Научная статья на тему 'Образ региональной власти в публикациях государственных сетевых СМИ республики Коми и читательских комментариях'

Образ региональной власти в публикациях государственных сетевых СМИ республики Коми и читательских комментариях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
631
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ СМИ / ОБРАЗ ВЛАСТИ / КОММЕНТАРИИ / INTERNET MEDIA / AUTHORITY IMAGE / COMMENTARIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бешкарев А.А.

В статье рассматривается эволюция образа региональной власти в публикациях государственных сетевых СМИ Республики Коми в 2016-18 годах и комментариях аудитории к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF REGIONAL AUTHORITIES ACCORDING TO KOMI REPUBLIC'S STATE INTERNET MEDIA AND READERS' COMMENTARIES

The article considers evolution of regional authority image in state Internet media of Komi republic in 2016-18 and readers’ comments.

Текст научной работы на тему «Образ региональной власти в публикациях государственных сетевых СМИ республики Коми и читательских комментариях»

ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 316.77

А. А. Бешкарев

A. A. Beshkarev

ОБРАЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ПУБЛИКАЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕТЕВЫХ СМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ И ЧИТАТЕЛЬСКИХ КОММЕНТАРИЯХ

THE IMAGE OF REGIONAL AUTHORITIES ACCORDING TO KOMI REPUBLIC'S STATE INTERNET MEDIA AND READERS' COMMENTARIES

В статье рассматривается эволюция образа региональной власти в публикациях государственных сетевых СМИ Республики Коми в 2016-18 годах и комментариях аудитории к ним.

Ключевые слова: сетевые СМИ, образ власти, комментарии

The article considers evolution of regional authority image in state Internet media of Komi republic in 2016-18 and readers' comments.

bywords: Internet media, authority image, commentaries

2018 год в России оказался во многом кризисным в отношениях между населением страны и властью: непопулярные пенсионные реформы привели к митингам и акциям протеста в различных городах, падению рейтингов президента, губернаторов и депутатов «Единой России», голосовавших за принятие изменений в законодательстве. В течение года повсеместно отмечался рост недоверия к официальным источникам информации, что особенно ярко проявило себя в отношении аудитории к освещению центральными телевизионными каналами массовых трагедий - пожара в кемеровском торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» и шутинге в Керченском политехническом колледже. После каждого из таких резонансных событий Интернет наводняли выпуски видеоблогов, Telegram-расследований, конспирологических теорий, фейков и разоблачений, утверждавших, что представленная федеральными каналами картина произошедшего далека от действительности.

Республика Коми в этом отношении показательный регион: переживший в 2015 году задержание практически всех наделенных властью лиц и многолетний

суд над ними; в ходе фактически безальтернативных выборов избравший на пост главы бывшего руководителя «Олимпстроя» Сергея Гапликова; отягощенный негативными тенденциями в экономике и самым большим миграционным оттоком населения после Дагестана [19]. Население с большой настороженностью теперь относится к заявлениям и инициативам властей, которые, в свою очередь, стремятся транслировать через государственные СМИ свою повестку, пытаясь поддержать позитивный образ руководства республики. Об этой озабоченности имиджем главы и его окружения говорит тот факт, что в мае 2018 года его пресс-служба разослала в редакции газет (включая частные коммерческие издания) список из 15 пунктов, предписывающих определенным образом подавать информацию и моде-рировать пользовательские комментарии. Так, один из пунктов гласил: «Не допускать в комментариях клички и искорбления «Гаплик», «Гаплос», «Гапл», «Гапло», «пузатенький няшка», «Харя бандитская» и т. д.». О существовании этих требований стало известно из поста на личной странице «ВКонтакте» тогдашнего главного редактора рекламно-информационной газеты «РгоГород», головной офис которой находится в другом регионе - городе Кирове. Пост был вскоре удален, однако его скан сохранился. В то же время региональные журналисты из провластных СМИ используют каждую возможность, чтобы подчеркнуть перспективность региона, его успехи и достижения в различных сферах: «Перспективы развития у регби в Коми есть» (передовица газеты «Республика» от 27.07.2018), «В Сыктывкаре определяются с местом строительства ледового дворца» (сайт информационного агентства «БНК» от 16.06.2018) и т. п.

В условиях фильтрации информации для аудитории все более важным фактором получения альтернативных сведений о происходящем становится неформальный уровень коммуникации - комментарии на сайтах и в соцсетях (неслучайно модерация читательских комментариев являлась одной из задач, поставленных пресс-службой главы перед изданиями).

Таким образом, в сетевых СМИ республики мы получаем два разнонаправленных и взаимодополняющих коммуникативных потока - официальных сообщений государственных СМИ и пользовательских комментариев к ним, часто дающих совершенно противоположные трактовки одних и тех же явлений и фактов.

Наиболее популярным провластным источником информации в регионе является Информационное агентство «Бизнес новости Коми» (сокращенный вариант -«БНК»), зарегистрированное в качестве средства массовой информации ИА №ТУ 11-0051 от 02.11.2009 г. Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Авторские права на информацию принадлежат Информационному агентству «Север-Медиа». Учредители (соучредители): ИА «Север-Медиа» и Агентство Республики Коми по печати и массовым коммуникациям. Информационное агентство «БНК» принад-

лежит к «лентовым» информационным ресурсам. Частота обновления ленты - от нескольких минут до одного часа. Здесь используется жанр жесткой новости - заметки в большинстве случаев дают минимальную информацию методом пяти

- основной стандарт при подготовке информационных материалов, заключающийся в ответах на вопросы «Кто? Что? Где? Когда? Почему?». Причиной популярности этого официального по своему контенту ресурса является возможность анонимных комментариев без регистрации. Правда, эти комментарии подвергаются оперативной цензуре, но даже и в этом случае служат средством выражения читательских эмоций и мнений. В силу популярности этого ресурса и разнообразия материала есть смысл сосредоточиться на тех публикациях именно «БНК», где в качестве героев действуют представители руководства региона.

Что касается образа власти, то, как указывают многие исследователи, он никогда не является абстракцией: «В массовом повседневном сознании власть, как правило, персонифицирована, то есть ассоциируется с конкретными личностями, политическими лидерами, представителями власти, харизматическими личностями современного политического бомонда. Образ власти как феномен массового повседневного сознания есть социальный политико-властный конструкт, выступая порождением конкретной социально-политической культуры общества, этот образ конституируется, то есть порождается и создается реальными социально-политическими условиями, является их выражением и продуктом и в некотором роде объективен, как порождение этих реальных условий» [6; 16]. В Коми власть закономерно персонифицирована главой республики С. А. Гаплико-вым. Конструирование его имиджа в СМИ началось сразу же с момента появления в регионе и продолжается по сей день. За это время его образ пережил несколько этапов изменений.

Основным приемом формирования образа власти на первом этапе, в январе 2016 года, для государственных СМИ становится употребление положительных лексем в отношении правящей партии и правительства: «честность», «исполнительность», «праздник». Отношение журналистов выражается в основном имплицитно за счет эмоциональных описаний изображаемых объектов в репортажах и заметках. Информагентство «БНК» за 2016-й год упоминало фамилию Гапликова 1227 раз (для сравнения: фамилия, по сути, второго по важности человека в новом правительстве республики Михаила Порядина за тот же период

- всего 68 раз). Гапликов оказывается единоличным представителем местной власти, доверие к которому не было подорвано скандальными разоблачениями. Как правило, в материалах уже начала года приводятся цитаты из выступлений Гапликова, где он обещает принять решительные меры для устранения недочетов в разных сферах общественной жизни региона. Его имя всегда вынесено в начало заголовков, за ним следуют его обращения к различным структурам с

требованиями работать эффективнее. Например, в один день, 12 января, выходят две публикации, где заголовки оформлены именно таким образом: «Сергей Гапликов: «Мы приучим поставщиков продуктов везти в республику только качественный товар» [10] и «Сергей Гапликов попросил сотрудников прокуратуры усилить превентивные меры, чтобы предупреждать «роковые ошибки» [12], 21 января - «Сергей Гапликов поручил направить дополнительные силы и средства на расчистку снега» [13], 22 января - «Сергей Гапликов призвал правоохранительные органы совместно зачистить Республику Коми от «наркотической заразы» [16] и т. д.

Обращает на себя внимание, что на снимках, сопровождающих материалы с участием главы, в этот период он редко занимает композиционно центральное положение. Как правило, он расположен у края кадра, однако на него обращены взгляды других персонажей фото: собеседников «из народа», участников заседаний. То есть снимки подчеркивают такие качества представителя власти, как готовность вести диалог, выслушивать проблемы жителей. Однако уже с марта-апреля образ Главы все чаще «смещается» в композиционный центр иллюстраций и параллельно с этим меняется тональность большинства публикаций. На «БНК» всё реже встречается стандартная синтаксическая конструкция «Гапликов "попросил", "призвал" и "поручил"», чаще звучит слова «поблагодарил», «поддержал», «отдал дань уважения», «пожелал процветания», что призвано маркировать нормализацию ситуации под контролем харизматичного лидера. Помимо этого, Гапликов как главный герой публикаций в заголовках «БНК» меньше дает поручений другим, а сам становится катализатором положительных перемен: «Сергей Гапликов пообещал уменьшить отток населения из Коми» [11], «Сергей Гапликов танцем вдохновил "Молодую республику"» [17]. Поводами для публикаций становятся поездки Гапликова по районам и его участие в праздничных мероприятиях. Журналистские тексты подчеркивают личные человеческие качества политика, делая его образ более понятным и близким рядовому читателю.

Однако с июня, когда Гапликов выдвигается кандидатом на пост Главы, и до самых выборов тональность материалов, в которых упоминается его фамилия, еще раз меняется: заголовки «БНК» демонстрируют стремительное развитие региона, и врио главы либо участвует в торжественных мероприятиях по открытию новых предприятий, либо рапортует об успехах экономики республики. Основные инфоповоды, связанные с врио главы, в этот период можно условно разделить на 3 типа: 1) истории о том, как благодаря его усилиям возрождается регион: «В Емве торжественно открыли новый железнодорожный вокзал» [3], «В Сыктывкаре торжественно открыли обновленный парк имени Кирова» [4] и др.; 2) тексты, призванные связать имя врио с медийными лицами, популярными у аудитории: «Игорь Угольников предложил организовать в Коми международный

театральный и этнокультурный фестивали» [5]; 3) прогнозирующие и программирующие тексты, обращенные в будущее так, как будто исход предстоящих выборов уже фактически предрешен: «Сергей Гапликов предложил выращивать в Коми кукурузу» (это сообщение на сайте «БНК» вызвало множество комментариев - 417, преимущественно ироничных) [14]. «К 1 сентября 2017 года в Сыктывкаре и Ухте откроются вытрезвители» [7]. Надо отметить, что годом ранее, когда СМИ разрабатывали имидж предыдущего главы республики В. Гайзера, этот тип технологий ими не применялся. Скорее всего, дело в том, что отчеты о поездках Гайзера по республике строились на конфликтах по «пространственной оси», где виновными в проблемах оказывались местные власти. В случае с Гап-ликовым конфликт строится по «временнОй оси»: существующие проблемы вызваны неэффективной работой предшествующего правительства, однако под властью нового главы регион обязан возродиться.

Однако после успешного для Гапликова завершения выборов до конца года его активность как ньюсмейкера приблизилась к нулю, что по контрасту с высокой активностью предыдущего периода оказалось серьезной ошибкой в пиар-деятельности его окружения. Ситуацией не преминули воспользоваться независимые оппозиционные СМИ. 29 декабря журналист независимого сайта «Красное знамя» А. Полькин прокомментировал наступившее затишье на информационном поле статьей «Сто дней и 15 месяцев. Размышления по поводу знаменательных сроков Главы Коми», где представил свой анализ деятельности прогосу-дарственных СМИ региона: «Сразу после инаугурации Глава отправился в вояжи по стране, а вся его пиаровская рать оказалась без работы: писать-то стало не о ком и нечего! Ну не рассказывать же о том, что прожект по вводу санатория «Се-рёгово» провалился, а башенные краны никому не нужны. Или о том, что на возведение грандиозного тепличного комбината в Емве нет денег, а обещанный ввод новой школы в Сыктывкаре сорван, и ее строительство даже в 2017 году под большим вопросом. Обычно политтехнологи при провале акции или кампании стараются переключить внимание избирателей на другие темы. Этим и занялись подчинённые новоизбранного Главы. Такой темой стало формирование нового правительства: всё внимание сосредоточилось на назначенцах, народ стал забывать про недостроенный санаторий и никому не нужные краны, про кукурузу и огурцы» [8].

И действительно, в октябре-ноябре 2016 г. имя Гапликова практически исчезает из заголовков «БНК», а когда вновь появляется в декабре, то ситуация с освещением деятельности главы напоминает мартовскую, когда сообщается о повседневных действиях и заявлениях губернатора: «Сергей Гапликов презентовал проекты республики лидерам мусульман». По всей очевидности, в государственных СМИ был осознано, что факт длительного отсутствия главы в регионе

негативно сказывается на его имидже, поэтому во всех публикациях «БНК», где говорится о поездках Гапликова в Москву, оказалась отключена функция комментирования. Кроме того, «БНК» не раз поднимает тему высокого положения Гапликова в различных российских рейтингах.

Затем, в начале 2017 г., наступает период попыток преодоления накопившегося у аудитории негативного отношения к главе, о чем свидетельствует первая встреча Гапликова с журналистами 16 февраля (не имевшая конкретной объявленной темы), полное отсутствие в заголовках обещаний процветания и рапортов об успехах в стиле советской прессы, обращение к наиболее спорным моментам деятельности губернатора: Сергей Гапликов: «Мне нравится в Коми. Я никуда не собираюсь. Не дождетесь!» [9]. Впоследствии, в течение 2017-18 годов, освещение деятельности главы государственными сетевыми СМИ постепенно превращается в рутинные отчеты о его действиях и заявлениях, тематически подразделяющиеся на несколько типов: 1) как правило, обращенные в будущее тексты с формулировками «поручил», «обещал разобраться», «обсудил», «заявил» и др. с обозначениями вербальной деятельности губернатора, создающими образ сильного хозяина, решающего проблемы региона; 2) освещающие поездки главы. Как правило, в этих случаях журналисты выбирают наиболее заметный факт таких поездок: посадку дерева, открытие сквера и т. п.; 3) публикации по торжественным поводам: поздравления главой представителей разных профессий, награждения, учреждения праздников и т. п. В целом, они служат одной и той же цели демонстрации постоянного прогресса региона под управлением энергичного менеджера и отсутствия серьезных проблем.

В то же время опубликованный в Сети текст, как правило, представляет собой не монологичную форму, а интерактивную, открытую для комментирования читателями. Комментарий, несмотря на его непрофессиональную природу, ученые сегодня считают особым жанром, порожденным полилогическим характером общения в Сети [20]. Как можно заметить, комментаторы обычно скептически настроены к героям и главным выводам публикаций, подвергают сомнению изложенные факты. Например, новость «Сергей Гапликов учредил в Коми день отца» сопровождается репликами читателей: «Дайте людям просто спокойно пожить без ваших придуманных праздников. Не поднимайте тарифы и цены, платите нормальную зарплату и в семьях будет настоящий праздник», «Проблем-то у республики больше нет, кроме как новые праздники выдумывать», «Спасибо Серега!» (орфография и пунктуация авторов сохранены) [18].

Таким образом, если прямая речь персонажей официальных новостей относится к сфере моноидеологии, сакрализации символов власти, патриархальных ценностей, то комментаторы скорее отражают характерную для интернет-общения ситуацию постмодернистской тотальной иронии, десакрализируют власть, обра-

щают внимание на те проблемы, которых избегают СМИ, низводят возвышенный пафос до бытового и даже маргинального, что подчеркивается нарочно неграмотным словоупотреблением, ошибками и просторечиями. Контраст этих дискурсов подчеркивает, что журналисты прогосударственных СМИ, работающие на позитивный образ власти, как правило, продолжают творить в парадигме, характерной для советской прессы, не обращая внимания на то обстоятельство, что развитие технологий давно изменило психологию аудитории, все менее склонную слепо доверять мнению автора публикации, а все чаще проверяющую информацию по нескольким оперативным источникам, скептичную по отношению к любому официозу и не поддающуюся прямому манипулированию.

***

1. Бешкарев А. А. Региональная власть как объект журналистской пропаганды (на примере Республики Коми) // Филологические науки. Вопросы теории и практики: в 3-х ч. Тамбов, 2016. №11(65). Ч. 2. C. 16.

2. В Емве торжественно открыли новый железнодорожный вокзал Коми [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2016. 30 июля. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/52630/ (дата обращения: 06.10.2018).

3. В Сыктывкаре торжественно открыли обновленный парк имени Кирова [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2016. 16 августа. URL: https://www. bnkomi.ru/data/news/53140/ (дата обращения: 06.10.2018).

4. Игорь Угольников предложил организовать в Коми международный театральный и этнокультурный фестивали [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2016. 8 июля. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/51957/ (дата обращения: 06.10.2018).

5. Зуева Т.М., Шкилева Е.М. Механизмы формирования образа власти // Теория и практика общественного развития. 2013. №3. С. 15-20.

6. К 1 сентября 2017 года в Сыктывкаре и Ухте откроются вытрезвители [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2016. 23 августа. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/53372/ (дата обращения: 06.10.2018).

7. Полькин А. Сто дней и 15 месяцев [Электронный ресурс]. URL: https://komikz.ru/ 2016. 29 декабря. URL: https://komikz.ru/news/politics/92179 (дата обращения: 06.10.2018).

8. Сергей Гапликов: «Мне нравится в Коми. Я никуда не собираюсь. Не дождетесь!» [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2017. 16 февраля. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/59477/ (дата обращения: 06.10.2018).

9. Сергей Гапликов: «Мы приучим поставщиков продуктов везти в республику только качественный товар» [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2016. 12 января. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/45864/ (дата обращения: 02.10.2018).

10. Сергей Гапликов пообещал уменьшить отток населения из Коми [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2016. 14 апреля. URL: https://www.bnkomi.ru/data/ news/49285/ (дата обращения: 02.10.2018).

11. Сергей Гапликов попросил сотрудников прокуратуры усилить превентивные меры, чтобы предупреждать «роковые ошибки» [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2016. 12 января. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/45882/ ?id_voting=370&vote_widget=1 (дата обращения: 02.10.2018).

12. Сергей Гапликов поручил направить дополнительные силы и средства на расчистку снега [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2016. 21 января. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/46210/ (дата обращения: 02.10.2018).

13. Сергей Гапликов предложил выращивать в Коми кукурузу [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2016. 19 июля. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/ 52267/ (дата обращения: 06.10.2018).

14. Сергей Гапликов презентовал проекты республики лидерам мусульман [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2016. 19 декабря. URL: https://www. bnkomi.ru/data/news/57534 (дата обращения: 06.10.2018).

15. Сергей Гапликов призвал правоохранительные органы совместно зачистить Республику Коми от «наркотической заразы» [Электронный ресурс]. URL: https://www. bnkomi.ru. 2016. 22 января. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/46255/ (дата обращения: 02.10.2018).

16. Сергей Гапликов танцем вдохновил «Молодую республику» [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2016. 18 февраля URL: https://www.bnkomi.ru/data/ news/47348/?id voting=366&vote widget=1&yt0 (дата обращения: 02.10.2018).

17. Сергей Гапликов учредил в Коми День отца [Электронный ресурс]. URL: https://www.bnkomi.ru. 2018. 17 октября. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/84955/

18. Самый большой отток населения среди российских регионов зафиксирован в Дагестане и Коми [Электронный ресурс]. Клуб регионов. Федеральная экспертная сеть 6.10.2018. URL: http://club-rf.ru/news/49292 (дата обращения: 24.10.2018).

19. Танабаева И. Р. Комментарий как особый жанр в интернет-общении [Электронный ресурс]. Молодой ученый. 2017. №51. С. 207-210. URL: https://moluch.ru/ archive/185/47375/ (дата обращения: 27.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.