Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к практике профессионального воспитания слушателей образовательных организаций системы МВД России'

Концептуальные подходы к практике профессионального воспитания слушателей образовательных организаций системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / СЛУШАТЕЛИ / LISTENERS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ЛИЧНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛА / PERSONALITY OF THE PROFESSIONAL / ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА / EDUCATING ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL WORKERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закатов Виктор Владимирович

Раскрываются теоретические концептуальные подходы к практике профессионального воспитания слушателей образовательных организаций системы МВД России, анализируется зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции, определяются возможности образовательной организации в создании модели личности выпускника, включающей основы профессионально значимых качеств, которые могут быть сформированы в ходе учебно-воспитательного процесса, и показана их роль и значение в подготовке кадров для органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закатов Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL APPROACHES TO THE PROFESSIONAL EDUCATION OF STUDENTS AT EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA SYSTEM OF RUSSIA

The paper discusses the theoretical conceptual approaches to professional education of students at educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, analyzes foreign experience in educating the police officers, determines the possibilities of the educational organization in creating a model of the graduate's personality that include the fundamentals of professionally significant qualities that can be formed during the training educational process and shows their role and importance in personnel training of for law enforcement bodies

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к практике профессионального воспитания слушателей образовательных организаций системы МВД России»

УДК 159.923.2:355.21 ББК 88.42 З 18

В.В. Закатов

Кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России»; E-mail: [email protected]

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ

МВД РОССИИ

(Рецензирована)

Аннотация. Раскрываются теоретические концептуальные подходы к практике профессионального воспитания слушателей образовательных организаций системы МВД России, анализируется зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции, определяются возможности образовательной организации в создании модели личности выпускника, включающей основы профессионально значимых качеств, которые могут быть сформированы в ходе учебно-воспитательного процесса, и показана их роль и значение в подготовке кадров для органов внутренних дел.

Ключевые слова: концепция, профессиональное воспитание, образовательные организации МВД России, слушатели, педагогические работники, личность профессионала, воспитывающая среда.

V.V. Zakatov

Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Chief of Department of Psychology, Pedagogics and Organization of Work with Staff of the MIA Administration Academy of Russia; E-mail: [email protected]

CONCEPTUAL APPROACHES TO THE PROFESSIONAL EDUCATION OF STUDENTS AT EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA SYSTEM OF RUSSIA

Abstract. The paper discusses the theoretical conceptual approaches to professional education of students at educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, analyzes foreign experience in educating the police officers, determines the possibilities of the educational organization in creating a model of the graduate's personality that include the fundamentals of professionally significant qualities that can be formed during the training - educational process and shows their role and importance in personnel training of for law enforcement bodies Keywords: the concept, professional education, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, listeners, pedagogical workers, the personality of the professional, educating environment.

Концептуальные основы профессионального воспитания слушателей образовательных организаций системы МВД России составляют

ведущие идеи педагогики, философии, психологии о механизмах воспитания и развития личности, о факторах и условиях, определяющих

успешность подготовки и профессионального становления сотрудников органов внутренних дел в процессе обучения в ведомственных образовательных организациях.

В то же время теоретические основы педагогики профессионального воспитания на сегодняшний день остаются еще малоразработанными. Теоретическое обоснование фактов, условий, средств, методов, методик воспитательной деятельности отстает от потребностей современной жизни. Многие педагогические работники образовательных организаций МВД России, стремящиеся реализовать свою социальную функцию профессионального воспитателя, не всегда могут найти обоснованные советы и рекомендации о том, как, какими средствами успешнее осуществлять профессиональное воспитание и развитие слушателей.

Отказавшись от жестко регламентированной системы формирования личности с ее сложившимися приемами, средствами, методами, формами подчинения личности коллективу, педагогические кадры затрудняются в определении новых способов воспитания, несмотря на значительные усилия, предпринимаемые в последнее время МВД России по реформированию системы воспитательной работы с личным составом, совершенствованию нормативно-правового регулирования этой деятельности.

Анализ реальной педагогической практики профессионального воспитания в образовательных организациях системы МВД России показывает, что значительная часть педагогических кадров не всегда может выделить, какие общие и специфические качества личности потребуются слушателям в их будущей деятельности. Еще сложнее педагогическим работникам указать, какие из этих качеств, в какой мере и какими способами они сами, в процессе преподавания своей дисциплины, могут выявить, развить и закрепить.

По нашему мнению, в сложившихся современных реалиях необходимо остановиться на решении трех проблем, имеющих концептуальное значение:

- необходимости постановки в центре воспитания конкретной личности, более глубокого и разностороннего изучения ее особенностей как будущего профессионала и построение на этой основе педагогической модели специалиста и деятельности сотрудника органов внутренних дел, выпускника ведомственной образовательной организации, которая определяет содержание и пути воспитания;

- выявлении и создании основных педагогических условий реализации воспитательного потенциала образовательной организации МВД России с тем, чтобы она стала воспитывающей во всех сферах своей деятельности.

Первая проблема может быть решена путем воспроизведения научно обоснованных представлений о развивающейся личности слушателя как цели, объекте, субъекте и результате воспитания.

Обратимся к цели воспитания. В курсе лекций Б.Т. Лихачева по педагогике говорится: «Цель воспитания как общая стратегическая задача состоит в том, чтобы сформировать реальную, граждански устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самого себя» [1: 43]. Не отрицая правомерности этого определения в целом, стоит подчеркнуть, что для нужд конкретной воспитательной работы оно недостаточно, так как из него весьма сложно вывести конкретные воспитательные задачи и систему педагогических акций по решению этих задач. Здесь уместнее вспомнить макаренковское понимание цели воспитания как «развернутой программы человеческого характера». Следовательно, организация

воспитательного процесса в образовательной организации МВД России должна начинаться с определения «программы» личности того профессионала, которого готовит ведомственная образовательная организация, то есть нужна научно-обоснованная модель деятельности и личности слушателя по каждой специализации.

Эта модель должна быть известна каждому педагогу, как рабочий чертеж. Она поможет ему выявить неравномерности в развитии конкретного слушателя, определить доминирующие воздействия тех или иных факторов для формирования различных качеств личности. Помимо этого, модель даст возможность проследить, каким образом формирование одних характеристик личности влияет на формирование других, прогнозировать развитие личности с учетом ее качественных характеристик.

При ориентации на модель процесс воспитания становится управляемым, целесообразным и целенаправленным. Основное здесь - выйти за рамки общих лозунгов о всесторонне развитой, гармоничной личности и сосредоточиться на практическом учете реальных особенностей слушателей, конкретизировав цели и задачи их профессионального воспитания.

Основными параметрами развития личности выпускника образовательной организации МВД России чаще всего называются: гражданское сознание и самосознание, патриотизм, высокий профессионализм, честь и достоинство, профессиональный долг, гуманизм и интеллигентность, творчество, инициатива и предприимчивость, справедливость и деловитость, индивидуальная самобытность.

Важно учесть, что слушатель -взрослый молодой человек, обладающий специфическими характеристиками. Он:

- осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью;

- обладает запасом определенного жизненного и профессионального опыта;

- стремится с помощью учебы решить жизненно важные проблемы;

- заинтересован в безотлагательной реализации полученных профессиональных знаний и умений;

- осуществляет учебную деятельность, обусловленную распорядком дня, установленным в ведомственной образовательной организации.

Теория уже доказала, а практика подтвердила, что формирование личности профессионала завершается только в процессе непосредственного, порой многолетнего участия сотрудника в практической работе и решить эту задачу исключительно в рамках образовательной организации невозможно. Отсюда встает проблема определения реальных возможностей образовательной организации в создании модели личности выпускника, включающей те знания, умения, навыки, основы профессиональных и профессионально значимых качеств, которые могут быть сформированы в ходе учебно-воспитательного процесса и станут основой для последующего формирования личности полноценного профессионала в практической работе после окончания образовательной организации.

На основании системного представления о специфике деятельности, профессиональной подготовленности и о личностных качествах сотрудников, исходя из реальных возможностей их подготовки в образовательной организации, строится педагогическая модель учебно-воспитательного процесса и определяется характер педагогически целесообразного взаимодействия педагогических работников и слушателей в ходе этого процесса.

Можно с достаточной уверенностью сказать, что сегодня - это модель интеллектуального, социально-психологического и профессионального тренинга, который выступает как стержень организации

педагогического процесса и соответствует основным требованиям, направлениям, методам и формам деятельности профессионала в конкретной сфере правоохранительной деятельности.

Интеллектуальный тренинг, основанный на системе приобретаемых в ходе обучения фундаментальных и прикладных знаний, формирует и развивает способность к самостоятельному обучению, синтезу знаний и опыта при решении практических задач, развивает профессиональное мышление. Социально-психологический тренинг стимулирует развитие профессиональных и профессионально значимых качеств и свойств личности. Профессиональный тренинг помогает формировать необходимые профессионально-деловые качества, развивает и закрепляет профессиональные знания, умения и навыки. Кроме того, педагогический тренинг в разных его формах и вариантах, от отработки простейших профессиональных навыков до сложных комплексных умений, является сферой наиболее активного взаимодействия педагога и слушателей.

Сказанное не отрицает роли лекций и семинарских занятий. Более того, в условиях быстро меняющейся практики именно лекция выступает как наиболее оперативный, а иногда и единственный источник знаний, основанный на систематизации и осмыслении актуального практического материала самими педагогическими работниками.

Подобное построение учебно-воспитательного процесса подразумевает еще один компонент его педагогического обеспечения: разработку «фильтрационной модели» поступающего в образовательную организацию для обучения по конкретной специализации. Она включает в себя минимальный комплекс и уровень развития интеллектуальных, нравственных и иных качеств личности, отражает минимальный уровень знаний и навыков, необходимых

для подготовки профессионала в данной области правоохранительной деятельности. Она содержит также систему противопоказаний, т. е. сумму качеств личности (не обязательно негативного свойства), которые не совместимы с будущей профессиональной деятельностью и, как правило, не могут быть скорректированы в ходе учебно-воспитательного процесса. Такая модель, помимо прочего, представляет важный момент в плане «воспитания воспитываемости», так как в ряде случаев интеллектуальная неразвитость или нравственная примитивность человека являются серьезной преградой в воспитательной работе.

Построение системы педагогических моделей (профессиональная деятельность - личность профессионала - личность выпускника - учебно-воспитательный процесс - личность поступающего) не решит, разумеется, всех проблем воспитательной работы со слушателями в ходе обучения. Но она может содействовать тому, что воспитательная работа будет более целенаправленной, системной, конкретной и, в конечном итоге, эффективной.

Вторая проблема заключается в сущностной стороне воспитания в свете современных теоретических концепций. В течение многих лет образовательные организации рассматривались как учебные заведения с образовательной целью. Воспитание же воспринималось как процесс, сопутствующий обучению, совершающийся автоматически по ходу учебного процесса. В результате возникло понимание воспитания как просветительства, отводящее слушателю преимущественно роль объекта, что вело не к развитию, а к подавлению личности, ее нивелировке, усреднению.

Сказанное, конечно, не отвергает роли обучения как главного воспитательного средства. Его воспитательное воздействие содержанием, формами и методами работы, влиянием личности педагогического

работника очевидно. Но часто интеллект слушателя в учебном процессе в целях воспитания используется слабо. В результате личность не только не развивается, но и деградирует; формируется специалист беспомощный в ситуациях свободного выбора, не умеющий или не желающий выбрать оптимальный вариант поведения.

По определению профессора А.М. Столяренко, «воспитанность личности - важнейшая аксиологическая (ценностная) составляющая сущности личности, система жизненных и поведенческих смыслов, значений, ценностей, желаний, отношений и выборов в поступках и жизни, ее педагогическое свойство» [2: 211-213].

Ясно одно - только воспитывающим обучением, даже проводимым целенаправленно и систематически, проблему воспитания слушателей не решить. Формирование личности осуществляется непрерывно во всех видах деятельности в процессе социализации, воспитания и саморазвития, представляющих компоненты целостного педагогического процесса.

Нужно понимание того, что воспитание - социальный и государственный приоритет, а главная приоритетная тенденция развития образовательной организации сегодня - это ее воспитывающая функция. В литературе нередко воспитание трактуется как «целенаправленное руководство (управление) процессом развития личности» при учете многообразия факторов, на нее воздействующих; преподавания наук, включения вос-питуемого в сферу общественных отношений и вне ее, организации жизни и быта на коллективистских началах, общения с педагогами, ау-диовизуализации среды и т.д. Эта трактовка имеет рациональную основу, но все же страдает односторонностью. Более исчерпывающим является определение воспитания как целенаправленного процесса

организации и стимулирования активной деятельности самих слушателей по овладению общественным опытом, т.е. знаниями в различных сферах жизни и особенно в профессиональной деятельности; практическими навыками и умениями, способами творческой деятельности, социальными отношениями. Иначе говоря, формирование личности происходит, прежде всего, путем стимулирования внутренней активности слушателя, развития его потребностно-мотивационной сферы, склонностей и способностей.

Воспитание - это и есть духовное «питание» слушателя, восхождение с ним на новый уровень отношений с миром, профессиональной деятельностью, самим собой. На этом пути педагог овладевает главным в педагогическом искусстве: распознавать мотивы поведения слушателя и побуждать его к самовоспитанию.

При таком подходе исходным звеном в воспитательном процессе является личность слушателя - ее способности, потребности, интересы, социальный опыт, самосознание и самооценка, саморазвитие. Суть воспитания именно в саморазвитии личности, что обеспечивается совокупным влиянием общества, государства, его институтов, а также педагогического коллектива образовательной организации.

Анализ трудов зарубежных авторов по полицейской педагогике позволяет сделать вывод, что под воспитанием сотрудников полиции понимается целенаправленный процесс педагогических воздействий на них, позволяющих развить их мировоззрение в соответствующем социально-политическом контексте, привить им заданную систему ценностей, оптимизировать у них профессионально-значимые и личностно-цен-ные черты характера, сформировать требуемые профессионально-обоснованные психологические установки и привычки поведения [3].

Непосредственный, целенаправленный, формализованный процесс

воспитания и самовоспитания служащих полиции осуществляется в двух сферах деятельности: в процессе профессиональной подготовки (обучения, образования) и непосредственно в процессе профессиональной полицейской деятельности. Например, в образовательных учреждениях, как правило, процесс воспитания тесно связан с процессом обучения. Так, в Высшей школе полиции ФРГ у слушателей формируется осознанность и самостоятельность принятия решений, когда приезжающие на курсы повышения квалификации управленцы сами определяют программу семинара. Им заранее направляются анкеты с просьбой высказаться относительно актуальных проблем полицейской деятельности, которые необходимо обсудить. Предложения изучаются, обобщаются, и на их основе составляется учебный план.

Не только служба и учеба, но и весь образ жизни полицейских, их мировоззрение, повседневная жизнь и досуг складываются и протекают под влиянием целого ряда социально-педагогических факторов и условий, существующих в той или иной стране.

Педагогический и научно-правовой анализ зарубежных конституций, конституционных и органических законов, законов о полиции, иных нормативных правовых актов демократических государств, международного законодательства, научно-теоретических источников, фактического материала и практики деятельности полицейских систем позволяет выявить целый ряд факторов и условий, формирующих и детерминирующих концепции воспитания сотрудников полиции в современном демократическом, правовом, социальном государстве.

Концепция воспитания сотрудников полиции представляет собой совокупность основополагающих, руководящих идей относительно организации системы воспитания сотрудников полиции, функций,

содержания и способов его осуществления, а также перспективных направлений его развития [4-7]. Эти концепции, определяющие научно-практические основы воспитания сотрудников полиции, складываются в определенном социально-экономическом, политико-правовом, культурно-историческом и духовно-идеологическом контексте, соответствующем конкретному общественно-экономическому и государственно-политическому строю. Являясь частью концепций деятельности полиции страны, педагогические концепции воспитания сотрудников полиции отвечают официальным базовым установкам, ориентированы на их адаптацию к деятельности полицейских служб и подразделений.

Эволюция мировых полицейских систем свидетельствует, что основанием любой воспитательной концепции сотрудников полиции служат идеологические и социально-политические воззрения, отражающие стратегическую цель, к которой стремится общество с точки зрения его социального устройства и которая определяет деятельность его правоохранительных органов. Именно идеология и социально-политические воззрения оказывают определяющее воздействие на теорию и практику воспитания кадров полиции как одного из первостепенных государственных институтов. Идеологические и социально-политические установки определяют содержание, цели и методику воспитательной работы, закладывают первооснову убеждений, устремлений и ценностей отдельной личности и профессионального сообщества в целом.

Основным фактором, определяющим современные концепции воспитания сотрудников полиции, является социальная ориентированность современного цивилизованного государства во всех сферах общественной жизни. Развитию социального государства в западных

странах способствуют высокоразвитые общественно-политические институты, сложившаяся структура отношений собственности и рыночной экономики, эффективные механизмы управления обществом и государством.

Прямое воздействие на педагогические концепции воспитания кадров полиции за рубежом оказывает государственная политика в сфере полицейской деятельности. Цели, формы и методы реализации государством правоохранительной функции определяют содержание и задачи воспитания сотрудников органов полиции. В этом смысле существенное значение имеет определение роли и места полиции в обществе и осознание их в полной мере каждым сотрудников полиции. При этом важным педагогическим условием является то, что служащие полиции, являясь представителями государства, наделенными властью, должны иметь вполне конкретные установки о пределах применения этой власти.

Одной из главных задач воспитания сотрудников полиции является формирование у них убежденности в социальной необходимости и гуманитарной направленности своей профессии, развитие у них чувства гордости за нее, содействие глубокому осознанию важности полицейской миссии.

В настоящее время в демократических государствах со стабильной экономической ситуацией и с высоким уровнем правосознания полицейские несут свою службу при поддержке подавляющего большинства членов общества. В Германии, Франции, Великобритании, США, Японии и других передовых странах давно освоили социально-педагогическую технологию, суть которой в том, что полиция должна охранять общественный порядок таким образом, как желает того само охраняемое общество [8-10].

Из вышесказанного следует, что педагогические концепции

воспитания служащих полиции базируются на принципах правового демократического государства, где полиция представляет власть через согласие, а не через силу [11]. Эти принципы являются решающим в философии полицейской службы, получившей развитие в Западном мире в последние несколько десятков лет [12-13].

Главный показатель развитости человека - его воспитанность. Если этого не понять и не принять, то на достижение значительных результатов рассчитывать нельзя. В этой связи важнейшей педагогической категорией становится воспитательная система, ее управляемость. Эта система должна включать самые разные воспитывающие силы общества: семью, образовательную организацию, средства массовой информации, улицу, а также учитывать национальные, региональные и иные особенности среды.

Значимость этой системы резко возросла в современных условиях: необходимо переосмыслить «социальный заказ» на специалиста, уточнить цели воспитания, приняв во внимание внешнее и внутреннее влияние среды, которое может способствовать развитию у слушателей социально-ценных потребностей, творческого потенциала, личностных качеств профессионала органов внутренних дел.

Третья проблема заключается в активном поиске и выявлении продуктивных путей и условий повышения воспитательной эффективности каждого вида деятельности (учебно-познавательной, оперативно-служебной, бытовой, общественной), сопряжении всех видов в один комплекс. По нашему мнению, необходимо:

- преодолеть тенденцию считать воспитание слушателей второстепенным по сравнению с обучением, хорошо организовать этот процесс и четко управлять им;

- ежеквартально проводить мониторинг воспитательного процесса

в образовательной организации, его состояние и эффективность;

- оперативно вносить в интересах воспитания изменения в содержание учебных дисциплин, в работу органов управления подразделений по работе с личным составом образовательной организации, сопрягая оправдавшие себя элементы устоявшегося старого и привнося в систему воспитания новое;

- интегрировать воспитательные воздействия, творчество и научный поиск в среде педагогических работников и слушателей, подняв уровень психолого-педагогической подготовленности всех участников процесса воспитания;

- основополагающим педагогическим принципом считать индивидуализацию воспитания;

- создать в образовательной организации воспитывающую атмосферу, инициирующую обоснованные педагогические ситуации, способствующие повышению уровня воспитанности каждого слушателя.

Главное здесь - перейти с монолога в воспитании на диалог, когда в воспитательном процессе участвуют сами слушатели. У педагогических работников и любого должностного

лица должны быть отработаны умения поставить себя на место учебной группы, конкретного слушателя, понять его состояние, сопереживать, анализировать и объективно оценивать плюсы и минусы в собственных действиях, видеть, что удается, а что нет.

Именно это позволяет овладеть техникой доверительного общения со слушателями, повлиять на взаимоотношения, сформировать соответствующий образ мышления, чувства, тип поведения. Ситуация сопереживания, соревновательности, гарантированного успеха дают возможность управлять воспитательной системой, формировать и корректировать отношения в слушательской среде, стимулировать процесс самовоспитания.

Таким образом, воспитательный процесс в образовательной организации МВД России имеет значительно выделяющие его специфические черты, которые следует учитывать в повседневной педагогической практике для успешного достижения общих и частных целей подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации.

Примечания:

1. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. М., 1993. С. 43.

2. Столяренко А.М. Общая педагогика: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

3. Чарлз М.Т. Профессиональная подготовка сотрудников полиции (милиции) США и России. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России: Алетейя, 2000.

4. Морозов В.М., Сергевнин В.А. Международный опыт правоохранительной деятельности. Владимир: ВЮИ МВД России, 1997.

5. Губанов А.В. Полиция Запада: основы деятельности по охране правопорядка. М.: ВНИИ МВД России, 1993.

6. Горшенева И.А. Полиция в механизме современного демократического государства. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2004.

7. Васильев Д.В. Концепции организации деятельности полиции и возможность их использования в отечественной практике (на материале США и некоторых стран Западной Европы): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

8. Bayley D.H. Forcers of Order. Police Behavior in Japan & the United States. Berkeley: Univ. Of California press, 1976.

9. fficks R.D., Dolphin G. Avoiding Family Violence - the Non-Verbal Behavior of Police Intervention in Family Fights // The Police Chief. 1979. № 46 (3). P. 50-55.

10. A handbook to support learning in area of equal opportunities in Metropolitan Police probationer training. Hendon: Metropolitan Police Trainin School, 1992. P. 31-35.

11. Mark R. In the office of Constable. L.: Published by Collins, 1978. 320 p.

12. Safir H. Goal-Oriented Community Policing: The NYPD Approach // The Police Chief. 1997. December. P. 31-39, 56.

13. Рабочий документ по учреждению «Общеевропейского центра экспертизы и информации по всеобщим правовым ценностям и принципам работы полицейских органов». Страсбург, 2000.

References:

1. Likhachev B.T. Pedagogy: a course of lectures. M., 1993. P. 43.

2. Stolyarenko A.M. General pedagogy: a manual. M.: UNITY-DANA, 2006.

3. Charles M.T. Professional training of police officers (militia) of the USA and Russia. SPb.: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Aleteya, 2000.

4. Morozov V.M., Sergevnin V.A. International experience of law enforcement. Vladimir: VYuI MVD of Russia, 1997.

5. Gubanov A.V. Police of the West: the basis of law enforcement activities. M.: VNII MVD of Russia, 1993.

6. Gorsheneva I.A. Police in the mechanism of a modern democratic state. M.: UNITY-DANA: Law and Right, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Vasilyev D.V. The concepts of organization of the police activities and possibility of their use in domestic practice (based on the material of the USA and some countries of Western Europe): Diss. abstract for the Cand. of Jurisprudence degree. M., 2005.

8. Bayley D.H. Forcers of Order. Police Behavior in Japan & the United States. Berkeley: Univ. Of California press, 1976.

9. Nicks R.D., Dolphin G. Avoiding Family Violence - the Non-Verbal Behavior of Police Intervention in Family Fights // The Police Chief. 1979. No. 46 (3). P. 50-55.

10. A handbook to support learning in area of equal opportunities in the Metropolitan Police probationer training. Hendon: Metropolitan Police Training School, 1992. P. 31-35.

11. Mark R. In the office of Constable. L.: Published by Collins, 1978. 320 pp.

12. Safir H. Goal-Oriented Community Policing: The NYPD Approach // The Police Chief. 1997. December. P. 31-39, 56.

13. The working document on the establishment of the «Common European Center for Expertise and Information on General Legal Values and the Principles of Work of Police Authorities». Strasbourg, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.