Список литературы
1. В поисках национальной идеи // Российская газета. - 2013. - 20 декабря.
2. Бердяев, Н. А. Смысл истории. - М., 1990.
3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 716).
4. Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. - Оренбург, 1996.
5. Путин, В. В. Послание Президента России Федеральному Собранию РФ // Российская газета. - 2006. - 11 мая.
6. Пушкин, А. С. Письмо П.Я. Чаадаеву 19 октября 1836 г. // А.С. Пушкин. Полн. собр. соч. - Т. Х. - Л.: Наука, 1977-1979.
7. Покровский, Н. Е. Российское общество на путях глобализации // Человек и современный мир. - М.: Инфра-М, 2002.
8. Нарочницкая, Н. Государства слагаются веками, а границы пишутся кровью // Шпион. -1994. - № 1.
9. Современная Русская Идея и Государство. - М., 1995. - С. 168.
10. Пирогов, Н. И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, Акад. пед. наук СССР, 1985.
11. Кубышко, В. Л. Воспитательная работа в органах внутренних дел и пути ее комплексного реформирования // Профессионал. - 2007. - № 6. - С. 8-13.
УДК 37.034
В.С. Олейников*, А.И. Король**
Современные проблемы формирования нравственности молодого сотрудника полиции
Статья посвящена проблемам формирования нравственных качеств молодого сотрудника полиции на современном этапе развития общества и государства. С практической точки зрения, рассматриваются первостепенные проблемы, на основе которых начинает формироваться нравственность молодого сотрудника полиции, курсанта образовательной организации МВД России. Подчёркивается необходимость опоры на исторически сложившиеся элементы воспитательного процесса, культуру и уважительное отношение к обучающимся, а так же личную примерность в служебной деятельности.
Ключевые слова: нравственность, полиция, курсант, проблемы формирования, чувства, личная примерность, педагогический такт.
VS. Oleinikov*, A.I. Korol**. Modern problems of formation of moral a young police officer.
The article is devoted to problems of formation of moral qualities of the young police officer at the present stage of development of society and the state. From a practical point of view, the article deals with the main problems which form the morality of the young policeman, cadet of the educational institutional of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The need to rely on historical elements of the educational process, culture and respect for the educability, as well as personal example in service activities is stressed.
Keywords: morality, police, cadet, problems of formation, feelings, personal example, pedagogical tact.
В современном обществе сложилась одна из самых передовых, самых гуманных систем нравственных норм и общественных ценностей. Глубочайшие изменения произошли в социальной психологии миллионов людей. Нравственность, которую мы берем за основу, есть совокупность беззаветной преданности идеалам современного правового государства и гражданского общества, любви к своей Родине и уважительному отношению к представителям иностранных государств, сотрудничества и непримиримости к нарушениям общественного долга.
Современное понятие нравственности проявляется в высокой сознательности человека, готовности и умении добросовестно трудиться на благо личности, семьи, общества и государства [5, с. 184]. Справедливость, честность, скромность, чувство собственного достоинства, сотрудничество, взаимоуважение - все это базовые черты нравственного, культурного и воспитанного человека и гражданина. Помочь выработать такое отношение к своему долгу каждым гражданином нашей
* Олейников, Владимир Стефанович, профессор кафедры педагогики и социальной психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, доктор педагогических наук, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 7447035.
** Король, Александр Иванович, адъюнкт кафедры педагогики и социальной психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 7447035. E-mail: [email protected].
* Oleinikov, Vladimir Stefanovich, Professor of the chair, Doctor of pedagogic, Honored worker of higher school. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 7447035.
** Korol, Alexander Ivanovich, post-graduate of the department of pedagogics and social psychology St.-Petersburg University of the Ministry of the Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 7447035. E-mail: [email protected].
© Олейников В.С., Король А.И., 2016
страны - задача нравственного воспитания, занимающего важное место в комплексной системе педагогической деятельности, нацеленной на всестороннее развитие личности.
Формирование высоких профессионально-нравственных качеств молодых сотрудников органов внутренних дел, необходимых в повседневной служебной деятельности, - процесс многогранный и сложный, органически сливающийся со всей системой обучения и воспитания кадров в системе МВД России.
Активно способствовать правильному духовному формированию молодого сотрудника полиции призваны все формы и средства профессионально-нравственного воздействия, вся организаторская и воспитательная работа.
Первостепенное значение для нравственного воспитания молодых сотрудников, особенно курсантов образовательных организаций МВД России, имеет проблема формирования их чувств.
1. Проблема формирования чувств молодых сотрудников полиции. Такие эмоциональные состояния, как настроения, аффекты и другие, выступают в качестве регуляторов поведения человека. Из этого следует, что в профессионально-нравственной работе с личным составом обязательно следует учитывать влияние эмоций и чувств на жизнедеятельность человека. Они могут не только активизировать её но и подавлять, угнетать [8].
Известно, что настроение обусловливается, в частности, совокупностью внешних раздражений, получаемых от окружающей действительности. Будучи неблагоприятным, оно может привести к различного рода происшествиям, нарушениям служебной дисциплины, низким показателям учебной и служебной деятельности. Необходимо не только выяснить причины такого настроения, но и постараться устранить их. На настроение можно и нужно влиять, принося положительные эмоции подчинённому добрым словом, улыбкой, дружеским рукопожатием, вовремя объявленной благодарностью, удовлетворением его нужд. Уважение, сердечное отношение к курсанту пробуждают его лучшие чувства и вместе с тем повышают его эмоциональную восприимчивость к замечаниям и указаниям руководителя (начальника), к воспитательному воздействию. Много значит также оптимистический тонус коллектива подразделения, умение руководителя (начальника), воспитателя разобраться в переживаниях сотрудника перед действием в сложной обстановке, предупреждать возникновение депрессии, малодушия.
Естественно, что особого внимания требует состояние аффекта. Характеризуется это состояние нарушением волевого контроля. Аффект возникает у некоторых (как правило, неуравновешенных) сотрудников полиции в следующих случаях: когда они попадают в конфликтную ситуацию; когда приходится вести служебную деятельность в резко меняющейся оперативной обстановке; когда возможна и реальна повышенная опасность для жизни и здоровья; когда происходят чрезвычайные ситуации и др.
Есть немало надежных методов и средств, повышающих психологическую устойчивость молодых сотрудников полиции и кол-лективов в сложной ситуации, которая, с точки зрения теории и практики педагогики и психологии, показана в виде трёх базовых составляющих (подготовительного или начального этапа, этап непосредственного исполнения задач и функций и заключительного этапа).
Суть первоначального этапа, который начинается с необходимости выполнения каких-либо действий, состоит в приведении в психологическую готовность эмоциональных и волевых, умственных и физических качеств личности сотрудника полиции, всего служебного коллектива. Трудно переоценить роль хорошего «предстартового» состояния людей. Поэтому мы и говорим, что до исполнителей следует довести суть и значимость требуемых от них действий, общий план намеченных мероприятий. Руководитель (начальник), воспитатель или психолог добиваются, чтобы у каждого сотрудника руководством к действию служили высокие мотивы поведения, сформировалась волевая направленность на успешное выполнение его ключевых функций и обязанностей. Каждый участник коллективных действий должен устойчиво знать свою цель, маршрут и направление движения и т.п. Успех в исполнение функций и обязанностей заключается в непоколебимой уверенности молодого сотрудника, укрепление авторитета его руководителя, вере в надежность специального оборудования и средств, создание всеобщего победного настроя. Однако нельзя допустить избыточной самоуверенности и ненужной напряженности среди личного состава. Оценка ситуации должна быть принципиальной и максимально объективной. Не стоит акцентировать внимание на предстоящих трудностях.
Критерием психологической подготовленности к предстоящему выполнению задач, ещё до начала их непосредственного выполнения, служат такие факторы, как незначительная степень возбуждения, повышение общего настроения, собранность личного состава, сосредоточенность на выполнении поставленных задач, мобильное, целенаправленное реагирование на оперативную обстановку и поступающие от руководителя (начальника) приказы и распоряжения. И, наоборот, о психологической неподготовленности свидетельствуют апатичность, излишне вялое реагирование на отдаваемые приказы, распоряжения и замечания, отсутствие воодушевления и пониженное настроение, замедленность в движениях, равнодушие, сжатость, раздражительность и другие. Разновидностью подобного влияния могут быть и первоначальная нервозность, болтливость, излишнее волнение, невнимательность. В таких случаях следует добиться понимания и усвоения подчинённым личным составом всех отданных приказов и распоряжений, усилить индивидуальный контроль за ними.
Особую роль следует отвести инструктивному занятию. При его проведении необходимо помнить, что здесь категорически противопоказан формализм, который нередко создаёт у молодых сотрудников полиции, курсантов отрицательное, негативное расположение, нежелание исполнять свои функции и служебный долг в целом. По-разному педагогически и психологически воздействуя на личный состав, следует обращаться исключительно к их положительным эмоциям и чувствам, героическим и патриотическим примерам, высоким, с точки зрения нравственности, качествам
личности. Тем более это является первостепенным, чтобы в опасной ситуации у личного состава резко возрастало стремление к подражанию.
При действиях в сложной обстановке слово руководителя (начальника), воспитателя становится сильным раздражителем для молодого сотрудника полиции, курсанта. Важны любые элементы: темп речи, дикция, тембр голоса и др. Приказы и распоряжения должны отдаваться максимально ясно и коротко, чтобы возникло понимание всех деталей, было вызвано желание выполнить всё в установленный срок.
По выполнении всех поставленных задач необходимо предоставить личному составу время на отдых, перевести его внимание на другие дела, индивидуально подойти к проверке психического и физического состояния, похвалить отличившихся, объявить благодарность всему личному составу.
На завершающем этапе также необходимо подвести в первую очередь предварительные итоги, и целесообразней осуществить такое подведение с каждой категорией и группой молодых сотрудников полиции, курсантов. Они должны самостоятельно дать оценку своим действиям и результатам, принять активное участие в переработке планов действий на случай повторного выполнения подобных задач.
Вполне очевидно, что эмоциональные особенности, качества личности имеют большое значение для оценки её социальной ценности. Только зная эти особенности, можно успешно способствовать правильному формированию профессионально-нравственных, духовных, правовых, интеллектуальных и эстетических качеств сотрудника, развивать в нём устойчивость психических реакций, такие черты, как товарищество, коллективизм, готовность к взаимопомощи.
Поскольку воспитательная работа представляет собой единый процесс систематического, целенаправленного воздействия как на рациональную, так и на эмоциональную сферу сознания человека, то многие полагают, будто, передав сотруднику ОВД определенную сумму знаний и сведений, можно считать задачу воспитания его чувств выполненной. Но это, конечно, не так. Формирование чувств - процесс не менее продолжительный, чем приобретение знаний. Для «снятия» разрыва между знаниями и чувствами прежде всего следует активно использовать формы образно-эмоционального знания, способного побуждать людей к подлинным переживаниям и активизирующего у них чувства.
А.И. Герцен отмечал в одном из писем к сыну: «...я никак не вижу, чтобы ты, сверх занятий по части физиологии и пр., особенно читал что-нибудь дельное. А между тем, без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири, понимания: Гете и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века не так, как в науке, где он берет последний очищенный труд, а как попутчик, вместе шагая и сбиваясь с дороги» [4, с. 88]. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский убедительно доказал, что без эмоционального, эстетического воспитания вообще никакого воспитания нет.
Всё это заставляет как можно чаще обращаться к нравственно-эстетическим чувствам курсантов как молодых сотрудников полиции, делать всё возможное для их дальнейшего развития.
Нужно добиваться, чтобы служебная деятельность воспринималась ими как творческий процесс, чтобы источником радости для них становились итоги многогранной служебной и учебной деятельности. Нельзя забывать, что в представлениях юношей и девушек, мечтающих о службе в органах внутренних дел, полицейская служба овеяна ореолом романтики. И нужно, приняв новичков в свой коллектив, заботиться о том, чтобы их эмоциональное состояние не омрачалось равнодушием и узким практицизмом.
Большое впечатление на курсантов производит посещение музеев полиции и образовательных организаций МВД России, где они впервые начинают понимать сердцем, что их долг - быть достойными преемниками тех, чьи имена вошли в историю органов внутренних дел (полиции) и в историю наших дней. Нужно, чтобы принятие Присяги проходило в обстановке подлинной торжественности, у памятников славы советского и российского народа, в присутствии людей, вызывающих гордость и восхищение, и, конечно же, в присутствии родных, близких, друзей курсанта, принимающего Присягу. Посвящение в полицейские также должно стать памятной вехой в судьбе молодого сотрудника полиции.
Впрочем, речь идёт не только о начальном периоде службы, когда молодой сотрудник полиции делает первые шаги. Вся атмосфера, присущая коллективу подразделения, должна убеждать его в красоте человеческих отношений - отношений между людьми, которые объединены общей высокой целью. Этому служат, например: объявление благодарности перед строем; всеобщее праздничное настроение, вызванное присвоением кому-либо очередного специального звания, повышением в должности, вручением ведомственной или государственной награды и т.п.; вечера-портреты, посвященные лучшим сотрудникам органов внутренних дел; встречи с практическими сотрудниками, достигшими высоких результатов в служебной деятельности; обстановка теплоты, сердечности во время проводов на пенсию ветеранов; театрализованные концерты художественной самодеятельности, конкурсы; вечера отдыха личного состава.
Огромное значение многогранная деятельность по формированию чувств курсантов образовательных организаций МВД России приобретает в связи с необходимостью обеспечить высокую культуру в работе личного состава.
2. Проблемы личной примерности. В соответствии с нормативными правовыми актами, сотрудники полиции нередко привлекают правонарушителей к различным видам ответственности, осуществляют их задержание и доставление в органы внутренних дел за нарушения общественного порядка и общественной безопасности, предупреждают о недопустимости рецидива совершённых действий, производят оперативно-розыскные мероприятия, осуществляют административную практику. Они наделены большими полномочиями, пользоваться которыми необходимо законно, гуманно, с толком, проявляя при этом выдержку и подлинную культуру. Педагогическая теория неустанно подчеркивает неразрывную связь законности и культурности.
Руководящий состав обязан повседневно воспитывать у молодых сотрудников полиции, курсантов высокие морально-деловые качества при исполнении служебных обязанностей, непримиримость к апатии и невежеству, принципиально и объективно реагировать на факты бестактного и неуважительного обращения с любыми представителями нашего общества, показывать подчиненным личный пример тактичного, доброжелательного и учтивого обращения к гражданам.
Отмечено, что культура сотрудников полиции, их доброжелательное и учтивое отношение ко всем гражданам формируются в процессе повседневной учебной и служебной деятельности, обеспечиваются высоким нравственным и образовательным уровнем кадров, их профессионализмом и мастерством.
В воспитательной работе нет мелочей. Важную роль здесь может и должен сыграть стиль отношений руководителя (начальника) с подчинёнными. В числе качеств, которыми должен обладать руководитель (начальник), следует выделить и такие, как: уважение сотрудников; никогда не прерывать разговор на полуслове; знать имя и отчество подчинённых; тактично поправлять ошибки своих сотрудников, делая это в вежливой форме; прислушиваться к критике; не срывать гнев на подчинённых, если вина лежит на самом себе; не повышать голоса при разговоре; всегда здороваться со всеми; не забывать, что работающие рядом сотрудницы остаются в любых условиях женщинами и нуждаются в помощи и внимании; дорожить временем подчинённых, не отвлекать их от основных занятий мелкими поручениями; не пускаться в длинные рассуждения, когда возможен короткий приказ; уметь воспринимать хорошую шутку, но никогда не смеяться над слабостями или недостатками подчинённых; не подчеркивать даже на работе свое положение «вышестоящего», быть ровным с подчинёнными, откликаться на их просьбы личного характера; не требовать от своих подчиненных проявления тех качеств, какими начальник не обладает сам.
3. Проблема привития молодым сотрудникам полиции педагогического такта. В любой работе, говоря словами выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, должны властвовать серьезность, но допускаются шутки, но не воплощается дело в шутку, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма, постоянная разумная деятельность [4]. Служба молодого сотрудника полиции проходит, как правило, на виду у общества и населения, а в век информационных технологий принципы открытости всё больше наполняются своим качественным содержанием. И кому как не ему обладать педагогическим тактом. Речь идёт о приобретении в процессе службы умения быстро устанавливать правильные, принципиальные отношения с людьми. Тот, кто обладает педагогическим тактом, отличается чуткостью, внимательностью, вежливостью, стремлением найти верный тон в обращении с людьми. Не случайно в переводе с латинского языка слово «такт» означает «прикосновение».
Педагогический такт представляет собой неукоснительно соблюдение норм взаимодействия между людьми и правил общения с учётом их возраста, индивидуально-психологических особенностей. Педагогический такт есть некая мера воспитательного разумного взаимодействия субъектов воспитания, умение устанавливать результативную манеру общения. Проявление уважения к своему собеседнику формирует собственное чувство достоинства. Педагогический такт неразрывно связан с собственными качествами субъекта воспитательного процесса и величиной его профессионального мастерства.
Известно, что педагогический такт приобретается с годами и чаще всего присущ людям с большим жизненным опытом. Однако нельзя забывать, что и молодым сотрудникам полиции обойтись без него невозможно - ведь любая их ошибка, а тем более нарушение законности, сразу же получают широкую огласку, ведут к нежелательным последствиям.
Всё это необходимо учитывать в профессионально-нравственной работе, особенно когда речь идёт о повышении культурного уровня курсантов образовательных организаций МВД России. Следует убедить каждого молодого сотрудника, что действия в рамках законности, решительность в противодействии преступности, педагогический такт повышают престиж полиции, находят поддержку у любых слоёв населения. Отсутствие педагогического такта является одной из существенных причин ошибочных или неудачных действий сотрудников полиции.
Большую помощь в формировании педагогического такта может оказать научно-педагогический состав образовательных организаций МВД России. В лекциях и докладах необходимо показывать примеры тактичного подхода к гражданам различных категорий и возрастов. Необходимо разрабатывать памятки по культуре поведения сотрудника полиции, его профессионально-этическому стандарту.
Молодой сотрудник полиции, курсант образовательной организации МВД России особенно на первоначальных этапах своей служебной деятельности нуждается в целенаправленном развитии нравственности, посредством решения вопросов формирования его чувств, личной примерности наставников, руководителей (начальников), и привития ему педагогического такта. Формы, методы и средства такого педагогического воздействия на все стороны учебной и служебной деятельности молодого сотрудника полиции, курсанта образовательной организации МВД России должны опираться исключительно на уважение и гуманное отношение, доброту и порядочность, справедливость, принципиальность и законность. Только воспользовавшись такой совокупностью элементов педагогического воздействия и решив поставленные проблемы, мы получим высоко нравственного служителя правопорядка, отвечающего новым требованиям общества и государства.
Список литературы
1. Приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. N° 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 16.05.2016).
2. Витольник, Г. А., Душкин, А. С. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел : учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 126 с.
3. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации : учебник / под. общ. ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЦОКР МВД России, 2009. - 480 с.
4. Зейлигер-Рубинштейн, Е. И. Педагогические взгляды А.И. Герцена. - М.: Учпедгиз, 1962. - 192 с.
5. Олейников, В. С., Душкин, А. С., Гурьев, М. Е. Системно-деятельностный подход в исследовании профессионально-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 1. - С. 183-187.
6. Олейников, В. С., Мусин, Я. Н., Заварзина, Л. В. Общая педагогика, история педагогики и образования : учебное пособие для адъюнктов / под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Фонд «Университет», 2005. - 368 с.
7. Педагогика : учебник / под. общ. ред. А.А. Кочина. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 292 с.
8. Юренкова, В. А., Душкин, А. С., Иванова, А. М. Психология : учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 132 с.
УДК 378
А.В. Пьянусов*, М.В. Аниканов**
Организация образовательного процесса при подготовке военных специалистов на основе системно-параметрического подхода
Статья посвящена проблемам подготовки научно-педагогического состава для системы высшего образования. В статье проанализированы основные модели профессиональных составляющих современного преподавателя. В итоге проведенного анализа сделаны выводы о том, что высокое качество подготовки специалистов во многом зависит от качества программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей образовательных организаций. С помощью рассмотренных программ необходимо постоянно пополнять свои теоретические знания, совершенствовать практические умения и навыки, расширять профессиональный кругозор, прогнозировать своё развитие, заниматься самопознанием, самооценкой и самоизменением для развития профессиональной компетентности.
Ключевые слова: повышение квалификации, профессиональная переподготовка, образовательный процесс, научно-педагогический состав.
A.V. Pyanusov*,M.V. Anikanov**. The organization of educational process in military specialists' training on the basis of system-parametric approach. The article deals with the problems of scientific teaching staff development engaged in educational process. The working out of new professional educational programs for the specialists is one of the main means of solving these problems. Modern terms concerning the sphere of qualification increase and professional retreating of scientific teaching staff were worked out in the article. The article represents the results of employment of methods of interpersonal relations diagnostic after T. Liri.
Keywords: qualification increase, professional retreating, educational process, scientific teaching staff, model components.
Одной из серьёзных проблем современного высшего образования является подготовка преподавателей вузов к профессиональной деятельности в образовательном пространстве России, результатом которой будет формирование личности специалиста с заданными качествами согласно новой образовательной парадигме [11, с. 32].
К сожалению, в российских вузах на протяжении последних лет не останавливается процесс сокращения кадров, и тому есть несколько причин. К ним можно отнести невысокую оплату труда, отсутствие возможности проводить полноценные научные исследования, а также падение общественной привлекательности и престижности педагогической работы. Всё это может привести к разрушению нормального воспроизводства научно-педагогических кадров, способных обеспечивать качественную подготовку специалистов. Сегодня всё чаще задаются вопросы о том, как сохранить
* Пьянусов, Александр Викторович, начальник кафедры управления повседневной деятельностью Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, дом 1. Телефон: +7-905256-55-61. E-mail: [email protected].
** Аниканов, Максим Валерьевич, старший преподаватель кафедры управления повседневной деятельностью Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, дом 1. Телефон: +7-953-341-18-16. E-mail: [email protected].
* Pyanusov, Alexander Viktorovich, chief of the department of daily management activity of Saint-Petersburg military Institute of the Russian Interior Ministry Forces. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilyutov street, 1. Phone: 7-905-256-55-61. E-mail: [email protected].
** Anikanov, Maxim Valerievich, senior lecturer of the department of daily management activity of Saint-Petersburg military Institute of the Russian Interior Ministry Forces. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilyutov street, 1. Phone: +7-953-341-18-16. E-mail: [email protected]. © Пьянусов А.В., Аниканов М.В., 2016