Научная статья на тему 'Потребности и представления молодежи о качестве жизни в современном информационном пространстве социальных сетей'

Потребности и представления молодежи о качестве жизни в современном информационном пространстве социальных сетей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
315
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / NEEDS / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / УСПЕШНОСТЬ / SUCCESS / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / ПЕРЕЖИВАНИЕ / EXPERIENCE / БЛАГОПОЛУЧИЕ / VIEWS / PROSPERITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гараганов Артур Владимирович

Статья посвящается проблеме представленности категории «Качество жизни» современной молодежью в информационном пространстве социальных сетей. Рассматриваются школы и направления в психологической науке, занимающиеся исследованием данной категории. Выявлены потребности, представления и ориентации молодежи в информационном пространстве социальных сетей, направленные на формирование определенного образа жизни и повышения собственного качества жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Needs and views of young people about the quality of life in the modern information space of social networks

The article is dedicated to the issue of representation of the «Quality of life» category among young people in the information space of social networks. Schools of thought and directions in psychological science involved in researching this category are considered in this article. The article identifies the needs, perceptions and orientations of young people in the information space of social networks, which are aimed at creating a certain lifestyle and improving their own quality of life.

Текст научной работы на тему «Потребности и представления молодежи о качестве жизни в современном информационном пространстве социальных сетей»

УДК 159.9.316.6 DOI 10.17150/2308-6203.2016.5(1).154-163

Гараганов Артур Владимирович

кандидат психологических наук, клинический психолог, кафедра общей психологии, психологии личности и истории психологии, Университет Российской академии образования, 121165, Российская Федерация, г. Москва, ул. Студенческая, 27, e-mail: info@garaganov.ru

Arthur V. Garaganov

Ph.D. in Psychol., a Clinical Psychologist, Department of General Psychology, Personality Psychology and History of Psychology University of the Russian Academy of Education, 27 Student St., 121165, Moscow, Russian Federation, e-mail: info@garaganov.ru

ПОТРЕБНОСТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ О КАЧЕСТВЕ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Аннотация. Статья посвящается проблеме представленности категории «Качество жизни» современной молодежью в информационном пространстве социальных сетей. Рассматриваются школы и направления в психологической науке, занимающиеся исследованием данной категории. Выявлены потребности, представления и ориентации молодежи в информационном пространстве социальных сетей, направленные на формирование определенного образа жизни и повышения собственного качества жизни.

Ключевые слова. Качество жизни, представления, потребности, личность, активность, успешность, сознание, переживание, благополучие.

Информация о статье. Дата поступления 15 декабря 2015 г.; дата принятия к печати 25 января 2015 г.; дата онлайн-размещения 29 января 2016 г.

NEEDS AND VIEWS OF YOUNG PEOPLE ABOUT THE QUALITY OF LIFE IN THE MODERN INFORMATION SPACE OF SOCIAL NETWORKS

Abstract. The article is dedicated to the issue of representation of the «Quality of life» category among young people in the information space of social networks. Schools of thought and directions in psychological science involved in researching this category are considered in this article. The article identifies the needs, perceptions and orientations of young people in the information space of social networks, which are aimed at creating a certain lifestyle and improving their own quality of life.

Keywords. Quality of life, views, needs, personality, consciousness, experience, activity, success, prosperity.

Article info. Received December 15, 2015; accepted January 25, 2015; available online January 29, 2016.

154

© А. В. Гараганов, 2016

Современная российская молодежь все больше внимания обращает на качество жизни. В силу новых тенденций развития информационных пространств и кризисных явлений в мировой экономике эти проблемы приобретают особую политическую, экономическую и социальную остроту. Растущий интерес к проблематике свидетельствует о заинтересованности государства в устойчивом социальном развитии молодого поколения. Проблемы экономического благополучия в современном обществе, безусловно, относятся к числу наиболее значимых и приоритетных тем, волнующих как отдельных людей, так и общество в целом. Сегодня понятие качества жизни вышло далеко за рамки описания, оно стало предметом исследования различных отраслей науки, и для их решения требуются новые подходы.

Мы сегодня рассмотрим представления и потребности молодежи о качестве жизни. Представление — процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Потребность — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов. Качество жизни — это характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования, основанная на его субъективном восприятии, восприятие индивидами их положения вжизни в контексте культуры и системе ценностей, в которых они живут, в соответствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами [1].

Качество жизни человека рассматривается разными психологическими школами. В частности, феноменологическая психология направлена

на описательные изучения сознания человека, исследует проблемы его субъективности и уникальности эмоциональных переживаний человека. В основе зарождения и развития этой ветви психологии лежат идеи Э. Гуссерля, а также его учеников и последователей: А. Пфендера, М. Гайгера, Ж. П. Сартра, М. Мер-ло-Понти, А. Шюца и др. К основным идеям, принципам и методам феноменологии в психологии обращались К. Ясперс, Е. Минковски, Г. Эллен-бергер, Ф. Перлз, К. Роджерс и др. Среди современных авторов, развивающих это направление за рубежом, можно выделить А. Джорджи, Ю. Джендлина, А. Лэнгле. Эти ученые рассматривают феноменологическую психологию как составную часть экзистенциальной психологии и в рамках гуманистической парадигмы развития психологии [2—7].

Обобщая различные подходы, можно отметить, что процессы трансформации оценки качества жизни идут непрерывно, и исследователи все более склоняются к учету субъективных оценок качества жизни как наиболее приемлемых для трактовки этого понятия. Так, И. Ильин отмечает, что «представители разных наук все более солидарны при выделении доменов качества жизни: выделяют физическое здоровье или физическое благополучие, материальное благополучие, благополучие в сфере межличностных и семейных отношений, социальное благополучие (социальные отношения и позиционирование себя или общественное благополучие), благополучие в работе и продуктивной активности, эмоциональное благополучие. В отдельных работах сюда добавляется качество жизни, связанное с соблюдением прав, личностным и духовным ростом (самодетерминация, личностное развитие, самотрансцен-

дентность), независимостью, безопасностью».

Конечно, необходимо признать, что собственным обобщенным оценочным индикатором качества жизни человека является образ жизни человека. Образ жизни — это форма жизнедеятельности, типичная для определенных конкретных социальных или виртуальных отношений, которые характеризуют данное общественное устройство или интернет-сообщество, отражающее особенности общения, реакций, поведения людей и склада их мышления [8]. Таким образом, образ жизни раскрывает целостность жизни в единстве объективного и субъективного, материального и духовного, виртуального и реального, качества и количества.

Качество жизни детализирует образ жизни человека, раскрывает его субъективно-оценочные особенности, иногда даже типы поведения индивида или социальных групп, их особенности, социальный статус, вкусы, склонности и возможные намерения. При этом уровень жизни опосредует степень удовлетворения материальных и культурных потребностей человека, является одной из важнейших характеристик его личностного и общественного благосостояния [9].

Исходя из всего вышеизложенного, была обозначена проблема нашего исследования: выявить потребности, представления и ориентации личности в информационном пространстве социальных сетей, направленные на формирование определенного образа жизни и повышения собственного качества жизни. Данная тема выступает одной из важнейших характеристик успешности (неуспешности) человека в социальном поле.

Проблема постановки целей детально изучена в управленческой

науке (управление организациями, предприятиями, другими людьми), но, как показал анализ литературы, она мало приспособлена для проекций на конкретную жизнь отдельно взятого человека; трудно найти, что думает и к чему стремится наш современник, и тем более — как ему в этом помочь. Поэтому задача психологической науки сегодня заключается в том, чтобы изучить потребности молодежи в повышении качества жизни как важного условия превращения его в успешного социально реализованного человека — как в профессиональной сфере деятельности, так и в личной жизни [10].

Для исследования избранной проблемы использовались проективные методы психологической науки, где наибольшее внимание уделялось анализу и позиционированию себя в самостоятельном выборе жизненных перспектив и их описанию.

Анализ активности в социальных сетях, наблюдения за качеством публикаций и их количеством применялись в течение всей работы изучения проблемы. Выборка состояла из: студентов разных курсов и специальностей; учащихся старших классов городских школ; людей зрелого возраста (взрослым населением до 40 лет).

При предварительном анализе проблемы обсуждались следующие вопросы: в чем секрет реализации преуспевающих людей; почему за один и тот же период времени люди добиваются различных результатов; как взаимосвязаны успех, виртуальное общение в социальных сетях и правильное распределение времени и постановка целей. Собранный материал помог в составлении основных методик исследования — прежде всего опросных листов.

Итоговый опрос проводился по готовым опросным листам с зара-

нее подготовленными вопросами, которые непосредственно связаны с обозначенной темой. Для определения потребности молодежи в повышении качества жизни, выявления осознанной связи между успешной деятельностью, коммуникацией в виртуальном пространстве и собственным позиционированием и умением формировать перспективы жизнедеятельности мы пытались выявить, насколько реципиенты готовы использовать собственные возможности, внешние и внутренние ресурсы. Поэтому в опросном листе предлагалось описать все свои цели, мечты и желания, путем просмотра собственных аккаунтов в социальных сетях за последний год, где предлагалось отметить без каких-либо ограничений: о чем мечтали, чего не хватало, к чему стремились, каким смыслом (чем конкретно: цитаты, шутки, специфические видеоролики, мнения других людей) наполняли свою новостную ленту и какие способы достижения и самореализации использовались — от самых фантастичных и до простых и жизненно необходимых.

По результатам исследования стало понятно, что выявлялись ментальные стратегии самого разного характера (стать успешным в жизни, получить несколько образований, купить участок на Луне, стать самым богатым человеком в стране, стать президентом России, стать знаменитым, иметь возможность покупать продукты в любом количестве, иметь несколько дорогих машин, виллу на берегу моря, сдать успешно сессию, воздействовать на других), писали все цели без каких-либо временных и пространственных ограничений.

Углубить полученную информацию помогали следующие вопросы: «Какие выгоды и преимущества вас ожидают по достижению этой цели,

и какие при этом возможны потери?» Так же эти вопросы помогли осмыслить, для чего, в сущности, молодые люди собираются добиваться той или другой цели, что их ждет в конце этого пути, чем им придется пожертвовать в этом процессе и стоит ли конечный результат затраченных усилий.

У одних студентов обозначены лишь 3—5 пунктов, а другим, чтобы разместить все свои цели, мечты и желания, не хватало места на опросном листе. Поэтому без дальнейшего анализа вряд ли можно утверждать, что большое количество целей принадлежит самым целеустремленным авторам, или же наоборот — это указывает на неспособность человека сосредоточиться и выбрать для себя самое важное. А значит, определить смысл и цель всех своих реальных и виртуальных коммуникаций.

Так, например, студент ставит перед собой следующие цели: поскорее окончить институт, найти хорошую работу, иметь надежного друга или подругу, приобрести дорогую машину, виллу на берегу моря, стать известным человеком, стать президентом России, еще несколько целей о путешествиях, развлечениях. Трудно сказать, принадлежит ли этот опросный лист человеку целеустремленному, с ясным представлением жизненного успеха и путей продвижения к нему, или же продиктован его виртуальным туннелем реальности. Для прояснения таких моментов мы просили студентов описать механизмы достижения намеченных целей.

И в заключении мы добавили вопросы: «Что (или кто) может помочь в достижении этой цели; что (или кто) может помешать?», что позволило испытуемым осмыслить реальность и среду, в которой будут протекать

предполагаемые события. Оказалось, что далеко не многие способны объективно оценить собственные ресурсы и окружающую реальность, в которой они живут.

Опрос, проведенный среди студентов экономических и технических специальностей, показал, что студенты ставят перед собой самые разнообразные цели. Вот некоторые из них: окончить успешно институт; найти престижную и высокооплачиваемую работу (через интернет, через знакомых, или посредством друзей в социальных сетях); стать профессионалом своего дела; иметь большой дом и хорошую машину; стать богатым человеком и ни от кого не зависить; открыть свое дело; удачно создать семью; иметь хорошее здоровье; поменять место жительства; стать известным человеком; цели религиозного характера и т. д.

В большинстве опросных листов в системе целей одно из первых мест занимает учеба. Причем это вопрос первостепенной важности, как для отличников и хорошистов, так и для троечников. Но некоторые студенты вопросы учебы совсем не упоминают или ставят их на последние места при расстановке приоритетов. Примечательно, что общее для таких студентов — неудовлетворенность материальным положением. У них на первых местах стоят цели: устроиться на высокооплачиваемую работу, удачно выйти замуж, разбогатеть, стать материально независимым, хорошо отдыхать, путешествовать. Можно было предположить, что эти студенты заняты мыслями о «хлебе насущном» и им некогда думать об учебе. Но это — не сплошь троечники, среди них есть отличники и хорошисты.

Далее, среди студентов-отличников (как экономистов, так и инженеров) около 52 % не удовлетворе-

ны материальным положением. Что их заставляет «грызть гранит науки» усерднее других? Стремление к жизненному успеху и материальному благосостоянию. Думается, что это — тот самый мотив, который не дает расхолаживаться, пропускать первые пары и заставляет успешно сдавать сессию за сессией. В опросных листах на первом месте у них стоит цель — окончить институт «с красным дипломом». Хотя им тоже свойственны не только цели, касающиеся отличной учебы, но и другие: добиться успехов в спорте, открыть свое дело, пожить или поработать месяц за границей.

Проведенное нами исследование также показало, что все опрошенные студенты в определенной степени стремятся к материальным благам, получаемым посредством денег. Здесь выявился достаточно широкий диапазон стремлений: от элементарного «желания показать свои приобретения всем виртуальным друзьям», «возможности покупать продукты питания в необходимом количестве» до «стать миллиардером». Характер целей зависит от социального положения, степени целеустремленности, личностных характеристик, образа жизни семьи, окружения, друзей, факторов в жизни реципиентов и весьма индивидуальны.

Чаще всего студентами указываются следующие факторы качества жизни:

— стать успешным, богатым человеком, материально независимым (от родителей, мужа и т. д.) человеком;

— иметь высокий заработок, власть и деньги;

— выйти замуж/женится за богатого, чтобы родители хорошо зарабатывали — отмечаются цели иждивенческого характера;

— сколотить огромное состояние любым путем — отмечаются цели криминального оттенка;

— чтобы бедные стали богаче, а богатые беднее — встречаются цели, характеризующие психологическую незрелость или неготовность реципиентов к рыночным отношениям.

Стремление к улучшению своего финансового положения отмечается у 100 % опрошенных, т. е. нет ни одного опросного листа, где не было бы хоть одной цели из этой группы. Вопрос в том, каков уровень притязаний, как они представляют себе это улучшение. Одни мечтают стать самым богатым человеком в России (в мире), иметь десятки шикарных машин; другие были бы рады, если б удалось собрать деньги на ремонт снимаемого жилья, заработать на свадьбу, иметь нормальное финансовое положение для содержания ребенка и «если бы цены на рынке стали более доступными».

Чем объяснить такие разительные отличия в целях и желаниях? Возможно, все зависит от того, в какой реальности находится человек на данный момент времени. Анализ опроса показывает, что в большинстве случаев цели и мечты о несметных богатствах возникают у тех студентов, которые в пункте опросного листа «удовлетворенность материальным положением» отмечают: полностью удовлетворен или в основном удовлетворен.

А в следующем пункте «на какие средства Вы живете?» ответ в основном такой: стипендия, средства родителей и собственный заработок. Это обстоятельство относится ко всем категориям опрошенных: и к юношам, и к девушкам. Можно привести еще несколько интересных целей из опросных листов по финансовому положению: войти в тройку самых богатых людей мира, выи-

грать в лотерею миллион долларов, купить машину своей девушке, стать богаче Билла Гейтса и т. д.

Можно ли утверждать, что у реципиентов, не удовлетворенных материальным положением, не возникают подобных желаний? Вряд ли. В подтверждение этому можно привести мечты некоторых из них: жить, зарабатывая деньги в интернете, «чтобы мне подарили "мерседес"»; безобидное желание выиграть в лотерею джек-пот и куда более опасное — сколотить огромное состояние любым путем; денег, денег — и побольше. И еще: 60 % студентов уже подрабатывают сами.

Подводя некоторый итог, можно отметить, что чаще задумываются о деньгах и стремятся к их овладению «середняки» — студенты, в основном удовлетворенные своим материальным положением. Чем это можно объяснить? Возможно, тем, что это — молодые люди и девушки, в какой-то степени, узнавшие «вкус» денег благодаря приличному материальному положению своих родителей, но все же не имеющие возможности позволить себе все, что они хотят, — в финансовом отношении. Эта часть студентов стремится к удовлетворению своих финансовых потребностей сильнее, чем полностью удовлетворенные, которых меньшинство или вовсе не удовлетворенные материальным положением студенты.

Данные нашего исследования свидетельствуют о том, что деньги могут выступать не только как конечная цель (самостоятельная ценность), но и как средство самопозиционирования, коммуникативной игры и для удовлетворения других целей. Студенты называют деньги прежде всего средством не только для обретения материального благополучия, но и необходимым условием для

достижения высокого социального, политического положения. Часто указывается, что деньги — если не единственный способ, но один из основных для того, чтобы удачно создать семью и вырастить детей.

Людей самого разного возраста, социального происхождения, с различными материальными возможностями, характерами, уровнем учебы и знаний объединяет стремление к удовлетворению собственных потребностей, олицетворением которых являются деньги [11]. В стремлении к деньгам находит свое отражение желание иметь именно «мерседес», а не просто автомобиль, на котором можно ездить; потребность жить в большом доме, дворце, а не просто иметь крышу над головой; быть влиятельным, а не просто иметь хорошую работу. Огромное, часто непреодолимое желание удовлетворения потребностей заставляет нас жертвовать своим временем, силами и душевным спокойствием.

В большом количестве опросных листов отмечено, что любой аспект нашей жизни: здоровье, взаимоотношения, все стремления и начинания — все измеряется в деньгах. На самом деле с этим спорить трудно. Законы рыночной экономики достаточно жестки и суровы, но настораживает следующее обстоятельство: на вопрос, что может им помочь добиться желаемого, студенты далеко не всегда вспоминают про собственные ресурсы — возможности, способности, — и многие из них пишут, что это удача, бог, помощь родителей, участие родственников. Многие просто копируют чужие фотографии, на которых присутствует образ достатка, благополучия, денежного удовлетворения. На эти виртуальные ориентиры и образы и ссылаются студенты при опросах.

Вероятно, по этой же причине студенты нередко мечтают выиграть в лотерею миллион долларов, «сорвать» джек-пот, получить в подарок дом и машину.

Бесспорно, что ставить цели и задумывать мечты в жизни очень важно, но ведь не менее важно искать пути для их достижения в реальности индивидуального Я, а не в виртуальности интернет-эго. И, конечно, важно научиться использовать все свои жизненные ресурсы для создания собственного благополучия.

Выбор же будущей работы, построение карьеры — зависит от требований, предъявляемых человеком к самому себе.

Один решает работать на государственной службе: здесь действуют социальные гарантии. В частной фирме платят больше, социальных гарантий меньше. Третий путь — открытие своего дела, где человек сам ответственен за все свои действия и поступки, за успехи и промахи.

Результаты опроса студентов показывают, что вопрос планирования и выбора работы после окончания института для них занимает одно из самых важных мест в системе целей. На техническом факультете 15 % девушек и только 8 % юношей хотели бы работать по специальности после окончания института; почти 14 % выпускников инженерных специальностей планируют работать на государственных предприятиях самых разных направлений (ФСБ, МЧС, спорт, сельское хозяйство, банки, вузы и т. д.). Как ни странно, предприятия, где находится ниша инженерных работников, почти не упоминаются. Студент 5 лет учится на техническом факультете вуза, чтобы затем работать тренером в спортклубе, сотрудником правоохранительных структур, заниматься

сельским хозяйством. Думается, что объяснить это обстоятельство можно тем, что бюджетные (тем более инженерные) должности чаще всего оплачиваются невысоко, обеспечить себе и семье безбедную жизнь в нынешней экономической ситуации очень трудно; трудности с трудоустройством инженерных кадров; кроме того, многие стремятся получить спокойную, «непыльную» работу, каковой работу инженера не назовешь. Выпускники- экономисты более верны полученной специальности, — здесь только 6 % считают, что будут работать не по специальности.

Видимо, по вышеприведенным причинам не менее 30 % студентов хотят открыть свое дело; из них примерно половина планирует заниматься бизнесом по полученной специальности, а другая половина — по другим направлениям, не пересекающимся с их специальностью. Интересно, что почти 30 % опрошенных надеются получить относительно высокие должности на государственных и частных предприятиях сразу после окончания института и только небольшая часть — около 10—12 % — согласны пройти профессиональный путь «снизу до верху». Многие готовы начать работу при зарплате в 20—30 тыс. р. с перспективой ее повышения до 50—100 тыс. Студенты пишут о том, что они хотели бы иметь в жизни, кем и каким стать в будущем, — вроде бы все хорошо. Только вот вопрос, каким образом они будут это делать, многих заводит в тупик. На вопросы «Что может Вам помочь в достижении цели?» и «Что может помешать?» — студенты чаще всего дают расплывчатые ответы. Некоторые примеры ответов: я сам, друзья, интернет, Бог, неизвестные обстоятельства, начну действовать — там видно будет.

Представить себе возможные препятствия на пути к желаемой цели, разработать стратегию действий, назначить сроки исполнения — это для многих студентов оказалось просто неразрешимой задачей.

Если студенты экономических специальностей уже с 1-го курса получают необходимые экономические знания, учатся строить бизнес-планы, на деловых играх оттачивают свою способность разрешать проблемы реальной жизни, то студенты технических специальностей начисто лишены этих знаний. Но ведь ниша выпускников с техническим образованием — инженерно-технические работники предприятий, а это всегда руководители (менеджеры) в условиях рыночных отношений. Ведь именно на предприятии создается продукция, оказываются услуги, разрабатываются бизнес-планы, проводятся организационно-технические мероприятия, рассчитывается экономический эффект от их внедрения. От того, насколько эффективно предприятие осуществляет производственно-хозяйственную деятельность, зависит его экономический статус и благосостояние его работников [12]. Чтобы успешно справляться с этими проблемами, специалисту необходимы соответствующие знания в области экономики и психологии, которых в классическом инженерном образовании нет.

Создавая свое предприятие, выпускник технического вуза в производственной, коммерческой и других сферах бизнеса, становится менеджером-собственником, и от того, как он справится с этой задачей, зависит стабильность его доходов. Многое зависит от его индивидуальных способностей, умения общаться с людьми, личной инициативы. Следовательно, опять нужны соответствующие навыки и знания,

которые могут защитить человека от многих промахов и неожиданностей.

В настоящее время многие давние и недавние выпускники технических вузов стараются получить второе высшее — экономическое, юридическое, психологическое образование, тем самым получая способ удовлетворения потребностей в знаниях для обеспечения нормального уровня жизни и адаптации к условиям рыночных отношений.

Общий вывод: основная задача современной психологической школы — научить человека грамотно организовывать свою жизнь как в виртуальном, так и в реальном пространстве взаимоотношений, иметь коммуникативный и интерактивный инструментарий для проявления и создания собственного стиля и образа жизни, а также формирование понимания качества своей жизни на данном отрезке жизненного пути.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., доп. и испр. — М. : Политиздат, 1990. — 494 с.

2. Крайг Г. Психология развития : пер. с англ. / Г. Крайг. — 7-е изд. —СПб. : Питер, 2000. — 992 с.

3. Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности / Д. А. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2000. — 480 с.

4. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы : пер с англ. / А. Маслоу. — М. : Смысл, 1999. — 425 с.

5. Перлз Ф. С. Внутри и вне помойного ведра / Ф. С Перлз // Практикум по геш-тальттерапии : пер. с англ / Ф. С Перлз, П. Гудмен, Р. Хефферлин. — СПб. : Петербург-XXI век, 1995. — 448 с.

6. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия : пер. с англ. / К. Роджерс. — М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 1997. — 320 с.

7. Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values / M. Rokeach. — San Francisco : Josey-Bass Co, 1972. — 214 p.

8. Гараганов А. В. Представления о качестве жизни и потребностная сфера молодежи : монография / А. В. Гараганов. — М. : Спутник +, 2015.

9. Харитонов А. Н. Личность профессионала в современном мире / А. Н. Харитонов. — М. : Ин-т психологии РАН, 2014. — 432 с.

10. Психологические исследования проблем современного российского общества / под ред. А. А. Обознова, А. Л. Журавлева. — М. : Когито-Центр, 2013. — 502 с. — (Труды Института психологии РАН).

11. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М. : Акад. проект, 2013. — 419 с.

12. Бодров В. А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы / В. А. Бодров. — М. : Ин-т психологии РАН, 2014. — 624 с.

REFERENCES

1. Petrovskii A. V., Yaroshevskii M. G. (eds). Psikhologicheskii slovar' [Psychological dictionary]. 2nd ed. Moscow, Politizdat Publ., 1990. 494 p.

2. Grace J. Craig. Human Development. 4th ed. Prentice Hall, 1986. 606 p. (Russ. ed.: Grace J. Psikhologiya razvitiya. 7th ed. Saint Petersburg, Piter Publ., 2000. 992 p.).

3. Leont'ev D. A. The inner world of the individual. In Kulikov L. V. (ed.). Psikhologiya li-chnosti v trudakh otechestvennykh psikhologov [Psychology of personality in the works of local psychologists]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2000. 480 p.

4. Maslow A. H. The Farther Reaches of Human Nature. Harmondsworth, Penguin, 1971. (Maslow A. H. Novye rubezhi chelovecheskoi prirody. Moscow, Smysl Publ., 1999. 425 p.).

5. Perls F. S. In and out of thegarbage fail. In Perls F. S., Gudmen P., Khefferlin R. Praktikum po geshtal'tterapii [Case study of Gestalt therapy]. Saint Petersburg, Peterburg-XXI vek Publ., 1995. 448 p.

6. Rogers C. Client-Centered Therapy. Boston, Houghton Mifflin, 1951. (Russ. ed.: Rogers C. Klientotsentrirovannaya terapiya. Moscow, Refl-book Publ.; Kiev, Vakler Publ., 1997. 320 p.).

7. Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values. San Francisco, Josey-Bass Co, 1972. 214 p.

8. Garaganov A. V. Predstavleniya o kachestve zhizni i potrebnostnaya sfera molodezhi [Perceptions of quality of life and need sphere of youth]. Moscow, Sputnik + Publ., 2015.

9. Kharitonov A. N. Lichnost' professionala v sovremennom mire [Personality professional in the modern world]. Moscow, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., 2014. 432 p.

10. Oboznov A. A., Zhuravlev A. L. (eds). Psikhologicheskie issledovaniya problem sovremennogo rossiiskogo obshchestva [Psychological studies problems of the modern Russian society]. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2013. 502 p.

11. Kulagina I. Yu., Kolyutskii V. N. Psikhologiya razvitiya i vozrastnaya psikhologiya. Polnyi zhiznennyi tsikl razvitiya cheloveka [Psychology of development and developmental psychology. The complete life cycle of human development]. Moscow, Akademicheskii proekt Publ., 2013. 419 p.

12. Bodrov V. A. Psikhologiya professional'noi deyatel'nosti. Teoreticheskie i prikladnye problem [Psychology of professional activity. Theoretical and applied problems]. Moscow, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., 2014. 624 p.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Гараганов А. В. Потребности и представления молодежи о качестве жизни в современном информационном пространстве социальных сетей / А. В. Гараганов // Вопросы теории и практики журналистики. — 2016. — Т. 5, № 1. — С. 154-163. — DOI : 10.17150/2308-6203.2016.5(1).154-163.

REFERENCE TO ARTICLE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Garaganov A. V. Needs and views of young people about the quality of life in the modern information space of social networks. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2016, vol. 5, no. 1, pp. 154-163. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(1).154-163. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.