Научная статья на тему 'ПОТРЕБНОСТЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В КАДРАХ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ'

ПОТРЕБНОСТЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В КАДРАХ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василевский М.Г., Шараева А.Т.

The article examines health manpower provision and management in 1991-2006. The structural effectiveness of manpower management was found to be low. The number of physicians’ and nurses’ positions reduced (144840) twice exceeded the number of graduates, which for the first time in Kyrgyzstan resulted in frictional unemployment and drain of specialists from rural areas. The proportion of vacancies was as high as 42% in some regions of Kyrgyzstan. Social measures to eliminate such developments are proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОТРЕБНОСТЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В КАДРАХ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»

потребность здравоохранения в кадрах и эффективность их использования

МГ.,Василевский, А.Т.Шараева НПО «Профилактическая медицина», кафедра семейной медицины КГМА

саламаттыкты сактоо системасынын кадрларга болгон муктаждыгы жана аларды

колдонуунун натыйжалуулугу

М.Г. Василевский, А.Т.Шараева «Алдын алуу медицинасы» Илимий 0ндYPYштYк Бирикмеси, КММА Yй бYлввлYк медицина кафедрасы

Корутунду: макалада 1991 жылдан 2006 жылга чейинки мезгилдеги Саламаттыкты сактоо системасын-дагы кадрлар потенциалын башкаруу бвлYMYHYн жана калктын кадырлар менен камсыз болгондугу тууралуу анализдин жыйынтыгы берилген. Кадрларды башкаруунун жыйынтыгы жана натыйжалуулук структурасы твмвн экендиги аныкталды. Кыскартылган врачтардын жана медициналык сестралардын саны (144840) окуу жайын бYTYPYп чыккан кадырлардын санынан эки эсе жогору болгон. Бул Кыргызстандын тарыхында биринчи жолу фрикциялык жумушсуздукту пайда кылган жана айыл жериндеги адистердин кетYYCYнв TYрткY берген. Кээ бир аймактарда бош кызмат орундарынын салыштырма салмагы 42% жетет. Бул кврYHYштврдY жоюу YЧYH социалдык иш-чаралар сунуш кылынды

Health manpower requirements and effectiveness of manpower use

Vasilevsky M.G., Sharaeva A.T.

Scientific and Production Centre for Preventive Medicine, Department of Family Medicine of the State Medical Academy

Abstract. The article examines health manpower provision and management in 1991-2006. The structural effectiveness of manpower management was found to be low. The number of physicians' and nurses' positions reduced (144840) twice exceeded the number of graduates, which for the first time in Kyrgyzstan resulted in frictional unemployment and drain of specialists from rural areas. The proportion of vacancies was as high as 42% in some regions of Kyrgyzstan. Social measures to eliminate such developments are proposed.

Кыргызстан унаследовал советскую систему здравоохранения с её широкой сетью лечебно-профилактических учреждений, механизмами ее финансирования и управления. Советская модель здравоохранения, базировавшаяся на принципах бесплатной и доступной медицинской помощи, давала отличные результаты вплоть до 80-гг., когда начала сказываться нехватка ресурсов и статус здоровья начал снижаться. Особенно тяжелым оказалось положение в Кыргызстане в период экономического кризиса. Правительство было вынуждено сократить расходы на здравоохранение с 3,7% (1990г.) до 1,8% (2006 г.) от ВНП, в том числе и кадровый потенциал (Мейманали-ев Т. С., 2003), тогда как население в стране за этот период увеличилась на 16,8% (с 4422,2 до 5164,3 тыс). В данной статье мы попытались рассмотреть, сравнить и проанализировать принципиальные изменения, произошедшие в кадровой политике за последние 15-17 лет и на этой основе обозначить дальнейшие рекомендации по политике и стратегии системы здравоохранения, которая сама по себе подверглась структурным, управленческим и функциональным преобразованиям.

Материал и методы. Эффективность управление кадрами оценивалась по таким критериям как оптимальность планирования, подбор, подго-

товка, распределения кадров. Необходимые данных заимствованы из статистических сборников МЗ Кыргызской Республики за 1991-2006 годы.

результаты и обсуждения. На данном этапе в Кыргызстане для оказания медицинской помощи по штатному расписанию предусмотрено 12710 врачей (24,5 на 10000 населения) и 28753 специалистов со средним медицинским образованием (54,4 на 10000 населения). Первое места по обеспеченности врачами занимает г. Бишкек (36,6у), второе — Ыссыккульская область (25,2у) и третье — Таласская область — 23,4у. Последние ранговые место занимают Жалалабадская (18,4у) и Баткенская (15,2у) области. В этих областях обеспеченность врачами в 1,6—1,9 раза ниже, чем в целом в республике.

Обеспеченности врачами на 10 тыс. населения в стране с 1991 по 2006 гг. сократилась на 27,3%. Абсолютное число врачей за этот период сократилась на 2333 (15,5%) человек, тогда как население увеличилось на 16,8%. За последние 5 лет число врачей сокращается в среднем на 335 человек в год. Сокращение наблюдается по всем регионам, даже в тех, где имеется низкий уровень обеспеченности врачебными кадрами. В Баткенской области за последние 5 лет сокращение врачей произошло на 11,5%, Иссык-Кульской — на 15%.

Обеспеченность лечебных учреждений средним медперсоналом в расчете на 10 000 населения в целом по республике составляет 72,3 штатных должностей. По регионам этот показатель имеет 2-х кратные различия. Если в г. Бишкек средних медработников недостаточно (41,3 на 10 000 населения), то в Нарынской области, наоборот, наблюдается избыток (86,0 на 10 000 населения). Число средних медработников в системе здравоохранения также интенсивно сокращается. С 1991 по 2006 год их число уменьшилось на 12131 (29,7%) человек, причем интенсивность сокращения неоднозначна. Если в республике численность среднего персонала сократилась на 41,5%, то в Ошской области на 30,7%, в Чуйской — на 54,6 и г. Бишкек — на 59,7%

Таким образом, в КР проводится целенаправленная политика сокращения врачебных кадров и средних медработников, главной целью которой является сокращение расходов на медицинское обслуживание. Различия по обеспеченности врачами и средними медработниками по регионам 1,5--2-х кратные, что негативно отражается на таких качествах ме-

Из общего числа врачей практической деятельностью занимается 10341 (81,4%), из них в сфере амбулаторно-поликлинической обслуживания - 6634 (52,2%).

дицинской помощи как доступность, равенство, справедливость. Низкий уровень структурной эффективности кадрового обеспечения указывают на необходимость поиска новых принципов распределения врачебных кадров, первые шаги которого обозначены в трудах Н.К. Касие-ва (1999), М.М. Каратаев (2000) и Т. С. Мейма-налиева (2003), но не реализованы практикой. До сих пор отсутствуют нормативы по обеспечению специалистами государственной системы здравоохранения.

По данным официальной статистики укомплектованность штатных должностей в КР составляет 91,9%. Недоукомплектованность прослеживается по всем территориальным регионам системы здравоохранения (табл. 1). Наиболее низкая укомплектованность отмечена в Ошской — 85,1% и Таласской (87,2%) областях. В г. Бишкеке укомплектованность высокая — 99,9%, но качество укомплектованности низкое, так как 1,5% должностей занято совместителями. Заслуживает внимания также Таласская область, где низкий процент укомплектованности (87,2%) сопровождается высоким уровнем совместительства - 1,5%.

Доля врачей, занимающихся оказанием ПМСП, по регионам колеблется в широких пределах (табл.2).

Таблица 1.

Укомплектованность врачами амбулаторно-поликлинических учреждений Кыргызстана, 2006

Регионы должностей число врачей (физических лиц)

штатное число из них занятые

Абс. число на 10 000 населения Уком-плек-тован-ност % совмес-тительс-тва наличие вакансии

А6с. %

республика 6634 6095 9,4 91,9 1,3 4742 1892 28,5

Баткенская обл. 418 386 9,3 92,2 1,3 296 122 29,2

Жалалабатская 963 861 4,2 89,5 1,3 641 322 33,4

Ыссыккульская 406 362 8,6 89,2 1,3 283 123 30,3

Нарынская обл 317 289 6,1 91,2 1,2 236 81 25,5

Ошская обл. 913 776 7,4 85,1 1,2 624 289 31,6

Талаская обл. 287 250 4 87,2 1,5 164 123 42,8

Чуйская обл. 807 723 8,9 89,7 1,1 633 174 21,5

г.Бишкек 1889 1888 26,2 99,9 1,4 1381 508 26,9

г.Ош 451 384 15,4 85 1,2 319 132 29,3

Республ. учрежд 185 176 95,2 1,1 165 20 10,7

Таблица 2.

Удельный вес врачей, оказывающих практическую помощь

наименование регионов численность всех врачей включая зубных в том числе врачей, оказывающих практическую помощь

всего из них заняты оказанием пмсп

абс. число на 10 тыс населения абс. число на 10 тыс населения % к общему числу абс число % к общему числу

Кыргызстан 12710 24,5 10341 19,9 81,4 6634 52,2

Баткнская обл 588 13,9 538 12,7 91,5 418 71,1

Жалалабадская 1429 14,7 1337 13,7 93,6 963 67,4

Ыссыкульска 785 18,2 728 16,9 92,7 406 51,7

Нарынская обл 472 17,6 451 16,8 95,6 317 67,2

Ошская обл 1571 14,7 1517 14,2 96,6 913 58,1

Таласская обл 367 17 323 15,0 88 287 78,2

Чуйская обл 1352 17,9 1246 16,5 92,2 807 59,7

город Бишкек 2310 28,6 2106 26,1 91,2 1889 81,8

город Ош 590 23,6 537 21,5 91 451 76,4

Республ. учрежд 3246 1558 48 1688 185 5,7

Если в Ысыккульской области в системе ПМСП занято 51,7% врачей, то в Таласской — 78,2%. Более высокий процент врачей, занимающихся амбулаторной практикой, сконцентрирован в городах.

В 2006 г. в стране в амбулаторно-поликлини-ческой службе было занято 4742 врачей (физических лиц) при потребности 6634, другими словами дефицит врачей (вакансий) составляет 28,5% (1892 врача) В отдельных регионах процент вакансий недопустимо высокий. Так, в Джа-лалабадской области доля вакансий составляет 33,4%, в Таласской — 42,8%. Чтобы представить серьезность создавшейся ситуации, заметим, что число вакансий в 4 раза превышает число выпускников лечебного факультета.

В учреждениях ГСВ работает 3121 врач, что составляет 47% к числу врачей занятых в системе ПМСП. Данный показатель по регионам колеблется от 43,1% (г. Бишкек) до 59,9% (Ысык-кульская область). Штатные должности укомплектованы на 92,4%, в том числе 1,3% совместителями.

По регионам укомплектованность должностей колеблется в значительных пределах (табл.2). Низкая укомплектованность прослеживается в Таласской и Ошской областях. В республике недостает в общей сложности 901 семейных врачей, другими словами удельный вес вакансий составляет 28,9%, в Жалалабадской области — 34,8%, Ошской области — 32,0% и Таласской области — 42,8%.

Таблица 3.

врачами Гсв, 2006

регион наблюдения должностей число врачей (физических лиц)

штатные из них занятые наличное вакансии

число % к общему числу пмсп Абс. число на 10 тыс. населения Уком-плек-тован-ность % совмести-тель-ства абс число %

республика 3121 47,0 2883 4,4 92,4 1,3 2220 901 28,9

Баткенская обл. 200 47,8 184 4,4 92,2 1,2 148 52 25,9

Жалалабатская 499 51,8 447 4,6 89,6 1,5 325 174 34,8

Ыссыккульская 243 59,9 221 5,1 90,9 1,2 178 65 26,7

Нарынская обл 149 47,1 137 5,1 92 1,1 120 29 19,6

Ошская обл. 433 47,4 382 3,6 88,3 1,3 294 139 32,0

Талаская обл. 133 46,3 116 5,4 87,6 1,5 76 57 42,8

Чуйская обл. 466 57,7 416 5,5 89,4 1,2 356 110 23,5

г Бишкек 814 43,1 814 10,1 100 1,4 576 238 29,2

г.Ош 186 41,2 166 7,4 89,4 1,1 147 39 21,0

За период с 2000 по 2006 гг число штатных должностей в учреждениях ГСВ увеличилось на 33,7% (с 2334 до 3120). В соответствии с этим увеличилось и количество СВ с 1557 до 2220 человек, однако укомплектованность штатных должностей сократилась с 96,4% (2000 г.) до 92,4% (2006 г.). В результате число вакансий СВ увеличилось на 15,8% (с 777 до 901 человека).

Как видно из табл.3 в 27 (4,0%) ГСВ врач отсутствует. В отдельных областях число ГСВ не имеющих врача приближается к 10%. На отдельных участках, где нет врача, проживает до 7—9 тыс. человек, для них ближайший пункт

Заключение

На данном этапе в КР работники здравоохранения составляют 3,7% всех занятых в народном хозяйстве республики. Численность населения занятого в системе здравоохранения за последние 10 лет сократилась на 22% (Социально-экономическое ..., 2000). Проведенный ситуационный анализ показал, что Кыргызстан на начальном этапе государственного становления по числу врачей (337 на 100 000 населения) превосходил Великобританию (180,0 на 100 тыс. населения), Канаду (229 на 100 тыс.) и др. страны. Но заметим, что в мировой практике оптимальное числа врачей до сих пор не определено. Если в Италии число практикующих врачей в расчете на 100 000 населения составляет 470 человек, то в Турции -100 (Муканова Н.А., 2003). Для Кыргызстана 15 тыс. армия врачей в 1991 году в финансовом плане оказалась обременительной, поэтому был взят курс на сокращение штатных должностей врачей и медицинских сестер (Мейманалиев Т.С., 2003). В итоге за период

медицинских услуг ( ЦСМ) располагается на расстоянии 50—130 км. Это означает, что для 107,7 тыс. сельского населения врачебная помощь недоступна.

В республике одним врачом укомплектовано 167 (24,9%) ГСВ. В Нарынской области доля таких ГСВ составляет 46,5%, Баткенской — 40,2%, Жалалабадской — 37,0%. Для жителей, где ГСВ укомплектованы одним врачом медицинские услуги зачастую реально недоступны, так как радиус обслуживания населения врачом составляет 60 км и более. В таких условиях врач не может своевременно обслужить вызов физически даже при наличии транспорта.

с 1990 по 2006 гг. число врачей сократилась на 2333 (15,5%) человека и на 12131 (29,7%) медицинских сестер. Столь высокое сокращение врачей и медсестер (в сумме 14484 человека) впервые за всю историю Кыргызстана породило фрикционную безработицу. Практика невостребованных специалистов продолжается и по сей день. С открытием медицинских факультетов при Ошском Государственном Университете, Кыргызско-Славянском Университете, Кыргызско-Узбекском Университете г Ош увеличилось число специалистов. Между тем, из числа выпускников высших и средних медицинских заведений ежегодно трудоустраивается не более 50% (Муканова Н.А., 2003). Это при условии, что амбулаторно-поликлинические службы испытывают недостатках во врачах и медицинских сестрах. Удельный вес вакансий в отдельных регионах достигает 42%. Для полной комплектации только в учреждениях ГСВ недостает 900 семейных врачей. Это без учета естественного отбора (умершие, выход на пенсию, выезд за пределы

Таблица 4.

Уровень укомплектованности Гсв врачебными кадрами, 2008

из них

наименование региона число Гсв не имеют врача укомплектованы одним врачом

число % число жителей число %

республика 678 27 4,0 107724 167 24,9

Баткенская обл. 82 2 2,4 5362 33 40,2

Жалалабатская 135 4 3,0 18838 50 37,0

Ыссыккульская 41 3 7,3 13219 11 26,8

Нарынская обл 43 3 7,0 8158 20 46,5

Ошская обл. 111 11 9,9 50790 26 23,4

Талаская обл. 31 1 3,2 4156 10 32,3

Чуйская обл. 91 3 3,3 7201 17 18,7

г.Бишкек 96 0 0 0 0,0

г.Ош 40 0 0 0 0,0

страны). Из публикаций следует, что ряд стран, снижая количество врачей, увеличивают число медицинских сестер. Этим самым решается не только экономическая проблема, но повышается и медицинская значимость врача, часть обязанностей которого возлагается на среднего медработника. В этом отношении лидирует Норвегия. В данной стране на одного врача приходится в среднем 4,3 медсестры. Если учесть, что в Норвегии и Канаде ПМСП по экономическим и медицинским показателям является образцовой, то сектор здравоохранения КР также должен стремиться к таким же соотношениям. К сожалению коэффициент соотношения врачей и медсестер снижается. Если в 1990 г он составлял 2,7, то в 2006 г. — 2,3. Есть надежды, что со временем положение будет выправляться, так как среди выпускников соотношение врачей и медсестер близкое составляет 1:4.

Другим негативным моментом кадровой политики в Кыргызстане является то, что при формировании ГСВ не соблюдаются принципы достаточности, равенства и справедливости. Выраженная географическая неравномерность распределения врачей и среднего медицинского персонала отрицательно сказывается не только на доступности и качестве медицинских услуг, но и порождает социальную напряженность и отток специалистов не только из сельской местности, но и системы здравоохранения в целом. В 2006 г в систему здравоохранения прибыло 1658 врачей и 3385 средних медработников, а убыло 1915 и 5041 соответственно. Отток существенно превышает приток. В связи с этим, возникает необходимость решения вопросов, связанных с несовершенством управления кадровым потенциалом и привлечением врачебных кадров в сельские районы.

Кадровую проблему на селе в какой-то степени можно решить введением для медицинских сотрудников социальных льгот. Так, установлено, что многие специалисты сельской местности нуждаются в участках под застройку, требуется служебное жилье, есть резон повышения трудовой пенсии, увеличение трудового отпуска, обучение детей медицинским профессиям на бюджетной основе и др., а главное повышение заработной платы, на договорной основе. Решение данных вопросов частично решило бы проблему закрепления медицинского персонала на местах. В последние годы МЗ КР введен 10% коэффициент дотации для сельских лечебных учреждений и малых городов, однако эти средства едва ли покрывают расходы, обусловленные инфляцией. К тому же эти средства не сократили разрыв между заработной платой и прожиточным минимумом медицинских работников. Решение этих вопросов на данном этапе является безотлагательным и первоочередным, если хотим поправить здоровье населения страны.

литература

1. КаратаевМ.М. Научное обоснование системы финансирования здравоохранения в условиях перехода к рыночной экономике (на примере Кыргызстана) //Дисс. докт. мед. наук. Москва. - 2000. - 278 с.

2. Касиев Н.К. Научное обоснование основных направлений реформы здравоохранения и ее реализация в Кыргызской Республике //Дис. ... доктора мед. наук, Бишкек,1999.-271 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Муканова Н.А. Здоровье населения: пути развития системы управления и финансирования здравоохранения в Кыргызской Республике. - Бишкек: Архи, 2003.- 216 с.

4. Социально-экономическое развитие Кыргызстана и прогноз. - Бишкек. - 2000. -№3. - 100 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.