Научная статья на тему 'Представления студентов о целях и средствах достижения экономического благополучия'

Представления студентов о целях и средствах достижения экономического благополучия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ / ЭКОНОМИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЦЕЛИ / ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / LIFE SPACE / СПОСОБЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / THE WAYS OF SELF-REALIZATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL READINESS / ИЕРАРХИЯ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / THE HIERARCHY OF TARGET ORIENTATION / THE PRESENTATION OF STUDENTS / THE ECONOMY-ORIENTED PURPOSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Китова Д.А., Узденов Т.М., Kitova D.A. Uzdenov T.M.

Переход государства от командно-административной системы управления к рыночным отношениям порождает многочисленные психологические трудности экономического характера, особенно для молодежи. Данное исследование ориентировано на выявление структуры жизненного пространства студентов, в границах которого происходит разброс представлений об экономико-ориентированных целях жизнедеятельности личности и способах их достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Китова Д.А., Узденов Т.М., Kitova D.A. Uzdenov T.M.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students views about the goals and means of achieving economic well-being

Transition of the state from command administrative system of management to market relations causes numerous psychological difficulties of economics, for youth particularly. The achievement of the economic welfare and activity, suitable to it, comprise the system of corresponding goals, by the realization of which one can determine the successful personal. Since the process of formation of goals presents hard intellectual volitional work, given study is oriented on revealing the structure of students' life space in which border occur the scatter of personalitys vital activity and the ways of their achievements.

Текст научной работы на тему «Представления студентов о целях и средствах достижения экономического благополучия»

посреднических фирм на российском и мировом продовольственном рынке / Ю. А. Ковальков, О. Н. Дмитриев // Пищевая промышленность. - 2008. - № 3. - С. 61-64.

4. Тарасевич В. М. Ценовая политика в системе маркетинга / В. М. Тарасевич. - СПб.: Мысль, 2005. - 349 с.

5. Шестоперов А. М. Поступление единого налога от субъектов малого предпринимательства / А. М. Шестоперов // Налоговый вестник. - 2006. - № 2. -С.105.

6. Храмова И. Г., Верхайм П. Рыночные структуры продовольственного комплекса России в условиях переходной экономики / И. Г. Храмова, П. Верхайм // Российский сельскохозяйственный вестник. - 2005. - № 7. - С. 49-57.

Китова Д. А., Узденов Т. М.

Представления студентов о целях и средствах достижения экономического благополучия

Переход государства от командно-административной системы управления к рыночным отношениям порождает многочисленные психологические трудности. Особенно чувствительны психологические трудности экономического характера. На передний план выдвигаются проблемы экономического воспитания и обучения молодежи, так как в условиях экономических и социальных преобразований психолого-педагогической теории и практики становятся весьма актуальными проблемы экономической успешности подрастающего поколения.

В данном случае успех выступает как планируемый, предполагаемый и ожидаемый результат экономического благополучия личности по достижению личностно значимых экономических целей. Достижение экономического благополучия и соответствующая ей деятельность включают в себя систему целей, достижением которых и определяется успешность личности. В структуре жизнедеятельности личности цель выполняет многочисленные функции.

Цель тесно связана с прогнозированием наиболее вероятного результата деятельности, а потому ее постановка предполагает глубокое осмысление актуализированной потребности, условий ее удовлетворения, вероятных результатов деятельности и ее побочных, незапланированных последствий, вследствие чего процесс целеобразования сам по себе представляет нелегкую интеллектуально-волевую работу, к которой далеко не все люди способны в одинаковой мере.

Цель выполняет и функцию проектирования деятельности, ибо выбрать четкую цель - значит определить основное направление и содержание предстоящей жизнедеятельности: вся социальная активность личности как бы «нанизывается», организуется и систематизируется целью, чем и определяется целостность жизнедеятельности человека.

Цель выполняет и мотивационные функции, т.к. чем привлекательнее она для личности, тем настойчивей человек стремится к ней, и чем ближе к поставленной цели подходит деятельность, тем сильнее возрастает ее мотивационное значение. Чтобы выполнять свои функции, цель должна отвечать ряду требований.

Важнейшая из них - наиболее полное соответствие той потребности, которую требуется удовлетворить. Одна и та же потребность личности может удовлетворяться различными предметами, выбор из которых должен быть наиболее адекватным. Выбранная цель только тогда дает ожидаемый результат, когда она сформулирована настолько конкретно, что степень ее достижения может быть измерена. Достижимость - еще одно требование к цели. Личность, размышляя о целях, соотносит свои возможности с мерой затрат и принимает решение в зависимости от того, насколько адекватно изучена ситуация. Недостижимые цели не только обесценивают затраты, но еще и оказывают на личность неблагоприятное влияние.

Успешность экономической самореализации можно определить как последовательное достижение серьезных экономических целей личности, из которых слагается успешность государства в целом. Исследования показывают, что важнейшим фактором на пути к успеху является умелая постановка целей. Приведем один из таких примеров. В 1953 году в Йельском университете США провели эксперимент, при котором была опрошена группа студентов: имеют ли они детальные, ясно обозначенные цели и готовый план их реализации? Менее 3% молодых людей дали утвердительный ответ. Спустя 20 лет авторы нашли участников того эксперимента и установили, что финансовые достижения тех 3% опрошенных покрывают 97% вместе взятых, более того, со стороны иных, более субъективных позиций (чувство удовлетворенности, признания себя счастливыми), они тоже были впереди.

Проблема постановки целей детально изучена в управленческой науке (управление организациями, предприятиями, другими людьми), но, как показал анализ литературы, теория управления целями мало приспособлена для проекций на конкретную жизнь отдельно взятого человека. Поэтому задача психологической науки сегодня заключается в том, чтобы изучить целевые установки молодежи в вузах и других учебных заведениях и сформировать у них способность к грамотному целеполаганию как важному условию превращения его в успешного человека, как в профессиональной сфере деятельности, так и в частной жизни. Для исследования избранной проблемы использовались основные методы психологической науки, где наибольшее внимание уделялось опросу и анкетированию, интервьюированию, наблюдению и беседе.

Беседы и наблюдения применялись в течение всей работы над проблемой, они проводились со следующими категориями граждан: студентами разных курсов и специальностей; учащимися старших классов городских и сельских школ; взрослым населением (также с дифференциацией на городских и сельских). При предварительном анализе проблемы обсуждались следующие вопросы: в чем секрет успеха преуспевающих людей; почему за один и тот же период времени люди добиваются различных результатов; как взаимосвязаны успех и правильная постановка цели? Собранный материал помог в составлении основных методик исследования, прежде всего, опросных листов.

Итоговый опрос проводился по готовым опросным листам с заранее подготовленными вопросами, которые непосредственно связаны с обозначенной темой. Для определения целевых установок личности, выявления осознанной связи между успешной деятельностью и умением формировать цели, для выявления психологической готовности респондентов использовать собственные возможности, наличные внешние и внутренние ресурсы для достижения целей в опросном листе предлагалось написать все свои цели без каких-либо ограничений - от самых фантастичных до обыденных мелочей. Результаты должны были показать, насколько широк диапазон целей

респондентов. После описания всех своих целей респондентам предлагалось исключить противоречащие друг другу цели, когда достижение одной могло исключать возможность продвижения к другой, чтобы тем самым освободить необходимые ресурсы в пользу наиболее важных и значимых целей. Полученные таким образом данные явились первичным достоверным источником о целевых установках личности.

Опрос, проведенный среди студентов экономических и технических

специальностей, показал, что студенты ставят перед собой самые разнообразные цели. Вот некоторые из них: окончить успешно институт; найти престижную и высокооплачиваемую работу; стать профессионалом в своем деле; иметь большой дом и хорошую машину; стать богатым человеком и ни от кого не зависеть; открыть свое дело; удачно создать семью; хорошее здоровье - свое, родных и близких; поменять место жительства; стать известным человеком; цели религиозного характера и т. д.

В большинстве опросных листов в системе целей одно из первых мест занимает учеба. Причем, это вопрос первостепенной важности, как для отличников и хорошистов, так и для троечников. Но некоторые студенты образовательные проблемы не упоминают совсем или ставят их на последние места при расстановке приоритетов. Примечательно, что общее для таких студентов - неудовлетворенность материальным положением.

Рассмотрим различие целей и желаний студентов по гендерному признаку. Некоторые опросные листы имеют чисто «женский» отпечаток - их цели охватывают традиционно женские интересы: успешная учеба, счастливая семейная жизнь, забота о родных и близких, о своей внешности. Но у некоторых студенток встречаются и такие глобальные цели, как стать президентом, улучшить положение страны, а также оригинальные желания: прыгнуть с парашютом, участвовать в соревнованиях «Формула-1» и другие. Студенты также ставят цель открыть свое дело, а вот его содержание у девушек и юношей разное. Студентки ставят своей целью открыть ателье, парикмахерскую, аптеку, тогда как у юношей-студентов более крупные планы: создать производство новых моделей автомобилей, открыть охранное агентство и т.д. Кроме того, в опросных листах у юношей часто встречаются цели, ориентированные на достижение общественного признания, такие как: стать президентом, иметь высокий авторитет в обществе, стать олигархом, стать самым богатым человеком в стране.

Наш сравнительный опрос среди взрослого населения выявил, что их цели и мечты заметно отличаются от вышеназванных: получать зарплату в 7-10 тыс. рублей; покупать хорошую одежду для всей семьи; иметь возможность помогать детям материально; чтобы уменьшили плату за коммунальные услуги и т.д. Большинство из них не удовлетворено своим материальным положением. А между тем 57% опрошенных взрослых имеют высшее образование и 39% - среднее специальное. Эти люди в свое время получили образование, но не смогли через него приспособиться к изменившимся условиям жизни. Вряд ли это обстоятельство объясняется тем, что они все - плохие специалисты или получали не ту профессию, скорее всего, это подтверждает идею, что в условиях рыночных отношений полученное образование оказалось недостаточным инструментом для обеспечения достаточного уровня жизни.

Проведенное нами исследование показало, что все опрошенные студенты в той или иной степени стремятся к материальным благам, получаемым посредством денег. Здесь выявился достаточно широкий диапазон стремлений: от элементарного желания «возможности покупать продукты питания в необходимом количестве» до «стать миллиардером». Стремление к улучшению своего финансового положения отмечается у 100% опрошенных, т.е. нет ни одного опросного листа, где бы не было хоть одной

цели из этой группы.

Бесспорно, что ставить цели и задумывать мечты в жизни очень важно, но не менее важно находить пути для их достижения посредством использования своих личностных ресурсов. Исследование показало, что основная масса студентов намерена достичь вершин материального благополучия посредством наемной работы. С проблемой выбора работы выпускник вуза часто сталкивается еще задолго до его окончания. Если раньше государство брало на себя ответственность за устройство на работу выпускников вузов, то сейчас поиск места работы и построение профессиональной карьеры - сугубо индивидуальное дело, и многое зависит от личностных требований, предъявляемых человеком к будущей работе.

Результаты опроса студентов показывают, что вопрос планирования и выбора работы после окончания института для них занимает одно из самых важных мест в системе целей. На техническом факультете 15% девушек и только 8% юношей хотели бы работать по специальности после окончания института; почти 14% выпускников инженерных специальностей планируют работать на государственных предприятиях самых разных направлений (ФСБ, МЧС, спорт, сельское хозяйство, банки, вузы и т.д.). Как ни странно, предприятия, где находится ниша инженерных работников, почти не упоминаются. Студент 5 лет учится на техническом факультете вуза, чтобы затем работать тренером в спортклубе, сотрудником правоохранительных структур, заниматься сельским хозяйством. Думается, что объяснить это обстоятельство можно тем, что бюджетные (тем более инженерные) должности чаще всего оплачиваются невысоко, обеспечить себе и семье безбедную жизнь в нынешней экономической ситуации посредством инженерной специальности очень трудно. Выпускники-экономисты более верны полученной специальности - здесь только 6% студентов считают, что будут работать не по специальности.

Видимо, по выше приведенным причинам не менее 30% студентов хотят открыть свое дело, из них примерно половина планирует заниматься бизнесом по полученной специальности, а другая половина - по другим направлениям, не пересекающимся с их специальностью. Интересно, что почти 30% опрошенных надеется получить относительно высокие должности на государственных и частных предприятиях сразу после окончания института и только небольшая часть - около 10-12% согласна пройти профессиональный путь «снизу - доверху». Многие готовы начать работу при зарплате в 3-4 тыс. рублей с перспективой ее повышения до 10-12 тысяч.

Часть тех, кто собирается работать на частной фирме или государственном предприятии, намерена набраться профессионального опыта в избранном госучреждении, а затем открыть свое дело. Результаты исследования показывают, что 36% выпускников технических специальностей и 24% - экономических желают после окончания института открыть свое дело. К преимуществам собственного бизнеса студенты относят зависимость результатов труда от личной компетентности, большую свободу в своих действиях и организации рабочего дня, в большей экономической отдаче, чем на госпредприятиях.

Мы также попытались выявить зависимость стремления к предпринимательству от удовлетворенности материальным положением студентов, и здесь обнаружились существенные различия в цифрах. «Полностью удовлетворены» материальным положением около 10% юношей, отметивших в опросных листах желание открыть свое дело, «в основном удовлетворены» - 57%, «не удовлетворены» - 33%. Среди девушек эти цифры распределились почти также: «полностью удовлетворены» - 11%, «в основном

удовлетворены» - 56%, «не удовлетворены» - 33%. Думается, что эти цифры на самом деле могут быть несколько другими, так как несмотря на анонимность опросных листов, некоторые студенты стесняются своего низкого материального положения и отмечают позиции «полностью (или в основном) удовлетворен», тогда как в сведениях о доходах они пишут, что живут за счет заработной платы (пенсии) родителей или собственной стипендии.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что после окончания вуза студент намерен достичь материального благополучия по одному из трех следующих вариантов: устраивается на государственную службу, в частную фирму, открывает свое собственное дело (единолично или с кем-либо). По каждому из этих вариантов студентам предлагаются методики типичных ситуаций, сопутствующих выбранному типу деятельности, которые требуют самостоятельного анализа и принятия решений.

Как оказалось, предпринимательство как основной род работы выбирают около 32,3% обследуемых. При этом они предпочитают различные формы предпринимательства (предпринимательство, и только; сочетание предпринимательства с наемной работой; предпринимательство только по специальности; предпринимательство не по специальности (чаще всего в сфере обслуживания); участие в групповом предпринимательстве в целях облегчения финансовых трудностей).

Государственная служба как основной вид послевузовской работы. На это ориентируется около 67,7% всех обследованных студентов. При этом предпочитают различные варианты (часть студентов, ориентированная на госслужбу, надеется на возможность сочетания госслужбы и предпринимательства, часть, что с приобретением жизненного опыта откроет свое дело).

Обобщение всего спектра эмпирического материала выявило следующие аспекты исследуемой проблемы:

- основное место в структуре целей, как молодежи, так и взрослой части населения, занимают экономико-ориентированные цели, хотя уровень притязаний у молодежи более высок;

- основными источниками доходов для удовлетворения своих материальных потребностей респонденты избирают наемный труд, предпринимательство или их комбинирование, но способ экономической самореализации не всегда связан с полученной специальностью;

- у юношей уровень материальных запросов несколько ниже, и они намерены зарабатывать самостоятельно, а девушки желают более значимых материальных благ, но при этом основную тяжесть деятельности по повышению уровня жизни намерены возложить на мужчин, т.е. проявляют иждивенческие настроения;

- в большинстве обозначенные студентами цели недостаточно конкретны, нечетко формулируются, смутно ориентированы во времени, зачастую противоречат друг другу, не учитываются особенности внешней социально-экономической среды.

Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод о необходимости активизировать интерес специалистов к целям молодежи, их формулировке (с учетом личностных ресурсов и условий социально-экономической среды) и выработке технологий их последующей реализации.

Литература

1. Вагин И. О. Имейте деньги. Психология богатства / И. О. Вагин. - СПб.: «Питер», 2001. - 224 с.

2. Зиглар З. Умение добиваться успеха / З. Зиглар. - М.: изд. дом «Вильямс», 2000. -224с.

3. Китов А. И. Как принимаются решения / А. И. Китов. - Черкесск, 2002. - 127 с.

4. Паркинсон С. Н., Рустомджи М. Искусство управления / С. Н. Паркинсон, М. Рустомджи; пер. с англ. - М.: «Фаир-Пресс», 2001. - 272 с.

5. Петрушин В. И. Настольная книга карьериста / В. И. Петрушин. - СПб.: «Питер», 2002. - 256 с.

Новые исследования молодых ученых

Маркин И. М.

Институциональные нормы функционирования социальной рекламы

в Российской Федерации

Социальная реклама является относительно новым феноменом в российском обществе. Получив свое современное название на рубеже девяностых годов прошлого века, данный вид рекламы сейчас приобретает все большее значение. На данный момент социальная реклама является мощным инструментом решения многих проблем, но для ее эффективного функционирования должны быть созданы благоприятные условия, в том числе и законодательные. На данный момент функционирование социальной рекламы регулируется федеральным законом «О рекламе». В данной статье мы проанализируем его и выделим рекомендации для дальнейшего изменения.

Формальным институтом социальная реклама стала в момент вступления в силу Закона РФ от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе». В законе РФ давалось следующее определение: «Социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей» [1].

На протяжении всех 11 лет своего функционирования этот закон вызывал справедливую критику [2][3]. Статья № 18 «Социальная реклама» была одним из наиболее спорных моментов. Периодически появлялись критические публикации, Федеральному Собранию РФ направлялись официальные письма, проводились круглые столы и дискуссии по поводу положений этой статьи с требованиями внести изменения. Многие специалисты подчеркивали неоднозначность определения социальной рекламы [4, с. 26-29][5][6]. В итоге13-го марта 2006 года после большого количества правок, обсуждений и споров был принят новый федеральный закон «О рекламе». На сегодняшний день данный закон регулирует все виды рекламной деятельности за исключением предвыборных рекламных кампаний, которые находятся под юрисдикцией закона «О выборах и выборной деятельности».

Определение социальной рекламы включено в раздел «Основные понятия» (Ст. 3 п. 11) и звучит следующим образом: «Социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства» [8].

Определение социальной рекламы не полностью отражает ее суть, так как между рекламой и информацией имеется различие. Распространение в «любой форме» и с помощью «любых средств» позволяет широко толковать закон и подводить под

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.