Научная статья на тему 'ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В ПОЛОЖЕНИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ'

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В ПОЛОЖЕНИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕДЕНИЕ / ПОЛИЦЕЙСКИЙ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / АВТОРИТЕТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чимаров С. Ю., Бялт В. С.

Статья посвящена актуальной проблеме поведения сотрудника полиции Российской Федерации, функциональное предназначение которой корреспондирует социально-значимой миссии ее правоохранительной деятельности. По мнению авторов, отмеченное обстоятельство свидетельствует о несомненной значимости социального аспекта важной педагогической задачи, практическое решение которой предопределяет не только эффективность исполнения полицией своих служебных обязанностей, но и укрепление доверия общества в личности полицейского и МВД России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чимаров С. Ю., Бялт В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEHAVIORAL COMPONENT OF A POLICE OFFICER'S ACTIVITIES IN THE PROVISIONS OF PEDAGOGICAL SCIENCE

The article is devoted to the actual problem of the behavior of a police officer of the Russian Federation, the functional purpose of which corresponds to the socially significant mission of its law enforcement activities. According to the authors, the noted circumstance testifies to the undoubted importance of the social aspect of an important pedagogical task, the practical solution of which predetermines not only the effectiveness of the performance of police duties, but also the strengthening of public confidence in the personality of the policeman and the Ministry of Internal Affairs of Russia as a whole.

Текст научной работы на тему «ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В ПОЛОЖЕНИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В ПОЛОЖЕНИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

С.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор В.С. Бялт, канд. юрид. наук, доцент Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-3-1-151-153

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме поведения сотрудника полиции Российской Федерации, функциональное предназначение которой корреспондирует социально-значимой миссии ее правоохранительной деятельности. По мнению авторов, отмеченное обстоятельство свидетельствует о несомненной значимости социального аспекта важной педагогической задачи, практическое решение которой предопределяет не только эффективность исполнения полицией своих служебных обязанностей, но и укрепление доверия общества в личности полицейского и МВД России в целом.

Ключевые слова: поведение, полицейский, личность, общество, педагогика, воспитание, авторитет.

Фактор поведения сотрудника полиции в процессе реализации обширного спектра своих функциональных полномочий неотделим от феномена его подверженности общему процессу поведения личности, базовые положения которого наиболее обстоятельно представлены в положениях и выводах педагогической науки, вобравшей в себя всю палитру воззрений научной мысли, включая выводы ученых-социологов. Акцентируя внимание на установлении корреляции между педагогикой и социологией, видный ученый и педагог-гуманист С.И. Гессен (1887-1950) акцентирует внимание на целесообразности учета опыта передачи социального наследства именно через педагогику, выступающей в качестве науки об образовании и воспитании человека. Как следует из вывода отмеченного представителя педагогической мысли русского зарубежья, «в плане общественного бытия образование выполняет функцию, аналогичную той, которую в плане биологического существования выполняют воспроизведение и наследственность...Цель образования-формировать индивидуума как члена социальной группы» [1, с. 43-44].

С учетом указанного заключения, мы считаем целесообразным апеллировать к рассмотрению проблемы формирования социального поведения личности сотрудника полиции как субъекта социального

взаимодействия. На наш взгляд, общий подход к решению данной проблемы наиболее зримо представлен в научных выводах советского педагога А.Г. Калашникова (1893-1962), с 1946 по 1948 гг. занимающего пост министра просвещения СССР [2].

Акцентируя внимание на педагогическом аспекте термина «поведение», А.Г. Калашников замечает следующее: «Поведение есть характерный и возможный для данного лица комплекс реакций на внешнюю среду, который и создает в сознании других людей представление о его «Я» [3, с. 15]. Согласно логике данного ученого, при оценке поведения важно учитывать то обстоятельство, что поведение не тождественно акту бессознательной механической реакции человека на окружающие его условия, а безусловно предопределено сознанием человека, дозволяющим ему устанавливать пределы внешнего выражения своей сущности. Данное утверждение не противоречит отдельным поведенческим моментам человека в части его некоторых подсознательных или автоматических проявлений своего «Я». В любом случае побудительный мотив каждого поведенческого акта человека предопределен глубинными внутренними процессами его личности, которые корреспондируют уровню развития сознания человека.

Указанные тезисы А.Г. Калашникова подкреплены его размышлениями в оценке роли воспитания человека, с точки зрения своего воздействия на поведение индивида, которое несомненно носит явно выраженный сознательный характер. В этой связи советский педагог исходит из того, что «воспитание есть определенное воздействие среды на человека, вследствие которого его поведение изменяется» [3, с. 19]. Проводя анализ процесса формирования поведения человека, А.Г. Калашников апеллирует к описанию триады:

1) биологическое развитие;

2) общественное бытие;

3) общественное сознание, краткая характеристика элементов которой имеет следующий вид:

1. Биологическое развитие способствует приобретению конкретным индивидом определенных качеств поведения и демонстрации своих способностей. Более полная реализация этих способностей осуществляется в условиях благоприятной социальной среды. Тем не менее, количество и качество способностей человека прямо зависят от различной «биологической заложенности приспособления организма к воздействию окружающей среды» [3, с. 20].

2. Общественное бытие определяет сознание человека. Данный тезис подтверждается следующим выводом К. Маркса: «способ производства материальной жизни обусловливает собой процесс жизни социальной, политической и духовной вообще» [4].

3. Общественное сознание, являясь одним из элементов воздействующей на человека среды, направлено на обработку самих людей и изменение их поведения [3, с. 22].

Обобщая свои суждения в части объяснения смысла компонентов отмеченной триады, А.Г. Калашников соглашается с мыслью К. Маркса о принадлежности социуму объективного факта «обработки людей людьми» [5, с. 35], смысл которого заключается в безусловной данности процесса воздействия на одних людей со стороны других и на самих себя. Указанное

прямо относится также к организации воспитания российских полицейских и понимания ими требований к этике и служебному этикету своего поведения [6]. Таким образом, процесс формирования социального поведения человека прямо зависит от действия трех факторов: биологического развития; общественного бытия; специального воспитания. Следует отметить, что специальное воспитание выступает в качестве части общественного бытия, зависит от него и наделено особой, формирующей поведение и сознание человека силы. Воспитательный процесс формирования социального поведения человека наполнен глубиной педагогического смысла. В данном случае мы руководствуемся тем, что под педагогическим смыслом следует понимать сущность и предназначение феномена обучения и воспитания, обладающего признаком целеполага-ния, направленного на достижение конкретного результата.

Резюмируя изложенное, мы считает необходимым определить следующие выводы:

1. Рассмотренные концептуальные положения педагогической мысли относительно поведенческих аспектов личности имеют принципиальное значение и для сотрудника полиции, являющегося гражданином и членом российского общества.

2. Воспитательная работа с личным составом полиции требует более предметного и системного отношения к организации процесса формирования у каждого полицейского служащего осознанного отношения к своему поведению в обществе и важности привития ему социально приемлемых вариантов проявления своего «Я» среди окружающих его других людей.

3. Непременным условием гармонично развитой личности полицейского, способного адекватным образом продемонстрировать свое поведение в обществе, исходя из ожиданий самого общества от предназначения полиции и требования общества к поведению полиции, выступают понимание и готовность полицейских к решению задач самосовершенствования и саморазвития.

Библиографический список

1. Гессен С.И. Личностно-ориентированная педагогика. Понятие и цели настоящего образования. - М.: Амрита-Русь, 2020. - 248 с.

2. Козенко А.В., Корсаков С.Н. А.Г. Калашников: педагог, геофизик, министр // Высшее образование в России. - 2012. - № 10. - С. 140-148.

3. Калашников А.Г. Очерки марксистской педагогики. Том I. Социология воспитания. Работник просвещения, 1929. - 376 с.

4. Маркс К. К критике политической экономики. Предисловие. - URL: https://clck.ru/ekxvN (дата обращения: 25.03.2023).

5. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков // Сочинения. Издание второе. - М.: Госполитиздат, 1955. -С. 7-544.

6. Приказ МВД России от 26 июня 2020 года № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». -URL: https://сзао.мск.мвд.рф/Dlja_grazhdan/Pravovaja_pomoshh/документы/приказ-мвд-россии-от-26-июня-2020-года-4 ((дата обращения: 26.03.2023).

BEHAVIORAL COMPONENT OF A POLICE OFFICER'S ACTIVITIES IN THE PROVISIONS OF PEDAGOGICAL SCIENCE

S.Yu. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor V.S. Byalt, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article is devoted to the actual problem of the behavior of a police officer of the Russian Federation, the functional purpose of which corresponds to the socially significant mission of its law enforcement activities. According to the authors, the noted circumstance testifies to the undoubted importance of the social aspect of an important pedagogical task, the practical solution of which predetermines not only the effectiveness of the performance of police duties, but also the strengthening of public confidence in the personality of the policeman and the Ministry of Internal Affairs of Russia as a whole.

Keywords: behavior, policeman, personality, society, pedagogy, upbringing, authority.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.