Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ (МИЛИЦИИ): XVIII - XXI ВВ'

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ (МИЛИЦИИ): XVIII - XXI ВВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДОМСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусина Наталья Ивановна, Мухина Татьяна Геннадьевна, Яркова Дарья Дмитриевна

Введение. В статье рассматриваются результаты исследования проблемы профессиональной подготовки сотрудников полиции (милиции) в историко-педагогическом аспекте. Материалы и методы. Исследование основывается на анализе различных источников: нормативные правовые акты разных лет, диссертационные исследования, научные статьи, мемуары руководителей и сотрудников полиции (милиции), исторические периодические издания, монографии. Ведущими методами выступили: метод периодизации, сравнительно-исторический метод, логико-исторический анализ источников. Результаты исследования. Анализ исторических источников позволил выявить причины и условия, оказавшие качественное воздействие на становление и развитие системы ведомственного образования полиции (милиции): политические, экономические, социальные, культурные, оперативно-служебные. Взаимообусловленность отмеченных условий позволила определить четыре исторических этапа становления и развития профессионального образования полиции (милиции): первый этап (I четверть XVIII - I половина XIX вв.), второй этап (II половина XIX - начало ХХ вв.), третий этап (начало ХХ - начало ХХI вв.), четвертый этап (2011 - настоящее время). Каждый исторический этап определяется социально-экономическими и политическими условиями развития МВД России как государственного правоохранительного органа, характеризуется определенными профессиональными требованиями к личности полицейского (милиционера) и направлениями развития ведомственного образования МВД России. Обсуждение и заключения. На основании исторического анализа делается вывод о том, что современное развитие ведомственного образования МВД России сохранило сущность исторического концепта правоохранительного обучения и воспитания. Научная новизна. В работе представлены результаты историко-педагогического анализа развития системы ведомственного правоохранительного образования, определены этапы развития данной системы с учетом выдвигаемых требований к профессиональным и личностным качествам сотрудника полиции в разные исторические эпохи; особенности профессиональной подготовки, в том числе в системе дополнительного профессионального образования; образовательные и целевые задачи, реализуемые в процессе обучения и воспитания. Предложенная характеристика этапов позволяет соотнести исторические аспекты становления профессиональной подготовки сотрудников полиции с современными целями и задачами профессионального образования; требованиями, выдвигаемыми к профессиональным и личностным качествам сотрудников МВД России, а также определить дальнейшие перспективы развития данной системы. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке будущих бакалавров, специалистов МВД России, в преподавании учебных дисциплин педагогического и юридического профиля, при разработке методических материалов для курсов повышения квалификации и переподготовки личного состава ОВД, при проведении мероприятий во внеаудиторной деятельности (научных кружков).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусина Наталья Ивановна, Мухина Татьяна Геннадьевна, Яркова Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE RUSSIAN POLICE STAFF (POLICE): XVIII - XXI CENTURIES

Introduction. The article examines the results of the study of the problem of professional training of police officers (militia) in the historical and pedagogical aspect. Materials and Methods. The study is based on an analysis of various sources: regulatory legal acts of different years, dissertation research, scientific articles, memoirs of leaders and officers of the police (militia), historical periodicals, monographs. The leading methods were: periodization method, comparative-historical method, logical-historical analysis of sources. Results. The analysis of historical sources made it possible to identify the reasons and conditions that had a qualitative impact on the formation and development of the system of departmental education of the police (militia): political, economic, social, cultural, operational and service. The interdependence of the conditions noted made it possible to determine four historical stages in the formation and development of professional education of the police (militia): the first stage (I quarter of the 18th - I half of the 19th centuries), the second stage (II half of the 19th - the beginning of the 20th centuries), the third stage (the beginning of the 20th - the beginning of the XXI centuries), the fourth stage (2011 - present). Each historical stage is determined by the socio-economic and political conditions for the development of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a state law enforcement agency, characterized by certain professional requirements for the personality of a policeman (policeman), and the directions of development of departmental education of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Discussion and Conclusions. Based on the historical analysis, it is concluded that the modern development of departmental education of the Ministry of Internal Affairs of Russia has retained the essence of the historical concept of law enforcement training and education. Scientific novelty. The paper presents the results of the historical and pedagogical analysis of the development of the system of departmental law enforcement education, identifies the stages of development of this system, taking into account the requirements put forward for the professional and personal qualities of a police officer in different historical eras; features of vocational training, including in the system of additional vocational education; educational and target tasks implemented in the process of teaching and upbringing. The proposed description of the stages allows us to correlate the historical aspects of the formation of professional training of police officers with the modern goals and objectives of vocational education; the requirements put forward for the professional and personal qualities of the employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as determine the further prospects for the development of this system. Practical significance. The results of the study can be used in the professional training of future bachelors, specialists of the Ministry of Internal Affairs of Russia, in teaching educational disciplines of a pedagogical and legal profile, in the development of methodological materials for advanced training and retraining courses for police personnel, in carrying out activities in extracurricular activities (scientific circles).

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ (МИЛИЦИИ): XVIII - XXI ВВ»

Статья/Article

УДК 378.1

DOI: 10.26795/2307-1281-2021-9-3-2

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ (МИЛИЦИИ): XVIII - XXI ВВ.

Н. И. Мусина1' Т. Г. Мухина2'3'4, Д. Д. Яркова2

1 Федеральное государственного казенное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская академия МВД России», Нижний Новгород,

Российская Федерация 2Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород, Российская Федерация 3Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск

национальной гвардии Российской Федерации», Новосибирск, Российская Федерация 4Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний»,

Рязань, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. В статье рассматриваются результаты исследования проблемы профессиональной подготовки сотрудников полиции (милиции) в историко-педагогическом аспекте. Материалы и методы. Исследование основывается на анализе различных источников: нормативные правовые акты разных лет, диссертационные исследования, научные статьи, мемуары руководителей и сотрудников полиции (милиции), исторические периодические издания, монографии. Ведущими методами выступили: метод периодизации, сравнительно-исторический метод, логико-исторический анализ источников.

Результаты исследования. Анализ исторических источников позволил выявить причины и условия, оказавшие качественное воздействие на становление и развитие системы ведомственного образования полиции (милиции): политические, экономические, социальные, культурные, оперативно-служебные. Взаимообусловленность отмеченных условий позволила определить четыре исторических этапа становления и развития профессионального образования полиции (милиции): первый этап (I четверть XVIII - I половина XIX вв.), второй этап (II половина XIX - начало ХХ вв.), третий этап (начало ХХ - начало XXI вв.), четвертый этап (2011 - настоящее время). Каждый исторический этап определяется социально-экономическими и политическими условиями развития МВД России как государственного правоохранительного органа, характеризуется определенными профессиональными требованиями к личности полицейского (милиционера) и направлениями развития ведомственного образования МВД России.

Обсуждение и заключения. На основании исторического анализа делается вывод о том, что современное развитие ведомственного образования МВД России сохранило сущность исторического концепта правоохранительного обучения и воспитания.

Научная новизна. В работе представлены результаты историко-педагогического анализа развития системы ведомственного правоохранительного образования, определены этапы развития данной системы с учетом выдвигаемых требований к профессиональным и личностным качествам сотрудника полиции в разные исторические эпохи; особенности профессиональной подготовки, в том числе в системе дополнительного профессионального образования; образовательные и целевые задачи, реализуемые в процессе обучения и воспитания. Предложенная характеристика этапов позволяет соотнести исторические аспекты становления профессиональной подготовки сотрудников полиции с современными целями и задачами профессионального образования; требованиями, выдвигаемыми к профессиональным и личностным качествам сотрудников МВД России, а также определить дальнейшие перспективы развития данной системы.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке будущих бакалавров, специалистов МВД России, в преподавании учебных дисциплин педагогического и юридического профиля, при разработке методических материалов для курсов повышения квалификации и переподготовки личного состава ОВД, при проведении мероприятий во внеаудиторной деятельности (научных кружков).

Ключевые слова: ведомственное образование системы МВД России, профессиональная подготовка сотрудников полиции, историко-педагогический анализ, направления развития профессионального образования.

Благодарности: выражаем благодарность за сотрудничество профессорско-преподавательскому составу ФГКОУ ВО «Нижегородская академия МВД Российской Федерации», рецензентам.

Для цитирования: Мусина Н.И., Мухина Т.Г., Яркова Д.Д. Историко-педагогический анализ развития системы профессиональной подготовки сотрудников российской полиции (милиции): XVIII - XXI вв. // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, №3. С 2.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE RUSSIAN POLICE STAFF (POLICE):

XVIII - XXI CENTURIES

N. I. Musina1, T. G Mukhina234, D. D. Yarkova2

1Federal State Treasury Educational Institution of Higher Education "Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Nizhny Novgorod, Russian Federation 2Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky", Nizhny Novgorod, Russian Federation 3Federal State Treasury Military Educational Institution of Higher Education "Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I.K. Yakovlev of the National Guard Troops of the

Russian Federation ", Novosibirsk, Russian Federation 4Federal State Treasury Educational Institution of Higher Education "Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service ", Ryazan, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. The article examines the results of the study of the problem of professional training of police officers (militia) in the historical and pedagogical aspect.

Materials and Methods. The study is based on an analysis of various sources: regulatory legal acts of different years, dissertation research, scientific articles, memoirs of leaders and officers of the police (militia), historical periodicals, monographs. The leading methods were: periodization method, comparative-historical method, logical-historical analysis of sources. Results. The analysis of historical sources made it possible to identify the reasons and conditions that had a qualitative impact on the formation and development of the system of departmental education of the police (militia): political, economic, social, cultural, operational and service. The interdependence of the conditions noted made it possible to determine four historical stages in the formation and development of professional education of the police (militia): the first stage (I quarter of the 18th - I half of the 19th centuries), the second stage (II half of the 19th - the beginning of the 20th centuries), the third stage (the beginning of the 20th - the beginning of the XXI centuries), the fourth stage (2011 - present). Each historical stage is determined by the socio-economic and political conditions for the development of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a state law enforcement agency, characterized by certain professional requirements for the personality of a policeman (policeman), and the directions of development of departmental education of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Discussion and Conclusions. Based on the historical analysis, it is concluded that the modern development of departmental education of the Ministry of Internal Affairs of Russia has retained the essence of the historical concept of law enforcement training and education.

Scientific novelty. The paper presents the results of the historical and pedagogical analysis of the development of the system of departmental law enforcement education, identifies the stages of development of this system, taking into account the requirements put forward for the professional and personal qualities of a police officer in different historical eras; features of vocational training, including in the system of additional vocational education; educational and target tasks implemented in the process of teaching and upbringing. The proposed description of the stages

Вестник Мининского университета. 2021. Том 9, №3

allows us to correlate the historical aspects of the formation of professional training of police officers with the modern goals and objectives of vocational education; the requirements put forward for the professional and personal qualities of the employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as determine the further prospects for the development of this system. Practical significance. The results of the study can be used in the professional training of future bachelors, specialists of the Ministry of Internal Affairs of Russia, in teaching educational disciplines of a pedagogical and legal profile, in the development of methodological materials for advanced training and retraining courses for police personnel, in carrying out activities in extracurricular activities (scientific circles).

Keywords: departmental education of the Ministry of Internal Affairs of Russia, professional training of police officers, historical and pedagogical analysis, directions of professional education development.

Acknowledgments: We express our gratitude for cooperation to the faculty of the Federal State Educational Institution of Higher Education "Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", reviewers.

For citation: Musina N.I., Mukhina T.G., Yarkova D.D. Historical and Pedagogical Analysis of the Development of the System of Professional Training of the Russian Police Staff (Police): XVIII -XXI Centuries // Vestnik of Minin University. 2021. Vol. 9, no. 3. Р.2.

Введение

Интерес к становлению и развитию правоохранительных структур возрастает в связи с повышением статуса и роли правоохранительных структур в развитии социальной жизни, науки и педагогической практики современного общества. К тому же работы по истории полицейского образования в основном носят нормативно-правовой характер (А.А. Борисов, Л.М. Колодкин, С.В. Кодан, О.А. Костылев, Х.Х. Лойт, В.А. Томсинов и др.). В нашем исследовании представлены результаты историко-педагогического анализа профессиональной подготовки сотрудников российской полиции (милиции): XVIII - XXI вв.

В исследовании мы обратились к истории развития системы профессионального образования МВД РФ путем использования сложившегося опыта в современных реалиях профессиональной подготовки сотрудников полиции (милиции), мониторинга образовательного процесса в аспекте меняющихся требований к выпускникам вуза и личности полицейского-профессионала в длительном временном периоде, который можно осуществить через анализ исторического контекста системы образования МВД РФ.

Обзор литературы

Ретроспектива этапов становления и развития системы образования МВД России указывает на недостаточное понимание проблемы исследования с точки зрения педагогики профессионального образования. Особое внимание данной проблеме стало уделяться во второй трети ХХ века, что отражено в мемуарах, личных архивах сотрудников милиции.

Многообразные аспекты оперативно-служебной деятельности полиции рассматривают С.П. Голубятников, И.Б. Малиновский, А.Г. Маркушин, Н.В. Сердюк и др.

К наиболее значимым исследованиям относят работы И.А. Алехина, И.В. Горлинского, В.Я. Кикотя, А.Г. Караяни, А.А. Кобозева, В.Л. Кубышко,

A.М. Столяренко, С.Н. Федотова.

В XXI веке выполнены докторские диссертационные исследования: Л.В. Бородавко,

B.В. Ганина, Е.Д. Проценко, М.А.Кожевиной. В нашем исследовании в процессе определения границ и хронологии периодов развития системы профессиональной подготовки учтены указанные исследования. Однако ведущими критериями, определяющими содержательные характеристики выделенных периодов, являлись:

1) требования к профессиональным и личностным качествам сотрудника полиции;

2) особенности профессиональной подготовки, в том числе в системе дополнительного профессионального образования; 3) особенности образовательных и целевых задач развития личности сотрудников полиции в процессе обучения и воспитания. В работе представлены результаты историко-педагогического анализа развития системы ведомственного правоохранительного образования, определены этапы развития данной системы с учетом выдвигаемых требований к профессиональным и личностным качествам сотрудника полиции в разные исторические эпохи; особенности профессиональной подготовки, в том числе в системе дополнительного профессионального образования; образовательные и целевые задачи, реализуемые в процессе обучения и воспитания.

Предложенная характеристика этапов позволяет соотнести исторические аспекты становления профессиональной подготовки сотрудников полиции с современными целями и задачами профессионального образования; требованиями, выдвигаемыми к профессиональным и личностным качествам сотрудников МВД России, а также определить дальнейшие перспективы развития данной системы.

Материалы и методы

Исследование основывается на анализе таких источников, как: нормативные правовые акты разных лет, диссертационные исследования, научные статьи, мемуары руководителей и сотрудников полиции (милиции), исторические периодические издания, монографии. Ведущими методами выступили: метод периодизации, сравнительно-исторический метод, логико-исторический анализ источников.

Результаты исследования

Обращение к истории развития полиции в Российской Федерации дает возможность рассмотреть становление и развитие ведомственного образования с возникновения института полиции (милиции) в нашей стране до настоящего времени.

Анализ источников указывает на систему условий, оказавших качественное воздействие на становление ведомственного образования полиции (милиции): политические, экономические, социальные, культурные, оперативно-служебные. Взаимообусловленность отмеченных условий позволила указать на четыре исторических этапа в профобразовании полиции (милиции): первый этап (I четверть XVIII - I половина XIX вв.), второй этап (II половина XIX - начало XX вв.), третий этап (начало XX - начало XXI вв.), четвертый этап

(2011 - настоящее время). Каждый исторический этап определяется социально-экономическими и политическими условиями развития МВД России как государственного правоохранительного органа, характеризуется определенными профессиональными требованиями к личности полицейского (милиционера), и направлениями развития ведомственного образования МВД России.

Стоит отметить, что полиция и государство на протяжении долгого времени воспринимались населением как единое целое. Цель полиции заключалась в охране правопорядка, устранения опасностей для проведения имперской (государственной) политики.

Первый этап (I четверть XVIII - I половина XIX вв.). Регулярные органы полиции в России появляются при императоре Петре I. В 1718 году им введена должность генерала-полицмейстера [7, с.127] (глава канцелярии), на которую был назначен адъютант императора А.М. Девиер. На полицию легло большое количество должностных обязанностей: от охраны порядка и поиска беглых преступников до пожарной безопасности и санитарного состояния в стране. Задачи полиции Петр I определил в «Пунктах, данных Санкт-Петербургскому генерал - полицмейстеру» [12, с.5].

Полицейский перед началом служебной деятельности присягал на верность императору и Отечеству. Сотрудник должен быть полезным для государственных дел, предотвращать беды и убытки, соблюдать государственные тайны. После произношения клятвы, сотрудник «целовал Евангелие и крест» [8, с. 50]. В 1722 г. регулярная полиция появляется в Москве, но некомплект личного состава не позволял качественно выполнять правоохранительные функции. Обеспечение охраны общественного порядка осуществляли «мужчины податных сословий, достигшие 20-ти лет» [12]. Порядок профессионального отбора в полицейские подразделения из-за некомплекта не менялся. Полиция пополнялась подьячими из других ведомств, военными (драгуны, гвардейцы и т.д.) [15, с. 24]. Данный факт описывается в «доношении» Главной полицмейстерской канцелярии, рассмотренном в октябре 1726 г. Сенатом, в котором говорилось, что правопорядок в полиции исполняют «безграмотные люди, освободившиеся с каторги, имеющие штрафы за побеги и кражи, ведущие разгульный образ жизни, пьяницы» [17]. Московский обер-полицейский докладывал в Санкт-Петербург о том, что в его подчинении находятся «солдаты старые и дряхлые» [18].

С 1733 года с принятием акта «Об учреждении полиции в городах» завершился процесс формирования общей регулярной городской и земской полиции [12, с. 5]. До эпохи начала правления Екатерины II полицейская система находилась в состоянии стагнации. Структурное построение, основные задачи полиции принципиально не менялись, как и система кадрового отбора и профессионального обучения.

Со второй половины XVIII - первой половины XIX вв. шел процесс становления полиции как правоохранительной структуры России. Среди преобразований полиции того периода можно отметить следующие символические преобразования: образование сельской земской полиции (1775), утверждение 8 апреля 1782 года «Устава благочиния или полицейского». Указанный нормативный правовой акт указывал на порядок создания полиции (ее деятельность, штаты, ранги должностных лиц, порядок назначения их на должности и др.). Были специально прописаны требования к лицам, назначаемым на полицейские должности. К сожалению, острый недостаток личного состава, граждан с образованием, опытных сотрудников в целом заставлял правительство занижать квалификационные требования к ним. Для отдельных должностей образовательный ценз был

упразднен. Полицейские изучали законодательные акты, необходимые для несения службы. В обязательном порядке преподавался Закон Божий, изучалось население на местах несения службы, налаживалось взаимодействие со всеми государственными структурами на обслуживающей территории. Преобразования полиции были лишены последовательности, а принятие законодательных актов зачастую приводили к противоречиям их толкования в практической деятельности полицейских. Проблемы комплектования и низкий профессиональный уровень чиновников полиции напрямую влиял на качество несения оперативно-служебной деятельности. Кадровый отбор в полицию был нацелен на поиск «человека государственного, слуги царю и Отечеству» [18]. «Государственные деятели руководствовались сознанием необходимости находить для службы знающих, толковых, подготовленных людей. Они гнались за выучкой, профессиональной подготовкой; развития человека как личности не было и в помине, а имелась в виду подготовка, выучка шляхтича, моряка, офицера, подьячего, духовного» [13].

8 сентября 1802 года образовано Министерство Внутренних дел. Целью для него стало «пещись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствия, тишины и благоустройства всей империи» [4], а также торговый надзор, санитарный надзор, противопожарная служба, строительный надзор, паспортный режим, судебно-следственные полномочия, политический сыск, где в полной мере осуществлялось взаимодействие с многонациональными группами (надзор за иностранными гражданами, за евреями и т.д.). Как одна из основных задач полиции выделялась «охранение неприкосновенности прав церкви православной и свободы других признанных вероисповеданий» [4, с.10]. При обучении городовых была введена программа обучения сыскному делу. Методическую базу образовательного процесса составляли полицейские словари, инструкции, документы, а также практические рекомендации с комментариями к законодательным актам.

При императоре Николае I предпринимались меры по организации профессиональной подготовки полицейских. Например, в 1838 году унтер-офицерам полиции Санкт-Петербурга была возможность сдать экзамен для получения первого классного чина, стать чиновником XIV класса (по «Табелю о рангах»). Порядок отбора кандидатов и программа экзамена утверждались лично императором. Сдающему экзамен унтер-офицеру требовалось показать глубокие знания положений и норм православной веры, умение бегло и грамотно читать и писать, выполнять арифметические действия. Он должен был знать инструкции несения служебной деятельности квартального надзирателя, уметь вести документацию, понимать правила учета правонарушений, а также алгоритм действий по розыску лиц, скрывающихся от полиции, порядок проведения первоначальных следственных действий. Экзамен можно было сдать 2 раза, но не более [16, с. 78].

После провальных попыток реформирования правоохранительных органов через принятие нормативных правовых актов государство обратило внимание на качество подготовки сотрудников полиции в различных педагогических заведениях. Четко просматривалась связь уровня образованности сотрудника с его продвижением в должности, в профессии, что требуется, по нашему мнению, принять к сведению для качественного профессионального отбора полицейских кадров любого современного государства. Руководящие должности (согласно «Табелю о рангах» 1722 г. начинались с VIII класса -соответствовал воинскому званию майора) могли занимать подданные Российской империи, получившие образование в университете (высоко котировались юридические факультеты университетов) или в учебном заведении, приравненном к нему [9, с. 195]. Соответственно,

большая часть классных полицейских чинов получала образование в военных высших или гражданских высших и средних учебных заведениях (Училище правоведения, Царскосельский лицей, Ярославский Демидовский лицей, лицей им. Цесаревича Николая и др.). Ведомственные образовательные структуры отсутствовали.

Полиция изначально возникла как военизированная (строевая) государственная структура, поэтому на службу в полицию, как правило, переводились армейские офицеры. В основном унтер-офицеры и солдаты старших возрастов (рекруты), но по возрасту и состоянию здоровья непригодные для реальных боевых действий, они пополняли ряды низших чинов полиции. Зачастую для помощи полиции в решении оперативных задач привлекались военные.

К профессиональным военным образовательным учреждениям относились: Сухопутный шляхетский кадетский корпус (основан в 1732 г.), Военно-сиротский дом, Шкловское благородное училище. Данные военно-учебные заведения обеспечивали курсантам разностороннее образование, превращавшее их в универсальных государственных управленцев. Классическое обучение в них не носило специализированного характера подготовки именно для службы в полиции, что, несомненно, оказывало негативное влияние на компетентность лиц, служивших в полиции.

В 1862 г. в Царскосельском лицее был проведен эксперимент по внедрению в образовательный процесс «Программы специального приготовления воспитанников к службе в органах полиции». Программа была представлена следующими разделами: «попечение об общественном производстве; попечение о народном здравии; надзор за ремеслами и различной торговлей; об общественном призрении; попечение об охранении общественной и личной безопасности от противозаконных поступков и от разрушительных действий природы; техническое учение о службе» [8, с.49]. К сожалению, данная Программа не получила дальнейшего развития. На данном этапе развития полицейской структуры России низшие чины полиции по-прежнему пополнялись в значительной степени благодаря военнослужащим, зачастую негодным для прохождения военной службы, что оказывало негативное влияние на осуществление правоохранительной деятельности, вызывало неудовольствие граждан.

Второй этап (II половина XIX - начало ХХ вв.). Российские глобальные реформы 60-х - 80-х гг. XIX в. стали судьбоносными и для правоохранительных органов. В 60-е годы XIX в. структура полиции организуется на условиях «вольного найма» (вместо системы направления на полицейскую службу армейских солдат, унтер-офицеров). Формируются спецшколы профподготовки полиции. Образовательную подготовку составили не только специальная полицейская подготовка (обращение с оружием, применение физической силы, юридические знания), но и воспитание профессионально-нравственных, религиозных, этических качеств личности полицейского. Были разработаны памятки для полиции по общению с лицами разных верований, кочевыми народами (Уральский регион), с учетом особенностей местности проживания граждан, обычаев, традиций, языка. С 1880 г. МВД управление всей полиции сосредотачивало в Департаменте полиции, реформа отвечала требованиям развития государства в сильной полицейской структуре, что стало основой для разработки общей кадровой политики, нормативно-правового регулирования полицейской службы. Политика самодержавия в конце XIX века была выражена в принудительной русификации национальных окраин, расширение в них общегосударственного административного и политического управления. Если в Москве, Санкт-Петербурге и

некоторых других крупных городах образовательный ценз сотрудников полиции был высоким, то при ревизии нескольких губерний руководством МВД в 1881 г. указано на низкий уровень образования большого количества полицейских и отсутствие надлежащей служебной подготовки. Необходимость повышения качества профессиональной, чаще процессуально-правовой подготовки осознавалась самими сотрудниками, в частности, сотрудниками-практиками «среднего» звена. Это объяснялось и общим ростом преступности, изменениями в их социальном и этническом составе, часто среди них встречались «люди с университетским образованием». «Профессиональные» преступники умели уходить от преследования, маскировать следы преступления, дерзко обманывали правоохранителей, что также необходимо было учитывать в профессиональной подготовке грамотных чиновников полиции. С 1 ноября 1894 г. по 1 августа 1895 г. из «1609 человек, поступивших на службу в полицию, высшее образование имели 17%, среднее - 10,32%, низшее - 72,68%» [10]. Заметим, что «ряд полицейских офицеров, перешедших с воинской службы в полицию, благодаря изучению юридических дисциплин в кадетских корпусах и военных училищах, обладали достаточно высокими общеобразовательными знаниями» [10]. Профессиональное образование носило «местечковый» характер, руководство на местах (губернаторы, градоначальники, полицмейстеры) самостоятельно организовывало обучение в русле сиюминутной готовности, исходя из субъективного видения сложившейся оперативной обстановки и задач, стоящих перед государством. Не было специально разработанных программ, не фиксировался результат подготовки.

Третий этап (начало ХХ - начало XXI вв.). К началу XX века в Москве и Санкт-Петербурге сложилась система отбора кадров. Вместе с тем единого подхода к первоначальной подготовке не существовало. Не было финансовых возможностей создать большое количество школ полицейского резерва. Активный рост преступности и просчеты в организации оперативно-служебной деятельности дали о себе знать в 1905-1907 гг. Низкое качество службы объяснялось небольшим количеством образовательных учреждений (школ для урядников, околоточных и т.п., курсов), отсутствием продуманной ведомственной образовательной политики.

МВД стремится к оптимизации обучения полицейских. Острой проблемой стал процесс подготовки руководящего состава подразделений, т.к. они не только обучали подчиненный личный состав, но и несли за них персональную ответственность. Обучение практикой профессиональной деятельности зачастую было единственным подходом в обучении полицейских кадров. Формирование грамотных руководителей невозможно без передачи личного опыта, а также было средством преодоления протекционизма и волюнтаризма при их назначении и продвижении по службе.

В крупных городах сотрудники полиции дважды в неделю получали теоретические знания. В ходе обучения до личного состава доводились нормативные правовые акты, инструкции, анализировались распоряжения, причины и условия совершения противоправных деяний и др. Рядовым сотрудникам объясняли принципы обхождения с гражданами для того, чтобы получать от них информацию, необходимую в деятельности полиции. В речевом обиходе полицейских стали появляться такие понятия, как вежливость, такт, добросовестность. Поднимались вопросы о справедливом отношении к человеку независимо от его этнической принадлежности, вероисповедания при проведении служебных процедур и действий, а также правдивость в рапортах о проделанной работе. С сотрудниками рот полиции обучение проводилась ежедневно, кроме воскресенья, со

специальным утверждением предметов и расписания. Сотрудников обучали грамотности (чтение, письмо, счет). К специальным дисциплинам были отнесены: курс самообороны личного состава; алгоритмы действий в экстремальных ситуациях (например, при несчастных случаях); основы службы городового, а также доводилась своевременная информация о принятых (отмененных) приказах, начальствующих лицах; обращение с различными типами оружия, в том числе навыкам фехтования [10, с. 95].

Региональные управления полиции также требовали наличия специальных полицейских школ. К 1911 г. они открылись в 14 губерниях, в частности, школы для обучения полицейских чинов - полицейских урядников и стражников (по Программе товарища Санкт-Петербургского прокурора О.Г. Фрейната). Срок обучения от 1,5 до

6 месяцев. Основу Программы составили: юридическая подготовка, процессуальные основы проведения следственных действий, поведение сотрудников полиции на месте происшествия и др. Интересным представляется процесс прохождения итоговой аттестации. Сдача экзамена проходила поэтапно. Например, в Воронежской школе урядников проводились комплексные учения по задержанию предполагаемой воровской банды (применялся имитационный метод). После практических занятий организовывался строевой смотр личного состава, сдавалась теоретическая часть. С 1903 г. в России начинают функционировать школы полицейской стражи. Положительные результаты в деятельности спецшкол отмечены Циркуляром министра МВД по Департаменту полиции за №14532 от

7 мая 1913 г. В период прохождения первоначальной подготовки сотрудники должны были изучать особенные части уголовного и уголовно-процессуального права, законодательство в сфере административной и уголовно-процессуальной деятельности, ведомственные приказы, распоряжения, инструкции МВД и местные нормативные акты. Особенную часть программы отводили обучению сыскному делу, потому что в селах, деревнях деятельность по поимке преступников осуществляли урядники. В Ростове-на-Дону при городском полицейском управлении (срок обучения - 3 месяца) сформировалась Школа околоточных надзирателей. Особенностью данной школы считалось изучение обычаев, традиций, географических особенностей местности и условий жизни проживающего на обслуживаемой территории населения.

Компенсировать пробелы в профессиональном уровне полиции МВД старалось через нравственное воспитание, принятие этических норм. Профессионально-нравственное воспитание и соблюдение принципов строгой дисциплины и законности как на службе, так и в быту осуществлялось на протяжении всей деятельности.

К 191 5 году квалифицированных специалистов полиции было недостаточно. Набирали оборот специальные курсы, организованные при школах полиции и резервах, при руководствах губерний, городов. Срок обучения в них совмещался с практикой правоохранительной деятельности, они не требовали больших материальных вложений, охватывали большое количество личного состава. 30 октября 1916 года Николай II утвердил Положение «Об усилении полиции в 50-ти губерниях Империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов». На его основании вводился обязательный образовательный ценз для полицейских.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что к началу XX в. подготовка полицейских качественно изменилась. Органы полиции стали формироваться по принципу «вольного найма». Руководящий состав смог отбирать потенциальных сотрудников исходя из их квалификации, объективных профессиональных требований к

вакантным должностям. Расширилось количество образовательных заведений, выпускники которых пополняли МВД, программ профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников-практиков. Определенные шаги для качественной работы с кадрами полиции приняты накануне февраля 1917 года.

Февральская революция внесла жесткие коррективы в структуру полиции. Политическая обстановка в стране привела к тому, что сотрудники полиции использовались не по своему прямому назначению. Полиция прекратила свое существование, была образована милиция. Милицейские кадры пополняли служащие, студенты, гимназисты, не имевшие никакой профессиональной подготовки. Деятельность милиции была нарушена, в некоторых областях прекратила свое существование. Именно политизация полицейской структуры Российской империи не дала возможность закрепиться системе профессионального образования.

Как показывает анализ источников, после 1917 года именно социально-экономические и политические преобразования, реформирование полиции в милицию, состояние образовательных учреждений явились основными факторами, оказавшими огромное влияние на теорию и практику обучения ее сотрудников. Согласно Постановлению Совнаркома от 12 октября 1917 г. на должности в милицию могли быть назначены лица, которые знали грамоту, письмо, счет и признавали власть Советов. К апрелю 1918 года международная ситуация и внутриполитическая обстановка подтвердили объективные факты о том, что милиция должна стать мощной правоохранительной структурой страны, обладать постоянным штатом практических сотрудников с четко обозначенными должностями, функциональными обязанностями по ним. Инструкция «Об организации Советской рабоче-крестьянской милиции» от 12 октября 1918 года завершила правовое оформление процесса становления милиции Советов. К базовым положениям документа относят классовый характер милиции. Главная задача - «...охрана революционного порядка и гражданской безопасности». С данного времени для милиционера «революции» были определены следующие требования: наличие гражданства РСФСР; признание Советской власти; достижение возраста 21 год; наличие избирательного права; грамотность.

К основной особенности деятельности советской милиции с 1918 по 1920 гг. относят отсутствие системы профессионального образования, в том числе специально разработанных милицейских курсов. В школах милиции (Москва, Петроград, Калуга, Череповец, Астрахань, Воронеж) занятия проводили специалисты культурно-просветительского отдела. Образовательный процесс в милицейских школах представлял собой курсы по ликвидации неграмотности (малограмотности) среди населения [5]. Деятельность практических сотрудников милиции состояла в активном взаимодействии с народом, на их плечи легли гражданская война, голод, беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, рост преступности. В политизированное и военное время милиция была обязана соблюдать права граждан, защищать социалистическую собственность, молодое советское государство, для выполнения данных задач правительство делегирует ведомству широкие властные полномочия, меры принудительного характера. Для того чтобы их использовать в точном соответствии с законом, сотрудники милиции должны были получить качественное образование.

В 1922 г. формируются единые централизованные учебные планы и программы на срок обучения 8 месяцев. Милицейские курсы не смогли удовлетворить потребность в кадрах из-за невысокой пропускной способности [5]. Многие выпускники покидали

правоохранительные органы в течение первого года службы. С 1920 по 1929 годы создаются и начинают обучать личный состав специальные милицейские школы. Впоследствии данные образовательные заведения стали «кузнецами кадров» офицерского состава милиции (Омск, Дальний Восток, Москва, Нижний Новгород и др.).

Многоаспектная профессиональная деятельность сотрудника правоохранительных органов требовала постоянного совершенствования средств и методов обучения. Это обязывало сотрудника милиции к глубокому освоению знаний не только в области юриспруденции, а также в области общегуманитарных, этических знаний. 20 августа 1933 года ГУМ при СНК Узбекской ССР приняло решение о проведении 2-х месячных курсов подготовки и переподготовки сотрудников милиции. Одной из главных стала задача «воспитать вежливого, выдержанного и безгранично преданного делу рабочего класса бойца - милиционера» [6, с. 327]. С 1937 г. началось активное обучение узких специалистов милиции (экспертов, следователей и др.).

Великая отечественная война стала суровым испытанием для органов внутренних дел, многие милиционеры пополнили ряды Советской армии. Послевоенный период характеризуется острейшим «кадровым голодом» и мощным ростом преступности. В данный период служебную деятельность осуществляли лица с ограничениями от необходимых условий профессионального отбора (например, по состоянию здоровья, образовательному цензу). Статистика показала низкий уровень общепрофессиональной и специальной подготовки [5, с. 37].

С 1948 года подготовка сотрудников милиции в МВД СССР стала единой, предусматривала 140 учебных часов. Они изучали: марксистско-ленинскую теорию, оперативно-служебная деятельность, строевую и огневую подготовки. Общегуманитарные дисциплины преподавались факультативно. С 50-х годов XX века были разработаны 3-х месячные курсы для граждан, которые стали обязательными для кандидатов на службу в народную милицию. Имелись областные и межобластные курсы, пункты подготовки и переподготовки сотрудников-практиков. В данный период среди рядового состава милиции только 11,7% имели полное среднее образование, каждый 3-й милиционер был старше 50 лет. Существенной выступала проблема текучести кадрового состава [6, с. 126].

Вторая половина XX века и социально-экономическое развитие СССР (в частности, 70-е годы) показали, что уровень общеобразовательной и специальной подготовки милиционеров был недостаточным для эффективного выполнения профессиональных задач, стоящих перед МВД СССР. Ведомственное профессиональное образование милиции было направлено на овладение знаниями в области юридической подготовки, усвоения общих знаний и навыков службы, составления служебных документов, пресечения правонарушений, применения оружия и приемов самбо [5, с. 42]. Основным методом обучения был классный урок, практические занятия, кроме физической и огневой подготовки, не входили в образовательный процесс. К преподаванию общегуманитарных наук (психология, педагогика и др.) относились формально.

Вопрос взаимодействия милиции с гражданским населением оставался острым и актуальным. Комсомольская, партийная, профсоюзная организации, печатные издания направляли свои усилия на активизацию профессионального общения. В этот же период поднимался вопрос о формировании положительного имиджа сотрудника милиции. Руководители МВД СССР, партийные работники были заинтересованы в процессе активного взаимодействия милиции и населения, призывали граждан активнее оказывать помощь

сотрудникам ОВД. Зачастую взаимодействие милиции с гражданами носило однополярный характер. Это выражалось в том, что сотрудник милиции изначально находился в главенствующей позиции, его мнение редко оспаривалось, поскольку милиция олицетворяла собой государство.

Проблема взаимодействия с гражданами, многонациональными коллективами СССР дала возможность провести анализ образовательного процесса ведомственного милицейского образования. При министре МВД СССР Н.А. Щелокове был взят старт на полномасштабное строительство учебных центров нового формата - Центры профессиональной подготовки (ЦПП), реформирование пунктов обучения. В образовательном процессе стали учитывать специфику правоприменительной деятельности отдельных служб и подразделений милиции. По основным циклам юридических и специальных дисциплин были изданы учебные, учебно-методические пособия, схемы, плакаты, методические рекомендации. Особое внимание стало уделяться воспитательной работе, профессиональной этике и служебному этикету, в частности, вопросам практического (профессионального) общения, поведения сотрудников в рамках служебной и внеслужебной деятельности с различными категориями граждан. Милицейский аппарат стал из года в год получать профессиональное пополнение, что повысило уровень и качество выполнения личным составом оперативно-служебных функций, укрепило служебную дисциплину, поведение сотрудников в быту, их морально-деловые качества [6, с.322].

С 1975 года в рамках международного сотрудничества начинается обучение сотрудников правоохранительных структур иностранных государств-партнеров СССР.

Политические, экономические и общественные процессы в СССР во второй половине 80-х-начала 90-х гг. XX века имели новую для страны, для МВД реальность. В Советском Союзе началась «митинговая» демократия, менялся общественно-политический строй. Увеличилось количество противоправных действий, приводивших к открытым вооруженным противостояниям. К этому стоит добавить активное разжигание межнациональных конфликтов, разыгрывание «национальной карты», рост политического и религиозного экстремизма в ряде регионов страны. Указанные факты потребовали от сотрудников милиции не только оперативного пресечения противоправных действий, но и, как показали последующие события в бывших союзных республиках, на Северном Кавказе, соответствующей профессиональной подготовки, выражающейся в том числе в ведении переговоров с нарушителями закона, понимания общественно-политической ситуации в стране. Определена особая задача ОВД - противодействие экстремизму и терроризму, что также было учтено при подготовке кадров милиции того периода. К 1991 году сформировалась система образовательных организаций МВД СССР. В ведомственных вузах, имевших «образовательную специфику», будущие сотрудники милиции получали высшее юридическое образование с учетом направлений деятельности ОВД. Например, Нижегородская академия МВД России подготавливала сотрудников милиции, специализирующихся на борьбе с хищениями социалистической собственности (БXСС). Данная служба в дальнейшем трансформировалась в деятельность подразделений экономической безопасности и борьбы с коррупцией (ЭБиПК).

90-е годы XX века и начало 2000-х показали, что вопросы взаимодействия и сотрудничества, социальной направленности ОВД в новых социально-политических реалиях становятся ключевыми, без специальной подготовки в гуманитарной сфере, знаний качественно осуществлять правоохранительную деятельность невозможно, поэтому МВД России

потребовалось сконцентрировать свои усилия на совершенствовании образовательной политики [5, с.47]. Был расширен перечень преподаваемых гуманитарных дисциплин: «Педагогические основы воспитательной работы в ОВД», «Политология», «Социология», «Юридическая психология», «Профессиональная этика и служебный этикет» и др.

Четвертый этап (2011 - настоящее время). 2011 год стал переломным для ведомственного образования МВД России, был принят Федеральный закон «О полиции». На первое место ставятся интересы граждан, их права и свободы, которые полиция обязана обеспечить. Милиция переименовывается в полицию. Особое внимание государства, общества, правозащитников направлено на социальную сущность правоохранительной службы, которая отражена в принципах деятельности полиции: законность, открытость и публичность, вопросы взаимодействия и сотрудничества, беспристрастность, общественное доверие и поддержка граждан и др.

С сентября 2011 г. система высшего профессионального образования МВД РФ ориентируется на реализацию ФГОС ВО (СПО) третьего поколения, разрабатываются профессиограммы по направлениям служебной деятельности, меняются образовательные требованию к отбору кадров для полиции. В настоящее время перед образовательными организациями МВД РФ поставлена цель на формирование будущих специалистов правоохранительной системы России с учетом современных требований. Принципиально новыми условиями в профессиональной подготовке личного состава являются требования к воспитанию высоконравственного полицейского, который должен быть готов к выполнению должностных обязанностей в быстро изменяющейся оперативной обстановке на высоком уровне. Он должен использовать необходимые поисковые методы, новые информационные технологии, научный подход и др. Но одновременно понимать, что правоохранительная деятельность осуществляется в рамках субъект-субъектного взаимодействия [14]. Курсанты «должны стремиться к профессиональному самообразованию, личностно-профессиональному саморазвитию» [3, с.32]. Система ведомственного профобразования МВД России в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» осуществляется через многоуровневую подготовку, которая основывается на взаимосвязи образовательных программ. В структуру ведомственного образования сегодня включены: система профессиональной ориентации, довузовская подготовка, профессиональная подготовка для лиц, впервые принятых на службу в ОВД, среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура), дополнительное образование (повышение квалификации и переподготовка), а также подготовка кадров высшей квалификации.

Также стоит отметить, что профилизация образовательных организаций посредством возложения на них функций научно-методических и учебно-научных центров по приоритетным направлениям оперативно-служебной деятельности представляет собой ядро рассматриваемого этапа. Профилизация придает образовательному процессу выраженную практическую направленность, позволяет обеспечить взаимосвязь в системе «вуз -практический орган МВД РФ».

Основополагающими перспективами дальнейшего развития системы профессиональной подготовки сотрудников российской полиции являются: ценности гуманизма, высокой морали и нравственности с опорой на развитие целостной личности «гражданина-патриота-профессионала» и ведомственные исторические традиции. При этом назначение полиции остаются незыблемым - обеспечение прав и свобод человека и

гражданина, законность, предупреждение и пресечение противоправных деяний, борьба с преступностью и др. Качественное образование сотрудников ОВД является необходимым социально-педагогическим условием эффективности служебной деятельности и процветания правоохранительных органов России.

Обсуждение и заключения

Исторический анализ дает возможность сформулировать следующие выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Общими векторами развития ведомственного образования системы МВД России с XVIII века по настоящее время являлись: формирование личности сотрудника полиции, ориентированного на защиту правопорядка, государства, общества и человека; поэтапное повышение уровня профессиональной квалификации полицейских, с ориентацией на современные тенденции развития государственной политики в сфере исполнительной власти. Особое внимание уделялось профессионально-нравственному, духовному воспитанию на протяжении всего периода служебной деятельности сотрудника полиции. Отмеченные основания сохраняются и в современном профессиональном образовании. Проблеме формирования высокого уровня профессиональной этики полицейских в образовательном процессе уделяется повышенное внимание, в том числе в вопросах соблюдения служебной дисциплины и законности, противодействия коррупции.

2. Однако можно выделить ряд факторов, которые мешали прогрессивному развитию ведомственного образования МВД России: отсутствие системной образовательной политики подготовки высококвалифицированных кадров, пополнение рядов полиции осуществлялось за счет гражданских высших учебных заведений или военных. Руководители полиции на местах самостоятельно определяли цели и задачи профессиональной подготовки личного состава, формы и методы образовательного процесса.

На развитие современного профессионального полицейского образования решающее влияние оказали глобальные процессы современности: миграция, коррупция и злоупотребление властными полномочиями, обвинение сотрудников в дискриминации и фактах расизма, возросшие массовые беспорядки, недоверие органам внутренних дел со стороны общества и др. Особое внимание уделяется субъект-субъектному взаимодействию с опорой на социальную сущность полицейской профессии. Соответственно, современный полицейский должен обладать специальными знаниями, умениями, навыками, а также уметь взаимодействовать с гражданами, завоевывать общественное доверие и поддержку, поскольку полиция, являясь силовой структурой, стремится на помощь тем, кто в ней нуждается, защищает права и свободы граждан, их законные интересы.

Список использованных источников

1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2021 года №3-Ф3 (в действ. ред.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 12.03.2021).

2. Букварь современного городового. Варшава, 1915. С.11.

3. Дровникова И.Г. Пути формирования компетентности и профессионального мастерства сотрудника полиции // Вестник кадровой политики МВД России. 2011. №3(15). С. 32-34.

4. Журавлева М.Д., Ниманов И.Б., Сысуев Ю.Б. История органов внутренних дел дореволюционной России. Саранск, 2005. 100 с.

5. Закатов В.В. Совершенствование специального профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2007.

6. История советской милиции: в 2-х томах. Т. 1: Советская милиция в период строительства социализма / под ред. И.А. Щелокова. М., 1977. 346 с.

7. Климачков В.М., Шатилов С.П. Государственно-правовая политика в области кадрового состава государственного аппарата в период правления Петра I // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы XI научно-практической конференции. Барнаул, 2013. Ч. 2. С. 127-132.

8. Кобозев А.А. Профессиональная подготовка полицейских кадров в период образования и становления МВД Российской империи // История государства и права. 2006. №5. С. 49-53.

9. Колодкин Л.М. Правовой статус преподавателей вузов дореволюционной России (ХХ -начало ХХ веков) // МВД России 200 лет: история, развитие, перспективы: труды Академии управления МВД России. М., 2003. С. 194-196.

10. Кольцова М.В. Профессиональная подготовка полицейских кадров Российской империи в период с 1907 г. до февраля 1917 г. (историко-правовое исследование): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 176 с.

11. Косенко А.А. Проблемы профессиональной подготовки сотрудников полиции в 1862-1917 годах // Актуальные проблемы огневой, тактико-специальной и профессионально-прикладной физической подготовки: сборник статей / ответственный редактор Ю.П. Шкаплеров. Могилев: Могилевский институт МВД, 2014. С. 229-233. URL: http://elib.institutemvd.by/bitstream/MVD NAM/2501/1/Kosenko%20%282%29.pdf (дата обращения: 14.03.2021).

12. Кудин В.А. От полиции Российской империи к полиции Российской Федерации: два века истории // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. №2(50). С. 5.

13. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X - начало XX века): учебное пособие. М.: ФОРУМ, 1998. 584 с.

14. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Формирование готовности будущего специалиста МВД России к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды // Вестник Мининского университета. 2019. Т.7, №1(26). С. 3.

15. Сизиков М.И. Становление и развитие общей регулярной полиции в России XVIII в. М., 1992. 112 c.

16. Полиция и милиция России: страницы истории / А.В. Борисов [и др.]. М.: Наука, 1995. 318 с.

17. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1831. Т. 6, №4970. С. 703.

18. Российский государственный архив древних актов. Ф. 931. Оп. 3. Д. 10а. Л.12.

19. Шамаров В.М. Политические секретариаты милиции (организационно-правовой аспект). М., 1989. 213 с.

20. Шамаров В.М. Государственная служба в милиции НКВД РСФСР (становление и развитие правовых и организационных основ). Академия управления МВД России. М. , 1999. 218 с.

21. Яринская A.M. К вопросу о планах создания «Новой породы людей» в России в правление Екатерины II // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2011. №1. URL:

http://journals.tsu.ru/culture/&iournal page=archive&id=362&article id=29243 (дата

обращения: 12.03.2021).

References

1. On the police: Federal Law of February 7, 2021 No. 3-FZ (as amended). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (accessed: 12.03.2021). (In Russ.)

2. Primer of a modern policeman. Warsaw, 1915. P. 11. (In Russ.)

3. Drovnikova I.G. Ways of forming the competence and professional skills of a police officer. Vestnik kadrovojpolitikiMVD Rossii, 2011, no. 3(15), pp. 32-34. (In Russ.)

4. ZHuravleva M.D., Nimanov I.B., Sysuev YU.B. The history of the internal affairs bodies of pre-revolutionary Russia. Saransk, 2005. 100 p. (In Russ.)

5. Zakatov V.V. Improvement of special professional training of employees of internal affairs bodies of the Russian Federation: dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.01. Moscow, 2007. (In Russ.)

6. History of the Soviet militia: in 2 volumes. Vol. 1: Soviet militia during the construction of socialism / ed. I.A. Shchelokova. Moscow, 1977. 346 p. (In Russ.)

7. Klimachkov V.M., SHatilov S.P. State and legal policy in the field of the staff of the state apparatus during the reign of Peter I. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami: materialy XI nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul, 2013. Part 2. Pp. 127-132. (In Russ.)

8. Kobozev A.A. Professional training of police personnel during the formation and formation of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Empire. Istoriya gosudarstva i prava, 2006, no. 5, pp. 49-53. (In Russ.)

9. Kolodkin L.M. The legal status of university professors in pre-revolutionary Russia (XX - early XX centuries). MVD Rossii 200 let: istoriya, razvitie, perspektivy: trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. Moscow, 2003. Pp. 194-196. (In Russ.)

10. Kol'cova M.V. Professional training of police personnel of the Russian Empire in the period from 1907 to February 1917 (historical and legal research): dissertation of the candidate of legal sciences. Moscow, 2005. 176 p. (In Russ.)

11. Kosenko A.A. Problems of professional training of police officers in 1862-1917. Aktual'nye problemy ognevoj, taktiko-special'noj i professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki: sbornik statej / otvetstvennyj redaktor YU.P. SHkaplerov. Mogilev, Mogilevskij institut MVD Publ., 2014. Pp. 229-233. Available at: http://elib.institutemvd.by/bitstream/MVD_NAM/2501/1/Kosenko%20%282%29.pdf (accessed: 14.03.2021). (In Russ.)

12. Kudin V.A. From the police of the Russian Empire to the police of the Russian Federation: two centuries of history. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, 2011, no. 2(50), p. 5. (In Russ.)

13. Latyshina D.I. History of pedagogy. Upbringing and education in Russia (X - early XX century): textbook. Moscow, FORUM Publ., 1998. 584 p. (In Russ.)

14. Muhina T.G., Musina N.I. Formation of the readiness of the future specialist of the Ministry of Internal Affairs of Russia for interpersonal interaction in a multinational environment. Vestnik Mininskogo universiteta, 2019, vol. 7, no. 1(26), p. 3. (In Russ.)

15. Sizikov M.I. The formation and development of a general regular police force in Russia in the 18th century. Moscow, 1992. 112 p. (In Russ.)

16. Police and militia of Russia: pages of history / A.V. Borisov [and others]. Moscow, Nauka Publ., 1995. 318 p. (In Russ.)

17. Complete collection of laws of the Russian Empire. St. Petersburg, 1831. Vol. 6, no. 4970. P. 703. (In Russ.)

18. Russian State Archive of Ancient Acts. F. 931. Op. 3.D. 10a. L.12. (In Russ.)

19. SHamarov V.M. Political secretariats of the police (organizational and legal aspect). Moscow, 1989. 213 p. (In Russ.)

20. SHamarov V.M. State service in the militia of the NKVD of the RSFSR (formation and development of legal and organizational foundations). Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Moscow, 1999. 218 p. (In Russ.)

21. YArinskaya A.M. On the question of plans to create a "New breed of people" in Russia during the reign of Catherine II. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie, 2011, no. 1. Available at: http://journals.tsu.ru/culture/&journal_page=archive&id=362&article_id=29243 (accessed: 12.03.2021). (In Russ.)

© Мусина Н.И., Мухина Т.Г., Яркова Д.Д, 2021

Информация об авторах Мусина Наталья Ивановна - Федеральное государственного казенное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская академия МВД России», Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Мухина Татьяна Геннадьевна - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологий ФГАОУВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород, Российская Федерация; профессор кафедры военной педагогики и психологии ФГКВОУ ВО «Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации», Новосибирск, Российская Федерация; профессор кафедры юридической психологии и педагогики ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», Рязань, Российская Федерация, email: tg-muhina@yandex .ru

Яркова Дарья Дмитриевна - аспирант кафедры общей и социальной психологии ФГАОУВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Information about the authors Musina Natalya I. - Federal State Treasury Educational Institution of Higher Education "Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Nizhny Novgorod, Russian Federation; e-mail: [email protected].

Mukhina Tatyana G. - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor; Professor of the Department of Social Security and Humanitarian Technologies, FGAOUVO "Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky", Nizhny Novgorod, Russian Federation; Professor of the Department of Military Pedagogy and Psychology of the Novosibirsk Military Institute named after

General of the Army I.K. Yakovlev of the National Guard Troops of the Russian Federation", Novosibirsk, Russian Federation; Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogy, Federal State Educational Institution of Higher Education "Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service", Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected]. Yarkova Daria D. - post-graduate student of the Department of General and Social Psychology of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky", Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: yarckova-dd@yandex .ru.

Поступила в редакцию: 03.03.2021 Принята к публикации: 01.07.2021 Опубликована: 06.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.