https://doi■orq/10■30853/manuscript■2020■3■9
Шацкая Екатерина Александровна
Учреждения для подготовки сотрудников милиции в 20-е гг. XХ века - начале XXI века (на материалах Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области)
Автор статьи представляет к рассмотрению исторический опыт становления и развития учреждений для подготовки милицейских (полицейских) кадров. Предметом исследования является первоначальная (профессиональная) подготовка сотрудников полиции (милиции) в трех российских субъектах (Республика Бурятия, Забайкальский край и Иркутская область). Проведенное исследование позволяет говорить о том, что вопросы профессионализма сотрудников полиции (милиции) на протяжении длительного периода были весьма актуальными. Отмечено, что при проведении реформаторских мероприятий в сфере правоохранительной деятельности следует учитывать накопленный опыт. Адрес статьи: www .gramota. net/m ate rials/9/2020/3/9.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 3. C. 48-51. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
Census Campaigns in Steppe Kazakhstan in the Second Half of the XIX - at the Beginning of the XX Century: Specificity of Organization and Implementation
Skopa Vitalii Aleksandrovich, Doctor in History, Associate Professor Altai State Pedagogical University, Barnaul sverhtitan@rambler.ru
Relying on archival materials and published sources, the article analyses the organization and implementation of statistical surveys in Steppe Kazakhstan in the second half of the XIX - at the beginning of the XX century. During the census campaign, special attention was paid to the following issues: informational provision, adaptation of census takers' guides to the conditions of the Kazakh steppe, involvement of census takers. Having taken into account specificity of nomadic households, regional statistical services edited formsheets of the Central Statistical Committee and compiled their own ones.
Key words and phrases: history; steppe territory; census; statistical committee; Kazakhstan; statistical account.
УДК 93/94 Дата поступления рукописи: 20.12.2019
https://doi.Org/10.30853/manuscript.2020.3.9
Автор статьи представляет к рассмотрению исторический опыт становления и развития учреждений для подготовки милицейских (полицейских) кадров. Предметом исследования является первоначальная (профессиональная) подготовка сотрудников полиции (милиции) в трех российских субъектах (Республика Бурятия, Забайкальский край и Иркутская область). Проведенное исследование позволяет говорить о том, что вопросы профессионализма сотрудников полиции (милиции) на протяжении длительного периода были весьма актуальными. Отмечено, что при проведении реформаторских мероприятий в сфере правоохранительной деятельности следует учитывать накопленный опыт.
Ключевые слова и фразы: первоначальная подготовка; профессиональная подготовка; сотрудник полиции (милиции); образовательные учреждения; кадры.
Шацкая Екатерина Александровна, к. соц. н.
Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Иркутск Katerina_shat@mail. гы
Учреждения для подготовки сотрудников милиции в 20-е гг. XX века - начале XXI века (на материалах Забайкальского края, Республики Бурятия
и Иркутской области)
Проблема кадрового обеспечения государственных органов является актуальной для современной российской действительности. Для правоохранительной деятельности характерны высокая социальная ответственность, сложность, она требует напряжения физических, психических и моральных сил, что определяет потребность в специализированной многопрофильной и профессиональной подготовке. Происходящие реформы в сферах образования и обеспечения национальной безопасности государства свидетельствуют о двояком отношении к получению профессионального образования (профессиональной подготовки) в ведомственных учебных заведениях системы МВД России.
Деятельность Департамента государственной службы и кадров МВД России направлена на улучшение качественного кадрового состава путем разработки и внедрения различных программ профессионального обучения и переподготовки, реорганизации и укрупнения структурных подразделений МВД России, в частности, центров профессиональной подготовки в период 2013-2014 гг. Критики деятельности МВД России выступают против ведомственного профессионального образования в силу его неэффективности, нецелесообразности и экономической необоснованности, акцентируя внимание на низком уровне профессиональной подготовки и профессиональной ориентации, культурно-нравственного воспитания выпускников образовательных организаций системы МВД России. Иная точка зрения основана на поддержании ведомственного профессионального образования.
На протяжении длительного периода в истории нашей страны уделяется пристальное внимание кадровой политике. В научной литературе достаточно освещены вопросы создания высших учебных заведений профессионального образования, в том числе ведомственных. Известны работы Ч. Н. Ахмедова, С. Е. Байкеевой, М. С. Большакова, В. В. Закатова, В. Я. Кикотя, Е. П. Колодеева, В. Ю. Новожилова, В. В. Синиченко, С. А. Карновича, А. А. Кузнецова, С. Х. Хакимова [1-4; 6; 8; 9; 13; 15, с. 58; 16] и др.
Научная новизна исследования заключается в изучении исторических аспектов создания учебных подразделений, занимающихся первоначальной подготовкой (ныне профессиональное обучение), их методического, материально-технического оснащения. Фактические данные по функционированию учебных подразделений территориальных органов МВД России не освещены в научной литературе. Методологическую основу составили, кроме общенаучных методов (анализ, обобщение, сравнение, описание), частно научные. Автор статьи изучил сохранившиеся архивные документы, значительная часть информации получена в результате неформализованного интервью с сотрудниками в «отставке», которые непосредственно осуществляли первоначальную подготовку сотрудников милиции (полиции).
Цель проведенного исследования - обобщить накопленный опыт создания подразделений по подготовке милицейских кадров в Забайкальском крае, Республике Бурятия, Иркутской области.
Для реализации поставленной цели определены задачи: изучить и систематизировать сведения по созданию подразделений по подготовке милицейских кадров в 20-е гг. XX века - начале XXI века; выделить личностей, стоящих у истоков создания учебных подразделений в Забайкальском крае, Республике Бурятия, Иркутской области.
Предмет исследования - учреждения (подразделения) первоначальной (профессиональной) подготовки сотрудников полиции (милиции) в трех российских субъектах (Республика Бурятия, Забайкальский край и Иркутская область).
История создания образовательных организаций по подготовке полицейских кадров в Республике Бурятия, Забайкальском крае и Иркутской области связана с общероссийскими тенденциями появления правовых и концептуальных основ профессионального образования. Территориальные, экономические, политические, социальные и иные особенности корректировали общегосударственную политику по профессиональному обучению сотрудников полиции (милиции).
Первые шаги в подготовке сотрудников милиции в Республике Бурятия неразрывно связаны с учреждением в 1923 г. в Бурят-Монгольской АССР Народного комиссариата внутренних дел, а в его составе -Управления милиции. Возникла потребность в подготовке кадров, повышении профессионального уровня работников милиции, встал вопрос об открытии резерв-школы милиции. Однако Постановлением Президиума Бурят-Монгольского областного комитета РКП(б) от организации милицейских курсов тогда было решено воздержаться. И только в начале 1930-х гг. в городе Верхнеудинске начали работать двухмесячные курсы по подготовке младшего и среднего начальствующего состава Управления милиции НКВД БМ АССР.
К сожалению, сведений того времени почти не сохранилось. Лишь в архиве Управления Боханской районной рабоче-крестьянской милиции (РКМ) удалось обнаружить копию приказа Управления РКМ при СНК БМ АССР от 15 июля 1932 г., в котором значится, что 10 мая 1932 г. в городе Верхнеудинске начали работать курсы по подготовке милиционеров. Первый выпуск состоялся 15 июля 1932 г. Приказом Министра внутренних дел РБ № 323 от 24 апреля 2002 г. на основании найденных документов была установлена официальная дата образования Учебного центра МВД РБ - 10 мая 1932 г. В сентябре 1932 г. на должность начальника курсов был назначен майор милиции Галдан Доржиевич Доржиев. Штаты курсов были следующими: начальник, заместитель начальника по строевой части, политрук, командир взвода, преподаватели русского языка, математики и географии, заведующий хозяйством, секретарь и два кухонных работника. Лекции по специальной и юридической подготовке читались работником аппарата Управления милиции. Наполняемость курсов была 30-35 человек. Срок обучения - 3 месяца. Своего помещения не было. Занятия проводились в Управлении по улице Ленина, 13 до 1933 г., затем - в помещении по ул. Трубачева (ныне сельхозтехникум), потом - в помещении по ул. Куйбышева [12, д. 8, л. 221-222].
Перед Великой Отечественной войной 1941-1945 гг. начальником был назначен Михаил Тимофеевич Лопатин. В штате курсов было 7 человек: начальник, командир взвода, преподаватель, бухгалтер, работники столовой. Срок обучения составлял 1 год. На курсах изучали уголовное и административное право, специальную дисциплину, стрелковое дело, русский и бурятский языки, получали тактическую и спортивную подготовку. В 1938-1939 учебном году курсы прошли 25 человек [11, д. 625, л. 1]. По окончании обучения курсантам было присвоено первичное специальное звание «сержант милиции». В начале Великой Отечественной войны занятия в школе были прекращены. Большая часть сотрудников рядового и начальствующего состава милиции ушла на фронт защищать Родину.
В послевоенные годы подготовкой кадров занимался отдел службы МВД Бурятской АССР. Своего помещения не было. Занятия на двухмесячных курсах проводились в школах города в период летних каникул. В 1951 г. начальником учебного пункта был назначен Михаил Алексеевич Гунин. Весь штат школы состоял из начальника и старшины. Министерство просвещения Бурятской АССР выделило для проведения занятий помещение бывшей дачи купца Второва (ныне там размещен детский приемник). В марте 1965 г. на должность начальника учебного пункта был назначен Василий Дмитриевич Бондаренко. Старшиной был Павел Дмитриевич Сорокин, который преподавал самбо, огневую подготовку и мотодело, занимался хозяйственными вопросами, получал продукты для столовой, а в вечернее время обучал курсантов езде на мотоцикле с коляской. В 1969 г. было построено трехэтажное здание по ул. Димитрова, в котором весь первый этаж занимали паспортный отдел, адресное бюро, газета «Дзержинец», на третьем этаже размещались экспертно-криминалистический отдел и общежитие сотрудников МВД. В августе 1973 г. учебный пункт был реорганизован в Республиканскую школу подготовки младшего и среднего начальствующего состава МВД Бурятской АССР. В связи с увеличением количества обучаемых были введены должности преподавателей, освобождено помещение нижнего этажа. 4 сентября 1985 г. школа преобразована в Учебный центр МВД Бурятской АССР [9].
В 2009 г. Учебный центр стал называться Центром профессиональной подготовки МВД по Республике Бурятия (ЦПП). С 2013 г. во исполнение решения коллегии МВД России ЦПП был упразднен, а его функции переданы в Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» [14].
Подготовка сотрудников милиции в Забайкальском крае начата с сентября 1921 г. [17, с. 3]. В этот период были организованы Центрально-милицейские курсы. Чуть позже, к октябрю 1921 г., на базе этих курсов была создана Центральная инструкторская школа милиции Дальневосточной республики. В данной школе занятия проводились только по русскому языку, строевой подготовке, стрелковому делу и уголовному закону. После двух выпусков школа была переведена в город Хабаровск, на базе неё был образован Дальневосточный юридический институт МВД РФ. К марту 1941 г. система учебных заведений включала институты, техникумы, школы, военные училища, курсы.
Дальнейшее развитие профессиональной подготовки продолжено с 1967 г. В это время были созданы межреспубликанские и межобластные школы подготовки младшего и среднего начальствующего состава. Продолжительность обучения составляла 2-3 месяца. В целом первоначальная подготовка включала 3 этапа: обучение по месту службы, курсовое обучение, стажировка по месту службы. Развивается и материальная база. Так, в ноябре 1969 г. в городе Чите вводится в эксплуатацию трехэтажное здание Учебного пункта УВД Читинского облисполкома. В августе 1970 г. Учебный пункт был реорганизован в Межобластную школу подготовки младшего и среднего начальствующего состава, в которой осуществлялось обучение инспекторов дорожного движения государственной автомобильной инспекции (ГАИ) для регионов Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока [Там же, с. 4].
В 1975 г. был сформирован Учебный центр УВД Читинской области [Там же, с. 7]. Коллектив Учебного центра осуществлял подготовку сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Читинской области. После реорганизационных мероприятий в 2009 г. Учебный центр УВД по Забайкальскому краю преобразован в Центр профессиональной подготовки УВД по Забайкальскому краю. В 2014 г. данный Центр был упразднен и его функции переданы в Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Подготовка сотрудников милиции в Иркутской области связана с созданием в 20-30-х гг. XX столетия в городе Иркутске школы резерва и губернской школы. Численность выпускников данных школ с 1923 г. по начало 1925 г. свидетельствовала об отсутствии учебных резервов, текучести личного состава милиции, неумении вести «руководяще-преподавательскую» деятельность [5, д. 2, л. 128]. В связи с этим в марте 1925 г. принято решение о создании Иркутской губернской школы младшего командного состава милиции. Возглавил школу начальник подотдела милиции Урбанович, первым политруком назначен Л. С. Шадхан, инструктором пешего строя - И. Г. Бабкин. Первое помещение расположилось в здании административного отдела Губернского исполнительного комитета (исполкома). 30 апреля 1925 г. в школу было зачислено 32 курсанта. Таким образом, именно с этого времени началось профессиональное обучение сотрудников милиции в специализированном образовательном учреждении.
В 1958 г. в Иркутске на базе Школы милиции был организован учебный пункт. В нем было всего 2 учебных класса, а возглавил пункт полковник милиции Константин Владимирович Волосатов. В январе 1965 г. начальником учебного пункта был назначен Василий Александрович Столбов. Благодаря его блестящим организаторским способностям и профессионализму вскоре учебный пункт начал стремительно развиваться. В мае 1970 г. учебный пункт преобразован в межобластную школу подготовки младшего и среднего начальствующего состава УВД, в которой обучались милицейские кадры для Читинской области, Красноярского края, Бурятии, Якутии и других регионов. Почти 20 лет это учебное учреждение возглавлял В. А. Столбов. За это время межобластная школа областного УВД стала современным и авторитетным учебным заведением, а среди сотрудников милиции он получил неофициальное название - «Столбовка». В 1983 г. Межобластную школу подготовки младшего и среднего начальствующего состава УВД возглавил полковник милиции Борис Александрович Кузнецов. В 1985 г. приказом МВД СССР межобластная школа была преобразована в учебный центр УВД Иркутской области. С 1986 по 1997 гг. учебным центром руководил полковник милиции Владимир Константинович Дрессен. В этот переломный этап развития страны высокая эрудиция и профессиональный опыт позволили полковнику Дрессену сохранить и преумножить добрые традиции обучения в центре. С января 1999 г. УЦ УВД возглавил полковник внутренней службы Борис Аканович Мукушев. Под его руководством значительно укрепилась материально-техническая база центра - в распоряжении слушателей появились специализированные учебные кабинеты, хорошо оборудованные спортивные и тренажерные залы, лучший в городе стрелковый тир, богатая библиотека и т.д. В учебный процесс постоянно внедрялись прогрессивные формы и методы обучения. Благодаря этому в 2002 г. Учебный центр УВД Иркутской области вошел в число призеров Сибирского и Всероссийского смотров-конкурсов учебных центров [10]. В 2013 г. Учебный центр УВД Иркутской области был упразднен, и его функции переданы в Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «ВосточноСибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Таким образом, обобщив полученные сведения по истории создания учебных подразделений в Республике Бурятия, Забайкальском крае (Читинской области), Иркутской области по подготовке милицейских (полицейских) кадров, мы приходим к следующим выводам. Проведенное исследование позволяет говорить о том, что проблема кадрового обеспечения органов внутренних дел актуальна в разные исторические периоды.
В статье представлена информация, позволяющая проследить этапы становления профессионального (первоначального) обучения сотрудников полиции (милиции) в учебных подразделениях. С 1920-х гг. была начата работа по открытию курсов. В 1960-х гг. образованы учебные пункты. В 1970-х гг. созданы республиканские и межобластные школы. С конца 1970-х до середины 1980-х гг. принято решение организовать в составе территориальных органов МВД России государственные образовательные учреждения - учебные центры, которые функционировали до 2013-2014 гг. В статье автор постарался выделить личностей, стоящих у истоков создания учебных подразделений, внесших значительных вклад в укрепление и поддержание кадрового звена в органах внутренних дел.
В заключение хочется отметить, что, несмотря на многочисленные преобразования в сфере профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел (структурные преобразования, изменение штатов, сроки обучения и категории обучаемых, изменение программ), основной целью профессиональной подготовки молодых сотрудников остается формирование у них готовности действовать профессионально в любых сложных условиях служебной деятельности. Поэтому при проведении реформ в сфере правоохранительной деятельности накопленный опыт играет важную роль в организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Список источников
1. Ахмедов Ч. Н. Исторический опыт профессиональной подготовки полицейских урядников в Российской империи // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 4 (60). С. 23-30.
2. Байкеева С. Е. Правовая регламентация кадрового обеспечения органов государственной власти и управления в первой четверти XVIII века // История государства и права. 2008. № 10. С. 19-21.
3. Байкеева С. Е. Правовое регулирование подготовки кадров в специализированных учебных заведениях МВД царской России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. № 3 (35). С. 37-42.
4. Большаков М. С. Исторические предпосылки становления профессионального образования в МВД России // Вестник Воронежского института МВД России. 2010. № 3. С. 80-83.
5. Государственный архив новейшей истории Иркутской области. Ф. 85. Оп. 1.
6. Закатов В. В. Профессиональное обучение сотрудников территориальных органов МВД России: история, современность, перспективы развития: монография. М.: Академия управления МВД России, 2015. 100 с.
7. Казаринов П. С. Школа мужественных // Правда Бурятии. 1970. 10 ноября.
8. Кикоть В. Я. Организационно-правовое и информационное обеспечение реализации кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров: дисс. ... д.ю.н. М., 2002. 428 с.
9. Колодеев Е. П. Уровень образованности полицейских чиновников в Российской империи во второй половине XIX в. // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 247-249.
10. Лукинска М. Учебному центру ГУВД Иркутской области - 35 лет // Копейка. 2005. 1 июля.
11. Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ). Ф. П-1. Оп. 1.
12. НАРБ. Ф. Р-153. Оп. 1.
13. Новожилов В. Ю. Из истории подготовки офицерских кадров внутренних войск МВД России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «История. Международные отношения». 2012. Т. 12. № 1. С. 37-41.
14. О некоторых вопросах организации подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ МВД России от 30.05.2013 № 318. Доступ из СПС СТРАС «Юрист».
15. Синиченко В. В., Карнович С. А., Кузнецов А. А. Система профессионального образования советской милиции в Восточной Сибири в 20-х гг. XX в. // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2016. № 3 (78). С. 53-63.
16. Хакимов С. Х. Первоначальные шаги по подготовке полицейских в дореволюционной России // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 6. С. 300-303.
17. 35 лет Учебному центру УВД Читинской области (1970-2005) / под общ. ред. В. Ф. Новицкого. Чита: ИПК «Забтранс», 2005. 23 с.
Militia Training Institutions in the Third Decade of the XX - at the Beginning of the XXI Century (by the Example of the Trans-Baikal Territory, the Republic of Buryatia and Irkutsk Region)
Shatskaya Ekaterina Aleksandrovna, Ph. D. in Sociology East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk
Katerina_shat@mail. ru
The author summarizes historical experience of formation and development of militia/police training institutions. The paper focuses on studying initial (professional) training of police/militia officers in three Russian Federation subjects (the Republic of Buryatia, the Trans-Baikal territory and Irkutsk region). The conducted research allows concluding that the issues of police/ militia officers' professionalism remained relevant over a long period. The researcher emphasizes the necessity to take into account the existing experience when reforming the sphere of law-enforcement activity.
Key words and phrases: initial training; professional training; police/militia officer; educational institutions; staff.