Научная статья на тему 'Организация и сущность международного сотрудничества в области подготовки кадров правоохранительных органов'

Организация и сущность международного сотрудничества в области подготовки кадров правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
806
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / КАДРЫ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / STAFF LAW ENFORCEMENT AGENCIES / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / UNIVERSAL LEVEL / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / СОГЛАШЕНИЕ / AGREEMENT / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ОДКБ) / OF COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION (CSTO) / ПРАВОПОРЯДОК / LAW AND ORDER / ПРЕСТУПНОСТЬ / CRIME / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Требенок А.А., Фунина А.А.

В статье исследуются история и современное состояние международного сотрудничества в области подготовки кадров правоохранительных органов, определены основные виды и направления этой работы, в том числе проводимой образовательными учреждениями МВД России. Характерным положительным примером международного сотрудничества в области подготовки полицейских кадров является многолетний, плодотворный опыт Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, Академии управления МВД России, Московского университета МВД России. На протяжении нескольких десятилетий эти образовательные учреждения МВД России реализуют соглашения о сотрудничестве по рассматриваемой проблематике с зарубежными полицейскими образовательными центрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization and essence of the international cooperation in the field of training of law enforcement agencies

The article reviews history and present day situation of international cooperation in the sphere of staff training of law enforcement agencies, major types and directions in this work are outlined, including the work which is being carried out by educational establishments of MIA of Russia. Long-term productive and positive cooperation of All-Russia institute of Professional Retraining of the officers of MIA of Russia, Management Academy of the MIA of Russia, Moscow University of MIA of Russia serves as significant example of international cooperation. Over several decades these educational establishments of MIA of Russia realize agreement about cooperation in this sphere with foreign police educational centers.

Текст научной работы на тему «Организация и сущность международного сотрудничества в области подготовки кадров правоохранительных органов»

Использование в учебном процессе игровых технологий позволило повысить интерес обучающихся к занятиям по огневой подготовке на различных этапах обучения и приблизить условия проведения учебных стрельб к реальным условиям осуществления специфики будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Буданов А.В. Методика сочетания профессиональной и профессионально-психологической подготовки в работе с сотрудниками органов внутренних дел (из опыта профессионального обучения работников правоохранительных органов США). М., 1995.

2. Военная педагогика / Под ред. В.Н. Герасимова. М., 1999.

3. Волков А.А. Педагогические условия формирования профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников ОВД: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Тула, 1999.

4. Земцов В.А. Комплексные военно-профессиональные игры как средство профессионально-педагогической подготовки студентов отделения ОБЖ: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Ростов н /Д., 1999.

5. Зобов А.М. Метод изучения ситуаций в образовании: его история и применение. URL://http://-www.management.com.ua/be/be035.html

ОРГАНИЗАЦИЯ И СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

А.А. ТРЕБЕНОК,

научный сотрудник отделения координации научных исследований и внедрения передового опыта

Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат педагогических наук;

А.А. ФУНИНА,

специалист по кадрам группы воспитательной работы отделения морально-психологического обеспечения отдела по работе с личным составом Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: mr.taal986@mail.ru Рецензент: кандидат юридических наук Бобров Е.В.

Аннотация. В статье исследуются история и современное состояние международного сотрудничества в области подготовки кадров правоохранительных органов, определены основные виды и направления этой работы, в том числе проводимой образовательными учреждениями МВД России. Характерным положительным примером международного сотрудничества в области подготовки полицейских кадров является многолетний, плодотворный опыт Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, Академии управления МВД России, Московского университета МВД России. На протяжении нескольких десятилетий эти образовательные учреждения МВД России реализуют соглашения о сотрудничестве по рассматриваемой проблематике с зарубежными полицейскими образовательными центрами.

Ключевые слова: международное сотрудничество, кадры, правоохранительные органы, универсальный уровень, региональный уровень, соглашение, организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), правопорядок, преступность.

THE ORGANIZATION AND ESSENCE OF THE INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIELD OF TRAINING OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES

A.A. TREBENOK,

research associate of office of coordination of scientific researches and introduction of the best practices of the All-Russian institute of professional development of staff of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of pedagogical sciences;

A.A. FUNINA,

the HR specialist of group of educational work of office of moral and psychological providing department of work with staff of the All-Russian institute of professional development of staff of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The article reviews history and present day situation of international cooperation in the sphere of staff training of law enforcement agencies, major types and directions in this work are outlined, including the work which is being carried out by educational establishments of MIA of Russia. Long-term productive and positive cooperation of All-Russia institute of Professional Retraining of the officers of MIA of Russia, Management Academy of the MIA of Russia, Moscow University of MIA of Russia serves as significant example of international cooperation. Over several decades these educational establishments of MIA of Russia realize agreement about cooperation in this sphere with foreign police educational centers.

Keywords: international cooperation, staff law enforcement agencies, universal level, agreement, organization, of collective security treaty organization (CSTO), law and order, crime.

Учитывая прогрессирующие темпы развития качественных и количественных характеристик преступности, мировая общественность в полной мере осознает насущную необходимость международного сотрудничества в данной сфере. В начале III тысячелетия преступность принимает транснациональный характер, выходит за границы государств, характеризуется все более современными методами достижения своих целей.

Доминирующей криминологической тенденцией последнего десятилетия и сегодняшних реалий является рост преступности в мире как в целом, так и в отдельных странах с одновременным отставанием социально-правового контроля от растущей криминализации общественных отношений [1].

Лидеры ведущих государств мира на протяжении последних десяти лет постоянно выдвигали тему международного сотрудничества по борьбе с преступностью на крупнейших дискуссионных форумах (в частности, на саммите «группы восьми», саммите «Россия — ЕС» и др.).

Президент РФ В.В. Путин неоднократно подчеркивал важность и актуальность задачи консолидации международного сообщества в области борьбы с международной и организованной преступностью, с международным терроризмом, с незаконным оборотом наркотиков, и, в конечном счете, в области подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов для правоохранительных органов [2].

Государственная политика Российской Федерации в области международного сотрудничества по подготовке и переподготовке полицейских кадров характеризуется четкостью и последовательностью решений. Одним из таких ярких примеров является достижение в 2010 г. договоренности между Правительством Японии и МВД России по подготовке полицейских кадров Японии и сотрудничестве в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Актуальным проблемам международного сотрудничества в области подготовки кадров правоохранительных органов посвящены работы Т.Ю. Алексеевой, В.В. Гордиенко, Ю.Н. Жданова, З.С. Заитова, В.Я. Кикотя, А.А. Кобозева, В.Б. Коробова, А.Н. Костина, Е.Г. Ляхова, Г.Ю. Лесникова, М.Г. Мелихова, П.Ю. Кириллова, А.В. Симоненко, а также труды зарубежных специалистов, таких как М. Андерсон, М. Боэр, К. Найдхарт, Я.-О. Нихолм, М. Смит, Т. Томас, Б. Хебентон, В. Хезекер и др.

Как представляется, международное сотрудничество, осуществляемое в области подготовки полицейских кадров, можно рассматривать на универсальном и региональном уровнях.

На универсальном уровне сотрудничество реализуется в рамках международных межправительственных организаций, таких как Организация Объединенных Наций и международных полицейских организаций (например, Интерпол).

На региональном уровне сотрудничество осуществляется в рамках региональных межправительственных организаций, таких как Совет Европы, Ассоциация Южноазиатских народов.

В Северной и Южной Америке сотрудничество характеризуется помощью Соединенных Штатов Америки и Канады другим государствам в подготовке и обучении полицейских кадров. США организует обучение иностранных сотрудников полиции в своих учебных центрах и Академии Федерального бюро расследований (ФБР), специалисты-практики из США проводят занятия в учебных заведениях других государств.

Европейская организация правоохранительных органов (Европол) была создана в целях повышения эффективности и расширения сотрудничества правоохранительных органов государств — участников Евросоюза в предупреждении и борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и другими формами международной организованной преступности.

В январе 1995 г. было подписано соглашение о создании Ассоциации европейских полицейских колледжей — Association of European Police Colleges (AEPC), в которую входят полицейские колледжи и академии всех государств — участников Евросоюза [3, с. 125].

Учреждение Ассоциации европейских полицейских колледжей обеспечивает единый принцип контакта для всех институтов обучения полицейских в Европе. Участники Ассоциации координируют свою деятельность при подготовке кадров полиции, сверяют подходы к обучению, распространяют передовой опыт и результаты исследований. Ассоциация также осуществляет совместные обучающие программы и сотрудничает с Международной академией правоохранительных органов в г. Будапеште.

Международная академия правоохранительных органов (International Law Enforcement Academy — ILEA) была создана в 1995 г. по соглашению правительств США и Венгрии под руководством Госдепартамента США. Это одно из первых учебных заведений, практикующих блочно-модульную технологию подготовки. Основными особенностями блочно-мо-дульной педагогической технологии являются системность (логика и целостность процесса), управляемость (целенаправленность, ориентация на получение заранее запланированных результатов), эффективность (интенсификация процесса обучения, соотношение затрат и результатов), воспроизводимость (возможность повторения в однотипных условиях), оптимальность (оптимизация содержания обучения, соотношения теоретической и практической подготовки) и др. [4, с. 7,8].

Следует отметить и другие интеграционные организации и объединения в области полицейского образования, такие как Среднеевропейская полицейская академия (ее участниками являются Австрия, Венгрия, Германия, Польша, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия). Деятельность этой академии направлена, главным образом, на подготовку специалистов по борьбе с организованной преступностью, на повышение их квалификации и установление прямых действенных контактов между специалистами сопредельных государств.

Северо-Балтийская академия (Дания, Исландия, Норвегия, Литва, Латвия, Эстония, Швеция) реализует более 20 различных курсов в год по актуальным проблемам правоохранительной деятельности.

В сентябре 1997 г. был образован Международный центр специальной полицейской подготовки в

г. Варшаве, на базе которого обучаются полицейские более 20 стран Европы, в том числе и из России.

В 2000 г. по решению Совета министров ЕС был создан Европейский полицейский колледж (СЕРОЦ), который выступает координирующим центром, ориентированным на объединение в единую сеть национальных полицейских вузов стран ЕС и использование их учебно-педагогического потенциала для создания, развития и внедрения единого общеевропейского стандарта в борьбе с организованной преступностью, осуществлении профилактической деятельности, поддержании общественного порядка и обеспечении общественной безопасности; организует обучающие курсы и семинары на базе национальных учебных заведений. CEPOL имеет передовой опыт в области дистанционного обучения полицейских, для реализации которого в колледже создана собственная информационная база.

В 2008 г. был подписан Протокол о намерениях между Департаментом кадрового обеспечения МВД России и CEPOL, что стало важным шагом в направлении развития взаимного сотрудничества между МВД России и данным учебным заведением.

Отметим, что в рамках соглашения о взаимном сотрудничестве между Великобританией и Российской Федерацией в борьбе с преступностью Лейстер-ский университет на протяжении последнего десятилетия активно сотрудничает с Московским университетом МВД России.

Характерным положительным примером регионального сотрудничества в области подготовки кадров для правоохранительных органов является опыт Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России (ВИПК МВД России). В июне 2006 г. в г. Минске Совет коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) принял решение о придании ВИПК МВД России статуса базового учебного заведения дополнительного профессионального образования сотрудников правоохранительных органов и специальных служб государств — членов ОДКБ в области противодействия терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков, незаконной (нелегальной) миграции, иным видам транснациональной организованной преступности, а также в сфере подготовки специалистов для миротворческих миссий и преподавательского состава учреждений образования правоохранительных органов и специальных служб государств — членов ОДКБ.

Достигнутые договоренности по подготовке и повышению квалификации сотрудников правоохранительных органов государств — членов ОДКБ позволили активизировать работу в данном направлении, а в последствии значительным образом расширить географию сотрудничества. ВИПК МВД России реализует программы переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов стран Ближнего Востока и африканских государств.

В 2008 г. было подписано Соглашение о подготовке кадров для правоохранительных, противопожарных, аварийно-спасательных органов и специальных служб государств — членов ОДКБ.

В Соглашении в качестве правоохранительных, противопожарных, аварийно-спасательных органов вытупают специальные уполномоченные органы государств — членов Организации, основными (специальными) функциями которых являются обеспечение законности, государственной (национальной) безопасности, правопорядка, борьба с преступностью, в том числе с незаконным оборотом наркотиков и другими правонарушениями, а также осуществление разведывательной, контрразведывательной деятельности и иных специальных функций [5, с. 32—41].

Академия управления МВД России также имеет большой практический опыт международного сотрудничества в области обмена опытом по подготовке полицейских кадров.

В октябре 1992 г. был подписан Договор о сотрудничестве и обмене опытом в области подготовки и повышения квалификации руководящих кадров полиции (милиции) между Академией МВД России и Высшей полицейской Академией ФРГ. Договор предусматривает такие формы сотрудничества, как: направление специалистов и преподавателей для чтения лекций и изучения опыта в сфере организации учебного процесса; организация прохождения стажировок слушателями и преподавателями; проведение научных исследований по различным проблемам предупреждения и борьбы с преступностью; организация научно-практических конференций и семинаров и др.

Важной формой международного сотрудничества в области подготовки полицейских кадров являются международные научно-практические конференции, симпозиумы, семинары и круглые столы, посвященные данной проблеме. К таким мероприятиям

относятся, в первую очередь, Международный симпозиум полиции (Forth International Police Executive Symposium — IPES), ежегодный семинар в институте повышения квалификации полицейских земли Северный Рейн-Вестфалия (г. Нойс, Германия), Международная конференция руководителей полицейских вузов стран Центральной и Восточной Европы.

В нашей стране такие мероприятия организовываются, как правило, во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников МВД России, в Академии управления МВД России, в Московском университете МВД России. На этих дискуссионных площадках ведущие специалисты-практики правоохранительных органов вырабатывают подходы и пути дальнейшего совершенствования в области сотрудничества и консолидации практического опыта подготовки сотрудников полиции.

Таким образом, развитие творческих связей между системой образовательных учреждений МВД России и зарубежных государств, обмен делегациями профессорско-преподавательского состава, заключение между ними договорных отношений указывают на позитивную тенденцию к интеграции систем профессионального образования кадров полиции зарубежных государств и органов внутренних дел Российской Федерации в мировую систему профессионального образования.

Литература

1. Арестов А.И. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с организованной преступностью: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

2. Путин В.В. Избранные речи и выступления. М., 2008.

3. Hebenton B., Thomas T. Policing Europe. Cooperation, conflict and control. London, 1995.

4. Иоголевич В.А., Казарцева Г.А. Технология модульного обучения в системе первоначальной подготовки сотрудников ОВД: Науч.-метод. пособие / под. общ. ред. О.Д. Нациевского. Челябинск, 2002.

5. Мелихов М.Г., Заитов З.С. Правовые основы сотрудничества правоохранительных органов государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности // Вестник Всероссийского ин-та повышения квалификации сотрудников МВД России. 2011. № 4 (20).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.