УДК 327 Артеев С.П.
"Поворот на Восток" и транснациональные связи российских регионов (на примере Республики Коми)
Актуальность расширения взаимодействия России с государствами не Запада приобретает повышенную значимость на фоне российско-западной конфронтации. Особый интерес представляет динамичный Азиатско-Тихоокеанский регион, а также государства Ближнего и Среднего Востока. Активизация диалога на межгосударственном уровне пока не привела к ожидаемым результатам в полной мере. В связи с этим наблюдается потребность в развитии транснациональных связей российских регионов, которые естественным образом способны дополнить сотрудничество на межгосударственном уровне. Республика Коми (РК) стремится наладить транснациональные связи с Китаем, Ираном и арабскими государствами (Кувейт, Бахрейн). Анализ регионального аспекта "поворота на Восток" на примере Республики Коми демонстрирует появление новых форматов и форм внешних связей российских регионов, но само по себе это не гарантирует выхода на позитивные результаты в краткосрочной перспективе. Для доказательства данного тезиса в статье даётся общая характеристика РК как региона с точки зрения внешних связей, представлен обзор международной деятельности РК, анализируется взаимодействие Коми с КНР, Ираном и государствами Персидского залива.
В качестве теоретико-методологической основы исследования применяется теория федерализма, теория бюрократии, а также компаративный метод. В сочетании с привлекаемой к работе фактологией это позволяет ответить на основной исследовательский вопрос. Почему активизация восточного вектора внешних связей РК, фиксируемая в последние несколько лет, так пока и не приводит к конкретным практическим результатам?
Межрегиональное международное взаимодействие российских регионов сегодня, хотя и является объектом изучения ряда исследователей, но в то же время не в полной мере находит себе место в мейнстриме науки о международных отношениях. В 1990-е и 2000-е гг. вышло немало сильных работ по проблематике внешних связей внутригосударственных регионов [1; 3; 21; 22; 23; 25; 38]. Между тем, в 2010-е гг. мирополитическая обстановка претерпела существенные изменения, и субнациональные акторы вовлечены в эти процессы ещё более активно, но внимание академического сообщества данные вопросы привлекать стали в меньшей степени [20; 26; 40], что не вполне адекватно. В то же время зарубежные исследования все больше выходят в междисциплинарную плоскость [41; 42].
РК как внутригосударственный регион имеет следующие особенности. Экономика региона носит сырьевой характер (топливно-энергетический комплекс и лесная промышленность). Регион обладает выраженной этнической спецификой, что проявляется в наличии крупного этнического меньшинства (доля коми — примерно 25%) на фоне преобладания русского населения. При этом отмечается пестрота этнической структуры — в РК проживают представители более сотни этнических групп. В целом Коми является периферийным неприграничным регионом с сырьевой экономикой и этнической спецификой. На фоне обострения международной обстановки и ухудшения социально-экономического положения внутри страны с 2014 г., наблюдается резкое снижение показателей экспорта и импорта РК, а также снижение уровня инвестиций. Если в 2014 г. РК экспортировала товаров на сумму свыше 3,2 млрд долл. США (импорт — 251 млн), то в 2017 г. лишь на 979 млн (импорт — 134 млн),
© Артеев С.П, 2019
АРТЕЕВ Сергей Павлович, соискатель кафедры мировых политических процессов Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России (г. Москва). E-mail: [email protected]
а объём прямых иностранных инвестиций, составлявший в 2014 г. 315 млн долл. США, к 2017 г. снизился до 124 млн [10].
В первое постсоветское десятилетие, в условиях децентрализованного федеративного государственного устройства, РК подписала тринадцать асимметричных межправительственных международных документов в сфере экономики, культуры и науки [27]. В основном связи налаживались с государствами Центральной и Восточной Европы. Помимо асимметричных, в тех же сферах и примерно тех же географических рамках развивались и международные межрегиональные связи. Региональные власти Коми подписали двадцать восемь "горизонтальных" договоров, соглашений, меморандумов и протоколов. Восточно-Европейский вектор занимал доминирующие позиции во внешних связях Коми. Помимо этого, в 1990-е гг. Республика Коми вела активное сотрудничество с "семьёй" ООН (ЮНИДО, ЮНЕСКО, МБРР).
В начале XXI в., в условиях реализации в РФ федеративной модели, максимально приближенной к унитарному государственному устройству, Республика Коми заключает соглашения, прежде всего, на уровне регионов зарубежных государств. Межрегиональные международные соглашения заключены с составными частями шести зарубежных государств: Беларусь, Венгрия, Норвегия, США, Украина, Финляндия [33]. Однако официальной информации об исполнении этих соглашений нет, что даёт основания предположить отсутствие деятельности по их реализации. Между тем в 2010-е гг. начались достаточно активные контакты со странами арабского мира и активизировалось взаимодействие с Китаем.
Наблюдается два вектора международных связей РК в начале XXI века:
♦ западный;
♦ восточный.
Республика Коми стала одним из первых российских регионов, расположенных в европейской части страны, который стал налаживать сотрудничество с Китаем. В качестве основы выступили побратимские связи городов, а ключевой сферой сотрудничества стала культура. Связи между столицей РК Сыктывкаром и столицей китайской провинции Шаньси г. Тайюанем изначально развивались на основе международного межрегионального соглашения между РК и Шаньси 1993 г. И лишь в 1994 г. (по некоторым данным в 1998 г.) Сыктывкар и Тайюань официально стали городами-побратимами.
Однако побратимские коми-китайские связи в 1990-е и в начале 2000-х гг. характеризуются иррегулярностью. Широкая общественность не была осведомлена о наличии у Сыктывкара китайского города-побратима [17]. Фактически отсутствовала и какая-либо программа совместных действий.
Во второй половине 2000-х гг. стали предприниматься шаги для придания побратимским связям Сыктывкара и Тайюаня позитивной динамики. В 2007 и 2008 гг. были заключены три соглашения о сотрудничестве [13; 37]. Соглашение 2007 г. имеет рамочный характер и направлено на развитие связей в экономике, культуре, искусстве, науке, образовании, спорте и туризме. Оба соглашения 2008 г. развивают рамочное соглашение 2007 г. за счёт расширения взаимодействия между хореографическими и художественными школами двух городов. Однако вплоть до 2013 г. информация о сыктывкар-ско-тайюаньских побратимских связях вновь "исчезает" из медийного поля. В 2013 г. официальная делегация из Тайюаня снова посетила Сыктывкар. На этот раз было заключено соглашение о культурном обмене [8]. В 2014 г. во время очередного визита китайской делегации к соглашению 2013 г. был подписан дополнительный протокол [34]. В целом побратимское сотрудничество Сыктывкара и Тайюаня происходит в форме обмена визитами официальных делегаций. Также во взаимодействии участвуют юные художники и танцевальные коллективы.
При этом по-прежнему ощущается отсутствие системной работы для придания побратимским связям более широкого наполнения. Заметна слабая вовлеченность общественности обоих городов в международное межмуниципальное сотрудничество. На этом фоне перспективы наладить побратимские связи между "нефтяной столицей" Коми Усинском и китайским Дуньином [39] из провинции Шаньдунь выглядят туманными.
Переход от побратимских связей к межрегиональному международному сотрудничеству между Коми и провинциями Китая стал происходить в 2010-е гг. Это обусловлено несколькими причинами. Проводимая по инициативе президента В. Путина централизация первой половины 2000-х гг. полностью изменила межбюджетные отношения между Центром и регионами. Это привело к проблемам с финансированием крупных инфраструктурных проектов на территории субъектов РФ. Сложившееся положение стимулирует региональные власти к поиску иных источников. В то же время бурный экономический рост КНР сделал российско-китайское международное межрегиональное сотрудничество более привлекательным и для субъектов РФ в европейской части, особенно на фоне введения санкций против РФ со стороны западных государств. Со своей стороны, центральные органы государственной власти КНР также способствуют инвестиционной экспансии китайских компаний за рубеж, а власти провинций КНР выступают в качестве координаторов этих процессов.
В 2012—2018 гг. сформировались несколько направлений коми-китайского взаимодействия:
♦ транспорт;
♦ туризм;
♦ образование;
♦ промышленность.
Власти региона стремятся привлечь китайские инвестиции на реализацию двух крупнейших транспортных проектов на территории Коми. Особенно активно обсуждается строительство новой железнодорожной магистрали "Белкомур" (Архангельск — Сыктывкар — Кудымкар — Пермь). Следует отметить, что "Белкомур" является сложным инфраструктурным транспор-тно-логистическим проектом. В его реализации участвуют сразу несколько российских регионов, и проект связан не только с железной дорогой, но и с модернизацией морского порта в Архангельске [31]. Строительство этого транспортного коридора предполагается на условиях государственно-частного партнёрства [16]. Очевидна необходимость крупных зарубежных инвестиций с возможностью созданий концессии в последующем [16].
Для Китая "Белкомур" интересен возможностью уменьшить время следования товаров из КНР в Европу. В 2012 г. власти РК провели по этому вопросу первые обстоятельные переговоры с представителями китайских госкорпораций и частных компаний [9]. В 2013 г. переговорный процесс продолжился [14]. В сентябре 2015 г. в ходе российско-китайских переговоров на высшем уровне в Пекине соглашение о строительстве "Белкомура" было включено в пакет документов, который подписали президент РФ В. Путин и председатель КНР Си Цзиньпин [32]. С китайской стороны непосредственное участие в строительстве намерена осуществлять компания Poly Technologies [24].
Однако, несмотря на наличие серьёзной поддержки на федеральном уровне и межрегиональной кооперации, реализация проекта "Белкомур" затягивается. Официальной информации об этом не поступает. В то же время о проблемах с реализацией соглашения 2015 г. свидетельствует проведение новых презентаций для китайских инвесторов в 2017 г. [5]. Помимо этого, в конце 2017 г. правительство РК выставило на продажу 41% из 48% принадлежащих ей акций АО "Белкомур" на аукцион [19]. И это при том, что по некоторым данным, в апреле 2017 г. проект поддержал председатель правительства РФ Д. Медведев [4]. Однако ОАО "РЖД" сомневается в экономической целесообразности строительства новой железной дороги [4]. По всей видимости, небезосновательно, так как аукцион не состоялся по причине отсутствия заявок [2]. Ситуация, когда регион-инициатор, который продвигал проект возведения магистрали ещё с середины 1990-х гг., выставляет большую часть своих акций на продажу, но не находит инвестора, оказывает негативное воздействие на возможных партнёров.
Промышленный потенциал РК может быть существенно усилен за счёт притока зарубежных инвестиций. В 2010-е гг. региональные власти наиболее активно ведут переговоры с представителями КНР по созданию в Коми лесопромышленных предприятий [18] и горно-химических производств [16].
Хотя делаются официальные оптимистичные заявления, по факту китайские деньги в промышленность РК не поступают.
Попытки диверсифицировать сырьевой характер экономики РК также связаны с международным участием. В 2010-е гг. в качестве ключевого несырьевого направления власти РК выбрали туризм. Регион интересен наличием обширных разнообразных нетронутых территорий, а также своим этнокультурным колоритом. В соответствии с этим акцент делается на развитие экологического и этнотуризма. Имеются планы по привлечению китайских инвестиций в развитие финно-угорского этнопарка [36]. К сожалению, пока потока китайских туристов в Коми не наблюдается, хотя другие европейские регионы России сумели наладить плодотворное сотрудничество с китайскими туроператорами. Например, власти Карелии специально для клиентов из КНР развивают "красный туризм". В Коми это также возможно, но для этого ничего не делается, хотя китайские эксперты отмечают актуальность данного направления [11].
Успех туристических проектов нередко связан с международным образовательным взаимодействием. В 2013 г. власти РК анонсировали планы по налаживанию масштабного сотрудничества с Китаем в научно-образовательной сфере. Предполагалось организовать обмен студентами вузов и ссузов, стажировки преподавателей, обучения школьников из КНР вокалу, балету и народному художественному творчеству [35]. В качестве основы планировалось организовать в вузах Коми подготовку инженерных кадров для нужд экономики Китая [30]. Пока все попытки не увенчались успехом.
Проблемы с выходом на практические результаты, которые наблюдаются по всем аспектам взаимодействия с КНР, вынуждают власти РК искать новые варианты. В дополнении к давним связям с провинцией Шаньси с 2017 г. начинаются контакты с китайской провинцией Шаньдун [7; 28; 29]. Повестка точно такая же, как и в Шаньси. Диверсификация полезна и может повысить шансы на китайские инвестиции.
Несмотря на то, что сотрудничество РК с Китаем пока осуществляется в интенционном ключе, это позволяет региональным властям приобретать необходимый опыт. Также следует указать, что региональный уровень китайско-российского взаимодействия даже для приграничных сибирских и дальневосточных субъектов РФ, несмотря на патронаж первых лиц обоих государств [12], в целом также далёк от достижения целевых программных показателей [15].
Транснациональные связи РК с арабо-мусульманским миром начинаются во второй половине 1990-х гг. В 1998—2000 г. РК сотрудничала с двумя регионами Ирана — с Гилянской областью и провинцией Мазандаран. В основном планы сотрудничества строились вокруг развития торгово-экономических связей, но выйти на долгосрочное стратегические взаимодействие не удалось.
В январе 2018 г. в Постоянном представительстве РК в Москве прошла презентация инвестиционного потенциала региона для представителей бизнес-сообщества Ирана [6]. Тем не менее, иранский бизнес в Коми пока широко не представлен.
Арабское направление международной деятельности РК резко активизировалось в 2016—2018 гг. Пожалуй, именно его можно считать доминирующим с точки зрения привлекаемых организационных ресурсов и частотности очных контактов.
В ноябре 2016 г. было анонсировано решение республиканских властей привлечь инвестиции из монархий Персидского залива. Бахрейн, Катар, Оман и Объединённые Арабские Эмираты были названы как приоритетных инвестиционных партнёров. Однако пока арабы ограничиваются заверениями в своей заинтересованности.
"Разворот" РК на Восток в международном плане сопровождается новыми явлениями, которые ранее не были характерны для субнациональной транснациональной активности региона. Обращает на себя внимание сочетание трёх форматов:
♦ побратимские связи городов: Сыктывкар — Тайюань, Усинск — Ду-
ньин;
♦ "горизонтальные" международные межрегиональные связи (провинция Шаньси, провинция Шаньдун);
♦ межгосударственные российско-китайские отношения, в которых РК выступает как часть российской стороны, и за счёт этого стремится реализовать проекты на своей территории
Механизмы продвижения интересов РК также демонстрируют качественный рост.
♦ Самостоятельно в координации и при содействии МИД РФ: визиты делегаций Китай и государства Персидского залива (дипломаты, бизнесмены), презентации, идея открыть фронт-офис в Китае для постоянной работы по поиску инвесторов "на месте";
♦ активная международная деятельность Представительств РК в Санкт-Петербурге и в Москве, в том числе учреждён Клуб торгово-экономических миссий;
♦ лоббирование проектов на федеральном уровне.
Тем не менее, проведённый анализ указывает на серьёзные сложности в международном "повороте" Коми на Восток. Причины трудностей можно свести минимум к двум аспектам:
♦ ресурсная слабость: у РК, как и у большинства других субъектов РФ, в силу существующей системы межбюджетных отношений отсутствуют необходимые "свободные" средства на софинансирование крупных проектов;
♦ "имиджевый дефект": потенциальные зарубежные партнёры, конечно, осведомлены о криминальной истории, из-за которой под следствием находятся два бывших главы РК, а также десятки республиканских и муниципальных чиновников разного ранга.
Таким образом, изменение мирополитической обстановки и серьёзное охлаждение отношений России с Западом является мощным стимулом для развития международных связей субъектов РФ на восточном направлении. Анализ регионального аспекта "поворота на Восток" на примере Республики Коми указывает на появление новых форматов и форм внешних связей российских регионов, но в силу причин национального уровня быстрый выход на позитивные результаты затруднён. Отвечая на исследовательский вопрос, следует отметить, что в сфере внешних связей субъектов РФ складывается парадоксальная ситуация. Региональная бюрократия РФ, в том числе в европейских субъектах, вынуждена искать на Востоке финансовые ресурсы на реализацию крупных инфраструктурных проектов во многом вследствие диспропорций межбюджетных отношений в пользу Центра. Однако зарубежные партнёры, в том числе из КНР и арабо-мусульманских государств, опасаются инвестировать в крупные проекты субъектов РФ по причине отсутствия у региональных властей достаточного объёма собственных финансовых средств и явного нежелания Центра менять сложившуюся схему. В то же время, несмотря на отсутствие результатов, прекратить переговорный процесс власти РК не в силах, так как это означает имиджевое фиаско. Кроме того, в условиях конфронтации России с Западом, КНР и арабо-мусульманский мир в качестве потенциальных инвесторов выглядят наиболее привлекательными по своим экономическим параметрам. Для того чтобы как можно больше российских регионов успешно реализовывали проекты с зарубежными партнёрами, независимо от их географического положения, необходимо усовершенствовать политические и экономические аспекты федерально-регионального взаимодействия и перезапустить модель российского федерализма.
Литература
1. Александров О.Б. Регионы во внешней политике России. Роль Северо-Запада. М.: МГИМО(У) МИД России, 2005. 187 с.
2. Аукцион по продаже акций "Белкомура" продлён // Информационное агентство Комиинформ [Электронный ресурс]. URL: https://komimform.ru/news/l59200 (дата обращения: 04.08.2018).
3. Барабанов О.Н. Внутригосударственные регионы как акторы в международных отношениях: зарубежные тенденции и положение субъектов РФ // Общество, политика, наука: новые перспективы. М.: МОНФ, 2000. № 114. С. 477-501.
4. "Белкомур" предлагают всем желающим: Коми выставляет 41% в проекте на аукцион // Коммерсант [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3500623 (дата обращения: 04.08.2018).
5. В Пекине презентовали проекты "Белкомура" и глубоководного района порта Архангельск // ИА БНК [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru/data/ news/67641/ (дата обращения: 04.06.2018).
6. В Постоянном представительстве Республики Коми прошли переговоры с рядом иранских компаний // Официальный портал РК [Электронный ресурс]. URL: http://rkomi.ru/news/61967/ (дата обращения: 11.06.2018).
7. В Республику Коми с деловым визитом прибудет делегация провинции Шаньдун Китайской Народной Республики // Официальный портал РК [Электронный ресурс]. URL: http://rkomi.ru/news/52156/ (дата обращения: 07.06.2018).
8. В Сыктывкар прибыли делегаты от города-побратима из Поднебесной // ИА БНК [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/23129/ (дата обращения: 04.06.2018).
9. Власти Республики Коми совместно с китайской госкорпорацией приступают к разработке механизма реализации проекта строительства железнодорожной магистрали "Белкомур" // Официальный портал РК [Электронный ресурс]. URL: http:// rkomi.ru/news/13377/ (дата обращения: 06.06.2018).
10. Внешнеэкономическая деятельность. Инвестиционный климат // Инвестиционный портал Республики Коми [Электронный ресурс]. URL: http://invest. rkomi.ru (дата обращения: 01.09.2018).
11. Вэнь Ли. Китайско-российское сотрудничество в области туризма // Россия и АТР. 2011. № 3. С. 151-158.
12. Гулин К.А. Развитие экономического сотрудничества российских регионов с Китаем // Проблемы развития территорий. 2017. Вып. 5. С. 7-22.
13. Два соглашения о сотрудничестве заключили города-побратимы Сыктывкар и Тайюань // ИА Комиинформ [Электронный ресурс]. URL: https://komiinform.ru/ news/52586/ (дата обращения: 01.06.2018).
14. "Заинтересованность Китая в проекте "Белкомур" свидетельствует о его высокой практической значимости" // Официальный портал РК [Электронный ресурс]. URL: http://rkomi.ru/news/15202/ (дата обращения: 06.06.2018).
15. Зуенко И. Почему Россия и Китай провалили программу приграничного сотрудничества // Московский Центр Карнеги [Электронный ресурс]. URL: https:// carnegie.ru/commentary/77081 (дата обращения: 22.08.2018).
16. "Инвестиционные проекты промышленной сферы Республики Коми вызвали интерес со стороны бизнес-структур Китая" // Официальный портал РК [Электронный ресурс]. URL: nttp://rkomi.ru/news/15465/ (дата обращения: 06.06.2018).
17. Китайские братья убедились, что Сыктывкар имеет в основном женское лицо // ИА БНК [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/750/ (дата обращения: 04.06.2018).
18. Китайским инвесторам предложили проекты по строительству двух ЛПК в Коми // ИА БНК [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/41489/ (дата обращения: 05.06.2018).
19. Коми продаст 41% акций "Белкомура" на торгах 25 января // ИА БНК [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/72483/ (дата обращения: 05.02.2018).
20. Логвинова И.В. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. М.: МГИМО-Университет, 2018. 238 с.
21. Макарычев А.С. Российские регионы как международные акторы. Нижний Новгород, 2000. 114 с.
22. Маркушина Н.Ю., Харлампьева Н.К. Северо-Западный федеральный округ: внешние связи. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 260 с.
23. Международные отношения в XXI веке. Глобальное в региональном, региональное в глобальном/ Под ред. А.С. Макарычева. Нижний Новгород: НГЛУ, 2000. 183 с.
24. Орлов: Poly Technologies примет участие в двух крупных проектах в РФ // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/economy/20151216/1343134059.html (дата обращения: 04.08.2018).
25. Плотникова О.В. Теория, система и практика международных связей регионов. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. 262 с.
26. Плотникова О.В., Дубровина О.Ю. Международные связи регионов государств: характеристика и особенности. М.: Норма, 2016. 192 с.
27. Проничев И.К. Внешнеэкономические связи Республики Коми. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005. 164 с.
28. Развитие международных контактов и привлечение дополнительных инвестиций - основные задачи Постоянного представительства Республики Коми при Президенте Российской Федерации // Официальный портал РК [Электронный ресурс]. URL: http://rkomi.ru/news/53691/ (дата обращения: 07.06.2018).
29. Республика Коми и провинция Шаньдун Китайской Народной Республики намерены укрепить двустороннее сотрудничество // Официальный портал РК [Электронныйресурс]. URL: http://rkomi.ru/news/52207/ (дата обращения: 07.06.2018).
30. Республика Коми получила поддержку со стороны Торгового представительства России в Китайской Народной Республике // Официальный портал РК [Электронный ресурс]. URL: http://rkomi.ru/news/15219/ (дата обращения: 06.06.2018).
31. Российско-китайская рабочая группа по реализации проекта "Белкомур" пополнится новыми участниками // Официальный портал РК [Электронный ресурс]. URL: http://rkomi.ru/news/15468/ (дата обращения: 06.06.2018).
32. Россия и Китай договорились о совместной реализации проекта "Белкомур" // Официальный портал РК [Электронный ресурс]. URL: http://rkomi.ru/news/32504/ (дата обращения: 07.06.2018).
33. Соглашения Республики Коми // МИД РФ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.mid.ru/vnesneekonomiceskie-svazi-sub-ektov-rossijskoj-federacii/-/asset_publisher/ ykggrK2nCl8c/content/id/75302 (дата обращения: 01.03.2018).
34. Столицу Коми с очередным визитом посетит делегация Тайюаня - побратима Сыктывкара//ОфициальныйсайтАдминистрацииг. Сыктывкара [Электронныйресурс]. URL: http://сыктывкар.рф/index.php?option=com_content&view=article&id=19945 (дата обращения: 01.06.2018).
35. Студенты из Китая смогут обучаться в вузах Республики Коми // Официальный портал РК [Электронный ресурс]. URL: http://rkomi.ru/news/15370/ (дата обращения: 06.06.2018).
36. Сыктывкар посетят инвесторы из Китая // ИА БНК. URL: https://www.bnkomi. ru/data/news/41437/ (дата обращения: 05.06.2018).
37. Сыктывкар продолжит дружить с Китаем // URL: https://komionline.ru/ news/6586/ (дата обращения: 01.06.2018).
38. Толстых В.Л. Международная деятельность субъектов Российской Федерации. М.: Международные отношения, 2004. 176 с.
39. Усинск и китайский Дуньин желают стать городами-побратимами // ИА БНК [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/70683/ (дата обращения: 01.07.2018).
40. Яровой Г.О., Белокурова Е.В. Европейский Союз для регионов: что можно и нужно знать российским регионам о ЕС. СПб.: Норма, 2012. 368 с.
41. Constitutional Politics and the Territorial Question in Canada and the United Kingdom: Federalism and Devolution Compared / Ed. by M. Keating and G. Laforest. London: Palgrave Macmillan, 2018. 202 p.
42. Jackson T. Paradiplomacy and political geography: The geopolitics of substate regional diplomacy // Geography Compass [Электронный ресурс]. - 2018. - URL: https://D0L.org/10.1111/gec3.12357 (дата обращения: 15.03.2018).
Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б
1. Aleksandrov O.B. Regiony vo vneshnej politike Rossii. Rol' Severo-Zapada. M.: MGIMO(U) MID Rossii, 2005. 187 s..
2. Auktsion po prodazhe aktsij "Belkomura" prodlyon // Informatsionnoe agentstvo Komiinform [EHlektronnyj resurs]. URL: https://komiinform.ru/news/159200 (data obrashheniya: 04.08.2018).
3. Barabanov O.N. Vnutrigosudarstvennye regiony kak aktory v mezhdunarodnykh otnosheniyakh: zarubezhnye tendentsii i polozhenie sub"ektov RF // Obshhestvo, politika, nauka: novye perspektivy. M.: MONF, 2000. № 114. S. 477-501.
4. "Belkomur" predlagayut vsem zhelayushhim: Komi vystavlyaet 41% v proekte na auktsion // Kommersant [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3500623 (data obrashheniya: 04.08.2018).
5. V Pekine prezentovali proekty "Belkomura" i glubokovodnogo rajona porta Arkhangelsk // IA BNK [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.bnkomi.ru/data/ news/67641/ (data obrashheniya: 04.06.2018).
6. V Postoyannom predstavitel'stve Respubliki Komi proshli peregovory s ryadom iranskikh kompanij // Ofitsial'nyj portal RK [EHlektronnyj resurs]. URL: http://rkomi.ru/ news/61967/ (data obrashheniya: 11.06.2018).
7. V Respubliku Komi s delovym vizitom pribudet delegatsiya provintsii SHan'dun Kitajskoj Narodnoj Respubliki // Ofitsial'nyj portal RK [EHlektronnyj resurs]. URL: http:// rkomi.ru/news/52156/ (data obrashheniya: 07.06.2018).
8. V Syktyvkar pribyli delegaty ot goroda-pobratima iz Podnebesnoj // IA BNK [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/23129/ (data obrashheniya: 04.06.2018).
9. Vlasti Respubliki Komi sovmestno s kitajskoj goskorporatsiej pristupayut k razrabotke mekhanizma realizatsii proekta stroitel'stva zheleznodorozhnoj magistrali
"Belkomur" // Ofitsial'nyj portai RK [EHlektronnyj resurs]. URL: http://rkomi.ru/ news/13377/ (data obrashheniya: 06.06.2018).
10. Vneshneehkonomicheskaya deyatel'nost'. Investitsionnyj klimat // Investitsionnyj portai Respubliki Komi [EHlektronnyj resurs]. URL: http://invest.rkomi.ru (data obrashheniya: 01.09.2018).
11. Vehn' Li. Kitajsko-rossijskoe sotrudnichestvo v oblasti turizma // Rossiya i ATR. 2011. № 3. S. 151-158.
12. Gulin K.A. Razvitie ehkonomicheskogo sotrudnichestva rossijskikh regionov s Kitaem // Problemy razvitiya territorij. 2017. Vyp. 5. S. 7-22.
13. Dva soglasheniya o sotrudnichestve zaklyuchili goroda-pobratimy Syktyvkar i Tajyuan' // IA Komiinform [EHlektronnyj resurs]. URL: https://komiinform.ru/news/52586/ (data obrashheniya: 01.06.2018).
14. "Zainteresovannost' Kitaya v proekte "Belkomur" svidetel'stvuet o ego vysokoj prakticheskoj znachimosti" // Ofitsial'nyj portal RK [EHlektronnyj resurs]. URL: http:// rkomi.ru/news/15202/ (data obrashheniya: 06.06.2018).
15. Zuenko I. Pochemu Rossiya i Kitaj provalili programmu prigranichnogo sotrudnichestva // Moskovskij TSentr Karnegi [EHlektronnyj resurs]. URL: https:// carnegie.ru/commentary/77081 (data obrashheniya: 22.08.2018).
16. "Investitsionnye proekty promyshlennoj sfery Respubliki Komi vyzvali interes so storony biznes-struktur Kitaya" // Ofitsial'nyj portal RK [EHlektronnyj resurs]. URL: http://rkomi.ru/news/15465/ (data obrashheniya: 06.06.2018).
17. Kitajskie brat'ya ubedilis', chto Syktyvkar imeet v osnovnom zhenskoe litso // IA BNK [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/750/ (data obrashheniya: 04.06.2018).
18. Kitajskim investoram predlozhili proekty po stroitel'stvu dvukh LPK v Komi // IA BNK [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/41489/ (data obrashheniya: 05.06.2018).
19. Komi prodast 41% aktsij "Belkomura" na torgakh 25 yanvarya // IA BNK [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/72483/ (data obrashheniya: 05.02.2018).
20. Logvinova I.V. Koordinatsiya mezhdunarodnykh i vneshneehkonomicheskikh svyazej sub"ektov Rossijskoj Federatsii. M.: MGIMO-Universitet, 2018. 238 s.
21. Makarychev A.S. Rossijskie regiony kak mezhdunarodnye aktory. Nizhnij Novgorod, 2000. 114 s.
22. Markushina N.YU., KHarlamp'eva N.K. Severo-Zapadnyj federal'nyj okrug: vneshnie svyazi. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2008. 260 s.
23. Mezhdunarodnye otnosheniya v XXI veke. Global'noe v regional'nom, regional'noe v global'nom/ Pod red. A.S. Makarycheva. Nizhnij Novgorod: NGLU, 2000. 183 s.
24. Orlov: Poly Technologies primet uchastie v dvukh krupnykh proektakh v RF // RIA Novosti [EHlektronnyj resurs]. URL: https://ria.ru/economy/20151216/1343134059. html (data obrashheniya: 04.08.2018).
25. Plotnikova O.V. Teoriya, sistema i praktika mezhdunarodnykh svyazej regionov. Novosibirsk: Izd-vo SO RAN, 2004. 262 s.
26. Plotnikova O.V., Dubrovina O.YU. Mezhdunarodnye svyazi regionov gosudarstv: kharakteristika i osobennosti. M.: Norma, 2016. 192 s.
27. Pronichev I.K. Vneshneehkonomicheskie svyazi Respubliki Komi. Syktyvkar: Izd-vo SyktGU, 2005. 164 s.
28. Razvitie mezhdunarodnykh kontaktov i privlechenie dopolnitel'nykh investitsij - osnovnye zadachi Postoyannogo predstavitel'stva Respubliki Komi pri Prezidente Rossijskoj Federatsii // Ofitsial'nyj portal RK [EHlektronnyj resurs]. URL: http://rkomi.ru/news/53691/ (data obrashheniya: 07.06.2018).
29. Respublika Komi i provintsiya SHan'dun Kitajskoj Narodnoj Respubliki namereny ukrepit' dvustoronnee sotrudnichestvo // Ofitsial'nyj portal RK [EHlektronnyj resurs]. URL: http://rkomi.ru/news/52207/ (data obrashheniya: 07.06.2018).
30. Respublika Komi poluchila podderzhku so storony Torgovogo predstavitel'stva Rossii v Kitajskoj Narodnoj Respublike // Ofitsial'nyj portal RK [EHlektronnyj resurs]. URL: http://rkomi.ru/news/15219/ (data obrashheniya: 06.06.2018).
31. Rossijsko-kitajskaya rabochaya gruppa po realizatsii proekta "Belkomur" popolnitsya novymi uchastnikami // Ofitsial'nyj portal RK [EHlektronnyj resurs]. URL: http://rkomi.ru/news/15468/ (data obrashheniya: 06.06.2018).
32. Rossiya i Kitaj dogovorilis' o sovmestnoj realizatsii proekta "Belkomur" // Ofitsial'nyj portal RK [EHlektronnyj resurs]. URL: http://rkomi.ru/news/32504/ (data obrashheniya: 07.06.2018).
33. Soglasheniya Respubliki Komi // MID RF [EHlektronnyj resurs]. URL: http:// www.mid.ru/vnesneekonomiceskie-svazi-sub-ektov-rossijskoj-federacii/-/asset_publisher/ ykggrK2nCl8c/content/id/75302 (data obrashheniya: 01.03.2018).
34. Stolitsu Komi s ocherednym vizitom posetit delegatsiya Tajyuanya - pobratima Syktyvkara // Ofitsial'nyj sajt Administratsii g. Syktyvkara [EHlektronnyj resurs].
URL: http://syktyvkar.rf/index.php?option=com_content&view=article&id=19945 (data obrashheniya: 01.06.2018).
35. Studenty iz Kitaya smogut obuchat'sya v vuzakh Respubliki Komi // Ofitsial'nyj portal RK [EHlektronnyj resurs]. URL: http://rkomi.ru/news/15370/ (data obrashheniya: 06.06.2018).
36. Syktyvkar posetyat investory iz Kitaya // IA BNK. URL: https://www.bnkomi.ru/ data/news/41437/ (data obrashheniya: 05.06.2018).
37. Syktyvkar prodolzhit druzhit' s Kitaem // URL: https://komionline.ru/news/6586/ (data obrashheniya: 01.06.2018).
38. Tolstykh V.L. Mezhdunarodnaya deyatel'nost' sub"ektov Rossijskoj Federatsii. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2004. 176 s.
39. Usinsk i kitajskij Dun'in zhelayut stat' gorodami-pobratimami // IA BNK [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/70683/ (data obrashheniya: 01.07.2018).
40. YArovoj G.O., Belokurova E.V. Evropejskij Soyuz dlya regionov: chto mozhno i nuzhno znat' rossijskim regionam o ES. SPb.: Norma, 2012. 368 s.
41. Constitutional Politics and the Territorial Question in Canada and the United Kingdom: Federalism and Devolution Compared / Ed. by M. Keating and G. Laforest. London: Palgrave Macmillan, 2018. 202 p.
42. Jackson T. Paradiplomacy and political geography: The geopolitics of substate regional diplomacy // Geography Compass [EHlektronnyj resurs]. - 2018. - URL: https:// DOl:.org/10.1111/gec3.12357 (data obrashheniya: 15.03.2018).
Артеев С.П. "Поворот на Восток" и транснациональные связи российских регионов (на примере Республики Коми)
В условиях продолжающейся конфронтации России с Западом, особую актуальность приобретает расширение взаимодействия с государствами Востока за счёт международных связей субъектов РФ. В статье анализируются транснациональные связи Республики Коми с Китаем, Ираном и арабскими государствами. Обозначаются новые явления в эволюции транснациональных связей региона и имеющиеся проблемы.
Ключевые слова: Республика Коми, Китай, Иран, Бахрейн, международные связи регионов государств
Arteev S.P. "Turn to the East" and transnational activity of Russia's regions (on the example of the Republic of Komi)
The relevance of the article is due to the need to expand Russia's interaction with the East through the active participation of Russian regions in conditions of Russian-Western confrontation. The article analyzes the transnational relations of the Komi Republic with China, Iran and the arab states. There are identified new phenomena in the evolution of transnational relations of the region and existing problems.
Key words: Republic of Komi, China, Iran, Bahrain, international relations of state's regions
Для цитирования: Артеев С.П. "Поворот на Восток" и транснациональные связи российских регионов (на примере Республики Коми) // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2019. № 1. С. 26-34. DOI: 10.24866/1998-6785/2019-1/26-34
For citation: Айову S.P. "Turn to the East" and transnational activity of Russia's regions (on the example of the Republic of Komi) // Ojkumena. Regional researches. 2019. № 1. P. 26-34. DOI: 10.24866/1998-6785/2019-1/26-34
♦