ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 316.77
А. А. Бешкарев
A. A. Beshkarev
ОБРАЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ПУБЛИКАЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕТЕВЫХ СМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ И ЧИТАТЕЛЬСКИХ КОММЕНТАРИЯХ
THE IMAGE OF REGIONAL AUTHORITIES ACCORDING TO KOMI REPUBLIC'S STATE INTERNET MEDIA AND READERS' COMMENTARIES
В статье рассматривается эволюция образа региональной власти в публикациях государственных сетевых СМИ Республики Коми в 2016-18 годах и комментариях аудитории к ним.
Ключевые слова: сетевые СМИ, образ власти, комментарии
The article considers evolution of regional authority image in state Internet media of Komi republic in 2016-18 and readers' comments.
bywords: Internet media, authority image, commentaries
2018 год в России оказался во многом кризисным в отношениях между населением страны и властью: непопулярные пенсионные реформы привели к митингам и акциям протеста в различных городах, падению рейтингов президента, губернаторов и депутатов «Единой России», голосовавших за принятие изменений в законодательстве. В течение года повсеместно отмечался рост недоверия к официальным источникам информации, что особенно ярко проявило себя в отношении аудитории к освещению центральными телевизионными каналами массовых трагедий - пожара в кемеровском торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» и шутинге в Керченском политехническом колледже. После каждого из таких резонансных событий Интернет наводняли выпуски видеоблогов, Telegram-расследований, конспирологических теорий, фейков и разоблачений, утверждавших, что представленная федеральными каналами картина произошедшего далека от действительности.
Республика Коми в этом отношении показательный регион: переживший в 2015 году задержание практически всех наделенных властью лиц и многолетний
суд над ними; в ходе фактически безальтернативных выборов избравший на пост главы бывшего руководителя «Олимпстроя» Сергея Гапликова; отягощенный негативными тенденциями в экономике и самым большим миграционным оттоком населения после Дагестана [19]. Население с большой настороженностью теперь относится к заявлениям и инициативам властей, которые, в свою очередь, стремятся транслировать через государственные СМИ свою повестку, пытаясь поддержать позитивный образ руководства республики. Об этой озабоченности имиджем главы и его окружения говорит тот факт, что в мае 2018 года его пресс-служба разослала в редакции газет (включая частные коммерческие издания) список из 15 пунктов, предписывающих определенным образом подавать информацию и моде-рировать пользовательские комментарии. Так, один из пунктов гласил: «Не допускать в комментариях клички и искорбления «Гаплик», «Гаплос», «Гапл», «Гапло», «пузатенький няшка», «Харя бандитская» и т. д.». О существовании этих требований стало известно из поста на личной странице «ВКонтакте» тогдашнего главного редактора рекламно-информационной газеты «РгоГород», головной офис которой находится в другом регионе - городе Кирове. Пост был вскоре удален, однако его скан сохранился. В то же время региональные журналисты из провластных СМИ используют каждую возможность, чтобы подчеркнуть перспективность региона, его успехи и достижения в различных сферах: «Перспективы развития у регби в Коми есть» (передовица газеты «Республика» от 27.07.2018), «В Сыктывкаре определяются с местом строительства ледового дворца» (сайт информационного агентства «БНК» от 16.06.2018) и т. п.
В условиях фильтрации информации для аудитории все более важным фактором получения альтернативных сведений о происходящем становится неформальный уровень коммуникации - комментарии на сайтах и в соцсетях (неслучайно модерация читательских комментариев являлась одной из задач, поставленных пресс-службой главы перед изданиями).
Таким образом, в сетевых СМИ республики мы получаем два разнонаправленных и взаимодополняющих коммуникативных потока - официальных сообщений государственных СМИ и пользовательских комментариев к ним, часто дающих совершенно противоположные трактовки одних и тех же явлений и фактов.
Наиболее популярным провластным источником информации в регионе является Информационное агентство «Бизнес новости Коми» (сокращенный вариант -«БНК»), зарегистрированное в качестве средства массовой информации ИА №ТУ 11-0051 от 02.11.2009 г. Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Авторские права на информацию принадлежат Информационному агентству «Север-Медиа». Учредители (соучредители): ИА «Север-Медиа» и Агентство Республики Коми по печати и массовым коммуникациям. Информационное агентство «БНК» принад-
лежит к «лентовым» информационным ресурсам. Частота обновления ленты - от нескольких минут до одного часа. Здесь используется жанр жесткой новости - заметки в большинстве случаев дают минимальную информацию методом пяти
- основной стандарт при подготовке информационных материалов, заключающийся в ответах на вопросы «Кто? Что? Где? Когда? Почему?». Причиной популярности этого официального по своему контенту ресурса является возможность анонимных комментариев без регистрации. Правда, эти комментарии подвергаются оперативной цензуре, но даже и в этом случае служат средством выражения читательских эмоций и мнений. В силу популярности этого ресурса и разнообразия материала есть смысл сосредоточиться на тех публикациях именно «БНК», где в качестве героев действуют представители руководства региона.
Что касается образа власти, то, как указывают многие исследователи, он никогда не является абстракцией: «В массовом повседневном сознании власть, как правило, персонифицирована, то есть ассоциируется с конкретными личностями, политическими лидерами, представителями власти, харизматическими личностями современного политического бомонда. Образ власти как феномен массового повседневного сознания есть социальный политико-властный конструкт, выступая порождением конкретной социально-политической культуры общества, этот образ конституируется, то есть порождается и создается реальными социально-политическими условиями, является их выражением и продуктом и в некотором роде объективен, как порождение этих реальных условий» [6; 16]. В Коми власть закономерно персонифицирована главой республики С. А. Гаплико-вым. Конструирование его имиджа в СМИ началось сразу же с момента появления в регионе и продолжается по сей день. За это время его образ пережил несколько этапов изменений.
Основным приемом формирования образа власти на первом этапе, в январе 2016 года, для государственных СМИ становится употребление положительных лексем в отношении правящей партии и правительства: «честность», «исполнительность», «праздник». Отношение журналистов выражается в основном имплицитно за счет эмоциональных описаний изображаемых объектов в репортажах и заметках. Информагентство «БНК» за 2016-й год упоминало фамилию Гапликова 1227 раз (для сравнения: фамилия, по сути, второго по важности человека в новом правительстве республики Михаила Порядина за тот же период
- всего 68 раз). Гапликов оказывается единоличным представителем местной власти, доверие к которому не было подорвано скандальными разоблачениями. Как правило, в материалах уже начала года приводятся цитаты из выступлений Гапликова, где он обещает принять решительные меры для устранения недочетов в разных сферах общественной жизни региона. Его имя всегда вынесено в начало заголовков, за ним следуют его обращения к различным структурам с
требованиями работать эффективнее. Например, в один день, 12 января, выходят две публикации, где заголовки оформлены именно таким образом: «Сергей Гапликов: «Мы приучим поставщиков продуктов везти в республику только качественный товар» [10] и «Сергей Гапликов попросил сотрудников прокуратуры усилить превентивные меры, чтобы предупреждать «роковые ошибки» [12], 21 января - «Сергей Гапликов поручил направить дополнительные силы и средства на расчистку снега» [13], 22 января - «Сергей Гапликов призвал правоохранительные органы совместно зачистить Республику Коми от «наркотической заразы» [16] и т. д.
Обращает на себя внимание, что на снимках, сопровождающих материалы с участием главы, в этот период он редко занимает композиционно центральное положение. Как правило, он расположен у края кадра, однако на него обращены взгляды других персонажей фото: собеседников «из народа», участников заседаний. То есть снимки подчеркивают такие качества представителя власти, как готовность вести диалог, выслушивать проблемы жителей. Однако уже с марта-апреля образ Главы все чаще «смещается» в композиционный центр иллюстраций и параллельно с этим меняется тональность большинства публикаций. На «БНК» всё реже встречается стандартная синтаксическая конструкция «Гапликов "попросил", "призвал" и "поручил"», чаще звучит слова «поблагодарил», «поддержал», «отдал дань уважения», «пожелал процветания», что призвано маркировать нормализацию ситуации под контролем харизматичного лидера. Помимо этого, Гапликов как главный герой публикаций в заголовках «БНК» меньше дает поручений другим, а сам становится катализатором положительных перемен: «Сергей Гапликов пообещал уменьшить отток населения из Коми» [11], «Сергей Гапликов танцем вдохновил "Молодую республику"» [17]. Поводами для публикаций становятся поездки Гапликова по районам и его участие в праздничных мероприятиях. Журналистские тексты подчеркивают личные человеческие качества политика, делая его образ более понятным и близким рядовому читателю.
Однако с июня, когда Гапликов выдвигается кандидатом на пост Главы, и до самых выборов тональность материалов, в которых упоминается его фамилия, еще раз меняется: заголовки «БНК» демонстрируют стремительное развитие региона, и врио главы либо участвует в торжественных мероприятиях по открытию новых предприятий, либо рапортует об успехах экономики республики. Основные инфоповоды, связанные с врио главы, в этот период можно условно разделить на 3 типа: 1) истории о том, как благодаря его усилиям возрождается регион: «В Емве торжественно открыли новый железнодорожный вокзал» [3], «В Сыктывкаре торжественно открыли обновленный парк имени Кирова» [4] и др.; 2) тексты, призванные связать имя врио с медийными лицами, популярными у аудитории: «Игорь Угольников предложил организовать в Коми международный
театральный и этнокультурный фестивали» [5]; 3) прогнозирующие и программирующие тексты, обращенные в будущее так, как будто исход предстоящих выборов уже фактически предрешен: «Сергей Гапликов предложил выращивать в Коми кукурузу» (это сообщение на сайте «БНК» вызвало множество комментариев - 417, преимущественно ироничных) [14]. «К 1 сентября 2017 года в Сыктывкаре и Ухте откроются вытрезвители» [7]. Надо отметить, что годом ранее, когда СМИ разрабатывали имидж предыдущего главы республики В. Гайзера, этот тип технологий ими не применялся. Скорее всего, дело в том, что отчеты о поездках Гайзера по республике строились на конфликтах по «пространственной оси», где виновными в проблемах оказывались местные власти. В случае с Гап-ликовым конфликт строится по «временнОй оси»: существующие проблемы вызваны неэффективной работой предшествующего правительства, однако под властью нового главы регион обязан возродиться.
Однако после успешного для Гапликова завершения выборов до конца года его активность как ньюсмейкера приблизилась к нулю, что по контрасту с высокой активностью предыдущего периода оказалось серьезной ошибкой в пиар-деятельности его окружения. Ситуацией не преминули воспользоваться независимые оппозиционные СМИ. 29 декабря журналист независимого сайта «Красное знамя» А. Полькин прокомментировал наступившее затишье на информационном поле статьей «Сто дней и 15 месяцев. Размышления по поводу знаменательных сроков Главы Коми», где представил свой анализ деятельности прогосу-дарственных СМИ региона: «Сразу после инаугурации Глава отправился в вояжи по стране, а вся его пиаровская рать оказалась без работы: писать-то стало не о ком и нечего! Ну не рассказывать же о том, что прожект по вводу санатория «Се-рёгово» провалился, а башенные краны никому не нужны. Или о том, что на возведение грандиозного тепличного комбината в Емве нет денег, а обещанный ввод новой школы в Сыктывкаре сорван, и ее строительство даже в 2017 году под большим вопросом. Обычно политтехнологи при провале акции или кампании стараются переключить внимание избирателей на другие темы. Этим и занялись подчинённые новоизбранного Главы. Такой темой стало формирование нового правительства: всё внимание сосредоточилось на назначенцах, народ стал забывать про недостроенный санаторий и никому не нужные краны, про кукурузу и огурцы» [8].
И действительно, в октябре-ноябре 2016 г. имя Гапликова практически исчезает из заголовков «БНК», а когда вновь появляется в декабре, то ситуация с освещением деятельности главы напоминает мартовскую, когда сообщается о повседневных действиях и заявлениях губернатора: «Сергей Гапликов презентовал проекты республики лидерам мусульман». По всей очевидности, в государственных СМИ был осознано, что факт длительного отсутствия главы в регионе
негативно сказывается на его имидже, поэтому во всех публикациях «БНК», где говорится о поездках Гапликова в Москву, оказалась отключена функция комментирования. Кроме того, «БНК» не раз поднимает тему высокого положения Гапликова в различных российских рейтингах.
Затем, в начале 2017 г., наступает период попыток преодоления накопившегося у аудитории негативного отношения к главе, о чем свидетельствует первая встреча Гапликова с журналистами 16 февраля (не имевшая конкретной объявленной темы), полное отсутствие в заголовках обещаний процветания и рапортов об успехах в стиле советской прессы, обращение к наиболее спорным моментам деятельности губернатора: Сергей Гапликов: «Мне нравится в Коми. Я никуда не собираюсь. Не дождетесь!» [9]. Впоследствии, в течение 2017-18 годов, освещение деятельности главы государственными сетевыми СМИ постепенно превращается в рутинные отчеты о его действиях и заявлениях, тематически подразделяющиеся на несколько типов: 1) как правило, обращенные в будущее тексты с формулировками «поручил», «обещал разобраться», «обсудил», «заявил» и др. с обозначениями вербальной деятельности губернатора, создающими образ сильного хозяина, решающего проблемы региона; 2) освещающие поездки главы. Как правило, в этих случаях журналисты выбирают наиболее заметный факт таких поездок: посадку дерева, открытие сквера и т. п.; 3) публикации по торжественным поводам: поздравления главой представителей разных профессий, награждения, учреждения праздников и т. п. В целом, они служат одной и той же цели демонстрации постоянного прогресса региона под управлением энергичного менеджера и отсутствия серьезных проблем.
В то же время опубликованный в Сети текст, как правило, представляет собой не монологичную форму, а интерактивную, открытую для комментирования читателями. Комментарий, несмотря на его непрофессиональную природу, ученые сегодня считают особым жанром, порожденным полилогическим характером общения в Сети [20]. Как можно заметить, комментаторы обычно скептически настроены к героям и главным выводам публикаций, подвергают сомнению изложенные факты. Например, новость «Сергей Гапликов учредил в Коми день отца» сопровождается репликами читателей: «Дайте людям просто спокойно пожить без ваших придуманных праздников. Не поднимайте тарифы и цены, платите нормальную зарплату и в семьях будет настоящий праздник», «Проблем-то у республики больше нет, кроме как новые праздники выдумывать», «Спасибо Серега!» (орфография и пунктуация авторов сохранены) [18].
Таким образом, если прямая речь персонажей официальных новостей относится к сфере моноидеологии, сакрализации символов власти, патриархальных ценностей, то комментаторы скорее отражают характерную для интернет-общения ситуацию постмодернистской тотальной иронии, десакрализируют власть, обра-
щают внимание на те проблемы, которых избегают СМИ, низводят возвышенный пафос до бытового и даже маргинального, что подчеркивается нарочно неграмотным словоупотреблением, ошибками и просторечиями. Контраст этих дискурсов подчеркивает, что журналисты прогосударственных СМИ, работающие на позитивный образ власти, как правило, продолжают творить в парадигме, характерной для советской прессы, не обращая внимания на то обстоятельство, что развитие технологий давно изменило психологию аудитории, все менее склонную слепо доверять мнению автора публикации, а все чаще проверяющую информацию по нескольким оперативным источникам, скептичную по отношению к любому официозу и не поддающуюся прямому манипулированию.
***
1. Бешкарев А. А. Региональная власть как объект журналистской пропаганды (на примере Республики Коми) // Филологические науки. Вопросы теории и практики: в 3-х ч. Тамбов, 2016. №11(65). Ч. 2. C. 16.
2. В Емве торжественно открыли новый железнодорожный вокзал Коми [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2016. 30 июля. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/52630/ (дата обращения: 06.10.2018).
3. В Сыктывкаре торжественно открыли обновленный парк имени Кирова [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2016. 16 августа. URL: https://www. bnkomi.ru/data/news/53140/ (дата обращения: 06.10.2018).
4. Игорь Угольников предложил организовать в Коми международный театральный и этнокультурный фестивали [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2016. 8 июля. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/51957/ (дата обращения: 06.10.2018).
5. Зуева Т.М., Шкилева Е.М. Механизмы формирования образа власти // Теория и практика общественного развития. 2013. №3. С. 15-20.
6. К 1 сентября 2017 года в Сыктывкаре и Ухте откроются вытрезвители [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2016. 23 августа. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/53372/ (дата обращения: 06.10.2018).
7. Полькин А. Сто дней и 15 месяцев [Электронный ресурс]. URL: https://komikz.ru/ 2016. 29 декабря. URL: https://komikz.ru/news/politics/92179 (дата обращения: 06.10.2018).
8. Сергей Гапликов: «Мне нравится в Коми. Я никуда не собираюсь. Не дождетесь!» [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2017. 16 февраля. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/59477/ (дата обращения: 06.10.2018).
9. Сергей Гапликов: «Мы приучим поставщиков продуктов везти в республику только качественный товар» [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2016. 12 января. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/45864/ (дата обращения: 02.10.2018).
10. Сергей Гапликов пообещал уменьшить отток населения из Коми [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2016. 14 апреля. URL: https://www.bnkomi.ru/data/ news/49285/ (дата обращения: 02.10.2018).
11. Сергей Гапликов попросил сотрудников прокуратуры усилить превентивные меры, чтобы предупреждать «роковые ошибки» [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2016. 12 января. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/45882/ ?id_voting=370&vote_widget=1 (дата обращения: 02.10.2018).
12. Сергей Гапликов поручил направить дополнительные силы и средства на расчистку снега [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2016. 21 января. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/46210/ (дата обращения: 02.10.2018).
13. Сергей Гапликов предложил выращивать в Коми кукурузу [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2016. 19 июля. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/ 52267/ (дата обращения: 06.10.2018).
14. Сергей Гапликов презентовал проекты республики лидерам мусульман [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2016. 19 декабря. URL: https://www. bnkomi.ru/data/news/57534 (дата обращения: 06.10.2018).
15. Сергей Гапликов призвал правоохранительные органы совместно зачистить Республику Коми от «наркотической заразы» [Электронный ресурс]. URL: https://www. bnkomi.ru. 2016. 22 января. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/46255/ (дата обращения: 02.10.2018).
16. Сергей Гапликов танцем вдохновил «Молодую республику» [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2016. 18 февраля URL: https://www.bnkomi.ru/data/ news/47348/?id voting=366&vote widget=1&yt0 (дата обращения: 02.10.2018).
17. Сергей Гапликов учредил в Коми День отца [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2018. 17 октября. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/84955/
18. Самый большой отток населения среди российских регионов зафиксирован в Дагестане и Коми [Электронный ресурс]. Клуб регионов. Федеральная экспертная сеть 6.10.2018. URL: http://club-rf.ru/news/49292 (дата обращения: 24.10.2018).
19. Танабаева И. Р. Комментарий как особый жанр в интернет-общении [Электронный ресурс]. Молодой ученый. 2017. №51. С. 207-210. URL: https://moluch.ru/ archive/185/47375/ (дата обращения: 27.10.2018).