УДК 378.172.
Struchkov V.K., Professor, Head of Department of Physical Training and Sports, FGBOU VO Komsomolsky-na-Amure State University (Komsomolsk-on-Amur, Russia), E-mail: kayzersal@mail.ru
Salamin E.E., senior teacher, Department of Physical Education and Sport, Komsomolsk-on-Amur State Technical University (Komsomolsk-on-Amur, Russia), E-mail: kayzersal@mail.ru
NEED FOR FORMING PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITY FOR STUDENTS. The article considers how students of a university form professionally important will-relating qualities. Professionally important volitional influences the formation of a general cultural compensation (OK-8), which is an obligatory part of the state of higher education for all the special features of the Federal State Educational Institution of the Russian Federation. The initial data of the students' indicators (before the experiment was started) of the experimental and control groups should be similar, and the final results (after the experiment) they will be different. In the article, the mathematical criteria of Kramer-Welch and Wilcoxon-Mann-Whitney determine the availability of the forming experiment. This will show the objectivity of the pedagogical experiment.
Key words: students, professional-important volitional quality, OK-8.
В.К. C/пручков, проф., зaв. ^ф. физичecкого воcпитaния и торта, ФГБОУ ВО Комcомольcкий-нa-Aмурe гоcудaрcтвeнный унивeрcитeт, г. Комcомольcк-нa-Aмурe, Е-mail: kayzersal@mail.ru E.E. Caлaмин, ст. преп. ^ф. физичecкого воcпитaния и торта, ФГБОУ ВО Комcомольcкий-нa-Aмурe гоcудaрcтвeнный унивeрcитeт, г. Комcомольcк-нa-Aмурe, Е-mail: kayzersal@mail.ru
ПОТРEБНОCТЬ В ФОРМИРОВДНИИ ПРОФECCИОНAЛЬНО-ВAЖНЫХ ВОЛEВЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВУЗД
В cTaTbe рaccмaтривaeтcя noTpe6HocTb c^eHTOB By3a в формировaнии пpофeccионaлыно-вaжных волeвых Ka4ecTB. Профeccионaльно-вaжныe волeвыe Ka4ecTBa влияют Ha формировaниe общeкулытурной KOMneTeH^^ (ОК-8), явлющeйcя обязaтeлыной чacтыю cTa^aapTa вьющего обрaзовaния для Bcex cпeциaлыноcтeй ФгОс РФ. Иcходныe данные показателей студентов ^o нaчaлa экcпeримeнтa) экcпeримeнтaлынoй и кoнтрoлынoй групп должны coBnacTb, а кoнeчныe (no^e oKoH4a-ния экcпeримeнтa) будут рaзличaтыcя. В статье показано, что для oпрeдeлeния дocтoвeрнocти формирующего эксперимента применяются математические критерии Крaмeрa-Уэлчa и Вилкокcонa-Мaннa-Уитни, что доказывает объективность педагогического эксперимента.
Ключeвыe cловa: студенты, про фeccионaльно-вaжныe волeвыe кaчecтвa, ОК-8.
CpaTen^ec^e ^ли обрaзовaния, обознaчeнныe в «Ha-ционaлыной доктринe обрaзовaния в Роccийcкой Фeдeрaции до 2025 годa», опрeдeляeмыe cоврeмeнным уровнeм cоциaлы-но-экономичecкого рaзвития общecтвa, нaпрaвлeны нa cовeр-шeнcтвовaниe cиcтeмы профeccионaлыного обрaзовaния, ко-тороe принимaeт кaк изнaчaлыную оcнову cвоeй дeятeлыноcти идeю caморaзвития личноcти.
Прeзидeнт Рогсии В.В. Путин в поcлaнии Фeдeрaлыно-му cобрaнию подчеркнул: «Для рaзвития физичecкой культуры cтудeнчecкой молодёжи нeобходимa тaкaя оргaнизaция учeбно-воcпитaтeлыного процecca вузa, которaя бы cближaлa цeлeуcтрeмлённую и тaлaнтливую молодёжь c рaзными взглядa-ми в cтудeнчecкиe физкультурные и cпортивныe клубы, тeм ca-мым объeдиняя их».
В уотовиях нaрacтaния и измeнeния объёмa ст^^^льной учeбно-мeтодичecкой информaции, выcокой физичecкой и п^-хологичecкой нaгрузки оcобоe знaчeниe приобрeтaют профeccи-онaлыно-вaжныe волeвыe кaчecтвa личноcти, cпоcобcтвующиe уcпeшному формировaнию c^em^ нeобходимых профeccи-онaлыных компeтeнций, era готовности к профeccионaлыной дeятeлыноcти. Вaжнaя роль в дaнных уcловиях должнa быть от-вeдeнa процeccу вузов^ого физичecкого воcпитaния, позволяю-щeму rne только поддeрживaты функционaлыноe cоcтояниe сту-дeнтов, но и рaзвивaты нeобходимыe профeccионaлыно-вaжныe волeвыe кaчecтвa являющиe нeотъeмлeмой чacтыю общeкулы-турных компeтeнций cоглacно ФГОС РФ, cоздaвaты оргaнизaци-онно-пeдaгогичecкиe уcловия и воcпитывaющую cрeду для их дaлынeйшeго формировaния и cовeршeнcтвовaния.
У cтудeнтов нa 1 ^ce cилыно рaзвитa цифровaя зaвиcи-мость, дaнноe являeтcя cлeдcтвиeм воздeйcтвия cоврeмeнных тeхнологий нa жизнь молодого поколeния, что в cвою очeрeды оильно влияeт нa здоровыe cтудeнтов, отcюдa идут рaзличныe болeзни, гиподинaмия и т. д.
^к отмeчaeт Л.Н. Cтрeлыниковa, «цифровоe cлaбоумиe -digital dimension» впeрвыe было обнaружeно в Корee, 2007 г. [1].
Цифровоe cлaбоумиe угрожaeт молодому поколeнию. Взроcлыe под цифровоe cлaбоумиe попaдaют чacтично, тaк кaк мозг ужe cформировaн.
По cрeдним cтaтиcтичecким дaнным, воceмнaдцaтилeтниe юноши и дeвушки прeбывaют чeтырe годa cвоeй жизни зa цифровыми уcтройcтвaми, они в cрeднeм прeбывaют 8 чacов в cутки, вcмaтривaяcы в экрaн.
Сенситивный период развития мозга, физических, профессионально-важных волевых качеств формируется до 17 - 25 лет.
Как отмечает Дональд Хаб, опыт развивает мозг. Набор опыта из окружающей среды важен. Мыслительный процесс -очень эффективно развивает мозг и все качества индивидуума и далее личности. Спортивные игры, различные занятия - полезны для развития. A где, как ни в процессе физического воспитания в вузе, формируются и совершенствуются данные качества, оперативное мышление и т.д.
С.В. Медведев, директор Института Мозга человека, указывает «Научите детей думать! Остальное предоставьте университетам».
Злоупотребление цифровыми технологиями ведёт к явно-выраженной атрофии мышц, а также к различным нарушениям:
• нарушения в развитии мозга;
• снижение способности к обучению;
• подавление творческих способностей;
• развитие проблем со здоровьем (физическое, психическое благополучие).
• развитие проблем с коммуникацией.
В связи с изменениями ФГОС РФ и, соответственно, пунктов по ним, мы определили, что в данное время ко всем стандартам добавлена ОК-8 - Способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
В нашем эксперименте предполагается участие студентов Комсомольского-на-Амуре государственного университета в количестве 196 человек.
Мы рассмотрели, какими знаниями и качествами должны обладать студенты, будущие выпускники вуза:
Область профессиональной деятельности выпускников направления подготовки 150303 «Прикладная механика», освоивших программу бакалавриата, включает:
теоретические и научно-исследовательские работы в области прикладной механики: решение задач динамики, прочности, устойчивости, рациональной оптимизации, долговечности, ресурса, живучести, надежности и безопасности машин, конструкций, композитных структур, сооружений, установок, агрегатов, оборудования, приборов и аппаратуры и их элементов; применение информационных технологий, современных систем компьютерной математики, технологий конечно-элементного
анализа, наукоемких компьютерных технологии - программных систем компьютерного проектирсвения сиетем аЕзтол^г^т^изировсн-ного проектирования, программных систем инженерного анализа икомпьютероого инжинивинне; [вааре-иннс^-ср^ии ра,
боты с нвемеиоами ниутиь иенлоднвами|3 тосласти прикладной механико: [зоиорние иедиь даносиси, мдничмосси, устшйитссти, раноии альеой тпьи м вд^чоив, мрногзчеиоотти , нэесурса, жнечча(^т^з , надеии ките и Егёеопвнностиаанзис.кснструкций, композитные структу[з, асск|ссч>свиий, иоеиооксд, згcоraеcи,oбaилдрвaния, приборов и аппаратуры и их элементов; управление проекта-мк,йтегвееки, ои1"омдмицио) (счиьры иорывых, и^чнвиых итии-изводственных подразделений, занимающихся разработкой а проектирзваныим носой техники теогюлогод Ери
Область профессионально- донснлоносри иып^сникон направления подготовки 18.03.01 «Химическая технология», оевьчвшын ирофтма^ бекaлaтpиaтт,днлюиcоз,
методы, способы и средства получения веществ и материалов с помощью физических, физико-химичессих и хис мических процсссот, производство нм их основе ихдмин раз-лич но го нм нс чения; создани е, технологи ч ехкощ со сровожде ние и учассе о работах по монхаму, ввону т дхймттин, теноическок му обcлижнчeдиы, ди итссайке; , рeмcчзр с ;эоойлртсaцни мае-мышленных производств осеовных неорганиоеских вещестт, соеонтелеиыь дсчepиaлсч, продукточ овнхвнкио и ивнсоол органического синтеза, полимерных материалов, продуктов пepeьeЗорки оeДlти, гоет н оетплетх норсттьсвыь препаратов [2].
Облэсть ыcaфeездп(^eмьнoС дeaтeльнрcти тыыуокникот направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент», освоивших псогорыма Cзeaызвpиaтa, сни^р^1^^^"^:
оргаетзацои еозличйоИ осганизысионноип-ойовой фнс>н1ы (коммeдч^-кииг;, некомморчеекиа) о ортаны рocyдapcтдeи носы и мтиимичaлaйоие ыпраоленио, и дoтсаы-c ныптснлнсн работаю," в ксчротве юсполнителей и кьсоденаторотйт иртсыдеивмeт-г^нийдиoндр-aиxничe -(-их маио идостий ч aдминиeoаеac войино реализации оперативных управленческих решений, а также ст^^тйту[-Ы; в ^соеcз|ро.lо ве,маочн("йи яЕзьрютеи пpадксиоимавелвми: создающвмии и аз вет ающ ими свастте нное дело [2].
CортвмтcвcниO; ,вла лeрлктзцич ы сово^пелс™ ирофес-симиильной доятавьиьвай иocЯeoдимрl пpoфоccиoньлaио-иож-ные волевые качества такие, как: целеустремленность, ре-шителанеаеь, cоомрcсч, нтеар йчзтacоо, сыдepжка, можемсо инициативность, самостоятельность, дисциплинированность, 0aгaнитр0aчн0cзр, иcпoлзиведьмооол, Ейри косecттз "c^^-c^олдl учёбы и твудд, имврдщие на нффектиййостс ач^бнчй с чзр( фыоиионрдг^оыв лeроыосчроти, фopммсyытое в дррцрcceфиг ЗивеСКДаО ИT0ДйPЗйBPl
Студенты 3-го года обучения в нашем исследовании должн ы потазоос иыcркиИ рротеоь еформоьотечйосой (с^ьзнатетьно иро-являют волевые усилия, стремятся к самостоятельности). По-вышсниб мапииоции и дооeожонияддoижно выражатся в высокой двигательной активности, преодолении вредных привычек. Студенты экспериментальной группы будут проявлять волевые усилия, позитивно решать сложные проблемные ситиации, то -вышать порог «трудности», степень усилий (высокий уровень) в процессе физического воспитания в вузе.
Для оценки разработанного методического комплекса нами будетпроведён сравнительный анализ по основным показателям физической подготовленности: бег на 100 метров, бег на 3000 метров, прыжки в длину с места, подтягивания. Численность контрольной и экспериментальной групп у нас составляет т = 70, п = 70. Для наглядного и компактного представления все диапазоны изменения анализируемых данных будут разбиты на 7 равных промежутков.
Бег на 100 метров 12 - 17 сек., бег на 3000 метров 12 - 19 мин., прыжки в длину с места 140 - 260 см., подтягивания 0 - 19 раз.
ЗДе.-шв знетения дов гюсле экаперимента по нормативам, ырo0тcяимclм доив nccииызия чсчётс по иИилимeмиет салотуре квн-трольной и экспериментальной групп, мы приведём в таблицах пoзли nкепeеимcтрa,
Е- окспедимтитальныи гдвлпд сосмниз значения после экетеррысиое должны oгыcaтcт чашиз, чем с сочтропьнрй годппр.
Для oкзодчмохия дocтчйлpмocти cзвпaдетиИ и рззлрчий cpO|Tниxзнaчтнлм сравнитаемрк тыc0аanткcнepимeнтaлрныx дaмиыл: aйьтбтaитиниыx и швеии oтньшeиойl шы Tзлрл ^^ич^^и нять статистический критерий Крамера-Уэлча, наблюдаемое очеoеииe кототого вывисляьття чоыс^уле
T„„a =
-¡m-и
x — У
i
m • Dx + n • Dy
Л I
1 m
где m = — E X
m i=i
X
1 n 1 m
2 = - Ex Dx = - £( Xj- X )2 n ;=1 m i=1
D>2 = —E {y° — y) - ВЫ1ИОр66НЫе6Р6НИВИ2 ДИЯПНИЯ6И.Кp2-
n
НЯ
тическое значение этого кретерия на уровне значимости 0,05 ^^-^ор равио все ао к,чн5.
В ^^ло"^ езтпоыoв но указаннип фк^^ны ^дот ио-лучеиы дечиые иошего езтпоыoмeнтс.
После нашего исследования по всем показателям до эдceричмьиве нaCоlддыeпые зночeниз фитерия бу,^^!" меоеше критичеекыго, aдодонaрeдoич, еapaкрepизcыкиееминитоeмыx о л должйы оoснaмззo иа у^рие пнaчимеeтв ^(Пв. Днтио-чря твлс рка ледйдич вослр чср-иеожчмaютcя Тыльше фч тийтекьги, aтиeнeчнвoceoйaы^инии ече01-таеис^к^нккcнтaoльгюи и ^дc;пeнзймeнт;^лонoо |(-крпп по зтиnьшeнлн елапаечм^нтс ,еылк-йе составлять 93 - 95%.
В исшвм ocодз.oйиезoй Др;Лый чfг^Еl\/1eнятb)Ca тзкж!^ и Pоиеcзвн Hc^-Mик1мвl елиPио^P^-í ыа Е^^в^амел<-тa)с иа р-оыи езaиooиоа oотман^(^в двух выборок, который позволит че^ойрйтьз гы((OP^^^ а [-тимййии счи соичр^^^ии^ь^^о(^ок (в тр^м чисди, о ^зыичии в^-^итеий^г-eлся срe^Е^йь, миоазоcи,- -I друрих г^(кк^caпPоaл^И-| сн тилр^в^-^о чслсе инcTopмазиE^нc5l-/1 и
надежным. В связи с этим, в исследовании нами будет применён eanжо в этот c|гитeосlK;
сежеp^^(ЕBилкoкPoн^ ^ длиириикокмм киа^^^ипрoPBй■^t^l-ыаеыоо по гt)Ofп^/1yлel
v12|0,5 • m • n
W = у 1 ' _
эмп I 77"
6m -n-^m + n + l)
,-ЯС|
гд, с/ = ]Т<^,-ю,5;>;(.в
i=1 1=1
й^.- ^^ИCШ эле^нт^ов ^■^(^[^ОЙ №1 борки ос^и П^(^ЕЮСХОД!^ТУ.Г^О своему значению, Ъ. - число элементов второй выборки, которые равных. Крслическое значени е это го критеудп са^ ОЕ^н^е: ве<^-чимости 0,05 также будет равно ^005 = 1,96.
По всем показателям, до эксперимента, тероятнее всего, сеадидаему|е знач иася °адутм ^ы^е ф с кого. По
нашей гипотезе получается, что сравниваемые выборки обязаны совпастьи ро^-^игнут^ь. саивен!ч знд^ь^э^с^^нп Х^с^е^тчеор^н^с^с^хь различий выборок после эксперимента должна составить 93 -
со%.
Исходные (до начала эксперимента) положения экспе-оомчнуальнок в кча-лоы^ой и^^г^п налжол! (^^^о^исть- кд^ноиуьх (после окончания эксперимента) - будут различатся. По наше-о^^жоасег^д^1^ч чо,чло [^е^^лоеат х^иает
обусловлен именно использованием методического комплекса в формиротийхн фоct^йrc^(^нaдaемвaжсок ^(^г^евек гачениту студентов вуза.
Библиографический список
Стрельникова Л.Н. Цифровое слабоумие. Химия и жизнь. Научно-популярный журнал. Москва, 2014; 2.
Официальный сайт ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный университет». Available а^ https://knastu.ru/page/186
References
1. Ctrel'nikova L.N. Cifrovoe claboumie. Himiya izhizn'. Nauchno-populyarnyjzhurnal. Moskva, 2014; 2.
2. Oficial'nyjsajt FGBOU VO «Komsomol'skij-na-Amure gosudarstvennyj universitet». Available at: https://knastu.ru/page/186
Статьяпоступила в редакцию 12.12.17