Научная статья на тему 'ПОТРЕБНОСТНО-ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ'

ПОТРЕБНОСТНО-ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военно-профессиональная мотивация / курсанты / непрофессиональные мотивы / статистические и динамические мотивы / интеграция личностных и военно-профессиональных мотивов / military-professional motivation / cadets / non-professional motives / statistical and dynamic motives / integration of personal and military-professional motives

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виталий Николаевич Лымарев

Проходящая в настоящее время специальная военная операция обуславливает потребность в кадровых офицерах, мотивированных на гарантированное выполнение поставленных задач, уверенное обеспечение безопасности общества. Высшие военные учебные заведения Росгвардии достойно выполняют задачу качественной подготовки курсантов к предстоящей профессиональной деятельности, уделяя особое внимание процессу формирования мотивации будущих профессионалов. Цель данной статьи — выявить содержательное наполнение потребностно-целевого компонента военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии и дать его характеристику. В статье представлено содержательное наполнение потребностно-целевого компонента военно-профессиональной мотивации, а именно: 1) непрофессиональные мотивы; 2) статические военно-профессиональные мотивы; 3) динамические военно-профессиональные мотивы; 4) интеграция личностных и военно-профессиональных мотивов. Интеграция личностных и военно-профессиональных мотивов подразумевает формирование самопринятия курсантов, их ориентацию на успех в военно-профессиональной деятельности, осознание уверенности в правильном выборе профессии военного. Процесс интеграции выступает результатом трансформации непрофессиональных и военно-профессиональных мотивов курсантов вузов Росгвардии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виталий Николаевич Лымарев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED-TARGET COMPONENT OF THE MILITARY PROFESSIONAL MOTIVATION OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE RUSSIAN GUARD

The ongoing special military operation necessitates the need for regular offi cers motivated to ensure the fulfi llment of assigned tasks and confi dently ensure the security of society. Higher military educational institutions of the Russian Guard adequately fulfi ll the task of qualitatively preparing cadets for their upcoming professional activities, paying special attention to the process of forming the motivation of future professionals. The purpose of this article is to identify the content of the needtarget component of the military-professional motivation of cadets of universities of the Russian Guard and to characterize it. The article presents the content of the need-target component of military professional motivation, namely: 1) non-professional motives; 2) static military-professional motives; 3) dynamic military-professional motives; 4) integration of personal and military-professional motives. The integration of personal and military-professional motives implies the formation of self-acceptance of cadets, their orientation towards success in military professional activity, awareness of confi dence in the correct choice of the military profession. The integration process is the result of the transformation of non-professional and military-professional motives of cadets of universities of the Russian Guard.

Текст научной работы на тему «ПОТРЕБНОСТНО-ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С. 136-142. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(3(39):136-142. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 355/359

ПОТРЕБНОСТНО-ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ

Виталий Николаевич Лымарев, vitaliy_1981_03@mail.ru, ORCID 022-624-792-32

Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь, Россия

Аннотация. Проходящая в настоящее время специальная военная операция обуславливает потребность в кадровых офицерах, мотивированных на гарантированное выполнение поставленных задач, уверенное обеспечение безопасности общества. Высшие военные учебные заведения Росгвардии достойно выполняют задачу качественной подготовки курсантов к предстоящей профессиональной деятельности, уделяя особое внимание процессу формирования мотивации будущих профессионалов. Цель данной статьи — выявить содержательное наполнение потребностно-целевого компонента военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии и дать его характеристику. В статье представлено содержательное наполнение потребностно-целевого компонента военно-профессиональной мотивации, а именно: 1) непрофессиональные мотивы; 2) статические военно-профессиональные мотивы; 3) динамические военно-профессиональные мотивы; 4) интеграция личностных и военно-профессиональных мотивов. Интеграция личностных и военно-профессиональных мотивов подразумевает формирование самопринятия курсантов, их ориентацию на успех в военно-профессиональной деятельности, осознание уверенности в правильном выборе профессии военного. Процесс интеграции выступает результатом трансформации непрофессиональных и военно-профессиональных мотивов курсантов вузов Росгвардии.

Ключевые слова: военно-профессиональная мотивация, курсанты, непрофессиональные мотивы, статистические и динамические мотивы, интеграция личностных и военно-профессиональных мотивов

Для цитирования: Лымарев В. Н. Потребностно-целевой компонент военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С. 136-142.

Original article

THE NEED-TARGET COMPONENT OF THE MILITARY PROFESSIONAL MOTIVATION OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE RUSSIAN GUARD

Vitaly N. Lymarev, vitaliy_1981_03@mail.ru, ORCID 022-624-792-32

Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Perm, Russia

Abstract. The ongoing special military operation necessitates the need for regular officers motivated to ensure the fulfillment of assigned tasks and confidently ensure the security of society. Higher military educational institutions of the Russian Guard adequately fulfill the task of qualitatively preparing cadets for their upcoming professional activities, paying special attention to the process of forming the motivation of future professionals. The purpose of this article is to identify the content of the need-target component of the military-professional motivation of cadets of universities of the Russian Guard and to characterize it. The article presents the content of the need-target component of military professional motivation, namely: 1) non-professional motives; 2) static military-professional motives; 3) dynamic military-professional motives; 4) integration of personal and military-professional motives. The integration of personal and military-professional motives implies the formation of self-acceptance

© Лымарев В. Н., 2023

of cadets, their orientation towards success in military professional activity, awareness of confidence in the correct choice of the military profession. The integration process is the result of the transformation of non-professional and military-professional motives of cadets of universities of the Russian Guard.

Keywords: military-professional motivation, cadets, non-professional motives, statistical and dynamic motives, integration of personal and military-professional motives

For citation: Lymarev VN. The need-target component of the military professional motivation of cadets of universities of the Russian Guard. Innovative development of vocational education. 2023;(3(39):136-142. (In Russ.).

Введение

В настоящее время современный образ военнослужащего войск Росгвардии определен кардинально новым подходом к военно-профессиональной подготовке военного специалиста, ориентированным на формирование мотиваци-онной составляющей личности, способной к качественному исполнению своего воинского долга по защите конституционного строя, жизни и здоровья человека и гражданина России, направленным на формирование высокого уровня профессионализма, являющегося основой национальной безопасности общества в целом [1].

При определении компонентов военно-профессиональной мотивации учитывались не только ценности и мотивы, обуславливающие ее содержание, но и личностные качества, которые выступают фундаментальной основой для ее формирования. В рамках данной статьи будет проанализировано содержательное наполнение потребностно-целевого компонента военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии.

Цель статьи — выявить содержательное наполнение потребностно-целевого компонента военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии и дать характеристику этим показателям.

Материалы и методы исследования

Проанализирована теоретическая и нормативно-правовая литература, обобщена проделанная работа, сформулированы выводы, выявлено содержательное наполнение потреб-ностно-целевого компонента военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии [2-4].

Результаты исследования и их обсуждение

Содержательным наполнением потребностно-целевого компонента выступают: 1) непрофессиональные мотивы; 2) статические военно-профессиональные мотивы; 3) динамические военно-профессиональные мотивы; 4) интеграция личностных и военно-профессиональных мотивов.

Охарактеризуем каждый из них подробнее.

Непрофессиональные мотивы. Данные мотивы связаны с физиологическими реакциями, поведенческими проявлениями и побуждениями, предполагают удовлетворение личностных потребностей, не связанных с военной профессией [5]. Процесс формирования непрофессиональных мотивов сопряжен с осознанием курсантами себя субъектами военной профессии, данные мотивы запускают процесс интеграции с военным сообществом [6]. Непрофессиональные мотивы курсантов, такие как потребности в достижении успеха и избегания неудач, определяют общую динамику и стратегию их поведения в образовательной и военно-профессиональной деятельности, а также общее морально-психическое состояние [6]. Индивидуальный набор непрофессиональных мотивов зависит от специфики деятельности курсантов Росгвардии, обусловлен успешной будущей военной деятельностью, со временем может трансформироваться в военно-профессиональные мотивы [7].

Содержательным наполнением непрофессиональных мотивов выступают:

- физиологические мотивы (потребность в безопасности, потребность сохранения жизни);

- материальные (потребность поддержания благосостояния);

- духовные (потребность проявления гуманизма, национального достоинства, любви и сострадания);

- физические (потребность поддержания и укрепления здоровья);

- мотивы достижений (потребность достижения успеха; потребность избегания неудачи).

Непрофессиональные мотивы зависят как от окружающей социальной реальности, так и от требований военного сообщества, во многом они определяют выбор курсантами военной профессии [8].

Статические военно-профессиональные мотивы. Данные мотивы связаны с ориентацией на ролевое поведение военного, со стереотипным

восприятием военной деятельности (гражданственность, ответственность, патриотизм и др.) [9]. Статические мотивы определяются требованиями воинского коллектива, военной среды, офицерского состава Росгвардии, с учетом личностных и поведенческих особенностей курсантов.

Содержательным наполнением статических военно-профессиональных мотивов выступают:

- стимулирующие мотивы (любовь к Родине, необходимость поддержания мира, потребность поддержания справедливости и правопорядка, построение профессиональной карьеры);

- смысловые мотивы (гражданская ответственность, потребность проявлять законопослу-шание и порядочность, социальную зрелость, возможность принесения пользы людям).

Статические военно-профессиональные мотивы связаны с освоением норм поведения, свойственных офицерам Росгвардии, интерио-ризацией ценностей служебной деятельности, личностными изменениями курсантов [10; 11]. Процесс формирования статических мотивов сопряжен с тремя факторами: «социально-политические факторы внешней среды, психологические факторы, обуславливающие личностные особенности конкретного курсанта, моральная готовность и психологические особенности курсантского коллектива» [10, с. 170]. Статические мотивы курсантов имеют устойчивый характер, обуславливают их личностное развитие в военной профессии, динамику присвоения военно-профессиональных ценностей [12].

Динамические военно-профессиональные мотивы. Данные мотивы напрямую связаны с принадлежностью курсантов к военно-профессиональной деятельности, детерминируют их вхождение в сообщество военных профессионалов [13; 14]. Динамические военно-профессиональные мотивы способствуют осознанию и принятию условий военной профессии, ее смысла как служения, значимости для общества и государства в целом [7; 15]. Формирование динамических военно-профессиональных мотивов связано с механизмом социального обмена в военном коллективе под воздействием офицеров и преподавателей, результатом процесса формирования является идентификация с ролью военного офицера [16]. Процесс формирования динамических военно-профессиональных мотивов зависит от социальной среды, в которой находятся курсанты. В процессе обучения в вузе Росгвардии возникает механизм социального обмена между курсантским коллективом, преподавательским составом и офицерами, ко -торый приводит к обретению курсантами соци-

ального статуса офицера и свойственного ему типа трудового поведения [16].

Содержательным наполнением динамических военно-профессиональных мотивов выступают:

- смысловые мотивы (защита чести и достоинства человека, процветание и безопасность страны, профессиональный интерес, престиж военной профессии, готовность к самопожертвованию);

- профессиональные мотивы (необходимость действий по Уставу, потребность в сохранении порядка и дисциплины, профессиональные идеалы, потребность проявления лидерских качеств).

Интеграция личностных и военно-профессиональных мотивов. Процесс интеграции связан с формированием самопринятия курсантов, их ориентацией на успех в военно-профессиональной деятельности, уверенностью в правильном выборе профессии военного [17; 18]. Результатом процесса интеграции личностных и профессиональных мотивов является профессиональная зрелость и ответственность курсантов, самостоятельность в принятии важных жизненных решений, саморазвитие в военной профессии [19; 20].

В процессе интеграции соединяются личностные (материальные, саморазвития, самосовершенствования, гедонистические и др.) и военные (гражданственности, ответственности, присяги и долга, служебные и др.) мотивы [21; 22], у курсантов формируется чувство взаимопонимания и сопричастности, они начинают осознавать ответственность за курсантский коллектив. Курсанты включаются в процесс социального обмена, ориентируясь на социальный и военный опыт своих руководителей [23]. Детерминирует процесс интеграции самодисциплинированность курсантов, которая соотносится с самоконтролем и саморегуляцией. Самодисциплинированность предполагает наличие у курсантов способности подавлять доминантные реакции ради достижения высоких целей, позволяет делать профессиональный выбор не спонтанно, а обдуманно, сознательно, прилагая волевые усилия, предусматривает ориентацию курсантов не только на личностные (часто аффективные), но и на профессиональные мотивы, несмотря на внешние барьеры, фрустрирующие ситуации, монотонность деятельности [23]. Таким образом, самодисциплинированность и самоуважение как качества личности выступают необходимым фундаментом процесса интеграции личностных и военно-профессиональных мотивов.

Условиями интеграции личностных и военно-профессиональных мотивов в образовательном процессе вузов Росгвардии являются:

- организация мероприятий, направленных на формирование самодисциплинированности курсантов (тренинговые занятия, моделирование военно-профессиональных и стереотипных коммуникативных ситуаций, упражнения и т. д.), подавление доминантных реакций в пользу осмысленных решений;

- формирование у курсантов цельного образа военно-профессиональной деятельности, целостного отношения к себе как субъекту данной деятельности, осознание ее мотивов и смыслов, их включение в мотивационную структуру личности будущих офицеров;

- организация воспитательных мероприятий, направленных на формирование сопричастности, согласованности, взаимопонимания в курсантском коллективе, осознанное и неосознанное включение в процесс социального обмена при социальном и профессиональном воздействии со стороны преподавателей и офицеров;

- формирование конкурентоспособной личностной позиции курсантов, вовлечение их в военно-профессиональные конкурсы, направленные на реализацию их личностного потенциала, создание ситуации успеха в военно-профессиональной деятельности;

- усвоение курсантами военно-профессиональной ментальности (личный пример офицеров, привлечение внешних военных специалистов, прохождение практики в воинских частях), а также психолого-педагогическое сопровождение интеграции курсантов в воинское сообщество;

- закрепление у субъектов образовательного процесса военного вуза принципов субординации и норм законодательства, усвоение ими профессионального этикета и служебной этики, ориентация курсантов на социоцентризм их личностной позиции;

- самодетерминация норм профессионального поведения курсантов с учетом их личностных и военно-профессиональных смыслов, отождествление обучающихся с нормами и ценностями военной профессии;

- включение курсантов в экстремальные и стрессогенные служебные ситуации, направ-

ленные на переориентацию и трансформацию индивидуально-психологических особенностей будущих офицеров, формирование у них таких личностных качеств, как стрессоустойчивость и ответственность;

- осознание субъектами образовательного процесса целей и смыслов военно-профессиональной деятельности, освобождение их от искаженного и стереотипного профессионального сознания, создание условий для трансформации непрофессиональных мотивов в военно-профессиональные.

Заключение

Таким образом, рассматриваемый нами потребностно-целевой компонент военно-профессиональной мотивации обучающихся вузов Росгвардии обуславливается системным определением перехода от непрофессиональных и статистических военно-профессиональных мотивов к динамическим, результатом которого выступает интеграция личностных и военно-профессиональных мотивов курсантов. Трансформация мотивов происходит под влиянием курсантского коллектива, образовательного процесса вуза, авторитета преподавателей и офицеров, военно-профессионального сообщества.

Механизмами трансформации мотивацион-ной структуры личности курсантов является интерференция их мотивационных полей, социальный обмен между курсантами, преподавателями и офицерами, усвоение смысловой направленности военно-профессиональной деятельности. Результатом трансформации мотивов является осознание курсантами целей и смыслов военно-профессиональной деятельности, реализация личностных и профессиональных потребностей в ней, ориентация на саморазвитие и самосовершенствование в военной профессии.

Потребностно-целевой компонент направлен на присвоение непрофессиональных и военно-профессиональных мотивов, обуславливается вхождением курсантов в военно-профессиональное сообщество посредством интерференции их мотивационных полей и социального обмена между курсантами, преподавателями и офицерами, за счет чего происходит интеграция личностных и военно-профессиональных мотивов курсантов Росгвардии.

Список источников

1. Лымарев В. Н., Уварина Н. В. Применение аксиологического подхода к проблеме формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 3 (35). С. 72-81.

2. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 № 703. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161949.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 17.05.02 Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие // Информ.-правовая система «Гарант». URL: https://base.garant.ru/71499684/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4 ddb4c33/.

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 01 марта 2020 г.) «Об образовании» // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/.

5. Петкин А. В., Ихтисанов И. И., Максимов Н. В. Формирование мотива военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2016. № 9. С. 113-117.

6. Шориков Е. В., Наумлюк А. Г. Мотивация как фактор успешности обучения в военном вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2018. Т. 12. № 9. С. 94-97.

7. Дворецкая Т. А., Ахмадиева Л. Р. Смысложизненные ориентации и мотивы учебной деятельности студентов вузов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 3 (802). С. 166-177.

8. Наволокин И. И. Проблемы воспитания мотивационно-ценностного отношения учащихся старших классов к военной профессии и военной службе // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 85-87.

9. Ажиев М. В. Мотивация как основная функция овладения профессией // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 317-319.

10. Дмитриенко В. С. Мотивация в работах отечественных и зарубежных авторов // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей VII Международной научно-практической конференции: в 4 ч. Ч. 4. Москва, 2019. С. 169-171.

11. Токарев В. С. Особенности формирования ответственности у курсантов военного вуза внутренних войск МВД России // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 11. С. 268-285.

12. Мымрин А. В. Психология служения: традиции и современность // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2017. № 2. С. 21-27.

13. Митин Д. И. Мотивация военнослужащих как условие реализации педагогического потенциала физической подготовки // Мир педагогики и психологии. 2017. № 5 (10). С. 39-48.

14. Смирнов А. Э., Пискунов А. Р. Военно-профессиональная мотивация // Молодой ученый. 2016. № 30 (134). С. 366-372.

15. Ляхова Е. Г., Мороз Н. Ю., Цацкина Е. П. Интенсификация учебной мотивации при обучении иностранному языку студентов-нелингвистов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 6 (814). С.89-102.

16. Дорфман Л. Я., Дубровский А. В., Цариев Е. А., Лядов В. Н. Полисистемный анализ дисциплинированности курсантов военных вузов // Образование и наука. 2018. № 20(9). С. 75-90.

17. Шевченко Н. Н., Колесов В. И., Смолонская А. Н. Акмеологический подход к профессиональной подготовке будущего учителя // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 6 (99). С. 206-216.

18. Шикаров Т. В. Акмеологический подход к развитию деятельности будущих учителей // European research. 2021. № 1 (38). С. 75-77.

19. Кийкова Н. Ю. Межпрофильная интеграция как возможность актуализации мотивов профессионального развития педагогов в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 4 (33). С. 27-34.

20. Тарасова И. В. Интеграция личностного и профессионального самовыражения преподавателей вузов как одна из составляющих личностно-профессионального развития специалистов в сфере образования // Академия профессионального образования. 2018. № 9. С. 51-60.

21. Горбушина А. В. Системогенетический анализ мотивации профессиональной деятельности педагогов в зависимости от трудового стажа // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 205-214.

22. Цветков В. Л., Балашова В. А. Профессиональная мотивация курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. № 4 (83). С. 395-401.

23. Алтухова М. А. Структурно-динамическая модель познавательной активности студента в контексте формирования информационных компетенций // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 14-18.

References

1. Lymarev VN, Uvarina NV. Application of the axiological approach to the problem of formation of professional motivation of the military personnel of the National Guard. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2022;(3(35):72-81. (In Russ.).

2. Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period up to 2025 as amended by the Decree of the President of the Russian Federation dated 06.12.2018 No. 703. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161949. (In Russ.).

3. Federal state educational standard of higher education in the specialty 17.05.02 Shooting and cannon, artillery and rocket weapons. Inform.-legal system "Garant". URL: https://base.garant.ru/714 99684/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/. (In Russ.).

4. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ (as amended on March 01, 2020) "On Education". Reference legal system "ConsultantPlus". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/. (In Russ.).

5. Petkin AV, Ikhtisanov II, Maksimov NV. Formation of the motive of military professional activity of cadets of military universities. Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly) = Alma Mater (Bulletin of the Higher School). 2016;(9):113-117. (In Russ.).

6. Shorikov EV, Naumlyuk AG. Motivation as a factor in the success of training in a military university. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-jekonomicheskih nauk = Actual problems of the humanities and socio-economic sciences. 2018;12(9): 94-97. (In Russ.).

7. Dvoretskaya TA, Akhmadieva LR. Meaningful orientations and motives of educational activity of university students. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obra-zovanie i pedagogicheskie nauki = Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences. 2018;(3(802):166-177. (In Russ.).

8. Navolokin II. Problems of educating the motivational-value attitude of high school students to the military profession and military service. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija = World of Science, Culture, Education. 2021;(3(88):85-87. (In Russ.).

9. Azhiev MV. Motivation as the main function of mastering a profession. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija = World of Science, Culture, Education. 2018;(4(71):317-319. (In Russ.).

10. Dmitrienko VS. Motivation in the works of domestic and foreign authors. In: Sovremennaja nauka: aktual'nye voprosy, dostizhenija i innovacii. Ch. 4 = Modern science: topical issues, achievements and innovations. Part 4. Moscow: 2019. Pp. 169-171. (In Russ.).

11. Tokarev VS. Features of the formation of responsibility among cadets of a military university of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal = Siberian Pedagogical Journal. 2008;(11): 268-285. (In Russ.).

12. Mymrin AV. Psychology of service: traditions and modernity. Vestnik Rossijskogo novogo universiteta. Serija: Chelovek v sovremennom mire = Bulletin of the Russian New University. Series: Man in the modern world. 2017;(2):21-27. (In Russ.).

13. Mitin DI. Motivation of military personnel as a condition for the realization of the pedagogical potential of physical training. Mir pedagogiki i psihologii = World of Pedagogy and Psychology. 2017;(5(10):39-48. (In Russ.).

14. Smirnov AE, Piskunov AR. Military professional motivation. Molodoj uchenyj= Young scientist. 2016;(30(134):366-372. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Lyakhova EG, Moroz NYu, Tsatskina EP. Intensification of learning motivation in teaching a foreign language to non-linguistic students. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki = Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences. 2018;(6(814):89-102. (In Russ.).

16. Dorfman LYa, Dubrovsky AV, Tsariev EA, Lyadov VN. Polysystem analysis of the discipline of cadets of military universities. Obrazovanie i nauka = the Education and Science Journal. 2018;(20(9): 75-90. (In Russ.).

17. Shevchenko NN, Kolesov VI, Smolonskaya AN. Acmeological approach to the professional training of the future teacher. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Cherepovets State University. 2020;(6(99):206-216. (In Russ.).

18. Shikarov TV. Acmeological approach to the development of the activities of future teachers. European research. 2021;(1(38):75-77. (In Russ.).

19. Kiykova NYu. Interprofile integration as an opportunity to update the motives for the professional development of teachers in the system of advanced training. Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov = Scientific support for the system of advanced training. 2017;(4(33):27-34. (In Russ.).

20. Tarasova IV. Integration of personal and professional self-expression of university teachers as one of the components of the personal and professional development of specialists in the field

of education. Akademija professional'nogo obrazovanija = Academy of Professional Education. 2018;(9):51-60. (In Russ.).

21. Gorbushina AV. System genetic analysis of the motivation of the professional activity of teachers depending on the length of service. Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2018;(4): 205-214. (In Russ.).

22. Tsvetkov VL, Balashova VA. Professional motivation of cadets. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah = Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2020;(4(83):395-401. (In Russ.).

23. Altukhova MA. Structural-dynamic model of student's cognitive activity in the context of the formation of information competencies. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija = Problems of modern pedagogical education. 2018;(60-3):14-18. (In Russ.).

Информация об авторе

В. Н. Лымарев — доцент кафедры огневой подготовки, кандидат педагогических наук.

Information about the author

V. N. Lymarev — Associate Professor of the Department of Fire Training, Candidate of Pedagogical Sciences.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / the article was submitted: 07.07.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 07.08.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.