Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
551
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ (МИЛИЦИИ) / ИНСТРУКТОРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самойлюк Ростислав Николаевич, Свиридов Алексей Игоревич, Розов Василий Валерьевич

Статья посвящена проведению историко-педагогического анализа подготовки сотрудников полиции (милиции) на трех основных исторических этапах развития и становления системы профессиональной подготовки в органах внутренних дел. Дается подробная характеристика, и определяются особенности присущие каждому этапу развития. Акцентировано внимание на проблемах организации профессиональной подготовки сотрудников полиции (милиции) на протяжении всего периода становления и развития системы органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Самойлюк Ростислав Николаевич, Свиридов Алексей Игоревич, Розов Василий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF TRAINING OF INTERNAL AFFAIRS OFFICERS

The article is devoted to the historical and pedagogical analysis of the training of police officers (militia) at the three main historical stages of development and formation of the system of professional training in the internal affairs bodies. A detailed description is given, and the features inherent in each stage of development are determined. Attention is focused on the problems of organizing professional training of police officers (militia) during the entire period of formation and development of the system of internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Педагогика

УДК 378.046.4

кандидат юридических наук, начальник международного межведомственного центра по подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом Самойлюк Ростислав Николаевич

Федеральное государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников

Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФГКУ ДПО «ВИПК МВД России») (г. Москва); старший преподаватель кафедры физической подготовки Свиридов Алексей Игоревич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нижний Новгород); преподаватель кафедры физической подготовки Розов Василий Валерьевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нижний Новгород)

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. Статья посвящена проведению историко-педагогического анализа подготовки сотрудников полиции (милиции) на трех основных исторических этапах развития и становления системы профессиональной подготовки в органах внутренних дел. Дается подробная характеристика, и определяются особенности присущие каждому этапу развития. Акцентировано внимание на проблемах организации профессиональной подготовки сотрудников полиции (милиции) на протяжении всего периода становления и развития системы органов внутренних дел.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, историко-педагогический анализ, оперативно-служебная деятельность, исторические этапы развития, сотрудник полиции (милиции), инструктора.

Annotation. The article is devoted to the historical and pedagogical analysis of the training of police officers (militia) at the three main historical stages of development and formation of the system of professional training in the internal affairs bodies. A detailed description is given, and the features inherent in each stage of development are determined. Attention is focused on the problems of organizing professional training of police officers (militia) during the entire period of formation and development of the system of internal affairs bodies.

Keywords: professional training, historical and pedagogical analysis, operational and service activities, historical stages of development, police officer (militia), instructor.

Введение. Изучая процесс становления и развития системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел (Далее - сотрудников), первостепенно необходимо рассмотреть его исторические этапы. При этом, на наш взгляд, следует учитывать своеобразие социальной культуры на различных этапах исторического периода, региональных и национальных особенностей развития процесса подготовки сотрудников. В связи с этим появляется необходимость проведения историко-педагогического анализа подготовки сотрудников на трех основных исторических этапах: первый этап - дореволюционный (до 1917 г.), второй этап - советский (1917-1991 гг.) и третий этап современный - (1991 г. - по настоящее время) [16] - с целью выявления предпосылок развития профессиональной подготовки сотрудников.

Изложение основного материала статьи. На дореволюционном этапе в древней Руси полномочиями по исполнению функций по охране общественного порядка были наделены различные должностные лица: помещики и вотчинники, их слуги, наместники и волостеля князей, тиуны, посадники, доводчики, мечники и т.д. Но одними из первых полицейских органов на Руси считались княжеские дружины.

В 30-х годах 16 века в России создается новая система органов внутренних дел: в уездах появляются губные избы. Образование этих органов являлось необходимостью, так как наместники и волостители в силу их временного пребывания в сфере «насыщения» были не способны эффективно бороться с растущей преступностью, и местное дворянство просило царя о предоставлении им полномочий для осуществления полицейских функций.

Губные избы открывались на основе царских грамот, которые были обращены к населению определенной территории. Образование первой избы, исходя из источников, было в 1539 году. Также можно вести речь о появлении первых самостоятельных территориальных органов, исполняющих функцию по охране общественного порядка и борьбе с преступностью [5].

В 17 веке губные органы появляются на всей территории России. В этот же период они переходят в подчинение воевод. Большой круг полномочий требовал расширения штатной численности губных органов: появляются биричи (в Древней Руси глашатай, помощник князя по судебным и дипломатическим делам, который объявляет по улицам и площадям постановления князя, воеводы или царя. Упоминается в русских письменных памятниках с X века, с конца XVII столетия слово выходит из употребления), палачи и сторожа. В губных органах чиновники учились обращению с оружием, грамоте, верховой езде [5], проходили общевоинскую подготовку.

Важной датой становления полиции стал 1802 год, когда произошло учреждение министерств на смену государственных коллегий, одним из них и было Министерство внутренних дел.

Необходимо отметить, что уже в 1837 году проводились меры по укреплению общей полиции. Они заключались, прежде всего, в расширении аппарата полиции на местах, где были введены должности становых Значимые реформы в Министерстве внутренних дел проводились в период с 60-х по 80-е годы 19 века. Освобождение крестьян из-под влияния помещиков и отмена крепостного права, назревавшая революция в стране, рост городов и развитие капитализма заставили царя провести реформу во всем полицейском аппарате.

К началу 20 века в России появилась острая необходимость образования специальных органов, которые выполняли функции оперативно-розыскной работы. В 1908 года принимается документ о создании сыскной части, в последующем образуются розыскные отделы в городских и уездных полицейских управлениях.

После подавления революции в 1907 г. начинается совершенствование и укрепление полицейского аппарата. Одним из первых проектов реорганизации являлся план Столыпина, который состоял из ряда

положений. Первое положение определяло на местах должность помощника губернатора полиции, у которого находились в подчинении охранные отделения, общая и жандармская полиция. Согласно положениям проекта, губернская жандармерия подлежала сокращению, а вместо нее предполагалось создание губернских управлений, которые были подчинены помощникам губернатора по делам полиции. Второе положение устанавливало объединение законодательных актов в единый «полицейский Устав», в котором учитывались особенности полицейской службы и развития государства в условиях принятия Главного закона России (Конституции). Третье положение определяло образование сети учебных заведений в полиции, целью которых являлась подготовка полицейских. Данная необходимость была вызвана тем, что назначенные в общую полицию и жандармские органы военные чиновники и офицеры плохо знали специфику службы в полиции и не всегда были к ней готовы. Четвертое положение регламентировало увеличение денежных окладов для служащих в полиции и жандармерии (по мнению Столыпина, только при достойной оплате труда возможна борьба с коррупцией в полиции). Тем не менее, реформа, предложенная Столыпиным, так и не нашла своей практической реализации [3].

С появлением постановления Совета министров в октябре 1916 г. «Об усилении полиции в 50 губерниях Империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов» произошёл ряд серьезных изменений в деятельности полиции того времени. В данном документе указывалась численность полиции в зависимости от населения уездов и городов, также предлагалось увеличение денежного содержания полиции. Учитывая то обстоятельство, что не хватало мужчин, пригодных к военной службе, так как основной призыв был в воюющую армию, закон разрешал принимать женщин на службу в полицию, но только в канцелярию, где их работа не была совмещена с допуском к секретным документам [18].

Рассматривая дореволюционный этап развития профессиональной подготовки сотрудников, мы приходим к выводу о том, что выделяются особенности, которые характерны для данного исторического периода:

- отсутствует целостная система мониторинга уровня эффективности подготовки полицейских к выполнению задач по охране правопорядка;

- нет привязки к дидактическим основам профессиональной подготовки сотрудников полиции.

Советский этап определил смену российской полиции на советскую милицию. На совещании коллегии

НКВД в конце 1917 года рассматривался вопрос об образовании отделов народного комиссариата. В 1918 году закончился процесс формирования центрального аппарата НКВД. Он состоял из 11 отделов, штатная численность которых насчитывала 400 сотрудников. Чуть позже, в 1918 году, было создано Главное управление милиции, структуру которого составляли несколько отделов: основное управление уголовного розыска (Центророзыск), культурно-просветительный, информативный, всеобщий, инструкторский, снабжения. Во времена гражданской войны третья часть милиционеров рядового состава и пятая часть командного состава была обязана постоянно находиться при армии. В милиции существовала строгая военная дисциплина, и составной ее частью было обучение военному делу. На начальном этапе становления милиции особое значение имел набор кадров на службу, принимались лица, достигшие возраста 21 года и обученные грамоте. Приоритетным направлением была профессиональная и общеобразовательная подготовка сотрудников милиции, что в свою очередь способствовало созданию школ и курсов подготовки. К примеру, в 1918 году была открыта школа для командного состава милиции в Москве. С образованием милиции остро стоял вопрос подготовки кадров. В 1918 году Московская школа командного состава милиции выпустила первых курсантов, а в 1919 г. на ее базе была создана Всероссийская школа инструкторов милиции. Именно с этого года берет свое начало профессиональная подготовка инструкторов милиции [19]. После того, как вышел Указ от 22 июня 1941 года «О военном положении», круг обязанностей милиции существенно расширился. Были определены новые задачи, направленные на борьбу с паникерами, с дезертирством, очистке городов от преступных элементов, мародерством, оказание всевозможной помощи по обнаружению вражеских агентов, диверсионных групп и провокаторов [6].

В соответствии с постановлением Государственного комитета обороны от 17 сентября 1941 года «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» в подразделениях милиции были проведены занятия по подготовке одиночного бойца. Сотрудники милиции изучали методы борьбы с вражеской пехотой и танками. В пограничных районах сотрудникам милиции вместе с подразделениями Красной Армии и пограничниками приходилось воевать с наступающими немецкими войсками [4].

После окончания Великой Отечественной войны в деятельности милиции возникло много проблем. Одной из главных задач послевоенного времени в работе милиции было обеспечение надежными, знающими свое дело, грамотными кадрами. Во время войны милиция потеряла много лучших ее сотрудников, и в первое время после войны почти везде на местах был большой некомплект личного состава.

Активное укомплектование милиции определило необходимость в улучшении профессиональной подготовки личного состава. В отделах милиции формировались учебные группы по специфике их деятельности. Главными разделами программы, из которых она состояла, являлись строевая и огневая, оперативно-служебная и марксистско-ленинская подготовка. В послевоенное время наблюдался рост ведомственных средних специальных и высших учебных заведений, на базе гражданских учебных заведений страны также проводилось обучение личного состава милиции.

Практическая деятельность милиции столкнулась с серьезными трудностями: непростая криминогенная обстановка, которая складывалась в связи с многочисленными амнистиями; большая не укомплектованность кадровым составом, связанная с низкими зарплатами, выделяемыми органам внутренних дел из бюджета; низкий уровень профессиональной подготовки кадров. Проблема некомплекта личного состава решалась путем проведения различного рода мобилизаций, «стройность и качество» рядов обеспечивалось проведением глобальных «чисток» [16].

В 70-е годы на повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников милиции были брошены огромные силы. Были открыты межобластные и межреспубликанские школы подготовки младшего и среднего начальствующего состава. Произошло увеличение минимального срока первоначального обучения до 3 месяцев. Были разработаны программы первоначальной подготовки милиционеров, участковых инспекторов, младших инспекторов по обслуживанию техники и связи, инспекторов ГАИ. Начался процесс специализации учебных заведений. Выросло число средних специальных учебных заведений МВД СССР. В высших школах были созданы курсы и факультеты повышения квалификации. 21 сентября 1973 г. была образована Академия МВД СССР в соответствии с решением Совета Министров СССР.

19 мая 1969 года МВД СССР издает приказ, который является основополагающим для современной профессиональной подготовки личного состава. Каждый сотрудник, поступающий на службу в ОВД, обязан проходить первоначальную подготовку.

Нормативно-правовая база работы милиции в 70-х годах значительно увеличилась. Создавались законодательные акты: 16 июня 1972 года было принято Положение о Министерстве внутренних дел, Положение о товарищеских судах рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 г. «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью», Дисциплинарный устав органов внутренних дел.

Смена каждого периода становления милиции в России характеризовалась приходом и уходом руководителей разных ступеней государственной власти [17]. Это подтверждается и крайним периодом становления МВД СССР - с 1986 по 1991 год произошла смена четырех министров: В.В. Бакатина, А.В. Власова, В.П. Баранникова, Б.К. Пуго [11].

В результате такой быстрой смены руководства в 90-е годы состояние кадрового состава органов МВД России стало резко ухудшаться. На службу в МВД поступали граждане, не имеющие специального образования и навыков, не обладающие морально-нравственными качествами и психологической устойчивостью.

Раскрывая советский этап становления профессиональной подготовки сотрудников, необходимо отметить следующие особенности:

- наличие противоречивости в методических подходах организации профессиональной подготовки сотрудников милиции и их постоянное несоответствие потребностям конкретного этапа в развитии МВД СССР;

- основой профессиональной подготовки сотрудников территориальных отделов МВД СССР являлись бланковые информационные материалы;

- уровень комплектования учебно-материальной базы проходил гораздо быстрей, чем процесс оснащения территориальных органов МВД России современными информационно-технологическими средствами профессиональной деятельности.

Наступление современного этапа было ознаменовано распадом СССР в 1991 году. В России наступил постсоветский период развития. Для всей системы МВД России это был период кадрового кризиса. Особенностью данного периода в системе подготовки кадров являлось то, что увеличение штатной численности ОВД вызвало потребность в комплектовании квалифицированными кадрами, что способствовало значительному увеличению числа образовательных учреждений и подразделений всех видов и форм с целью максимального пополнения ОВД квалифицированными специалистами. После снижения уровня профессиональной подготовки сотрудников территориальных органов МВД России, произошедшего в начале 90-х гг, в 1996 году начинается практика набора курсантов и слушателей в учебные учреждения МВД России по различным формам обучения, в рамках которого после 2 лет обучения и получения средне специального образования выпускники переводились на заочную форму обучения на оставшиеся 3 года, где доучивались и получали высшее образование, а затем уходили на службу с первым офицерским званием. Практиковались курсы с ускоренным выпуском и сокращением сроков обучения до 1 года. Эффективное обучение слушателей, пришедших на службу в ОВД, осуществлялось, прежде всего, в период прохождения ими первоначальной подготовки в учебных центрах МВД России.

На сегодняшний день подготовка кадров для органов внутренних дел регламентирована Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел» [1] (далее - Федеральный закон № 342-Ф3). В соответствии с приказом МВД России № 275 [2] регламентирован порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации. Статья 76 Федерального закона № 342-Ф3 определяет подготовку кадров для органов внутренних дел путем профессионального обучения граждан, с освоением основных компетенций и профессиональных знаний, умений, навыков, которые необходимы для выполнения служебных обязанностей. Обучение проводится в соответствии с Федеральным законом № 342-ФЗ по образовательным программам дополнительного профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего образования [8]. Отдельно выделяется огневая, физическая и профессиональная служебная подготовка, которая проводится на местах службы сотрудников и включает в себя служебную, правовую, физическую и огневую подготовку.

Анализируя профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел на современном этапе (с 1991 года - по настоящее время), можно выделить следующие тенденции, которые предопределяют невысокий темп ее совершенствования:

- необходимость в выявлении опережающего характера развития методики профессиональной подготовки сотрудников посредством внедрения новых информационных технологий обучения;

- реализация не в полном объеме дидактического потенциала программно-методического обеспечения в организации профессиональной подготовки сотрудников;

- наличие объективного разрыва между потребностями служебной деятельности и уровня развития у сотрудников полиции знаний, умений и навыков применения ими информационно-технологических средств;

- недооценка и не системность организации методической подготовки инструкторов и руководителей групп, занимающихся профессиональной подготовкой сотрудников полиции.

Выводы. Подводя итог необходимо отметить, что проведение историко-педагогический анализ становления и развития системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел вызвана тем, что и сегодня существует проблема качественной подготовки высококвалифицированных специалистов. Стоит отметить, что она была весьма актуальна на всех исторических этапах развития системы органов внутренних дел. Учебные учреждения по специальной подготовке сотрудников полиции начинают активно появляться только после создания Министерства внутренних дел Российской Федерации. Рассматривая современный этап становления полиции, можно прийти к выводу о том, что проводимые регулярно организационно-штатные мероприятия, а также высокий уровень текучести кадров и нехватка времени на подготовку предопределили необходимость организации профессиональной подготовки сотрудников полиции без отрыва от служебной деятельности и создания центров профессиональной подготовки на местах. Одним из таких примеров является создание пока единственного и уникального в своем направлении деятельности Центра профессиональной подготовки инструкторов по служебной и боевой

подготовке Главного управления МВД России по г. Москве. За свой небольшой срок существования, благодаря деятельности этого Центра, в разы была увеличена возможность повышения эффективности профессиональной подготовки сотрудников полиции, за счет применения современной технологии их адаптации к действиям в условиях повышенного риска [14, 15].

Литература:

1. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. № 342 // Собрание законодательства РФ - 2011. - № 49 (часть I). - Ст. 7020.

2. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 // официальный интернет-портал правовой информации - 2018.

3. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. - М., 1991. - 286. с.

4. Аврутин Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы. - СПб: Юрид. Центр ПРЕСС, 2003. - 499 с.

5. Белецкий С., Руткевич П. Исторический очерк образования и развития полицейских учреждений в России. - СПб., 1913. - 127 с.

6. Биленко С.В. Из истории советской милиции в годы Великой Отечественной войны. - М., 1967. - 198 с.

7. Желудкова Т.И., Хоботов А.Н. Из истории развития паспортной системы в СССР (1917-1974 гг.): учеб. пособие. - М., 1992. - 68 с.

8. Кузнецов С.В. Теоретические и методические основы организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: учебник / С.В. Кузнецов, А.Н. Волков, А.И. Воронов; под ред. С.В. Кузнецова. - М.: ДГСК МВД России, 2016 - 328 с.

9. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность - необходимость и законность. 2-е изд., перераб. и доп. Н. Новгород, 1997. - 219 с.

10. Милиция России: Документы и материалы. 1917-1999 гг. Саратов, 2000. - Т. 1. - С. 7273.

11. Мулукаев Р.С., Скилыгин А.Т. История советской милиции: Хронологический справочник. - Л., 1976. - 106 с.

12. Мулукаев Р.С. Советская милиция и исправительно-трудовые учреждения. - М.,1965. - 250 с.

13. Николаев П.Ф., Харитонов А.Н. Омская высшая школа милиции МВД СССР. 1920-1990 (к 70-летию со дня основания). - Омск, 1990. - 214 с.

14. Тупичкин Е.П., Самойлюк Р.Н., Гросс И.Л., Федосов Г.И. Профессиональная подготовка сотрудников полиции к действиям в экстремальных условиях: учебное пособие / под общей редакцией Е.П. Тупичкина. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2020. - 320 с.

15. Тупичкин Е.П., Самойлюк Р.Н., Федосов Г.И., Параносенков П.М., Кузёмский Д.А. Справочник инструктора (по профессиональной служебной и физической подготовке) - Москва, 2019. (2-е издание, переработанное и дополненное) - 294 с.

16. Байдаев М.М. Интенсификация профессиональной подготовки сотрудников территориальных органов МВД России на основе современных информационных технологий // диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Академия управления МВД России. Москва, 2015.

17. Самойлюк Р.Н. Методы осуществления государственной власти в современной России / Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2011. - № 3 (16). -С. 310-314.

18. Постановление Совета Министров 23 октября 1916 г. / Извлечение из СУ, 1916. М. 307. Ст. 2426 // http://uryadnik.ru/dokumenty/dokumenty-ri/ob-usilenii-policii-v-50-gubemiyah-imperii/ (дата обращения 21.02.2021 г.).

19. Государственный архив Российской Федерации Ф. 393, оп. 6, д. 20, л. 14. // http://statearchive.ru/434 (дата обращения 20.02.2021).

Педагогика

УДК 378.1

кандидат физико-математических наук, доцент Сачкова Елена Николаевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат экономических наук, доцент Каменских Надежда Алексеевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); старший преподаватель Пшеницына Наталья Сергеевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: МЕТОДИЧЕСКИЕ

ПОДХОДЫ И ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ

Аннотация. В статье обосновывается необходимость формирования у педагогов новой компетенции-«умение разрабатывать учебные задания по формированию и развитию математической грамотности». Представлен методический и практический опыт авторов по разработке и внедрению данной компетенции. Также в статье презентована авторская методическая разработка (квест «Математическое путешествие по России»).

Ключевые слова: практикоориентированные математические задания, математическая грамотность, проектная деятельность, компетенции.

Annоtation. The article substantiates the need for teachers to develop a new competence - «the ability to develop educational tasks for the formation and development of mathematical literacy». The authors ' methodological and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.