2. Kabanov, V. D. Theory and methods of breeding early maturing meat breed of pigs / V.D. Ka-banov, N. V. Gupalov, V. A. Epishin, P. P. Koshel. - M.: Publishing house of VINIIplem, 1998. - 380 p.
3. Bautin, V. M. Innovative economy: problems and judgments (agricultural aspect): monograph / V. M. Bautin, V.D. Kostin. - M.: Publishing RGAU-MAA named after K. A. Timiryazev, 2014. - 494 p.
4. Zaruk, N. F. State regulation of the development of agricultural organizations using the tax system: monograph / N. F. Zaruk, A. V. Nosov. - Penza: PSAA, 2011. - 187 p.
5. Golubev, A. V. Economy of agrarian ecology: monograph / A. V. Golubev. M.: Publishing RGAU-MAA, 2012. - 281 p.
6. Zinchenko A. P. Economic and statistical analysis of agriculture: collection of articles / A. P. Zinchenko. - M.: Publishing RGAU-MSAA named after K. A. Timiryazev, 2012. - 457 p.
7. Klyuyev, N. N. Natural-resource sector of Russia and tendencies of its changes // Vestnik of the Russian Academy of Sciences. - Vol. 85, 2015. - No. 7. - P. 579-592.
8. Chouinar I., Ellison, D., Ridgway R. Economics the true costs // Harward Business Review (Russia). - 2011. № 12. - P. 42-58.
9. Interregional scientific-practical conference «Small funds of allocation: results, problems, prospects», March 1-2, 2007: Proceedings of articles. - LOGU «Information-tourist center», 2007. - 49 p.
10. Kostina R. V. Methodology of management control and analysis in solving strategic tasks of an agricultural holding / R. V. Kostina. - M.: Publishing RGAU-MAA in the name of K. A. Timiryazev, 2009. -312 p.
11. Ushachev I. G. Prospects of the development of Russian agriculture in the conditions of global and regional integration // Present and future of the agro-industrial complex of Russia: collection of reports of All-Russian Congress of agrarian economists 21-22 November 2013 dedicated to the 125th anniversary of A. V. Chayanova. Vol. 1. - P. 12-19.
12. Hetman, V. G. Control of natural capital and the true costs // International accounting. - 2012. -№ . 17 (215). - P. 2-5.
13. Horuzhy, L. I. Problems of theory, methodology, methods and organization of management control in agriculture. -M.: Finance and statistics, 2004. - 496 p.
14. Horuzhy, L. I. Accounting of biological assets and agricultural produce in the conditions of transition to international financial reporting standards: monograph / L. I. Horuzhy, A. E. Vyruchayeva. - M.: Publishing RGAU-MAA named after K. A. Timiryazev, 2012. - 197 p.
15. Stepanenko E. I. On the concept of the development of strategic management control / E.I. Ste-panenko // Actual problems of accounting, auditing and taxation at the present stage of development of the Russian economy: Materials of international scientific-practical conference dedicated to the 50th anniversary of the department of accounting: Collection of articles. M.: RGAZU, 2014. - P. 256-260.
16. Gupalova T. N. The formation of the system of integrated reporting in the agricultural organizations: monograph / T. N. Gupalova. M.: Publishing RGAU-MSAA named after K. A. Timiryazev, 2014. - 341 p.
УДК 336.6.226.4:63+631.15:65.011.4
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЛОГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
А. В. Носов, канд. экон. наук, доцент; О. А. Тагирова, канд. экон. наук, доцент; М. Ю. Федотова, канд. экон. наук, доцент; О. В. Новичкова, канд. экон. наук, доцент; Т. Ф. Боряева
ФГБОУ ВО Пензенская ГСХА, Россия, т. (8412) 62 85 63, e-mail: [email protected]
Определена роль земельного налога в повышении эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения. Дана краткая характеристика финансово-экономического положения и проанализирована налоговая нагрузка сельскохозяйственных организаций Пензенской области. Рассмотрено современное состояние использования земель сельскохозяйственного назначения в Пензенской области. Рассмотрены проблемы взаимоотношений муниципалитетов с недобросовестными собственниками земель сельскохозяйственного назначения. Предложено использование таких налоговых инструментов, как повышенная налоговая ставка земельного налога и введение дополнительного налога на перепродажу земельных участков с целью повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, предлагаемые меры реформирования земельного налогообложения будут способствовать увеличению доходной базы бюджетов муниципалитетов, что является особенно актуальным в современных условиях.
Ключевые слова: земельный налог, сельскохозяйственные товаропроизводители, неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения, налоговая ставка, налоговая нагрузка.
Введение. Земельный налог занимает ской Федерации. Несмотря на сравнитель-особое место в налоговой системе Россий- но невысокую его долю в общем объеме
доходных поступлений, земельный налог выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов [8]. Однако механизм взимания земельного налога нуждается в реформировании и приближении к реальным производственным условиям каждого региона.
Сущность проблемы земельного налога заключается в определении его роли в системе налогообложения сельскохозяйственного производства. Главное средство производства в сельском хозяйстве -земля, но платежи по земельному налогу недостаточны для обеспечения нормального процесса регулирования и воспроизводства земель. Это противоречие в современных условиях служит основанием для поиска направлений совершенствования земельного налогообложения в России [9]. Целью введения главы 31 НК РФ «Земельный налог» является: стимулирование рационального использования земель и их охрана; повышение плодородия почв; выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях с разным уровнем плодородия; обеспечение развития инфраструктуры сельских поселений.
Методы и результаты исследования.
Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей имеет ряд особенностей, присущих только этой отрасли. Это связано с ключевой ролью сельского хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности страны, им-портозамещения, с необходимостью поддержки жизненного уровня населения сельских территорий [5].
В Пензенской области в 2015 году намолочено 1,558 млн. тонн зерна в весе после доработки, что на 23,2 % выше уровня 2014 года. Область занимает 10 место в рейтинге субъектов РФ по производству сахарной свеклы (фабричной) с показателем 1517,4 тыс. тонн. Валовой сбор подсолнечника в 2015 году составил 261,8 тыс. тонн, что на 18,3 % больше уровня 2014 года, а средняя урожайность подсолнечника составила 14,6 ц/га, что выше уровня 2014 года на 14,1 % Д9Ж. Производство картофеля составило 592,3 тыс. тонн, что на 5,8 % выше уровня 2014 года, получено 220,5 тыс. тонн овощей. В 2015 году в хозяйствах всех категорий в Пензенской области произведено 253,1 тыс. тонн скота и птицы на убой в живом весе, что на 8,5 % выше уровня 2014 года. По производству мяса и субпродуктов регион занимает первое место в Приволжском федеральном округе с показателем 82,5 тыс. тонн. По
итогам 2015 года в области произведено 332,3 тыс. тонн молока Д14Ж.
Таблица 1
Площадь сельскохозяйственных земель, не используемых по целевому назначению, в разрезе муниципальных образований Пензенской области по состоянию на 01.01.2015 года
Муниципальное образование Площадь, га
Башмаковский район 5 570
Бековский район 9 809
Бессоновский район 13 518
Белинский район 25 526
Вадинский район 23 369
Городищенский район 22 925
Земетчинский район 7 006
Иссинский район 3 083
Каменский район 9 470
Камешкирский район 10 731
Колышлейский район 27 063
Кузнецкий район 17 141
Лопатинский район 24 089
Лунинский район 20 650
Малосердобинский район 9 297
Мокшанский район 50 198
Наровчатский район 6 229
Неверкинский район 3 642
Никольский район 34 172
Н.-Ломовский район 31 304
Пачелмский район 5 707
Пензенский район 41 483
Сердобский район 2 359
Сосновоборский район 20 380
Спасский район 17 997
Тамалинский район 8 291
Шемышейский район 33 242
Итого по Пензенской области 484 252
Источники финансирования сельскохозяйственных организаций Пензенской области увеличиваются, и в 2013 году они составляли 60785,6 млн. руб., это выше уровня 2009 года и 2012 года на 32124,8 млн. руб. и 12051,2 млн. руб. соответственно. Эти изменения связаны с общей тенденцией увеличения как собственных, так и заемных средств. По состоянию на 1 января 2014 года, сумма кредиторской задолженности сельскохозяйственных организаций составляла 8281 млн. руб., это на 114,9 млн. руб. больше, чем на ту же дату предшествующего года Д11Ж.
Наличие свободных финансовых ресурсов позволило решить проблему своевременности расчетов по обязательствам. Удельный вес просроченной задолженности в общей ее сумме уменьшился с 85,8 % в 2006 г. до 1,9 % в 2013 году. За этот период число организаций сельского хозяй-
Нива Поволжья № 4 (41) ноябрь 2016 143
ства, имеющих просроченную кредиторскую задолженность, сократилось почти в 8 раз, по платежам в бюджет - в 20 раз, по кредитам банков и займам - в 29 раз [4]. Следует отметить, что в 2013 году по отношению к 2012 году задолженность по налогам и сборам в общей сумме кредиторской задолженности увеличилась на 1,5 %, или на 190 млн. руб.
В 2015 году в Пензенской области площадь сельскохозяйственных угодий составила 3040,8 тыс. га, в том числе пашня 2261,8 тыс. га, или 74,4 % в структуре угодий. По состоянию на 1 января 2015 года, на территории Пензенской области было выявлено около 484 тыс. га сельскохозяйственных земель, используемых не по назначению. Площадь сельскохозяйственных земель, не используемых по целевому назначению, в разрезе муниципальных образований Пензенской области представлена в таблице 1.
В разрезе муниципальных районов Пензенской области наибольшие площади неиспользуемых земель сосредоточены в Мокшанском (50 тыс. га), Пензенском (41 тыс. га) и Никольском районах (34 тыс. га), а наименьшие площади - в Сердобском районе (2,3 тыс. га).
В 2013 году сельскохозяйственные товаропроизводители Пензенской области перечислили всего налогов, сборов и других обязательных платежей в размере 3893,1 млн. руб., что в 1,6 раза больше, чем в 2011 году [10].
Полнота уплаты налогов и сборов составила в 2013 году 96 %. Аналогичная ситуация наблюдалась в 2011 году, когда полнота уплаты налогов составляла также
менее 100 %, а именно 97,3 % [11].
Данные таблицы 2 свидетельствуют о существенном значении налоговых платежей сельскохозяйственных организаций в составе налоговых доходов бюджета Пензенской области.
На протяжении всего рассматриваемого периода данный показатель имеет тенденцию к увеличению. Так, в 2013 году налоги, сборы и друге обязательные платежи, перечисляемые сельскохозяйственными организациями, составляют 19,06 % в составе налоговых доходов бюджета Пензенской области.
Наибольший удельный вес в структуре налоговых платежей занимает налог на добавленную стоимость, который в 2013 году был уплачен в размере 3088,9 млн. руб., что составило 79,3 % от всех налоговых платежей [7]. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) занимает второе место, после НДС, в общей структуре уплаченных налогов - 10,4 % [8].
В данной таблице суммы начисленных и уплаченных текущих налоговых платежей и отчислений представлены без штрафов и пеней, что показывает реальную налоговую нагрузку на сельхозтоваропроизводителей Пензенской области.
Увеличение суммы уплачиваемых налогов в среднем по области приводит к увеличению тяжести налоговой нагрузки в расчете на 1 работника. Так, в среднем по сельскохозяйственным предприятиям Пензенской области в 2013 году на 1 работника сельскохозяйственного предприятия приходится 223,1 тыс. руб. налогов и сборов в бюджеты всех уровней, что выше значения данного показателя 2011 года в 1,6 раза.
Таблица 2
Структура налоговых платежей сельскохозяйственных организаций в составе доходов бюджета Пензенской области, млн. руб.
Год Доходы бюджета области* Налоговые доходы бюджета области* Из них уплачено налогов с. х. организациями** Удельный вес налоговых доходов в составе доходов бюджета области, % Удельный вес налоговых платежей с. х. организаций в составе налоговых доходов области, %
2006 16018,1 7662,4 949,4 47,84 12,39
2007 22514,7 10536,6 1016,8 46,80 9,65
2008 25864,8 11640,1 1765,6 45,00 15,17
2009 29129,8 12500,2 1830,5 42,90 14,72
2010 33216,8 16030,4 2008,9 48,30 12,53
2011 36 559,0 16284,4 2433,6 44,54 14,9
2012 41 350,6 19063,4 3388,2 46,10 17,77
2013 40 514,8 20426,6 3893,1 50,42 19,06
*Источники: Законы Пензенской области об исполнении бюджета Пензенской области за 2011, 2012, 2013 годы
**Данные сводного годового отчета Министерства сельского хозяйства Пензенской области о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2011, 2012 и 2013 гг.
Расчет налоговой нагрузки по ресурсной базе сельскохозяйственных предприятий
Пензенской области
Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Сумма уплачиваемых налогов, тыс. руб. 2433571 3388169 3893058
Среднегодовая численность работников, чел. 17572 18713 17447
Уплачено налогов на 1 работника, тыс. руб. 138,5 181,1 223,1
Уплачено налогов на 1 га с.-х. угодий, руб. 2008,7 2736,2 3191,0
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 13103246 18815177 22965388
Уплачено налогов в расчете на 1 тысячу рублей среднегодовой стоимости основных средств, руб. 185,7 180,1 169,5
Источник: Данные сводного годового отчета Министерства сельского хозяйства Пензенской области о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2011- 2013 гг.
Тогда как динамика среднегодовой численности работников в сельскохозяйственных предприятиях в 2013 по отношению к 2012 году практически не изменилась.
Рассмотрим влияние налоговой нагрузки на ресурсную базу сельскохозяйственных товаропроизводителей Пензенской области на основе данных таблицы 3.
Наряду с незначительным снижением площади сельскохозяйственных угодий в среднем на одно хозяйство Пензенской области, происходит также увеличение суммы уплачиваемых налогов и сборов в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий. Сумма налогов и других обязательных отчислений в 2013 году составляла 3191 руб. с 1 га сельскохозяйственных угодий. В 2011 году этот показатель составлял 2009
руб. на 1 га сельскохозяйственных угодий, что в 1,6 раза ниже уровня 2013 года.
В расчете на 1 тысячу рублей среднегодовой стоимости основных средств сельскохозяйственные предприятия заплатили в 2013 году 169,5 руб. налогов и других обязательных платежей, что ниже уровня 2011 года всего на 16,2 руб. При этом сама среднегодовая стоимость основных производственных фондов увеличилась в 2013 году почти в 2 раза по сравнению с 2011 годом.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что земельный налог в современных условиях не играет роли эффективного регулятора земельных отношений. В результате он не является действенным стимулятором улучшения использования
Структура налоговых платежей в сельскохозяйственных организациях Пензенской области за 2011 - 2013 гг. (по данным сводного годового отчета Министерства сельского хозяйства Пензенской области о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2011- 2013 гг.)
Нива Поволжья № 4 (41) ноябрь 2016 145
земель, а также весомым источником средств для осуществления мероприятий по повышению плодородия почв.
На основании статьи 394 НК РФ, а также принятых в соответствии с ней решений представительных органов муниципальных образований Пензенской области ставка земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, в размере 0,3 % кадастровой стоимости применяется только в случае использования этих земель для сельскохозяйственного производства. В целях вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель в большинстве муниципальных образований Пензенской области были внесены изменения в решения муниципалитетов о земельном налоге и в соответствии со статьей 394 НК РФ установлена повышенная не более чем в 5 раз ставка налога, которая составляет 1,5 % кадастровой стоимости [1].
Несмотря на то, что в отдельных муниципалитетах (г. Пензе, Вадинском районе, р. п. Лунино) такие изменения в связи с протестами Прокуратуры Пензенской области не были внесены, на основании статьи 394 НК РФ и действующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления по указанным землям также должна применяться повышенная ставка земельного налога в размере 1,5 %.
Для недобросовестных собственников земельных участков на основании представленных Управлением Россельхознад-зора по Республике Мордовия и Пензенской области материалов проверок о нарушениях земельного законодательства в отношении 14 юридических и физических лиц по 60 земельным участкам в местные бюджеты в 2014 году доначислено 4,6 млн. рублей дополнительного земельного налога. Однако в практике доначисление нало-
говых платежей по земельному налогу таким методом сопряжено с проблематичностью в доказательной базе при обращении в судебные органы.
Решение проблемы неиспользования сельскохозяйственных земель по целевому назначению очень важно для государства, так как данная проблема напрямую связана с проблемами развития сельского хозяйства. Чем больше сельскохозяйственных земель будет использоваться по целевому назначению, тем больше средств будет поступать в бюджеты муниципалитетов, а сами земли будут использоваться более эффективно.
Для повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения нами предлагается увеличение налоговой ставки по земельному налогу в 10 раз в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства. Расчет дополнительных налоговых платежей в местные бюджеты региона представлены в таблице 4.
Проведенные расчеты показывают, что бюджеты муниципальных образований Пензенской области получат дополнительных налоговых доходов в размере 690,4 млн. рублей.
На сегодняшний день также одной из острых является проблема частой перепродажи сельскохозяйственных земель их собственниками, приобретавшими их не для осуществления сельскохозяйственного производства, а с целью получения спекулятивного дохода при их продаже. Проблемы прекращения права землепользования как санкции за земельное правонарушение длительное время были дискуссионными в науке по земельному, аграрному и экологическому праву.
Принудительное прекращение земельных прав допустимо с точки зрения ст. 10 ГК РФ и части 1 ст. 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»,
Таблица 4
Расчет дополнительных налоговых платежей в местные бюджеты муниципальных образований Пензенской области в отношении сельскохозяйственных земель, используемых не по назначению
Показатель Значение
Площадь с.-х. земель, используемых не по назначению (по состоянию на 01.01. 2015 года), тыс. га 484,2
Кадастровая стоимость с.-х. земель, используемых не по назначению (по состоянию на 01.01. 2015 года), тыс. руб. 23 013 785
Предлагаемое значение налоговой ставки по с.-х. землям, используемым не по назначению, % 3
Предполагаемый объем дополнительных налоговых платежей по земельному налогу за 2015 год, тыс. руб. 690413,5
Расчет объема налоговых платежей в бюджеты муниципалитетов Пензенской области по дополнительному налогу в отношении земель сельскохозяйственного назначения, перепродаваемых в течение 2-х лет
Показатель Значение
Площадь с.-х. угодий, тыс. га всего 3040,8
перепродаваемых в течение 2-х лет 91,2
Кадастровая стоимость с.-х. угодий, тыс. руб. всего 65 985 000
перепродаваемых в течение 2-х лет 9662940,5
Предлагаемая налоговая ставка по с. х. землям, перепродаваемым в течение 2-х лет, % 5
Предполагаемый объем налоговых платежей по дополнительному налогу, тыс. руб. 98977,5
закрепившей недопустимость злоупотребления правом и отказ в защите такого права. Статьи 284-285 ГК РФ закрепили следующие составы земельных правонарушений для собственника земельного участка, который не использует в течение трех лет земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства или использует земельный участок с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством. Однако принудительное изъятие сельскохозяйственных земель из оборота является очень сложной процедурой. Так, в Пензенской области существует несколько прецедентов, когда по результатам деятельности Россельхознадзора в части осуществления государственного земельного контроля по искам департамента имущества и земельных отношений Пензенской области у собственников, не использовавших земли для сельскохозяйственного производства в течение многих лет, решением суда были изъяты земельные участки.
Таким образом, в силу специфики правового режима земель сельскохозяйственного назначения, выделенных в самостоятельную категорию земель в составе земель России, имеет место обособление законодательства о правовой охране земель сельскохозяйственного назначения. Оно проявляется в принятии специальных нормативных правовых актов по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения, принудительного изъятия и прекращения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения за земельные правонарушения, связанные с виновным невыполнением обязанными лицами требований рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, не принимая при этом в расчет трехлетний срок.
С целью рационального и целевого использования земель сельскохозяйственно-
го назначения нами предлагается ввести дополнительный налог на перепродажу земельных участков из числа земель сельскохозяйственного назначения собственниками, которые используют их не по назначению более двух лет со дня приобретения прав на данный земельный участок, в размере 5 % от кадастровой стоимости данных участков. Средства, полученные от использования налога на перепродажу земельных участков сельскохозяйственного назначения, будут поступать в бюджеты муниципальных образований Пензенской области.
По неофициальным данным, в Пензенской области в 2015 году было перепродано около 4 % земель сельскохозяйственного назначения. Расчет дополнительных налоговых платежей в бюджеты муниципалитетов Пензенской области представлен в таблице 5.
Таким образом, предполагаемый объем дополнительных налоговых платежей, исходя из предлагаемых поправок в НК РФ, в бюджеты муниципальных образований Пензенской области составит:
Нобщ. = Нперепр0^ажа+ Нс/Х назначение =
= 98977,5 тыс. руб. + 289888,2 тыс. руб. = = 388865,7 тыс. руб.,
где Н0бщ - объем налоговых платежей по предложенным мероприятиям;
Нперепродажа - Объем НЭЛОГОВЫХ ПЛЭТвЖвЙ
по дополнительному налогу;
Нс/Х назначение - Объем НЭЛОГОВЫХ ПЛЭТв-
жей в отношении сельскохозяйственных земель, используемых не по назначению.
Выводы.
Таким образом, реализация предлагаемых поправок в НК РФ в части реформирования земельного налогообложения позволит не только рассматривать земельный налог в качестве значимого инструмента регулирования эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, но и частично решить про-
Нива Поволжья № 4 (41) ноябрь 2016 147
блему наполняемости бюджетов муниципальных образований, как налоговые платежи по земельному налогу являются
важным источником формирования доходной базы бюджетов муниципальных образований.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации // Информационно-правовая система «Консультант Плюс»/
2. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Боряева, Т. Ф. Анализ доходов и расходов бюджета Пензенской области / Т. Ф. Боряева, И. В. Вдовин // Актуальные проблемы финансирования и налогообложения АПК в условиях глобализации экономики: Всероссийская научно-практическая конференция. - Пенза: РИО ПГСХА, 2016. - с.13-17.
4. Зарук, Н. Ф. Влияние финансовых методов и финансовых рычагов на результативность финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций / Н. Ф. Зарук, О. А. Тагирова, А. В. Носов // Нива Поволжья. - 2015. - № 4 (37). - С.122-129.
5. Зарук, Н. Ф. Совершенствование государственной поддержки сельского хозяйства с использованием финансово-кредитного механизма в условиях ВТО: монография / Н. Ф. Зарук, М. Ю. Федотова, О. А. Тагирова и др. - Пенза: РИО ПГСХА, 2014. - 170 с.
6. Зарук, Н. Ф. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н. Ф. Зарук, М. Ю. Федотова, О. А. Тагирова, А. В. Носов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 249 с.
7. Носов, А. В. Основные направления увеличения доходной базы регионального бюджета / А. В. Носов, Т. Ф. Боряева // Региональные особенности рыночных социально-экономических систем (структур) и их правовое обеспечение: VI Всероссийская научно-практическая конференция - Филиал ЧОУ ВО «Московский университет им. С. Ю. Витте» в г. Пензе. - 2015. - С. 168-171
8. Носов, А. В. Управление налоговой нагрузкой сельскохозяйственного предприятия / А. В. Носов // Актуальные проблемы финансирования и налогообложения АПК в условиях глобализации экономики: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции - Пенза: РИО ПГСХА, 2014. - С. 65-67.
9. Носов, А. В. Управление финансами: опыт российских организаций АПК: монография / А. В. Носов, М. Ю. Федотова, О. А. Тагирова и др. - Пенза: РИО ПГСХА, 2016. - 263 с.
10. Носов, А. В. Налоговые инструменты и их использование в аграрном секторе региона: монография / А. В. Носов, М. Ю. Федотова, О. А. Тагирова и др. - Пенза: РИО ПГСХА, 2015. -С.180.
11. Носов, А. В. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве Пензенской области / А. В. Носов, О. В. Новичкова, Т. Ф. Боряева // Налоги и налогообложение. - 2016. - № 1. - С. 44-59.
12. Новичкова О. В. Формирование и использование финансовых ресурсов организации / О. В. Новичкова // Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение: проблемы и перспективы: сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2016. - С.75-79.
13. Федотова, М. Ю. Устойчивое развитие сельских территорий как направление стратегии их функционирования / М. Ю. Федотова, А. А. Ломакин. - Пенза: РИО ПГСХА, 2013. - 200 с.
14. Федотова, М. Ю. О роли личных подсобных хозяйств в устойчивом развитии сельских территорий / М. Ю. Федотова, А. А. Ломакин // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 1. -С. 418-421.
15. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Пензенской области // [Электронный ресурс]: - Режим доступа: ИНр:// ИНр^/ааа тсх-репга. ги// (дата обращения: 07.09.2016).
16. Официальный сайт Министерства финансов Пензенской области // [Электронный ресурс]: -Режим доступа: ИНр:// ИНр:// ИНр^/ттАп. рпггед. ги/// (дата обращения: 08.09.2016).
UDK 336.6.226.4:63+631.15:65.011.4
IMPROVING THE EFFICIENCY OF USING FARM LANDS WITH THE HELP OF TAX INSTRUMENTS
A. V. Nosov, candidate of economic sciences, assistant professor; O.A. Tagirova, candidate of economic sciences, assistant professor; M. Yu. Fedotova, candidate of economic sciences, assistant professor; O.V. Novichkova, candidate of economic sciences, assistant professor; T.F. Boryayeva
FSBEE HE Penza SAA, Russia, telephone: (8412) 62 85 63, e-mail: a_nosov83@mail. ru
The article deals with the identification of the role of land tax in enhancing the efficiency of using agricultural land. Short characteristic of financial-economic situation is given and tax load of agricultural organizations of the Penza region is analyzed by the authors. The current state of using agricultural land in the Penza region is examined. The problems of the relationship between municipalities with unscrupulous owners of farm land are studied in the article. There proposed using of such fiscal instruments as the increased tax rate of land tax and the imposition of additional tax on the resale of land with the purpose of increasing efficiency of using farm land. In addition, proposed measures for reform of land taxation will help to increase the revenue base of municipal budgets that is especially actual in present-day conditions.
Key words: land tax, farm producers, unused agricultural land, tax rate, tax load.
References:
1. Tax code of the Russian Federation // Information legal system "Consultant Plus".
2. Federal law of 24 July 2002 No. 101-FZ "On turnover of agricultural lands // Information-legal system "Consultant Plus".
3. Boryayeva, T. F. Analysis of revenues and expenditures of the budget of the Penza region / T. F. Boryayeva, V. I. Vdovin // Actual problems of financing and taxation of agriculture in the conditions of globalized economy: All-Russian scientific-practical conference. - Penza: EPD PSAA, 2016. - P. 13-17.
4. Zaruk, N. F. Influence of financial practices and financial tools on the performance of financial-economic activity of agricultural organizations / N. F. Zaruk, O. A., Tagirova, V. A. Nosov // Niva Po-volzhya. - 2015. - № 4 (37). - P. 122-129.
5. Zaruk, N. F. Improvement of state support of agriculture with the use of financial-credit mechanism in the WTO: monograph / N. F. Zaruk, M. Yu. Fedotova, O. A. Tagirova, et al. - Penza: EPD PSAA, 2014. - 170 p.
6. Zaruk, N. F. Taxes and taxation: textbook / N. F. Zaruk, M. Yu. Fedotova, O. A. Tagirova, A. V. Nosov. - M.: research center INFRA-M, 2016. - 249 p.
7. Nosov, A. V. Main directions of increasing the revenue base of the regional budget A.V. Nosov, T. F. Boryaeva // Regional features of socio-economic systems (structures) and their legal security: the VI All-Russian scientific-practical conference - Branch CHOW VO "Moscow University in the name of Witte" in Penza. - 2015. - P. 168- 171.
8. Nosov, A. V. Controlling the tax load of agricultural enterprises /V. A. Nosov// Actual problems of finance and taxation of agriculture in the conditions of globalized economy: a collection of articles of All-Russian scientific-practical conference - Penza: EPD PSAA, 2014. - P. 65-67.
9. Nosov, A.V. Financial management: the experience of the Russian organizations of the AIC: monograph / A. V. Nosov, M. Yu. Fedotova, O. A. Tagirova, et al. - Penza: EPD PSAA, 2016. - 263 p.
10. Nosov, A. V. Tax instruments and their use in the agricultural sector of the region: monograph / A. V. Nosov, M. Yu. Fedotova, O. A. Tagirova, et al. - Penza: EPD PSAA, 2015. - 180 p.
11. Nosov, A. V. Tax stimulation of investment activity in agriculture of Penza region / A. V. Nosov, O.V. Novichkova, T. F. Boryayeva // Taxes and taxation. - 2016. - No. 1. - P. 44-59.
12. Novichkova, O. V. Formation and use of financial resources of the organization / O.V. No-vichkova // Accounting, analysis, audit and taxation: problems and prospects: collection of articles of IV All-Russian scientific-practical conference. - Penza: Penza: EPD PSAA, 2016. - P. 75-79.
13. Fedotova, M. Y., Sustainable development of rural territories as the direction strategy of their operation / M. Yu. Fedotova, A. A. Lomakin. - Penza: Penza: EPD PSAA, 2013. - 200 p.
14. Fedotova, M. Yu. On the role of private farms in the sustainable development of rural areas / M. Yu. Fedotova, A. A. Lomakin // Problems of modern economy. - 2010. - No. 1. - P. 418-421.
15. Official website of the Ministry of agriculture Penza region // [Electronic resource]: - access Mode: http:// http://www. mcx-penza. EN// (accessed: 07.09.2016).
16. Official website of the Ministry of Finance of the Penza region // [Electronic resource]: - access Mode: http:// http:// http://minfin. pnzreg. ru/// (date of access: 08.09.2016).
Нива Поволжья № 4 (41) ноябрь 2016 149