Научная статья на тему 'Изменение структуры потребительского рынка - как перспектива развития MVNO'

Изменение структуры потребительского рынка - как перспектива развития MVNO Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
546
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОНИКНОВЕНИЕ СОТОВОЙ СВЯЗИ / SMS / MVNO / ДОХОД / ТРАФИК / РЫНОК / МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасс Яков Маркович

В связи с лавинообразным ростом проникновения ИКТ в жизни людей (и сотовой подвижной связи в частности) по всему миру, возникает необходимость в поиске новых моделей работы с клиентами и новых рынках сбыта услуг. Одной из таких перспективных моделей работы возможно является виртуальный оператор сотовой подвижной связи (MVNO). Приведены статистические данные, позволяющие сделать вывод о целесообразности использования различных моделей MVNO для предоставления традиционных услуг связи в России и в мире. Рассмотрены структурные изменения на потребительском рынке традиционных услуг сотовой подвижной связи, в частности изменения доли рынка одной из самых популярных услуг SMS. На сегодняшний день передача коротких сообщений является одной из "старейших" услуг сотовой подвижной связи. Количество отправленных SMS растет год от года практически по всему миру. За свою историю SMS трафик дважды вносил изменения в структуру рынка: когда услуга "частных" SMS начала свое активное внедрение на рынок и с появлением маркетинговых сообщений. Тенденция развития рынка услуг сотовой подвижной связи, в том числе SMS, прослеживается посредством анализа эволюции услуг, а также анализа финансовых потоков, создаваемых в результате реализации этих услуг в США, Западной Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и России. Приведенные статистические данные свидетельствуют о существенном изменении структуры потребительского рынка. В последние годы на мировом рынке сотовой подвижной связи наблюдается устойчивая тенденция сокращение доходов от голосовых услуг и передачи коротких сообщений на фоне повышения доходов от услуг мобильной передачи данных. Авторами проанализированы основные факторы, влияющие на трафик и доходы операторов сотовой подвижной связи, к которым в частности относятся макроэкономическая ситуация в стране и тарифная политика операторов. Основной причиной структурных изменений рынка является стремительное развитие новых перспективных радиотехнологий, которое влечет за собой появление на рынке инновационных услуг и сервисов, уменьшающих долю рынка традиционных услуг связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение структуры потребительского рынка - как перспектива развития MVNO»

ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА -КАК ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ MVNO

Гасс Яков Маркович,

Заместитель начальника лаборатории ФГУП НИИР,

Москва, Россия,

yakov.m.gass@niir.ru

Ключевые слова: проникновение сотовой связи, MVNO, доход, трафик, рынок, мобильная связь.

В связи с лавинообразным ростом проникновения ИКТ в жизни людей (и сотовой подвижной связи в частности) по всему миру, возникает необходимость в поиске новых моделей работы с клиентами и новых рынках сбыта услуг. Одной из таких перспективных моделей работы возможно является виртуальный оператор сотовой подвижной связи (MVNO). Приведены статистические данные, позволяющие сделать вывод о целесообразности использования различных моделей MVNO для предоставления традиционных услуг связи в России и в мире. Рассмотрены структурные изменения на потребительском рынке традиционных услуг сотовой подвижной связи, в частности изменения доли рынка одной из самых популярных услуг - SMS.

На сегодняшний день передача коротких сообщений является одной из "старейших" услуг сотовой подвижной связи. Количество отправленных SMS растет год от года практически по всему миру. За свою историю SMS -трафик дважды вносил изменения в структуру рынка: когда услуга "частных" SMS начала свое активное внедрение на рынок и с появлением маркетинговых сообщений. Тенденция развития рынка услуг сотовой подвижной связи, в том числе SMS, прослеживается посредствам анализа эволюции услуг, а также анализа финансовых потоков, создаваемых в результате реализации этих услуг в США, Западной Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и России. Приведенные статистические данные свидетельствуют о существенном изменении структуры потребительского рынка. В последние годы на мировом рынке сотовой подвижной связи наблюдается устойчивая тенденция - сокращение доходов от голосовых услуг и передачи коротких сообщений на фоне повышения доходов от услуг мобильной передачи данных. Авторами проанализированы основные факторы, влияющие на трафик и доходы операторов сотовой подвижной связи, к которым в частности относятся макроэкономическая ситуация в стране и тарифная политика операторов. Основной причиной структурных изменений рынка является стремительное развитие новых перспективных радиотехнологий, которое влечет за собой появление на рынке инновационных услуг и сервисов, уменьшающих долю рынка традиционных услуг связи.

Для цитирования:

Гасс ЯМ. Изменение структуры потребительского рынка - как перспектива развития MVNO // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. - 2015. - Том 9. - №8. - С. 79-83.

For citation:

Gass Ya.M. Consumer's market rearrangement - as a development prospect of MVNO. T-Comm. 2015. Vol 9. No.8, рр. 79-83.

(in Russian).

Введение

Телекоммуникации, информационные технологии -сфера, которая во всем мире подвержена непрерывным, стремительным, кардинальным изменениям. Маркетологи международных корпораций и научно-исследовательских центров ведут конкурентную борьбу за оригинальную идею, прорывное решение, новое предложение, что в конечном итоге приводит их к одной общей цели - новому абоненту. Однако при современном уровне проникновения операторам СПС не просто найти нового абонента. Возникает необходимость в поиске новых моделей работы с клиентами. Одной из таких перспективных моделей работы возможно является виртуальный оператор сотовой подвижной связи (MVNO, Mobile Virtual Network Operator).

Приведены статистические данные, позволяющие сделать вывод о целесообразности использования различных моделей MVNO для предоставления различных услуг связи, в частности - «голоса», дополнительных услуг - VAS (Value Added Services) (Соответствует Российскому термину ДВО - дополнительные виды обслуживания).

В начале 2000-х годов, наряду с развитием голосовой связи начал активно расти объем услуг VAS. Основным видом VAS, исходя из массовости потребления и доходности, в сетях мобильной связи является SMS.

В настоящий момент существуют два основных типа SMS- сообщений:

1. Частные SMS (целесообразно рассматривать в привязке к голосовому трафику так как вместе Д8а этих сервиса являются традиционными услугами мобильной связи)

2. Маркетинговые (рекламные) SMS. Не рассматриваются в рамках настоящего доклада.

На сегодняшний день SMS является одной из «старейших» услуг подвижной связи. И не смотря на свой «возраст» она не теряет своей популярности, а наоборот - количество отправленных коротких текстовых сообщений растет год от года практически по всему миру. За свою историю SMS трафик дважды вносил изменение в структуру рынка. Первый раз, когда услуга «частных» SMS начала активное внедрение на рынок и доходы от нее росли лавинообразно и второй раз - с появлением маркетинговых SMS - открылся новый рынок рекламных рассылок.

Анализ развития традиционных услуг сотовой

подвижной связи1 в России и в мире

В последние годы на мировом рынке сотовой подвижной связи наблюдается устойчивая тенденция -сокращение доходов от голосовых услуг и SMS на фоне повышения доходов от услуг мобильной передачи данных.

К основным факторам, влияющим на трафик (изменение, объем) и доходы от традиционных услуг относятся:

• Макроэкономическая ситуация — в условиях рецессии, а также под воздействием регуляторов операторы вынуждены снижать тарифы, а абоненты - экономить на услугах связи.

• Рост проникновения смартфонов и возрастающее давление со стороны ОТТ-сервисов (Мобильное видео) -по различным оценкам, каждый процент прироста проникновения смартфонов в Европе на 10% снижает доходы сотовых операторов от голоса и SMS на 1,5 млрд. долл. ежегодно за счет все большего использования ОТТ-сервисов.

• Тарифная политика операторов - в ряде стран (США, Германия и др.) операторам пока удается удерживать положительную динамику потребления традиционных услуг за счет пакетных предложений с включенным объемом голосового, SMS и data-трафика, специальными тарифами для пользователей нескольких устройств с SIM-картами и пр.

• Рост в сегменте А2Р SMS - включают в себя финансовые сервисы, рекламу, маркетинг, бизнес-администрирование, продажу билетов и другие подобные услуги. В 2012 г. рынок А2Р оценивался [1] в 137 млрд. сообщений, при этом 67% приходилось на Азиатско-Тихоокеанский регион. Рост рынка прогнозируется до 2017 г., совокупный среднегодовой темп роста составит 36,8% (2012-2017 гг.).

8 мировом масштабе голосовой трафик все еще обеспечивает незначительный рост - в основном за счет стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), в то время как в США и странах Евросоюза эти доходы в 2012 г. снизились на 3-4%. На рис. 1 приведена динамика доходов от голосовых услуг связи с разделением по регионам [2] [3].

5%

1%

ШШ

ЕС США

■ш

■4%

Рис, 1. Динамика доходов от голосовых услуг связи в 2012 г.

Доходы от текстовых сообщений, включая SMS, также пока продолжают расти. По прогнозу [4], в 2013 г. доходы операторов от мобильных сообщений (Mobile Messaging или ММ) составит 230 млрд долл., что на 5,5% больше по сравнению с показателем 2012 г, При этом SMS в ближайшие 1-2 года будут составлять большую часть доходов операторов в этом сегменте. В целом по миру максимальный объем доходов от ММ придется на 2015 г., после чего они начнут снижаться. На рисунке 2 приведены доходы от ММ в мире с прогнозом до 2017 г. [4]

Т-Сотт Уо!.9. #8-2015

67,5% абонентов воспользовались SMS в апреле 2013 г., 73,7% - в апреле 2012 г.) [6].

В России фактические доходы «большой тройки» мобильных операторов от SMS-услуг в первом полугодии 2013 г. выросли на 2,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и достигли 19,3 млрд руб. По итогам всего 2012 г. темпы роста были ниже -1,5%, что говорит о том, что снижения темпов роста в данном сегменте пока что не происходит - напротив, они растут (рис. 6) [6].

36

18.849 15.329

Рис. 6. Доходы «большой тройки» мобильных операторов России от SMS-услуг

Доходы от голосовых услуг (без учета доходов от роуминга и интерконнекта) в первом полугодии 2013 г. снизились примерно на 1% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. По итогам всего 2012 г. незначительное снижение доходов от передачи голоса, которое наблюдалось в 2011 г., сменилось таким же незначительным ростом (рис. 7). С учетом роуминга и интерконнекта выручка от услуг голосовой связи в России увеличилась в 2012 г. на 4,4% против 2,3% годом ранее (рис. 7) [6].

350 300 250 : 2оо

' 150 100 50 О

2010 2011 2012 1 кв. 2012 1*0.2013

Рис. 7. Доходы от голосовых услуг связи

К факторам дальнейшего развития SMS в России относятся следующие:

Существенным «фактором поддержки» рынка SMS-услуг в России является рост популярности SMS-банкинга. В 2012 г. значительно выросло количество пользователей (которые при помощи SMS оплачивают счета и следят за состоянием своего банковского счета), количество транзакций и общий оборот рынка по оплате сервисов и услуг с помощью SMS-банкинга.

Борьба с нелегальными SMS-рассылками (спа-мом) и возможное введение интерконнекта для SMS-трафика позволит крупным мобильным операторам разгрузить свои сети. В случае внедрения SMS-интерконнекта операторы смогут получить дополнительный источник доходов и снизить расходы на борьбу с SMS-спамом.

Еще одним из генераторов SMS-трафика в России являются разнообразные услуги SMS- информирования и оповещения. Возможности монетизации этого трафика для операторов будут зависеть, в первую очередь, от условий его тарификации.

Однако быстрый рост покрытия 3G (а в перспективе -4G), проникновения смартфонов и рост осведомленности пользователей относительно альтернативных MIM-сервисов, а также возможное ухудшение экономической ситуации могут привести в среднесрочной перспективе к стагнации доходов от традиционных услуг связи в России, как это случилось на ряде развитых рынков. С другой стороны, российские операторы могут переломить этот негативный тренд за счет, например, более активного продвижения пакетных и конвергентных (с фиксированной связью) предложений, дальнейшего стимулирования потребления традиционных услуг и грамотного выстраивания своей маркетинговой политики.

Экономический фактор может послужить толчком к существенному снижению потребления абонентами традиционных услуг (голос и SMS) только в случае повторения кризиса, близкого в ситуации 2008-2009 гг. При реализации сценария, близкого к базовому прогнозу Минэкономразвития, доходы в этом сегменте будут оставаться «плоскими» на протяжении 2014-2016 гг., незначительно (на 1-2%) отклоняясь в ту или иную сторону.

Рассмотренные статистические данные свидетельствуют о существенном изменении структуры потребительского рынка услуг связи. Основная причина этого явления - стремительное развитие радиотехнологий, которое влечет за собой появление на рынке новых услуг и сервисов, уменьшающих долю рынка традиционных услуг связи, а также высокий уровень проникновения сотовой связи. В I квартале 2014 г. число абонентов сотовой связи в России (по количеству SIM-карт) составило 241,46 млн. чел. (169%).

Очевидно, что при таком высоком уровне проникновения услуг СПС дальнейший существенный прирост абонентской базы невозможен, В этой связи интересными с точки зрения привлечения абонентов становятся локальные узконаправленные микрорынки, например - временные SIM-карты для туристов и т.п.

Для среднестатистического оператора СПС такой «рынок» не интересен с точки зрения доходности так как у него есть необходимость в содержании собственной инфраструктуры, частотного ресурса, штата сотрудников.

Однако, этот рынок, безусловно, интересен виртуальным операторам СПС (MVNO, Mobile Virtual Network Operator).

T-Comm Том 9. #8-2015

Их отличие от типичных операторов СПС состоит в том, что данные компании не владеют лицензией на частотный диапазон, но при этом они продают услуги сотовой связи под своим собственным брендом, используя сетевые ресурсы оператора СПС, Данная бизнес-модель предусматривает предварительное заключение соответствующих двусторонних соглашений между MVNO и лицензированным оператором СПС на приобретение сетевой емкости (или покупку трафика) и последующее оказание услуг своим собственным абонентам.

Литература

1. Transparency Market Research. Mobile Applications (Store Type - Native (On-deck), Third-Party (Off-deck)) Market - Global Industry Analysis, Size, Share, Growth, Trends and Forecast 2014 - 2020, просмотрено 10 ян8аря 2015 http://www.transparencymarketresearch.com/ mobile-applications-market.html.

2, ICT Market Report 2014/15 Germany , European IT Observatory, 2014, просмотрено 14 февраля 2015 http://www.ato.com/ ера g es/63182014. sf/en J3 B/?Obj ectPath=/Sho ps/63182014/ Prod u cts/ 011 -1405/SubProducts/011-1405-0001.

3. Mobile Data Pricing, Market report, IDATE 2012, просмотрено 13 февраля 2015 www.idate.org%2F2009% 2Fpages%2F download. php%3Fid%3D1324%26icil%3D21%26t%3Df_te!ech_etudes% 26fi c% 3 D Fu tu reCom m u n i cation2020J^a cts heet. pdf % 2 6re pe rtoi re% 3 Dfi с he_etude%2FM12121_FutureCommunication2020&ei=A4M7Ve74JOX_yw Pz 54 H g AQ&u sg = AFQj CN G V23 Qf F5 X A4 wCfo A) I tPI mq Q iTQw&sig 2=cHSLF2 cAH8C9xu2FqRkRfA&bvm=bv.91665533,d.bGQ&cad=rjt.

4. Mobile Messaging Futures 2013-2017, Portio Research 2013r просмотрено 1 февраля 2015 http://www.portioresearch.com/en/ messaging - repo rts/ m obi le- messag i ng - resea rch/ mo bi le-m essag i ng -futures-2013-2017.aspx.

5. Measures Implemented by Mobile Operators to Prevent Mobile Bill Shock, Office of the Communications authority. The Government of the Hong Kong Special Administrative Region, просмотрено 20 ноября 2014, http://www.ofca.gov.hk/ filemanag e г/ofca/ com mon/we bform/rriobi le b¡ II sh ock. aspx ? I a n g=1,

6. Отчет «Состояние и перспективы развития рынка традиционных услуг мобильной связи (голос и SMS) в России и в мире», J'son & Partners management consulting, 2013. просмотрено 24 ноября 2014, http://www.json.ru/ poi eznye_ ma teri a ly/f ree_m a rke t_ watches/a n a ly ti es/ sostoya n i е_¡_perspekt ¡vy_ra z vitíy a_rynka_trad ici onny h_usl и g_mo b ¡1 noj_svy a z í_go I os_i_sm s_v_r ossiiJ_v_mire,

CONSUMER'S MARKET REARRANGEMENT - AS A DEVELOPMENT PROSPECT OF MVNO

Gass Yakov, Deputy head of laboratory, FSUE NIIR, Moscow, Russia, yakov.m.gass@niir.ru

Abstract

ICT penetration (mobile communication particularly) in a human life is growing like a snowball all over the globe. In this connection there is a necessity of a new business model and new outlet. One of this new business model perhaps is a Mobile Virtual Network Operator (MVNO). Statistical data which allow us to draw a conclusion about reasonability of using MVNO's different models for classical communication service in Russia and all over the globe are presented in this article. Structural changes in a consumer's market of classical communication service, particularly share of the SMS market - one of the most popular mobile service are considered. Today SMS service is an "oldest" of mobile communication. SMS quantity is growing practically across the whole world year by year. During its lifetime SMS traffic twice changed a market structure: when SMS service user-to-user just began and when advertising SMS appearance. Developmental trend of the mobile communication market (particularly SMS) proceed by analyze of services evolution and also analyze of cash flow which generated in a result of sales in USA, Western Europe, Asian-Pacific region and Russia. Statistical data shows that there are a major modification of consumer's market structure. Last years in the world market of mobile communication observe a stable trend - diminishing return of classical communication service against the rise of income of mobile data communication. Main factors influence on traffic and incomes of mobile operators which particularly are macroeconomic situation in the country and tariff policy of the operators have been analyzed by authors. The main factor of market structure change is onrush of new perspective technology, involving the entering to the market innovational benefits and services which reduce a share of the market of classical communication service.

Keywords: mobile penetration, SMS, MVNO, income, traffic, market, mobile communication. References

1. Transparency Market Research. Mobile Applications (Store Type - Native (On-deck), Third-Party (Off-deck)) Market - Global Industry Analysis, Size, Share, Growth, Trends and Forecast 2014-2020, viewed 10 January 2015 http://www.transparencymarketresearch.com/mobile-applications-market.html.

2. ICT Market Report 2014/15 Germany , European IT Observatory, 2014, viewed 14 January 2015 http://www.eito.com/epages/63182014.sf/en_GB/ ?ObjectPath=/Shops/63182014/Products/011-1405/SubProducts/011-1405-0001.

3. Mobile Data Pricing, Market report, IDATE 2012, viewed 13 February 2015 www.idate.org%2F2009%2Fpages%2 Fdownload.php%3Fid%3D1324%26idl%3D21%26t%3Df_telech_etudes%26fic%3DFutureCommunication2020_Factsheet.pdf%26repertoire%3Dfiche _etude%2FM12121_FutureCommunication2020&ei=A4M7Ve74JOX_ywPz54HgAQ&usg=AFQjCNGV23QfF5XA4wCfoAjItPlmqQiTQw&sig2=cHSLF2cAH8 C9xu2FqRkRfA&bvm=bv.91665533,d.bGQ&cad=rjt.

4. Mobile Messaging Futures 2013-2017, Portio Research 2013, viewed 1 February 2015 http://www.portioresearch.com/en/messaging-reports/mobile-messaging-research/mobile-messaging-futures-2013-2017.aspx.

5. Measures Implemented by Mobile Operators to Prevent Mobile Bill Shock, Office of the Communications authority. The Government of the Hong Kong Special Administrative Region. viewed 20 November 2014 http://www.ofca.gov.hk/filemanager/ofca/common/webform/ mobilebillshock.aspx?lang=1.

6. J'son & Partners management consulting, Report "Market of traditional cellular mobile service (voice and SMS). Current state and development perspectives in Russia and in the world" 2013, viewed 24 November 2014, http://www.json.ru/poleznye_materialy/free_market_watches/analytics/sos-toyanie_i_perspektivy_razvitiya_rynka_tradicionnyh_uslug_mobilnoj_svyazi_golos_i_sms_v_rossii_i_v_mire.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.