УДК 004.4'22, 681.327.8
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА
ДЛЯ СОЗДАНИЯ МАССОВЫХ МОБИЛЬНЫХ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. ЧАСТЬ I: ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ И ПРОГРАММНАЯ АРХИТЕКТУРА О.А. Золотарев, Е.А. Гринина, А.В. Бухановский
Рассматривается проблема автоматизации проектирования и разработки распределенного программного обеспечения мобильной коммерции. Показано, что основным фактором, определяющим архитектуру и принцип действия мобильных сервисов, является специфика финансового регулирования в области электронных платежей. Разработана инструментальная среда поддержки процесса создания мобильных сервисов, пригодных для внедрения на российском рынке неголосовых услуг сотовой связи. Ключевые слова: мобильные сервисы, электронная коммерция, программная архитектура.
Введение
Понятие мобильной коммерции (mCommerce) охватывает широкий спектр сервисов и услуг, которые предоставляются с помощью устройств мобильной связи [1]. Мобильная коммерция является разновидностью электронной коммерции как широкого спектра форм коммерческой деятельности, основанной на предоставлении услуг посредством телекоммуникационных технологий [2]. Проникновение технологий мобильной коммерции в России на настоящий момент столкнулось с рядом противоречий как технологического, так и нормативно-правового характера.
- Высокое проникновение услуг мобильной связи (включая неголосовые) практически во все слои населения (около 100% в крупных городах РФ) не соответствует качеству предоставляемых сервисов и контента (типовые развлекательные продукты - картинки, рингтоны, игры). Этот диссонанс уже с 2005 г. привел к «перегреву» рынка мобильного контента и стагнации доходов операторов связи и провайдеров [3].
- Возможности провайдеров по предоставлению мобильных сервисов нового поколения (мобильное телевидение, электронные билеты и пр.) в целом не обеспечены соответствующими технологиями их тарификации и оплаты. Как следствие, большинство провайдеров контента предоставляет свои услуги по стандартным схемам тарификации через операторов связи или через агрегаторов [4]. В общем случае это приводит к повышению себестоимости услуги в 2,5-3 раза, что негативно сказывается на потребительском спросе.
- Разнообразие технологических решений, предлагаемых производителями мобильных терминалов (включая специализированные SDK для конкретных моделей), осложняет задачу разработки и предоставления мобильных сервисов. Экстенсивный путь развития, ориентированный на платформенно-зависимые сервисы, порождает риски ответственности за некачественное оказание услуги.
В данной статье проводится критический анализ развития мобильной коммерции в различных регионах мира, на его основе формулируются требования к мобильным сервисам для российского рынка, а также рассматривается подход к автоматизации процесса их проектирования и разработки на основе инструментальной среды создания массовых мобильных онлайн-сервисов нового поколения.
Анализ международного опыта в области мобильной коммерции
В настоящее время в экономически развитых странах уровень проникновения сотовой связи превысил 100%, что создает предпосылки к интенсивному развитию рынка массовых мобильных услуг. В частности, в работе [5] показано, что рост доходов от
голосовых услуг для европейских операторов постепенно снижается, становясь отрицательным со второго квартала 2007 г., в то время как доходы от услуг передачи данных перманентно увеличиваются. Аналогичная тенденция отмечается и в США. Например, при снижении в 2007 г. голосового ARPU (как дохода в расчете на единичного пользователя) на 6% аналогичный показатель для передачи данных увеличился более чем на 47%. 16% суммарного ARPU в США составляют доходы, получаемые от мобильных сервисов. Весь мировой объем платежей, связанных с неголосовыми услугами, составил в 2007 г. более 2 млрд. долларов. По прогнозам аналитиков [5], к 2012 г. почти половина ARPU в мире будет формироваться за счет услуг передачи данных. Как следствие, это может быть обеспечено только за счет наращивания количества и ассортимента разнообразных мобильных сервисов, что связано не только с транспортной инфраструктурой, но и с расширением мультимедийной функциональности современных мобильных телефонов.
Детализация рынка мобильных услуг выявила существенную неоднородность по регионам мира. В настоящее время в мире существуют два крупнейших региональных рынка - Западная Европа (955 млн. USD) и Восточная Азия (702 млн. USD) [6]. Сопоставляя проекты мобильной коммерции в Западной Европе и Восточной Азии, становится очевидным, что успех внедрения и продвижения мобильных сервисов определяется, в первую очередь, выбором рыночной модели, который, в свою очередь, диктуется стилем финансового регулирования, принятого в данном государстве. Это связано с тем, что мобильный сервис (интерпретируемый как платная услуга посредством мобильной связи) предусматривает «дистанционную» идентификацию абонента и использование так называемых «электронных денег». Таким образом, вывод мобильных сервисов на рынок непосредственно связан с легализации системы оплаты мобильных услуг.
Специфика внедрения мобильных сервисов в России заключается в слабой банковской системе и недостаточном охвате населения банковскими услугами [3]. Как следствие, нормативно-правовая база, обеспечивающая легальное функционирование приемлемых моделей мобильной коммерции, находится в стадии формирования. Это породило однобокое и ограниченное развитие рынка мобильных услуг с преобладанием сервисов по предоставлению мобильного контента на основе так называемых «агре-гаторских» схем [4], когда компания-агрегатор (КА) берет на себя установление множественных договоренностей с отдельными контент- и сервис-провайдерами, а также с операторами сотовой связи для облегчения процесса доставки контента пользователям. Таким образом, вместо заключения контрактов со многими операторами связи провайдеры вступают в договорные отношения только с КА. Современная российская модель работы КА существенно отличается от традиционных мировых схем. Например, в Западной Европе задача КА состоит в технологическом упрощении для контент-провайдеров выхода на рынок мобильных услуг. Всю маркетинговую деятельность, рекламу, продвижение собственной продукции берет на себя контент-провайдер, предоставляя продукцию от своего имени и под своей торговой маркой [5]. В России, напротив, большинство КА образовалось на базе крупных контент-провайдеров. Помимо технологической поддержки, они обеспечивают своим партнерам продвижение под единым брендом КА. Таким образом, КА по сути занимается перепродажей услуг и продукции отдельных провайдеров.
Основными недостатками агрегаторских схем являются увеличение нагрузки на биллинговую систему оператора связи, а также аспекты, связанные с финансово-юридическими вопросами оплаты посредством Premium SMS и удовлетворения претензий при некачественном оказании услуги. Агрегаторские схемы допускают весьма ограниченное применение и годятся в основном для продажи цифровых товаров и услуг (статического мобильного контента).
Выбор модели и способа реализации электронных платежей
Существующая в России нормативно-правовая база не дает возможности в полной мере привлекать операторов сотовой связи к процедурам расчетов посредством современных инфокоммуникационных систем, предполагающих использование безналичных финансовых инструментов без открытия банковского счета (переводы, предоп-лаченные карты). Это связано, во-первых, с чрезмерно усложненными процедурами идентификации, а во-вторых, с запретом некредитным организациям принимать денежные средства от покупателей с целью последующей передачи банку для осуществления перевода или пополнения банковской предоплаченной карты (за исключением частных случаев, предусмотренных ст. 13.1 Закона «О банках и банковской деятельности» [7]). Альтернативой является использование таких схем взаимодействия клиента и провайдера сервиса, в которых оператор связи предоставляет только транспортные услуги, а все взаиморасчеты выполняются через электронную платежную систему. В настоящее время можно выделить шесть основных групп платежных систем, потенциально конкурирующих на российском рынке. К ним относятся: (а) платежные системы банковских карт (Visa, MasterCard и др.); (б) Интернет-платежные системы на основе скрэтч-карт (E-Port, Рапида и пр.); (в) Интернет-платежные системы на основе удаленного управления счетом (WebMoney, Yandex-деньги и пр.); (г) системы мобильных платежей на основе управления банковским счетом (SimMP, «Мобильный банк»); (д) биллинговые системы операторов сотовой связи; (е) системы на основе предоплаченно-го финансового продукта (ПФП).
Таблица 1. Сравнительный анализ потребительских качеств платежных систем
Характеристика 0 a б в г д е
Привычность для массового потребителя в РФ +
Доступность (+ для более 50% населения в РФ) + +
Отсутствие передачи персональных данных потребителя + - + + + + +
Независимость от банковских счетов + - + + - + +
Охват небанковской аудитории + - + + - + +
Равноправие участников платежей + - + + - - +
Рентабельность микроплатежей + - + + - + +
Поддержка офлайновых платежей + +
Отчисление части дохода оператору связи + +
Возможность платежей между пользователями системы + - + + - - +
Возможность оплаты мобильного контента и услуг + +
Возможность оплаты товаров в розничной торговле + + - - + - +
Осуществление платежей в автоматическом режиме + + - - - - +
Осуществление платежей через Интернет + + + + + + +
В табл. 1 приведен сравнительный анализ потребительских и технологических качеств платежных систем с точки зрения их использования в современных массовых мобильных онлайн-сервисах. Индексом «0» отмечен способ оплаты наличными деньгами. Из таблицы видно, что наиболее перспективными являются платежные системы на основе ПФП [8]. В настоящее время в России этот класс представлен исключительно продуктами банка «Таврический» на основе технологии ПэйКэш (мобильный кошелек Вымпелком, ПФП ПэйКэш [9]). Несмотря на то, что сама технология ПэйКэш является патентозащищенной, реализующая ее аппаратно-программная платформа эксплуатируется на коммерческой основе и поддерживает возможность подключения любых классов мобильных сервисов по открытым протоколам [10].
Обоснование архитектуры типового мобильного сервиса
Архитектура типового мобильного онлайн-сервиса как распределенного приложения является двухзвенной (клиент-провайдер). Провайдер поддерживает работу серверного приложения, обеспечивающего доступ как к собственным программным модулям, так и к внешним сервисам других провайдеров через стандартную коммуникационную среду. Пользователь взаимодействует с сервером провайдера, используя клиентское приложение, установленное на его мобильном телефоне. При этом процесс взаимодействия может осуществляться при помощи различных коммуникационных средств - SMS-сообщений, USSD-запросов, взаимодействия с сервером посредством сети Интернет (с использованием протоколов GPRS/EDGE, W-CDMA, беспроводных сетей локального доступа). Платежи за оказанные услуги выполняются в режиме реального времени посредством процессингового центра платежной системы, независимо взаимодействующей и с клиентом, и с провайдером. Этот снимает с операторов сотовой связи вопросы контроля качества предоставляемых провайдерами услуг. Поскольку факт платежной операции регистрируется в процессинговом центре, то клиент в случае невозможности использования продукта имеет право на возврат платежа на свой счет. При этом возврат может осуществляться в автоматическом режиме (например, если клиент не использовал электронный продукт до указанного срока) или в режиме рассмотрения претензии.
Дополнительно в состав мобильного сервиса может входить программное обеспечение аппаратных устройств контроля, например, POS-терминала или турникета доступа. Эти модули не взаимодействуют с платежной системой напрямую; обычно они подключены к серверу провайдера через Интернет, а для обмена данными с клиентом используются технологии локального взаимодействия, например, Bluetooth или NFC [11]. Провайдер сервиса также может поддерживать web-сайт, который предоставляет клиенту возможность конфигурации индивидуального набора сервисов и упрощает настройку репозитория; в бизнес-процессе оказания услуги сайт обычно не используется.
Примером мобильного онлайн-сервиса нового поколения, включающего в себя все вышеперечисленные компоненты, является сервис продажи электронных билетов на развлекательные мероприятия. Он позволяет клиенту оперативно связаться с поставщиком билетов, получить справочную информацию о мероприятии, выбрать параметры и количество билетов (например, свободные места в зале) и произвести оплату, получив при этом защищенный электронный билет непосредственно на свой мобильный телефон. В дальнейшем этот билет может быть использован путем предъявления (как изображения) с экрана мобильного телефона или считывания турникетом доступа по технологии NFC. В том случае, если клиент не посетил мероприятие, производится возврат оплаты за вычетом комиссии провайдера. Подробнее данный сервис описан в [12].
Инструментальная среда разработки мобильных сервисов
Несмотря на кажущуюся простоту двухзвенной архитектуры типового сервиса, его разработка и отладка требуют применения специальных навыков создания распределенных мобильных приложений и их сопряжения с платежной системой. Для упрощения этого процесса создана инструментальная технологическая среда (ИТС). ИТС рассчитана на три группы потенциальных пользователей, различающихся по квалификации и опыту разработки распределенных приложений, что соответствует различному порядку использования компонентов в рамках архитектуры, изображенной на рис. 1.
Рис. 1. Высокоуровневая архитектура инструментальной технологической среды
Наиболее важной частью ИТС является спецификатор требований (СТ). СТ обладает функциональностью экспертной системы и позволяет пользователю задавать описание мобильного сервиса в терминах бизнес-процессов предметной области посредством визуального редактора. Пользователь формирует общую архитектуру распределенного приложения, после чего настраивает его основные компоненты вручную, выбирая компоненты из репозитория, или использует типовые сценарии (эталонные сервисы), представленные в базе знаний. Результатом работы СТ является XML-документ, содержащий полное описание структуры распределенного приложения в терминах используемых компонентов.
Более низкоуровневым средством, чем СТ, являются мастера генерации кода (МГК). МГК на основании диалога с пользователем формируют архитектуру распределенного приложения и настраивают его основные модули, а также генерируют сами программные коды, используя готовые компоненты из репозитория. В отличие от СТ, взаимодействующего с пользователем в терминах бизнес-процессов, в МГК пользователь отражает, в первую очередь, технологические аспекты реализации сервиса. МГК могут использовать XML-документ проекта, создаваемый посредством СТ. В этом случае дублирующие вопросы в системе диалога МГК не используются; в лучшем случае МГК сводится к уровню транслятора документа проекта в исходный код приложения. В ИТС может использоваться несколько МГК, соответствующих разным классам модулей (например, клиента, сервера, точки контроля и создания новых компонентов). Программные коды «типовых» сервисов, построенных с помощью СТ и МГК, могут быть использованы опытными пользователями как каркас мобильных приложений с последующей «ручной» модификацией.
ИСТ реализована как надстройка над средой программирования Netbeans; при этом МГК играют роль шаблонов генерации кода на языке Java. СТ разработан при помощи технологии Windows Presentation Foundation, предоставляющей расширенные возможности для реализации пользовательского интерфейса. Создаваемое в ИСТ клиентское приложение использует платформу Java ME CLDC 1.0/MIDP 2.0, которая отличается достаточной степенью универсальности, что позволяет запускать приложения в операционных системах Windows Mobile или Symbian с использованием соответствующих виртуальных машин.
Заключение
В работе обоснована модель мобильной коммерции, позволяющая создавать массовые мобильные онлайн-сервисы нового поколения и активно продвигать их в условиях российского рынка неголосовых услуг сотовой связи. Разработана инструментальная технологическая среда, автоматизирующая процесс создания таких сервисов. Работа выполнена в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», проект 2008-4-1.4-18-01-022.
Литература
1. Сарьян В.К., Золотарев О. А. Формирование сектора платежных услуг на сетях мобильной связи третьего поколения // Мобильные Системы. - 2004. - № 9.
2. Новомлинский Л. Электронная коммерция. Тенденции развития в мире и в России. - Режим доступа: www.tops.ru/publishing/pub_007.html, свободный.
3. Золотарев О. А., Кузнецов И.В., Крупнов А.Е, Скородумов А.И. Внедрение мобильных платежей как ключевой фактор развития рынка инфокоммуникационных услуг // Мобильные Системы. - 2007. - № 6.
4. Сети и телекоммуникации / Редакторская статья. - 2005.01.17. - Режим доступа: ngz.zniis.ru, свободный.
5. Arthur D. Little. Telecom Operators: In the eye of the telecom media storm. Analytic report - February, 2008. - 96 p.
6. Mobile Payments Strategies & Markets 2007-2011. Juniper Research. Analytic report. - 2007. - 150 p.
7. Федеральный Закон РФ от 21.03.2002 № 31-ФЗ «О банках и банковской деятельности».
8. Положение Центрального Банка России от 24 декабря 2004г. № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт».
9. Крупнов Ю.С. О природе электронных денег // Бизнес и Банки. - 2003. - № 5.
10. Описание технологии PayCash и подключения к платежной системе. - Режим доступа: www.paycash.ru, свободный.
11. Near Field Communications (NFC), ABI Research, Analytic report. - 2007. - 120 p.
12. Гринина Е.А. и др. Инструментальная технологическая среда для создания массовых мобильных он-лайн-сервисов нового поколения. Часть II: Технологии локального взаимодействия // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. - 2008.-Вып. 54. - С. 86-91.
Золотарев Олег Анатольевич Гринина Екатерина Александровна Бухановский Александр Валерьевич
- ООО «Технологии процессинга», генеральный директор, [email protected]
- ООО «Технологии процессинга», руководитель научного отдела, к.ф.-м.н., [email protected]
- Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, д.т.н., профессор, [email protected]