Казаков И.Ю.
аспирант кафедры маркетинга Самарского государственного экономического университета
как повысить доходы
оператора сотовой связи?
повышение эффективности деятельности предприятия сотовой связи
на основе исследования факторов формирования доходов от дополнительных услуг
В условиях жесткой конкуренции на рынке услуг сотовой связи основным направлением работы предприятия является расширение спектра предоставления дополнительных сервисов и услуг потребителям, а также повышение эффективности своей деятельности.
На процессы, протекающие на предприятии, оказывает влияние огромное множество факторов как извне, так и изнутри, что обуславливает стохастичность1 данных процессов. В связи с этим актуальной является проблема выявления закономерностей, способствующих повышению эффективности предприятия.
Задача: повысить эффективность предприятия сотовой связи
Задача повышения эффективности предприятия сотовой связи нераз-
1 Стохастичность - случайность, один из вариантов объективной связи объектов, определяемый внешними для данного объекта причинами и характеризующие внешние неустойчивые нормы развития - прим. ред.
рывно связана с исследованием в рамках системного подхода, что позволяет осуществить комплексный анализ исследуемого явления. Основная цель - это выявление закономерностей в процессах формирования доходов от дополнительных услуг сотовой связи методами статистического анализа. Поставленная цель была достигнута посредством решения следующих задач:
- сформирована информационная база, отражающая систему внутренних и внешних факторов среды, влияющих на эффективность предприятия;
- проведен предварительный анализ методом визуализации данных, в результате которого была сформирована гипотеза о наличии или отсутствии влияния некоторых факторов на исследуемое явление;
^российское предпринимательство, 2009, № 1 (2)
- количественно определена мера взаимосвязи результативных и факторных признаков;
- установлен тип зависимости результативных и факторных признаков путем построения парных регрессий;
- разработаны модели множественной регрессии с целью выявления наиболее эффективных рычагов управления исследуемыми процессами.
Факторы, влияющие на уровень доходов от предоставляемых услуг
Неотъемлемой составляющей процесса генерирования управленческих решений является анализ информации о состоянии соответствующего объекта или явления. При этом наряду с анализом качественной информации большое значение имеют количественные оценки, позволяющие установить не только направленность взаимосвязи изучаемых процессов, но и меру или степень существующей взаимосвязи. Отбор факторов производится в соответствии с поставленными целями. В рамках проводимых исследований данные факторы конкретизируются в систему показателей, общая схема которой показана на рис. 1. Основной критерий отбора -качественное представление о факторах, влияющих на зависимую моделируемую переменную. В то же время с учетом сохранения экономического смысла этот выбор подтверждается количественно путем анализа значений парных коэффициентов корреляции, с помощью которых в рамках статистического метода опреде-
ляется степень взаимосвязи анализируемых признаков (1). На основе проведенного исследования определено, что уровень доходов от услуг сотовой связи в целом статистически значимо взаимосвязан со следующими факторами: количество корпоративных абонентов; доходы от дополнительных (VAS) услуг корпоративных абонентов; средняя заработная плата в регионе; продолжительность разговоров; доходы от MMS; доходы от дополнительных (VAS) услуг; доходы от голосовых услуг Таким образом, дополнительные услуги играют одну из ведущей ролей на пути повышения конкурентоспособности и доходности предприятия сотовой связи.
Также в ходе исследования были выявлены наиболее сильные статистически значимые положительные взаимосвязи показателя доходов от дополнительных услуг с такими факторами, как средний доход от VAS на 1-го абонента, доходы от контентных услуг, доходы от MMS, средняя заработная плата в регионе, количество корпора-
неотъемлемой составляющей процесса генерирования управленческих решений является анализ информации о состоянии соответствующего объекта или явления
телекоммуникации
85
российское предпринимательство, 2009, № 1 (2)
тивных абонентов. Отрицательно же влияют на уровень доходов от дополнительных услуг показатели доли рынка по доходам конкурентов и количества контент-SMS-сооб-щений.
Математическим путем было доказано,...
Математическим путем доказана корреляционная взаимосвязь показателя доли доходов от дополнительных услуг в структуре доходов от услуг сотовой связи с показателями среднего дохода от VAS на 1-го абонента, доходов от передачи данных, числом абонентов мобильной связи в регионе и количества SMS-сообщений, численности населения территорий, доли рынка МТС, а также индексом потребительских цен в регионе. В результате проверки гипотезы о наличии тенденции ряда методами сравнения средних уровней и Фостера-Стюарта было установлено существование тенденций исследуемых динамических рядов, кроме рядов показателей, доля доходов от дополнительных (VAS) услуг в структуре доходов от услуг сотовой связи, %; количество контрактных абонентов; средний доход от VAS на 1-го абонента, долл.; стоимость одной минуты (APPM); доходы от передачи данных, долл.; затраты на рекламу. Анализ качества построенных трендовых моделей позволил
^ Рис. 1. Система показателей, отражающая внешние и внутренние факторы формирования доходов от дополнительных услуг сотовой связи
установить, что для большинства динамических рядов наибольшая объясненная вариация обеспечивается линейной и квадратической моделями.
В результате сравнения коэффициентов корреляции, отражающих силы и направленности корреляционной взаимосвязи уровней и отклонений от трендов динамических рядов доходов от дополнительных услуг и услуг сотовой связи, доли доходов от дополнительных услуг был сделан вывод, что после исключения трендовой составляющей число статистически значимых коэффициентов корреляции показателей доходов от дополнительных услуг и услуг сотовой связи сократилось почти вдвое, а для динамического ряда показателя доли доходов от дополнительных услуг в структуре доходов от услуг сотовой связи возросла в 2,6 раза.
...что, оказывая дополнительные услуги, можно повысить доходность предприятия
В ходе исследования были построены регрессионные модели уровней доходов от дополнительных услуг и услуг сотовой связи, а также доли доходов от дополни-
были доказаны причинно-следственные связи повышения доходов от услуг сотовой связи
с ростом доходов от дополнительных услуг
телекоммуникации
на повышение доли доходов от дополнительных услуг в структуре доходов от услуг сотовой связи наиболее устойчиво действует
фактор динамики потребительских цен в регионе
тельных услуг в структуре доходов от услуг сотовой связи с учетом и без учета трендовой составляющей. Наиболее устойчиво в модели доходов от дополнительных (VAS) услуг вошли показатели доход от услуг дальней связи, доходы от SMS сообщений, передачи данных, контентных услуг. Эти модели содержат в большей степени факторы, положительно влияющие на результативный признак. Были доказаны причинно-следственные связи повышения доходов от услуг сотовой связи с ростом доходов от дополнительных услуг, что подтверждается вхождением данного признака в оба класса моделей (с учетом и без учета трендовой составляющей). Наиболее устойчивыми здесь ока-
зались внутренние факторы, такие как А13Ри, доход от услуг дальней связи, продолжительность разговоров.
На повышение доли доходов от дополнительных услуг в структуре доходов от услуг сотовой связи наиболее устойчиво действует фактор динамики потребительских цен в регионе.
Проведенное исследование зависимости дополнительных услуг от влияния факторов внутренней и внешней среды может быть основой для формирования стратегии развития дополнительных услуг, что позволит реализовать механизм повышения эффективности деятельности предприятия в целом.
Литература
1. Дженнрич Р.И. Пошаговая регрессия / под ред. К.Энслейна, Э.Рэлстона, Г.С. Уилфа; пер с англ. - М.: Наука, 1986. - 538с.
2. Сошникова Л.А. Многомерный статистический анализ в экономике / Л.А. Сошникова, В.Н. Тамашевич, М. Шефер. - М.: ЮНИТИ: ДАНА, 1999. - 598 с.
2. Рябцев В.М. Многомерный статистический анализ экономического развития регионов Российской Федерации / В.М. Рябцев, Е.И. Тихомирова, С.И. Чаплыгин. -Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2002. - 127 с.
Российское предпринимательство, 2009, № 1 (2) 8