Научная статья на тему 'Кейс. Сопрово ждение проекта поддержки общественных инициатив «Городские легенды» в г. Сыктывкаре Республики Коми'

Кейс. Сопрово ждение проекта поддержки общественных инициатив «Городские легенды» в г. Сыктывкаре Республики Коми Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проект / PR-инструменты / бренд / город / project / PR tools / brand / city

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лейман Ирина Игоревна

Статья раскрывает возможности использования PR-инструментов для продвижения проекта поддержки общественных инициатив «Городские легенды» в 2013—2014 годах. Проект был реализован силами муниципального образования городского округа «Сыктывкар», кафедры связей с общественностью и рекламы СГУ им. Питирима Сорокина, общественных деятелей и общественных организаций города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Case. Support of the project of support of public initiatives «Urban legends» in the city of Syktyvkar of the Komi Republic

The article reveals the possibilities of using PR tools to promote the project of supporting public initiatives «Urban Legends» in 2013—2014. The project was implemented by the municipal formation of the urban district «Syktyvkar», the Department of Public Relations and Advertising of Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin, public figures and public organizations of the city.

Текст научной работы на тему «Кейс. Сопрово ждение проекта поддержки общественных инициатив «Городские легенды» в г. Сыктывкаре Республики Коми»

УДК 659.3

И. И. Лейман

1.1. Leyman

КЕЙС. СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ПОДДЕРЖКИ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ «ГОРОДСКИЕ ЛЕГЕНДЫ»

В Г. СЫКТЫВКАРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

CASE. SUPPORT OF THE PROJECT OF SUPPORT OF PUBLIC INITIATIVES «URBAN LEGENDS» IN THE CITY OF SYKTYVKAR OF THE KOMI REPUBLIC

Статья раскрывает возможности использования PR-инструментов для продвижения проекта поддержки общественных инициатив «Городские легенды» в 2013—2014 годах. Проект был реализован силами муниципального образования городского округа «Сыктывкар», кафедры связей с общественностью и рекламы СГУим. Питирима Сорокина, общественных деятелей и общественных организаций города.

Ключевые слова: проект, PR-инструменты, бренд, город.

The article reveals the possibilities of using PR tools to promote the project of supporting public initiatives «Urban Legends» in 2013—2014. The project was implemented by the municipal formation of the urban district «Syktyvkar», the Department of Public Relations and Advertising of Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin, public figures and public organizations of the city.

Kewwords: project, PR tools, brand, city.

Ситуация

Сыктывкар — столица Республики Коми, город с населением около 250 тысяч человек. Основная часть современной городской застройки проходила в 1950—1970-е гг., и потому город в целом имеет довольно типовой облик, за исключением нижней части, где можно увидеть единичные постройки первой половины XX века. В последние годы город активно застраивается и растет, но при этом остаются небольшие участки муниципальной земли, на которых и здание возвести нельзя, и пустырь оставлять не эстетично.

Осенью 2013 года администрацией муниципального образования городского округа «Сыктывкар» был инициирован интересный и, по сути, беспрецедентный по своим масштабам (для данного города) проект. Он был направлен на поддержку общественных инициатив граждан и создание в столице Республики Коми 11 новых объектов городской среды, которые предполагалось обустроить на основе предложений самих граждан. Для того чтобы будущие архитектурные композиции стали своеобразным «брендом» Сыктывкара и вошли в число узнаваемых достопримечательностей, каждая из них должна была воплощать опре-

49

деленную идею, основанную на интересных исторических фактах, местных мифах и легендах, связанных с «городом на Сысоле».

Согласно задумке организаторов, жители города могли предлагать свое видение преобразования избранных территорий, выкладывать идеи на «некую площадку», на которой затем было бы проведено голосование за самые интересные и яркие задумки. Реализованы должны были быть только те творческие проекты, которые получили наибольшую поддержку самих сыктывкарцев [8].

Главной задачей организаторов было вовлечь как можно большее количество людей в творческий процесс разработки предложений по созданию необычных арт-объектов или малых архитектурных форм, которые впоследствии украсят городские улицы [29, с. 2].

Для того чтобы проект получил дополнительный импульс, его презентация в ноябре 2013 года прошла перед самой активной аудиторией — студентами и преподавателями Сыктывкарского государственного университета направлений подготовки «дизайн», «история», «реклама и связи с общественностью». На этой встрече мэр г. Сыктывкара Иван Поздеев и куратор проекта вице-мэр Ирина Сергеева изложили все основные идеи проекта и призвали к активному в нем участию [18; 24; 34; 35]. Тем самым общественности был дан старт для развития GR-коммуникаций в рамках данного проекта.

Цели GR-деятельности

Первоначально даже сами инициаторы проекта не имели четкого представления о том, что это будет за «площадка» для сбора идей горожан, кто ее будет создавать и каким образом она будет функционировать.

Сразу после официального объявления о старте проекта и презентации его основных положений к работе над проектом подключилась кафедра связей с общественностью и рекламы Сыктывкарского государственного университета. Преподаватели кафедры поставили перед собой цель создания удобного формата для сбора общественных инициатив граждан и последующей их передачи представителям администрации МО ГО «Сыктывкар».

Целевые аудитории

Целевыми аудиториями, по сути, были все граждане города Сыктывкара, возраст которых позволил сформулировать и вербализовать идеи для будущих арт-объектов. Причем не исключались и те люди, которые родились или долгое время проживали в городе Сыктывкаре, но в настоящее время находились за его пределами.

В отдельную целевую группу были выделены представители СМИ.

Решения

Наиболее удобной площадкой для сбора общественных инициатив была избрана социальная сеть «ВКонтакте». Для этого в данной социальной сети пре-

50

подавателями кафедры связей с общественностью и рекламы СыктГУ была создана группа под названием «Городские легенды». В профайле было прописано, что это за группа, зачем она нужна и как в ней работать. Одним из обязательных условий работы в группе было уважительное отношение друг к другу и культура общения. В группе было создано 11 тем для обсуждения и 11 фотоальбомов. Каждая тема была закреплена за одной из территорий, на которой предполагалось создать арт-объект (например, тема «Центральная часть города», «Орбита» и т. п.). Аналогичным образом были названы и фотоальбомы. Также в альбомы были добавлены фотографии территорий, на которых предполагалось возвести арт-объекты — чтобы облегчить «идентификацию территории» и сбор идей. Группа была сделана максимально открытой: любой желающий мог добавить свою идею в соответствующую тему или свой визуализированный образ в альбом, развивать высказанную кем-то идею в комментариях, писать на стене группы [30].

Продвижение группы на начальном этапе было предельно простым: массовые приглашения в группу друзей, а также индивидуальные письма-приглашения к участию в обсуждении и модерации группы. Надо сказать, что интерес к проекту оказался довольно высок: за пару-тройку дней численность группы достигла почти сотни человек. Не имея большого практического опыта в сфере онлайн-продвижения, основываясь в большинстве своем на теоретических знаниях, преподаватели кафедры связей с общественностью и рекламы СГУ «на ощупь» определяли пути и возможности развития группы, подбирали фоновый материал, пытались активизировать жителей города. Начали с наработки контента: сами преподаватели высказывали в соответствующих разделах группы различные идеи по благоустройству территорий, порой самые банальные или, наоборот, фантастические. Основная задача была «зацепить» внимание всех интересующихся и вызвать их на дальнейшее обсуждение.

Через несколько дней подобной работы к создателям неофициальной инициативной группы обратились представители МО ГО «Сыктывкар» с предложением сделать данную группу официальной площадкой проекта. Дело в том, что когда представители администрации муниципального образования некоторое время спустя после презентации проекта решили создать ту самую «некую площадку» в социальной сети «ВКонтакте», они обнаружили там уже работающую группу с численностью около сотни человек и с первыми идеями будущих арт-объектов.

В дальнейшем преподаватели и студенты кафедры связей с общественностью и рекламы СыктГУ работали над продвижением проекта совместно с администрацией города Сыктывкара. При содействии администрации города у группы «Городские легенды» в социальной сети появился официальный логотип, «красивый» адрес (http://vk. com/gorodskie. legendi) и в целом расширились возможности продвижения проекта «Городские легенды» через региональные информагентства и собственную еженедельную газету муниципального образования городского округа «Сыктывкар» — «Панорама столицы».

Цель оставалась прежней — привлечь максимальное внимание общественности к проекту и активизировать сбор идей. Сроки были установлены следующие: с декабря 2013 до начала марта 2014 шел сбор идей и предложений; на

51

март 2014 было намечено голосование; с апреля 2014 начинались мероприятия по поиску подрядчиков и реализации задуманных арт-объектов; середина лета — осень 2014 — открытие созданных арт-объектов. Основные усилия по продвижению проекта требовались именно на первом этапе.

Основная работа велась в сети Интернет, в группе «Городские легенды». Параллельно с этим силами преподавателей и студентов кафедры связей с общественностью и рекламы СыкгГУ было реализовано несколько оффлайн-мероприятий, призванных привлечь дополнительное внимание средств массовой информации и жителей города к проекту. Анонс мероприятий и освещение их итогов также проводились в официальной группе проекта в социальной сети «ВКонтакте».

Наиболее яркими оффлайн-мероприятиями стали экскурсия и флешмоб. Студент специальности «история» СыктГУ предложил провести экскурсию по улице Морозова, на одном из участков которой также предполагалось возвести арт-объект. Вся интрига состояла в том, что эта улица, застроенная типовыми многоэтажками и общежитиями, казалось бы, не имела абсолютно никаких интересных исторических или современных объектов. Однако студент-историк смог рассказать о ней нестандартно и интересно. Анонс мероприятия, выложенный в группе «Городские легенды», получился такой: «А знаете, в каком городском здании был фонтан? Какое место горожане называют “Бродвеем”? Где стоит Сыктывкарский “кремль ”? Эти и многие другие факты новейшей истории нашего города вы сможете узнать на экскурсии по ул. Морозова: «От “Титаника до “Бродвея”». Экскурсия была бесплатной. Несмотря на уже суровую, «предзимнюю» погоду, на мероприятие пришло около тридцати участников, включая представителей СМИ. Своими впечатлениями от экскурсии корреспонденты затем поделились на страничках региональных информагентств; кроме того, фотоотчет об экскурсии был сделан и в группе проекта в социальной сети «ВКонтакте» [7; 31; 42].

Флешмоб в поддержку проекта также был идеей студентов — на этот раз подключились студенты направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» СыктГУ. Идея мероприятия состояла в том, чтобы на одной из площадок, отведенной под возведение арт-объекта, участники флешмоба в определенное время должны были замереть в виде скульптур. К сожалению, время проведения флешмоба — это была уже середина декабря — не гарантировало той массовости, которая задумывалась организаторами. Тем не менее около двух десятков волонтеров в назначенный час смогли привлечь внимание прохожих и СМИ своими необычными действиями [4; 20; 33; 41].

Основная работа с городской общественностью велась в группе проекта в социальной сети «ВКонтакте». И здесь на протяжении нескольких месяцев работы была выработана своя методика. Для начала следует отметить, что вопреки стереотипам аудитория проекта не была сплошь «молодежно-студенческой». Много предложений высказывалось людьми возраста 30—40 лет, немалую активность проявляли и пенсионеры. Разнообразен был и социальный состав участников: студенты и школьники, деятели науки и культуры, педагоги, религиозные деятели.

52

Создателям группы было важно, чтобы и сам проект, и непосредственное участие в группе было интересным для всех и не ограничивалось сценарием «высказал идею — самоустранился». Инструментарий для этого на протяжении всего периода работы сложился следующий: игровая составляющая, визуализация истории города, оригинальные современные видеоролики и фотографии Сыктывкара, интересные факты из жизни города в наши дни, опросы.

Игровая составляющая включала интересные вопросы об истории города, старые фотографии из цикла «Кто узнает место?» и т. д. — все они с определенной периодичностью помещались на стене группы. Особый интерес, нужно отметить, вызывали фотографии — члены группы довольно активно принимали участие в их «угадывании», делились своими воспоминаниями, связанными с изображением.

Визуализация истории города — это создание и пополнение альбома старых фотографий Сыктывкара с комментариями к изображению. Альбом пополнялся постепенно: каждые выходные администраторы группы делали очередную подборку старых фотографий в виде онлайн-экскурсии по какому-либо району Сыктывкара. Нужно отметить, что этот альбом пользовался большой популярностью среди пользователей. Более того, затем пользователи сами стали добавлять в него старые фотографии города из своих семейных архивов. Отдельный альбом в группе был создан на базе рисунков и воспоминаний жительницы г. Сыктывкара, раскрывающих особенности быта городской квартиры 1950-х гг. Также в группу выкладывались оцифрованные исторические материалы (книги, статьи), связанные с историей города. К сожалению, объемные тексты особым вниманием членов группы не пользовались, изобразительные материалы воспринимались проще и легче.

Еще одним направлением пополнения контента группы стали современные материалы о Сыктывкаре: вирусное видео (были использованы видеоролики, снятые студентами СыктГУ направлений подготовки «журналистика» и «реклама и связи с общественностью» для участия в городском конкурсе), современные фотографии города, для которых в группе был создан отдельный альбом. Пополнением этого альбома активно занимались сами члены группы: фотографии были очень разные и действительно позволяли взглянуть на, казалось бы, знакомый город совершенно по-новому.

Также в группе «Городские легенды» приводились интересные факты из жизни современного города: выкладывались фотографии необычных арт-объектов в других городах России и зарубежья (делали это как модераторы группы, так и сами пользователи), анонсы предстоящих в Сыктывкаре мероприятий, благотворительных и общественно-полезных акций. Среди членов группы проводились опросы на предмет реализации различных инициатив со стороны муниципальных властей и общественности. Тем самым группа «Городские легенды» на время реализации проекта стала не просто местом сбора идей, а площадкой для общения жителей города, неравнодушных к его прошлому, настоящему и будущему. Уже к концу января 2014 численность группы превысила тысячу человек, что для некоммерческого проекта в небольшом городе довольно высокий пока-

53

затель. Своего максимума численность группы достигла в марте 2014 — в период голосования — и составила 1300 человек.

Помимо работы в сети и проведения мероприятий еще одной формой поддержки проекта было сотрудничество со СМИ. При содействии администрации города Сыктывкара информационным партнером проекта стала радиостанция «Европа+», которая не только «крутила» в эфире рекламные ролики, посвященные проекту «Городские легенды», но и предоставила еженедельный часовой прямой эфир, в рамках которого кураторы и участники проекта общались с ведущим и обсуждали последние новости проекта. В нескольких таких эфирах принимали участие преподаватели и студенты кафедры связей с общественностью и рекламы СыктГУ.

Еженедельное издание администрации городского округа «Сыктывкар» — «Панорама столицы» — также оказывало информационную поддержку проекту. В каждом номере две страницы газеты были посвящены последним новостям проекта, приводились интересные материалы из истории города. Еженедельно публиковали информацию о ходе реализации проекта «Городские легенды» и региональные информагентства.

Отдельно нужно отметить интересный PR-ход, который сделала студентка специальности «связи с общественностью» СыктГУ в рамках работы над проектом. Будучи приглашенной на пресс-конференцию главы Республики Коми В. М. Гайзера в декабре 2013 года, она задала ему вопрос о том, какую идею он бы предложил для проекта «Городские легенды». Ответ главы республики был довольно полным: «Какрядовой житель Сыктывкара, думаю, было бы нелишним посмотреть на реализацию такого проекта. По всему Сыктывкару у нас часы ест ь на улицах только на вокзале, в аэропорту, электронное табло в центре да на пожарной каланче. Это плохо. Вот если был бы реализован проект часов, под которыми можно было бы встречаться влюбленным. И не просто столб, на котором висит «кругляк» с часами, а обыгранный с точки зрения нашей мифологии или еще каким-то образом — часы «Дерево чудес», например. Это было бы, на мой взгляд, как просто горожанина, одной из интересных точек для приятного времяпровождения. Ия такое предложение внесу, а дальше пусть обсуждают» [26]. Естественно, этот ответ был растиражирован всеми региональными информагентствами, что лишний раз привлекло внимание жителей к проекту в период с предновогодней суматохи [25; 26; 27]. Часы впоследствии были установлены на одном из выделенных для проекта участков; арт-объект назвали «Сквер общения», он включал оригинально выполненные скамейки, часы влюбленных, свободную wi-fi-зону [1; 13; 16; 21; 38].

Итогом масштабной коммуникационной работы стало чуть более ста различных предложений по благоустройству 11 городских территорий. К слову, организаторы проекта — представители МО ГО «Сыктывкар» — поначалу были более оптимистичны в прогнозах и ориентировались на цифру, близкую к тысяче. Но на практике оказалось, что вступать в коммуникацию с органами местного самоуправления, выражать свои идеи и отстаивать свои позиции публично были готовы далеко не многие граждане.

54

Сложности в реализации проекта

В ходе продвижения проекта и выстраивания коммуникаций между гражданами и органами местного самоуправления периодически возникали различные сложности. В частности, некоторыми гражданами высказывались критические замечания из разряда «сначала отремонтируйте дороги и дома, а потом уже ставьте памятники». Кто-то обижался, что его предложение не было поддержано или принято. Кто-то критиковал позицию администрации города: мол, не следовало привлекать общественность к этому делу, они не профессионалы, все только испортят (такого рода позиции выражали некоторые представители сообщества архитекторов). Возникали конфронтации и на этапе голосования: когда одни авторы идей обвиняли других в нечестной конкуренции. Каждый конкретный случай требовал особого подхода, личного общения, сглаживания острых углов. Но в целом людей, поддержавших проект, интересовавшихся его ходом, было гораздо больше. Они высказывали идеи, комментировали фотографии, добавляли собственные материалы, ставили «лайки», делали репосты и просто говорили «спасибо» модераторам, которых даже не знали лично.

Результаты

Все идеи, высказанные горожанами в рамках проекта «Городские легенды», были заботливо собраны, отсортированы и оформлены студентами-волонтера-ми, обучающимися по направлению подготовки «реклама и связи с общественностью» СыктГУ. Параллельно сбор предложений шел и в «оффлайне» — в специальных ящиках, расположенных в крупных торговых точках города (но, надо сказать, подобным образом материалов было собрано крайне мало). Далее весь спектр идей был представлен специально созданному в рамках проекта экспертному совету, в состав которого вошли известные историки, ученые, архитекторы и общественные деятели города. Для каждой территории экспертный совет с учетом предпочтений самих горожан определил 2—3 идеи, которые затем были вынесены на финальное голосование на портале «Йополис» [28]. Голосование было сделано максимально прозрачным и открытым. Каждый зарегистрировавшийся на портале «Йополис» мог проголосовать только один раз за любой понравившийся ему проект на каждой из 11 территорий. Кроме того, для голосования использовались и ящики, установленные в крупных торговых точках города (бланки для голосования были напечатаны в газете «Панорама столицы», которая распространяется среди населения города бесплатно).

Итоги голосования оказались следующие. Жители нескольких территорий проголосовали за возведение детских площадок, каждая из которых должна была быть оформлена в особом стиле, связанном с особенностями территории и ее историей. Также в числе победителей были проект воспитанников Школы искусств Сыктывкара «Символы детского творчества и дерево талантов»; сапоги первопроходцев — строителей Эжвы; купеческий сундук; скверик «Сыктывкар на Анбур» (памятник древней коми азбуке); входная группа «Бульвар семьи и мира» и уже упомянутый выше Сквер влюбленных [2; 3; 5; 6; 9; 10; 12; 14; 15; 16;

55

19; 23; 32; 36; 37; 39; 40]. Все объекты были торжественно открыты в течение июля-октября 2014 года. В конце ноября 2014 года администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар» подвела итоги проекта и пригласила всех его участников на торжественный вечер.

А что же с легендами? Они стали жить своей собственной жизнью. И сейчас, если вы будете проездом в Сыктывкаре, вам наверняка посоветуют примерить сапоги первопроходцев — и тогда любое ваше начинание будет успешным, или же бросить монетку в купеческий сундук — на удачу в коммерческих делах, или пройти со своей второй половинкой через арку на бульваре семьи и мира — чтобы ваша семья была крепкой и счастливой. Кстати, все средства, которые будут накапливаться в купеческом сундуке, ежегодно будут торжественно изыматься и отправляться на благотворительные цели — в лучших традициях меценатства, которыми славились известные усть-сысольские (Усть-Сысольск — так раньше назывался Сыктывкар) купцы. Проекты стали по-настоящему народными, и, наверное, это лучший показатель их успешности.

Более того, «легендарный» импульс оказался настолько силен, что в городе за 2014 год появились и другие интересные арт-объекты, инициаторами установки которых были различные коммерческие и общественные структуры; среди них «Подкова на счастье» возле одного из ювелирных магазинов, памятник электромонтеру (инициатор — «Комиэнерго»), скульптура трубочиста на новом многоэтажном доме, маленькая свободная библиотека и др.

Еще одним итогом проекта «Городские легенды» было открытие в сентябре 2014 года группы «Администрация Сыктывкара» в социальной сети «ВКонтакте» (до этого времени администрация города имела только официальный сайт). Вероятнее всего, этот шаг был сделан под влиянием проекта «Городские легенды», в рамках которого диалог с общественностью показал свою важность, необходимость и эффективность.

* *

*

1. «Сквер общения» открылся в Сыктывкаре в рамках акции «Городские легенды». 12.10.2014. // ТАСС. Информационное агентство России. URL: http://itar-tass.com/spb-news/1494012

2. В Мичуринском парке столицы Коми появилось «Дерево талантов». 23.07.2014

// Комиинформ: Информационное агентство. URL: http://www.komiinform.ru/

news/114261/

3. В Мичуринском парке Сыктывкара выросло «Дерево талантов». 23.07.2014. // БНК: Информационное агентство. URL: http://www.bnkomi.ru/data/news/30319/

4. В столице Коми сыктывкарцы «замерли в скульптурах». 14.12.2013. // Комиинформ: Информационное агентство. URL: http://www.komiinform.ru/news/107182/

5. В столице Коми торжественно открыли сундук купца Суханова. 25.08.2014.

// Комиинформ: Информационное агентство. URL: http://www.komiinform.ru/

news/115255/;

6. В Сыктывкаре в рамках проекта «Городские легенды» появились два новых арт-объекта. 01.10.2014 // Комиинформ: Информационное агентство. URL: http://www. komiinform.ru/news/116436/;

56

7. В Сыктывкаре есть свой «Кремль», «Бродвей» и «Титаник». 25.11.2013 // КомиОнлайн: Информационный портал. URL: http://komionline.ru/news/43725;

8. В Сыктывкаре запускается проект «Городские легенды». 27.09.2013 // КомиОнлайн: Информационный портал. URL: http://komionline.ru/news/42796

9. В Сыктывкаре на Покровском бульваре открыли входную группу. 03.09.2014 // КомиОнлайн: Информационный портал. URL: http://komionline.ru/news/47638;

10. В Сыктывкаре началось благоустройство Покровского бульвара. 03.09.2014 // БНК: Информационное агентство. URL: http://www.bnkomi.ru/data/news/31496/;

11. В Сыктывкаре открыли «Бульвар семьи и мира» 03.09.2014 // Комиинформ: Информационное агентство. URL: http://www.komiinform.ru/news/115575/

12. В Сыктывкаре открыли «медвежий угол» и светящуюся конструкцию. 01.10.2014 // КомиОнлайн: Информационный портал. URL: http://komionline.ru/news/48060

13. В Сыктывкаре открыли сквер для влюбленных. 08.10.2014 // Комиинформ: Информационное агентство. URL: http://www.komiinform.ru/news/116629/

14. В Сыктывкаре посадили «Дерево талантов». 23.07.2014 // Твоя параллель: Молодежный портал. URL: http://tvoyaparallel.ru/news/kray/v-syktyvkare-posadili-derevo-talantov.htm;

15. В Сыктывкаре появился купеческий сундук для благотворительности. 25.08.2014 // КомиОнлайн: Информационный портал. URL: http://komionline.ru/news/47509

16. В Сыктывкаре появился сквер для влюбленных. 08.10.2014 // БНК: Информационное агентство. URL: http://www.bnkomi.ru/data/news/32448/

17. В Сыктывкаре появится гигантский сундук-копилка. 20.08.2014 // Весь финно-угорский мир FINNOUGR.RU. URL: http://finnougr.ru/news/index.php7ELEMENT_ ID=12085

18. В Сыктывкаре презентовали «Городские легенды». 07.11.2013 // БНК: Информационное агентство. URL: http://www.bnkomi.ru/data/news/23017/

19. В Сыктывкаре торжественно открыли купеческий сундук. 25.08.2014 // БНК: Информационное агентство. URL: http://www.bnkomi.ru/data/news/31209/

20. В Сыктывкаре устроят флешмоб в поддержку городских легенд. 12.12.2013

// Комиинформ: Информационное агентство. URL: http://www.komiinform.ru/

news/107111/

21. В сыктывкарском Давпоне появился сквер Гайзера. 09.10.2014 // Твоя параллель: Молодежный портал. URL: http://tvoyaparallel.ru/news/gorod/v-syiktyivkarskom-davpone-poyavilsya-skver-gayzera.htm

22. В сыктывкарском микрорайоне Давпон появился сквер общения 12.10.2014

// Сыктывкар Today. URL: http: // sykt24.ru/syuzbety- i- proekty/davpontsy- stanut-

obshhitelnee/

23. В Эжве установили памятник сапогам. 07.08.2014 // КомиОнлайн: Информационный портал. URL: http://komionline.ru/news/47269

24. Выслушав про «Городские легенды», студенты СыктГУ сразу же предложили свои идеи. 08.11.2013 // КомиОнлайн: Информационный портал. URL: http:// komionline.ru/news/43457

25. Вячеслав Гайзер предложил установить в Сыктывкаре часы для влюбленных.

26.12.2013 // Комиинформ: Информационное агентство. URL: http://www.komiinform. ru/news/107600/

57

26. Глава Коми предложил создать в Сыктывкаре городскую легенду для влюбленных. 26.12.2013 // БНК: Информационное агентство. URL: http://www.bnkomi.ru/data/ news/24892/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Глава Коми предложил установить в Сыктывкаре часы, под которыми бы встречались влюбленные. 26.12.2013 // КомиОнлайн: Информационный портал. URL: http:// komionline.ru/news/44310

28. Городские легенды // Йополис. URL: http://yopolis.ru/legendi

29. Городские легенды. Проект поддержки общественных инициатив. Сыктывкар, 2014.

30. Городские легенды. Сыктывкар. URL: https://vk.com/gorodskie.legendi

31. Городские легенды: «В здании кожно-венерологического диспансера был фонтан» 25.11.2013 // БНК: Информационное агентство. URL: http://www.bnkomi.ru/data/ news/23978/

32. Древо талантов «выросло» в столице Коми. 25.07.2014 // Красное знамя Севера. URL: http://www.kzsrk.ru/news/5073/

33. Из блогов: «Раз, два, три — городская фигура замри!» 12.12.2013 // БНК: Информационное агентство. URL: http://www.bnkomi.ru/data/news/24492/

34. К «Городским легендам» приобщили студентов факультета искусств. 08.11.2013 // БНК: Информационное агентство. URL: http://www.bnkomi.ru/data/news/23652/

35. Мэрия Сыктывкара привлекает студентов к проекту «Городские легенды».

08.11.2013 // Комиинформ: Информационное агентство. URL: http://www.komiinform. ru/news/106049/

36. На этой неделе в Эжве откроют памятник сапогам. 04.08.2014 // БНК: Информационное агентство. URL: http://www.bnkomi.ru/data/news/30617/

37. Памятник древней коми азбуке открыли в Сыктывкаре в рамках проекта «Городские легенды». 02.10.2014 // Республика. URL: http://www.gazeta-respublika.ru/ article.php/72207

38. Пообщаемся: в Сыктывкаре открыли последний объект «Городских легенд»

08.10.2014 // КомиОнлайн: Информационный портал. URL: http://komionline.ru/ news/48168

39. Сыктывкарский сундучок влетел в копеечку. 25.08.2014 // Красное знамя. URL: http://komikz.ru/news/society/?id= 13772

40. Сыктывкарцев познакомят с древнепермской азбукой «Анбур». 01.10.2014 // БНК: Информационное агентство. URL: http://www.bnkomi.ru/data/news/32269/

41. Сыктывкарцы замерли в месте будущей установки новой скульптуры. 15.12.2013 // КомиОнлайн: Информационный портал. URL: http://komionline.ru/news/44101

42. Университетский студент начал проводить бесплатные экскурсии по сыктывкарской улице Морозова. 24.11.2013 // БНК: Информационное агентство. URL: http:// www.bnkomi.ru/data/news/23967/

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.