Научная статья на тему 'Конкурентная среда и факторы обострения конкурентной борьбы на рынке сотовой связи'

Конкурентная среда и факторы обострения конкурентной борьбы на рынке сотовой связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1478
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ СВЯЗИ / МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / ОПЕРАТОР СВЯЗИ / УСЛУГИ СВЯЗИ / SPHERE OF COMMUNICATION SERVICES / WORLD TENDENCIES OF DEVELOPMENT / COMPETITIVE ENVIRONMENT / OPERATOR OF COMMUNICATION / COMMUNICATIVE SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орипов Абдугани Абдухамидович

Сфера услуг связи играет немаловажную роль в жизни общества. Автор исследует конкурентную среду операторов связи как в региональном, так и в республиканском масштабе. Статья охватывает аспекты развития услуг связи в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitive Environment and Factors of Competitive Struggle Aggravation at the Market of Cellular Communication

The sphere of communicative services plays not an unimportant role in the life of society. The author explores a competitive environment of communication operators both in regional and republican scales. The article comprises the aspects of communication services in the country upon the whole.

Текст научной работы на тему «Конкурентная среда и факторы обострения конкурентной борьбы на рынке сотовой связи»

Орипов Абдугани Абдухамидович,

соискатель кафедры экономики, организации производства и услуг факультета финансов и экономики рынка ХГУ им. акад. Б. Гафурова

КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА И ФАКТОРЫ ОБОСТРЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ НА РЫНКЕ СОТОВОЙ СВЯЗИ

Одной из составных частей реального сектора современной экономики является сфера услуг. Сфера услуг как крупная подсистема экономики вносит существенный вклад в решение социально-экономических проблем общества, в формирование валового внутреннего продукта, в рост занятости и сокращение безработицы, повышение денежных доходов населения, ускорение темпов научно-технического прогресса, обеспечивает экономическое развитие всей территории страны (2).

Роль сферы услуг связи как элемента экономической деятельности, как фактора сокращения времени и пространства в воспроизводственном процессе существенно возрастает в рыночной экономике.Несмотря на существующие трудности в развитии телекоммуникаций в Республике Таджикистан, сейчас этот сектор сферы услуг относится к благополучным отраслям национального хозяйства. Об этом свидетельствует увеличение парка абонентских телефонных линий.

В настоящее время в республике действуют 5 основных операторов сотовой связи. Между тем, по числу операторов сотовой связи Таджикистан опережает некоторых соседей по региону. На небольшой территории (143,1 тыс. кв. км), 93% которой покрыто горными массивами, концентрация мобильных сотовых операторов высока. Пять из них - «Тоджфон» («Таджик-Тел»), ЗАО «ТТ-Мобайл» (более известное как МЛТ), СОАО «Вавилон-Мобайл», ЗАО «Индиго Таджикистан» и СП «Сомонком» (как бренд Tcell) предоставляют услуги в стандарте GSM, и две компани - ЗАО «ТК Мобайл» и ЗАО «М-Теко» (расформировано в 2010 году) работают в стандарте CDMA 2000 1х на частоте 450 МГц.

Таблица 1. Динамика увеличения охвата населения услугами сотовой телефонной связи с

2000г. по 2013 г.

Показатель/ год Население (млн.чел.) Количество абонентов % охвата населения

2000 6,13 2220 0,0035

2001 6,26 4176 0,065

2002 6,37 16087 0,25

2003 6,49 54501 0,84

2004 6,6 159000 2,41

2005 6,72 488321 7,26

2006 6,84 936215 13,7

2007 6,97 2131914 30,6

2008 7,1 3190996 44,9

2009 7,25 3499330 46,5

2010 7,42 4850000 47,2

2011 7,62 5960000 75,3

2012 7,81 7900000 101,1

2013 7,99 9000000 112,6

Источник: подсчеты автора Как видно из таблиц 1 и 2, количество абонентов мобильной сотовой связи в 2005 году по сравнению с 2004 годом выросло в 3,07 раза, а 2012 году по сравнению 2001 годом - в 1891,76 раза. В течение последних трех лет средние темпы прироста доходов в отрасли с учетом частных операторов составляют более 25%.

Таблица 2. Динамика доли рынка операторов сотовой связи с 2004г. по 2013 г.

Наименование компаний Доля рынка операторов сотовой связи

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

ООО «Вавилон-М» 40,3% 42,9% 38,9% 33,3% 31,6% 28,6 % 33,3% 31.2% 24% 22%

СП «ТаджикТел» 6,3% 5,2% 7,4% 18,9% 18,3% 17,9 % 17,9% 17,6% 18,5% 18%

СП «Сомонком» 17,8% 16,2% 16,8% 14,9% 15,2% 33,0 % 33,30% 35,5% 35,3% 36%

СП«Индиго Таджикистан 15,5% 13,0% 12,0% 7,1% 13,6%

ЗАО «ТК Mobile» 5,7% 6,6% 7,2% 12,9% 12,3% 12,0 % 5,0% 4,7% 3,2% 2%

ЗАО “TT-Moбайл” 14,5% 15,4% 15,7% 11,2% 6,5% 7,6% 10,5% 11% 19,.0% 22%

Телеком Инк 0,4% 1,0% 0,6% 1,4% 0,3% - - - -

ЗАО «М-ТЕКО» 0,7% 1,2% 1,1% 1,0% 0,7% - - - -

Всего: 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%

Источник: подсчеты автора

Значительное влияние на уровень конкуренции оказывает лидирующий оператор, от которого во многом зависит поведение других игроков на рынке. Наиболее простой характеристикой лидирующего оператора является его доля на рынке.

Из таблицы видно, что независимо от увеличения уровня сотового проникновения, доля рынка второго лидирующего оператора - ООО «Вавилон-М» снижается. Доля рынка оператора ЗАО «Индиго Таджикистан» стабильна. Уровень конкуренции между операторами высок, так как объем рынка по количеству

пользователей невелик и между операторами ведется жесткая конкуренция за удержание каждого абонента.

Основными игроками на рынке являются операторы со стандартом GSM, такие как ООО «Вавилон-М», СП «Сомонком» и СП «Индиго Таджикистан» под единым брендом «Tcell», СП «ТаджикТел» и ЗАО «ТТ-mobile». Операторы других стандартов сотовой связи, присутствующие на рынке мобильной связи, не могут представлять реальной опасности для данной четверки, так как общая доля рынка операторов подвижной беспроводной связи стандартов AMPS, CDMA450, CDMA20001X ЗАО «ТК Mobile» и ЗАО «М-ТЕКО» составляет менее 15% с небольшим зоной охвата, и динамика рынка показывает лишь уменьшение доли рынка этих фирм.

Рис. 1. Доли рынка операторов сотовой связи республики на конец 2009 и начало 2013 годов.

Постепенное повышение уровня жизни населения и его доходов, а также конкуренция на рынке мобильной сотовой связи и медленное, но верное снижение цен приведет к еще большему увеличению числа абонентов и расширению охвата населения данными услугами связи.

Основу подобных показателей роста доходов отрасли продолжает формировать мобильная связь. Наиболее высокими темпами растет бизнес ЗАО «Индиго Таджикистан», на втором месте - ЗАО «ТТ-МоЫ1е», на третьем - ООО «Тасот» и «Вави-лон-Мобайл». По оценкам, на долю этой «мобильной четверки» в 2012 году приходилось 75% всего телекоммуникационного рынка Таджикистана.

Самый простой способ привлечь новых абонентов - это снизить тарифные планы, однако со снижением цен на связь обычно уменьшается и доход с одного абонента. В начале развития рынка сотовой связи этот показатель составлял 70-80 долларов, и за 7 лет снизился в почти в 7 раз. Пути увеличения дохода могут быть за счет увеличения роста абонентской базы или заработка - доходы за счет дополни-

тельных услуг. Абонент не только платит за разговоры, но и за неголосовые услуги: отправку SMS- и MMS-сообщений, передачу данных по протоколу GPRS (при подключении этой услуги обладатель телефона может выходить в Интернет через обычный компьютер), WAP (4).

Таким образом, пропорционально-опережающее развитие услуг связи по сравнению с ростом экономики является основной закономерностью развития связи. Однако данная закономерность не дает ответа на вопрос о степени превышения развития услуг связи над темпами роста экономического потенциала страны, и, следовательно, не определяет требуемой пропускной способности сетей связи.

Конкуренция на рынке сотовой связи становится все сильнее, борьба за абонентов между операторами постепенно переходит со снижения тарифов на развитие дополнительных услуг. Наиболее перспективными являются услуги на основе передачи данных.

Наличие на рынке операторов нескольких стандартов (GSM, AMPS, CDMA450, CDMA20001X, 3G-UMTS и 3G) предопределяет в определенной степени рыночные стратегии существующих и новых операторов и стимулирует быстрое внедрение передовых технологий передачи данных в сотовых сетях и реализацию широкого спектра дополнительных услуг на базе этих технологий.

Основным сдерживающим фактором является то, что население не готово принять новые технологические решения, так как операторы стремятся к быстрому возвращению вложенных инвестиций. К настоящему времени самой популярной службой из всего перечня предоставляемых операторами дополнительных услуг, считаются короткие текстовые сообщения (SMS) и передача данных.

По словам В.О. Тихвинского, благодаря стремительному развитию информационных технологий и соответствующих секторов телекоммуникационного рынка появились новые и огромные по своему потребительскому потенциалу рыночные услуги - мультимедийные коммуникации, компьютерные сети и Интернет, электронная торговля, удаленный банковский сервис, электронные развлечения, дистанционное образование, финансовый консалтинг и т.п (3).

В дополнение к показателям «телефонная плотность» и «сотовое проникновение», телекоммуникационные технологии внесли в перечень индикаторов экономического развития государства новые показатели (как общие значения, так и относительные, т.е. на душу населения), характеризующие информатизацию страны: число персональных компьютеров (ПК), число ПК, подключенных к линиям связи, число ПК в сети Интернет. Также вполне целесообразным является введение таких показателей как: количество мобильных телефонов, смартфонов, карманных ПК, имеющих выход в Интернет.

Если сравнивать динамику показателя развития сотовых операторов в региональном масштабе, например по Согдийской области и в целом по республике, то можно заметить почти точное совпадение темпов развития.

На рынке сотовой связи Согдийской области функционируют все операторы республиканского масштаба. Среди операторов стандарта GSM, которые и определяют состояние рынка в регионе, первым свои услуги в Согде начал оказывать оператор «Индиго Сомонком», который в последующем был объединен с «Индиго

Таджикистан» и стал функционировать под брендом «Тсеїі».

«Тсеїі» является одним из крупнейших региональных операторов сотовой связи Согдийской области. Зона обслуживания компании охватывает территорию, на которой проживает около 90% населения области. Широкая география роуминга обеспечивает абонентам возможность оставаться на связи более чем в ста зарубежных странах, что подтверждает качественный сервис.

Число абонентов «Тсеїі» на декабрь 2012 год составляло 2 млн. человек.

Источник: подсчеты автора по материалам операторов сотовой связи Рис. 2. Динамика численности абонентов сотовых операторов Согдийской области

На рис 2. представлена динамика численности абонентов сотовых компаний, осуществляющих свою деятельность в Согдийской области в период 2011-2013 гг.

Рис. 3. Распределение рынка сотовой связи Согдийской области на начало 2013 года по операторам.

На рис. 3 показано распределение регионального рынка на начало 2013 года. Как видим, в отличие от республиканского рынка, первенствует в регионе «Тсеїі».

Оценивая изменение удельного веса операторов за период 2010-2013 гг., отметим сокращение долей ООО «Вавилон» и «Beeline» соответственно на 2,7% и 3,7% и существенное увеличение доли MLT на 8,4%.

Группой социологических и маркетинговых исследований аналитического агентства «Зеркало» было проведено социологическое исследование рынка сотовой связи Согдийской области на предмет определения позиций основных игроков, а также потребительских предпочтений. Методом персонального стандартизированного интервью по месту жительства респондентов было опрошено 1500 человек от 16 до 65 лет, являющихся пользователями мобильных телефонов (2).

В результате картина распределения принципиально не изменилась (рис. 4). Имеет место лишь трехпроцентная реверсия между лидерами рынка в пользу «Tcell».

Рис. 4. Распределение рынка сотовой связи Согдийской области по операторам по результатам социологического исследования.

Кроме того, исследование показало, что выбор абонентами оператора мобильной связи детерминируется тремя основными причинами: наличием выгодных,

недорогих тарифных планов (стоимость услуг) - такой параметр указали более половины всех жителей региона; высоким качеством связи - данный мотив актуален почти для 40% потенциальных абонентов, и мнением окружающих - почти каждый третий пользователь сотовой связи отметил, что одной из основных причин его подключения к услугам того или иного оператора стали советы родственников, друзей, знакомых.

Оценка регионального рынка сотовой связи по другим показателям (АЯРи, МОи, АРРМ и др.) весьма затруднительна в силу отсутствия открытой информации. Дело в том, что операторы не обнародуют результаты деятельности. Поэтому анализ и прогнозирование развития регионального рынка необходимо потребует привлечения более наукоемких методов и моделей.

Согдийская область входит в число наиболее развитых в промышленном отношении регионов страны. По объему производства промышленной продукции область занимает первое место, а также по совокупному показателю уровня

социально-экономического развития занимает 2 место в Таджикистане. Деловая активность данного региона высока.

К основным отраслям и важнейшей продукции промышленного и аграрного производства Согдийской области следует отнести, во-первых, перерабатывающую -главную отрасль промышленности области. На нее приходится половина всех работающих в промышленности и почти 40% выпускаемой продукции.

Во-вторых, широкое развитие получили легкая и пищевая промышленность, а также агропромышленный комплекс.

Так как Согдийская область является промышленным регионом, то наличие большого количества промышленных предприятий наложило отпечаток на деятельность компаний мобильных операторов. Для привлечения клиентов, в особенности корпоративных клиентов, сотовая связь предоставляется на особых условиях и позволяет оптимизировать деятельность сотрудников предприятия.

Благодаря использованию сотовой связи, менеджеры этих компаний получили возможность более оперативно связываться со своими сотрудниками и подчиненными, повысив мобильность коммерческой и производственной деятельности. По мере распространения сотовой связи услугами мобильных операторов пользуется все больше средних и мелких предприятий, для которых сотовый телефон - это прежде всего средство управления своим бизнесом и быстрого реагирования на рыночную ситуацию.

Мобильные компании предлагают организациям, предприятиям и компаниям малого, среднего и крупного бизнеса специальную корпоративную программу обслуживания мобильной связью, разработав бонусную программу исходящие внутри группы бесплатны для корпоративных клиентов.

Корпоративным клиентам компания предоставляет:

- гибкие и выгодные тарифные планы;

- обслуживание персональным менеджером;

- кредитный метод оплаты;

- снижение тарифа в зависимости от количества активных номеров;

- предоставление бесплатно широкого спектра дополнительных услуг.

Исходя из вышеизложенного анализа функционирования регионального рынка

Согдийской области и в целом по республике, сделаем выводы и выделим главные проблемы, которые нужно решать сотовым операторам для обеспечения конкурентного преимущества на рынке сотовой связи. На наш взгляд, решение нижеуказанных проблем напрямую повлияет как на усиление имиджа оператора, увеличение абонентской базы, так и на увеличение доходов.

1. Устойчивая и надежная связь с максимально широким покрытием - это один из самых главных конкурентных факторов, к которому должны стремиться операторы.

2. Своевременное увеличение резерва коммутатора.

3. Нововведения в области дополнительных услуг.

4. Гибкая тарифная линейка.

5. Завоевание новых труднодоступных регионов.

Поэтому, на наш взгляд, за беспроводными технологиями - будущее, и, невзирая на существующие проблемы, их развитие - очевидная тенденция.

Список использованной литературы:

1. Отчет ЦСИ «Зеркало». Сотовая связь: мнение и оценки. —Душанбе, 2007.

2. Рабовский С.В., Топчиев С.В. Некоторые проблемы становления рынка услуг связи России (с)// Вестник связи. 2001. №1.

3.Тихвинский В.О. Сети подвижной связи третьего поколения. Экономические и технические аспекты развития в России.- 2-е изд.,испр. и доп.-М.: Радио и связь, 2004.

4. www.mark-info.ru, http://bez/ekonomika (дата обращение: 18.09.2012)

А.А. Орипов

Конкурентная среда и факторы обострения конкурентной борьбы на рынке

сотовой связи

Ключевые слова: сфера услуг связи, мировые тенденции развития, конкурентная среда, оператор связи, услуги связи

Сфера услуг связи играет немаловажную роль в жизни общества. Автор исследует конкурентную среду операторов связи как в региональном, так и в республиканском масштабе. Статья охватывает аспекты развития услуг связи в стране.

A.A. Oripov

Competitive Environment and Factors of Competitive Struggle Aggravation at the Market of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Cellular Communication

Key words: sphere of communication services, world tendencies of development, competitive environment, operator of communication, communicative services

The sphere of communicative services plays not an unimportant role in the life of society. The author explores a competitive environment of communication operators both in regional and republican scales. The article comprises the aspects of communication services in the country upon the whole.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.