Научная статья на тему 'Межкультурный аспект профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции в новых условиях трансформации России'

Межкультурный аспект профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции в новых условиях трансформации России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межкультурная подготовка / сотрудник полиции / межкультурное взаимодействие / этнитизация преступности / тенденции развития / inter-cultural training / police officer / inter-cultural engagement / crime ethnitization / development trends

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Борис Николаевич Селин

Целью данного исследования является установление возможной взаимосвязи между специально организованной культурологической подготовкой сотрудников полиции и пониманием причин общественно опасных деяний, совершаемых представителями различных национально-культурных групп населения. Приведен анализ теоретических оснований межкультурной подготовки специалистов, включая будущих сотрудников полиции, для выполнения функциональных обязанностей в многокультурном обществе. Предлагается идея о нарастании тенденции латентной этнитизации преступности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Борис Николаевич Селин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inter-cultural aspect of professional training in future police officers under contemporary conditions of Russia’s transformation

This research seeks to highlight how specific police training, related to inter-cultural aspects, can be impactful towards an increasing understanding of illegal actions committed by some multi-origin groups. The analysis into theoretical background of inter-cultural training in specialists including future police officers with the aim of fulfilling their professional duties in multicultural environment is given. The idea of the increasing trend of latent crime ethnitization in Russia is proposed.

Текст научной работы на тему «Межкультурный аспект профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции в новых условиях трансформации России»

Научная статья УДК 37; ББК 74

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-199-203 NIION: 2018-0077-4/22-251 MOSURED: 77/27-024-2022-04-450

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Межкультурный аспект профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции в новых условиях трансформации России

Борис Николаевич Селин

Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Белгород, Россия, selin.boris@yandex.ru

Аннотация. Целью данного исследования является установление возможной взаимосвязи между специально организованной культурологической подготовкой сотрудников полиции и пониманием причин общественно опасных деяний, совершаемых представителями различных национально-культурных групп населения. Приведен анализ теоретических оснований межкультурной подготовки специалистов, включая будущих сотрудников полиции, для выполнения функциональных обязанностей в многокультурном обществе. Предлагается идея о нарастании тенденции латентной этнитизации преступности в России.

Ключевые слова: межкультурная подготовка, сотрудник полиции, межкультурное взаимодействие, этнитизация преступности, тенденции развития

Для цитирования: Селин Б. Н. Межкультурный аспект профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции в новых условиях трансформации России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 199-203. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-199-203.

Original article

Inter-cultural aspect of professional training in future police officers under contemporary conditions of Russia's transformation

Boris N. Selin

Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of Interior of Russia, Belgorod, Russia, selin.boris@yandex.ru

Abstract. This research seeks to highlight how specific police training, related to inter-cultural aspects, can be impactful towards an increasing understanding of illegal actions committed by some multi-origin groups. The analysis into theoretical background of inter-cultural training in specialists including future police officers with the aim of fulfilling their professional duties in multicultural environment is given. The idea of the increasing trend of latent crime ethnitization in Russia is proposed. Keywords: inter-cultural training, police officer, inter-cultural engagement, crime ethnitization, development trends For citation: Selin B. N. Inter-cultural aspect of professional training in future police officers under contemporary conditions of Russia's transformation // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(4):199-203. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-199-203.

В современных условиях функционирования правоохранительных органов России понимание других культур, особенно в аспекте осознания факторов, влияющих на правосознание их представителей, способствует повышению эффективности практической деятельности полиции.

Определенный объем культурологических знаний может быть приобретен посредством личного опыта -методом проб и ошибок - но, несомненно, более эффективным способом их получения является специально организованное обучение, направленное на формирование

компетенций, облегчающих реализацию функциональных обязанностей, связанных с работой в многокультурном обществе. Культурная компетентность полезна во всех формах взаимодействия людей, однако важность адекватного восприятия и коммуникации сотрудников правоохранительных органов с многонациональным, многоконфессинальным и разнородным обществом, особенно в современных условиях функционирования нашего государства, невозможно переоценить.

В данной работе нами будет предпринята попытка теоретического обоснования проблемы специаль-

© Селин Б. Н., 2022

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

199

ной межкультурной подготовки сотрудников сферы правоохранительной деятельности. В связи с этим, считаем уместным рассмотреть генезис отдельных аспектов культурологического образования полицейских с позиций диахронии и синхронии: актуальность специализированной поликультурной подготовки, терминологическое поле, объем и сферу применения культурологических знаний и навыков.

Современные общественные отношения в нашей стране, включая деятельность органов правопорядка, испытывают влияние, как внутриполитических, так и внешнеполитических факторов, существенно воздействующих на формирование правосознание населения: разрушение современной архитектуры миропорядка; увеличение доли межгосударственных и межэтнических конфликтов, включая изменения их характера и значения; усиление активности деструктивных международных сообществ (террористических, экстремистских, общекриминальных); трудно прогнозируемые объемы и временные отрезки миграции и связанные с этим процессом отрицательные последствия; возникновение чувства вседозволенности как результата безнаказанности; появление недовольства, озлобленности, особенно в среде малообеспеченных и уязвимых слоев гражданского общества, связывающих свое положение с притоком трудовых или вынужденных мигрантов, а также с активностью представителей нетитульных наций и малых народов; неадекватное восприятие роли полиции в обществе вследствие незаконных действий отдельных ее сотрудников, формирование недоверия к службе в целом и т. д. Эти и ряд других факторов предопределяют необходимость комплексного решения проблемы, одним из направлений которого и выступает специально организованная межкультурная подготовка сотрудников полиции.

Естественный ход истории, развитие мировых общественно-политических отношений, макрокультуры социума породили проблему формирования культурологических знаний применительно к различным сферам профессиональной деятельности. Вероятно, первыми, кто осознал такую необходимость были торговцы, путешествовавшие по странам и континентам, а затем и миссионеры различных конфессиональных течений, стремившиеся распространить свое влияние путем воздействия на представителей разных народов. Для этого требовалось изучение культурно-языковой действительности, приобщение к этим ценностям, адаптация к существующим реалиям. Но простого наблюдения было недостаточно и для расширения сфер применения знаний, профессиональных навыков создавались двуязычные, а позднее многоязычные словари, разговорники, путеводители и пр.

Одними из отправных точек академического изучения проблем культурного разнообразия можно, считать возникновение научных направлений культурной (социальной) антропологии преимущественно в США и Англии (А. Бастиан, Т. Вайц, Т. Гоббс, Б. Малиновский, Г. Спенсер и др.), развитием которой стали по-

200 РЕйДООО1СДЬ

ливекторные концепции этноцентризма (Т. Адомо, У Самнер, Д. Т. Кэмпбел и др.), опиравшееся на представлении об уникальности, превосходстве отдельных цивилизационных моделей культуры; культурного релятивизма (Ф. Боас, А. Кребер и др.), опиравшейся на идеи равенства всех культур; межкультурной коммуникации (Э. Роджерс, Э. Холл и др.).

В современной отечественной и зарубежной науке в качестве ключевых парадигм используется множество терминов: «межкультурное образование (обучение)» (intercultural education (training)), «кросс-культурное обучение» (cross-cultural training), «обучения культурной чувствительности» (cultural sensitivity training), «поликультурное образование» (poly-cultural education), «мультиперспективное образование» (multi-perspective education) и др. Некоторые из них этимологически равноценны, а другие отличаются друг от друга существенными эндемическими признаками.

Межкультурное (поликультурное) образование зиждется на ряде концептуальных идей, среди которых наибольшее распространение и степень разработанности получили концепция педагогики равных возможностей личности (Д. Бэнкс, О. С. Гребенюк,

B. В. Сериков и др.), антирасистского образования (П. Дж. Палмер, К. Е. Слитер и др.), взаимосвязи полиэтнического образования и интернационального воспитания (Г. Бейкер, А. Н. Джуринский и др.). Идеи межкультурного образования получили развитие в интегративной теории коммуникации, базовыми идеями которой выступают аккультурация и ассимиляция [14].

В основу концепции кросс-культурного обучения (Р. Бхарат, Т. Йошида, К. Кушнер, Д. Ландис,

C. Муллавей-О'Бирн и др.), возникшей, прежде всего, в интересах бизнес сообщества, положен синтез идей культурной ассимиляции и мультикультурности. Целями кросс-культурного обучения являются преодоление межкультурных противоречий и стереотипов, организация эффективной работы в многокультурном коллективе, информирование о культурных особенностях конкретных стран, формирование навыков коммуникации с представителями разных культурных сообществ [15, с. 197-220]. Критичным моментом этой концепции, по мнению И.В. Балицкой [3], является отсутствие последовательности ее основных положений, заключающейся в том, что при достаточно высокой степени актуализации диалога культур не прослеживается необходимость взаимного проникновения культурных ценностей различных этносов в процессе обучения, тем самым нивелируется активный диалог поликультур в этой сфере жизнедеятельности человека. Попыткой преодоления этого противоречия стала разработка идеи бикультурного образования (С. А. Арутюнов, Дж. С. Гундара, Т. И. Тимофеева, У. Фтенакис и др.), направленного на формирование «бикультурной идентичности» путем выделения и критического осмысления ценностей вовлеченных в диалог культур [13].

SCIENCES

Одним из подходов, разработанных в целях повышения качества профессиональной подготовки гражданских специалистов в некоторых странах Европы, стал мультиперспективный подход (Х. Гепферт и У Шмидт) [2, с. 23], направленный на формирование способности и желания рассматривать, возникающие ситуации с позиции разных культуросообразных перспектив [11, с. 69-70], как противоположность идеям ассимиляции и этноцентризма, монополизирующих доминанту культуры титульного этноса в ущерб малых культур.

Поскольку деятельность полиции в условиях многокультурного общества невозможна без межличностного и межгруппового взаимодействия, понимаемых как выражение многообразных социально-психологических связей, возникающих между отдельными лицами и социальными группами на разных уровнях посредством социальной категоризации, идентификации и сравнения [1], например, как в нашем случае в оппозициях граждане - полиция, меньшинства - полиция, сотрудник полиции этнического/конфессионального большинства - сотрудник полиции этнического/конфессионального меньшинства и пр. Соответственно, одной из задач поликультурной подготовки сотрудников полиции становится предотвращение закрепления негативного опыта социально-культурной стериоти-пизации восприятия у сотрудников правоохранительных органов [6].

В силу этого, в качестве одного из основополагающих теоретических оснований нашего исследования возможно использование теории коммуникативной адаптации (приспособления) (communication accommodation theory), получившей более широкое распространение в странах Запада [12, с. 241-269]. Основными, хотя и существенно отличными друг от друга, концептами этой теории выступают конвергенция (стремление людей адаптироваться под коммуникативные особенности других людей для нивелирования социокультурных различий) и дивергенция (процесс, противоречащий адаптации, в рамках которого индивидуальный акцент делается на социальных и невербальных различиях между акторами взаимодействия).

Особое значение при этом придается роли, сфере, степени и факторам восприятия инокультурных особенностей в процессе взаимодействия. Как отмечает У Бронфенбреннер, эти мыслительные процессы, происходящие в ходе развития личности, можно проиллюстрировать на фоне влияния микросистем, мезо-систем, экзосистем, макросистем и хроносистем [10].

Исследователи отмечают множество факторов, влияющих на характер взаимодействия граждан с сотрудниками правоохранительных органов, и даже на уровень восприятия полицейских как представителей законной власти. Среди них, прежде всего, можно выделить достаточно закрытый для общества характер и сущность непосредственной деятельности полиции по обеспечению правопорядка; практическое отсутствие обратной связи с ОВД в вопросах как стратегического планирования деятельности

службы, так и оперативного реагирования на нужды населения [4, с. 79-85]; недостаточные усилия государства по поддержанию положительного имиджа полицейской службы в средствах массовой информации и пр. [5, с. 108-114].

С другой стороны, непосредственная деятельность сотрудников ОВД имеет двухвекторный характер: во-первых, профессионально обусловленное взаимодействие с не представляющими угрозы общественной безопасности представителями различных этнических, национальных, конфессиональных, половозрастных и иных групп населения; во-вторых, определенное законом противодействие проявлениям антисоциального поведения отдельных представителей общества, включая вышеуказанные группы людей. Последнее, в первую очередь, касается необходимости усвоения сотрудниками полиции знаний об уровнях, степени, формах влияния этнокультурных, конфессиональных, внутригрупповых особенностей этих групп населения на их правосознание и способов противодействия им.

В связи с этим возникает вопрос. Можем ли мы рассуждать в таком ключе, принимая во внимание возникающее противоречие между универсально признаваемым принципом презумпции невиновности, принципом равного, непредвзятого отношения сотрудников полиции ко всем гражданам и общепризнанными гуманистическими идеями взаимопроникновения, взаимного влияния культур и их этнокультурного разнообразия? Переходим ли мы в этом случае в стан последователей расистски обусловленных теорий развития человечества? Идеи социального дарвинизма, как извращенная социальная закономерность теории естественного отбора Чарльза Дарвина, предопределявшие классовые противоречия, изоляционизм, исключительность «избранных» представителей человеческой расы в ущерб «никчемным», бедным и больным (Л. Гумплович, У Самнер, А. Смолл, Г. Спенсер и др.); теория биологического (генетического) детерминизма (П. Брок, Л. Вольтман, Ч. Ломброзо, Г. Ратценхо-фер и др.), доминирующая в научном пространстве Западных стран, выделяющая генетические признаки рас и народностей, влияющие на проявление ими преступного поведения, морально-интеллектуального вырождения и пр.; евгенические теории (Ф. Дальтона, Б. Уэбба, Г. Уэлса и др.); теорию социального доминирования (Дж. Сиданиус, Ф. Пратто, Дж. С. Тернер и др.), согласно которой весь мир иерархически состоит из нескольких уровней, что оправдывает социально-культурное, этно-религиозное неравенство, возникшее в эпоху выживания человечества как биологического вида - эти и подобные им теории имеют деструктивное воздействие на перцепцию культурного многообразия современного мира, многополярность его устройства и стилей взаимодействия.

За рубежом это породило возникновение идей этнокриминологии, как направления криминологической науки, рассматривающей происхождение, генезис, отличительные признаки преступных прояв-

СКИЕ НАУКИ 201

лений представителей отдельных этносов и народов (B. Bowling, C. N. Trueman; E. Ferri, C. Fillips и др.).

В нашей стране идеи этнизации преступности получили наполнение в рамках изучения проблем противодействия организованной преступности, обладающей определенными этническими признаками (Р. Б. Гладких, А. М. Зюков, М. А. Касьяненко, М. П. Клейменов, В. П. Мурашов и др.). В условиях многонационального общества Российской Федерации понятие этнической преступности или преступности с ее признаками соотносится, на наш взгляд, в большей степени с шовинистический подходами. Во-первых, ни в Уголовном кодексе Российской Федерации, ни в других нормативных правовых актах не закреплены составы преступлений, идентифицируемые как проявление преступности по тому или иному национальному или этническому признаку [8, с. 84-86]. Во-вторых, крайне затруднительно отождествлять понятие этнической преступности с конкретной этнической группой населения, поскольку, если такие группы и организуются, то имеют достаточно разнородный по национальному признаку состав (Л. С. Арутюнов, А. И. Соловьев и др.). В-третьих, именно изучение личности правонарушителя, а не его принадлежности к какому-то ни было этносу, рассматривается в качестве стержневого феномена криминологии.

Тем не менее замечено, что в практической деятельности сотрудников подразделений ОВД, наблюдаются процессы, указывающие на то, что представителям отдельных народов свойственно проявление таких этнокультурных особенностей, как боязнь порицания со стороны соплеменников или членов социальной группы; преобладание коллективного мнения или ценностей над личными; соблюдения принципа невыдачи своих сообщников; соблюдение такого архаичного обычая, как куначество (преимущественно на территории Северного Кавказа) [9, с. 45]; проявление условной гибкости поведения, выражающегося в имитации подчинения требованиям в условиях реальной опасности; страх перед угрозой кровной мести [7, с. 43-46]; клановость поведенческих установок мигрантов и пр.

Принимая во внимание существующие в современных условиях развития общественных отношений научные идеи и теории мульти-культурного образования, практику межкультурного взаимодействия сотрудников полиции при выполнении функциональных обязанностей, можно, видимо с известной долей скептицизма, предположить нарастание тенденции латентной этнитизации преступности в России. Представленная точка зрения является достаточно спорной, требующей дальнейшего наблюдения, анализа и исследования.

Библиографический список

1. Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В. С. Агеев . М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990. 240 с.

2. Алексашенкова, И. В. Поликультурное образование в контексте мирового опыта / И. В. Алексашенко-

ва // Вестник Новгородского государственного университета. 2005. № 31. С. 23.

3. Балицкая, И. В. Мультикультурное образование в США, Канаде и Австралии : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И. В. Балицкая. М., 2009. 30 с.

4. Денисенко, С. Е. Национальная специфика восприятия полицейского / С. Е. Денисенко // Система ценностей современного общества. 2013. № 32. С. 79-85.

5. Зудаева, В. В. Роль СМИ в создании имидж сотрудника органов внутренних дел / В. В. Зудаева, Н. В. Бруева // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2020. № 2 (5). С. 108-114.

6. Калягин, Ю. С. Проблемы социальной перцепции в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов / Ю. С. Калягин, Л. Б. Филонов // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Т. 3. № 3. URL: https://psyjournals. ru/psyedu_ru/2011/n3/47075.shtml (дата обращения: 03.06.2022).

7. Нанаева, Б. Б. Кровная месть как институт социально-правового регулирования родовых отношений / Б. Б. Нанаева, У. М. Умаров // Теория и практика общественного развития. 2011. № 7. С. 43-46.

8. Писаренко, А. П. Феномен этническая преступность и его криминолого-социологическая характеристика / А. П. Писаренко // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2016. № 2 (24). С. 84-86.

9. Сайгитов, У Т. Влияние традиций и обычаев на преступность в Республик Дагестан / У Т. Сайгитов // Журнал российского права. 2004. № 3. С. 45.

10. Bronfenbrenner, U. Ecological models of human development / U. Bronfenbrenner // International Encyclopedia of Education. Vol. 3, 2nd. Ed. Oxford: Elsevier, 1994.

11. DeSonia, A. S. An evaluative model for incorporating diversity training into teacher preparation (Dissertation) / A. S. DeSonia // Western Michigan University. Michigan. 2007. PP. 69-70.

12. Giles, H. Communication accommodation: Law enforcement and the public. In Poire, Beth; Dailey, René (eds.). Applied interpersonal communication matters: Family, health, and community relations / H. Giles [et al.]. Bern: Peter Lang. 2006. PP. 241-269.

13. Gundara, J. S. Interculturalism, education and inclusion / J. S. Gundara // Sage Publications, 2001. 224 p.

14. Kim, Y. Y. Adapting to a New Culture. In Gud-ykunst W. (Ed.), Theorizing about intercultural communication. Fullerton: Sage Publications. 2005. 488 p.

15. Mullavey-O'Byrne, C. Intercultural interactions in welfare work. In R. Brislin & T. Yoshida (Eds.), Improving intercultural interactions: Modules for cross-cultural training programs. Thousand Oaks, CA: Sage. 1994. PP. 197-220.

Bibliographic list

1. Ageev, V. S. Intergroup interaction: socio-psycho-logical problems / V. S. Ageev . M. : Publishing House of Moscow. un-ta, 1990. 240 p.

2. Aleksashenkova, I. V. Multicultural education in the context of world experience / I. V. Aleksashenkova //

202

PEDAGOGICAL SCIENCES

Bulletin of the Novgorod State University. 2005. No. 31. P. 23.

3. Balitskaya, I. V. Multicultural education in the USA, Canada and Australia : abstract. dis. ... doctor of Pedagogical Sciences / I. V Balitskaya. M., 2009. 30 p.

4. Denisenko, S. E. National specifics of perception of a policeman / S. E. Denisenko // The value system of modern society. 2013. No. 32. PP. 79-85.

5. Zudaeva, V. V. The role of the media in creating the image of an employee of the internal affairs bodies / V V. Zudaeva, N. V Brueva // Scientific Digest of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 2 (5). PP. 108-114.

6. Kalyagin, Yu. S. Problems of social perception in the professional activity of law enforcement officers / Yu. S. Kalyagin, L. B. Filonov // Psychological science and education psyedu.ru. 2011. Vol. 3. No. 3. Address: https:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47075.shtml (date of address: 03.06.2022).

7. Nanaeva, B. B. Blood feud as an institution of social-legal regulation of generic relations / B. B. Nanaeva, U. M. Umarov // Theory and practice of social development. 2011. No. 7. PP. 43-46.

8. Pisarenko, A. P. The phenomenon of ethnic crime and its criminological and sociological characteristics / A. P. Pisarenko // Bulletin of the Taganrog Institute of Management and Economics. 2016. No. 2 (24). PP. 84-86.

9. Saigitov, U. T. The influence of traditions and customs on crime in the Republics of Dagestan / U. T. Saigi-tov // Journal of Russian Law. 2004. No. 3. p. 45.

10. Bronfenbrenner, U. Ecological models of human development / U. Bronfenbrenner // International Encyclopedia of Education. Volume 3, 2nd ed. Oxford: Elsevier, 1994.

11. Desonia, A. S. Evaluation model for inclusion of diversity education in teacher training (dissertation) / A. S. DeSonia // Western Michigan University. Michigan. 2007. PP. 69-70.

12. Giles, H. Communication adaptation: law enforcement agencies and the public. In Poire, Beth; Daly, Rene (ed.). Applied issues of interpersonal communication: family, health and social relations / H. Giles [et al.]. Bern: Peter Lang. 2006. PP. 241-269.

13. Gundara, J. S. Intercultural, education and inclusion / J. S. Gundara // Sage Publications, 2001. 224 p.

14. Kim, Yu. Yu. Adaptation to a new culture. In the book Gudikunst U. (ed.), Theorizing about intercultural communication. Fullerton: Sage Publications. 2005. 488 p.

15. Mallavi-O'Byrne, S. Intercultural interactions in social work. In R. Brislin & T. Yoshida (eds.), Improving intercultural interactions: modules for cross-cultural training programs. Thousand Oaks, California: Sage. 1994. PP. 197-220.

Дополнительная информация об авторе Б. Н. Селин - доцент кафедры иностранных языков Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, кандидат педагогических наук.

Additional information about the author B. N. Selin - Associate Professor of the Department of Foreign Languages of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Candidate of Pedagogical Sciences.

Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022; принята к публикации 12.12.2022.

The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 22.11.2022; accepted for publication 12.12.2022.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.