Научная статья на тему 'ПОТРЕБНОСТИ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В КОМПЕТЕНЦИЯХ, РАСШИРЯЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА'

ПОТРЕБНОСТИ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В КОМПЕТЕНЦИЯХ, РАСШИРЯЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ВУЗОВ / ВЫПУСКНИКИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ИНВАЛИДЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов В.Н., Романенкова Д.Ф.

В статье подняты вопросы изучения потребностей студентов и выпускников вузов из числа лиц с инвалидностью в дополнительных профессиональных компетенциях, необходимых для успешного трудоустройства в условиях цифровизации общества. Эмпирической базой выступили материалы опроса по представительной выборке 140 студентов выпускных курсов и выпускников с инвалидностью вузов Свердловской, Челябинской и Курганской областей. В результате выявлены профессиональные компетенции, расширяющие возможности трудоустройства лиц данной категории практические профессиональные навыки; профессиональные знания в предметной области; цифровые компетенции и навыки работы с информационными технологиями; умение работать в медиапространстве, в том числе социальных сетях; владение технологиями взаимодействия, самопрезентации и эффективной коммуникации; умение рассказать широкой аудитории о своих услугах, навыках, о себе как специалисте; умение продвигать себя, свои профессиональные компетенции и услуги. Авторами статьи обоснована необходимость получения перечисленных компетенций в рамках дополнительного профессионального образования. Установлено, на каких условиях выпускники и студенты с инвалидностью готовы получать необходимое им дополнительное профессиональное образование, как оценки названных компетенций отличаются в группах по сформированности компетенций, занятости, инвалидности, видам нарушений здоровья и полу. Результаты настоящего исследования свидетельствуют о весомости цифровых компетенций для лиц с инвалидностью в современных условиях, значимы для дальнейшего изучения этой проблемы, реализации программ дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов В.Н., Романенкова Д.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEEDS OF PERSONS WITH DISABILITIES FOR COMPETENCES THAT EXPAND EMPLOYMENT OPPORTUNITIES IN THE CONDITIONS OF SOCIETY DIGITALISATION

The article examines the needs of students and graduates of universities from among persons with disabilities in additional professional competencies necessary for successful employment in the context of the society digitalisation. The empirical base was the materials of a survey on a representative sample of 140 final year students and graduates with disabilities from the Sverdlovsk, Chelyabinsk and Kurgan regions. As a result, professional competencies were identified that expand their employment opportunities for people in this category: practical professional skills; professional knowledge in the subject area; digital competencies and information technology skills; the ability to work in the media space, including social networks; knowledge of interaction technologies, self-presentation and effective communication; the ability to tell a wide audience about their services, skills, about themselves as a specialist; the ability to promote themselves, their professional competencies and services. The authors of the article substantiate the need to obtain such competencies within the framework of additional professional education. It has been established under what conditions graduates and students with disabilities are ready to receive the additional professional education they need, how the assessments of these competencies differ in groups according to the formation of competencies, employment, disability, types of health disorders and gender. The results of this study indicate the importance of digital competencies for persons with disabilities in current conditions, they are significant for further study of this problem, the implementation of additional professional education programmes.

Текст научной работы на тему «ПОТРЕБНОСТИ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В КОМПЕТЕНЦИЯХ, РАСШИРЯЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА»

Потребности лиц с инвалидностью в компетенциях, расширяющих возможности трудоустройства в условиях цифровизации общества

УДК 316.34:376.1 DOI 10.26425/2658-347X-2022-5-3-76-87

Получено 29.07.2022

Козлов Вадим Николаевич

Канд. экон. наук, ст. науч. сотр., проф. каф. социальной работы и социологии, Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Россия ORCID: 0000-0003-0463-0686 E-mail: kozlovvn@list.ru

АННОТАЦИЯ

В статье подняты вопросы изучения потребностей студентов и выпускников вузов из числа лиц с инвалидностью в дополнительных профессиональных компетенциях, необходимых для успешного трудоустройства в условиях цифровизации общества. Эмпирической базой выступили материалы опроса по представительной выборке 140 студентов выпускных курсов и выпускников с инвалидностью вузов Свердловской, Челябинской и Курганской областей. В результате выявлены профессиональные компетенции, расширяющие возможности трудоустройства лиц данной категории практические профессиональные навыки; профессиональные знания в предметной области; цифровые компетенции и навыки работы с информационными технологиями; умение работать в медиапространстве, в том числе социальных сетях; владение технологиями взаимодействия, самопрезентации и эффективной коммуникации; умение рассказать широкой

Ключевые слова

Принято 31.08.2022

Романенкова Дарья Феликсовна

Канд. пед. наук, доц., начальник Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Россия ORCID: 0000-0002-0210-8141 Email: droman@csu.ru

аудитории о своих услугах, навыках, о себе как специалисте; умение продвигать себя, свои профессиональные компетенции и услуги. Авторами статьи обоснована необходимость получения перечисленных компетенций в рамках дополнительного профессионального образования. Установлено, на каких условиях выпускники и студенты с инвалидностью готовы получать необходимое им дополнительное профессиональное образование, как оценки названных компетенций отличаются в группах по сформированности компетенций, занятости, инвалидности, видам нарушений здоровья и полу. Результаты настоящего исследования свидетельствуют о весомости цифровых компетенций для лиц с инвалидностью в современных условиях, значимы для дальнейшего изучения этой проблемы, реализации программ дополнительного профессионального образования.

Доработано после рецензирования 27.08.2022

Студенты вузов, выпускники с инвалидностью, инвалиды, профессиональное образование, дополнительные профессиональные компетенции, цифровые компетенции, трудоустройство инвалидов, дополнительное профессиональное образование, профессиональные навыки

Для цитирования

Козлов В.Н., Романенкова Д.Ф. Потребности лиц с инвалидностью в компетенциях, расширяющих возможности трудоустройства в условиях цифровизации общества//Цифровая социология. 2022. Т. 5, № 3. С. 76-87.

© Козлов В.Н., Романенкова Д.Ф., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Needs of persons with disabilities for competences that expand employment opportunities in the conditions of society digitalisation

Received 29.07.2022 Revised 27.08.2022 Accepted 31.08.2022

Vadim N. Kozlov

Cand. Sci (Econ.), Senior Researcher, Prof. at the Department of Social Work and Sociology, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

ORCID: 0000-0003-0463-0686

E-mail: kozlovvn@list.ru

Daria F. Romanenkova

Cand. Sci (Ped.), Assoc. Prof., Head of the Resource Educational and Methodological Center for the Training of Persons with Disabilities, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

ORCID: 0000-0002-0210-8141

Email: droman@csu.ru

ABSTRACT

The article examines the needs of students and graduates of universities from among persons with disabilities in additional professional competencies necessary for successful employment in the context of the society digitalisation. The empirical base was the materials of a survey on a representative sample of 140 final year students and graduates with disabilities from the Sverdlovsk, Chelyabinsk and Kurgan regions. As a result, professional competencies were identified that expand their employment opportunities for people in this category: practical professional skills; professional knowledge in the subject area; digital competencies and information technology skills; the ability to work in the media space, including social networks; knowledge of interaction technologies, self-presentation and effective communication; the ability to tell a wide audience

about their services, skills, about themselves as a specialist; the ability to promote themselves, their professional competencies and services. The authors of the article substantiate the need to obtain such competencies within the framework of additional professional education. It has been established under what conditions graduates and students with disabilities are ready to receive the additional professional education they need, how the assessments of these competencies differ in groups according to the formation of competencies, employment, disability, types of health disorders and gender. The results of this study indicate the importance of digital competencies for persons with disabilities in current conditions, they are significant for further study of this problem, the implementation of additional professional education programmes.

Keywords

University students, graduates with disabilities, people with disabilities, professional education, additional professional competencies, digital competencies, employment of people with disabilities, additional professional education, skills

For citation

Kozlov V.N., Romanenkova D.F. (2022) Needs of persons with disabilities for competences that expand employment opportunities in the conditions of society digitalisation. Digital sociology. Vol. 5, no 3, pp. 76-87. DOI: 10.26425/2658-347X-2021-5-3-76-87

© Kozlov V.N., Romanenkova D.F., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ / INTRODUCTION

В настоящее время определяющим фактором квалификации становятся компетенции. Им стало придаваться особое значение в профессиональном образовании и при устройстве на работу в условиях цифровизации общества. Это касается всех профессий и специальностей, представителей многих социально-демографических групп, в том числе инвалидов.

Правомерно отметить, что при трудоустройстве инвалидов рекрутеры обращают внимание не только на компетенции кандидатов, но и на возможности профессиональной реализации в зависимости от группы инвалидности и ограничений по здоровью. Согласно проведенным исследованиям, половина выпускников с инвалидностью имеют определенные ограничения относительно трудовой деятельности, связанные с особенностями здоровья [Аржаных и др., 2014; Щетинина, 2018], что в определенной степени снижает их конкурентоспособность. В связи с этим значимым стало выявление необходимости получения ими в процессе обучения в вузе и в процессе работы дополнительных профессиональных компетенций, в том числе цифровых.

В рамках работы по повышению доступности и качества инклюзивного высшего образования ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Челябинского государственного университета и кафедрой социальной работы и социологии университета проведено исследование, целью которого стало выявление потребностей в дополнительных профессиональных компетенциях студентов и выпускников с инвалидностью, необходимых для успешного трудоустройства с последующей разработкой соответствующих программ дополнительного профессионального образования.

Обозначим задачи исследования.

1. Выявление дополнительных профессиональных компетенций студентов и выпускников с инвалидностью, расширяющих возможности трудоустройства, в том числе их оценка наиболее важных с точки зрения работодателей навыков, качеств и компетенций для эффективного трудоустройства и успешной работы в дальнейшем, компетенций, которые они хотели бы получить в рамках дополнительного профессионального образования, а также условий, на каких они готовы получать такое образование.

2. Проведение опроса студентов и выпускников с инвалидностью вузов Свердловской, Челябинской и Курганской областей; характеристика

состава опрошенных по вузам, которые они закончили или где обучаются, уровню полученного (получаемого) образования и направлению подготовки, занятости, группам инвалидности, видам нарушений здоровья, полу, возрасту, основным связям между вопросами в соответствии с целью исследования; оценка репрезентативности выборки.

Объектом исследования стала профессиональная подготовка студентов выпускных курсов и выпускников вузов региона из числа лиц с инвалидностью.

Предмет исследования - потребности в дополнительных профессиональных компетенциях студентов и выпускников с инвалидностью, необходимых для успешного трудоустройства в условиях цифровизации общества.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ / MATERIALS AND METHODS

Эмпирической базой исследования послужили материалы опроса 140 студентов выпускных курсов и выпускников с инвалидностью вузов Свердловской, Челябинской и Курганской областей, проведенного в ноябре 2021 г. В результате опрошен почти каждый пятый выпускник с инвалидностью 2021 г. семнадцати вузов, более чем каждый третий студент с инвалидностью выпускных курсов двадцати вузов указанных областей. Выборка представительная.

Из числа опрошенных 49 % учатся в вузе, 27 % работают после окончания вуза, 24 % учатся в вузе и работают.

Большинство опрошенных (71 %) имеют третью группу инвалидности, 20 % - вторую, 9 % - первую. Нарушения опорно-двигательного аппарата у 34 % опрошенных, нарушения зрения - 13 %, нарушения слуха - 11 %, нарушения опорно-двигательного аппарата («передвигаюсь на кресло-коляске») и нервно-психическими нарушения -по 3,6 %, другие нарушения у 36 % опрошенных. Среди опрошенных студентов и выпускников с инвалидностью вузов 61 % женщины, 39 % мужчины, 71,4 % в возрасте 20-24 лет, 24,3 % - 2535 лет, 4,3 % - больше 35 лет.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы структурно-функционального, междисциплинарного подходов, положения социологии, педагогики, экономики. Студенты и выпускники с инвалидностью рассматриваются как группы, структурированные по уровням полученного (получаемого) образования, направлениям подготовки, сформи-рованности в процессе обучения теоретических знаний, практических навыков, личных качеств,

компетенций, по потребностям в дополнительных профессиональных компетенциях, по группам инвалидности, видам нарушений здоровья, полу и другим основаниям. Каждая из таких групп имеет свои запросы в отношении профессиональных, в том чиле цифровых, компетенций, и возможности их приобретения.

В настоящей работе под компетенциями понимается личная способность человека успешно решать определенный класс комплексных профессиональных задач в конкретном контексте, включая совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения конкретной работы [Усачева, 2007].

В условиях цифровизации и цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности людей востребованными становятся гибкие, мягкие компетенции, которые позволяют человеку преуспевать независимо от специфики его трудовой деятельности. Поэтому одной из задач системы образования в соответствии с вызовами настоящего и будущего должна стать задача формирования транспрофессиональных компетенций обучающихся, в том числе и реализация их индивидуальных маршрутов профессионального и карьерного развития в процессе профессиональной деятельности [Зеер и др., 2020].

Среди дополнительных профессиональных компетенций, необходимых современному специалисту, выделяются цифровые компетенции, которые предполагают определенный пользовательский уровень современного человека, живущего в условиях цифровой трансформации экономики. Овладение цифровыми компетенциями предполагает формирование способности к созданию цифрового контента, его изменению и использованию [Ларионов и др., 2019]. Цифровые компетенции - обобщенный термин, служащий для обозначения способностей человека использовать информационно-коммуникационные технологии для решения конкретных задач [Гилева, 2019].

Само понятие «профессия» в информационном обществе меняет свое содержание, становясь при этом менее устойчивым, постоянным, неизменным [Гришаева, Куликова, 2018]. Получение высшего образования успешно способствует решению вопросов трудоустройства лиц с инвалидностью. Однако в современных условиях выпускникам вузов необходимо поддерживать свой уровень квалификации, в том числе и через дополнительное профессиональное образование [Герасимов, Литвиненко, 2017].

Для большей конкурентоспособности на рынке труда для этой категории населения значимо

получение дополнительных профессиональных компетенций. Мы разделяем мнение В. В. Рубцова с соавторами [2019] о необходимости создания системы сертификации профессиональных навыков и компетенций лиц с инвалидностью, получивших любой уровень образования, ориентированной на рынок труда, включая поддержку их мобильности на рынке труда и обучения новым профессиональным компетенциям.

Результаты исследований Л. А. Кудринской и Ю. В. Клепинина [2019] показали влияние социальных сетей на мотивацию трудовой занятости как работающих, так и неработающих людей с инвалидностью в современном информационном обществе.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / RESULTS

По мнению 73 % опрошенных, для работодателей наиболее важны у выпускников с инвалидностью практические профессиональные навыки. Наиболее часто отмечают это качество: учащихся в вузе; имеющие первую или вторую группы инвалидности, нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, нервно-психические нарушения; мужчины.

На втором месте находятся профессиональные знания в предметной области (указали 66 % опрошенных). Наиболее часто это качество отмечают: учащимеся и работающие; инвалиды первой и третьей групп, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и передвигающиеся на кресло-колясках; мужчины.

Третье-четвертое места занимают коммуникативные навыки, в том числе работа в команде, адаптивность, способность к принятию решений в нестандартных ситуациях (по 60 %). Наиболее часто эти навыки указывают: учащиеся и работающие; инвалиды третьей группы с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата (на кресло-коляске); женщины.

На пятом-шестом местах находятся мотивация к саморазвитию и самообучению (51 %). Наиболее часто ее отмечают те, кто работают после окончания вуза, инвалиды третьей группы с нарушениями зрения, нервно-психическими нарушениями. Пятое-шестое места также занимают организованность и нацеленность на результат (51 %). Чаще всего эти качества указывают учащиеся в вузах, инвалиды первой и второй групп, с нарушениями слуха, передвигающиеся на кресло-коляске.

По мнению некоторых опрошенных для работодателей могут быть значимы и такие качества выпускников с инвалидностью, как системное и критическое мышление (42 %), цифровые

компетенции и навыки работы с информационными технологиями (36 %), умение работать в медиапространстве, в том числе социальных сетях (30 %), разработка и реализация проектов (24 %), владение иностранными языками (23 %).

Студенты и выпускники с инвалидностью назвали и компетенции, необходимые для своего успешного трудоустройства и эффективной работы в дальнейшем (табл. 1, 2). Большинство указали владение технологиями взаимодействия, самопрезентации и эффективной коммуникации с людьми (57 %). Еще большее число респондентов подчеркнули указанные компетенции инвалиды первой группы, люди с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата и передвигающиеся на кресло-коляске, женщины.

Почти половина респондентов отметила умение рассказать широкой аудитории о своих услугах, навыках, себе как специалисте, в том числе с помощью социальных сетей. Эти качества подчеркивает относительное большинство учащихся в вузах и работающих, только учащихся в вузе, инвалиды первой группы, женщины.

Из опрошенных 42 % считают необходимым уметь с помощью медиапространства сети «Интернет» продвигать себя, свои профессиональные компетенции и услуги. Это мнение поддерживает относительное большинство учащихся в вузах, инвалидов первой группы, людей с нарушениями зрения, передвигающихся на кресло-колясках. Цифровые компетенции и навыки работы с информационными технологиями, в том числе с социальными медиа выделяют 40 % респондентов. Среди последних преобладают учащиеся вузов, инвалидов второй группы, людей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата. На необходимость владения основами юриспруденции указало также 40 %. Относительное большинство из них - это учащиеся вузов, инвалиды первой группы, имеющие нарушениями опорно-двигательного аппарата. Отмечается и необходимость знания иностранного языка (31%), финансовой компетентности, знания основ налогового законодательства (30%), предпринимательских компетенций (26%), умения правильно оформить свой аккаунт в социальных сетях, создавать и продвигать полезный и интересный контент (16%).

Какие компетенции, на Ваш взгляд, могут быть Вам необходимы для успешного трудоустройства и эффективной работы в дальнейшем? Все опрошенные Вы работаете в настоящее время?

Да, учусь в вузе и работаю Да, работаю после окончания вуза Только учусь в вузе

Владение технологиями взаимодействия, самопрезентации и эффективной 57,1 58,8 52,6 58,8

коммуникации с людьми

Умение рассказать широкой аудитории о своих услугах, навыках, о себе как 47,9 52,9 36,8 51,5

специалисте, в т. ч. с помощью социальных сетей

Умение с помощью медиапространства Интернета продвигать себя, свои про- 42,1 41,2 36,8 45,6

фессиональные компетенции и услуги

Цифровые компетенции и навыки работы с информационными технология- 40,0 35,3 36,8 44,1

ми, в т. ч. с социальными медиа

Владение основами юриспруденции 40,0 41,2 34,2 42,6

Знание иностранного языка 31,4 20,6 31,6 36,8

Таблица 1. Мнение студентов и выпускников с инвалидностью о компетенциях, необходимых для их успешного трудоустройства и эффективной работы в дальнейшем, в % к общему числу опрошенных студентов и выпускников с инвалидностью и в группах по занятости

Table I. Opinion of students and graduates with disabilities about the competencies necessary for their successful employment and effective work in the future, in % of the total number of students and graduates with disabilities

surveyed and in employment groups

Окончание табл. 1

Какие компетенции, на Ваш взгляд, могут быть Вам необходимы для успешного трудоустройства и эффективной работы в дальнейшем? Все опрошенные Вы работаете в настоящее время?

Да, учусь в вузе и работаю Да, работаю после окончания вуза Только учусь в вузе

Финансовая компетентность, знание основ налогового законодательства 30,0 26,5 28,9 32,4

Предпринимательские компетенции 25,7 23,5 28,9 25,0

Умение правильно оформить свой аккаунт в социальных сетях, создавать и 16,4 8,8 23,7 16,2

продвигать полезный и интересный контент

Затрудняюсь ответить 5,7 0,0 13,2 4,4

Никакие 2,9 0,0 0,0 5,9

Другое 1,4 0,0 2,6 1,5

Составлено авторами по материалам исследования / Compiled by the authors on the materials of the study

Таблица 2. Мнение студентов и выпускников с инвалидностью о компетенциях, необходимых для их успешного трудоустройства и эффективной работы в дальнейшем, в % к общему числу опрошенных студентов и выпускников с инвалидностью и в группах по инвалидности, видам нарушений здоровья, полу

Table 2. Opinion of students and graduates with disabilities about the competencies necessary for their successful employment and effective work in the future, in % of the total number of students and graduates with disabilities surveyed and in groups

by disability, types of health disorders, gender

Какие компетенции, на Ваш взгляд, могут быть Вам необходимы для успешного трудоустройства и эффективной работы в дальнейшем? Все опрошенные Ваша группа инвалидности? Какие виды нарушений здоровья у Вас? Ваш пол?

Первая группа Вторая группа Третья группа Нарушения зрения Нарушения слуха Нарушения опорно-двигательного аппарата Нарушения опорно-двигательного аппарата (передвигаюсь на кресло-коляске) Нервно-психические нарушения Другие нарушения Мужской Женский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Владение технологиями взаимодей-

ствия, самопрезентации и эффективной 57,1 61,5 53,6 57,6 50,0 60,0 59,6 80,0 40,0 56,0 50,9 61,2

коммуникации с людьми

Умение рассказать широкой аудитории

о своих услугах, навыках, о себе как 47,9 53,8 39,3 49,5 50,0 40,0 48,9 40,0 40,0 50,0 41,8 51,8

специалисте, в т. ч. с помощью социаль-

ных сетей

Окончание табл. 2

Какие компетенции, на Ваш взгляд, могут быть Вам необходимы для успешного трудоустройства и эффективной работы в дальнейшем? Все опрошенные Ваша группа инвалидности? Какие виды нарушений здоровья у Вас? Ваш пол?

Первая группа Вторая группа Третья группа Нарушения зрения Нарушения слуха Нарушения опорно-двигательного аппарата Нарушения опорно-двигательного аппарата (передвигаюсь на кресло-коляске) Нервно-психические нарушения Другие нарушения Мужской Женский

Умение с помощью медиапространства

сети Интернет продвигать себя, свои 42,1 61,5 28,6 43,4 55,6 20,0 36,2 80,0 40,0 46,0 40,0 43,5

профессиональные компетенции и

услуги

Цифровые компетенции и навыки рабо-

ты с информационными технологиями, 40,0 30,8 46,4 39,4 61,1 40,0 48,9 20,0 40,0 26,0 38,2 41,2

в т. ч. с социальными медиа

Владение основами юриспруденции 40,0 53,8 25,0 42,4 33,3 20,0 44,7 40,0 40,0 44,0 50,9 32,9

Знание иностранного языка 31,4 38,5 28,6 31,3 22,2 20,0 40,4 40,0 20,0 30,0 27,3 34,1

Финансовая компетентность, знание 30,0 15,4 32,1 31,3 27,8 6,7 36,2 40,0 60,0 28,0 27,3 31,8

основ налогового законодательства

Предпринимательские компетенции 25,7 30,8 10,7 29,3 16,7 20,0 25,5 20,0 20,0 32,0 21,8 28,2

Умение правильно оформить свой

аккаунт в социальных сетях, создавать 16,4 30,8 10,7 16,2 27,8 13,3 12,8 20,0 20,0 16,0 16,4 16,5

и продвигать полезный и интересный

контент

Затрудняюсь ответить 5,7 0,0 10,7 5,1 5,6 13,3 6,4 0,0 20,0 2,0 10,9 2,4

Никакие 2,9 0,0 0,0 4,0 0,0 0,0 6,4 0,0 0,0 2,0 3,6 2,4

Другое 1,4 0,0 0,0 2,0 0,0 6,7 0,0 0,0 0,0 2,0 0,0 2,4

Составлено авторами по материалам исследования / Compiled by the authors on the materials of the study

Большое значение имеет оценка студентами и выпускниками с инвалидностью компетенций, которые они хотели бы получить в рамках дополнительного профессионального образования. На первое место 37 % опрошенных ставят финансовую компетентность, знание основ налогового законодательства. Еще большую значимость этому придают учащиеся в вузе и работающие, работающие после окончания вуза, у кого не сформированы в процессе обучения практические навыки, с третьей группой инвалидности, нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, нервно-психическими нарушениями (табл. 3-5).

У 36 % опрошенных второе место занимают предпринимательские компетенции. Наиболее часто их отмечают учащиеся в вузе и работающие, работающие после окончания вуза,

у кого не сформированы в процессе обучения практические навыки, инвалиды с первой и третьей группами инвалидности, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нервно-психическими нарушениями, женщины.

На третьем месте у 35 % опрошенных оказалось знание иностранного языка. Указывают эту компетенцию чаще респонденты, у которых частично сформированы или не сформированы в процессе обучения практические навыки, инвалиды с третьей группой инвалидности, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нервно-психическими нарушениями, женщины.

На четвертое место 33 %опрошенных ставят умение в медиапространстве Интернета свои профессиональные компетенции и услуги. Хотят получить такую компетенцию учащиеся в вузах, те,

у кого частично сформированы или не сформированы в процессе обучения практические навыки, инвалиды с первой группой инвалидности, передвигающиеся на кресло-колясках, имеющие нервно-психические нарушения.

По ответам 31 % всех опрошенных на пятом-седьмом местах находится умение рассказать широкой аудитории о своих услугах, навыках, о себе как специалисте, в том числе с помощью социальных сетей. Еще больше таких среди тех, кто только учатся в вузе, у кого частично сформированы в процессе обучения практические навыки, инвалидов с первой группой инвалидности, нарушениями опорно-двигательного аппарата (на кресло-коляске), женщин.

На пятое-седьмое места из всех опрошенных 31 % ставят владение основами юриспруденции. Больше таких среди тех, кто работают после окончания вуза, у кого не сформированы в процессе обучения практические навыки, инвалидов с третьей группой инвалидности, нарушениями слуха, нервно-психическими нарушениями, передвигающиеся на кресло-колясках, мужчины.

На пятое-седьмое места 31 % опрошенных ставят цифровые компетенции и навыки работы с информационными технологиями, в том числе с социальными медиа. Относительно большое значение этому придают те, кто работают после окончания вуза, у кого полностью сформированы или не сформированы в процессе обучения

практические навыки, инвалиды с первой, второй группами инвалидности, с нарушениями зрения, передвигающиеся на кресло-колясках.

На восьмое место из всех опрошенных 30 % ставят владение технологиями взаимодействия, самопрезентации и эффективной коммуникации с людьми. Чаще на это указывают те, у кого частично сформированы в процессе обучения практические навыки, инвалиды со второй группой инвалидности, с нарушениями зрения, нервно-психическими нарушениями.

На девятом месте по ответам 23 % всех опрошенных - умение правильно оформить свой ак-каунт в социальных сетях, создавать и продвигать полезный и интересный контент. Относительно большее число респондентов выбирает эту компетенцию для получения в рамках дополнительного профессионального образования из тех, кто только учатся в вузе, у кого частично сформированы в процессе обучения практические навыки, инвалиды с первой группой инвалидности, нарушениями зрения, слуха, нервно-психическими нарушениями, женщины.

Обратим внимание на то, что на вопрос о компетенциях, которые студенты и выпускники с инвалидностью вузов хотели бы получить в рамках дополнительного профессионального образования, очень немногие затруднились ответить (8,6 %) или указали «никакие» (7,1 %).

Какие компетенции Вы бы хотели получить в рамках дополнительного профессионального образования? Все опрошенные Вы работаете в настоящее время?

Да, учусь в вузе и работаю Да, работаю после окончания вуза Только учусь в вузе

Финансовая компетентность, знание основ налогового законодательства 37,1 44,1 42,1 30,9

Предпринимательские компетенции 35,7 41,2 44,7 27,9

Знание иностранного языка 35,0 32,4 34,2 36,8

Умение с помощью медиапространства Интернета продвигать себя, свои про-

фессиональные компетенции и услуги 32,9 29,4 31,6 35,3

Умение рассказать широкой аудитории о своих услугах, навыках, о себе как

специалисте, в т. ч. с помощью социальных сетей 31,4 29,4 28,9 33,8

Таблица 3. Мнение студентов и выпускников с инвалидностью о компетенциях, которые они хотели бы получить в рамках дополнительного профессионального образования, в % к общему числу опрошенных студентов и выпускников с инвалидностью и в группах по занятости

Table 3. Opinion of students and graduates with disabilities about the competencies that they would like to receive as part of additional professional education, in % of the total number of students and graduates with disabilities surveyed

and in employment groups

Окончание табл. 3

V Вы работаете

S № в настоящее время?

Какие компетенции Вы бы хотели получить в рамках дополнительного профессионального образования? № щ а о А К о V а, учусь вузе и аботаю 2 tbs së" тоу Ю ° ы « щ а ько учусь в вузе

и ра reoS «HF R о H

Владение основами юриспруденции 31,4 20,6 44,7 29,4

Цифровые компетенции и навыки работы с информационными технологиями, в

т. ч. с социальными медиа 30,7 26,5 36,8 29,4

Владение технологиями взаимодействия, самопрезентации и эффективной ком-

муникации с людьми 30,0 29,4 28,9 30,9

Умение правильно оформить свой аккаунт в социальных сетях, создавать и про-

двигать полезный и интересный контент 22,9 20,6 18,4 26,5

Затрудняюсь ответить 8,6 14,7 7,9 5,9

Никакие 7,1 2,9 7,9 8,8

Другое 0,7 0,0 0,0 1,5

Составлено авторами по материалам исследования / Compiled by the authors on the materials of the study

Таблица 4. Мнение студентов и выпускников с инвалидностью о компетенциях, которые они хотели бы получить в рамках дополнительного профессионального образования, в % к общему числу опрошенных студентов и выпускников с инвалидностью и в группах по сформированности практических навыков

Table 4. Opinion of students and graduates with disabilities about the competencies that they would like to receive as part of additional professional education, in % of the total number of students and graduates with disabilities surveyed and in groups

according to the formation of practical skills

щ S Практические навыки

Какие компетенции Вы бы хотели получить в рамках дополнительного профессионального образования? № № й о А К о е с ра Полностью сформированы Частично сформированы Не сформированы Затрудняюсь ответить

Финансовая компетентность, знание основ налогового законодательства 37,1 28,8 39,7 45,5 66,7

Предпринимательские компетенции 35,7 30,8 33,3 54,5 33,3

Знание иностранного языка 35,0 25,0 38,1 50,0 33,3

Умение с помощью медиапространства Интернета продвигать себя, свои профессиональные компетенции и услуги 32,9 25,0 39,7 36,4 0,0

Умение рассказать широкой аудитории о своих услугах, навыках, о себе как специалисте, в т. ч. с помощью социальных сетей 31,4 17,3 47,6 18,2 33,3

Владение основами юриспруденции 31,4 23,1 30,2 50,0 66,7

Цифровые компетенции и навыки работы с информационными технологиями, в т. ч. с социальными медиа 30,7 32,7 27,0 40,9 0,0

Владение технологиями взаимодействия, самопрезентации и эффективной коммуникации с людьми 30,0 19,2 36,5 31,8 66,7

Умение правильно оформить свой аккаунт в социальных сетях, создавать и продвигать полезный и интересный контент 22,9 13,5 33,3 18,2 0,0

Затрудняюсь ответить 8,6 1,9 11,1 18,2 0,0

Никакие 7,1 15,4 3,2 0,0 0,0

Другое 0,7 0,0 0,0 4,5 0,0

Составлено авторами по материалам исследования / Compiled by the authors on the materials of the study

Таблица 5. Мнение студентов и выпускников с инвалидностью о компетенциях, которые они хотели бы получить в рамках дополнительного профессионального образования, в % к общему числу опрошенных студентов и выпускников с инвалидностью и в группах по инвалидности, видам нарушений здоровья, полу

Table 5. Opinion of students and graduates with disabilities about the competencies they would like to receive as part of additional professional education, in % of the total number of students and graduates with disabilities surveyed and in groups

by disability, types of health disorders, gender

Какие компетенции Вы бы хотели получить в рамках дополнительного профессионального образования?

V

№ №

v

а

о А К о

м

Ваша группа инвалидности?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а п

п

у

р г

w

а

в р

К

а п

п

у

р г

w

а р

о т В

а п

п

у

р г

W л

т

V £

Какие виды нарушений здоровья у Вас?

я и н

е р

з я и

н неш

у р

а

К

я и

н неш

у р

а

И

р о

а

о г о н ь шл е

ут ра

14 ё

в

д

к

р о

а

о

яг ио нн еь

в R

е

ут ра

14 ё

в

д

к

8 В

га иг

в

д

е р

я и н

нуше

у р

а н е и

г

у

р

И

Ваш пол?

й о к

й

у

й и к с н е

*

Финансовая компетентность, знание основ налогового законодательства Предпринимательские компетенции Знание иностранного языка Умение с помощью медиапространства сети Интернет продвигать себя, свои профессиональные компетенции и услуги Умение рассказать широкой аудитории о своих услугах, навыках, о себе как специалисте, в т. ч. с помощью социальных сетей Владение основами юриспруденции Цифровые компетенции и навыки работы с информационными технологиями, в т. ч. с социальными медиа Владение технологиями взаимодействия, самопрезентации и эффективной коммуникации с людьми Умение правильно оформить свой акка-унт в социальных сетях, создавать и продвигать полезный и интересный контент Затрудняюсь ответить Никакие Другое

37,1

35,7 35,0

32,9

31,4 31,4 30,7

30,0

22,9

8,6 7,1 0,7

23,1

38,5 23,1

61,5

46,2

15.4

38.5

30,8

46,2

15,4 0,0 0,0

35,7

21,4 32,1

28,6

17,9 25,0 35,7

35,7

3,6

10,7 10,7 0,0

39,4

39,4 37,4

30,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33.3

35.4 28,3

28,3

25,3

7,1 7,1 1,0

27,8

27,8 33,3

61,1

33,3 16,7 50,0

38,9

33,3

5,6 5,6 0,0

40,0

33,3 20,0

6,7

33,3 33,3 13,3

26,7

33,3

13,3 6,7 0,0

40,4

40,4 40,4

31,9

23,4

29.8 27,7

27.7

14.9

4,3

12.8 0,0

20,0

20,0 20,0

40,0

40,0 40,0 40,0

20,0

20,0

20,0 0,0 0,0

40,0

40,0 40,0

40,0

60,0 40,0 20,0

60,0

40,0

20,0 0,0 0,0

38,0

36,0 36,0

30,0

34,0 36,0 32,0

28,0

22,0

10,0 4,0 2,0

38,2

32,7 29,1

29,1

27.3

36.4 30,9

27,3

18,2

12,7

14.5 0,0

36.5

37.6 38,8

35,3

34.1

28.2 30,6

31.8

25.9

5,9 2,4 1,2

Составлено авторами по материалам исследования / Compiled by the authors on the materials of the study

Почти половина студентов и выпускников с инвалидностью вузов готовы получать необходимое им дополнительное профессиональное образование на условиях «только если оно будет для меня бесплатным». Большее значение этому придают инвалиды с нарушениями слуха, нарушениями опорно-двигательного аппарата (на кресло-коляске), нервно-психическими нарушениями.

Каждый четвертый готов получать необходимое ему дополнительное профессиональное

образование на условиях «даже если за него нужно будет платить». Несколько больше таких среди тех, кто учатся в вузе и работают, инвалидов второй группы, с нарушениями зрения, женщин.

Затруднился ответить на вопрос о том, на каких условиях готов получать необходимое ему дополнительное профессиональное образование, почти каждый четвертый, но больше среди них тех, кто только учатся в вузе, инвалидов первой группы инвалидности.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ / DISCUSSION

Проблема занятости лиц с инвалидностью трудоспособного возраста в России актуальна, является объектом внимания политиков, ученых экономистов, социологов, медиков и представителей других отраслей науки. Занятость инвалидов обусловлена, прежде всего, не их ограниченными возможностями здоровья, а реализацией их потенциала в обществе. В числе направлений реализации данного потенциала - профессиональное образование инвалидов, получение ими дополнительных профессиональных компетенций в процессе учебы и работы. Вуслови-ях цифровизации общества указанный подход к профессиональному образованию различного уровня обеспечивает мобильность лиц с инвалидностью на рынке труда и создает условия построения непрерывной траектории обучения в течение всей жизни.

Таким образом, по результатам исследования нами, выявлены мнения студентов выпускных курсов и выпускников с инвалидностью о наиболее важных с точки зрения работодателей навыках и качествах выпускников с инвалидностью для эффективного трудоустройства. По их оценкам, для большинства работодателей наиболее важны у выпускников с инвалидностью практические профессиональные навыки, профессиональные знания в предметной области, коммуникативные навыки, в том числе работа в команде и адаптивность, принятие решений в нестандартных ситуациях.

Студенты выпускных курсов и выпускники с инвалидностью вузов назвали и компетенции, необходимые для их успешного трудоустройства и эффективной работы в дальнейшем. Самые массовые из них: владение технологиями взаимодействия, самопрезентации и эффективной коммуникации с людьми; умения рассказать широкой аудитории о своих услугах, навыках, о себе как специалисте, в том числе с помощью социальных сетей; умение с помощью медиапростран-ства Интернета продвигать себя, свои профессиональные компетенции и услуги. Оценки названных компетенций, необходимых для успешного трудоустройства и эффективной работы в дальнейшем, отличаются по группам занятости, инвалидности, видам нарушений здоровья и полу студентов и выпускников с инвалидностью.

Очень значима оценка студентами и выпускниками с инвалидностью компетенций, которые они хотели бы получить в рамках дополнительного профессионального образования. Наиболее популярные из них: финансовая компетентность,

знание основ налогового законодательства; предпринимательские компетенции; знание иностранного языка; умение с помощью медиапростран-ства Интернета продвигать себя, свои профессиональные компетенции и услуги; умение рассказать широкой аудитории о своих услугах, навыках, о себе как специалисте, в том числе с помощью социальных сетей.

Три четверти опрошенных готовы получать необходимое им дополнительное профессиональное образование. При этом почти половина на условиях, только если оно будет для них бесплатным, а каждый четвертый, даже если за него нужно будет платить.

Заметим, что цифровым компетенциям и информационным технологиям лица с инвалидностью отводят весомое место среди профессиональных компетенций. Стоит обратить внимание и на то, что компетенции людей с инвалидностью, их нарушения здоровья порой рассматриваются как проблемы, но при этом цифровые компетенции могут компенсировать ограничения по здоровью. В связи с этим есть необходимость в мониторинговом изучении состояния качества профессионального образования инвалидов по его уровням и направлениям подготовки и выявления их потребностей в дополнительных профессиональных компетенциях. Не менее важно изучать, учитывать мнения и требования работодателей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ / CONCLUSION

Выявленные потребности в дополнительных профессиональных компетенциях студентов выпускных курсов и выпускников с инвалидностью вузов, необходимых для успешного трудоустройства, могут быть использованы при разработке соответствующих программ дополнительного профессионального образования, для обеспечения преемственности программ профессионального образования.

По результатам исследования очевиден и вывод о дифференцированном подходе к разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования с учетом потребностей в компетенциях, в том числе цифровых, в зависимости от уровня и качества подготовки, занятости, группы инвалидности, вида нарушений здоровья, пола и других особенностей лиц с инвалидностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

АржаныхЕ. В., Гуркина О. А., Терехова А.М. (2014). Трудоустройство выпускников с ограниченными возможностями здоровья // Высшее образование в России. № 10. С. 35-44.

ГерасимовА.В., ЛитвиненкоИ. Л. (2017). Социально-экономическая эффективность системы профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидов // Человек. Общество. Инклюзия. № 1 (29). С. 101-116.

Гилева Т. А. (2019). Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала // Вестник УГНТУ Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. № 2 (28). С. 22-35. https://doi.org/10.17122/2541-8904-2019-2-28-22-35

Гришаева С. А., Куликова О. А. (2018). Социально-психологические особенности процесса трансформации социальной структуры общества и процесса коммуникации в цифровом пространстве // Цифровая социология. Т. 1, № 1. С. 29-34. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2018-1-29-34

Зеер Э. Ф., Третьякова В. С., Зиннатова М.В. (2020). Инновационная модель социально-профессионального развития личности обучающегося // Образование и наука. Т. 22, № 3. С. 83-115. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-83-115

Кудринская Л. А. Клепинина Ю. В. (2019). Социальные сети как внешний фактор, влияющий на мотивацию трудовой занятости работающих и неработающих людей с инвалидностью // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. № 3 (55). С. 59-67.

Ларионов В. Г., Шереметьева Е. Н., Баринова Е. П. (2019). Трансформация терминологии, компетенций и знаний в условиях цифровой экономики // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. № 4. С. 21-28. https://doi.org/10.24143/2073-5537-2019-4-21-28

Рубцов В. В., Алехина С. В., Хаустов А. В. (2019). Непрерывность инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями // Психолого-педагогические исследования. Т. 11, № 3. C. 1-14. https://doi.org/10.17759/ psyedu.2019110301

Усачева О. В. (2007). Роль и место компетентности в структуре модели подготовки специалиста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. № 6 (50). С. 7-16.

Щетинина С. Ю. (2018). Мониторинг трудоустройства выпускников с инвалидностью вузов Дальневосточного федерального округа // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. № 5(159). С. 324-330.

REFERENCES

Arzhanykh E. V., Gurkina O.A. and Terekhova A. M. (2014), "Employment of graduates with disabilities", Higher Education in Russia, no. 10, pp. 35-44.

Gerasimov A. V. and Litvinenko I. L. (2017), "Socio-economic performance of professional orientation tutoring with the HIA and disabled", Human. Society. Inclusion, no. 1 (29), pp. 101-116.

Gileva T.A. (2019), "Digital economy competencies and skills: staff development program design", Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy, no. 2 (28), pp. 22-35, https://doi.org/10.17122/2541-8904-2019-2-28-22-35

Grishaeva S.A. and Kulikova O.A. (2018), "Socio-psychological features of the process of transformation of the social structure of society and the process of communication in the digital space", Digital Sociology, vol. 1, no. 1. pp. 29-34, https://doi.org/10.26425/2658-347X-2018-1-29-34

Kudrinskaya L.A. and Klepinina Yu. V. (2019), "Social networks as an external factor influencing the employment motivation of working and non-working persons with disabilities", VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial'nye nauki, no. 3 (55), pp. 59-67.

Larionov V. G., Sheremetyeva E. N. and Barinova E. P. (2019), "Transformation of terminology, competences and knowledge in digital economy", Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics, no. 4, pp. 21-28, https://doi.org/10.24143/2073-5537-2019-4-21-28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rubtsov V. V., Alekhina S. V. and Khaustov A. V. (2019) "Continuity of inclusive education and psychological and pedagogical support for persons with special educational needs", Psychological-Educational Studies, vol. 11, no. 3, pp. 1-14, https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110301

Schetinina S. Yu. (2018), "Monitoring of employment of graduates with disabilities of Far Eastern federal district universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, no. 5 (159), pp. 324-330.

Usacheva O. V. (2007), "The role and place of competence in the model structure of the quality of training specialists", Tambov University Review: Series Humanities, no. 6 (50), pp. 7-16.

Zeer E. F., Tretyakova V. S. and Zinnatova M. V. (2020), "Innovative model of socio-professional development of a student's personality", The Education and Science Journal, vol. 22, no. 3, pp. 83-115, https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-83-115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.