Научная статья на тему 'Повышение эффективности и цели организации трудовой деятельности в условиях исправительных учреждений'

Повышение эффективности и цели организации трудовой деятельности в условиях исправительных учреждений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
725
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПРОИЗВОДСТВО / ТРУД ОСУЖДЕННЫХ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ / ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСУЖДЕННЫХ / THE OBJECTIVES OF THE LABOR ORGANIZATION / CORRECTIONAL FACILITIES / MANUFACTURING / LABOR OF CONVICTS / LABOR ADAPTATION / THE INDIVIDUAL ENTREPRENEURIAL ACTIVITY OF THE CONVICTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азархин А. В., Борченко В. А., Китаева А. В.

В статье рассматриваются факторы, влияющие на организацию трудовой деятельности и ее эффективность в исправительных учреждениях. Выделяются основные причины, тормозящие развитие производства, характерные для всех предприятий независимо от форм собственности и сфер производственной деятельности. Эти причины свойственны также и для учреждений УИС. В статье предлагаются меры по их устранению. В результате исследования авторами делается вывод о необходимости включения осужденных в трудовые отношения в качестве заинтересованных субъектов (субъектов индивидуальной трудовой деятельности), что возможно сделать только при сотрудничестве с коммерческими структурами, а также при индивидуальной предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING OF THE EFFECTIVENESS AND THE OBJECTIVES OF THE LABOUR ORGANIZATION IN THE CONDITIONS OF CORRECTIONAL FACILITIES

The article covers the factors affecting the organization of labor activity and its effectiveness in correctional facilities. The main reasons hindering the manufacture development are emphasized. The reasons are typical to all enterprises regardless of their form of ownership and field of manufacture activity. They also fit to the institutions of correctional system. The article proposes measures for their elimination. As the result of the research the authors conclude about the necessity of inclusion of convicts to the labor relations as a stakeholder (the subject of self employment) that can only be done in cooperation with commercial structure, as well as in entrepreneurial activity.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности и цели организации трудовой деятельности в условиях исправительных учреждений»

УДК: 343.823 ББК: 67.409

Азархин А.В., Борченко В.А., Китаева А.В.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Azarkhin A.V., Borchenko V.A., Kitaeva A.V.

IMPROVING OF THE EFFECTIVENESS AND THE OBJECTIVES OF THE LABOUR ORGANIZATION IN THE CONDITIONS OF CORRECTIONAL FACILITIES

Ключевые слова: цели организации трудовой деятельности, исправительные учреждения, производство, труд осужденных, повышение эффективности труда осужденных, трудовая адаптация, индивидуальная предпринимательская деятельность осужденных.

Keywords: the objectives of the labor organization, correctional facilities, manufacturing, the labor of convicts, the labor adaptation, the individual entrepreneurial activity of the convicts.

Аннотация: в статье рассматриваются факторы, влияющие на организацию трудовой деятельности и ее эффективность в исправительных учреждениях. Выделяются основные причины, тормозящие развитие производства, характерные для всех предприятий независимо от форм собственности и сфер производственной деятельности. Эти причины свойственны также и для учреждений УИС. В статье предлагаются меры по их устранению. В результате исследования авторами делается вывод о необходимости включения осужденных в трудовые отношения в качестве заинтересованных субъектов (субъектов индивидуальной трудовой деятельности), что возможно сделать только при сотрудничестве с коммерческими структурами, а также при индивидуальной предпринимательской деятельности.

Abstract: the article covers the factors affecting the organization of labor activity and its effectiveness in correctional facilities. The main reasons hindering the manufacture development are emphasized. The reasons are typical to all enterprises regardless of their form of ownership and field of manufacture activity. They also fit to the institutions of correctional system. The article proposes measures for their elimination. As the result of the research the authors conclude about the necessity of inclusion of convicts to the labor relations as a stakeholder (the subject of self - employment) that can only be done in cooperation with commercial structure, as well as in entrepreneurial activity.

Организация труда осужденных - одна из значимых и важнейших проблем исполнения наказания в виде лишения свободы.

Еще в 2003 году Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации одобрил Концепцию реформирования государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, создав на их основе центры трудовой адаптации осужденных, производственные (трудовые) мастерские и направив их деятельность на решение таких задач, как: организация профессионального образования осужденных, привлечение их к трудовой деятельности, создание условий для нравственной и материальной заинтересованности в его результатах, а также на упрочение навыков трудовой деятельности для последующей адаптации к условиям жизни после освобождения1.

1 Оспанова Ж.Б. Правовые аспекты организации труда осужденных к лишению свободы в современных условиях // Вопросы современной юриспруденции: материалы XXVI Международной научно-

На данный момент в учреждениях уголовно-исполнительной системы ведут свою деятельность 16 государственных унитарных предприятий исправительных учреждений, 567 центров трудовой адаптации осужденных, 83 учебно-производственные мастерские2, которые призваны не только обеспечить рабочими местами осужденных, но и в то же время создать условия для их нравственной и материальной заинтересованности в его результатах, восстановлении и закреплении профессиональных и

практической конференции (3 июля 2013 г.). - Новосибирск: Сибак, 2013. - Режим доступа: http://sibac.info/ 2009-07-01-10-21-16/8409-2013-0713-00-29-41 (дата обращения: 02.02.2016).

2 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний // Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний. - Режим доступа: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/DROND%2 02015-2017.pdf (дата обращения: 31.01.2016).

трудовых навыков1. Однако выполнение данных задач является крайне затруднительным.

Среди основных причин, тормозящих развитие производственного сектора, можно выделить как общие - характерные для всех предприятий не зависимо от форм собственности и сфер производственной деятельности, так и свойственные для учреждений УИС.

К первой группе следует отнести:

- экономическое положение страны;

- разноречивая налоговая политика государства;

- несовершенная законодательная и подзаконная базы.

Ко второй:

- износ оборудования более 60% с нарастанием технологической отсталости, отсутствие возможности модернизации2;

- игнорирование при планировании производственной деятельности передовых научно-технических разработок и технологий, новых форм и методик организации, внедрения передового опыта;

- отсутствие единой маркетинговой политики;

- низкая инвестиционная привлекательность, что проявляется в неурегулированности договорных отношений и конфликте интересов между учреждениями УИС и предпринимателями;

- отсутствие у администрации желания брать на себя дополнительные обязанности и ответственность и др.

На наш взгляд, данные сложности усугубляются режимными требованиями, отсутствием квалифицированной рабочей силы, дефицитом профессиональных педагогических и управленческих кадров.

Правовую основу организации труда осужденных в настоящее время помимо Конституции РФ и федеральных законов составляют ведомственные нормативно-правовые акты, среди которых можно выделить приказ Минюста РФ от 01.04.2008 г. № 80 «Об утверждении примерного Положения о Центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и примерного Положения о лечебно-производственной (трудовой)

1 Антонян Е.А. Повышение экономической эффективности привлечения осужденных к труду в условиях исправительного учреждения // Вестник МГОУ. Серия: Юриспруденция. - 2015. - № 2. - С. 81.

2 Антонян Е.А. Указ. соч. - С. 84.

мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы»3.

Производственная деятельность в уголовно-исполнительной системе, отличаясь от производственной деятельности иных социальных систем, имеет особенную правовую природу, ее основой, кроме экономических, являются социальные, образовательные, воспитательные и другие пенитенциарные цели, что дает возможность говорить о том, что производственная деятельность в УИС подчиняется функции осуществления правоохранительной деятельности в том объеме, который регламентирован нормами

4

уголовного и уголовно-исполнительного права .

Учитывая темпы научно-технического прогресса повышение эффективности производственного потенциала отечественной пенитенциарной системы невозможно без обучения осужденных профессиональным навыкам и умениям. В уголовно-исполнительной системе организованы и осуществляют деятельность 333 профессиональных училища и 302 обособленных структурных подразделения, в которых ежегодно обучается около 100 тыс. осужденных5. Кроме того, организация труда осужденных, управление производственными мощностями должны строиться на научно обоснованном подходе. Все это должно способствовать наращиванию производственных мощностей предприятий уголовно-исполнительной системы, улучшению не только качества выпускаемой продукции, но и ее конкурентоспособно-сти6.

Исследуя возможности УИС по повышению экономической эффективности труда осужденных, Е.А. Антонян отмечает, что на сегодняшний день единственная реальная возможность получить современное эффективное

3 Приказ Минюста РФ «Об утверждении примерного Положения о Центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и примерного Положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы» от 01.04.2008 № 80 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.04.2008 № 11495) // Российская газета, № 82, 16.04.2008.

4 Шамсунов С.Х. Современные проблемы организации труда и социальной реабилитации осужденных с учетом требований международных стандартов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2006. - № 5. - С. 2.

5 Антонян Е.А. Указ соч. - С. 84.

6 Антонян Е.А., Перемолотова Л.Ю. Привлечение осужденных к труду и оценка его эффективности. - Рязань: Академия ФСИН России, 2014.

производство - это сотрудничество с коммерческими структурами, и это единственный фактор, который позволит развиваться производственному сектору УИС. Однако для этого надлежит:

- организовать новую структуру служб, нормирующих труд в УИС, как основание для строительства эффективной системы организации труда осужденных, при этом, учитывая особенности исправительных учреждений, а также системы управления трудом осужденных;

- укрепить и развить материально -техническую базу производственного сектора УИС, для того чтобы создать дополнительные рабочие места для трудоустройства осужденных;

- на постоянной основе снабжать исправительные учреждения заказами на поставку продукции как для государственных и муниципальных нужд, так и для коммерческих организаций;

- подчеркнуть специфику организации труда осужденных в уголовно-исполнительной системе, а также характера их труда;

- гарантировать развитие и усовершенствование системы профессионально-технического обучения осужденных, принимая во внимание ситуацию, складывающуюся на региональных рынках труда;

- исключить несоответствия и противоречия положений гражданского, налогового, трудового и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, а также отдельных нормативных правовых актов, которые регламентируют государственную политику в областях управления производством и деятельности органов и учреждений, которые исполняют уголовные наказания.

Осуществление данных мероприятий даст возможность создать единые нормы труда, которые поспособствуют выдвижению реальных требований к работе, которую выполняют осужденные. Также это позволит обеспечить эффективное поддержание трудовых навыков заключенных и предоставит им возможность освоить востребованные при освобождении профессии. При этом сохранится имущественный комплекс и кадровый потенциал производственного сектора УИС, необходимый для исполнения норм действующего законодательства по обязательному привлечению осужденных к труду с целью их профессиональной подготовки, принимая во внимание условия, при которых изменяется существующая организационно - правовая форма предприятий исправительных учреждений. Эти мероприятия позволят оптимизировать структуру производственного сектора УИС эффективной организацией труда

осужденных с учетом тех задач, которые возложены на уголовно-исполнительную систему действующим законодательством Российской Федерации.

К другим положительным последствиям относятся следующие возможности:

- возможность эффективно использовать имеющийся промышленный потенциал для постоянного функционирования исправительных учреждений, дальнейшего развития системы самообеспечения потребностей УИС в продуктах питания, вещевом имуществе, строительных материалах, продукции коммунально-бытового и специального назначения;

- усиление воспитательной направленности труда, профессионального обучения, ориентации трудовой деятельности осужденных на формирование и развитие стремлений к занятию общественно-полезной деятельностью, на повышение собственного образовательного и культурного уровня;

- для осужденных, повышающих уровень образования, более сознательно относиться к процессу исправления, правильнее воспринимать режимные требования;

- возможность получить осужденным специальность, по которой может быть предоставлена работа в исправительном учреждении, а главное - специальность, которая будет пригодна для трудового образа жизни после осво-

бождения1.

С данными выводами согласны и многие ученые и практики, однако, несмотря на это, рекомендации по повышению эффективности труда осужденных остаются без внимания. Законодатель и проводимые реформы окончательно лишают осужденных возможности быть участниками рыночных отношений и субъектами индивидуальной трудовой деятельности.

Первым шагом в данном направлении стало принятие федерального закона от 06.06.2007 г. № 91-ФЗ «О внесении изменений в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», который лишил осужденных права заниматься предпринимательской деятельностью, хотя данная форма трудовой деятельности рассматривалась как дополнительный источник расширения трудовых мест в исправительном учреждении и развития индивидуальной инициативы с достаточно большими воспитательными возможностями2. Осужденные к

1 Антонян Е.А. Указ. соч. - С. 84.

2 Федеральный закон «О внесении изменений

лишению свободы с определенными ограничениями могли являться участниками предпринимательских отношений. Так, ч. 1 ст. 103 УИК РФ осужденным предоставлялось право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, конкретизировалось данное право в статье 23 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», которая устанавливала, что осужденные с разрешения начальника учреждения, исполняющего наказания, могли заниматься предпринимательской деятельностью в форме индивидуальной трудовой деятельности и путем создания общества с ограниченной ответственностью. Подробно вопросы предпринимательской деятельности осужденных регулировала Инструкция по организации индивидуальной предпринимательской деятельности осужденных, содержащихся в местах лишения свободы.

Вторым - изменения, внесенные в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 23.09.2015 г. № 1877-р1, в соответствии с которыми произошел отказ от создания небольших рабочих камер-мастерских и внедрения индивидуальных форм занятости.

Анализируя ситуацию, сложившуюся в настоящее время в сфере трудовой деятельности осужденных в исправительных учреждениях, научное сообщество разделилось на две группы. При этом отметим, что данный спор не нов.

К первой группе относятся ученые2, отстаивающие право осужденных на выбор рода занятий, места, времени и формы реализации труда, участие в управлении производством, защиту от безработицы, и даже право, которое исключает принуждение к труду, предлагая оставить принцип обязательности труда, заменив его добровольностью.

в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 06.06.2007 № 91-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 24. - Ст. 2834.

1 Распоряжение Правительства РФ «О внесении изменений в Концепцию развития уголовно -исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» от 23.09.2015 № 1877-р // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 40. - Ст. 5581.

2 Уржинский К.П. Гарантии права на труд. -М., 1984. - С. 56; Дерюга Н.Н. Принцип обязатель-

ного труда для осужденных и его развитие в УИК России // Государство и право. - 1998. - № 4.

Вторая группа настаивает на обязательности труда осужденных, ссылаясь на ст. 37 Конституции РФ, допускающую ограничения конституционных прав, в том числе и на выбор рода деятельности. Для осужденных отсутствуют альтернативные варианты - каждый осужденный должен трудиться, что в свою очередь выражается в требовании предоставления работы3.

Более приемлемой для нас является позиция, при которой цель исполнения наказания -сочетание исправления осужденного с его экономической заинтересованностью. Н.А. Стручков справедливо отмечал, что цели исправления и получения материальной выгоды не противоречат друг другу, они должны быть объединены

4

одним результатом .

Это подтверждается данными социологического опроса, полученного путем анонимного анкетирования осужденных. Основными результатами своей трудовой занятости отбывающие наказания хотят видеть:

- достойную заработную плату для улучшения своих материальных и бытовых условий (33%);

- возможность условно-досрочного освобождения (27%);

- оказание помощи семье и близким (26%);

- возможность сохранить свою профессиональную квалификацию или приобрести новые специальности и трудовые навыки, необходимые в будущем.

И лишь только 11 % дали ответ, что работают по принуждению администрации исправительного учреждения.

Достижение компромисса между целями исправления осужденных и получение материальной выгоды в настоящее время является проблематичным. На наш взгляд, этого можно достичь только путем сотрудничества с коммерческими структурами и организацией индивидуальной предпринимательской деятельности осужденных (естественно с определенными ограничениями, обусловленными режимом содержания). Именно данные формы организации труда осужденных к лишению свободы являются наиболее приемлемыми и перспективными, как для их трудовой адаптации, так и для повышения эффективности производства.

3 Машнина Е.В. Проблема реализации права осужденных граждан на труд в местах лишения свободы // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 15 (153). Право. Вып. 19. -С. 107.

4 Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права: Проблемы Особенной части. - М., 1985. - С. 119.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №2.

- Ст. 198.

2. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 06.06.2007 № 91-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 24. - Ст. 2834.

3. Распоряжение Правительства РФ «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - 43. - Ст. 5544.

4. Распоряжение Правительства РФ «О внесении изменений в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» от 23.09.2015 № 1877-р // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 40. - Ст. 5581.

5. Приказ Минюста РФ «Об утверждении примерного Положения о Центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и примерного Положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы» от 01.04.2008 № 80 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.04.2008 № 11495) // Российская газета. - 2008. -№ 82.

6. Антонян, Е.А. Повышение экономической эффективности привлечения осужденных к труду в условиях исправительного учреждения // Вестник МГОУ. Серия: Юриспруденция. - 2015. - № 2. -С.80-86.

7. Антонян, Е.А., Перемолотова, Л.Ю. Привлечение осужденных к труду и оценка его эффективности. - Рязань: Академия ФСИН России, 2014. - 67 с.

8. Дерюга, Н.Н. Принцип обязательного труда для осужденных и его развитие в УИК России // Государство и право. - 1998. - № 4. - С. 80-85.

9. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний // Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний. - Режим доступа: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/DROND%202015-2017.pdf (дата обращения: 31.01.2016)

10. Калашников, Г.М. Особенности организации труда осужденных в тюремных условиях // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. - 2015. - №2. - С. 184-191.

11. Машнина, Е.В. Проблема реализации права осужденных граждан на труд в местах лишения свободы // Вестник Челябинского государственного университета. Право. - 2009. - № 15 (153). Вып. 19. -С. 107-110.

12. Оспанова, Ж.Б. Правовые аспекты организации труда осужденных к лишению свободы в современных условиях // Вопросы современной юриспруденции: материалы XXVI Международной научно-практической конференции (3 июля 2013 г.). - Новосибирск: Сибак, 2013. - Режим доступа: http://sibac.info/2009-07-01-10-21-16/8409-2013-07-13-00-29-41 (дата обращения: 02.02.2016)

13. Соколов, О.В., Степанова, И.Б. Труд как одно из средств исправления осужденных к лишению свободы: проблемы законодательного регулирования // Lex Russica. - 2015. - №1. - С. 76-83.

14. Стручков, Н.А. Курс исправительно-трудового права: Проблемы Особенной части. - М., 1985. - 256 с.

15. Третьяков, И.Е. Реализация прав осужденных к лишению свободы на труд в современной уголовно-исполнительной практике // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.

- 2014. - №1 (27). - С. 168-170.

16. Уржинский, К.П. Гарантии права на труд. - М., 1984.

17. Шамсунов, С.Х. Современные проблемы организации труда и социальной реабилитации осужденных с учетом требований международных стандартов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2006. - № 5. - С. 2-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2, том 1, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.