Научная статья на тему 'Представленность качества жизни в структуре жизненных ориентаций молодежи'

Представленность качества жизни в структуре жизненных ориентаций молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
115
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / СТРУКТУРА ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ / THE STRUCTURE OF THE NEEDS OF THE YOUTH / ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / LIFE ORIENTATIONS / ЦЕЛИ И СМЫСЛ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / GOALS AND MEANING OF LIFE ACTIVITY / ВЫБОР ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ / THE CHOICE OF LIFE STRATEGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернова Анастасия Игоревна, Гараганов Артур Владимирович

В современных условиях развития российского общества качество жизни человека становится одной из ведущих проблем развития государства и предметом исследования различных отраслей науки. Проблема качества жизни современного человека все еще является одной из наиболее сложных и малоисследованных областей современной психологической науки, как на теоретическом, так и на прикладном уровнях. До сих пор остается неисследованной представленность качества жизни в структуре основных потребностей современной молодежи, что и определило выбор темы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The representation of the life quality in the structure of life orientations of the youth

In modern conditions of the Russian society development, the quality of a person’s life becomes one of the leading problems of the state evolution and the subject of research in various branches of science. The problem of the life quality of a modern individual is still one of the most complex and little explored areas of modern psychological science, both at the theoretical and applied levels. Until now, the representation of the quality of life in the structure of the basic needs of modern youth remains unexplored, which determined the choice of the research topic.

Текст научной работы на тему «Представленность качества жизни в структуре жизненных ориентаций молодежи»

Чернова А.И., Гараганов А.В.

представленность качества жизни в структуре жизненных ориентаций молодежи

В современных условиях развития российского общества качество жизни человека становится одной из ведущих проблем развития государства. В частности, Президент России Владимир Путин в своих обращениях к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием, неизменно отмечает, что основная задача государства - создать богатую и благополучную Россию. Проблемы экономического благополучия и качества жизни человека стали предметом исследования различных отраслей науки. Так, Ангус Дитон получил Нобелевскую премию в 2015 году «за анализ потребления, бедности и благосостояния». Тем не менее, по официальным данным, опубликованным в 2015 г. Программой развития ООН, Россия в 2014 году по индексу развития человеческого потенциала (один из показателей КЖ) занимает 50-е место в списке из 188 стран мира. Проблема качества жизни современного человека все еще является одной из наиболее сложных и малоисследованных областей современной психологической науки, как на теоретическом, так и на прикладном уровнях.

Эти позиции определили выбор темы исследования, проблему которой можно сформулировать следующим образом: каково место качества жизни в структуре основных потребностей современной молодежи?

для того чтобы перейти к изложению основных результатов исследования, необходимо остановить наше внимание на нескольких взаимосопряженных теоретических конструктах, вплетенных в канву исследуемой проблемы.

1. Качество жизни. Качество жизни - выступает комплексным оценочным инструментом, характеризующим различные области и сферы жизнедеятельности и самоощущения человека. Оценка качества жизни как научная проблема зародилась в русле поиска ответов на вопрос - почему и какие негативные формы поведения проявляются в жизнедеятельности человека (такие как депрессия, тревога, стресс и агрессия). Позже стали активно оцениваться и другие сферы жизнедеятельности человека - семья, досуг и окружающая среда. К последним тенденциям в становлении и анализе данного научного направления исследований относится исследование когнитивных, аффективных и поведенческих факторов, как серьезных индикаторов качества жизни человека.

2. Потребностная регуляция стратегий жизненного пути личности, основной константой которой выступает «жизненная перспектива». В основе конструирования жизненных перспектив личности лежит определенная система

ценностей, представлений, в том числе и о наиболее приемлемых путях, способах достижения жизненных целей, уровень ответственности, степень осмысленности жизни.

современные исследования жизненной перспективы личности и ее составляющих показали, что для каждого этапа жизненного пути характерна своя система ценностей; на разных этапах жизненного пути личность имеет разную степень ответственности за свои действия, разную степень осмысленности жизни, разную степень самоопределения. это дает основание полагать, что жизненная перспектива личности изменяется в зависимости от социально-психологической и социальной ситуации, зрелости и активности личности.

3. возрастные особенности развития потребностей молодежи. в этот период происходит выбор стиля жизни, определение своего места в обществе, наблюдается стремление к пониманию своего внутреннего мира и своего потенциала, параллельно осознанию себя гражданином своей страны, членом общества, поиску своего места и предназначения в жизни. с психологической точки зрения, этому возрасту свойственны высокий уровень рефлексии и самоанализа. в этом возрасте у молодежи актуализируются проблемы оценки качества жизни. При этом, оценка мира происходит не вообще, а под углом зрения собственного отношения к миру, через поиск социальной общности, которая включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации и так далее), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. формирование определённой жизненной позиции, закладывающей вектор будущей жизненной стратегии, является определяющим фактором в поиске направления внутренних исканий личности, и формы, структуры и характера взаимодействия с окружающими людьми. Наблюдается и обратное: состав и характер внешнего общения накладывает существенный отпечаток на выбор базовой жизненной стратегии. эти два важных процесса тесно сопряжены и взаимопроникают один в другой, оказывают определенное воздействие на качество жизни.

4. Природа и психологическая сущность потребностей как психологического явления и методологические основы их исследования. Потребности человека исследуется целым рядом отраслей наук - философией, экономикой, психологией, биологией, социологией. Каждая отрасль знания изучает и объясняет потребности человека сообразно со своими интересами и точками зрения.

Потребности личности в оптимизации качества жизни относятся к социальным потребностям, которые включают в себя потребность не только в принадлежности к социальной группе, но и потребность в личностном, профессиональном и духовном саморазвитии.

При всей распространенности и устойчивости понятия потребностей смысловые подходы к нему неоднозначны. Рассмотрим некоторые из них. Так, можно выделить четыре аспекта содержательной трактовки этого понятия: как ценности, как системы, как процесса и как результата. Понять и оценить истинную сущность потребностей личности возможно лишь в комплексном

восприятии этих аспектных характеристик.

Что интересно, одна из наиболее известных и обсуждаемых теорий, потребностей А. Маслоу на практике оказалась сложно применима. Это обусловлено тем, что система ценностей каждого человека сугубо индивидуальна и уникальна, и она существенно влияет на формирование потребностей человека, которые по этой причине и не могут быть сведены к единой классификации. Так, музыкант не перестанет писать музыку, даже в том случае, если не удовлетворена потребность более низшего уровня. То есть потребности высшего уровня не всегда являются следствием, вытекающими из удовлетворения низших потребностей.

База исследования. Общая численность опрошенного контингента составила - 252 человека, (128 девушек и 124 юношей). Для анализа представленности качества жизни в потребностном фонде личности, исходя из теоретических соображений, которые были изложены выше, нами были использованы следующие методики:

- авторский опросный лист - потребностные ориентации личности;

- оценка удовлетворенности потребностей методом парных сравнений, скворцова В.В.;

- тест смысложизненные ориентации Д. А. Леонтьева;

- методика диагностики направленности личности Б. Басса (опросник смекала-Кучера) и некоторые другие.

Проведенные теоретические и эмпирические исследования позволили прийти к следующим основным выводам.

1. Представления молодежи о качестве жизни являются сложным психологическим образованием, обуславливающими индивидуальный потребностный фонд личности. Эти потребности формируется на основе:

а) оценочного восприятия и осмысления социально-экономических условий жизнедеятельности общества;

б) конструирования жизненной перспективы;

в) на основе индивидуальных оценок собственных социально-экономических условий жизнедеятельности.

2. Индивидуальные особенности представлений о качестве жизни проявляются:

- в четкости или размытости оценок и ожиданий,

- в характеристиках временных связей (устойчивость/неустойчивость),

- в специфике информационной емкости структурных и содержательных характеристик,

- в обобщенных характеристиках и конкретных признаках,

- в социально-экономических детерминантах и ожиданиях.

3. Общая совокупность представлений молодежи о качестве жизни включает в себя устойчивые структурные и динамические характеристики, обеспечивающие формирование потребностей личности.

структурные компоненты представлений молодежи о качестве жизни (выявлены посредством опроса, обработаны посредством контент-анализа),

включают в себя такие факторы как семейное благополучие и досуг, профессиональная самореализация и высокий экономический статус, социальная стабильность и комфортная среда обитания, личная безопасность и уверенность в будущем, хорошее здоровье и полноценный досуг.

содержательные компоненты представлений молодежи о качестве жизни (выявлены посредством опроса, проанализированы посредством кластерного анализа) позволяют говорить о типах потребностной регуляции стратегий жизненного пути молодежи, которые можно свести в следующие специфические пять подгрупп:

- фрагментарный - проявление потребности минимальное;

- базовый - потребность представлена достаточно широко;

- пространственный - потребность ярко выражена и встраивается в структуру иных потребностей (профессиональный рост, самореализация);

- динамический - потребность ярко выражена, встроена в структуру иных потребностей и имеет привязку к внешней социально-экономической среде;

- субъектный - потребность ярко выражена, встроена в структуру иных потребностей, имеет привязку к внешней социально-экономической среде и встроена в жизненную перспективу, имеются представления о способах ее удовлетворения.

4. структура представлений молодежи о качестве жизни обнаруживает гендерную специфику. Девушки уделяют более высокое внимание качеству таких позиций, как семейное благополучие, высокий экономический статус и социальная стабильность. Юноши склоны акцентировать свое снимание на профессиональной самореализации, полноценном досуге и семейном благополучии (или комфортной среде обитания).

Индивидуальные представления молодежи о качестве жизни связанны со всем комплексом деятельностной концепции человека (потребности, мотивы, смысложизненные ориентации, уровень притязаний, проектирование жизненных стратегий и психологическая готовность к их реализации), но характер этих связей неизвестен.

с точки зрения гуманистической психологии, важное значение имеет способность к самопостижению, умение отстаивать свою индивидуальность. И чем раньше человек поймёт, в каком направлении ему необходимо развиваться, тем более осмысленными и осознанными будут его планы, цели, жизненный путь, тем точнее будет реализована его жизненная стратегия, и тем выше будет качество жизни. При этом очень важно понимать и принимать субъективный мир человека [8].

Поэтому далее мы сочли целесообразным провести анализ «встроенности» потребностей КЖ в структуру смысложизненных ориентаций, ценностей, направленности личности и жизненных планов молодых людей. для чего были использованы

- тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева;

- методика диагностики направленности личности Б. Басса (опросник

смекала-Кучера);

- тест Рокича «Ценностные ориентации»;

- Индивидуальные стратегии повышения качества жизни (методика Д.Китовой).

в данной статье представлены результаты эмпирического исследования жизненных целей и планов к их осуществлению. в качестве основы психологического анализа мы использовали адаптированную версию теста «Цель в жизни» Д. Крамбо, Л. Махолик, а именно тест «Смысложизненных ориентацию» Д.А. Леонтьева. Основной задачей являлась эмпирическая валидизация ряда представлений об экзистенциальном вакууме, неудачах поиска цели и смысла и невротических проявлениях студентов - старшекурсников.

все вопросы, включенные в тест-лист, носили открытый характер. При этом были предложены пары противоположных утверждений. Необходимо было выбрать одно из двух утверждений, которое больше соответствует внутреннему определению в настоящий момент времени текущей действительности. выборка составила 27 человек, из которых 15 девушек и 12 парней, в возрасте 20 - 23 лет.

Были выделены пять значимых шкал, характеризующих наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность, временную перспективу и возможность самоосуществления.

в первую шкалу вошли студенты, живущие сегодняшним или вчерашним днем. Данные показали внутреннюю целеустремленность у 69%, но с элементами прожектерства. Планы, которые не имеют реальной опоры в настоящем, не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.

содержание второй шкалы проясняет процесс жизни, интерес и эмоциональную насыщенность жизни. фактически единственный смысл жизни сводится к тому, чтобы жить. Этот показатель демонстрирует, как воспринимает испытуемый сам процесс своей жизни. Полученные высокие баллы у 58% испытуемых по этой шкале и более низкие по остальным характеризуют молодежь, живущую потребностями сегодняшнего дня. Некоторые низкие баллы по этой шкале у 23% испытуемых - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом они придают ей полноценный смысл воспоминания о прошлом успешном опыте, а также нацеленность в будущее.

Третья шкала показала удовлетворенность самореализацией. Полученные проценты по этой шкале продемонстрировали, как студенты оценивают пройденный отрезок жизни, как ощущают, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Полученные показатели говорят о том, что прошлое способно придать смысл последующим действиям молодых студентов. В 14% отмечена незначительная неудовлетворенность прожитым опытом жизни.

Четвертая шкала получила достаточно высокие баллы у 88% выборки, что соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии с текущими целями и представлениями о ее смысле. 12% студентов

продемонстрировали неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

Пятая шкала характеризует управляемость процессами жизни. У 67% студентов отмечено устойчивое убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. У 13% выявлены убеждения фатализма и отсутствия веры в собственные возможности. У 20% испытуемых убежденность в неподвластности сознательному контролю собственной жизни, стереотипе «свобода выбора иллюзорна», и «бессмысленно что-либо загадывать на будущее».

В заключение хотелось бы отметить. Неудовлетворенность основных потребностей молодежи имеет многозначительные последствия. В лучшем случае она может выступать в качестве побудительной силы, вынуждающей молодежь продолжать процесс удовлетворения своих потребностей собственными силами, более эффективными способами. В худущем случае - молодые люди отвергают целый ряд трудно удовлетворимых потребностей, замещает его иной формой побуждений. Поэтому актуальность и перспективность данного направления исследования не вызывает сомнений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2001.

2. Бобков В. Н., мстиславский П. с., маликов Н. с. Качество жизни: вопросы теории и практики. М.: Всероссийский центр уровня жизни, 2000.

3. Гараганов А.В., Китова Д.А. Психологические аспекты представлений молодежи о предпринимательской деятельности // Международная научная конференция «Бизнес. Общество. Человек». Издательство: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2015. С. 78-83

4. Журавлев А.Л. Психологические факторы физического и психического здоровья человека (по материалам исследований ИП РАН) // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 3. С. 107-117.

5. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: психологические составляющие. М.: Смысл, 2009

6. Китова Д.А., Гараганов А.В. Методологические принципы исследования потребностей как основы социальной активности личности // Вестник Университета российской академии образования, Москва, 2016, № 2. С. 104-107.

7. Китова Д.А., Найманова Б.А. Правовые аспекты в представлениях студентов о способах достижения экономического благополучия// Вестник Университета Российской академии образования. 2016. № 1. С. 87-91.

8. Субетто А.И. Управление качеством жизни и выживаемость человека // Стандарты и качество. 1994. № 1. С. 32-33.

9. Фромм Э. Иметь или быть. М., АСТ, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.