрагогики, технологии и др . Так как деятельность не существует сама по себе, в отрыве от ее «носителя», т .е . субъекта компетенции, самого преподавателя, то третьим компонентом компетенции является субъектный, в который входят нравственные, этические, моральные ценности и жизненные ориентиры, личностные и профессиональные качества преподавателя [19].
Эта структура отражена в предложенной нами модели качеств современного преподавателя (табл . 3).
Таблица 3
Модель качеств и компетенций преподавателя современного
вуза (самый высокий ранг равен 1)
Название группы качеств Ранги Смысловое содержание
Профессиональная компетентность преподавателя I Наличие профессиональных педагогических знаний и умений, понимание задач преподавателя
Нравственные качества II Отношение к нравственности, культура поведения
Организаторские навыки и способности III Умение строить отношения с людьми, быть воспитателем, вести за собой
Деловые качества IV Отношение к делу
Умение управлять самим собой V Умение управлять своей жизнью, временем, знание правил и приемов личной работы и умение ими пользоваться
По результатам исследования определены нужные современному преподавателю вуза профессиональные компетенции Это, в первую очередь, глубокое знание им предмета обучения, педагогическое
мастерство, широкий научный кругозор, тяга к инновациям и научному творчеству, владение технологиями научного поиска и инновационная мобильность, под которой мы понимаем, в частности, владение иностранными языками и компьютерными технологиями
Профессионализм играет ведущую роль в структуре качеств преподавателя В таблице 4 приведены результаты ранжирования преподавателями вузов своих профессиональных компетенций
Таблица 4
Профессиональная компетентность преподавателя вуза
(самый высокий ранг равен 1)
Группы профессиональных компетенций преподавателя Ранги Содержание компетенций
Глубокое знание предмета обучения I Знание передовых рубежей науки и практики в сфере читаемых дисциплин
Педагогическое мастерство II Умение передавать знания слушателям, прививать потребность в их постоянном обновлении
Широкий научный кругозор III Эрудированность, умение быть интересным, готовность к постоянному профессиональному и культурному саморазвитию
Тяга к инновациям и научному творчеству IV Постоянное стремление к прогрессивным изменениям, творческий подход к проблемам
Владение методиками научного поиска V Способность вести научный поиск
Инновационная мобильность VI Владение иностранными языками и компьютерными технологиями
Успех в любой профессиональной деятельности зависит от степени владения профессиональными знаниями, от способностей, от стремления работать и достигать высоких результатов, от готовности к выбору оптимальных способов выполнения трудовых задач Однако 64% опрошенных преподавателей считают, что успех их профессиональной деятельности слабо зависит от уровня профессиональной компетентности, а около 6% респондентов вообще не видят в этом никакой зависимости Подобная позиция не обеспечивает использования всех возможностей для развития профессиональной компетентности преподавателя, однако не освобождает руководство вузов от создания необходимых
условий для формирования и развития профессиональных навыков преподавателей
Уровень своей профессиональной (предметной) подготовки преподаватели оценивают как высокий, в то время как уровень методической подготовки и владения педагогическими технологиями оценивают как средний (табл . 5) .
Таблица 5.
Оценка уровня методической подготовленности, владения
педагогическими технологиями и частными методиками
Уровень предметной и методической подготовленности преподавателя Удельные веса респондентов,%
Предметная подготовленность Методическая подготовленность
Высокий 49,4 30,0
Средний 47,4 61,5
Низкий 3,2 8,5
Итого: 100 100
Интересно, что чем значительнее опыт преподавательской работы, тем более самокритичны респонденты в оценке своей методической подготовленности: свыше 90% тех, чей стаж превышает 15 лет, оценивают уровень владения педагогическими технологиями как средний
65% преподавателей пензенских вузов постоянно занимаются научной работой, 31% не характеризуют этот процесс как постоянный для себя, а 4% вовсе не занимаются научными исследованиями (табл . 6) .
Таблица 6
Занятие научными исследованиями
Занятие научными исследованиями Научно-педагогический стаж работы
0-5 лет 6-15 лет 16-30 лет 31 и более лет Итого:
Постоянно занимаются^ 29,7 25,4 96,9 93,0 65,3
Иногда занимают-ся,% 43,3 74,6 3,1 7,0 30,6
Не занимаются,% 27,0 0 0 0 4,1
Итого:% 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Высокий уровень сформированности исследовательской компетентности как особой формы существования знаний, умений, образованности в целом позволяет преподавателю переносить принципы
исследовательского подхода на другие сферы своей деятельности, применять их в различных педагогических ситуациях В частности, в практике руководства научной работой студентов большинство преподавателей отмечают достаточно хороший уровень владения методикой (табл . 7).
Таблица 7
Владение преподавателями методикой руководства научной работой студентов
Владение методикой руководства научной работой студентов Удельные веса респондентов,%
Владею на высоком уровне 13,8
Владею на хорошем уровне 64,0
Владею недостаточно 18,2
Не владею совсем 4,0
Итого: 100
Часто определяющее значение в развитии профессионализма преподавателя играют и субъективные факторы: потребность в самореализации творческого потенциала, устойчивость научных интересов, методологическая культура педагога и ученого и потребность в коллективном творчестве В качестве основных мотивов повышения собственной квалификации преподаватели называют потребность в новых знаниях (56%), потребность расширить кругозор, повысить образовательный и культурный уровень (51%), внутреннюю потребность развиваться (22%), желание лучше выполнять свою работу (22%) .
Существующая система подготовки педагогических кадров в рамках курсов повышения квалификации направлена на изучение предметного содержания разных психолого-педагогических дисциплин, а не на овладение преподавателем конкретными профессиональными компетенциями . Кроме того, повышение его квалификации проводится краткосрочно (72 или 144 часа), как правило, один раз в пять лет. Однако основная масса преподавателей, за редким исключением, не имеют базового педагогического образования В связи с этим у преподавателя на таких курсах формируется лишь фрагментарное, мозаичное представление о психолого-педагогических знаниях, а умения формируются на лекционно-практических занятиях Таким образом, о формировании у преподавателей при существующей системе повышения квалификации целостных конкретных компетенций говорить не приходится [18]
Кроме того, широкое внедрение информационных технологий в учебный процесс высшей школы, качественное изменение состава студентов российских вузов, смена мотивов получения высшего образования выдвигает ряд новых требований к профессиональной
компетентности преподавателя [20]. Во-первых, возрастает значение технико-дидактической подготовки, знание педагогических возможностей информационной техники, готовность постоянного совершенствования в этой области . Во-вторых, от преподавателя требуются умения подготовки учебных курсов в их электронном представлении, то есть в виде электронного учебника, руководств по выполнению практических заданий, учебных тестов и других материалов . В-третьих, широкие возможности, которые предоставляют современные технические средства, требуют от преподавателя уверенного владения новыми формами и методами обучения, прежде всего, методикой проведения лекции-презентации, имитационного лабораторного практикума, компьютерной игры, чат-занятия, телеконференции и др
Важнейшая составляющая деятельности преподавателей - оценка ее эффективности, критериями которой становятся не только и не столько глубокие научные знания В современных условиях подготовки конкурентоспособного специалиста от педагога требуются умения моделировать в учебном процессе профессиональную деятельность будущего специалиста, организовать самостоятельную и научно-исследовательскую работу студентов, владение активными методами проблемного обучения Кроме того, необходимым условием обеспечения эффективности обучения остается постановка учебных задач, успешность которых напрямую зависит от того, имеют ли они проблемный характер и стимулируют ли творческую и познавательную активность .
Механизмы управления формированием и развитием профессиональных компетенций преподавателей
В высшей школе всё большую популярность приобретает средовой подход к образованию, основой которого в педагогике является рассмотрение системы образования в неразрывной связи с окружающей средой [21]. Внешняя среда при этом определяется как совокупность всех существующих объектов и субъектов, которые не входят в образовательную систему При таком подходе в разработке модели обучения в рамках аспирантуры необходимо учитывать влияние таких факторов внешней среды, как знания и умения, полученные из личного опыта педагогической деятельности или из доступных информационных источников
Управление развитием профессиональных компетенций преподавателя должно осуществляться на нескольких уровнях: на уровне вуза в целом (ректората), на уровне факультета (деканата), на уровне кафедры, на уровне самого преподавателя
Выбор форм работы для этого представляется достаточно обширным . Обозначим основные, на наш взгляд, механизмы управления формированием и развитием профессиональных компетенций преподавателя
Например, организация разноуровневой научно-методической работы. Она предполагает включение преподавателя в разнообразные формы и методы педагогической, исследовательской деятельности на основе учета его научных интересов, ценностных и морально-нравственных установок: наставничество опытных преподавателей, посещение аудиторных занятий по дисциплине, проводимых профессором или доцентом, методические семинары кафедры, участие в подготовке учебно-методических комплексов, участие преподавателей в работе научно-методических конференций и семинаров, посещение открытых занятий с их последующим обсуждением, изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта
Педагогическая подготовка преподавателей включает: получение квалификации «Преподаватель высшей школы», организацию лекций и семинаров по психологии и педагогике высшей школы, учебу молодых преподавателей на курсах и факультетах повышения научно-педагогической квалификации
Стимулирование исследовательской деятельности преподавателей в вузе. Это меры по повышению мотивации к научно-исследовательской работе, содействие внедрению научных результатов в практику и в образовательный процесс, использованию преподавателем своей интеллектуальной собственности при организации учебной и научной работы студентов
Повышение квалификации преподавателей. Оно может осуществляться в форме стажировок преподавателей в ведущих вузах страны и за рубежом, стажировок преподавателей на предприятиях региона
Ресурсы вуза, которые могут быть направлены на поддержку педагогов, всегда ограниченны Невозможно полностью и быстро решить все пробелы в деятельности преподавателей Воздействие на уровень компетентности преподавателей может иметь только опосредованный характер, и это условие следует учитывать при разработке программ повышения профессионализма преподавателей Руководство вуза (факультета, кафедры) может создать или изменить условия, необходимые для повышения компетентности педагогов
Главный методологический принцип, лежащий в основе данного подхода - соответствие системы развития профессиональной компетентности преподавателя высшего учебного заведения тем изменениям, которые происходят в образовании, науке, технике, технологиях
По мнению 95% опрошенных нами экспертов, формирование и развитие компетенций преподавателя вуза, прежде всего его забота, 82% экспертов отмечают, что развитием профессиональной компетентности преподавателя должен заниматься вуз, 68% экспертов указывают на необходимость активного участия кафедры в этом процессе . Мнения о роли государства в вопросах формирования компетенций разошлись:
45% экспертов отмечают необходимость участия государства, 27% считают, что государство не должно участвовать в этих процессах
Отметим, что вопросам практической подготовки преподавателей педагогической деятельности в вузе непосредственно посвящены работы декана факультета педагогического образования МГУ имени М .В . Ломоносова Н .Х . Розова [26-27]. В их числе весьма актуально учебное пособие «Практическая педагогика высшей школы» [28].
Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства совместно со специалистами ряда ведущих вузов страны подготовлен методический комплекс учебников и учебных пособий «Менеджмент в высшей школе», охватывающий объекты и субъекты управления в вузе Ключевая роль в этом управленческом комплексе отводится преподавателям В учебниках этого комплекса «Управление кафедрой», «Управление факультетом», «Управление вузом» особое внимание уделено вопросам организации работы с преподавателями, методической работе на всех уровнях управления высшим учебным заведением . А учебное пособие «Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности» призвано помочь молодому преподавателю найти ответы на волнующие его вопросы, дать нужные ориентиры для его, очень непростой работы [22-25]
Акценты делаются на важных и больных проблемах: как развивать качества, необходимые преподавателю современного вуза; как подготовить и провести учебное занятие; как заниматься научной работой; как готовить студента к реальной жизни и профессиональной деятельности, как взращивать его инновационный потенциал; как принимать участие в управлении кафедрой; как организовать самого себя . Конечно, в книге не ставилась задача указать единственно верный путь, по которому должен следовать каждый педагог высшей школы, но предложены ориентиры такой деятельности, раскрыта специфика труда преподавателя как ученого, исследователя, педагога и воспитателя
Заключение
В современных условиях постоянного реформирования системы высшего образования и реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшему учебному заведению нужен преподаватель, который должен быть не просто лектором, докладчиком, но и менеджером, тренером, организатором самостоятельной работы студентов Личность преподавателя, его методические, педагогические и психологические компетенции во многом должны определять качество обучения студентов
В последние годы численность преподавателей российских вузов неуклонно снижается, число выпускников, желающих остаться на преподавательской работе в вузах, с каждым годом становится все меньше
Средний возраст преподавателей университета растет. Освоение педагогической деятельности происходит у преподавателей чаще всего уже после их поступления на работу в вуз Основные сферы деятельности преподавателя вуза отражают ее многофункциональность: ведение учебного процесса, методическая работа и повышение личной квалификации, научная работа, воспитательная работа, личная организация преподавателя, участие в управлении кафедрой, вузом и другая организаторская деятельность
Разработанная нами модель качеств преподавателя определяет нужные ему профессиональные компетенции: глубокое знание им предмета обучения, педагогическое мастерство, широкий научный кругозор, тяга к инновациям и научному творчеству, владение технологиями научного поиска и инновационная мобильность
Мониторинг деятельности преподавателей вузов выявил ряд актуальных проблем в формировании и развитии профессиональных компетенций преподавателя высшей школы:
• преподаватели гораздо выше оценивают уровень своей предметной подготовки, а методическая подготовка и владение педагогическими технологиями находятся на среднем уровне;
• преподаватели отмечают низкий уровень своих знаний по психологии студенческого возраста;
• успех своей профессиональной деятельности не связывают с уровнем профессиональной компетентности около 70% респондентов;
• более 50% преподавателей испытывают трудности в определении перспективных и текущих целей и задач образовательного процесса, а также в выборе эффективных средств обучения;
• наиболее эффективными формами повышения квалификации и развития профессиональных компетенций преподаватели считают стажировки в других вузах (61,1%), стажировки на предприятиях (32%) и самообразование (32%) При этом в последние 10 лет стажировку в другом вузе проходили только 24,7% преподавателей, один из каждых пяти преподавателей стажировались на производстве;
• многие преподаватели вынуждены совмещать два-три места работы Не остается времени и средств для изучения новых педагогических технологий, поездок в другие города Слабо используются институты повышения квалификации, прикрепление в другие вузы на стажировку
Формирование и развитие компетенций преподавателя вуза является не только его заботой, но и важной задачей руководства вуза и кафедры Решение этой задачи может быть обеспечено включением преподавателя в разнообразные формы и методы педагогической, исследовательской деятельности, проведением постоянных методических семинаров кафедры, посещением открытых занятий с их последующим обсуждением, содействием внедрению научных результатов
в практику и в образовательный процесс, использованию преподавателем своей интеллектуальной собственности при организации учебной и научной работы студентов, стажировками преподавателей в ведущих вузах страны и за рубежом, использованием специальных учебников по преподавательскому мастерству
Предложенные нами механизмы управления формированием и развитием компетенций преподавателя призваны помочь им интенсивно приобретать профессионально значимые качества Положительный опыт такой работы накоплен в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства
Список литературы
1. Резник С. Д., Вдовина О. А. Преподаватели вузов России: формирование и развитие профессиональных компетенций: монография . М . : ИНФРА-М, 2016. 140 с.
2 . Бондаревская Е. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульне-вич // Педагогика . 2004. № 10 . С . 23-31 .
3 . Боровских А. В. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров / А. В . Боровских, Н . Х. Розов. М . : МГУ им . М . В . Ломоносова, 2010 80 с
4 . Гурье Л. И. Технологии развития профессиональной компетентности преподавателя вуза: монография . Казань: РИЦ «Школа», 2010. 255 с.
5 . Жураковский В. Вузовский преподаватель сегодня и завтра / В . Жура-ковский, В Приходько, И Федоров // Высшее образование в России 2000 № 3 . С. 3-12.
6 . Красинская Л. Ф. Формирование психолого-педагогической компетентности преподавателя технического вуза в системе повышения квалификации: монография . Самара: СамГУПС, 2009. 242 с.
7 . Розов Н. Х. Преподаватель - профессия на все времена . // Высшее образование в России . 2014. № 12. С. 26-35.
8 . Шарипов Ф. В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня . 2010 . № 1 . С . 72-77.
9 . Россия в цифрах 2016: Краткий статистический сборник . М. , 2016 . С.148 .
10 . Женщины и мужчины России . 2010: Стат . сб . / Росстат . М . , 2010 . С . 73 .
11. Женщины и мужчины России . 2014: Стат . сб . / Росстат . М . , 2014 . С . 73 .
12. Российский статистический ежегодник 2015: Стат . сб . /Росстат . М . , 2015 С 209
13 . Резник С. Д., Вдовина О. А. Кто становится преподавателем: мотивы выбора педагогической деятельности в вузе // Университетское управление: практика и анализ . 2015. № 3 . С. 112-119.
14 Вдовина О. А., Резник С. Д. Приоритеты деятельности преподавателя российского вуза // Друкеровский вестник . 2016 . № 3 (11). С . 151-159 .
15. Рынки труда и образовательных услуг России: реалии и перспективы: Монография / Под общ. ред . С . Д . Резника, Р . М . Нижегородцева, Г . А . Резник. М . : ИНФРА-М, 2016. 324 с.
16 Управление компетенциями: структура, институты, механизмы: Монография / Под общ. ред . Р . М . Нижегородцева и С. Д . Резника . М . : ИНФРА-М, 2016 209 с
17 . Подольский О. А., Погожина В. А. Соответствуя ожиданиям завтрашнего дня: в поисках содержания ключевых компетенций и способов их оценки // Вестник Московского университета . Серия 20: Педагогическое образование. 2016. № 2. С. 10-27.
18 . Коломиец О.М. Деятельностная основа профессиональных компетенций преподавателя высшей школы // Вестник Московского университета Серия 20: Педагогическое образование 2015 № 2 С 11-25
19 . Подольский А. И. Психологическая концепция П . Я . Гальперина: некоторые направления и перспективы дальнейшей разработки // Вестник Московского университета . Серия 14. Психология . 2011 . № 4. С . 9-27 .
20 . Резник С. Д., Вдовина О. А. Особенности и организация работы в вузе // Вестник Поволжского государственного технологического университета Серия: Экономика и управление. 2015. № 2. С. 5-16.
21 . Романова Е. А. Современные подходы к организации образовательного процесса в контексте подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации // Вестник Московского университета Серия 20: Педагогическое образование 2016 № 1 С 88-92
22 Резник С. Д. Управление кафедрой: учебник 4-е изд , перераб и доп М. : ИНФРА-М, 2016. 607 с.
23 Управление факультетом / Под ред С Д Резника М : ИНФРА-М, 2014 336 с
24 Управление высшим учебным заведением / Под ред В М Филиппова и С . Д . Резника . М . : ИНФРА-М, 2014. 416 с .
25 Резник С. Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: учебное пособие / С Д Резник, О А Вдовина М : ИНФРА-М, 2013 389 с
26 . Розов Н. Х. Проблемы психолого-педагогического образования и подготовки преподавательских кадров в непедагогических вузах // Педагогика . 2010 № 5 С 79-87
27 Розов Н. Х. Педагогическое образование аспирантов - системообразующая функция вузов / Н . Х. Розов, Л . В . Попов // Вестник Московского университета Серия 20: Педагогическое образование 2010 № 3 С 3-9
28 Розов Н. Х. Практическая педагогика высшей школы: учебное пособие для студентов, аспирантов и слушателей системы дополнительного профессионального образования преподавателей высшей школы / Н Х Розов, В . А . Попков, А . В . Коржуев . М . : МГУ им . М . В . Ломоносова, 2008. 157 с.
Professional competence of the teacher of the modern university: mechanisms of formation and development
S. D. Reznik, O. A. Vdovina
This article was prepared based on monitoring of Russian universities and teachers devoted to the training of teachers for higher education. Formation of professionally competent and pedagogically trained teaching staff is the most important task of universities, a solution which enhances the quality of training of specialists with higher education. The purpose of this article is to justify the skills required of the modern university teacher and ways of their development. Considered part of university teachers, analyzed the scope of activity of high school teacher, summarized evaluation of the level of their subject teachers and methodical preparation, methods of formation of pedagogical work skills, as well as identify opportunities of universities, faculties and departments in the development of professional competencies of its teaching staff. The article describes the challenges of professionalization of teachers and new ways to build their professional skills and competencies.
Key words: university, university professor, scientific and pedagogical activity, professional competence, formation and development of management competences of teachers, management mechanisms.
Сведения об авторах
Резник Семен Давыдович - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента, директор Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. Тел. (8412) 55-35-57. E-mail: [email protected] Вдовина Ольга Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. Тел. (8412) 55-35-57. E-mail: olga16.08@ mail.ru