НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
2015'2
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОЛИЦЕЙСКОГО КАК АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
TOLERANCE TEACHING IN POLICE OFFICERS AS AN AXIOLOGICAL
PROBLEM
УДК 316.647.5
И.А. СЕЛИНА
(Белгородский юридический институт МВД России
имени И.Д. Путилина) [email protected]
Б.Н. СЕЛИН,
кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России
имени И.Д. Путилина) [email protected]
I.A. SELINA
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the
Interior of Russia)
B.N. SELIN,
PhD in Pedagogy (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the
Interior of Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются основополагающие конструкты формирования ценностных ориентиров у будущих сотрудников полиции, исследуются отдельные направления и особенности этого процесса, предлагаются психолого-педагогические условия успешности процесса формирования толерантного поведения полицейских.
Ключевые слова: толерантность, полицейский, ценностные ориентиры, психологопедагогические условия.
Abstract: the article deals with the foundation constructions of value orientations in future police officers; separate aspects and features of this process are investigated; psychological and pedagogical conditions to succeed the process of tolerance teaching in future police officers are also proposed.
Keywords: tolerance, police officer, value orientations, psychological and pedagogical conditions.
Современная эпоха глобализации, связанная с ней интеграция всех без исключения сфер жизни обусловили новые волны «переселения народов», динамичное развитие различных способов коммуникации, видоизменение социальных структур, урбанизацию. В связи с этим мы можем наблюдать как на региональном, так и на государственном и даже межгосударственных уровнях эскалацию таких негативных явлений, как нетерпимость, конфликтность, попрание базовых общечеловеческих ценностей, агрессивность и милитаризация сознания.
Альтернативой угрозам и вызовам современного глобализированного мира является сознательный выбор человеком пути (как личного, так и общественного) ненасилия, гармонизации взаимоотношений, терпимости и толерантности.
Понятие «толерантность» многогранно. Толерантность возможно понимать, во-пер-
вых, как терпимость либо терпение (от лат. tolerantia - терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий). Как отмечают некоторые авторы (М.П. Мчед-лов и др.), термин «толерантность» до начала XXI века не употреблялся - вместо него использовалось понятие «терпимость». Согласно определению Философского энциклопедического словаря «толерантность - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [2]. Также значение толерантности связано с устойчивостью к конфликтам, к отклонениям в поведении
75
2015'2
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
других, к неуверенности в завтрашнем дне, к стрессу. Невозможно исключить из данного понятия и аспекты адаптации к неким неблагоприятным факторам, стремление индивида достичь понимания с другими, не прибегая к насилию, а также аспект позволения.
Будущим сотрудникам полиции МВД России в постоянно усложняющихся условиях профессиональной деятельности наряду с высоким уровнем профессиональных компетенций необходимы и четко сформированные нравственные качества гуманистической направленности, которые помогут им противостоять воздействию негативных факторов профессиональной деформации. Особенно важен для формирования и утверждения основных нравственных принципов период обучения курсантов в учебном заведении. Именно в этот период возможно изменение ценностной системы, которая определит в дальнейшем их поведение и направленность личностной деятельности.
В данной статье мы рассмотрим такие обязательные составляющие толерантности, как коммуникативная толерантность, эмпатия. Коммуникативная толерантность как качество личности является собирательным понятием. В ней находят отражение характер, темперамент личности, ценности, потребности, интересы, опыт общения и культура. Мы можем характеризовать человека как коммуникативно толерантного, если он не испытывает негативных эмоций по поводу различий между собой и партнером. Коммуникативно толерантная личность, как правило, занимает активную позицию в процессе общения и взаимодействия с другими, чувствует ответственность за результаты собственного выбора, может найти выход из конфликтной ситуации при продуктивном преодолении внутреннего или внешнего конфликта, принимает ценности и потребности других людей. При этом важно помнить, что формирование и развитие коммуникативной толерантности возможно исключительно в процессе общения, которое и обусловливает необходимость ставить себя на место партнера, вживаться в его мир и пытаться смотреть на вещи его глазами.
На развитие коммуникативных процессов безусловное влияние оказывает самооценка объектов и субъектов общения. Как известно, самооценка связана с ощущением позитивного отношения к себе, с чувством самоуважения. Также она тесно связана с определением для себя степени трудности целей, с уровнем притязаний человека.
Диссонанс между желаемым и возможным зачастую приводит к эффекту «кривого зеркала» в оценивании себя, что влечет за собой проявление таких особенностей поведения, как конфликтность и неадекватность, эмоциональная нестабильность и повышенная тревожность. При любой деформации самооценки - как в сторону завышения, так и в сторону занижения - происходит возникновение трудностей при установлении продуктивных контактов с партнерами.
Эмпатия - это способность человека к сопереживанию, которое выражается в эмоциональной отзывчивости, внимании к проблемам и горестям других людей. Естественным проявлением эмпатии является желание и стремление помочь и поддержать. Подобное отношение к другим способствует формированию и развитию гуманистических ценностей, что, в свою очередь, ограничивает собственную агрессию и конфликтность.
Люди с низким уровнем развития эмпатии сосредоточены исключительно на себе, эгоистичны, равнодушны к проблемам других, болезненно воспринимают их успехи, излишне требовательны, и, что особенно опасно для будущих сотрудников правоохранительных органов, зачастую прибегают к неоправданно жестким и даже жестоким наказаниям, а также склонны к менторству и морализированию. По мнению Е.А. Васкиной, «отрицательное значение имеет и фактор прямого взаимодействия с преступной и аморальной средой, когда работники правоохранительных органов вынуждены по долгу службы постоянно общаться с лицами, чья ценностная система искажена до таких пределов, что наивысшая ценность - человек - превращается в отрицательную ценность, подлежащую уничтожению, издевательствам и т.д.» [1, с. 23]. Подобным проявлениям интолерантного поведения особенно важно противопоставлять эмоциональные реакции, связанные с умением посредством воображаемого перевоплощения войти в роль другого человека, временно «прожить» его состояние.
Направления образовательного и воспитательного процессов формирования толерантности в образовательных организациях МВД России можно представить в следующем виде:
- развитие и воспитание обучающихся в духе открытости, принятия других народов, признания ценности их культур и истории;
- использование ненасильственных средств при разрешении конфликтов, отказ от неоправданного насилия;
76
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
2015'2
- привитие идей альтруизма и уважения к другим.
Необходимо помнить, что основополагающие принципы толерантности проявляются через решение задач поликультурного образования. Именно в период обучения в высшем учебном заведении необходимо интенсифицировать формирование представлений обучающихся о многообразии культур наряду с воспитанием положительного к ним отношения. Особенно важно при этом, на наш взгляд, формирование положительного и объективного отношения к прошлому своего народа и страны. Средствами развития могут служить проведение международных конференций, расширенных заседаний научных обществ с привлечением иностранных обучающихся в учебных организациях МВД России, разработка специальных (факультативных) курсов в рамках изучаемых дисциплин. Все это будет способствовать предупреждению ситуаций, порождающих межэтническую, межрелигиозную и эмоциональную напряженность и конфликты.
Важным условием будущей профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов является осознание ими ценности человеческого достоинства и неприкосновенности личности как одного из самых главных нравственных принципов
человека. Процесс профессионального образования должен быть, в том числе, направлен на неприятие проявлений вражды и нетерпимости, геноцида и этнических войн и конфликтов при объективной их оценке.
Необходимым компонентом для формирования толерантности является реализация в учебном заведении следующих психологопедагогических условий:
- целенаправленная просветительская работа с целью повышения уровня поликультурной информированности обучающихся;
- формирование установки на толерантную модель поведения посредством равноправного диалога всех субъектов воспитательнообразовательного процесса;
- создание единой толерантной образовательной среды;
- формирование и развитие навыков коммуникативной толерантности участников образовательного процесса.
Соблюдение этих условий, на наш взгляд, закладывает основы толерантного миропонимания будущих сотрудников полиции, способствует более успешному формированию в образовательной среде вуза системы толерантной жизнедеятельности сотрудников полиции, соблюдению ими принципов равенства, норм общечеловеческой и профессиональной этики.
Литература
1. Васкина Е.А. К вопросу о методологии воспитания при использовании интерактивных образовательных технологий // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2014. № 2 (2). С. 22-24.
2. Философский энциклопедический словарь / под ред. А.Б. Васильева. 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2011.
References
1. Vaskina E.A. On the question of training methodology using interactive learning technologies // Bulletin of the Belgorod law Institute of MIA Russia. 2014. № 2 (2). P. 22-24.
2. Philosophical encyclopedic dictionary / ed. by A. B. Vassilieva. 2-e Izd. - M.: Infra-M, 2011.
(статья сдана в редакцию 17.09.2015)
77