Научная статья на тему 'Использование визуальных средств коммуникации в продвижении бренда территории (на примере Республики Коми)'

Использование визуальных средств коммуникации в продвижении бренда территории (на примере Республики Коми) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
462
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНД ТЕРРИТОРИИ / РЕСПУБЛИКА КОМИ / ПРОДВИЖЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Казакова Карина Ацамазовна, Горунович Алексей Николаевич

В работе рассмотрен вопрос о проблеме разработки и способах продвижения бренда Республики Коми, а также представлен опыт кафедры связей с общественностью и рекламы СГУ им. Питирима Сорокина по продвижению территориального бренда Республики Коми при помощи визуальных средств. Существующий бренд Коми Республики сосредоточен на экологичности и не включает такие аспекты, как традиционную культуру коми народа, его историю, существующие природные объекты и достижения, что указывает на определённую дискуссионность вопроса его окончательной разработки.Продвижение бренда Коми осуществляется различными визуальными средствами, имеющими цель отражения специфики бренда и территории в целом. Среди таких средств отметим не только печатную продукцию и инфографику, но и изделия из природных объектов (материалов глина, береста и т. д.), предметы традиционной культуры (национальные костюмы, предметы быта), фотографии о местных достопримечательностях, телепередачи, документальные фильмы. Главная назначение визуализации закрепить в сознании аудитории наиболее характерные и яркие черты, связанные с регионом Коми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Казакова Карина Ацамазовна, Горунович Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование визуальных средств коммуникации в продвижении бренда территории (на примере Республики Коми)»

КОММУНИКАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

УДК 659.13

К. А. Казакова

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, республика Коми

А. Н. Горунович Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, республика Коми

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ В ПРОДВИЖЕНИИ БРЕНДА ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)

В работе рассмотрен вопрос о проблеме разработки и способах продвижения бренда Республики Коми, а также представлен опыт кафедры связей с общественностью и рекламы СГУ им. Питирима Сорокина по продвижению территориального бренда Республики Коми при помощи визуальных средств.

Существующий бренд Коми Республики сосредоточен на экологичности и не включает такие аспекты, как традиционную культуру коми народа, его историю, существующие природные объекты и достижения, что указывает на определённую дискуссионность вопроса его окончательной разработки.

Продвижение бренда Коми осуществляется различными визуальными средствами, имеющими цель отражения специфики бренда и территории в целом. Среди таких средств отметим не только печатную продукцию и инфографику, но и изделия из природных объектов (материалов - глина, береста и т. д.), предметы традиционной культуры (национальные костюмы, предметы быта), фотографии о местных достопримечательностях, телепередачи, документальные фильмы. Главная назначение визуализации - закрепить в сознании аудитории наиболее характерные и яркие черты, связанные с регионом Коми.

Ключевые слова: бренд территории, Республика Коми, продвижение, коммуникация, визуализация.

Брендинг территории является сегодня достаточно актуальным направлением деятельности. Успешно разработанный бренд позволяет сделать территорию позитивно известной и привлекательной для различных категорий населения: местные жители не уезжают, а остаются и вносят свой вклад в ее развитие, приезжают на учебу студенты из других городов, туристы стремятся посетить привлекательные места, регион становится инвестиционно привлекательным для бизнеса. Таким образом, бренд является одной из составляющих, способствующих росту конкурентоспособности, известности той или иной территории, формированию по отношению к ней позитивного отношения со стороны общественности и власти. Это, в свою очередь, создает дополнительные условия для развития региона. При этом надо учитывать, что бренд не создается произвольно. Он должен, как минимум, отражать специфику региона, вызывать определенные ассоциации с данной территорией. В связи с этим следует отметить, что создание бренда территории - достаточно непростой процесс, сопровождающийся длительными дискуссиями.

Республика Коми (РК) расположена к западу от Уральских гор (на крайнем северо-востоке России) и входит в состав Северо-Западного федерального округа. Её площадь составляет 416 тыс. кв. км. (2,4 % площади России) [9]. Соседями Коми республики являются: Ненецкий АО - север, северо-восток; Ямало-Ненецкий АО - северо-восток, восток; Ханты-Мансийский АО -юго-восток, юг. Также соседями на юге являются Свердловская область и Пермский край; на юге, юго-западе и западе она граничит с Кировской областью, а на северо-западе - с Архангельской [20]. Столицей является город Сыктывкар.

Республика Коми весьма богата природными ресурсами и занимает одно из лидирующих мест в России по их запасам: залежи нефти, угля, природного газа, солей, руд цветных и редких металлов; запасы минеральных вод и строительных материалов [19].

Следует отметить леса - они занимают более 70 % территории и являются одним из главных достояний Коми. По запасам лесных ресурсов среди остальных субъектов РФ республика занимает четвертое место, уступая Красноярскому, Хабаровскому краям и Иркутской области [13].

Также Республика богата озерами, каждое из которых отличается живописными местами, а некоторые - практически нетронутыми ландшафтами. Таких озер на территории РК более 78 тысяч [18].

Благодаря своим нетронутым и к тому же охраняемым лесам, которые вырабатывают кислород для всей Европы, чистейшим водоемам, наша республика является местом для полноценного отдыха и признана жемчужиной экологического туризма [21]. Помимо экологического туризма, наш регион может привлечь и любителей активного туризма, а именно - лыжного, пешего, водного. Не можем оставить без внимания и этнографический туризм (особенно в зимнее время). В холодный сезон территорию посещают любители краеведения и все желающие познакомиться с бытом оленеводов.

В связи с этим в ходе долгих обсуждений, многочисленных конференций, посвященных развитию внутреннего и въездного туризма, было принято решение о позиционировании РК как территории экологического туризма (был выбран бренд - «Эко Республика Коми») [3].

В ходе разработки бренда был предложен и в дальнейшем утвержден логотип бренда и в целом Республики (см. рис. 1). Он представляет собой фигуру с расплывчатыми границами, в которые «вписаны» рыба и птица. Основные цвета - зеленый, голубой и белый - символизируют чистоту природы, огромное количество лесов и водоемов, расположенных на территории республики.

эко республика

Рис. 1. Логотип бренда «Эко Республика Коми»

По словам генерального секретаря Всемирной туристской организации Талеба Рифаи, экоту-ризм на сегодняшний день является одной из наиболее перспективных и активно развивающихся отраслей туризма [1]. Тем самым, выбрав для себя такой бренд, Республика попала в международный тренд.

Но здесь необходимо отметить несколько моментов.

Во-первых, экологическая направленность бренда Республики Коми является, на наш взгляд, дискуссионным вопросом, поскольку отражает лишь одну характерную особенность региона -экологию. Но, помимо этого, есть еще традиционная культура коми народа, его история, природные объекты, современные достижения.

Во-вторых, необходимо не просто разработать бренд, но и обеспечить его продвижение. Бренд начнет «работать» только тогда, когда станет известным далеко за пределами региона. Одним из способов такого продвижения являются визуальные средства коммуникации, которые позволяют передавать информацию «посредством визуального языка (изображений, знаков, образов, типо-графики и т. д.)» [2]. Логотип «Эко республика» является одним из примеров такой визуальной коммуникации.

Одним из направлений деятельности, позволяющим региону заявить о себе и использовать при этом визуализацию для продвижения своего бренда, является участие в еуеШ>мероприятиях. Одним из таких мероприятий стала международная туристическая выставка «Интурмаркет» [16], которая проводится при поддержке Министерства культуры РФ и Федерального агентства по ту-

ризму. Выставка является отличной возможностью устанавливать деловые контакты между российскими и зарубежными участниками, основной площадкой для бизнес-коммуникаций в сфере туризма. Так, например, на выставке 2014 года Республика была представлена стендом и тур-продуктами, которые поддерживают ее ранее выбранное позиционирование - «Эко республика Коми» (см. рис. 2). А на «Интурмаркет-2017» выставочный стенд нашей республики презентовал деятельность Финно-угорского этнопарка, существующие и новые туристические программы, а также прошла дегустация местной продукции [17]. Таким образом, средствами визуальной коммуникации на данных мероприятиях явились соответствующим образом оформленные стенды и печатная продукция.

Рис. 2. Стенд РК на «Интурмаркет-2014»

Отметим еще одно важное мероприятие 2017 года, в котором Республика приняла активное участие - выставка «Российский сувенир» в Париже в стенах Российского духовно-культурного православного центра на набережной Бранли. Выставка проводилась в рамках перекрестного Года культурного туризма России и Франции 2016-2017 и была призвана продемонстрировать культурное многообразие и колорит регионов России [8]. Наряду с нашим регионом участие также приняли Республики Башкортостан, Дагестан, Карелия, Хакасия, Чувашская Республика и Астраханская, Липецкая, Тульская области.

Нашей делегацией были представлены традиционные берестяные туеса, изделия из натуральной кожи, капа и сувеля, художественная керамика и литье, текстиль и народная кукла, представлены уникальные изделия, выполненные из корня сосны (см. рис. 3) [7].

Рис. 3. Экспозиция Республики Коми на выставке «Российский сувенир»

Также парижанам выдалась возможность познакомиться с праздником «Усть-Цилемская горка» благодаря представленной делегацией фотовыставке (см. рис. 4). Кроме того живым экспонатом стал ансамбль народной песни «Северная околица», участники которого были наряжены в

Рис. 4. Эскпозиция «Усть-Цилемская горка» на выставке в Париже

Не осталась без внимания и природа региона. Отдельный стенд посвятили природным достопримечательностям нашей республики и туристическим маршрутам в национальный парк «Югыд ва» и Печоро-Илычский заповедник [23].

Результат выставки - огромный интерес, вызванный у парижан к республике, и заявление руководителя Ассоциации «Франко-Русский мир» Надежды Фуасси о том, что в этом году группа туристов из Франции намерена посетить «Усть-Цилемскую горку».

Данные экспонаты выставки не имеют прямого отношения к бренду «Эко республика», но при этом хорошо отражают национально-культурную специфику Республики Коми. А значит, для кого-то, кто увидел эту экспозицию, Республика Коми может запомниться с иной позиции, нежели только экологически чистый регион. Т. е. здесь уже проявилась дискуссионность бренда «Эко республика». К тому же стоит отметить, что эти берестяные туеса, изделия из кожи, керамика, народная кукла, усть-цилемские костюмы, фотографии также явились своего рода визуальными средствами коммуникации, представившими Республику Коми по-своему оригинально.

Еще один инструмент продвижения бренда республики - этнофестиваль «Люди леса». Фестиваль представляет собой комплекс мероприятий, которые помогают жителям республики почувствовать причастность к своим этническим корням [24]. Например, в 2016 году к таким мероприятиям относились:

• Фотосессии с оленями и хаски;

• Традиционные охотничьи забавы;

• Дегустации национальных коми блюд и напитков;

• Необычные флеш-мобы и игры;

• Творческие и кулинарные мастер-классы;

• Презентации и выступления от творческих коллективов;

• Фестиваль гостевых домов;

• Ярмарка эко- и этносувениров.

Программа этнофестиваля построена по принципу интерактивности, что помогает вовлечь разные группы населения в процесс мероприятий. Представленные на фестивале предметы не только были связаны с традиционной коми культурой, но и олицетворяли собой экологическую чистоту региона, что достаточно тесно можно связать с брендом «Эко республика».

Помимо названных выше PR-инструментов, следует отметить еще один не менее важный -проект «Отдыхаем в Коми!», запущенный Министерством культуры, туризма и архивного дела Республики Коми в год 95-летия Республики. Основная цель - продвижение въездного и внутреннего туризма. По словам экс-министра культуры, туризма и архивного дела РК Анастасии Про-кудиной, у жителей нашего региона есть желание отдыхать в Коми, изучать родную республику

и открывать ее с новых сторон; и данный проект этому поможет, благодаря впечатлениям и отзывам самих жителей республики, уже посетивших какой-либо ранее неизведанный ее уголок [6].

Проект состоит из нескольких мероприятий. Рассмотрим их подробнее.

• Туристическая экспедиция «Кедры. Лоси. Гришестав», разработанная автоклубом «Подорожник». Мероприятие представляло собой четырехдневную поездку (11-15 августа 2016 года) для всех желающих на личных автомобилях. В рамках экспедиции туристам выдалась возможность побывать на лосеферме, увидеть кедровые леса, познакомиться с историей д. Гришестав, сплавиться по реке и посетить заброшенный лагерь в д. Русаново [11].

• Следующая часть проекта - видео-передачи на телеканале «Юрган». Телезрителям предлагается наблюдать за корреспондентами телеканала, которые в ходе путешествий по Республике посещают ее культурные, природные объекты, гостиницы и гостевые дома; пробуют национальные блюда; покупают сувениры; и, конечно же, делятся своими впечатлениями [5].

• Еще одно крупное мероприятие в рамках проекта - туристическая выставка-ярмарка под тем же названием «Отдыхаем в Коми!», состоявшая 25-26 ноября 2016 года в ТРЦ «Парма» г. Сыктывкара. Как отметил министр культуры, туризма и архивного дела РК (на тот момент - и. о. министра) Сергей Емельянов, жители нашей республики не всегда знают, к кому они могут обратиться за услугами в сфере туризма. Выставка стала отличной возможностью для туроператоров и турагентов, субъектов предпринимательской деятельности наглядно продемонстрировать свои основные предложения в сфере туризма, а для посетителей - изучить весь спектр предложений по отдыху в Республике [12].

В рамках выставки также были запланированы и проведены следующие мероприятия:

• Киноплощадка «Синема-тур». В течение дня (25 ноября 2016 года) для жителей и гостей г. Сыктывкара был организован бесплатный просмотр документальных фильмов и видеороликов, демонстрирующих туризм в РК. Кинопоказы разделились на шесть тематических блоков: «Поедем, поедим!», «Отдыхаем в Коми с телеканалом «Юрган», «Моя кинолетопись», «Умеем отдыхать», «Видеопутешествие по Финноугории» и «Сердце Урала» [22].

• Круглые столы, на которых обсуждались вопросы развития арктического, водного, экологического, социального туризма.

• Гастрономические мастер-классы и мастер-классы по созданию оригинальных сувениров.

• А также подведение итогов конкурса «Лучший проект в сфере внутреннего и въездного туризма в Республике Коми». Конкурс стартовал 7 октября 2016 года и был направлен на выявление, а дальнейшем и поощрении всех тех, кто развивает туризм в Республике. В рамках конкурса участникам были предложны 8 номинаций: «Лучший туристский продукт Республики Коми», «Лучшая экскурсионная программа по территории Республики Коми», «Лучший в сфере гостеприимства», «Лучший этнографический тур», «Лучший проект по развитию экологического туризма», «Лучший культурно-познавательный туристский продукт, реализуемый на основе музейного комплекса», «За развитие социального предпринимательства в сфере туризма» и «Лучший медиа-проект, направленный на продвижение внутреннего и въездного туризма в Республике Коми» [4].

Несмотря на то что в рамках данных мероприятий продвигался не конкретный визуализированный бренд региона, а его возможности для туристической деятельности, тем не менее, у потенциальной и целевой аудитории формировалось представление о Республике Коми как гостеприимном, интересном, экологически чистом регионе, что должно привлечь потенциальных туристов. Средствами визуализации же здесь явились телепередачи, кинопоказы, выставки с соответствующей печатной продукцией, которые позволили взглянуть на Республику с разных сторон и сформировать достаточно полное представление о ней.

При запуске проекта «Отдыхаем в Коми!» была также создана одноименная группа в социальной сети «ВКонтакте» [14], в которой и на сегодняшний день выкладываются фото с республиканских мероприятий, делаются репосты из других групп Республики относительно прошедших или намечающихся мероприятий. Так же группа создана для публикации видео и фотографий, которые можно выложить в сеть с рассказом и хештегом ОтдыхаемВКоми (#ОтдыхаемВКоми) или отправить в группу.

Поскольку группа является одним из инструментов продвижения туризма, ее нужно и дальше «раскручивать», то есть поддерживать к ней интерес у уже имеющихся подписчиков и привле-

кать новых. Например, если раньше достаточно было иметь сайт своей фирмы и / или группу в социальной сети, то сегодня уже никого этим не удивишь. Поэтому, нужно постоянно поддерживать интерес аудитории к группе, сайту, вызывая желание их посещать. Для этого применяются различные ходы: например, приз тысячному подписчику (пока группа еще только начинает свою работу); подарок за репост какой-либо записи (победителя определяет специальная программа - генератор случайных чисел); подарок за определенное число приглашенных друзей; и тому подобное. К числу таких инструментов относятся и фотоконкурсы, основная площадка для которых, соответственно, социальные сети, в нашем случае - «ВКонтакте».

Фотоконкурс для его участников - это возможность добавить свою фотографию, поделиться и наглядно продемонстрировать широкой аудитории тем, что тебе нравится, что ты считаешь интересным, возможность посоревноваться, и самое главное - получить за это приз.

Для организатора же фотоконкурс - отличный ход, чтобы привлечь внимание к себе, своей фирме, определенному товару, страничке в Интернете широкого круга людей. Нужно отметить, что метод этот является достаточно действенным и эффективным и, при этом, не таким затратным (по сравнению, с другими PR-мероприятиями).

Студенты кафедры связей с общественностью и рекламы (СОиР) СГУ имени Питирима Сорокина в своей исследовательской деятельности также обращаются к теме брендинга территории (Республики Коми) и вопросам продвижения бренда.

Например, одним из проектов студентки кафедры связей с общественностью и рекламы Марии Опариной стал фотоконкурс «Открываем в Коми!». Площадка - группа «Отдыхаем в Коми!».

По задумке, конкурс будет осуществляться в два этапа - летний (1 июня 2018 г. - 31 августа 2018 г.) и зимний (1 декабря 2018 г. - 28 февраля 2019 г.).

Перед началом первого этапа в группе будет создан альбом под соответствующим названием «I этап фотоконкурса «Открываем Коми!» (см. рис. 5), куда участники, начиная с 1 июня 2018 г., смогут загружать свои фотографии до окончания данного этапа. То же самое и со вторым этапом.

Отдыхаем 8 Коми1 > все фотографии > I этап фотоконкурс а «Открыв ..

I лап фотоконкурса «Открываем Коми!»

Рис. 5. Фотоальбом для первого этапа конкурса

Условия и требования к фотографиям:

• Загружаемые участниками фотографии должны отражать природное, культурное, архитектурное богатство нашей республики.

• На фотографии должен обязательно присутствовать участник конкурса (автор фото или его родственники, друзья).

Фото должно быть подкреплено небольшим рассказом, историей, легендой о фотографируемом объекте, событии. То есть, сфотографироваться можно на природе, возле памятников и различных архитектурных сооружений, на каком-либо празднике, народном гулянии, и так далее. Главное, чтобы фото и рассказ подчеркнули уникальность и ценность представляемого объекта для всей республики, определенного населенного пункта или даже отдельной семьи.

Таким образом, нажав на любое фото из альбома (открыв его), посетители группы, другие участники конкурса, члены жюри должны увидеть фотографию, имя автора (участника) и небольшой рассказ (см. рис. 6).

Н|фого: ыоя&ч» ГЧ»ре«С»*т* Г)|>ДИИИУ{!>-ЦШИИ01 ■ )!«

НС*нн*.Л*ТрЦйй овСАДМыД

гонгуЖХгМннщйст^туП РеспубликА-клсо прылпл«*- Кирил л со лрлшнкк» проивжмлог личного Лр#ДСТМЛ»МйЛ И №N№>«4 ПММ+ЙМД "ЧДГИ "

От'дмвисга »МНМЛННЯ исцжиьм?

ть-ЦиАМЧний н^ролнъ^ 'Осго**,«1Сто«ылА

1«) ргбЬч", ЦЩр^ОТ^у^^ ффТрЦ Н]

ойли, и <Л*и1#.»о«а

пояс*. Сапопой^Фордсаучкн - к« -

«ивбнИПйМЫ кк С^ЛрнннСмПфчн.

и С ай> • Г и* "

Рис. 6. Пример оформления фотографии для участников конкурса

Дополнительные условия:

• От каждого участника принимается только одна фотография.

• Страница, с которой выкладывается фотография, должна быть настоящей (не фейк) для поддержания связи в случае необходимости.

• На фото не должно быть добавленных записей, рамок и тому подобного.

• Не допускается применение различных фильтров, компьютерной графики.

• Смазанные, нечеткие фотографии приняты не будут.

Теперь, когда суть конкурса и основные требования ясны, сформулируем его цель, которая заключается в развитии внутреннего туризма за счет демонстрации природного и культурного богатства, неповторимости и красоты всех уголков Республики Коми в разное время года и в продвижении тем самым позитивного имиджа, бренда Республики не только среди жителей региона, но и за ее пределами, поскольку интернет позволяет широко распространять информацию. В данном случае идея бренда Республики опять вращается вокруг темы экологической чистоты региона и его традиционной культуры. Средством визуализации идеи бренда явились здесь фотографии.

Поскольку одно из условий участия - подкрепление фотографии небольшим рассказом, то можно отметить и второстепенную цель конкурса - развитие культурного сознания людей. Мало сделать фотографию, нужно еще и объяснить, почему запечатленные объект или событие являются богатством Республики, как отражена уникальность региона. Для этого необходимо будет обратиться к истории. Возможно, кому-то в этом поможет Интернет, кто-то пойдет в музей или отдел краеведения, а кто-то будет спрашивать долгожителей своего населенного пункта. Таким образом, все участники конкурса, посетители группы и в том числе жюри узнают о своем регионе что-то новое (отсюда и название конкурса).

Часто победителей подобных фотоконкурсов в социальных сетях выбирают по количеству отметок «Мне нравится» («лайков»). На наш взгляд, данный метод не является эффективным, поскольку участники просят голосовать за себя своих родственников, друзей, знакомых, вследствие чего зачастую «побеждает» участник, которому удалось привлечь «на свою сторону» большее количество людей. Поэтому определять победителя данного фотоконкурса будет жюри. Его возможный состав:

• Представитель «Отдела координации туристской деятельности» Министерства культуры туризма и архивного дела. Поскольку Министерство выступает организатором конкурса, целесообразно будет учесть мнение его представителя. К тому же, он сможет оценить, насколько данная фотография отражает сущность региона, как туристской дестинации, насколько она привлекательна для потенциальных туристов.

• Деятель культуры или представитель «Отдела библиотечного, музейного, архивного дела». Специалист данной области поможет установить, оценить грамотность, точность и правдивость историй, подкрепляющих фотографии участников.

• Профессиональный фотограф. Правильно выбранный ракурс, вовремя пойманный камерой момент - все это немаловажно в подобных конкурсах. Оценить это поможет взгляд и мнения профессионала, эксперта в области фотографий.

На наш взгляд, обсуждая, приводя свои аргументы в пользу понравившихся работ, такая комиссия сможет более справедливо выбрать победителей, число которых в каждом из этапов - 3.

Победители не будут распределяться по местам (I, II, III). В зависимости от того, насколько разнообразны будут фотографии, возможно, их разделят на группы (например, природа, памятники архитектуры, праздники), тогда в каждой номинации будет по одному победителю; возможно, победителей выберут по одному в каждом летнем (а затем зимнем) месяце, - это на усмотрение жюри.

Поскольку еще неизвестно, насколько конкурс окажется популярным, сколько фотографий будет прислано, и, соответственно, сколько работы предстоит членам оценочной комиссии, точной даты определения победителей нет. Ее огласят после окончания каждого из этапов.

В качестве приза победителям будет предложена экскурсионная поездка в этнопарк села Ыб, а также фотосессия на территории этнопарка. Организацию поездки на себя полностью берет инициатор конкурса, то есть - Министерство. Дата экскурсии также будет определена после окончания каждого из этапов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ещё один проект, посвящённый территориальному брендингу, был представлен студенткой кафедры связей с общественностью и рекламы Марией Бобрецовой на региональном конкурсе PR-проектов «День карьеры». Цель проекта - создание бренда Усть-Цилемского района и села Усть-Цильма в частности (район расположен в северо-западной части Республики Коми) для привлечения туристов.

На территории Усть-Цилемского района есть множество памятников истории и культуры. В самом селе около двадцати мест хранят память о людях и событиях, повлиявших на развитие края. Они являются живыми очевидцами прошлого и помогают воссоздавать обстановку конкретного исторического периода. Район часто посещают туристы и, увидев памятник или историческое здание, хотят узнать о них больше, но не могут сделать это сразу, потому что рядом с памятником нет никаких информационных табличек или стендов, а иногда даже их названия. В виду этого поиск информации об объекте становится весьма затрудненным.

Автор проекта разработала специальные мероприятия для прессы и гостей Усть-Цильмы.

Мероприятие 1. Презентация «Информационной таблички» на примере памятника - Памятный знак «Тракт на Архангельск». Этот знак изготовил скульптор Пылаев в 1985 году. Он призван хранить память о тракте из Архангельска в Усть-Цильму, строительство которого было завершено в конце девятнадцатого столетия. Эта дорога являлась единственной связью с большим миром. По ней ходили обозы с различными товарами и продуктами. Кроме того, по тракту нередко гнали политссыльных, которые умирали прямо в пути. С тех пор говорят, что эта дорога усыпана костями (см. рис. 7) [10].

Рис. 7. Памятный знак «Тракт на Архангельск»

Мероприятие 2. Пресс-Тур по «Памятным знакам».

В пресс-тур вошёл ряд объектов, из которых мы упомянем самые крупные.

Например, памятник А. В. Журавскому. Этот выдающийся исследователь внес ценный вклад в освоение Большеземельской тундры и активно участвовал в процессе выявления возможностей развития сельского хозяйства в этом крае. Скульптурная композиция «Андрей Журавский» появилась в Усть-Цильме в октябре 1981 года. Ее автор - В. А. Рохин - сыктывкарский скульптор, изобразивший ученого, идущего сквозь тайгу Притиманья. Композиция выполнена из дерева (лиственницы). Организованная Журавским в 1905 году Зоологическая станция стала форпостом развития науки на севере страны. В память о заслугах ученого в Усть-Цильму был перенесен (тем самым сохранен) его дом. В настоящее время в здании открыт историко-мемориальный музей им. Журавского [10].

Ещё один объект - памятный знак в честь первопроходцев XI века. Деревянное сооружение появилось в пяти километрах от деревни Филлипово, где тысяча лет назад проходил Северный водно-волоковой путь. Чтобы памятный знак был виден с реки, пришлось вырубить деревья. Как говорится на сайте администрации Усть-Цилемского района, памятник был установлен 28 июня на берегу реки Цильмы: по этой водной артерии в XI веке проходил один из первых русских путей в Сибирь, а также летний путь с реки Печоры на Мезень, длина которого составляла 837 верст (892 километра) (см. рис. 8) [15].

Рис. 8. Памятный знак в честь первопроходцев XI века

Третий объект - «Дом купца Кротова». Интересным по объемной композиции является бывший дом Кротова (купца) - ныне детский центр «Гудвин». Здание было построено в 1916 году. В своей объемной композиции имеет мансарду, эркер (выступающая часть с окнами), фигурную крышу. Здание построено в стиле модерн, который был распространён в русской архитектуре в начале XX века [10].

Четвёртый крупный объект - «Мемориал погибшим воинам». 22 июня 1941 года страшное слово «война» вошло в воскресное утро в каждый дом в нашей стране, нарушив покой мирных граждан. Из Усть-Цилемского района было призвано 4815 человек. Вернулись живыми лишь 1606 человек, 1994 - погибли или пропали без вести, судьба остальных остаётся неизвестной.

Мемориал землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны «Никто не забыт, ничто не забыто», открыт в с. Усть-Цильма в 1973 году (авторы - скульптор В. Литвинов и архитектор А. Клейн). Памятник изготовлен из гранитной крошки бетона [10].

Кроме того, студенты кафедры связей с общественностью и рекламы предлагали и иные варианты регионального бренда и его продвижение:

В ноябре, а затем декабре 2017 года был подготовлен и представлен сначала на республиканской выставке-ярмарке «Отдыхаем в Коми», а затем на втором региональном конкурсе PR-проектов «PR-движение» проект «Завалинка», авторами которого явились студентки 3 курса направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» Мария Давидова и Ксения Черных.

Завалинка - это всероссийский фестиваль самодеятельных исполнителей народной песни. Данное событие проходит с 2004 года ежегодно в Сыктывдинском районе, в селе Выльгорт (неда-

леко от Сыктывкара). Традиционно в рамках фестиваля проходят: конкурс самодеятельных исполнителей народной песни, ярмарка-выставка «Город Мастеров», фестиваль уличных народных забав, молодёжная программа, а также выступление российских звезд (группа «Белый день», группа «Белорусские песняры», народный артист РФ Владимир Девятов). В 2011 году фестиваль народной песни «Завалинка» стал победителем Всероссийской профессиональной премии «Грани Театра масс» в номинации «Лучший региональный праздник». Несмотря на интересность мероприятия и посещения его звёздами российской эстрады, существует следующая проблема: отсутствие PR-продвижения фестиваля, а также достаточной информации о нем, вследствие чего нет заинтересованности потенциальных участников, гостей и туристов, которые могли бы посетить Коми.

Студентками был предложен проект, направленный на PR-продвижение фестиваля, которое приведет к появлению нового бренда Республики Коми, что в свою очередь станет инструментов для развития туризма в РК. В качестве инструментов продвижения были привлечены социальные сети, таргетинговая и печатная реклама, создание нового логотипа с привлечением технологии краудсорсинга, создание статьи в Википедии. Представленный проект ожидает реализации.

Таким образом, на наш взгляд, вопрос о бренде Республики Коми нельзя считать полностью решенным. Несмотря на то что бренд «Эко республика» считается признанным на уровне региональной власти, нет ощущения, что он получил широкую известность и признание среди жителей Республики Коми. Ведь успешный бренд должен быть известен (по крайней мере, по принципу «что-то, вроде, слышал») даже тем, кто вообще далек от вопросов брендинга, продвижения. С «Эко республикой» в этом плане есть пока сомнения. Кроме того, как было представлено в статье, возникают и иные варианты бренда, не всегда связанные с экологией.

Что касается вопроса об использовании визуальных средств коммуникации в продвижении бренда, то здесь стоит подчеркнуть особое значение этой формы коммуникации, а также то, что в качестве таких средств могут выступать самые разнообразные носители. Главное, чтобы они отражали специфику бренда или же территории в целом. Такими средствами могут быть не только печатная продукция, инфографика и т. д., но и, например, изделия из природных объектов (материалов - глина, береста и т. д.), предметы традиционной культуры (национальные костюмы, предметы быта), фотографии о местных достопримечательностях, телепередачи, документальные фильмы. Визуализация должна помочь закрепить в сознании аудитории наиболее характерные черты, связанные с тем или иным регионом, а не использоваться формально.

Список литературы

1. Бренд «ЭКО Республика Коми» на IX Международной выставке «Интурмаркет-2014» в Москве [Электронный ресурс] // SALDA.WS: информационно-развлекательный портал. - URL: http://salda.ws/video.php?id=FLXPjGVNOW0 (дата обращения: 12.12.2017).

2. Визуальная коммуникация [Электронный ресурс] // Advertopedia: открытая рекламная энциклопедия. - URL: http://www.advertopedia.ru/index/show-article?id=77 (дата обращения: 12.12.2017).

3. В Коми ищут тренды развития туризма [Электронный ре сурс] // Информационное агентство «БНК». - URL:https://www.bnkomi.ru/data/news/15925/ (дата обращения: 12.12.2017).

4. В Республике Коми определят лучший проект в сфере внутреннего и въездного туризма [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми. - URL: http://mincult.rkomi.ru/page/4138/45155/ (дата обращения: 12.12.2017).

5. В Республике Коми стартовал проект «Отдыхаем в Коми» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Финно-угорского культурного центра Российской Федерации. - URL: http:// www.finnougoria.com/news/46334/ (дата обращения: 12.12.2017).

6. В республике стартовал проект «Отдыхаем в Коми!» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми. - URL: http://mincult. rkomi.ru/page/4138/42218/ (дата обращения: 12.12.2017).

7. Выставка «Российский сувенир» в Париже на Бранли [Электронный ресурс] // Русский очевидец: электронная газета. - 2017. - 15 марта. - URL: http://rusoch.fr/lang/ru/cult/vystavka-rossijskij-suvenir-v-parizhe-na-branli.html (дата обращения: 12.12.2017).

8. Выставка «Российский сувенир», организованная Минкультуры России, пройдет в Париже в марте 2017 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства культуры

Российской Федерации. -URL: http://mkrf.ru/press-center/news/ministerstvo/vystavka-rossiyskiy-su-venir-organizovannaya-minkul (дата обращения: 12.12.2017).

9. ГеографияреспубликиКоми[Электронныйресурс]//Команда Кочующие:сайт,посвященный туризму и путешествиям. - URL: http://komanda-k.ru/Россия/география-республики-коми (дата обращения: 12.12.2017).

10. Достопримечательности [Электронный ресурс] // Официальный сайт Усть-Цилемского района. - URL: https://sites.google.com/site/ustcilma1996/.

11. Жителей республики научат «Отдыхать в Коми» [Электронный ресурс] // Информационное агентство «БНК». - URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/52233/ (дата обращения: 12.12.2017).

12. Жители республики узнают о возможностях отдыха в Коми [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми. - URL: http://mincult.rkomi.ru/page/4138/45698/ (дата обращения: 12.12.2017).

13. Лесные ресурсы Республики Коми [Электронный ресурс] // Информационный портал «GEOLIKE.RU». - URL: http://geolike.ru/page/gl_510.htm (дата обращения: 12.12.2017).

14. Отдыхаем в Коми!: официальная группа [Электронный ресурс] // Социальная сеть «ВКонтакте». - URL: https://vk.com/otdyhaem_v_komi (дата обращения: 12.12.2017).

15. Официальный сайт администрации муниципального района «Усть-Цилемский» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ust-cilma.ru/ (дата обращения: 12.12.2017).

16. Официальный сайт выставки «Интурмаркет» [Электронный ресурс]. - URL: https://www. itmexpo.ru/ (дата обращения: 12.12.2017).

17. Республика Коми представила свой туристический потенциал на международной выставке «Интурмаркет-2017» в Москве [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми. - URL: http://mincult.rkomi.ru/ page/4138/50911/ (дата обращения: 12.12.2017).

18. Сайт, посвященный Республике Коми «КомиРегион^ш» [Электронный ресурс]. - URL: http://komiregion.ru (дата обращения: 12.12.2017).

19. Стасюкова, Н. Туристические ресурсы Республики Коми [Электронный ресурс] / Н. Стасюкова // Статистический справочник/Комистат. - Сыктывкар, 2011. - URL: http://pandia. ru/text/78/563/55035.php (дата обращения: 12.12.2017).

20. Туризм и отдых в Коми [Электронный ресурс] // В сказку: сайт о туризме и отдыхе. - URL: http://vskazku.com/thread-68-1-1.html (дата обращения: 12.12.2017).

21. Туристический портал «На Курорте^ш» [Электронный ресурс]. - URL: http://www. putevoditel.nakurorte.ru/379-turizm_v_komi.html (дата обращения: 12.12.2017).

22. Фильмы и ролики о туризме покажут в Сыктывкаре [Электронный ресурс] // TRIP2RUS. RU: туристический портал. - URL: http://trip2rus.ru/news/5299 (дата обращения: 12.12.2017).

23. Фурор в Париже вызвало выступление ансамбля «Северная околица» [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Комиинформ». - URL: https://komiinform.ru/news/145302 (дата обращения: 12.12.2017).

24. Этнофестиваль «Люди леса». Сыктывкар: официальная группа [Электронный ресурс] // Социальная сеть «ВКонтакте». - URL: https://vk.com/ludilesa2016 (дата обращения: 12.12.2017).

THE USE OF VISUAL COMMUNICATION MEDIA IN THE PROMOTION OF THE TERRITORY BRAND (ON THE EXAMPLE OF KOMI REPUBLIC)

Kazakova K. A., Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin, Republic of Komi, kazkarin@yandex.ru

Gorunovich A. N., Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin, Republic of Komi, Gorunovich521@yandex.ru

The paper discusses the issue of development and ways ofpromoting the Komi Republic brand, as well as the experience of the public relations and advertising Department of Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin in promoting Komi Republic territory brand with the help of visual means.

The existing brand of Komi Republic is focused on environmental friendliness and doesn t include such aspects as traditional culture of the Komi people, their history, existing natural sites and achievements which indicates a certain discussion of it's final development.

Promotion of the Komi brand is carried out by various visual means aimed at reflecting the specifics of the brand and the territory in general. Among these tools we note not only printed materials and info-graphics, but also products made of natural objects (materials-clay, birch bark, etc.), traditional culture items (national costumes, household items), photos of local attractions, TV shows, documentaries. The main purpose of visualization is to consolidate the most characteristic and vivid features associated with the Komi region in the minds of the audience.

Keywords: territory brand, Komi Republic, promotion, communication, visualization.

References

1. Brend «EKO Respublika Komi» na IX Mezhdunarodnoy vyistavke «Inturmarket-2014» v Moskve [=Brand «EKO Komi Republic» on IX International exhibition «Inturmarket -2014» in Moscow], in: SALDA.WS: informatsionno-razvlekatelnyiy portal [=Information and entertainment portal «SALDA. WS»], available at: http://salda.ws/video.php?id=FLXPjGVNOW0, accessed 12.12.2017. (In Russ.).

2. Vizualnaya kommunikatsiya [=Visual communication], in: Advertopedia: otkryitaya reklamnaya entsiklopediya [=Advertopedia: public advertising encyclopedia], available at: http://www.advertopedia. ru/index/show-article?id=77, accessed 12.12.2017. (In Russ.).

3. V Komi ischut trendyi razvitiya turizma [=Looking for trends of tourism development in Komi], in: Informatsionnoe agentstvo «BNK» [=News agency «BNK»], available at: https://www.bnkomi.ru/ data/news/15925/, accessed 12.12.2017. (In Russ.).

4. V Respublike Komi opredelyat luchshiy proekt v sfere vnutrennego i v'ezdnogo turizma [=The best project in the sphere of domestic and inbound tourism will be determined in Komi Republic], in: Ofitsialnyiy sayt Ministerstva kulturyi, turizma i arhivnogo dela Respubliki Komi [=Komi Republic's Ministry of culture, tourism and archival affairs official site], available at: http://mincult.rkomi.ru/ page/4138/45155/, accessed 12.12.2017. (In Russ.).

5. V Respublike Komi startoval proekt «Otdyihaem v Komi» [=The project «Otdyhaem v Komi!» has started in the Komi Republic], in: Ofitsialnyiy sayt Finno-ugorskogo kulturnogo tsentra Rossiyskoy Federatsii [=FINNO-UGRIC CULTURAL CENTER OF RUSSIAN FEDERATION], available at: http://www.finnougoria.com/news/46334/, accessed 12.12.2017. (In Russ.).

6. V respublike startoval proekt «Otdyihaem v Komi!» [=The project «Otdyhaem v Komi!» has started in the Republic], in: Ofitsialnyiy sayt Ministerstva kulturyi, turizma i arhivnogo dela Respubliki Komi [=Komi Republic's Ministry of culture, tourism and archival affairs official site], available at: http://mincult.rkomi.ru/page/4138/42218/, accessed 12.12.2017. (In Russ.).

7. Vyistavka «Rossiyskiy suvenir» v Parizhe na Branli [=Exhibition «Russian souvenir» in Paris, Branly], in: Russkiy ochevidets: elektronnaya gazeta [=Electronic newspaper «Russian eyewitness»], available at: http:// rusoch.fr/lang/ru/cult/vystavka-rossijskij-suvenir-v-parizhe-na-branli.html, accessed 12.12.2017. (In Russ.).

8. Vyistavka «Rossiyskiy suvenir», organizovannaya Minkulturyi Rossii, proydet v Parizhe v marte 2017 goda [=Exhibition «Russian souvenir», organized by The Ministry for culture of Russia, will be held in Paris in March, 2017], in: Ofitsialnyiy sayt Ministerstva kulturyi Rossiyskoy Federatsii [=The Ministry for culture of Russia official site], available at: http://mkrf.ru/press-center/news/ministerstvo/ vystavka-rossiyskiy-suvenir-organizovannaya-minkul, accessed 12.12.2017. (In Russ.).

9. Geografiya respubliki Komi [=Geography of the Komi Republic], in: Komanda Kochuyuschie: sayt, posvyaschennyiy turizmu i puteshestviyam [=Site dedicated to tourism and travelling «Komanda Kochuiushchie»], available at: http://komanda-k.ru/PoccHa/reorpa$Ha-pecny6nHKH-KOMH, accessed 12.12.2017. (In Russ.).

10. Dostoprimechatelnosti [=Landmarks], in: Ofitsialnyiy sayt Ust-Tsilemskogo rayona [=Official site of Ust-tsilemsky district], available at: https://sites.google.com/site/ustcilma1996/, accessed 12.12.2017. (In Russ.).

11. Zhiteley respubliki nauchat «Otdyihat v Komi» [=Residents of republic will learn how to «Otdyhat' v Komi»], in: Informatsionnoe agentstvo «BNK» [=News agency «BNK»], available at: https://www.bnkomi.ru/data/news/52233/, accessed 12.12.2017. (In Russ.).

12. Zhiteli respubliki uznayut o vozmozhnostyah otdyiha v Komi [=The inhabitants of the Republic will learn about the recreation opportunities in Komi], in: Ofitsialnyiy saytMinisterstva kulturyi, turizma i arhivnogo dela Respubliki Komi [=Komi Republic's Ministry of culture, tourism and archival affairs official site], available at: http://mincult.rkomi.ru/page/4138/45698/, accessed 12.12.2017. (In Russ.).

13. Lesnyie resursyi Respubliki Komi [=Forest resources of Komi Republic], in: Informatsionnyiy portal «GEOLIKE.RU» [=Information portal «GEOLIKE.RU»], available at: http://geolike.ru/page/ gl_510.htm, accessed 12.12.2017. (In Russ.).

14. Otdyihaem v Komi!: ofitsialnaya gruppa [=Otdyhaem v Komi!: official group], in: Sotsialnaya set «VKontakte» [=Vkontakte social media], available at: https://vk.com/otdyhaem_v_komi, accessed 12.12.2017. (In Russ.).

15. Ofitsialnyiy sayt administratsii munitsipalnogo rayona «Ust-Tsilemskiy» [=Official site of «Ust-Tsilemskii» administration district], available at: http://www.ust-cilma.ru/, accessed 12.12.2017. (In Russ).

16. Ofitsialnyiy sayt vyistavki «Inturmarket» [=Inturmarket exhibition official site], available at: https://www.itmexpo.ru/, accessed 12.12.2017. (In Russ.).

17. Respublika Komi predstavila svoy turisticheskiy potentsial na mezhdunarodnoy vyistavke «Inturmarket-2017» v Moskve [=Komi Republic presented it's tourist potential at the international exhibition «Intrumarket-2017» in Moscow], in: Ofitsialnyiy sayt Ministerstva kulturyi, turizma i arhivnogo dela Respubliki Komi [=Komi Republic's Ministry of culture, tourism and archival affairs official site], available at: http://mincult.rkomi.ru/page/4138/50911/, accessed 12.12.2017. (In Russ.).

18. Sayt, posvyaschennyiy Respublike Komi «KomiRegion.Ru» [=Site dedicated to the Komi Republic «KomiRegion.Ru»], available at: http://komiregion.ru, accessed 12.12.2017. (In Russ.).

19. Stasiukova, N. (2011) Turisticheskie resursyi Respubliki Komi [=Tourist resources ofthe Republic of Komi], in: Statisticheskiy spravochnik/Komistat [=Statistical handbook/Komistat], Syktyvkar, available at: http://pandia.ru/text/78/563/55035.php, accessed 12.12.2017. (In Russ.).

20. Turizm i otdyih v Komi [=Tourism and recreation in Komi Republic], in: Vskazku: sayt o turizme i otdyihe [=Tourism and recreation website «V skazku»], available at: http://vskazku.com/thread-68-1-1. html, accessed 12.12.2017. (In Russ.).

21. Turisticheskiy portal «Na Kurorte.Ru» [=Tourist portal «Na Kurorte.Ru»], available at: http:// www.putevoditel.nakurorte.ru/379-turizm_v_komi.html, accessed 12.12.2017. (In Russ.).

22. Filmyi i roliki o turizme pokazhut v Syiktyivkare [=Films and videos about tourism will be shown in Syktyvkar], in: TRIP2RUS.RU: turisticheskiy portal [=Tourist portal «TRIP2RUS.RU»], available at: http://trip2rus.ru/news/5299, accessed 12.12.2017. (In Russ.).

23. Furor v Parizhe vyizvalo vyistuplenie ansamblya «Severnaya okolitsa» [=«Severnaia okolitsa» ensemble performance caused furor in Paris], in: Informatsionnoe agentstvo «Komiinform» [=News agency «Komiinform»], available at: https://komiinform.ru/news/145302, accessed 12.12.2017. (In Russ).

24. Etnofestival «Lyudi lesa». Syiktyivkar: ofitsialnaya gruppa [=Ethnic festival «LUDI LESA» Syktyvkar: official group], in: Sotsialnaya set «VKontakte» [=Vkontakte social media], available at: https://vk.com/ludilesa2016, accessed 12.12.2017. (In Russ.).

Казакова Карина Ацамазовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры связей с общественностью и рекламы, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, республика Коми.

kazkarin@yandex.ru

Горунович Алексей Николаевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры связей с общественностью и рекламы, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, республика Коми.

Gorunovich521@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.