Научная статья на тему 'Потребности и самоосуществление современной молодежи в тренинговой работе'

Потребности и самоосуществление современной молодежи в тренинговой работе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / SELF-ACTUALIZATION / САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ / ПОТРЕБНОСТИ / NEEDS / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / GOAL-SETTING / СМЫСЛ ЖИЗНИ / MEANING OF LIFE / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ЦЕННОСТИ / VALUES / ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY PSYCHOLOGY / ГЕШТАЛЬТ / GESTALT / ПОТОК / FLOW / ТРЕНИНГ / TRAINING / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ / SELF-REALIZATION / NOTIONS OF YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гараганов Артур Владимирович -.

В статье рассматриваются потребности и представления о качестве и смысле жизни студентов старших курсов бакалавриата и магистратуры ВУЗов столицы. Проблема и возможность самоосуществления вынесена в практическое поле пятидневного тренинга. Выделены индивидуальные представления молодежи о качестве собственной жизни и об актуальных перспективах развития потенциала. Сформированы значимые компетенции, необходимые для самоподдержки ежедневного состояния самоактуализации и творческого приспособления в среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The needs and self-realization of the today’s youth in training work

The article examines the needs and notions about the quality and meaning of life of the senior courses students of the bachelor’s and master’s degrees at the universities of the capital. The problem and the possibility of self-realization are put into the practical field of the five-day training. The focus is on the Individual notions of young people about the quality of their own lives, actual prospects and their capacity for development. The author forms the significant competences necessary for self-support of the daily state of self-actualization and creative adaptation in the environment.

Текст научной работы на тему «Потребности и самоосуществление современной молодежи в тренинговой работе»

проблемы высшего образования

Гараганов А.В.

потребности и самоосуществление современной молодежи в тренинговой работе

Психоаналитическая теория З. Фрейда рассматривает личность как пространство, в котором воплощаются инстинкты, суперэго, архетипы, бессознательные напряжения и влечения. Реальность и жизненный мир человека, с присущим только ему смыслом, сводится к универсальному набору инструментов, используемых для того чтобы избавиться от внутренней тревоги, раздражения или любого другого источника дискомфорта. При этом не учитывается фундаментальный феноменологический аспект личности, который заключает в себе динамичный опыт общения с другими индивидуумами, где сама личность стремится к осмысленному повышению качества собственной жизни.

В. Франкл в своих работах по логотерапии неоднократно упоминает о воле к смыслу, придавая меньшее значение потребности в смысле или влечению к смыслу жизни [11].

Изучая потребности студентов старших курсов бакалавриата и магистратуры ВУЗов Москвы, мы обнаружили, что молодежь увлекает не столько смысл и возможность самореализации, сколько желание повысить качество собственной жизни, проходя через пиковые переживания самоосуществления. Но, основная проблема, стоящая перед студентами старших курсов, заключается в сложности нахождения собственных опор, долгосрочных целей и невозможности быстрой реализации собственных экономических, коммуникативных и образовательных потребностей, а также стремления к самоосуществлению.

А. Маслоу определил стремление к самоосуществлению, как непрерывную «реализацию потенциальных возможностей способностей и талантов как свершение своей миссии или призвания судьбы и другого, как более полное познание и принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции или внутренней синергии личности». Совместно с К. Роджерсом, Маслоу впервые вводит понятие самоактуализация [7].

Большая психологическая энциклопедия определяет самоактуализацию как «стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих

личностных возможностей». Отечественные исследователи самоактуализации изучали ее как основной системный элемент гуманистического образования студентов. Так, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.Г. Брылева, Л.М. Фридман, Е.В. Крутых, О.Н. Большакова и др. рассматривали ее не только в психологическом ключе, но и в педагогическом, уделяя особое внимание личным характеристикам и особенностям формирования самоактуализации студентов старших курсов. [4]

А.К. Маркова описывает профессиональное самоопределение студентов начальных курсов вузов, начиная с процесса их обучения. С учетом этого, она выделяет четыре этапа становления специалиста.

1. Этап адаптации к профессии. Он соответствует периоду обучения в вузе на первом-втором курсах. На этом этапе усваиваются нормы, приемы, технологии будущей профессии. Студенты имеют сформированное и целостное представление о своих возможностях. (исследования В. М. Ивановой)

2. Этап самоактуализации в профессии. Он соответствует обучению на 3-45 курсах. Студенты осознают свои возможности в будущей профессиональной деятельности. Они мотивированы и управляют своей деятельностью.

3. Этап свободного владения профессией. Это период десяти-двадцати лет профессиональной деятельности. На этом этапе проявляется мастерство и защита собственных стратегий и интересов на практике.

4. Этап соответствует уровню зрелого человека, посвятившего жизнь выбранной профессии. Здесь происходит «проектирование изменений собственной личности, необходимых для решения возникающих учебных задач по выбору и принятию решения о деятельности студентов в возникшей образовательной ситуации» [3; 6].

Проводя экспериментальное исследование наличия жизненных целей студентов и компетенций к их осуществлению, мы использовали адаптированную версию теста «Цель в жизни» Д. Крамбо, Л. Махолик, а именно тест «Смысло-Жизненных Ориентацию» Д. А. Леонтьева [5].

Основной задачей являлась эмпирическая валидизация ряда представлений об экзистенциальном вакууме, неудачах поиска цели и смысла и невротических проявлениях студентов - старшекурсников.

Все вопросы, включенные в тест-лист, носили открытый характер. При этом были предложены пары противоположных утверждений. Необходимо было выбрать одно из двух утверждений, которое больше соответствует внутреннему определению в настоящий момент времени текущей действительности. Выборка составила 27 человек, из которых 15 девушек и 12 парней, в возрасте 20 - 23 лет.

Были выделены пять значимых шкал, характеризующих наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность, временную перспективу и возможность самоосуществления.

В первую шкалу вошли студенты, живущие сегодняшним или вчерашним днем. Данные показали внутреннюю целеустремленность у 69%, но с элемента-

ми прожектерства. Планы, которые не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.

Содержание второй шкалы проясняет процесс жизни, интерес и эмоциональную насыщенность жизни. Фактически единственный смысл жизни сводится к тому, чтобы жить. Этот показатель демонстрирует как воспринимает испытуемый сам процесс своей жизни. Полученные высокие баллы у 58% испытуемых по этой шкале и более низкие по остальным характеризуют молодежь, живущую потребностями сегодняшнего дня. Некоторые низкие баллы по этой шкале у 23% испытуемых - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом они придают ей полноценный смысл воспоминания о прошлом успешном опыте, а также нацеленность в будущее.

Третья шкала показала удовлетворенность самореализацией. Полученные проценты по этой шкале продемонстрировали, как студенты оценивают пройденный отрезок жизни, как ощущают насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Полученные показатели говорят о том, что прошлое способно придать смысл последующим действиям молодых студентов. В 14% отмечена незначительная неудовлетворенность прожитым опытом жизни.

Четвертая шкала получила достаточно высокие баллы у 88% выборки, что соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии с текущими целями и представлениями о ее смысле. 12% студентов продемонстрировали неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

Пятая шкала характеризует управляемость процессами жизни. У 67% студентов отмечено устойчивое убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. У 13% выявлены убеждения фатализма и отсутствия веры в собственные возможности. У 20% испытуемых убежденность в неподвластности сознательному контролю собственной жизни, стереотипе "свобода выбора иллюзорна", и "бессмысленно что-либо загадывать на будущее".

таким образом, мы выделили индивидуальные представления молодежи о качестве жизни, которые отражают персональные потребности, мотивы и смыс-ложизненные ориентации, проекты жизненных стратегий, цели и восприятие собственного будущего.

Следующим шагом стала тренинговая работа в группе, имеющая целью обнаружить, доступно ли испытуемым состояние самореализации, путем самомотивации, целеполагания и проживания «пиковых состояний», в том числе инсайта, телесного, эмоционального осознавания и состояния потока в ходе практических занятий.

Занятия строились по принципу обучения коммуникативным навыкам, начиная от самоотслеживания собственного голоса, речи, звукоизвлечения, телесного осознавания позы, дыхания, мимики, потока эмоций и мыслей.

В качества примера приводим демонстрационную сессию со студенткой Л. (5 курс).

Во время тренинга Л. сама вышла на демонстрационную сессию. Ниже приводим наиболее важные фрагменты. Л - студентка. П - психолог.

Л: Я готова.

П: Поехали.

Л: Куда едем?

П: В том направлении, которое вы выбрали.

Л: Рассказать о моей проблеме?

П: Вы называете это проблемой?

Л: Да.

П: Вы уверены.. .называя это проблемой?

Л: (смеется).. .Но я жила с этим до сих пор.

П: Ну, я и говорю, когда с этим живешь, то это не проблема, это - жизнь.

Л: Но когда приходишь в себя, чтоб от этого избавиться, я иду, чтоб от этого избавиться.

П: Вы уйдете отсюда, и не будет ее? Имейте ввиду.

Л: Если я в вас настолько верю, то, наверное, да.

П: По вере вашей да будет вам.

Л: Начнем сейчас. О проблеме?

П: Мы же не обсуждаем город, и дороги не обсуждаем.

Л: Я хочу обрести легкость в ногах такую же, какую имею в голове и сейчас уже в чувствах, и я хочу хотеть. Хочу желать. Но когда прихожу с работы, ощущаю себя трупом, поесть и бухнуться на диван с кроссвордами. Уснуть, потом встать и опять быть человеком, но это уже поздно по времени. то, что намечала, по - разным причинам уже сделать не можешь, и возлагаешь надежды на выходные, и пока поднимаешь всю эту рутину домашнюю, и тут ноги меня уже никуда не пускают. Но я считаю, что меня не пускает что-то другое, а ноги только противовес. Ноги физически не пускают. Лимфоаденит - он меня очень волнует.

П: А сейчас мы с чем работаем?

Л: С этим же.

П: А к чему идем?

Л: К обретению легкости.

П: Это реально?

Л: Да, думаю.

П: Думаете или знаете?

Л: Знаю, во всяком случае, с таким стажем, как у меня, у других уже слоновость. Но я держусь. Тормозить процесс могу, даже знаю - как.

П: Как?

Л: Отдыхать больше, интимную жизнь вести, но ни того, ни другого, практически не бывает. (смеется).

П: А чего вы смеетесь?

Л: ОТ того, что бывает очень редко одно, другое.

П: То есть, вы редко бываете в норме?

Л: Угу.

П: Вот это проблема.

Л:И проблема в том, что не норма со временем становится нормой, а настоящая норма становится праздниками. П: Ну конечно. Хорошо. Л: Конечно.

П: Ну, жизнь у нас такая.

Л: (вытирает слезу).

П: Что вы там вытираете?

Л: Почесалось просто. Я не плачу!

П: Хорошо.

Л: Правда - чешется.

П: А я уже думал - пошло.

Л: Нет, это же норма.

П: А праздники часто бывают?

Л: Нет, редко.

П: А вы какая в празднике? Л: Счастливая.

П: А когда не в празднике, а в будни?

Л: Довольная (хмурится).

П: На лице у вас была другая эмоция.

Л: А что же это было? Я ищу всегда положительное в дне, поэтому мне легко жить. Я этим довольна. Я умею это переинтерпретировать.

П: Наверное, очень интересно находить в каждом дне позитивное звено? Это интересный механизм удерживания проблемы. Л: (пытается записать на листке).

П: Зачем вы это записываете? Ведь это и так записано в вас. Вам надо переписать, а не повторно писать.

Л: Как вы сказали? Механизм? (пытается записать). П: Для чего вам это сейчас? Л: Для осознания.

П: Это способ удерживания проблемы. Л: Ах, да!

П: Но вы ведь, уже сказали, что ищите способ решения. Л: Перспектива - не искать позитив, а углубляться в негатив - меня не прельщает.

П: Хороший компьютер.

Л: Мм. Гибкость отсутствует. Третий путь. Я его пока не вижу. П: А вы не смотрите, а почувствуйте.. .задействуйте другой канал, альтернативный.

Л: Помощь зала нужна.

П: Зал вам сейчас наговорит.

Л: Толчок какой-то нужен. Зациклена. Я застряла.

П: А, компьютер завис, его надо перезагрузить? Мы-то не будем так. Мы то

опытные программисты. Мы то с вами...

Л: (смеется). Попробуем по-другому. (смеется). Не знаю.

П: Да, система зависла.

Л: Все равно физическое напряжение есть. Все равно оно есть, как бы мы не стремились к моему «я» или «мы».

П: Мышление - системный процесс, но жизнь парадоксальна.

Л: Не вижу парадоксов. Я всегда нахожу им объяснения.

П: Вы в какой вере?

Л: По происхождению - православная.

П: Это по какому такому происхождению ваша вера?

Л: Семья вышла из православия, а поскольку, я все религии изучила, то выработала свою.

П: Вы голубь мира?

Л: Ну да, может быть.

П: Вы - голубь мира. Ну хорошо - из православия.. .А в православии есть понятие «промысел божий». Когда это случается, знаете?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л: В смысле - творчество?

П: Не только...

Л: .?

П: Я спросил: Вы знаете, как это случается? Это простой вопрос. Есть простой ответ - «Да», «Нет». Л: Да.

П: Хорошо. Когда?

Л: У меня? Душа поет.

П: такое часто бывает?

Л: У меня? Да.

П: Это состояние праздника или будней?

Л: В принципе, будней. Нет ... - праздников.

П: так, душа поет в будни или в праздники?

Л: И в будни поет, когда я хорошо делаю творческую работу.

П: А какая она - творческая работа для вас?

Л: Это все - от приготовления пищи до красивого урока; хорошая беседа.

П: А промысел где здесь?

Л: Только творчество.

П: так вы ему место не оставляете? Наверное, от того, что вы не умеете мыслить парадоксами. И нет места промыслу. Идете сами на встречу, а можете сами принять то, что есть.. .как это сделать?

Л: А что такое промысел, скажите мне?

П: Когда я собираюсь читать семинар, я знаю, что я буду читать, но невозможно специально готовиться, пытаясь предугадать все варианты. Я оставляю место для промысла и позволяю процессу быть естественным, а все, что нужно все равно происходит. Это похоже на творчество, творчество другого порядка. Когда оставляешь ему место, то тело. совершенно.. .по-другому на все реагирует и

решение видится другим. Это немножко парадоксальный взгляд на проблему.. .И тогда она уже не проблема. А если проблема не проблема, значит она уже - решение. Это не впишешь в себя, это можно только ощутить, позволив себе.

Л: Мне говорят, что я не оставляю места другим. Да, это правда, но это и не новость. Да, это есть.

П: Есть одно учреждение, в котором сотрудниками являются очень пожилые люди и они сидят на своих местах и упорно держатся за них. Они не дают дорогу молодым, для них это не проблема, но предприятие не развивается, нет движения. Своеобразная неподвижная форма.

Л: Да. Я это тоже для себя формулирую. Но когда я пыталась уйти, меня настолько не устраивал результат.. .Я как бы шла на окружающих.

П: Хорошо. Вернемся к ногам.. .сейчас.

Л: Для меня очень трудно принять себя как женщину в работе. Я не хочу туда ходить. Я регулярно пытаюсь каждый год уйти с работы, но удерживает стабильность. Я говорила начальнику, что не хочу там оставаться, а он даже разговаривать не хочет об этом. Получается: эти мои уходы - это моя манипуляция ради того, чтобы чего-то добиться.

П: Так получается.

Л: Хотя, я не с этим иду. Я иду с твердым намерением, но в результате получается, что начальник идет мне на всяческие уступки, лишь бы я находилась на этом месте. У нас с ним игра, постоянная манипуляция. Мне надо все-таки уйти? И туда больше не ходить?

П: А если у ног спросить? Они, наверняка лучше знают.

Л: Но они то ведут.

П: А если спросить у ног: о чем все это, что нужно делать по-другому?

Л: Я столько спрашивала - это моя сексуальность. У меня с мужем ее нет. Когда она была, и с ногами было лучше.

П: Я чем-то могу сейчас вам помочь?

Л: Помочь в том, чтобы прояснить.

П: А разве что-то не ясно?

Л: Нет...Да...не знаю.

П: Что? Л: А?

П: Что конкретно?

Л: Я не вижу свою линию поведения, назад или вперед?

П: Не получается одной ногой стоять здесь, а другой там.

Л: Можно.

П: Может быть и можно, да только ногам трудно.

Л: (смеется). В этом-то и вся проблема - ногам трудно.

П: А давно ногам трудно?

Л: Это началось в ранний период первой беременности.

П: И что было потом?

Л: Потом пошел прогресс на одной ноге, а потом была вторая беременность.

Ноги стали идеально хорошими, хотя, казалось, должно было быть наоборот (длительная пауза). Я кое-что поняла. Я сейчас прошла по всей своей жизни, точнее, по основным моментам.. .кое-что прояснилось.

П: Вы шли сами и пойдете дальше сами. Пойдете?

Л: Да. Спасибо!

Комментарии психолога: Работа с Л. была интересной и одновременно непростой. Она хорошо выстраивает защиту и одновременно из этого состояния просит поддержку. Интересны ее жизненные стратегии и сценарии. Только способа решения и выхода она пока не видит. Или «не хочет» видеть. Возможно ей нужно было просто принять определенное решение.

Л: По своему складу привыкла всегда доходить до самой сути системы. Чуть ли не впервые в сознательной жизни - мне это не удалось. Это для меня пока непостижимо. Этой непостижимости я благодарна! Спасибо и за чувство доверия.

Я настолько привыкла все делать сама, но это новое ощущение сотрудничества настолько оказалось благостно для меня, что. В общем, меня переполняет чувство комфорта! Раньше я активно пропагандировала лозунг: «Бери от жизни все!», имея в виду любой опыт, все, что предлагает жизнь, то теперь я понимаю, что на это «все» уходит очень много сил. Проходишь большое расстояние с малым КПД. Сегодня впервые возникла мысль об избирательности того, что предлагает жизнь. Я хочу доверять чувствам при этом выборе.

Обычно, если я чего-то не понимаю, я ощущаю себя нагой. Здесь этого не происходит.

Я получила новый опыт и во мне родились новые ощущения осуществления самой себя. Но пока не знаю, что с ним делать.

Непрерывно, в течение пяти дней, с 10 00 утра и до 18 00 вечера студенты находились в особом пространстве доверия, заботы, взаимоподдержки и сотрудничества. Данное условие позволило подтвердить версию А. Маслоу, о том, что удовлетворение базовых потребностей ведет к осуществлению более высоких потребностей в самореализации. Поскольку задачей тренинга являлась самореализация личности не в пространстве тренинга, а в поле жизни (Поле Бытия), то было обнаружено, что 36% выборки самотрансцендировали собственные убеждения и ценности, выйдя к самоосуществлению собственных метапотребностей, выходящих за пределы поставленных задач.

Так, результатом явилась сдача некоторых зачетов и экзаменов экстерном, в результате возросшей внимательности и повышенной работоспобности у 13%. Состояние творчества отметили 24%, в результате чего студенты записались в различные спортивные и творческие кружки, продолжая их посещать в течение двух месяцев после пройденного тренинга. 33% продолжают сохранять моральную и психологическую поддержку друг для друга. 41% поддерживают еженедельное общение в социальных сетях и посредством мессенджеров. Более 60% прошедших тренинг, свидетельствуют об изменениях отношений и ролевых позиций дома и в ближайшем окружении. 5% приняли решение получить дополнительное образование, либо посетить профильные мастер-классы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гараганов А. В. Представления о качестве жизни и потребностная сфера молодежи: Монография. - М.: Издательство «Спутник+», 2015.

2. Гараганов А. В. Причинная психотерапия. - М., Психотерапия: метод Causal Therapy, 2006. - 240 с.

3. Иванова В.М. Структура образовательной поддержки самоактуализации студентов университета / Вестник ОГУ - 2013. - №2 (151)

4. Крутых Е.В. Проблема человеческих потребностей в гуманистической психологии А. Маслоу // Философские аспекты постижения человека: Сб. науч. ст. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2001

5. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. - М.: Смысл, 2000 - 18с.

6. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. - № 6.

7. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. - М.:МГУ, 1982. - с. 108 - 117.

8. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / пер с англ. - СПб. : Питер, 2016.

9. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Питер, 2017.

10. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. - СПб.: Речь, 2003.

11. Франкл В. Психотерапия и экзистенциализм. Пер. с англ. яз. - М. ИОИ.

2015.

Лейбовский А.Ю., Аверина Л.Ю.

проблемы реализации дисциплины «элективные курсы по физической культуре» в кубанском государственном университете

В последнее десятилетие в Российской Федерации происходят изменения в системе образования, вводятся новые Федеральные государственные образовательные стандарты, направленные на совершенствование общих образовательных программ высшего профессионального образования. Высшие учебные заведения страны, ориентируясь на новые образовательные модели, предоставляют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.