УДК 378 NIION: 2015-0066-4/21-063
ББК 74 MOSURED: 77/27-011-2021-04-262
DOI 10.24412/2414-3995-2021-4-323-326 © Селин Б.Н., Свистильников А.Б., Селина И.А., 2021
Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ -ОСНОВА ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Борис Николаевич Селин,
доцент кафедры иностранных языков, кандидат педагогических наук,
Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина (308024, Белгород, ул. Горького, д. 71)
E-mail: [email protected]; Александр Борисович Свистильников,
профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности, кандидат юридических наук, доцент
Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина (308024, Белгород, ул. Горького, д. 71)
E-mail: [email protected]; Ирина Алексеевна Селина, преподаватель кафедры иностранных языков Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина (308024, Белгород, ул. Горького, д. 71)
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются основные методологические подходы и идеи поликультурного образования. Выявлены сферы, диапазон и особенности взаимодействия сотрудников ОВД с представителями поликультурной среды в процессе их правоохранительной деятельности; криминально обусловленные особенности поведения представителей поликультурной среды. Определены основные направления поликультурной подготовки сотрудников полиции в системе профессионального образования.
Ключевые слова: поликультурное образование, полицейский, особенности, поликультурный контекст деятельности, поликультурное взаимодействие
POLY-CULTURAL EDUCATION IN POLICE OFFICERS AS THE BASIS OF MULTICULTURAL ENGAGEMENT
Boris N. Selin,
Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Candidate of Pedagogical Sciences
Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I.D. Putilin (308024, Belgorod, ul. Gor'kogo, d. 71);
Aleksandr B. Svistilnikov, Professor of the Department of Operative Detective Activity, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I.D. Putilin (308024, Belgorod, ul. Gor'kogo, d. 71);
Irina A. Selina,
Lecturer of the Department of Foreign Languages Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I.D. Putilin (308024, Belgorod, ul. Gor'kogo, d. 71)
Abstract. The article focuses on the main methodological approaches and ideas of multicultural education. The study identifies the spheres, range and specificities of multicultural engagement of police officers with representatives of multicultural environment while peace keeping; as well as criminally oriented behavioral patterns from the part of multicultural strata of policing subjects. The major aspects of multicultural training in police officers during vocational education and professional activities have been determined.
Keywords: multicultural education, police officer, specificity, multicultural context of service, multicultural engagement
Для цитирования: Селин Б.Н., Свистильников А.Б., Селина И., го взаимодействия. Вестник экономической безопасности. 2021;(4):3
Состояние общественных отношений российского общества является отражением современных глобальных вызовов человечеству, в том числе в отношении расширения культурного пространства и последствий этого процесса. Сотрудники правоохранительных органов России находятся на острие
№ 4 / 2021 - Вестник экономич
Поликультурное образование полицейских - основа поликультурно-1-6.
проблем поддержания правопорядка в условиях традиционно многокультурного состава нашего общества и усиления тенденций, направленных на расширение состава населения, особенно в части его криминализации за счет асоциальных элементов внутри- и наднациональной среды.
ской безопасности -323
Одной из проблем подготовки сотрудников полиции России становится их подготовка к работе в этой динамично изменяющейся поликультурной среде, формирование способности адекватного восприятия особенностей представителей культурных и субкультурных слоев населения, особенно тех их признаков, которые существенным образом влияют на правосознание, формирование необходимости самосовершенствования этих навыков на протяжении всей профессиональной деятельности и, в конечном итоге - всей жизни в силу непрерывности процесса межличностного взаимодействия.
В связи с этим, основными аспектами нашего исследования выступают понятия «поликультурное образование» и «поликультурное образование сотрудников полиции», что вызывает необходимость рассмотрения генезиса их возникновения, развития, а также возможности реализации в рамках профессионального образования полицейских.
Принято считать, что поликультурное образование, как актуальная парадигма педагогической деятельности возникла не спонтанно, а явилось ответом на социальные запросы мирового сообщества, наибольшее ярко проявившиеся в конце XX в. Однако, это не совсем так, поскольку движение за права человека в начале 1960-х гг. в США, тенденции отказа от политики расизма, способствовали появлению гуманистических идей «межрасовой гармонии и десегрегации» [6], полноценного включения афро- и латиноамериканских этносов США во все уровни системы образования. Как отмечают отечественные исследователи (Бессарабова И.С., 2008; Гукаленко О.В., 2000; Рахкошкин А.А., 2000; Тер-Минасова С.Г., 2000; Шафрикова А.В., 1998 и др.), этот процесс сопровождался бурным развитием социально- и расово-ориентированной педагогической мысли, появлением новых методологических подходов, стратегий образования, развитием форм, методик поликультурной направленности обучения.
Диверсификация традиционного образования за рубежом стала причиной появления и развития ряда социально-педагогических подходов и концепций, имевших целью фиксацию взаимного проникновения культур в процессе реализации образовательной функции. Один из таких первых подходов - развития межличностных отношений - был ориентирован на создание психолого-педагогических условий
более эффективного обучения учащихся различного этно-культурного происхождения [11].
Межгрупповой, или другими словами межкультурный подход опирается на развитие внутренних резервов неоднородных групп населения для достижения внутренней гармонии путем формирования знаний о многообразии культурного окружения, развития умений преодоления стереотипов и предубеждений, воспитания уважительного отношения к этно-групповой идентичности [8].
Согласно третьему подходу (идее «одногруппо-вой» уникальности), под сомнение ставится существующая структура общества и побуждает обучающихся менять свое отношение к одной конкретной нетитульной группе людей (этносу, поло-возрасной, субкультурной и пр. группам населения).
Следующий подход в рамках поликультурного образования ориентирует обучающихся на формирование межрасового равенства и культурного плюрализма, охватывающих такие признаки, как этно-расовое, половое, социальное разнообразие, толерантное отношение к недееспособным лицам. Этот подход, появившийся в Северной Америке, не затрагивает аспект религиозного разнообразия школьников и студентов в силу того, что большая часть населения придерживается христианских воззрений и образование является светским.
Пятый подход, получивший название «соци-ально-реконструктивистского» [9, с. 109], является развитием идеи мультикульного образования, и предполагает формирование навыков социальных действий, направленных на активное изменение самими участниками образовательного процесса структуры общественных отношений в рамках специально организованной учебной среды с целью дальнейшего развития гуманистических отношений поликультурного общества.
Шестое направление, будучи практически идентичным идее социальных действий Р. Бэнкса, и известной в научной литературе как «критическое мультикультурное образование» (МакЛарен, 1995; Слитер, 1996), выдвигает на первый план воспитательный потенциал учебных заведений. Основным критерием деятельности в рамках этого направления образования выступает система оценки поступков учащихся и дисциплинарного воздействия на тех, кто проявляет дискриминационные действия в
отношении своих соучеников - выходцев из среды иммигрантов или иных меньшинств.
Одной из идей мультикультурного образования также выступает идея аккультурации, в процессе которой индивид перенимает, приобретает нормы иной культуры или приспосабливается к новой, чаще всего доминирующей культурной среде [5, с. 306-309].
Проблематика поликультурного образования в России приобрела актуальность на рубеже 90-х годов прошлого века, прежде всего, в связи с распадом Советского Союза и последовавшими за этим негативными социально-политическими, экономическими, духовно-нравственными процессами. Кризис власти, резкий переход экономики на рыночные отношения, негативные явления в духовной жизни общества, отдельного человека породили настораживающую тенденцию к национальной нетерпимости и разобщенности, обострили проблемы адаптации человека в инокультурной среде [3, с. 4]. Эти факторы породили необходимость формирования поликультурной личности, в том числе в системе высшего образования.
Работы отечественных ученых-педагогов направлены на изучение таких фундаментальных и прикладных проблем, как методологические основы поликультурного образования в уникальных условиях российской действительности (Гершун-ский Б.С., 1998; Яркова Е.Н., 2004), исследования полифакторности поликультурного образования применительно к формированию культуры межнационального общения в условиях многонационального региона (Гасанов Н.Н., 1997; Кузьмин М.Н., 1999: Палаткина Г.В., 2003 и др.), адекватность межкультурного обучения в рамках полилогического взаимодействия различных культур (Библер В.С., 1997; Веденина Л.Г., 1993; Корякина А.А., 2017 и др.).
Сотрудники правоохранительных органов, будучи гражданами нашего общества, хотя и обладают специфическими правами, обязанностями и контекстом профессиональной деятельности, также испытывают воздействие постоянно изменяющейся поликультурной среды. Необходимость решения служебных задач, усложняющихся динамикой, диапазоном и иными факторами развития поликультурной среды, требует перестройки профессионально-
го образования полицейских, результаты которого, несомненно, претерпевает изменения в процессе приобретения опыта профессиональной деятельности, что, в свою очередь, выводит на первый план совершенствование когнитивного и праксиологического [2, с. 581-586] компонентов поликультурной компетентности специалиста в рамках непрерывного образования, являющегося неоспоримой основой эффективности деятельности представителей этой профессии.
Особенности поликультурного образования полицейских необходимо, на наш взгляд, рассматривать через призму функциональных обязанностей представителей этой профессии. Многофакторный анализ деятельности самых распространенных профессий полицейских - участковых уполномоченных полиции, оперуполномоченных уголовного розыска, дознавателей, позволил нам сделать вывод о том, что их работа имеет двунаправленный характер. С одной стороны, это служебное и внеслужебное взаимодействие с носителями разнообразных, общественно-лояльных культур - этно-националь-ных, конфессиональных, поло-возрастных и пр. С другой стороны, это ярко выраженное, законное противодействие антисоциальному поведению представителей околокриминальных субкультур и контр-культуре уголовного мира.
Сотрудникам полиции, по сравнению с представителями иных профессий, недостаточно владение знаниями, умениями и способами коммуникации с законопослушными представителями поликультурной среды нашего общества. Для успешного выполнения ими своих обязанностей важно также знать степень и формы влияния этнокультурных, этно-конфессиональных, внутригрупповых и иных особенностей различных групп населения на их правосознание.
Может показаться, что данная посылка, нарушая, на первый взгляд, общепризнанный принцип презумпции невиновности, входит в противоречие с гуманистической направленностью взаимовлияния культур, поддерживая такие антагонистические теории, как, например, теорию генетического детерминизма (К. Бюхнер, А. Габино, О. Льюис, Г. Спенсер) [1], последователи которой провозглашают идею влияния неких генетических особенностей рас и народностей на проявление их культурного
№ 4/2021
Вестник экономической безопасности
325
своеобразия; теорию социально-экономической репродукции (К. Берайтер. С. Инглман, Д. Ричардсон и др.) [7], развивающей мысль о культурной предопределенности различных слоев населения в зависимости от уровня их образованности и социального статуса; теорию социального доминирования (Дж. Сиданиус, Ф. Пратто, Дж. С. Тернер и др.), согласно которой существуют три иерархических уровня (институциональная дискриминация, совокупная индивидуальная дискриминация, поведенческая асимметрия) межкультурного влияния, оправдывающие культурно-идеологическое неравенство людей, принадлежащих к различным этническим, религиозным и половозрастным группам [10, с. 199-206].
Однако, анализ практики правоохранительной деятельности показывает, что представителям отдельных народов свойственно проявление таких уникальных этнокультурных особенностей, как боязнь порицания со стороны соплеменников или членов группы; преобладание коллективного мнения или ценностей над личными; соблюдения принципа невыдачи своих сообщников; проявление условной гибкости поведения, выражающегося в имитации подчинения требованиям в условиях реальной опасности; страх перед угрозой кровной мести и т.д. [4, с. 54].
Полученные данные, позволяют сделать вывод, что для сотрудников полиции МВД России особую значимость в этой связи приобретают полноценная адаптация к новой поликультурной среде; способности идентифицировать факторы поликультурной среды и реконструировать поликультурные ценности участников коммуникации, что позволяет осознавать мотивы, установки и стереотипы партнеров по взаимодействию, влияющие на их правосознание; критическое отношение к поликультурным реалиям. Эти знания, умения, навыки и способности, несомненно, развиваются и формируются в условиях профессионального образования.
Проведенное исследование не претендует на исключительное освещение представленной проблематики. В рамках основных направлений дальнейшей работы предполагается дальнейшее изучение особенностей поликультурных субъектов профессиональной деятельности сотрудников полиции Российской Федерации, тенденций изменения их состава, выявление возможностей субъект-субъ-
ектного взаимодействия полицейских с разноуровневыми представителями современной поликультурной среды российского общества, разработку педагогических принципов формирования основ субъект-субъектного взаимодействия сотрудников полиции в процессе профессиональной подготовки и их дальнейшего образования.
Литература
1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур: Учебное пособие. М.: Изд-во РГГУ, 1998. 240 с.
2. Девятловский Д.Н., Игнатова В.В. Дефиниция понятия «праксиологические умения будущего специалиста» // Фундаментальные исследования. 2012. № 6 (часть 3). С. 581-586; URL: http:// fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30078 (дата обращения: 01.07.2021).
3. Новолодская С.Л. История и современность поликультурного образования: монография. Чита: ЗИП СибУПК, 2015. 122 с
4. Селин Б.Н. Формирование поликультурной компетентности сотрудника полиции в вузе МВД России // дис. ... канд. пед. наук.: Краснодар, 2014. С. 54.
5. Akarowhe K. Effects and Remedies to Cultural Shock on the Adolescent Students // Sociology International Journal № 2(4). 2018: pp. 306-309.
6. Banks J. Cultural diversity and education: foundations, curriculum and teaching: University of Washington - Pearson, 2001.
7. Bereiter C., Engleman S. Teaching Disadvantaged Children in Preschool. Englewood Cliffs, New York: Prentice Hall, 1969. 312 p.
8. Gay G. Culturally responsive teaching: Theory, research, and practice. 2nd ed., New York: Teachers College Press, Columbia University, 2010.
9. Johnson L. Multicultural Policy as Social Activism: redefining who 'counts' in multicultural education. Race, Ethnicity and Education. Vol. 6, No. 2, July 2003. 107-121.
10. Sidanius J., Pratto F. Social dominance: an intergroup theory of social hierarchy and oppression. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
11. Sleeter C.E, Grant C.A. 2006. Making choices for multicultural education: Five approaches to race, class, and gender. 5th ed. New York: Wiley. 2006.