Научная статья на тему 'Особенности рынка дополнительных услуг сотовой связи'

Особенности рынка дополнительных услуг сотовой связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
691
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТОВАЯ СВЯЗЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ОПЕРАТОРЫ / ПРОВАЙДЕРЫ / РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зарецкий Сергей Николаевич

Статья содержит описание основных особенностей российского рынка дополнительных услуг сотовой связи. Представлена классификация дополнительных услуг. Показаны роль, место и особенности взаимодействия операторов, провайдеров, агрегаторов, абонентов и государства на российском рынке дополнительных услуг сотовой связи. Сформулирована схема движения денежных потоков между участниками данного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зарецкий Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности рынка дополнительных услуг сотовой связи»

Новые исследования молодых ученых Зарецкий С.Н.

Особенности рынка дополнительных услуг сотовой связи

Услуги, предоставляемые операторами сотовой связи, постоянно расширяются. При этом все многообразие услуг принято разделять на два класса - базовые и дополнительные.

Базовые услуги - это услуги по передаче речи, факсимильных сообщений и низкоскоростных данных. В эту группу входят услуги по определению номера, переадресации вызова, различные тарифные модификаторы.

Дополнительные услуги существенно более разнообразны (Таблица 1).

Таблица 1. Классификация услуг сотовой связи

Группа услуг Виды услуг

Мобильная коммерция Электронная торговля Банковские и биржевые операции Заказ билетов

Общение SMS MMS Видеосвязь Видеоконференции

Информационные услуги Доступ в Интернет Позиционирование (LBS) Справки (TVE.)

Кастомизация Гудок (RBT) Мелодии Логотипы

Приложения Дистанционное управление Телеметрия Службы спасения

Мобильный офис Доступ к корпоративным сетям Электронная почта Органайзер

Отдых Музыка Фильмы Мобильное телевидение

В соответствии с многочисленными исследованиями, в настоящее время сектор дополнительных услуг сотовой связи (рынок VAS - от Value Added Services - услуги с добавленной стоимостью) является наиболее быстро растущим сектором экономик многих стран. Он начал формироваться в 2002 году. В период с 2001 по 2004 год рынок дополнительных услуг сотовой связи демонстрировал

среднегодовые темпы роста на уровне 176%. К 2004 году объем рынка дополнительных услуг превысил один миллиард долларов, в 2006 году составил $1,9 млрд., а к концу 2008 года достиг $4,2 млрд. В настоящее время влияние мирового экономического кризиса привело к существенному снижению темпов роста рынка. Однако продолжается увеличение доли дополнительных услуг в доходах операторов сотовой связи.

Основными участников рынка дополнительных услуг сотовой связи являются операторы, провайдеры, агрегаторы и абоненты.

Провайдеры на основании лицензии, полученной от государства, разрабатывают мобильные сервисы и технологию транспорта услуги. При необходимости они приобретают дополнительное оборудование и программное обеспечение у производителей, заключают договоры с правообладателями на получение права использования контента, договоры с операторами на аренду каналов связи (коротких номеров), информируют абонентов о своей продукции и услугах посредством рекламы в СМИ, принимают и обрабатывают запросы абонентов, осуществляют их техническую поддержку. Оплату за предоставленные услуги, в зависимости от схемы взаимодействия между участниками рынка, провайдеры получают от операторов сетей сотовой связи и/или от агрегаторов сервисов.

Операторы являются главным звеном в цепочке взаимодействия между потребителями услуг и остальными участниками рынка. Они осуществляет доставку услуг абоненту. От качества работы оператора (скорости передачи данных, зоны покрытия радиосигналом, уверенности приема) зависит, будет ли вообще владелец мобильного телефона пользоваться дополнительными услугами сотовой связи.

Операторы осуществляют функции взаимодействия с провайдерами; анализа возможности реализации сервисов конкретного провайдера в своих сетях; разработки технологии транспорта услуги; приобретения программно-аппаратного обеспечения технического продвижения услуги; выделения каналов связи для передачи услуг от провайдера абонентам и обратного трафика; доведения до абонентов сведений о дополнительных услугах посредством внешней и внутренней рекламы. Кроме того, они обеспечивают контроль качества услуг; техническую поддержку абонентов; получение оплаты за оказанные услуги; взаиморасчеты с другими участниками рынка; перечисление отчислений государству; привлечение дополнительных инвестиций для развития сетей и расширения зоны покрытия.

К специфическим издержкам операторов относятся оплата содержания служб по работе с провайдерами; затраты на маркетинговые исследования и рекламные кампании; приобретение лицензий на право оказания услуг; отчисления в фонд универсального обслуживания.

Агрегаторы предоставляют провайдерам единую точку подключения к сетям нескольких операторов; осуществляют мониторинг качества разрабатываемых провайдерами сервисов; осуществляют взаимодействие с операторами связи и

правообладателями; разрабатывают программно-аппаратные решения для мобильных сервисов и услуг; осуществляют подключение сервисов к операторам мобильной и проводной связи; выполняют техническую поддержку абонентов; организуют проведение взаиморасчетов.

Заключая соглашение с оператором, агрегатор предоставляет пакет услуг, обычно в несколько раз шире того, который предлагают контент-провайдеры напрямую. При этом существенно упрощается бизнес-модель, процессы взаиморасчетов, работа технических служб (интеграция, поддержка и т.д.), снижаются риски. Агрегаторами, как правило, являются крупные компании -провайдеры услуг. Поэтому основные издержки агрегатора такие же, как и у провайдера.

Абоненты являются конечными потребителями, оплачивающими дополнительные услуги сотовой связи. Полученные от абонентов средства разделяются между операторами, агрегаторами, провайдерами и правообладателями. Роль государства на рынке дополнительных услуг сотовой связи сводится к законодательному обеспечению деятельности компаний, выдаче лицензий на право оказания услуг, контролю поступлений средств в бюджет и небюджетные фонды.

Полностью все участники рынка дополнительных услуг сотовой связи представлены на следующей схеме.

Рисунок 1. Участники рынка дополнительных услуг сотовой связи.

Финансовые поступления от абонентов-подписчиков на дополнительные услуги сотовой связи распределяются между перечисленными участниками рынка (Рисунок 2). 88

Рисунок 2. Движение денежных потоков на рынке дополнительных услуг

сотовой связи.

В настоящее время основное влияние на динамику рынка сотовой связи оказывают три крупнейших оператора - ОАО МТС, ОАО «ВымпелКом» и ОАО «МегаФон», на долю которых в настоящее время приходится более 82% совокупных объемов продаж. В связи с этим российский рынок операторов сотовой связи на современном этапе следует считать олигополистическим.

С другой стороны, рынок провайдеров дополнительных услуг сотовой связи развивается очень динамично. Если в 2003 году насчитывалось около 50 компаний, предоставляющих дополнительные услуги сотовой связи, то к концу 2006 года их было уже более 250. При этом, несмотря на широкую дифференциацию предоставляемых услуг, наблюдается жесткая конкуренция между провайдерами. Поэтому рынок провайдеров можно охарактеризовать как рынок монополистической конкуренции.

Поскольку свои сервисы провайдеры могут реализовать только через операторов, рынок дополнительных услуг имеет двойственную природу, которая характеризуется синтезом конкурентного рынка провайдеров с олигополистическим рынком операторов сотовой связи.

Литература

1. Родионов, И.И. Мировой рынок информационных услуг: электронная деловая

и коммерческая информация [ Текст] //Технологии электронных коммуникаций. - М. Т. 13, 1991. - 243 с. 2. Bratanov, P. I., Bonek, E., Mobility Model of Vehicle Borne Terminals in Urban Cellular Systems 2003 IEEE [Текст]/ Transactions on Vehicular Technology.- P. 269-276.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.