ИГОШИН Н.А., кандидат юридических наук, доцент, [email protected] Кафедра административной деятельности органов внутренних дел; Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 198206, г. Санкт-Петербург, Летчика Пилютова, 1
IGOSHIN N.A.,
Candidate of Legal Sciences, associate professor, [email protected] Chair of administrative activities of law enforcement bodies; Saint-Petersburg University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Lyotchika Pilyutova St. 1, Saint-Petersburg, 198206, Russian Federation
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ:
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Реферат. Ставится проблема поиска сущности и определения содержания научно-методического обеспечения процесса подготовки полицейских кадров. Исследуются целевые установки при построении основных и дополнительных образовательных программ, реализуемых в образовательных организациях МВД России. Задача формирования социально адаптированного выпускника связывается с построением образовательной модели, обеспечивающей воплощение личностно-ориентированного образования. Для этого и необходим ряд элементов, составляющих систему научно-методического обеспечения образовательного процесса, отражающую особенности социального заказа общества по отношению к полиции. Значительная роль в реализации такого образования принадлежит образовательным организациям МВД России, которые все чаще критикуются за дисфункциональность, выражающуюся в качестве образования выпускаемых специалистов и их готовности к выполнению возложенных обязанностей (качество подготовки кадров в ведомственных вузах во многих случаях оказывается ниже качества подготовки по тем же направлениям (специальностям) в гражданских образовательных организациях). Основополагающие подходы к решению проблемы повышения эффективности научно-методического обеспечения учебного процесса в образовательных организациях МВД России определены исходя из цели ведомственного профессионального образования — подготовка квалифицированных полицейских по всем основным направлениям и сферам деятельности министерства. Профессиональное образование формирует интегральные качества личности: профессиональная готовность (подготовленность), профессиональная образованность, профессиональная культура, профессиональное самоопределение, самореализация. Для их формирования необходимо системное научно-методическое обеспечение образовательного процесса в виде целостной, методически и теоретически выверенной Концепции формирования системы поэтапной профессиональной подготовки сотрудников полиции, позволяющей сформировать, развить и стимулировать качества личности правоохранительного типа.
Ключевые слова: полиция, кадровая политика МВД России, профессиональная подготовка, подготовка полицейских, юридическое образование, научно-методическое обеспечение образовательного процесса.
ON THE ISSUE OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL LAW ENFORCEMENT TRAINING
Abstract. The problem of determining the essence and content of scientific and methodological support of the law enforcement training process is raised. The purposes, being defined when developing main and additional educational programs, implemented in the educational establishments of the MOI of Russia, are considered. The task of forming socially adapted graduates is associated with building of educational model, providing realization of personality-oriented education. Necessary elements, composing the system of scientific and methodological support of the educational process, which reflects the peculiarities of social demands on police officers, are considered. The educational establishments of the MOI of Russia play important role in realization of such education. They are often criticized for dysfunctionality implying the graduates' qualification level and readiness to perform professional duties (quality of training in such establishments is lower than in civil educational establishments). Basic approaches to solving the problem of improving the efficiency of scientific and methodological support of the educational process in educational establishments of the MOI of Russia are distinguished basing on the purpose of professional law enforcement education — training of qualified police officers for
© 2015 LS&LP. Open Access. This article is distributed under the terms of the Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 Internationa! License (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/legalcode).
performing the duties in different Ministry's departments. Professional education forms such integrated personal qualities as: professional readiness (qualification), professional scholarship, professional culture, professional self-determination, self-actualization. To form these qualities we need systemic scientific and methodological support of the educational process in the form of integral, methodically and theoretically verified Concept of forming the system of step-by-step professional law enforcement training (which allows to form, develop and stimulate law enforcement personal qualities).
Keywords: police, personnel policy of the Russian Interior Ministry, professional training, law enforcement training, legal education, scientific and methodological support of the educational process.
Первоочередной задачей, стоящей перед любым учебным заведением, осуществляющим профессиональную подготовку по программам среднего или высшего образования, является формирование социально адаптированного выпускника, имеющего набор необходимых компетенций и способного функционально грамотно их применять. Для этого необходимо построить образовательную модель, которая позволит осуществлять целостный, системный подход к практическому воплощению идей личностно-ориентирован-ного образования. Построение подобной модели потребует разработки и освоения современных педагогических технологий, позволяющих выполнять поступающие социальные заказы.
Данные социальные заказы имеют важное значение при формировании целей и задач работы учебного заведения и отражают предлагаемые образовательные услуги по формированию не только культурного в общечеловеческом понимании члена общества, но и специальных умений и навыков. В таких условиях значительно возрастает роль методической работы в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения, постоянно накапливающийся опыт по решению образовательных и воспитательных проблем. Ориентация методического обеспечения на самообразование, саморазвитие и самосовершенствование крайне необходима [1], так как расширение культурного кругозора, способность к самокритике - это залог успешного развития профессионализма личности вообще и полицейского особенно.
В последнее время в методической и учебной литературе, посвященной проблемам профессиональной подготовки, все чаще используется понятие «научно-методическое обеспечение». Появление этого термина обусловлено потребностью образовательного процесса в поиске новых, научно
обоснованных решений, позволяющих учебным заведениям решать задачи профессиональной подготовки выпускников, востребованных практикой и работодателями.
Те изменения, которые сегодня происходят в экономике нашей страны и государствах мирового сообщества, вхождение России в общеевропейское и мировое образовательное пространство требуют поиска новых подходов как в образовательной политике Российской Федерации, так и в системе подготовки кадров для органов внутренних дел.
Основной проблемой традиционных форм профессиональной подготовки большинство исследователей и практиков признают невысокую готовность выпускников к реализации профессиональных функций, видя решение этой проблемы в переходе с 2011-2012 учебного года на Федеральные государственные образовательные стандарты и внедрении на их основе в образовательный процесс компе-тентностного подхода.
По нашему мнению, научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников полиции следует определить как синтез процесса научного познания причин и условий, влияющих на качество подготовки полицейских, а также процесса насыщения учебного процесса современными педагогическими методиками и технологиями, направленными на формирование профессионально важных компетенций, повышение эффективности и качества педагогического труда.
В научно-методическом обеспечении образовательного процесса, как правило, выделяют следующие направления:
1. Совершенствование системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников.
2. Развитие партнерства с работодателями с целью исследования их требований к содержанию и уровню общекультурных и профессиональных компетенций, формируемых в вузе.
3. Разработка учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, междисциплинарных профессиональных модулей и блоков, производственного обучения и производственной практики в контексте ФГОС.
4. Разработка и реализация модели выпускника с учетом компетенций, основанных на требованиях работодателей и социальном заказе.
5. Изучение и внедрение информационно-компьютерных, интерактивных, модульных и других деятельностных технологий.
6. Разработка электронных дидактических и методических материалов научно-методического и информационного обеспечения системы оценки качества учебно-методических комплексов, сертификации учебных курсов и программ, контроля знаний обучающихся [2].
Учебное заведение МВД России в системе российского профессионального образования представляет собой несколько обособленную, но в то же время в достаточной степени инновационную образовательную организацию и имеет значительные отличия, которые следует учитывать в процессе научно-методического обеспечения. Прежде всего необходимо выявить особенности и структуру процесса профессиональной подготовки.
Эти отличия заключаются в том, что современное учебное заведение МВД России претендует на создание собственной образовательной системы, способной качественно изменить обучающегося. Результаты ее функционирования должны позволить удовлетворить не только потребности личности, в первую очередь, они должны удовлетворить потребности министерства в высококвалифицированных кадрах, способных решать практические задачи и соответствовать постоянно повышающимся требованиям общества [3].
Статья 11 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования при определении основных задач высшего учебного заведения ставит на первое место удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном
развитии*. Это, пожалуй, наилучшим образом отвечает целям образования, можно даже сказать, что и деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, так как оно является «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования...»**.
Однако если проанализировать, какие задачи решает Министерство внутренних дел Российской Федерации в целом и полиция в частности***, то возникают вопросы: Как решение общественных задач может сочетаться с удовлетворением потребности личности? Почему за государственный счет должны удовлетворяться потребности отдельно взятого индивида?
Более правильным для определения целей организации учебного процесса в образовательном заведении МВД России является подход, реализованный в статье 3 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования****. В военном ведомстве на первое место ставят задачу подготовки офицеров с высшим профессиональным образованием. Такая конкретная постановка цели и задач обучения в военном вузе позволяет более качественно реа-лизовывать компетентностный подход. Кроме того, сразу находится ответ на вопрос о том, на что тратятся бюджетные деньги.
Определение роли учебных заведений МВД России в системе профессио-
* Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении): постановление Правительства РФ от 14 февр. 2008 г. N 71 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 8. Ст. 731.
** О Министерстве образования и науки Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 337 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 21. Ст. 2603. (См. ст. 1 постановления).
*** О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. N 3-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.
**** Об утверждении Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования: постановление Правительства РФ от 31 янв. 2009 г. N 82 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. N 7. Ст. 837.
нального образования требует выявления их функций.
Основная задача учебного заведения МВД России - это подготовка кадров для удовлетворения потребностей министерства, формирование квалифицированных профессионалов для различных отраслевых направлений деятельности полиции. Результатом этой деятельности является обеспечение отбора и распределения будущих сотрудников по тем или иным профессиональным позициям в соответствии с их способностями и интересами. Эта функция особенно актуализируется в современном обществе, когда все большую значимость приобретает интеллектуализация труда.
Получение образования в учебных заведениях МВД России предполагает усвоение основ профессиональной этики, истории, традиций, ценностей, формирования единого сознания, что способствует осуществлению интегративной функции.
Посредством передачи в ходе образовательного процесса от поколения к поколению накопленных знаний, культурных ценностей и закрепления этих ценностей реализуется транслятивная функция.
При рассмотрении деятельности учебных заведений МВД с точки зрения функциональности становится очевиден ряд позитивных последствий:
- жителям регионов, в которых отсутствуют другие учебные заведения профессионального образования, открывается доступ в профессию;
- местный рынок образовательных услуг дополняется ранее недоступными специальностями и направлениями;
- наличие учебного заведения МВД, осуществляющего обучение на бюджетной основе, усиливает конкуренцию в региональной системе образования, что приводит к повышению качества учебного процесса и способствует эффективности образовательной системы в целом.
Учебные заведения МВД России могут считаться одними из стабилизирующих факторов в жизни любого города. Необходимо указать на тот факт, что в городах, имеющих такое учебное заведение, уровень общественного порядка значительно выше.
Развитие сети учебных заведений МВД России как в областных центрах, так
и в сравнительно небольших городах с начала 1990-х годов сопровождало процесс регионализации высшего образования.
Следует также отметить, что открытие учебных заведений МВД России, в том числе и их филиалов, повышает образовательный уровень региона в целом и способствует росту статуса городов, обеспечивая их научно-техническое, социально-культурное развитие, а также миграционную привлекательность для населения [4].
однако сегодня чаще говорят о дис-функциональности учебных заведений МВД России, что касается в первую очередь подготовленности выпускаемых специалистов к выполнению возложенных обязанностей. В частности, итоги аттестации в МВД России свидетельствуют, что качество подготовки кадров в специализированных образовательных организациях во многих случаях оказывается ниже качества подготовки по тем же направлениям (специальностям) в иных учебных заведениях.
образовательные организации МВД России осуществляют учебный процесс в условиях действия жестких стандартов качества, заданных Минобрнауки России, и не имеют большой степени самостоятельности.
МВД России устанавливает параметры набора обучающихся и определяет кадровую политику, оно является своеобразным аудитором уровня получаемых знаний и организации учебного процесса.
Таким образом, учебное заведение МВД России можно охарактеризовать как особый вид педагогической системы, определяющийся набором факторов, от которых зависит качество подготовки будущих полицейских:
- кадровый потенциал учебного заведения;
- качественный состав администрации учебного заведения (менеджмент);
- обеспеченность учебными площадями (количество квадратных метров учебных площадей, приходящихся на одного обучающегося);
- состав и кадровое обеспечение дисциплин регионального компонента, дисциплин специализации и дисциплин по выбору обучающихся;
- методическое обеспечение учебного процесса (тестовые задания, методические рекомендации к изучению курсов и проч.);
- компьютеризация учебного процесса;
- обеспеченность учебной литературой.
Созданные к настоящему времени и представленные научному сообществу на обсуждение способы, приемы и средства профессионально-направленного обучения для различных направлений подготовки и специальностей сотрудников органов внутренних дел оставляют открытыми множество вопросов их применения. Одной из важнейших причин наличия недостатков в ходе решения проблемы является отсутствие единой методологической основы, определяющей концептуальные подходы к решению задач подготовки и воспитания полицейского в контексте современного социального заказа, которому, скорее всего, подойдет термин «личность правоохранительного типа», а формирование этой личности должно осуществляться, по нашему мнению, в рамках поэтапной профессиональной подготовки.
В связи с этим актуальным является выявление проблем и определение единых подходов при разработке научно-методического обеспечения функционирования и развития системы поэтапной профессиональной подготовки сотрудников полиции.
Наиболее общим моментом большинства исследований на тему научно-методического обеспечения можно назвать положение о том, что в его основании должны лежать требования федеральных государственных образовательных стандартов. Поэтому особенность разработки и реализации научно-методического обеспечения процесса профессиональной подготовки сотрудников полиции заключается в определении формируемых на современном этапе квалификационных требований к профессии «полицейский», составлении перечня общекультурных и профессиональных компетенций, построении модели и определении этапов формирования личности правоохранительного типа, выборе средств контроля сформированнос-ти названной личности и эффективности профессиональной подготовки в учебном заведении.
определение вышеперечисленных положений в качестве методологической
платформы научно-методического обеспечения процесса поэтапной профессиональной подготовки сотрудника полиции можно объяснить тем, что профессиональная деятельность предъявляет к его личности ряд специфических требований, заставляющих формировать определенные личностные качества как профессионально важные, то есть образовательный процесс должен иметь личностно-ориентирован-ный характер [5].
Определяя основополагающие подходы к решению проблемы повышения эффективности научно-методического обеспечения учебного процесса в образовательной организации МВД России, мы приняли как данное, что целью профессионального образования является подготовка квалифицированных полицейских по всем основным направлениям и сферам деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации. Эта цель определяет постановку следующих задач профессиональной подготовки полицейских в учебном заведении МВД России: во-первых, модернизация процесса профессиональной подготовки с учетом требований современной науки и практики; во-вторых, повышение образовательного и культурного уровня преподавателей, а также создание условий для их всестороннего творческого развития; в-третьих, создание условий для повышения образовательного и культурного уровня обучающихся и их разностороннего творческого развития.
Руководствуясь предложениями и выводами В.П. Беспалько и В.А. Сластени-на, можно сказать, что модель личности полицейского должна быть воспроизводимой и поддающейся диагностике [6; 7]. Это представляет большую сложность, так как социальный заказ на становление личности правоохранительного типа формируется в глобальных целях образования, которые не подлежат проверке и с трудом подлежат реализации. Глобальной целью подготовки полицейских, учитывая специфику их профессиональной деятельности, является формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, подготовка профессионала широкого профиля, соответствующего мировым стандартам.
Изучая разработанную А.В. Макаровой модель деятельности, которая включает два блока: человек и его деятель-
ность, приходим к заключению о том, что полицейский по аналогии формируется в двухуровневой системе:
- на первом уровне формируются его социальные установки, ценностные ориентации, мотивы деятельности, убеждения, мировоззрение;
- на втором - специфические личностные качества, необходимые для выполнения обязанностей конкретной профессиональной деятельности [8].
Необходимо, чтобы будущий полицейский имел возможность строить свою профессиональную деятельность в соответствии не только с обобщенными требованиями к профессии, но и со своими личностными особенностями. По мнению В.А. Сластенина, квалификация - это характеристика профессиональной деятельности, а деятельность неотделима от личности и является интегральной характеристикой личности [9].
Любой профессионал в своем развитии проходит несколько этапов. В психолого-педагогической литературе обычно выделяется четыре таких этапа [10; 11]:
1. Формирование профессиональных намерений.
2. Профессиональное обучение.
3. Вхождение в профессию.
4. Реализация самостоятельной профессиональной деятельности.
Прохождение каждого этапа, по мнению М.А. Пущаевой, завершается соответствующим результатом профессиональной готовности: этап формирования профессиональных намерений завершается самоопределением и выбором профессии; профессиональное обучение - присвоением соответствующей степени образованности; результатом вхождения в профессию
становится необходимый и достаточный уровень овладения профессиональной деятельностью; и наконец, реализация самостоятельной профессиональной деятельности приводит к профессиональному мастерству как к высшей характеристике степени овладения профессией [4].
Профессиональное образование целенаправленно формирует интегральные качества личности, такие как профессиональная готовность (подготовленность), профессиональная образованность, профессиональная культура, профессиональное самоопределение, самореализация и др. Каждое из формируемых качеств затрагивает все сферы личности и имеет общие компоненты.
В результате подобных рассуждений становится очевидной требующая решения проблема, а именно необходимость научно-методического обеспечения процесса профессиональной подготовки полицейских в учебных заведениях МВД России, т.е. выявление, определение и обоснование целостной, методически и теоретически выверенной Концепции формирования системы поэтапной профессиональной подготовки сотрудников полиции, позволяющей сформировать, развить и стимулировать качества личности правоохранительного типа. Для того чтобы успешно решить эту проблему, необходимо прежде всего определить конечные цели научно-методического обеспечения подготовки полицейских. В данном случае, определяя цели формирования системы поэтапной профессиональной подготовки сотрудников полиции, стремясь к достижению желаемого результата, нам придется выявить, определить и обосновать вышеупомянутую Концепцию.
Список литературы
1. Бугель Н.В., Булавчик В.Г., Игошин Н.А. Самостоятельная работа обучающихся в учебных заведениях МВД России: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. А.А. Кочина. СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД России, 2011.
2. Терлецкая Н.В. Научно-методическое обеспечение введения ФГОС в образовательный процесс колледжа. URL: http://ntk-nn.com/metodsluzhba3.html (дата обращения: 5 февр. 2015 г.).
3. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2003. 557 с.
4. Пущаева М.А. Научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов в филиалах юридических вузов: дис... канд. пед. наук. Оренбург, 2009.
5. Инновационное обучение: Стратегия и практика: материалы Первого науч.-практ. семинара психологов и организаторов школьного образования, Сочи, 3-10 октября 1993 г. / под ред. В.Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1994. 203 с.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
7. Сластенин В.А. О проектировании содержания высшего педагогического образования // Преподаватель. 1999. N 5. С. 3-9.
8. Макарова А.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация. М., 1992
9. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 308 с.
10. Наин А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: ИФ ИРПО МОРФ, 1995. 288 с.
11. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 544 с.
References
1. Bugel' N.V., Bulavchik V.G., Igoshin N.A. Samostoyatel'naya rabota obuchayushchikhsya v uchebnykh zave-deniyakh MVD Rossii [Independent work of students in schools Ministry of Internal Affairs of Russia]. St. Petersburg, St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry, 2011.
2. Terletskaya N.V. Nauchno-metodicheskoe obespechenie vvedeniya FGOS v obrazovatel'nyy protsess kolledzha [Scientific and methodological support of the introduction of the GEF in the educational process of college]. Available at: http://ntk-nn.com/metodsluzhba3.html (Accessed 5 February 2015).
3. Toffler E. Shok budushchego [Future Shock]. Moscow, 2003. 557 p.
4. Pushchaeva M.A. Nauchno-metodicheskoe obespechenie professional'noy podgotovki spetsialistov v filialakh yuridicheskikh vuzov. Kand. Diss. [Scientific and methodological support of the training of specialists in the branches of law schools. Cand. Diss.]. Orenburg, 2009.
5. Innovatsionnoe obuchenie: Strategiya i praktika: materialy Pervogo nauch.-prakt. seminara psikhologov i or-ganizatorovshkol'nogo obrazovaniya, Sochi, 3-10 oktyabrya 1993g. [Innovative teaching strategies and practices: the First scientific and practical seminar organizers of psychologists and school education, Sochi, 3-10 October 1993]. Moscow, Moscow State University, 1994. 203 p.
6. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoy tekhnologii [The terms of educational technology]. Moscow, Pedagogika Publ., 1989. 192 p.
7. Slastenin V.A. Oproektirovaniisoderzhaniya vysshegopedagogicheskogo obrazovaniya [On the design of the contents of the higher pedagogical education]. Prepodavatel' - Teacher, 1999, no. 5, pp. 3-9.
8. Makarova A.V. Prepodavatel': model'deyatel'nosti i attestatsiya [Teacher: business model and certification]. Moscow, 1992.
9. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: Innovatsionnaya deyatel'nost' [Pedagogy: innovation]. Moscow, Magistr Publ., 1997. 308 p.
10. Nain A.Ya. Innovatsii vobrazovanii [Innovation in Education]. Chelyabinsk, 1995. 288 p.
11. Psikhologo-pedagogicheskiy slovar' dlya uchiteley i rukovoditeley obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Psycho-pedagogical vocabulary for teachers and heads of educational institutions]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1998. 544 p.