Научная статья на тему 'АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ'

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КУРСАНТЫ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лымарев В. Н.

Статья посвящена теоретическому обоснованию возможностей применения акмеологического подхода в формировании военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии. В работе выявлены принципы реализации образовательного процесса в военном вузе. Опираясь на ряд научных исследований и учитывая возможности процесса обучения в вузе, автор предприняла попытку разработать содержание системы формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии. Положения методологического подхода дают возможность применения акмеологических образовательных технологий (социально-психологические тренинги, хакатоны, ресурсосберегающие методы), которые открывают новые возможности в формировании у курсантов военно-профессиональной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лымарев В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS FOR THE FORMATION OF MILITARY AND PROFESSIONAL MOTIVATION OF CADETS IN UNIVERSITIES OF THE RUSSIAN NATIONAL GUARD

The article attempts to theoretically substantiate the use of acmeological approach in the development of motivation for the military profession in cadets of universities of the Russian National Guard. It reveals the principles of education in a military university. Based on prior research and taking into account the specifcs of military university training, the study attempts to develop the contents for the formation of motivation for the military profession in cadets. The methodology incorporates acmeological educational technologies (socio-psychological trainings, hackathons, resource-saving methods), which open up new opportunities for the development of motivation for the military profession in cadets.

Текст научной работы на тему «АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ»

https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2023-208-147-154 EDN LDLMWX

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

СТАНОВЛЕНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ

В. Н. Лымарев

Аннотация. Статья посвящена теоретическому обоснованию возможностей применения ак-меологического подхода в формировании военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии. В работе выявлены принципы реализации образовательного процесса в военном вузе. Опираясь на ряд научных исследований и учитывая возможности процесса обучения в вузе, автор предприняла попытку разработать содержание системы формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии. Положения методологического подхода дают возможность применения акмеологических образовательных технологий (социально-психологические тренинги, хакатоны, ресурсосберегающие методы), которые открывают новые возможности в формировании у курсантов военно-профессиональной мотивации.

Ключевые слова: военно-профессиональная мотивация, акмеологический подход, курсанты вузов Росгвардии, военно-профессиональная деятельность

ACMEOLOGICAL APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS FOR THE FORMATION OF MILITARY AND PROFESSIONAL MOTIVATION OF CADETS IN UNIVERSITIES OF THE RUSSIAN NATIONAL GUARD

V N. Lymarev

Abstract. The article attempts to theoretically substantiate the use of acmeological approach in the development of motivation for the military profession in cadets of universities of the Russian National Guard. It reveals the principles of education in a military university. Based on prior research and taking into account the specifics of military university training, the study attempts to develop the contents for the formation of motivation for the military profession in cadets. The methodology incorporates acmeological educational technologies (socio-psychological trainings, hackathons, resource-saving methods), which open up new opportunities for the development of motivation for the military profession in cadets.

Keywords: motivation for the military profession, acmeological approach, cadets of universities of the Russian National Guard, professional military activity

В настоящее время современный образ военнослужащего войск Росгвардии определен кардинально новым подходом к профессиональной подготовке будущего офицера, ориентированного на формирование моти-вационной составляющей личности, способной к качественному исполнению своего предназначения по защите конституционно-

го строя, жизни и здоровья человека и гражданина России, направленного на формирование высокого уровня профессионализма, являющегося основой национальной безопасности общества в целом [13].

Корректный и целенаправленный выбор методологических подходов к проблеме исследования позволяет конкретизировать

основные ее аспекты, раскрыть сущностные характеристики, выявить взаимосвязи и взаимообусловленности исследуемой проблемы с реалиями развития образовательного процесса вузов Росгвардии. Именно методология исследования способствует трансформации открытий педагогического исследования в военную практику и оказывает значительное влияние на развитие технологий военного образования [11].

Цель данной статьи — проанализировать методологическую основу процесса формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вуза Росгвардии.

Методология выступает «инструментом, который определяет стратегию научного поиска, наиболее эффективным способом познавательной активности, состоящей из системы принципов, методов и правил создания новых научных теорий и определяющий выбор путей и способов их практического

применения в различных сферах военного образования» [11, с. 164].

Опираясь на собственный педагогический опыт в вузе Росгвардии и анализ научных источников по проблеме исследования [2; 6; 7; 8; 21; 23 и др.], мы определили функции методологического подходов для данного исследования (рис. 1).

Рассмотрим возможности акмеологическо-го подхода к решению проблемы формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии. Данное направление ориентирует учебно-воспитательный процесс вуза Росгвардии на прогрессивное профессиональное саморазвитие, нахождение личностного смысла в военной карьере, на достижение обучающимися новых профессиональных высот в ней [16].

Данный подход выступает одновременно и общеметодологической основой к построению исследования, и его общеметодологи-

Функции методологических подходов

7

философско-нормативная

позволяет определить

мировоззренческие и научные принципы,

сформировать концепцию и теорию исследования

когнитивно-прогностическая

связана с целенаправленным изучением объекта исследования и нахождением путей его совершенствования

конструктивно-праксиологическая

позволяет выявить способы и приемы практической деятельности, направленные на преобразование исследуемого объекта

\

процессуально-деятельностная

обеспечивает

выработку и применение целесообразных, способов и форм осуществления целенаправленной

деятельности по формированию искомого качества

Рис. 1. Функции методологического подхода в рамках данного исследования Fig. 1. The functions of the study's methodological approach

Рис. 2. Возможности применения аспектов акмеологического подхода в образовательном процессе вуза Росгвардии

Fig. 2. The application of the acmeological approach in training cadets in the universities

of the Russian National Guard

ческим принципом [9; 18]. Это «обобщающий научный метод, который позволяет решить задачи профессионального развития личности и деятельности, и по своему содержанию являющийся развитием профес-сиографического подхода» [18, с. 190].

На основе анализа научной литературы по данной проблематике [1; 3; 4; 16; 20] было выявлено значение акмеологического подхода для образовательного процесса вуза Росгвардии (рис. 2).

Положения подхода позволяют выявить роль курсанта в социуме как индивида, личности, носителя личностных и профессиональных ценностей и смыслов. Исходные позиции содержат продуктивные идеи для выявления и обоснования критериев сфор-мированностиЫ военно-профессиональной мотивации курсантов [18].

Исходя из элементов акмеологической составляющей, образовательный процесс вуза Росгвардии может выстраиваться на основе следующих принципов:

принцип целостности, позволяющий рассматривать курсанта и образовательный процесс вуза Росгвардии как единые явления, оказывающие друг на друга влияние на постоянной основе; принцип системности, определяющий образовательный процесс вуза Росгвар-дии как сложноорганизованную и динамическую систему. Включение в систему новых инновационных форм обучения и воспитания дает сформированную военно-профессиональную мотивацию курсантов как принципиально новое качество;

принцип субъектности, способствующий направлению педагогического воздействия на курсантов Росгвардии посредством актуализации их внутренних сил, формирования персональности как значимого качества личности офицера-профессионала;

принцип активности, оказывающий педагогическое воздействие на формирова-

ние инициативности и самостоятельности курсантов, осознание ими значимости военно-профессиональной деятельности для общества и государства; — принцип гуманизма, ориентирующий на самоценность личности курсанта, формирование стремления к самоактуализации в военной среде [16; 17].

Опираясь на данные принципы и положения рассматриваемого подхода, можно сделать вывод, что современный офицер Росгвардии должен быть профессионалом своего дела, всесторонне развитой личностью, которая способна к постоянному саморазвитию, самоактуализации в военной среде, ориентации на защиту Отечества и его национальных интересов.

Реализация положений подхода в образовательном процессе Росгвардии способствует разрешению противоречий, которые выражаются в необходимости осуществления персонализированной и точечной подготовки курсантов в соответствии с требованиями современного общества и условиями конвергенции и цифровизации образования и традиционными подходами к получению военного обучения в вузе Рос-гвардии, направленными преимущественно только на формирование военной компетентности [9].

Опираясь на ряд научных исследований [5; 10; 12; 14; 22] и учитывая возможности образовательного процесса вуза Росгвар-дии, было разработано содержание процесса формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии с учетом акмеологической направленности (рис. 3).

Представленный в работе подход в качестве методологической основы формирования военно-профессиональной мотивации курсантов Росгвардии сочетает поиск путей их максимально полного самовыражения в военной профессии и оптимальных спосо-

бов организации военно-профессиональной деятельности для достижения профессиональных успехов в будущем. С точки зрения акмеологии личность офицера Росгвардии рассматривается с позиции постоянного прогресса в построении карьеры, поступательного движения к собственному «акме», через присвоение очередного воинского звания, стремление к реализации через управленческую деятельность, достижение высокого воинского статуса [10].

Самореализация — это ключевой элемент военно-профессионального развития курсантов, а ее достижение в военно-профессиональной деятельности выступает ведущим мотивом развития их личности. Внедрение методологического подхода в образовательный процесс вуза Росгвардии способствует пониманию и осознанию необходимости постоянного повышения профессиональной квалификации и личностного саморазвития

[15; 19].

Таким образом, нам представляется возможным отметить ключевые положения рассматриваемого подхода в формировании военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии:

— ориентация учебно-воспитательного процесса вуза Росгвардии на обеспечение направленности курсантов в векторе прогрессивного профессионального саморазвития, нахождения личностного смысла в военной карьере;

— возможность применения образовательных технологий акмеологической направленности, открывающих новые возможности в формировании у курсантов военно-профессиональной мотивации;

— положения подхода позволяют выстраивать образовательный процесс вуза Рос-гвардии на основе принципов: целостности, системности, субъектности, активности и гуманизма.

Возможности акмеологического подхода в формировании военно-профессиональной мотивации курсантов Росгвардии

Создание условий для профессионального и личностного развития курсантов вузов Росгвардии, формирование качеств личности курсантов (устойчивые и гибкие), которые необходимы для реализации служебных обязанностей

Обеспечение усиления военно-профессиональной мотивации

курсантов, выявления и плодотворное использование личностных ресурсов, стимулирования их творческого потенциала для достижения успехов в учебно-воспитательной и будущей военно-профессиональной деятельности

Интеграция военно-профессиональной, специальной и морально-психологической подготовки курсантов вузов Росгвардии

Реализация образова-

тельном процессе вуза Росгвардии акмеологи-ческих технологий,

формирование у курсантов стремления к достижению акмеологических идеалов

Акмеологическое содержание образовательного процесса вуза Росгвардии

Предъявление профессорско-преподавательским составом учебного материала на высоком уровне эмоциональности,

в необычной форме, создание для курсантов ситуации успеха

Применение акмеологических технологий в образовательном процессе военного вуза (социально-психологически тренинги, когнитоны, ресурсосберегающие методы и т. д.)

Проектирования и развития карьеры будущих военных офицеров, формирование у курсантов смыслообразующих мотивов военно-профессиональной деятельности

Компоненты военно-профессиональной мотивации курсантов вуза Росгвардии

Потребностно-целевой компонент

1) Формирование потребностей курсантов в овладении военной профессией посредством выявления ее идеального ориентира, как вершины развития личных и профессиональных качеств курсантов

2) Формирование осознанного желания курсантов приобретать военно-профессиональные знания и умения для достижения акмеологического идеала

Ценностно-смысловой компонент

1) Создание системы профессиональных ценностных ориентаций курсантов, которые задают личностные смыслы их военно-профессиональной деятельности

2) Осознание смысла военно-профессиональной деятельности через интериоризацию военно-профессиональных ценностей и стремление к достижению профессиональных идеалов

Рефлексивно-контролирующий компонент

1) Создание условий для осознания мотивов военно-профессиональной деятельности посредством формирования у курсантов смыслообразующих мотивов данной деятельности

2) Переосмысление курсантами своей активности с помощью проектирования и развития их карьеры

3) Формирование способностей курсантов к саморегулированию, самооценке

и самоанализу с помощью акмеологических технологий

Рис. 3. Содержание процесса формирования военно-профессиональной мотивации

курсантов вузов Росгвардии

Fig. 3. Contents of the development of motivation for the military profession in cadets in the universities of the Russian National Guard

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляков Б. Л., Коннов А. Д., Наумов А. И. К проблеме модульной технологии обучения в образовательном процессе военного вуза (сравнительный акмеологический анализ подходов в РВСН и ВДВ РФ) // Гуманитарный вестник Военной академии ракетных войск стратегического назначения. 2016. № 1(1). С. 60-67.

2. Бордовская Н. В. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды // Человек и образование. 2013. № 2 (35). С. 4-11.

3. Волков В. В., Костюк А. А., Марютин В. А. Акмеологический подход в воспитании военнослужащих // Современный ученый. 2019. № 1. С. 57-62.

4. Димухаметов Р. С, Обрезков А. В. Воспитательная система в курсантских подразделениях военного вуза // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 5 (158). С. 131-141.

5. Ефремова-Шершукова Н. А., Шмакова Н. С., Исмаилов Г. М., Минеев-Ли В. Е., Пивоварова А. В. Акмеологические принципы педагогической деятельности // Современные наукоемкие технологии.

2019. № 11-1. С. 156-160.

6. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2012. 208 с.

7. Ильясов Д. Ф., Сериков Г. Н. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике. М.: Вла-дос, 2003. 336 с.

8. Ипполитова Н. В. Взаимосвязь понятий «методология» и «методологический подход» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. Т. 3. № 13 (146). 2009. С. 9-15.

9. Искаков Е. М. К вопросу о подготовке студентов магистратуры военного вуза к развитию профессиональной карьеры // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 2 (230). С. 83-86. https://doi.org/10.25198/1814-6457-230-83

10. Искаков Е. М. Карьерный подход к профессиональному развитию офицера // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. № 4 (222). С. 90-98. https://doi.org/10.25198/1814-6457-222-90 "

11. Лидак Л. В., Тимошенко Т. А. Методология антропологического подхода в исследовании волонтерского движения // Университетская наука. 2021. № 2 (12). С. 163-166.

12. Логинов Д. В. Акмеологический подход к подготовке выполнения нормативов комплекса ГТО преподавателями вуза зрелого возраста // Вестник педагогических наук. 2021. № 5. С. 188-192.

13. Лымарев В. Н., Уварина Н. В. Применение аксиологического подхода к проблеме формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 2 (34). С. 69-77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Маркевич И. В., Селезнев С. М. Реализация акмеологического подхода в деятельности студенческого центра инновационных педагогических технологий // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 6. № 3. С. 26-34.

15. Мартиросова Т. А., Поборончук Т. Н., Трифоненкова Т. А., Яцковская Л. Н. Акмеологический подход в формировании профессионально- прикладной физической культуры бакалавров в вузе // Казанский педагогический журнал. 2019. № 5 (136). С. 142-151.

16. Мосина О. А., Хазова С. А, Редун Р. Г. Концептуальные проблемы обеспечения личностно развивающего эффекта военно-профессионального образования // Современные проблемы науки и образования.

2020. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.17513/spno.30441 (дата обращения 23.03.2023).

17. Мусинова Н. Е., Кряжевских Н. А., Мотайло Д. С. Акмеологический подход в практике обучения курсантов военных вузов по дисциплине «социология» // Акмеологическое развитие педагога предметной области «Искусство» в социокультурном пространстве. Материалы межрегиональной научно-практической конференции / сост. и ред. З. В. Румянцева. Кострома: Костромской государственный университет, 2017. С. 49-54.

18. Петровская М. В. Основные подходы к анализу психологической культуры преподавателя военного вуза // Фундаментальные исследования. 2013. № 8-1. С. 187-190.

19. Пономарёва Е. Ю. Акмеологический подход к подготовке будущего специалиста в условиях высшей школы // Педагогический вестник. 2020. № 17. С. 52-53.

20. Софьина В. Н., Грибанова Д. Я., Валова О. С. Акмеологический подход к исследованию мотивации персонала в профессиональной деятельности // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2019. Т. 1. С. 603-605.

21. Цуникова Т. Г., Щенникова Ю. В. Ретроспектива образовательных подходов и обоснование антропологического подхода как ведущего при подготовке выпускников технического колледжа // Вестник РМАТ. 2017. № 2. С. 72-78.

22. Щурова Ю. К. Использование акмеологического подхода при организации дифференцированного обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2019. Т. 7. № 13. С. 76-80.

23. Яковлев Е. В., Яковлева О. Н. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: Владос, 2006. 239 с.

REFERENCES

1. Belyakov B. L., Konnov A. D., Naumov A. I. K probleme modul'noj tekhnologii obucheniya v obrazo-vatel'nom protsesse voennogo vuza (sravnitel'nyj akmeologicheskij analiz podkhodov v RVSN i VDV RF) // Gumanitarnyj vestnik Voennoj akademii raketnykh vojsk strategicheskogo naznacheniya. 2016. № 1 (1). S. 60-67.

2. Bordovskaya N. V. Vyzovy vremeni i novye modeli razvivayushchej obrazovatel'noj sredy // Chelovek i obrazovanie. 2013. № 2 (35). S. 4-11.

3. Volkov V. V., Kostyuk A. A., Maryutin V A. Akmeologicheskij podkhod v vospitanii voennosluzhash-chikh // Sovremennyj uchenyj. 2019. № 1. S. 57-62.

4. Dimukhametov R. S., Obrezkov A. V. Vospitatel'naya sistema v kursantskikh podrazdeleniyakh voennogo vuza // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2020. № 5 (158). S. 131-141.

5. Efremova-Shershukova N. A., Shmakova N. S., Ismailov G. M., Mineev-Li V. E., Pivovarova A. V. Akmeo-logicheskie printsipy pedagogicheskoj deyatel'nosti // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2019. № 11-1. S. 156-160.

6. Zagvyazinskij V. I. Metodologiya i metody psikhologo-pedagogicheskogo issledovaniya. M.: Akademiya, 2012. 208 s.

7. Il'yasov D. F., Serikov G. N. Printsip reguliruemogo evolyutsionirovaniya v pedagogike. M.: Vlados, 2003. 336 s.

8. Ippolitova N. V. Vzaimosvyaz' ponyatij "metodologiya" i "metodologicheskij podkhod" // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. T. 3. № 13 (146). 2009. S. 9-15.

9. Iskakov E. M. K voprosu o podgotovke studentov magistratury voennogo vuza k razvitiyu professional'noj kar'ery // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021. № 2 (230). S. 83-86. https://doi.org/ 10.25198/1814-6457-230-83

10. Iskakov E. M. Kar'ernyj podkhod k professional'nomu razvitiyu ofitsera // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 4 (222). S. 90-98. https://doi.org/10.25198/1814-6457-222-90

11. Lidak L. V., Timoshenko T. A. Metodologiya antropologicheskogo podkhoda v issledovanii volontersko-go dvizheniya // Universitetskaya nauka. 2021. № 2 (12). S. 163-166.

12. Loginov D. V. Akmeologicheskij podkhod k podgotovke vypolneniya normativov kompleksa GTO prepodavatelyami vuza zrelogo vozrasta // Vestnik pedagogicheskikh nauk. 2021. № 5. S. 188-192.

13. Lymarev V N., Uvarina N. V. Primenenie aksiologicheskogo podkhoda k probleme formirovaniya professional'noj motivatsii voennosluzhashchikh Rosgvardii // Innovatsionnoe razvitie professional'nogo ob-razovaniya. 2022. № 2 (34). S. 69-77.

14. Markevich I. V., Seleznev S. M. Realizatsiya akmeologicheskogo podkhoda v deyatel'nosti studenche-skogo tsentra innovatsionnykh pedagogicheskikh tekhnologij // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya. 2013. T. 6. № 3. S. 26-34.

15. Martirosova T. A., Poboronchuk T. N., Trifonenkova T. A., Yackovskaya L. N. Akmeologicheskij podkhod v formirovanii professional'no- prikladnoj fizicheskoj kul'tury bakalavrov v vuze // Kazanskij peda-gogicheskij zhurnal. 2019. № 5 (136). S. 142-151.

16. Mosina O. A., Khazova S. A, Redun R. G. Kontseptual'nye problemy obespecheniya lichnostno razvivayushchego effekta voenno-professional'nogo obrazovaniya // Sovremennye problemy nauki i obra-zovaniya. 2020. № 6. [Elektronnyj resurs]. URL: https://doi.org/10.17513/spno.30441 (data obrashcheniya 23.03.2023).

17. Musinova N. E., Kryazhevskikh N. A., Motajlo D. S. Akmeologicheskij podkhod v praktike obuche-niya kursantov voennykh vuzov po distsipline "sotsiologiya" // Akmeologicheskoe razvitie pedagoga pred-

metnoj oblasti "Iskusstvo" v sotsiokul'turnom prostranstve. Materialy mezhregional'noj nauchno-praktiches-koj konferentsii / sost. i red. Z. V. Rumyantseva. Kostroma: Kostromskoj gosudarstvennyj universitet, 2017. S. 49-54.

18. PetrovskayaM. V. Osnovnye podkhody k analizu psikhologicheskoj kul'tury prepodavatelya voennogo vuza // Fundamental'nye issledovaniya. 2013. № 8-1. S. 187-190.

19. Ponomaryova E. Yu. Akmeologicheskij podkhod k podgotovke budushchego spetsialista v usloviyakh vysshej shkoly // Pedagogicheskij vestnik. 2020. № 17. S. 52-53.

20. Sof'ina V N., Gribanova D. Ya., Valova O. S. Akmeologicheskij podkhod k issledovaniyu motivatsii personala v professional'noj deyatel'nosti // Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo. 2019. T. 1. S. 603-605.

21. Tsunikova T. G., Shchennikova Yu. V. Retrospektiva obrazovatel'nykh podkhodov i obosnovanie antro-pologicheskogo podkhoda kak vedushchego pri podgotovke vypusknikov tekhnicheskogo kolledzha // Vestnik RMAT. 2017. № 2. S. 72-78.

22. Shchurova Yu. K. Ispol'zovanie akmeologicheskogo podkhoda pri organizatsii differentsirovannogo obucheniya // Aktual'nye problemy gumanitarnykh i sotsial'no-ekonomicheskikh nauk. 2019. T. 7. № 13. S. 76-80.

23. Yakovlev E. V., Yakovleva O. N. Pedagogicheskaya kontseptsiya: metodologicheskie aspekty postroe-niya. M.: Vlados, 2006. 239 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ЛЫМАРЕВ Виталий Николаевич — Vitaly N. Lymarev

Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь, Россия.

Perm military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation, Perm, Russia. E-mail: Vitaliy_1981_03@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры огневой подготовки.

Поступила в редакцию: 9 сентября 2022. Прошла рецензирование: 26 марта 2023. Принята к печати: 7 июня 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.