К 300-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ
To the 300th Anniversary of the Russian Police
УДК 351.74 © М. А. Кожевина, 2018
Профессиональное образование в истории российской полиции (1718 — начало 2000-х годов)
М. А. Кожевина, Омская академия МВД России. E-mail: kozhevina1@rambler.ru
История российской полиции неразрывно связана с процессом формирования ее как профессионального сообщества. Организационные и структурные преобразования полиции (милиции) незамедлительно сказывались на содержании и методах профессиональной подготовки. Полицейская (милицейская) школа в полной мере реализовала себя как отрасль государственной образовательной системы, призванная на различных этапах истории решать важные задачи социального и культурного развития общества. Полицейское (милицейское) образование следует рассматривать в ретроспективе — как поступательный процесс поэтапного формирования системы профессиональной подготовки, профессионального обучения и профессионального образования, нацеленного на обучение и воспитание специалиста для органов полиции, представляющего систему специализированных образовательных организаций, осуществляющих соответствующую образовательную деятельность. Одновременно полицейское образование следует понимать как критерий образованности конкретного человека, его интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений, позволяющих профессионально действовать в рамках служебных обязанностей.
Professional Education in the History of the Russian Police (1718 — early 2000s)
M. A. Kozhevina, the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs (Omsk, Russia). E-mail: kozhevina1@rambler.ru
The history of the Russian police is closely connected with its formation as a professional community. Organizational and structural reforms in the police (militia) immediately influenced the content and methods of professional training. The mission of police (militia) school as a branch of the public educational system designated at different historical stages to solve important tasks of social and cultural development of society has been entirely accomplished. Police (militia) education should be considered in retrospect as a gradual formation of the system of professional training, professional learning and professional education aimed to train and cultivate a police specialist, training being the system of specialized educational organizations which perform appropriate educational activity. At the same time police education should be viewed as the criterion of a certain person education, his intellectual, personal, behavioural characteristics, knowledge and skills enabling him to professionally perform his duties.
Keywords: police; militia; police history; militia history; professional education; professional learning; professional training.
Ключевые слова: полиция; милиция; история полиции; история милиции; профессиональное образование; профессиональное обучение; профессиональная подготовка.
Российской полиции 300 лет. Начало ее истории принято связывать с Указом Петра I от 25 мая 1718 г. об учреждении в Санкт-Петербурге высшего должностного чина генерал-полицмейстера и с соответствующим утверждением инструкции «Пункты, данные Санкт-Петербургскому генерал-полицмейстеру» [1, с. 22]. Новому должностному лицу подчинялась созданная Полицмейстерская канцелярия, на которую возлагались обязанности управленческого и правоохранительного свойства. В последующие годы полиция создается повсеместно как орган государственной власти, управомоченный решать внутриполитические задачи, поэтому в XIX в. с введением министерского управления она была подчинена Министерству внутренних дел, в системе которого и в настоящее время занимает ведущее место.
Полиция в России определяется как составная часть единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Основное ее предназначение заключается в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, в противодействии преступности, в охране общественного порядка, в обеспечении общественной безопасности (ст. 4 Федерального закона «О полиции» ').
Эффективность полиции зависит от многих факторов, среди которых важнейшим является профессионализм, качество, способствующее систематически, стабильно и надежно осуществлять сложную деятельность в различных условиях. Уровень профессионализма полицейского определяется его личностными качествами и устремлениями. Профессионализм полиции в первую очередь связан с теми требованиями, которые предъявляются социумом к соответствующему профессиональному сообществу. Он соотносится с целями и функциями государства, находящимися в динамике, имеющими историческую проекцию и согласующимися с запросами времени. Если профессионализм сотрудника формируется на протяжении его службы в полиции, то профессионализм полиции — это определенный исторический опыт, аккумулирующий все многообразие многомерной деятельности полиции, оправдывающей ее социальное предназначение. Первичной ступенью в этом неоднозначном и сложном процессе является профессиональное образование.
Становление и развитие ведомственной полицейской (милицейской) школы, ориентированной на подготовку специалистов «полицейской» на-
правленности, взаимосвязан с историей самой полиции. Формирование системы профессионального образования складывается на фоне масштабных общественно-политических, экономических и социальных преобразований. Взаимоотношения народных масс и политических лидеров, выбор того или иного политического курса, противостояние интересов различных социальных групп и борьба политических сил за власть — все эти аспекты имели непосредственное отношение к функциям и обязанностям полиции (милиции). Способность к выполнению этих функций зависела от качественного состояния ее кадрового корпуса. С 1718 г. (и на протяжении многих десятилетий) осуществлялся поиск путей, форм и методов обучения и воспитания профессиональных кадров, совершенствования и расширения порядка подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Действующая система образовательных учреждений МВД России существенно отличается от гражданских юридических и аналогичных учебных заведений других силовых структур. Она не существует автономно, не находится в замкнутом пространстве: вся образовательная деятельность ведомственных учреждений осуществляется в рамках государственных образовательных стандартов, согласуется с основными принципами государственной образовательной политики.
В современном понимании образование — это «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») 2.
Учитывая изложенное, считаем, что правомерно будет ввести в научный оборот понятие «полицейское (милицейское) образование» (однопорядковое понятиям педагогического, медицинского, инженерного, военного и т. п. образования), определяющее форму профессионального образования, нацеленного на обучение и воспитание специалиста для органов полиции (милиции), обозначающего систему специализированных образовательных учреждений, осуществляющих эту деятельность [2, с. 20].
1 О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газета. 2011. 8 февр.
2 Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Данный подход позволяет выделить в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (наравне с полицией) в самостоятельное звено систему профессиональной подготовки, обучения и образования кадров полиции (милиции). Она же представляет совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство, включает преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты; сеть реализующих их образовательных учреждений вне зависимости от организационно-правовых форм, типов и видов, а также органы управления образованием и подведомственными им учреждениями и организациями. Система полицейского (милицейского) образования одновременно является и отраслью государственного профессионального образования. Она развивалась, ориентируясь на основные требования государства в области общего и профессионального образования, образовательная деятельность координировалась и была подконтрольна соответствующим государственным институтам. Функционируя автономно, она впитывала позитивный опыт всей государственной системы образования.
Понятие «полицейское (милицейское) образование» можно охарактеризовать и как критерий образованности конкретного человека, в данном случае — сотрудника полиции, раскрывая сущность его интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений, позволяющих ему адекватно действовать в рамках служебных обязанностей.
Следует различать понятия профессиональной подготовки, профессионального обучения и профессионального образования, совокупность которых позволяет увидеть последовательность наполнения понятия профессионализма определенным содержанием, что соотносится с общеисторическими тенденциями развития Российского государства. Это позволяет выделить приоритетные направления в формировании профессиональной состоятельности сотрудника полиции в разные периоды. Профессиональная подготовка не зависит от образовательного уровня человека, она нацелена на укрепление профессиональных умений и навыков; обучение — целенаправленный последовательный процесс по овладению знаниями, умениями, навыками, по развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в профессиональной деятельности, а образование — синтезирующее понятие, включающее и подготовку, и обучение, и воспитание профессионала. В свое время А. В. Луначарский в Воззвании «О народном просвещении» определил образование как творческий процесс.
«Всю жизнь „образуется" личность человека, ширится, обогащается, усиливается и совершенствуется, и обучение явится тут важным, но не решающим элементом» 3.
Профессиональное образование — это организованный с определенной целью процесс обучения и воспитания человека, а также самообразования и самовоспитания. В основе высокопрофессиональной деятельности лежат глубокие знания профессии, а также умения и навыки применять их на практике, т. е. профессиональная образованность сотрудников полиции. Осознание значимости профессионального образования в решении общегосударственных правоохранительных задач пришло не сразу, а формировалось по мере усложнения этих задач и модернизации полицейской деятельности.
Вся трехсотлетняя история российской полиции условно может быть разделена на три периода: имперский (или дореволюционный), советский и постсоветский (или современный). В каждом полиция (милиция), являясь институтом государственной власти, соотносит свою функцию с основными целями и задачами государства в сфере правоохранительной деятельности и в системе внутренних дел. В течение всей истории название этого органа власти менялось (полиция Российской империи — милиция Временного правительства — советская милиция — российская полиция), однако преемственность в ее деятельности, политическом и социальном предназначении бесспорна, поэтому и рассматривается в единстве.
История профессионального образования полиции (милиции) как системы, учитывая специфику ее развития, имеет свою периодизацию. Первые двести лет (1718-1918 гг.) мы бы определили как этап зарождения предпосылок генезиса и становления системы профессионального образования сотрудников полиции. В последнее столетие можно выделить два периода:
1) 1918-2011 гг. — формирование системы ведомственного (милицейского) образования и ее интеграция в государственную систему юридического образования;
2) 2011 г. — трансформация милиции в полицию и переход к Болонской модели образования.
Появление российской полиции и ее деятельность в начале исторического пути тесно связаны с преобразованиями Петра I в первой четверти XVIII столетия. Идеалом самодержца и его сподвижников являлось «регулярное государство», в котором создавался постоянно действующий на возмездной основе государственный механизм, в нем выделялись или создавались новые приоритетные струк-
3 Воззвание «О народном просвещении» // Собрание узаконений РСФСР. 1917. № 1, ст. 16.
туры, им отводилась ведущая роль в модернизации общественной жизни.
В Регламенте главного магистрата, созданного в 1721 г., в X главе «О полицейских делах» юридически закрепляется предназначение полиции как государственного органа: «...оная споспешествует в правах и в правосудии, рождает добрые порядки и нравоучения, всем безопасность подает от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных, непорядочное и непотребное житие отгоняет, и принуждает каждого к трудам и к честному промыслу, чинит добрых домостроителей, тщательных и добрых служителей, города и в них улицы регулярно сочиняет, препятствует дороговизне и приносит довольство во всем потребном к жизни человеческой...», а также указывается на ее социальную значимость как системообразующего компонента: «Полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности» 4.
При широком спектре обязанностей полиции во внутренних делах государства возникала потребность в соответствующем многочисленном кадровом составе, внутри которого изначально сложилась должностная иерархия. Полицейская служба не была престижной по ряду обстоятельств, поэтому на протяжении полутора столетий состав высших и средних чинов формировался в принудительном порядке из числа государственных и военных служащих, низшие чины состояли из бывших унтер-офицеров и рядовых, непригодных к военной службе. Профессиональные знания, умения и навыки полицейского они получали в практической деятельности, однако профессионализм складывался не на пустом месте. Ввиду серьезных задач модернизации государства, поставленных еще Петром Великим, требовались государственные служащие с новым мышлением и соответствующим образованием, поэтому девиз «аз бо есмь в чину учимых и учащих мя требую» определил содержание образовательной политики Российского государства на все последующие годы. Каждый из полицейских высших и средних чинов имел соответствующее военное или светское образование, полученное как в отечественных, так и в зарубежных учебных заведениях.
На первоначальном этапе в основу этого образования были положены знания «этики и политики», позволяющие грамотно выполнять служебные обязанности. Организацию практического обучения законоведению связывали с учреждением коллегии-юнкеров. Данный аспект находит юридическое закрепление в Генеральном регламенте в главе 36, ге-рольдмейстерской инструкции от 5 февраля 1722 г. и в Табели о рангах [3, с. 35].
Так, герольдмейстерской инструкцией предписывалось учредить «кратную школу для изучения гражданских и экономических дел». Табель о рангах определяла, «что коллежским правлениям надлежит»: «что касается до правого суда, также торгам внешним и внутренним к прибыли Империа и экономии, в чем надлежит их свидетельствовать. Которые обучатца вышеписанным наукам, тех из колегеи посылать в чужие краи по несколку, для практики той науки. А которые знатные услуги покажут, те могут за свои труды производитца ранги выше, как-то чинитца и в воинской службе, кто покажет свою какую выслугу. Но сие чинить в Сенате толко, и то с подписанием нашим». Табель о рангах определила и число юнкеров: «по 6 и 7 человек или меньше, а ежели более надобно, то с доклада». Обучение основывалось на «прилежном списывании дел» и практическом их производстве «под управлением секретаря».
Полиция XVIII в. носила военизированный характер, поэтому к полицейской канцелярии приписывались воинские подразделения. Например, в Санкт-Петербурге в середине века в распоряжении полиции постоянно находились две драгунские роты с полной амуницией и лошадьми [1, с. 27]. Поскольку средний и рядовой состав полиции представляли бывшие военные, то профессиональную подготовку они проходили в армейских и флотских школах, школах унтер-офицеров и в практической армии. Лишь в 1800 г., когда полиция была признана гражданским ведомством, произошло разделение функций армии и полиции. Этот факт незамедлительно сказался на организации профессиональной подготовки и обучения всех уровней полицейской иерархии.
XIX век внес в деятельность полиции значительные качественные организационные изменения. В первой четверти столетия формируется новая система управления, в 1802 г. создается Министерство внутренних дел, в 1811 г. — Министерство полиции (существует до 1819 г.). В круг их обязанностей вовлекаются все направления внутренней политики государства. В этом ряду полицейская деятельность выделяется как приоритетное направление. Эффективная работа полиции ставилась в зависимость от профессиональной подготовки и образования полицейских служащих.
Основным источником формирования кадрового корпуса среднего и низшего звеньев полиции по-прежнему являлась армия. Военное образование можно было получить в кадетских корпусах, юнкерских школах, специальных военных училищах (артиллерийском, инженерном, топографическом, юридическом и т. п.). К середине XIX в. система воен-
4 Реформы Петра I : сб. документов / сост. В. И. Лебедев. М., 1937. С. 195.
ного образования имела три типа образовательных учреждений:
1) семиклассные военные гимназии и четырехклассные прогимназии;
2) средние специальные военные и юнкерские училища;
3) военные академии [4, с. 127-130].
Чиновники высшего и некоторая часть среднего
звеньев получали образование в гражданских учебных заведениях. До XIX в. процедура назначения на государственные должности не предполагала обязательного специального образования. По некоторым данным, в России в начале XIX в. около 33% чиновников имели «домашнее образование», 22,2% — «низшее и среднее образование», около 13% — высшее образование, была значительная часть малограмотных служащих [5, с. 275].
Начавшаяся в начале XIX в. управленческая реформа, в основу которой легла идея создания в Российском государстве просвещенной бюрократии, спровоцировала поиск методов повышения профессионального образовательного уровня чиновников всех управленческих структур, полиция не была исключением. По инициативе М. М. Сперанского в 1809 г. был введен «экзамена на государственный чин». Александр I подписал два указа от 3 апреля 1809 г. «О неприсвоении званиям камердинеров и камер-юнкеров никакого чина ни военного, ни гражданского и об обязанности лиц, в сих званиях состоящих, вступить в действительную службу и продолжать оную по установленному порядку с первоначального чина» и от 6 августа 1809 г. «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники». Указы фактически ломали сложившуюся практику получения гражданских чинов за счет выслуги без учета минимальной общей и профессиональной подготовки государственных служащих.
Указы имели три принципиально важных положения. Во-первых, наличие при поступлении на службу гимназического образования с прохождением курса законоведения. Во-вторых, высшее университетское образование или сдача «экзамена на чин», подтверждающего уровень профессиональной подготовки, дающее право на чин VIII класса. В-третьих, образование являлось основанием более быстрого производства по XIV-VI рангам. Одновременно с указами были изданы «Правила» о профессиональных экзаменах для чиновников. В качестве обязательных определялись: «I. Науки словесные... II. Правоведение. Основательное познание права естественно-
го, права римского и права частного гражданского, с приложением сего последнего к российскому законодательству. Сведения о некоторых нужных частях права общего, как-то: экономии государственной и законов уголовных. III. Науки исторические. IV. Науки математические и физические.» [5, с. 278].
Указ 1809 г. действовал до 28 ноября 1834 г. и по мере становления системы профессионального образования терял актуальность. Однако весь комплекс государственных мер приобщения чиновников к наукам имел некоторый успех, с 1810 г. по 1840-е гг. удалось повысить число государственных служащих с высшим образованием (с 13 до 41,4%). Такой результат был возможен и в связи расширением университетской системы образования. В середине XIX столетия действовало 7 университетов, к началу ХХ в. их было уже 11 (в них обучалось более 40% студентов на юридических факультетах), они и стали основной базой профессионального образования чиновников высшего ранга [5, с. 296].
Вторая половина XIX в. связана с новыми реформами в полиции. В 1873 г. военное ведомство утрачивает обязанность направлять нестроевых военных в полицию. Полиция приобретает право, осуществляя деятельность на постоянной профессиональной основе (циркуляр Министерства внутренних дел от 14 марта 1868 г.), самостоятельно формировать кадровый состав 5. Повышались требования к общему и профессиональному образованию сотрудников полиции всех уровней, но в большей степени это касалось низших чинов, находящихся ближе к населению, поэтому постепенно складывается система профессиональной подготовки именно этого звена полицейских кадров.
В конце 1860-х гг. в крупных губернских городах появляются для подготовки околоточных надзирателей сверхштатные полицейские команды (резервы), в 1870-е гг. вводится экзамен для младших армейских офицеров, поступающих на службу в полицию, после чего они направлялись на специальные 4-6-месячные курсы при штабе корпуса жандармов, в 1880-е гг. открываются курсы (школы) для урядников, в начале ХХ в. вводятся кратковременные курсы подготовки к службе полицейских стражников, специальные курсы сотрудников сыскных отделений [6, с. 43-44]. В 1890 г. в Санкт-Петербурге было открыто антропометрическое бюро, а в декабре 1907 г. — дактилоскопическое. Как правило, к работе привлекались лица, получившие соответствующее университетское образование, что еще больше укрепило тенденцию к постепенному сближению высшего профессионального гражданского и полицейского образования 6.
5 Министерство внутренних дел России: 1802-2002 : исторический очерк : в 2 т. СПб., 2002. Т. 1. С. 163.
6 МВД России. Энциклопедия. М., 2002. С. 160.
Однако структурированная сеть учебных заведений, готовивших кадры для полиции, в силу объективных причин в дореволюционный период не сложилась. Полноценная система профессионального образования, включившая как профессиональную подготовку, так и профессиональное обучение кадров для министерства внутренних дел, сформировалась лишь в советский период. Все началось с введения милиционной политики и создания милиции на добровольной основе, с 1918 г. постепенно замененной кадровой милицией, которую необходимо было обучать.
Первые советские милицейские курсы и школы появились во второй половине 1918 г. в Москве, Петрограде, Владимире и других городах. По организации процесса обучения и срокам (в среднем 2 недели — 2 месяца) они напоминали дореволюционные, которые по формальным признакам можно отнести к разряду профессиональных учебных заведений.
На первоначальном этапе вместе с курсами и школами формировались и резервы для желающих работать в милиции. Все они фактически осуществляли первоначальное профессиональное обучение, претендовать на более высокий уровень профессиональной подготовки не могли в силу того, что значительная часть обучающихся была неграмотной или малограмотной. В некоторых губерниях количество неграмотных милиционеров доходило до 25% от личного состава, число малограмотных достигало 30-35%, поэтому в программы милицейских курсов и школ был включен раздел по общеобразовательным предметам. Имея соответствующие учебные программы и методику преподавания, они одновременно выполняли функцию ликвидации общей и профессиональной неграмотности и малограмотности среди сотрудников милиции [7, с. 20].
Начало массовому профессиональному обучению кадров милиции положил приказ № 69 Главного управления милиции НКВД РСФСР от 17 апреля 1921 г. К концу 1922 г. школьно-курсовая сеть включала несколько уровней обучения:
1) первоначальная подготовка милиционеров и вновь прибывших в органы милиции на 6-8-не-дельных курсах в резервах при губернских управлениях милиции;
2) губернские милицейские школы для подготовки лиц на должности младшего командного состава со сроком обучения 8 месяцев;
3) школы среднего командного состава для подготовки начальников милиции городского и губернского масштаба со сроком обучения 2 года.
Учебные заведения НКВД РСФСР являлись частью образовательной системы РСФСР. Милицейские школы и курсы не входили в сеть учреждений Народного комиссариата по просвещению
(она определялась Декретом СНК РСФСР от 20 августа 1923 г.), но их деятельность контролировалась Наркомпросом РСФСР, принципы взаимоотношений были определены Положением о Наркомате по просвещению (Декрет СНК РСФСР от 11 февраля 1921 г.). Этот орган руководил научной, ученой, учебной, политико-просветительской, художественной деятельностью как общего, так и профессионального характера; управлял всем делом профессионального образования; осуществлял учебно-программное и методическое руководство учебными и просветительскими учреждениями всех наркоматов РСФСР, определяя направления интеграции милицейской школы в государственную систему профессионального образования.
Серьезные коррективы в профессиональную подготовку кадров милиции внес Декрет ВЦИК и СНК от 28 сентября 1925 г. «О введении в действие Положения о службе в Рабоче-Крестьянской милиции». Данный документ определял критерии отбора лиц, желающих служить в милиции. Впервые закреплялось требование к кандидатам — иметь образование не ниже школы 1-й ступени. Преимущество отдавалось выходцам из рабочих и крестьян. Но «батрацкая» биография не всегда была гарантией поступления в школы милиции. Абитуриент должен был сдать экзамены по политграмоте, русскому языку, арифметике, знать азы советского права, уметь бегло и толково читать, написать диктант, осуществлять четыре математических действия, знать проценты и меры измерения, кроме того, хорошо владеть военным делом, разбираться в устройстве оружия.
С 1928 г. в школах милиции начали обучать женщин. Они составляли до 10% от всего личного состава. Многие начальники административных отделов считали, что «женщины более надежны, чем мужчины», особенно «в борьбе с хулиганами», с их помощью пытались решить и проблему текучести кадров (среди мужчин она составляла более 30%) [7, с. 74-75]. Приказом начальника милиции Республики от 23 марта 1929 г. утверждались нагрудные знаки и знаки различия для выпускников школ НКВД, которые были обязательны для ношения на форменной одежде и указывали на то, что работник имеет специальное милицейское образование, дающее преимущество в продвижении по службе.
В этот же период зарождается традиция осуществлять профессиональную подготовку непосредственно в практических органах. Обучающиеся делились на три категории: «знающие», «малознающие», «незнающие». Каждая обучалась по особой программе. В конце учебного года все сдавали экзамены комиссии, специально созданной административным отделом. Заключение комиссии определяло
дальнейшую судьбу работника: при успешной сдаче экзамена он мог продвинуться по службе, при неудовлетворительной — увольнялся по несоответствию или пересдавал экзамен, в случае успешной сдачи он продолжал служить. Итоги прохождения испытаний в обязательном порядке предъявлялись при поступлении в школы НКВД.
К концу 1920-х гг. в НКВД РСФСР сложилась централизованная система профессионального обучения кадров. Первой ступенью подготовки являлись месячные курсы для вновь пришедших в милицию, продолжением становились повторно-инструкторские курсы по 4 часа в неделю или 3-месячные краткосрочные курсы для младшего начсостава по типу переподготовки низовых советских работников. После одного года службы в милиции можно было поступить в школу младшего начсостава, отучившись год и проработав еще год, продолжить учебу в школе среднего начсостава, а после двухлетнего обучения — получить соответствующую должность. Исключение составлял старший и высший начсостав, обучение которого в специальных учебных заведениях на этом этапе не велось.
15 июня 1952 г. постановлением Совета Министров СССР «О реорганизации учебных заведений Министерства государственной безопасности СССР» было положено начало формированию высшего и среднего специального образования в системе подготовки кадров милиции на базе законченного среднего образования. Высшая школа милиции, созданная в 1930 г., преобразовывалась в высшее юридическое учебное заведение, а шесть школ милиции (Саратовская, Ташкентская, Одесская, Хабаровская, Горьковская и Ленинградская) — в средние специальные учебные заведения типа юридических школ с задачами подготовки начальствующего состава для органов милиции.
Интеграция милицейской школы в государственную систему юридического образования создавала условия для формирования нового взгляда на подготовку кадров милиции. Решение Совета Министров СССР указывало на острую необходимость в высокообразованном и высококвалифицированном милицейском кадровом корпусе. Это решение положило начало системе милицейского образования в качестве отрасли государственной системы профессионального образования. Устанавливался один из важных критериев развития — базовое общее образование. Происходил переход от принципа обучения профессии милиционера к принципу профессионального образования сотрудника милиции. Система становилась менее замкнутой, более открытой и доступной для внедрения новых образовательных технологий и многолетнего опыта гражданской системы подготовки специалистов.
В мае 1955 г. еще семь школ милиции были преобразованы в средние специальные школы милиции с двухгодичным сроком обучения. Тогда же впервые были утверждены Устав средней специальной школы милиции и Положение о школе милиции.
В школы принимались лица со средним образованием. По окончании выпускники получали диплом о среднем юридическом образовании, им присваивалось звание «лейтенант милиции». Последнее положение было новым и очень важным для дальнейшего развития системы подготовки кадров милиции. Статус курсанта повышался, закреплялся приоритет лиц, имеющих юридическое образование. Появлялся стимул для получения образования — офицерское звание позволяло выпускнику школы милиции быстрее продвинуться по служебной лестнице и успешнее планировать карьеру. Шанс повысить уровень профессионального образования для сотрудников милиции значительно возрос с расширением сети заочного обучения. В ноябре 1955 г. в средних специальных школах милиции открывались заочные отделения со сроком обучения три года.
Одновременно развивалась сеть школ милиции для подготовки младшего и переподготовки среднего начсостава. В них принимали участковых уполномоченных, работников наружной службы, уголовного розыска, аппарата БХСС, работников следствия, нуждавшихся в повышении теоретических и специальных знаний, положительно зарекомендовавших себя на службе. Фактором, указывающим на повышение уровня подготовки этой категории сотрудников милиции, явилось требование ко всем обучающимся иметь образование не ниже 7 классов. Обучение в школах осуществлялось в течение 11 месяцев.
В 1950-е гг. Высшая школа МВД СССР была единственным учебным заведением в системе МВД СССР, где выпускникам выдавался диплом с присвоением высшей квалификации юриста. В марте 1957 г. при Высшей школе была открыта адъюнктура по специальностям: административное право, исправительно-трудовое право, уголовный процесс и криминалистика. Так было положено начало развитию «милицейской» науки.
В последующие десятилетия сеть высших учебных заведений значительно расширилась. 2 июня 1965 г. постановлением Совета Министров СССР была создана Омская высшая школа милиции, а 8 января 1966 г. Совет Министров СССР принял решение об организации высшей следственной школы при Министерстве охраны общественного порядка (МООП) РСФСР. Открытие Высшей следственной школы можно считать началом углубленной специализации учебных заведений в подготовке кадров для милиции. К концу советского периода определились основные источники пополнения ор-
ганов внутренних дел СССР узкими специалистами. Подготовку руководящих кадров ОВД осуществляла Высшая школа, преобразованная в Академию МВД СССР. Специалистов для уголовного розыска готовили Омская высшая, Елабужская и Львовская средние специальные школы милиции. В пяти высших и 21 средней специальной школах были созданы отделения по подготовке кадров для уголовного розыска. Работников для аппаратов БХСС готовили Горь-ковская высшая школа МВД СССР и Новосибирская средняя специальная школа милиции, в двух высших и в 21 средней специальной школах милиции были созданы отделения по данной специальности. Кадры для следственных аппаратов, кроме Высшей следственной школы, готовили в четырех высших и одной средней школах милиции, по межведомственному плану — следователей и криминалистов в четырех юридических институтах и на 39 юридических факультетах университетов. Для органов ГАИ подготовку осуществляли три средние школы милиции на специальных отделениях и по межведомственному договору — Московский автодорожный институт, для транспортной милиции — в двух вузах МВД и одной средней специальной школе милиции со специализацией на последнем курсе обучения. Таким образом была создана многопрофильная система переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава [7, с. 177-178].
С реорганизацией школ милиции в средние и высшие юридические учебные заведения система милицейского образования становилась полноценной частью государственной системы профессионального образования. Милицейская школа вбирала ее черты, формы организации учебного процесса. Происходила универсализация образовательной деятельности, принципы функционирования ведомственных учебных заведений соизмерялись с требованиями, предъявляемыми к государственной профессиональной школе. Введение специализации учебных заведений МВД СССР происходило с учетом постановления Госкомитета Совета Министров СССР о науке и технике от 28 июля 1972 г., утвердившего квалификацию юриста, включающую 18 специальностей, объединенных в 10 групп (шифры 120001120010).
Рассматриваемый этап в истории милицейской школы можно считать качественно новой ступенью в ее развитии. Условия, в которых существовала система органов внутренних дел, сформировали потребность иметь юридически образованный кадровый корпус. В связи с этим изменился статус ведущего звена системы профессиональной подготовки кадров милиции — школ милиции, была создана сеть средних специальных и высших учебных заве-
дений юридического профиля, что предопределило судьбу профессиональной школы Министерства внутренних дел — она становится полноценной частью государственной системы профессионального образования. Правотворческая деятельность внутри ведомства стала определяться принципами правового регулирования государственного среднего специального и высшего образования. Унификация образовательной деятельности школ милиции ускорила интеграционные процессы самого милицейского образования в государственную систему, одновременно позволила выделиться ему в самостоятельную отрасль профессионального образования, включающую ведущие компоненты, характеризующие образовательную систему. Заняв свою нишу в государственном юридическом образовании, милицейская школа сумела противостоять внутриведомственным структурным и организационным переменам, смогла сохранить относительную стабильность и развитие в постсоветский период.
Современная система профессионального образования полиции во многом переняла сложившиеся ранее структурные компоненты, фактически являясь преемницей советской системы милицейского образования. Это одна из крупных и многопрофильных среди аналогичных систем федеральных органов исполнительной власти, она включает раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу в органах внутренних дел (суворовские военные училища МВД России, лицеи, колледжи, классы с углубленной правовой и физической подготовкой); специальное первоначальное обучение впервые принятых на службу сотрудников органов внутренних дел; подготовку специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием; дополнительное профессиональное образование и послевузовское профессиональное образование (адъюнктуры и докторантуры вузов и ВНИИ МВД России, а также гражданских вузов и академических институтов); служебно-боевую подготовку (непосредственно в органах и подразделениях внутренних дел).
В настоящее время указанная система профессиональной подготовки и образования — самостоятельная структура внутри ведомства и одновременно подсистема государственной системы профессионального образования. Как образовательная система она имеет свою архитектонику и принципы функционирования, связана с другими социальными институтами, занимает свою нишу в общественных отношениях и выполняет определенную роль в общественном развитии. Она не только реализует историческую функцию передачи имеющегося социального опыта, опыта обучения и воспитания профессионала, но и сама находится в развитии, берет на
себя миссию порождения нового знания, активного формирования идеалов, духовных ценностей и нравственных норм.
Благодаря сложившейся правовой политике в области профессионального образования (согласно Закону «Об образовании» эта область является при-
оритетной) ведомственная профессиональная школа в современных условиях в рамках государственной системы образования выполняет свою основную функцию — подготовку высококвалифицированных юридических и специальных кадров для органов внутренних дел Российской Федерации.
Список литературы
1. Андреева И. А. Очерки истории органов внутренних дел России : учеб. пособие. Омск, 2000.
2. Кожевина М. А. Милицейское образование в Советской России: организация и правовое регулирование (1918-1991 гг.) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.
3. Кожевина М. А. Становление и развитие отечественной юридической науки в XVШ-XIX веках : монография. Омск, 2013.
4. Военно-учебные заведения России // Русский военно-исторический словарь / В. Г. Краснов, В. О. Дай-нес. М., 2001.
5. Кодан С. В. Юридическая политика Российского государства в 1800-1850 гг. : монография. Екатеринбург, 2005.
6. Борисов А. В., Колодкин Л. М. Юридическое образование в дореволюционной России. М., 1994.
7. Кожевина М. А. История милицейского образования в Советской России: организация и правовое регулирование (1917-1991 гг.) : монография. Омск, 2004.