Научная статья на тему 'Формирование толерантности полицейского как аксиологическая проблема'

Формирование толерантности полицейского как аксиологическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОЛИЦЕЙСКИЙ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / TOLERANCE / POLICE OFFICER / VALUE ORIENTATIONS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селина И. А., Селин Б. Н.

В статье рассматриваются основополагающие конструкты формирования ценностных ориентиров у будущих сотрудников полиции, исследуются отдельные направления и особенности этого процесса, предлагаются психолого-педагогические условия успешности процесса формирования толерантного поведения полицейских.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селина И. А., Селин Б. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE TEACHING IN POLICE OFICERS AS AN AXIOLOGICAL PROBLEM

The article deals with the foundation constructions of value orientations in future police officers; separate aspects and features of this process are investigated; psychological and pedagogical conditions to succeed the process of tolerance teaching in future police officers are also proposed.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности полицейского как аксиологическая проблема»

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'2

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОЛИЦЕЙСКОГО КАК АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

TOLERANCE TEACHING IN POLICE OFFICERS AS AN AXIOLOGICAL

PROBLEM

УДК 316.647.5

И.А. СЕЛИНА

(Белгородский юридический институт МВД России

имени И.Д. Путилина) [email protected]

Б.Н. СЕЛИН,

кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России

имени И.Д. Путилина) [email protected]

I.A. SELINA

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

Interior of Russia)

B.N. SELIN,

PhD in Pedagogy (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

Interior of Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются основополагающие конструкты формирования ценностных ориентиров у будущих сотрудников полиции, исследуются отдельные направления и особенности этого процесса, предлагаются психолого-педагогические условия успешности процесса формирования толерантного поведения полицейских.

Ключевые слова: толерантность, полицейский, ценностные ориентиры, психологопедагогические условия.

Abstract: the article deals with the foundation constructions of value orientations in future police officers; separate aspects and features of this process are investigated; psychological and pedagogical conditions to succeed the process of tolerance teaching in future police officers are also proposed.

Keywords: tolerance, police officer, value orientations, psychological and pedagogical conditions.

Современная эпоха глобализации, связанная с ней интеграция всех без исключения сфер жизни обусловили новые волны «переселения народов», динамичное развитие различных способов коммуникации, видоизменение социальных структур, урбанизацию. В связи с этим мы можем наблюдать как на региональном, так и на государственном и даже межгосударственных уровнях эскалацию таких негативных явлений, как нетерпимость, конфликтность, попрание базовых общечеловеческих ценностей, агрессивность и милитаризация сознания.

Альтернативой угрозам и вызовам современного глобализированного мира является сознательный выбор человеком пути (как личного, так и общественного) ненасилия, гармонизации взаимоотношений, терпимости и толерантности.

Понятие «толерантность» многогранно. Толерантность возможно понимать, во-пер-

вых, как терпимость либо терпение (от лат. tolerantia - терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий). Как отмечают некоторые авторы (М.П. Мчед-лов и др.), термин «толерантность» до начала XXI века не употреблялся - вместо него использовалось понятие «терпимость». Согласно определению Философского энциклопедического словаря «толерантность - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [2]. Также значение толерантности связано с устойчивостью к конфликтам, к отклонениям в поведении

75

2015'2

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

других, к неуверенности в завтрашнем дне, к стрессу. Невозможно исключить из данного понятия и аспекты адаптации к неким неблагоприятным факторам, стремление индивида достичь понимания с другими, не прибегая к насилию, а также аспект позволения.

Будущим сотрудникам полиции МВД России в постоянно усложняющихся условиях профессиональной деятельности наряду с высоким уровнем профессиональных компетенций необходимы и четко сформированные нравственные качества гуманистической направленности, которые помогут им противостоять воздействию негативных факторов профессиональной деформации. Особенно важен для формирования и утверждения основных нравственных принципов период обучения курсантов в учебном заведении. Именно в этот период возможно изменение ценностной системы, которая определит в дальнейшем их поведение и направленность личностной деятельности.

В данной статье мы рассмотрим такие обязательные составляющие толерантности, как коммуникативная толерантность, эмпатия. Коммуникативная толерантность как качество личности является собирательным понятием. В ней находят отражение характер, темперамент личности, ценности, потребности, интересы, опыт общения и культура. Мы можем характеризовать человека как коммуникативно толерантного, если он не испытывает негативных эмоций по поводу различий между собой и партнером. Коммуникативно толерантная личность, как правило, занимает активную позицию в процессе общения и взаимодействия с другими, чувствует ответственность за результаты собственного выбора, может найти выход из конфликтной ситуации при продуктивном преодолении внутреннего или внешнего конфликта, принимает ценности и потребности других людей. При этом важно помнить, что формирование и развитие коммуникативной толерантности возможно исключительно в процессе общения, которое и обусловливает необходимость ставить себя на место партнера, вживаться в его мир и пытаться смотреть на вещи его глазами.

На развитие коммуникативных процессов безусловное влияние оказывает самооценка объектов и субъектов общения. Как известно, самооценка связана с ощущением позитивного отношения к себе, с чувством самоуважения. Также она тесно связана с определением для себя степени трудности целей, с уровнем притязаний человека.

Диссонанс между желаемым и возможным зачастую приводит к эффекту «кривого зеркала» в оценивании себя, что влечет за собой проявление таких особенностей поведения, как конфликтность и неадекватность, эмоциональная нестабильность и повышенная тревожность. При любой деформации самооценки - как в сторону завышения, так и в сторону занижения - происходит возникновение трудностей при установлении продуктивных контактов с партнерами.

Эмпатия - это способность человека к сопереживанию, которое выражается в эмоциональной отзывчивости, внимании к проблемам и горестям других людей. Естественным проявлением эмпатии является желание и стремление помочь и поддержать. Подобное отношение к другим способствует формированию и развитию гуманистических ценностей, что, в свою очередь, ограничивает собственную агрессию и конфликтность.

Люди с низким уровнем развития эмпатии сосредоточены исключительно на себе, эгоистичны, равнодушны к проблемам других, болезненно воспринимают их успехи, излишне требовательны, и, что особенно опасно для будущих сотрудников правоохранительных органов, зачастую прибегают к неоправданно жестким и даже жестоким наказаниям, а также склонны к менторству и морализированию. По мнению Е.А. Васкиной, «отрицательное значение имеет и фактор прямого взаимодействия с преступной и аморальной средой, когда работники правоохранительных органов вынуждены по долгу службы постоянно общаться с лицами, чья ценностная система искажена до таких пределов, что наивысшая ценность - человек - превращается в отрицательную ценность, подлежащую уничтожению, издевательствам и т.д.» [1, с. 23]. Подобным проявлениям интолерантного поведения особенно важно противопоставлять эмоциональные реакции, связанные с умением посредством воображаемого перевоплощения войти в роль другого человека, временно «прожить» его состояние.

Направления образовательного и воспитательного процессов формирования толерантности в образовательных организациях МВД России можно представить в следующем виде:

- развитие и воспитание обучающихся в духе открытости, принятия других народов, признания ценности их культур и истории;

- использование ненасильственных средств при разрешении конфликтов, отказ от неоправданного насилия;

76

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'2

- привитие идей альтруизма и уважения к другим.

Необходимо помнить, что основополагающие принципы толерантности проявляются через решение задач поликультурного образования. Именно в период обучения в высшем учебном заведении необходимо интенсифицировать формирование представлений обучающихся о многообразии культур наряду с воспитанием положительного к ним отношения. Особенно важно при этом, на наш взгляд, формирование положительного и объективного отношения к прошлому своего народа и страны. Средствами развития могут служить проведение международных конференций, расширенных заседаний научных обществ с привлечением иностранных обучающихся в учебных организациях МВД России, разработка специальных (факультативных) курсов в рамках изучаемых дисциплин. Все это будет способствовать предупреждению ситуаций, порождающих межэтническую, межрелигиозную и эмоциональную напряженность и конфликты.

Важным условием будущей профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов является осознание ими ценности человеческого достоинства и неприкосновенности личности как одного из самых главных нравственных принципов

человека. Процесс профессионального образования должен быть, в том числе, направлен на неприятие проявлений вражды и нетерпимости, геноцида и этнических войн и конфликтов при объективной их оценке.

Необходимым компонентом для формирования толерантности является реализация в учебном заведении следующих психологопедагогических условий:

- целенаправленная просветительская работа с целью повышения уровня поликультурной информированности обучающихся;

- формирование установки на толерантную модель поведения посредством равноправного диалога всех субъектов воспитательнообразовательного процесса;

- создание единой толерантной образовательной среды;

- формирование и развитие навыков коммуникативной толерантности участников образовательного процесса.

Соблюдение этих условий, на наш взгляд, закладывает основы толерантного миропонимания будущих сотрудников полиции, способствует более успешному формированию в образовательной среде вуза системы толерантной жизнедеятельности сотрудников полиции, соблюдению ими принципов равенства, норм общечеловеческой и профессиональной этики.

Литература

1. Васкина Е.А. К вопросу о методологии воспитания при использовании интерактивных образовательных технологий // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2014. № 2 (2). С. 22-24.

2. Философский энциклопедический словарь / под ред. А.Б. Васильева. 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2011.

References

1. Vaskina E.A. On the question of training methodology using interactive learning technologies // Bulletin of the Belgorod law Institute of MIA Russia. 2014. № 2 (2). P. 22-24.

2. Philosophical encyclopedic dictionary / ed. by A. B. Vassilieva. 2-e Izd. - M.: Infra-M, 2011.

(статья сдана в редакцию 17.09.2015)

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.