Научная статья на тему 'Исследование социально-бытового статуса современной студенческой молодежи'

Исследование социально-бытового статуса современной студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
274
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соловьев А. Г., Парамонова А. Ю.

В статье освещена проблема адаптации студентов высших учебных заведений к рыночным условиям функционирования вуза, разносторонне проанализированы социально-бытовой и другие аспекты жизни и деятельности студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование социально-бытового статуса современной студенческой молодежи»

№ 2, 2007

и позволяющая финансовые средства направлять на улучшение технической базы. В то же время ощущается необходимость пересмотра показателей рейтингов по НИР согласно профилям факультетов и структурных подразделений университета.

Участниками фокус-группы были высказаны идеи о проведении обучающих семинаров (практикумов) по составлению заявок на гранты; проведении занятий и интенсивов по иностранным языкам с целью большего привлечения к участию в работе по зарубежным грантам; об организации службы профессиональных переводчиков, специализирующихся по отраслям науки, для оказания помощи в переводе статей на иностранные языки с целью их издания в международных журналах; усилении работы научного отдела и отдела внешних связей университета по оказанию помощи в получении доступной и своевременной информации.

Основными источниками информации по грантам, конкурсам, конференци-

ям и т. д. являются, во-первых, Интернет, электронные средства; во-вторых, средства массовой информации, в частности газета «Поиск»; в-третьих, службы университета (отдел внешних связей, научный отдел). Этой работой занимаются, главным образом, сами факультеты, кафедры, но, чтобы она была эффективной и своевременной, необходимо ввести дополнительные ставки на факультеты. Данная мера будет способствовать более целенаправленному и своевременному поиску информации.

В заключение отметим, что общими проблемными зонами в организации НИР для всех типов факультетов следует признать: 1) малые объемы финансирования НИР; 2) отсутствие четкой и своевременной организации каналов трансляции информации по грантам, конференциям и т. д. на факультеты; 3) слабое участие в зарубежных грантах, что связано в первую очередь с недостаточным опытом в составлении и оформлении заявок, с отсутствием достаточных знаний по иностранным языкам.

Поступила 19.01.07.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОГО СТАТУСА СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

А. Г. Соловьев, зав. кафедрой физвоспитания Нижнекамского филиала Казанского политехнического университета, заслуженный работник физической кулътурыг и спорта Республики Татарстан,

А. Ю. Парамонова, аспирант кафедрыг педагогики и психологии Чувашского государственного университета

В статье освещена проблема адаптации студентов высших учебных заведений к рыночным условиям функционирования вуза, разносторонне проанализированы социально-бытовой и другие аспекты жизни и деятельности студенческой молодежи.

В современных социально-экономических условиях получение среднего и высшего образования стало необходимостью для большинства молодежи страны. Но сегодня государство не может обучать в вузе всех желающих на бюджетной основе. Поэтому многим приходится самим оплачивать свою учебу.

Платная форма обучения в вузе приобретает массовый характер. Естественно, возникает вопрос: «Доступно ли сегодня платное образование разным слоям населения нашей страны?» Статистические данные за 2000—2005 гг. позволили нам подразделить население России по уровню доходов на четыре

© А. Г. Соловьев, А. Ю. Парамонова, 2007

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

группы. Первая группа, составляющая подавляющее большинство, лишена возможности оплачивать учебу детей в вузе. Вторая группа, с доходом от 150 до 250 дол. в месяц на члена семьи (500— 1 000 дол. на семью), имеет возможность оплачивать обучение сына или дочери в вузе. Эта группа составляет около 12 % населения страны. Третья группа, охватывающая 8 % населения страны (около 11,5 млн чел.), имеет доход 250—600 дол. в месяц на члена семьи и вполне может оплачивать обучение детей в вузе. У четвертой группы, составляющей 1,7 % населения страны (около 2,5 млн чел.), совокупный доход достигает 600—

1 500 дол. в месяц на одного члена семьи, что позволяет оплачивать обучение детей в вузе. Следовательно, только для 21,7 % населения страны в настоящее время доступно платное высшее образование.

Говорить о статусе студентов в зависимости от социальной принадлежности родителей сегодня затруднительно, так как в обществе происходит динамическое изменение всей социальной структуры, но судить о влиянии образовательного уровня родителей на выбор профессии их детей вполне возможно. Исследования показывают, что 2/3 родителей студентов имеют высшее образование; 1/3 — среднее специальное образование; только у 7 % опрошенных студентов родители имеют общее среднее образование. Можно сделать вывод, что процесс самовоспроизводства интеллигенции имеет устойчивый характер. Это особенно ярко видно на примере студентов, выбравших такие специальности, как медик, юрист, экономист, педагог.

Рассмотрим, как обстоят дела со статусом студентов, формирующимся в период обучения в вузе. Исследования показывают, что именно на этом этапе у будущих студентов происходит дифференциация, связанная с личностной позицией в учебной, общественно полезной, научно-поисковой, экономической деятельности. Изучение процесса дифферен-

циации важно и потому, что он отчасти предопределяет будущий социальный статус специалистов и является прообразом процесса распределения, характерного для социальной структуры группы населения с высшим профессиональным образованием. Очевидно, традиционные и новые слои российского общества воспроизводятся с учетом этих факторов.

Особенностью современного студенчества является то, что процесс его включения в общественную жизнь осуществляется не только через учебную работу, профессиональную подготовку, но и путем формирования независимо от родителей финансового, имущественного и жилищного статуса. Возникает вопрос: «Насколько успешны попытки современного студенчества обрести материально-бытовой статус?» Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели анкетирование студентов чувашских вузов, результаты которого представлены в табл. 1.

Т а б л и ц а 1

Структура доходов студенчества,

% от числа опрошенных

Источник дохода Основ- ной Неос- новной Нет такого

Помощь родителей 72 22 6

Стипендия 28 67 5

Заработная плата 13 7 80

Стройотряд 2 4 94

Разовые заработки 9 26 65

Перепродажа товаров 2 5 93

Прибыль от акций, вкладов 2 8 90

Незаконный бизнес Материальная помощь (администрации, 2 3 95

профсоюзов) 1 7 92

Пенсия, пособие 3 5 92

Как видно из таблицы, основным источником дохода для студентов по-прежнему является помощь со стороны родителей и близких. Однако 6 % опрошенных не имеют семейной поддержки,

№ 2,2007

Т а б л и ц а 2

а каждый пятый, не отрицая наличия помощи родителей, просто не считает ее существенной. Второй по значимости источник — стипендия, но размер ее таков, что в качестве основного источника средств существования она служит лишь для 1/5 части студентов. Весьма существенным источником является заработная плата, которую сегодня имеют 13 % студентов. Утрачивают значение в качестве источника средств к существованию стройотряды. Их роль (2 %) сегодня сопоставима с прибылью от перепродажи товаров, теневого бизнеса и других «новых» видов получения доходов, хотя официально в наличии разных заработков признается каждый десятый студент. Дополнительный доход имеет каждый пятый. Среди юношей этот показатель составляет 27, а среди девушек — 14 %. Различные заработки дополнительно к стипендиям, пособиям, помощи родных помогают продержаться в среднем третьей части студентов, что характерно для 52 % юношей и 21 % девушек. Сегодня главное для студентов — найти постоянный заработок и сохранять трудовые отношения в период обучения.

Для того чтобы предупредить негативные последствия отвлечения студентов от учебы ради заработка, можно обратить внимание на связь дополнительной работы с получаемой в вузе профессиональной подготовкой. У половины «подрабатывающих» студентов такая связь отсутствует. На возможность работать по близкой специальности однозначно указывают лишь 11 % от общего числа опрошенных, еще 12 % используют свои профессиональные знания частично. Интересно, что в тех вузах, где студенты идут на «приработки» реже, они в большей степени согласуют это со своей будущей профессией.

Расходы студентов, естественно, связаны с удовлетворением первоочередных потребностей, в число которых входят питание, покупка одежды и др. (табл. 2).

Структура расходов студентов,

% от числа опрошенных

Статья расхода Основ- ная Неос- новная Нет такой

Питание 75 14 11

Покупка одежды 32 47 21

Досуг 29 54 17

Учебные принадлежности 20 52 28

Каникулы Товары длительного 10 23 67

пользования 16 26 58

Помощь родителям 6 17 77

Развитие материально-бытового статуса студентов связано с их отношением к предметно-вещевому миру, всегда существующему в самосознании и самочувствии студентов. Установлено, что из числа престижных вещей, своего рода «знаков статуса» в современной молодежной субкультуре, наличие в своем распоряжении автомобиля отметили 5 % опрошенных, видео- и телеаппаратуры — 25, компьютера — 8 %. У половины респондентов имеются ценные бумаги и драгоценности.

Стремление самоопределиться в бытовой сфере у части студентов связано с наличием собственной семьи. Выявлено, что на III курсе 11 % студентов состоят в браке, 4 имеют детей, а к выпускному курсу число семейных достигает 40—45 %, из которых половина обзаводится детьми. Доля семейных студентов выше в медицинском институте. Среди студентов-третьекурсников больше замужних женщин (15 %), чем женатых мужчин (6 %).

Большинство студентов довольны выбором вуза и специальности. Но отмечается и неудовлетворенность выбором (20 % на III курсе), что вызвано множеством причин. Одна из них связана с трудностями трудоустройства по своей специальности после окончания вуза. В первую очередь это касается сферы образования, где уменьшение рождаемости детей за последние десятиле-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

тия, особенно в сельской местности, привело к сокращению школ, а отсюда и к сокращению потребности в педагогических кадрах. Ухудшение социального самочувствия и повышение степени тревожности у значительной части студентов вызваны неудовлетворительно решаемыми в стране социальными проблемами. Степень тревожности значительно выше у девушек-студенток по сравнению с юношами. Всех студентов почти одинаково волнует материальное положение.

Распределение студентов вузов по полу в течение многих лет остается почти неизменным. В университете 43 % составляют юноши и 57 % девушки. Естественно, отмечается преобладание юношей на технических факультетах и девушек среди будущих гуманитариев (на педагогическом и экономическом факультетах девушек больше, чем юношей, примерно в 5 раз).

Процесс формирования студенческого контингента высшей школы остается «стихийно стабильным», хотя ситуация социального наполнения безработицы давно требует регулирования. На сегодня проблемы безработицы частично снимает работа выпускников вузов не по специальности. Так, исследование показывает, что лишь четвертая часть выпускников планирует работать в государственном секторе; 42 % — в коммерческих структурах. Соотношение желающих работать в государственных и коммерческих структурах составляет 1 : 2 по специальности, 5:1 — частично по специальности. Хотели бы уехать за границу учиться и работать 16 % студентов, 14 % собираются посвятить себя семье, дому. Около 15 % студентов планируют продолжить образование и заняться научно-исследовательской деятельностью. Столь невысокий процент желающих посвятить себя научной работе объясняется низкой оплатой умственного труда, сокращением государственных расходов на науку, недостаточным вниманием к фундаментальным направлениям науки и образования и др. За последние годы уве-

личилось число выпускников (с 7 до

11 %), у которых не сформировались планы на будущее. Здесь определенное влияние оказывает застойная ситуация в экономике России и региона.

С местожительством студентов вузов республики складывается следующая ситуация: каждый шестой студент, охваченный анкетным опросом, проживает в городе, каждый четвертый — в деревне, в поселке рабочего типа. Выявленное в прежних исследованиях желание закрепиться в более развитых типах поселений сегодня не обеспечивается гарантиями трудоустройства. Отсюда в перспективе следует ожидать увеличения миграционной подвижности молодежи не только в связи с увеличением потребности в высшем образовании, но и в силу необходимости обретения более стабильной материальной и социальной позиции.

Профессиональное образование как важный фактор развития общества, его культуры, экономики, повышения благосостояния народа сегодня может быть рассмотрено с разных позиций: личности, гражданского общества, семьи, государственной политики. В этих позициях отражаются содержательная и функциональная стороны высшего образования, его результатов — качественных показателей.

Позицию личности в контексте рассматриваемой здесь проблемы прежде всего определяют мотивы выбора профессии. Исследования показывают, что к таким мотивам сегодня относятся интерес к профессии, возможность проявлять в ней свои способности, авторитет вуза в регионе, в России в целом, перспектива получить хорошо оплачиваемую работу после окончания вуза, влияние семейных традиций, рекомендации учителей средней общеобразовательной школы, советы близких, знакомых (табл. 3).

Наблюдается специфика мотивации по направлениям профессиональной подготовки: на медицинском и юридическом

№ 2, 2007

факультетах университета на первом месте среди мотивов выбора находится «интерес к профессии» (от 50 до 60 %); на педагогических факультетах — «престиж вуза» (50—55 %) и т. д. Очевидно, мотивы динамичны, отражают реальную ситуацию на рынке труда, когда ощущается дефицит той или иной специальности. Этой же причиной объясняется рождение коммерческих форм образовательной подготовки по отдельным спе-

циальностям. Но рынок быстро перенасыщается специалистами, а дефицит в высоких профессионалах остается. Отсюда возникает необходимость повышения качества подготовки специалистов в вузе. С другой стороны, мотивы связаны с гарантиями трудоустройства по специальности, с нормальными условиями оплаты труда и творческой наполняемостью профессиональной деятельности.

Т а б л и ц а 3

Основные мотивы выбора студентами вуза специальности в зависимости от направления

обучения, % от числа опрошенных

Весь Направление обучения

Мотив выбора массив техни- ческое естест- венное экономи- ческое гумани- тарное

Желание получить диплом 9 14 7 8 6

Престиж, авторитет вуза 32 32 22 50 24

Интерес к профессии 45 31 56 38 60

Возможность проявить свои способности именно в этой области 33 23 47 24 13

Учеба в специализированном классе 15 23 20 11 5

Семейная традиция, желание родителей 22 20 26 18 26

Совет учителей, специалистов по профориентации 5 6 6 2 6

Перспектива найти хорошую работу после окончания вуза 30 25 18 41 36

Стремление продлить беззаботный период жизни 15 19 13 14 14

Нежелание идти в армию 17 33 12 8 8

Другие мотивы 4 5 3 4 2

Качество образования — это не только критериальный показатель его конечного продукта, но и содержание, условия, процесс получения высококачественного продукта. Данный показатель отражен во втором поколении государственного стандарта, который внедряется с 2005/ 06 учебного года. Педагогические требования к составлению государственного стандарта содержания образования разработаны такими известными отечественными учеными-педагогами, как М. Н. Скаткин, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, В. В. Краевский, А. М. Сохор, Б. С. Гершунский, В. М. Монахов и др. Перевод в педагогическую плоскость научных знаний требует их дидактичес-

кой обработки с соблюдением как традиционных, так и современных принципов. В вузовском учебном процессе в систематизации и структурировании содержания образования важное место принадлежит преподавателю, его опыту. Методика и логика формализации и моделирования содержания вузовского образования представляют собой особый вопрос, требующий специального изучения. Остановимся кратко лишь на отельных аспектах управления учебным процессом по его результатам.

Качество высшего образования — это соответствие всех его аспектов определенным целям, потребностям заинтересованных сторон. Любой труд

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

предполагает наличие этапа целеполага-ния, процесса достижения цели и конечного результата деятельности. В управлении педагогическими системами в недавнем прошлом наблюдалось увлечение одним из методов управленческой деятельности — контролем, тогда как для достижения успеха необходимо не только выполнять контрольные функции, но и совершенствовать саму педагогическую деятельность (или деятельность по управлению системой), оказывать управленческое влияние на все компоненты системы, совершенствовать технологию управления сверху донизу: управление учительским и ученическим коллективами со стороны руководства образовательным учреждением в целом; управление учебным процессом со стороны преподавателей, учителей и т. д. Структурирование основополагающих элементов знаний (содержательно-смысловых, инструментальных) и умений позволяет повысить эффективность обучения и учения, более объективно оценить учебные достижения обучающихся путем введения рейтинговой или модульно-зачетной системы оценки их знаний и умений.

Студенческие годы представляют собой вполне самостоятельный этап жизни молодежи, определяют модель социального поведения в дальнейшем. Поэтому необходимо особое внимание обращать не только на содержание подготовки специалистов, но и на формирование личности студента, таких ее качеств, как патриотизм, гражданственность, гуманность, честность, справедливость, трудолюбие и др.

В наше неспокойное время в стране и мире особого внимания заслуживает проблема отношения студенческой молодежи к происходящим в стране коренным изменениям в политической сфере. Исследования показывают, что политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей современных студентов, хотя они испытывают определенное влияние политических событий в стране на свою жизнь. Важнейшим детерминантом отношения студенческой молодежи к политике становится ухудшение ее материального положения. Установлено, что политическая заинтересованность имеет «избирательный» характер и проявляется от случая к случаю (табл. 4).

Т а б л и ц а 4

Отношение студентов к политике в зависимости от половой принадлежности и направления обучения, % от числа опрошенных

Отношение Пол Направление обучения

к политике муж. жен. техни- ческое естест- венное экономи- ческое гума- нитарное

Активно интересуюсь, участвую в тех или иных движениях, партиях 1 1 0 0 1 0

Интересуюсь информацией о политике, но сам активного участия в ней не принимаю 54 39 45 42 46 50

К политике равнодушен, у меня нет какой-то устойчивой ориентации 38 54 47 47 50 43

Отношусь отрицательно, ничего не хочу знать 7 7 7 9 4 6

Отмеченная тенденция является общераспространенной. Различия по полу, направлению обучения, вузам мало значимы и лишь подтверждают общую тенденцию. Основная форма интереса сту-

денческой молодежи к политике информативная. В целом интерес к политической информации отметил каждый второй респондент. Полагаем, что свертывание системы политинформации среди

№ 2,2007

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

студенчества неоправданно, особенно это касается кафедр общественных и гуманитарных наук. Не оправданным является и отказ под видом деидеологизации от использования материала общеобразовательных курсов для систематической информации студентов по актуальным политическим проблемам.

Среди студенческой молодежи не пользуются популярностью партии и движения национально-патриотической ориентации, около 10 % симпатизируют КПРФ, ЛДПР, наибольшей популярностью пользуются объединения «Женщины России», молодежные движения, стремящиеся выразить интересы молодых людей. Среди студенчества теряют рейтинг демократические движения, так

Представления студентов об успехах в жизни и направления обучения,

как их деятельность не приносит реальных результатов.

Вполне нормальной можно считать характерную для студенческого сознания переориентацию с ценностей глобального характера на конкретные нерешенные проблемы. Наиболее значимыми становятся не столько общественные, сколько личностные ориентиры. Особенно это проявляется в представлениях студентов об успехах в жизни, интересной работе (о деле по душе), о высокой заработной плате, верных друзьях, семейном благополучии, о любви и дружбе. Одновременно сохраняется ориентация на творческий труд, наименее значимыми становятся для студентов слава, власть (табл. 5).

Т а б л и ц а 5 в зависимости от половой принадлежности

% от числа опрошенных

Пол Направление обучения

Степень активности муж. жен. техни- ческое естест- венное экономи- ческое гума- нитарное

Дело по душе, интересная работа Высокий заработок, материальное 57 59 55 69 56 54

благополучие 59 56 57 53 60 58

Признание окружающих, слава 15 11 11 15 10 14

Хорошие, верные друзья 54 60 57 68 52 55

Знакомства, связи, возможность все достать 16 11 16 13 12 11

Хорошие отношения в семье 48 63 54 68 53 53

Удовлетворенность в любви, интимной жизни 49 57 50 60 53 52

Нетрудная работа, спокойная жизнь 5 4 6 4 5 3

Душевное равновесие 28 35 26 41 31 33

Уверенность в безопасности Возможность полнее проявлять себя, 33 35 38 40 26 33

свои способности 29 27 29 31 28 24

Самостоятельность, свобода 31 28 28 24 29 35

Возможность поездить по миру 33 44 39 40 44 35

Профессионализм, мастерство 31 27 26 39 19 35

Власть, возможность командовать людьми 10 2 7 3 5 6

Свое дело, успех в предпринимательстве 25 18 26 15 24 17

Говоря о кризисе идеалов, ценностей, надо отметить, что при всех издержках, стараниях средств массовой информации, особенно телевидения, а также открытой духовной диверсии Запада, направленной на моральное разложение учащейся молодежи, нравственная сфера студентов, ориентация на порядоч-

ность и искренность в межличностных отношениях оказались достаточно устойчивыми. Сохранились преданность Родине, стремление сделать все для ее процветания и дальнейшего развития. А это самое главное в ценностных ориентациях у студентов, интеллектуально ориентированной молодежи нашей страны.

Поступила 20.10.06.

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.