педагогические науки
Киселева Жанна Ивановна, Холодова Галина Борисовна, Шляпникова Виктория Викторовна НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ...
УДК 37.042.1
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
© 2018
Киселева Жанна Ивановна, старший преподаватель кафедры физического воспитания, факультета прикладной биотехнологии и инженерии Холодова Галина Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедры физического воспитания, факультета прикладной биотехнологии и инженерии Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, 13, e-mail: [email protected]) Шляпникова Виктория Викторовна, кандидат педагогических наук, учитель Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 в г. Оренбург (460050, Россия, Оренбург, ул. Новая, 12/3, e-mail: [email protected])
Аннотация. Какой бы не была социальная, экономическая и политическая обстановка страны, были, есть и будут работающие студенты. Российские студенты при этом не являются исключением и более того, это уже становится «нормой», чем «так принято». В настоящее время сложилась противоречивая ситуация, определяемая тем, что с одной стороны, работодатели все чаще берут на работу студентов, а с другой стороны, для большинства студентов еще не характерны профессионально важные качества (имеются лишь предпосылки) Что бы конкурировать на рынке труда для студентов должны быть характерны личностные особенности, которые будут способствовать формированию профессионально важных качеств. Что бы обладать профессионально важными качествами, необходимо не только совершенствоваться в трудовых операциях, но и совершенствоваться физически. Физическое совершенство определено физическим развитием, физической подготовленностью и здоровьем без чего, собственно, не возможна продуктивная трудовая деятельность с хорошей работоспособностью. Физическое совершенствование возможно за счет регулярных занятий физическими упражнениями и ведением здорового образа жизни. Выполнение физических упражнений должно стать неотъемлемой частью жизнедеятельности каждого человека, а ведение здорового образа жизни - сущностной необходимостью и потребностью. Своевременное выполнение динамических пауз (как одной из форм занятий физической культурой) способствует физическому совершенствованию, повышению работоспособности и имеет прямую зависимость с формированием профессионально важных качеств.
Ключевые слова: работающие студенты, профессиональные качества, профессионально важные качества, ротация, физическое совершенствование, физические упражнения, динамическая пауза.
SOME ASPECTS OF FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF WORKING STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE
© 2018
Kiseleva Zhanna Ivanovna, senior lecturer, department of physical education, faculty
of applied biotechnology and engineering Kholodova Galina Borisovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of physical education, faculty of applied biotechnology and engineering
Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, prospect Pobedy, 13, e-mail: [email protected]) Shlyapnikova Victoria Viktorovna, candidate of pedagogical Sciences, teacher Special (correctional) boarding school № 2 in Orenburg (460050, Russia, Orenburg, Novaya street, house, 12/3, e-mail: [email protected])
Abstract. Whatever the social, economic and political situation of the country, there were, are and will be working students. Russian students are no exception and moreover, it is already becoming the "norm" than "so accepted". Currently, there is a contradictory situation, determined by the fact that on the one hand, employers are increasingly hiring students, and on the other hand, the majority of students are not yet characterized by professionally important qualities (there are only prerequisites) that would compete in the labor market for students should be characterized by personal characteristics, which will contribute to the formation of To have professionally important qualities, it is necessary not only to improve in labor operations, but also to improve physically. Physical perfection is determined by physical development, physical fitness and health without which, in fact, it is not possible productive work with good performance. Physical improvement is possible through regular exercise and healthy living. Physical exercise should become an integral part of the life of every person, and maintaining a healthy lifestyle - an essential necessity and need. Timely performance of dynamic pauses (as one of the forms of physical training) contributes to physical improvement, increase of efficiency and has a direct relationship with the formation of professionally important qualities.
Keywords: working students, professional qualities, professionally important qualities, rotation, physical improvement, exercise, dynamic pause.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Во все времена, какой бы не была социальная, экономическая и политическая обстановка страны, были, есть и будут работающие студенты. Российские студенты при этом не являются исключением и более того, это уже становится «нормой», чем «так принято». Есть много причин, по которым студенты начинают работать: материальная сторона, в том числе желание иметь «свои деньги», желание быть активным участником в жизни, просто жажда деятельности, получение дополнительных знаний в профессиональной деятельности, престижность в глазах друзей и др. [1; 2]
Современная экономическая обстановка предъявляет все более высокие требования к работникам каждой профессии, что определяет первостепенное значение
для формирования профессиональных качеств (профессионально важных качеств) каждого работника [1]. При этом профессиональные качества, обозначаются как, личностные особенности работника, которые в комплексе способствуют успешному выполнения трудовых операций на занимаемой должности. Определены они индивидуальными особенностями человеческого организма (соматическими, нейродинамическими, биологическими, конституциональными и другие) [3], тем не менее, их формирование возможно (и должно осуществляться) в течение всей жизни. Профессионально важные качества, обозначаются как, индивидуальные особенности субъекта деятельности, которые позволяют реализовать ее на нормативно заданном уровне и соотносятся хотя бы с одним ее результативным показателем (качеством, производительностью, надежностью, рентабельностью).
Kiseleva Zhanna Ivanovna, Kholodova Galina Borisovna, Shlyapnikova Victoria Viktorovna SOME ASPECTS OF FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT ...
pedagogical sciences
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В результате опроса и анализа литературы было установлено, что в настоящее время большинство студентов работают в торговле, в ресторанах быстрого питания, заняты маркетинговой деятельностью и услугами, преимущественно рекламными, компьютерными и финансовыми [4]. Студенты работают на постоянной и временной основе, в том числе сезонно (официанты в летнем кафе, инструктора в детских парках, в летних лагерях и т. д.).
Рассмотрим профессиональные качества и профессионально важные качества на примере менеджера по работе с клиентами в фитнес-клубе. Описание профессии (основное): работа с клиентами. Спрос на рынке труда: востребованная профессия. Обязанности: поиск новых клиентов, в том числе корпоративных; презентация клуба; ведение потенциального клиента от первичного контакта (звонок, визит) до продажи; работа с существующими клиентами, пролонгация договоров; организация, либо помощь в организации мероприятий в клубе; выполнение плана продаж (личного и общего); контроль чистоты в фитнес-клубе и другие. Профессиональные качества: приятная внешность, хорошие манеры, умение общаться с людьми, стрессоустойчивость [5], хорошее здоровье и работоспособность. Если перечисленные профессиональные качества (или некоторые из них) будут давать регулярный результат - убеждение собеседника и приобретение клубной карты, а так же пролонгация, то можно говорить уже о профессионально важных качествах данного менеджера по работе с клиентами.
Предъявляя повышенные требования к работникам, работодатели стремятся повысить результативность от рабочей силы за счет внедрения ротации рабочих мест, мобильности и разнообразия операций совершаемых работником, совершенствования трудовых навыков и повышения адаптивности персонала, проведения непрерывного обучения и прочие. При этом, ротация понимается как плановое служебное перемещение или существенное изменение должностных обязанностей работника (интенсивное применение ротации считается положительным фактором и благотворно влияет на результат профессиональной деятельности). Трудовой кодекс Российской Федерации определяет на это право работодателей «работодатель вправе по своему усмотрению подбирать работников, соответствующих по профессиональным и деловым качествам поручаемой им работе» [6]. В связи с этим, одним из важных требований конкурентноспособности на рынке труда является возможность людей успешно работать в разных профессиональных сферах. Таких работников называют транспрофессионалами, для них характерно быстрое формирование профессионально важных качеств в связи с изменением профессиональных обязанностей [5; 7; 8].
В настоящее время сложилась противоречивая ситуация:
- с одной стороны, работодатели все чаще берут на работу студентов;
- с другой стороны, для большинства студентов еще не характерны профессионально важные качества (имеются лишь предпосылки) [9].
В пользу первого противоречия можно отметить, что работодателя прельщает следующее:
- студент - «чистый лист», и его зачастую легче научить трудовым операциям и особенностям профессиональной деятельности, они проявляют тягу к новым знаниям и сами обладают новыми идеями;
- легче принимают новшества и перемены, готовы начинать работу с нуля;
- готовы выполнять разовую, не престижную и даже физически тяжелую работу, в том числе в режиме не нормированного рабочего дня;
- работающие студенты - трансляторы рекламы;
- соглашаются на более низкую оплату труда;
- если принять на работу студента выпускного курса, то через несколько месяцев у фирмы будет специалист без затрат на его обучение;
- студенты обладают большим потенциалом и ориентированы на карьерный рост.
Ко второму противоречию можно отнести то, что студенты:
- зачастую переоценивают свои возможности;
- могут проявлять легкомысленное отношение к работе;
- часто имеют нереалистичные представления об организации;
- часто проявляют слабую профориентацию;
- во время сессий работают хуже, или не работаю совсем;
- требуют к себе большего внимания с оценкой своей работы;
- достаточно мобильны и могут переходить с одного места работы на другое.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является демонстрация зависимости физического совершенствования и проявления профессионально важных качеств у работающих студентов. Для этого следовало разобраться в понятиях профессиональные качества и профессионально важные качества, рассмотреть преимущества и недостатки работающих студентов, выявить зависимость удовлетворенности условиями труда работающих студентов с их занятиями физическими упражнениями, представить комплекс упражнений динамической паузы с гантелями.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Что бы обладать профессионально важными качествами, необходимо не только совершенствоваться в трудовых операциях, но и совершенствоваться физически [8; 10]. Физическое совершенство определено физическим развитием, физической подготовленностью и здоровьем без чего, собственно, не возможна продуктивная трудовая деятельность с хорошей работоспособностью. Физическое совершенствование возможно за счет регулярных занятий физическими упражнениями и ведением здорового образа жизни [11]. Выполнение физических упражнений должно стать неотъемлемой частью жизнедеятельности каждого человека, а ведение здорового образа жизни - сущностной необходимостью и потребностью [12; 13].
Для определения зависимости удовлетворенности работой и занятий физическим упражнениями, нами был, проведет тест-опросник с работающими студентами, который включал следующие вопросы: ваша удовлетворенность предприятием (организацией, фирмой и т. д.), где вы работаете; ваша удовлетворенность физическими условиями (температура, вибрация, шум и т. д.); ваша удовлетворенность процессом труда; ваша удовлетворенность слаженностью действий коллектива; ваша удовлетворенность стилем управления руководителя (заместителей руководителя); ваша удовлетворенность профессиональной компетентностью руководителя, заместителей руководителя; ваша удовлетворенность заработной платой в смысле соответствия с вашими трудозатратами; ваша удовлетворенность зарплатой в сравнении с тем, сколько за такую же работу платят на других предприятиях; ваша удовлетворенность служебным (профессиональным) продвижением; как вы оцениваете свою усталость в конце рабочего дня; ваша удовлетворенность тем, как на своей работе вы можете использовать свои знания и способности; ваша удовлетворенность требованиями работы к интеллекту человека; ваша удовлетворенность длительностью рабочего дня; в какой степени ваша удовлетворенность работой повлияла бы на ваше решение, если бы вы искали работу в настоящее время; занимаетесь ли вы спортом или физическими упражнениями регулярно (в спортивных
педагогические науки
Киселева Жанна Ивановна, Холодова Галина Борисовна, Шляпникова Виктория Викторовна НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ...
секциях, в фитнес-клубе, дома самостоятельно, на работе и др.); оцените ваше желание заниматься спортом или физическими упражнениями; хотелось бы вам, что бы на работе была возможность заниматься физическими упражнениями (в обеденный перерыв, до или после работы и др.). Оценивание осуществлялось по пяти бальной системе. В опросе приняло участие 48 работающих студентов заочной формы обучения.
В результате обработки данных выявлено, что:
- 53 % (из 48 опрошенных) - занимаются физическими упражнениями регулярно (4 и 5 баллов);
- из них (из 53 %) 92 % удовлетворены своей работой и условиями (4 и 5 балла);
- из 53 % - 79 % оценили свою усталость в конце рабочего дня на 1 и 2 балла;
- 63 % (из 48 опрошенных) - желают заниматься физическими упражнениями (3, 4 и 5 баллов);
- 78 % (из 48 опрошенных) - хотели, что бы на работе была возможность заниматься физическими упражнениями (3, 4 и 5 баллов).
В результате обработки данных была выявлена связь, что работающие студенты, занимающиеся физическими упражнениями, удовлетворены своей работой, в том числе и физическими условиями труда больше, они же менее устают к концу рабочего дня, чем работающие студенты, которые не занимается физическими упражнениями. Так же выявлено, что желающих заниматься физическими упражнениями больше, чем реально занимающихся работающих студентов.
Следует указать, что физические упражнения, совершенствуя человека физически способствуют повышению работоспособности и, стало быть, положительно влияют на формирование профессиональных качеств.
Каждый человек индивидуален и соответственно выполнение физических упражнений будет иметь разный характер и дозировку. Существует разнообразные формы занятий физической культурой, которые можно объединить в две группы: организованные (обязательные учебные занятия, тренировочные занятия в спортивных секциях, участие в спортивно-массовых мероприятиях) и самостоятельные (утренняя гимнастика, упражнения в течение дня, самостоятельные тренировочные занятия).
Основные средства физической культуры - физические упражнения. Каждому работающему студенту необходимо индивидуально подбирать средства [14; 15; 16] и формы занятий физической культурой [17; 18].
Так, своевременное выполнение динамических пауз способствует физическому совершенствованию, повышению работоспособности и имеет прямую зависимость с формированием профессионально важных качеств [4; 19; 20].
Представим упражнения динамической паузы с гантелями (вес гантелей подбирается индивидуально, так что бы упражнения выполнялись с небольшим напряжением):
I. Ходьба на месте, ходьба на месте с наклоном головы вперед, назад, влево, вправо.
Методические указания: гантели в руках держать без напряжения, спина прямая, подбородок поднять, дыхание свободное, наклоны головы плавные. Упражнение выполнять 1-2 мин.
II. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра с движением рук через стороны вверх, через стороны вниз, ходьба с захлестыванием голени с движением рук вверх, вниз.
Методические указания: спина прямая, подбородок поднять, дыхание свободное, постепенно бедро выше, постепенно захлест больше, когда руки вверху при захлестывании, то выполнять небольшое прогибание назад. Упражнение выполнять 1-2 мин, уверенно держать гантели.
III. И.п. (исходное положение) стойка гантели впереди внизу.
1 - полуприсед на правой, левая нога назад, гантели
к плечам.
2 - и.п.
3 - полуприсед на левой, правая нога назад, гантели к плечам.
4 - и.п.
Методические указания: держать равновесие, нога ссади согнутая, бедро перпендикулярно полу, движения руками выполнять без рывков, гантели держать уверенно, без напряжения. Упражнение выполнять 6-8 раз.
IV. И.п. стойка ноги врозь, полунаклон вперед, гантели у груди.
1 - полуприсед, гантели в стороны;
2 - и.п.
Методические указания: держать равновесие, не выпрямляться, гантели вертикально по отношению к туловищу. Усложнить упражнение можно сделав полуприсед на правой (левой), левая (правая) в сторону на носок. Упражнение выполнять 6-8 раз.
V. И.п. стойка, гантели вверху.
1 - полуприсед, гантели за голову;
2 - и.п.
Методические указания: спина прямая, движения без рывков, можно выполнять с одной гантелей. Усложнить упражнение можно сделав полуприсед на правой (левой), левая (правая) назад на носок. Упражнение выполнять 14-16 раз.
VI. Ходьба на месте.
1-4 - руки через стороны вверх потянуться;
5-8 - руки через стороны вниз.
Методические указания: подбородок поднять, спина прямая, тянуться выше. Можно чередовать ходьбу и ходьбу на носках. Упражнение выполнять 6-8 раз. Упражнение выполнять без гантелей.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, раскрыта необходимость формирования профессионально важных качеств работающих студентов любой профессии. Рассмотрены некоторые особенности формирования профессионально важных качеств через физическое совершенствование. Представленные данные тест-опросника позволяют сделать вывод в необходимости занятий физическими упражнениями в режиме рабочего дня, а также в свободное время. Представлен примерный комплекс упражнений динамической паузы с гантелями.
Дальнейшее изучение данной темы требует исследования результативности деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Пузанова, Ж.В. Студенты в начале и конце XX века: опыт сравнительной характеристики / Ж.В. Пузанова, П.А. Борисенкова // Социологические исследования. - 2001. - №7. - С. 136-139.
2. Российская социологическая энциклопедия [Текст] / Под об- щей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. -М.: НОРМА - ИН-ФРА. - М, 1999. - 672 с.
3. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. Учебных заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 608 с.
4. Волков, Ю.Г. Социология молодёжи: учебное пособие / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков и [др.] / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 576 с
5. Козловский. О. В. Выбор профессии: методики, тесты, рекомендации / О. В. Козловский. - Ростов н/Д: Феникс; Донецк: издательский центр «Кредо», 2006. -800 с.
6. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018).
7. Климов, Е. А. Основы производства. Выбор профессии. - Ч. 2. Выбор профессии / Е. А. Климов, С. Н. Чистякова; под ред. П.Р. Атутова, В.А. Полякова. - М.: Просвещение, 1987. - 64 с.
8. Физиолого-гигиенические аспекты трудовой деятельности человека: Учебное пособие к элективному курсу. Волгоград, 2006. - 85 с._
Kiseleva Zhanna Ivanovna, Kholodova Galina Borisovna, Shlyapnikova Victoria Viktorovna SOME ASPECTS OF FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT ...
pedagogical sciences
9. Сокольник И.В. Требования современных работодателей к выпускникам вузов // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XXII междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2013. С. 81-86.
10. Коровин, С.С. Формирование профессионального самоопределения школьников в процессе физкультурного образования [Монография] // С. С. Коровин, В. В. Шляпникова / М: Издательство ВЛАДОС, 2017. - 152 с.
11. Матвеев Л. П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 7. С. 42-47.
12. Самостоятельные занятия физическими упражнениями (для обучающихся образовательных учреждений) / Зотов А.П., Зюрин Э.А., Куренцов В.А., Кабачков В.А., Быков В.С. - М. : 2013. - 124 с.
13. Сеченов И.М. Элементы мысли. - СПб. : Питер, 2001. - 416 с.
14. Холодова, Г. Б. Оздоровительный бег как средство повышения работоспособности студентов / Г. Б. Холодова, Т.М. Михеева // Вестн. Оренб. гос. ун-та. -Оренбург, 2013. - № 12 (161). С. 83-87.
15. Холодова, Г. Б. Формирование мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой (на примере оздоровительного бега) / Г. Б. Холодова, Т.М. Михеева // Вестн. Оренб. гос. ун-та. - Оренбург, 2014. № 3. С. 89-93.
16. Шляпникова, В.В. Физическое воспитание обучающихся посредством организации занятий скандинавской ходьбой / В. В. Шляпникова, Л. Ю. Шавшаева// Наука, образование, общество. 2015. № 2 (4). С. 107-113.
17. Киселева, Ж.И. Некоторые аспекты организации и методики проведения физкультурных минуток с предметами / Ж. И. Киселева, Л.Ю. Колтырева, В.В. Шляпникова //ВЕСТНИК ОГУ. - 2015. № 2 (177). С.72-76.
18. Киселева, Ж.И. Ориентирование молодежи на повышение работоспособности (статья) // Ж. И. Киселева, В.В. Шляпникова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбург. гос. ун-т. - Электрон. дан. - Оренбург: ОГУ, 2016. - 1 электрон. опт. диск (CDROM): зв., цв.; 12 см. - Систем. требования: IBM PC 686 (Pentium II, K6-2); MS Windows9.x/ NT 5.x; процессор 233 МГц; оперативная память 128 Мб; доп. программные средства: веб- браузер; Adobe AcrobatReader XI - Загл. с этикетки диска.
19. Киселева, Ж. И. Особенности активного отдыха, как фактора, повышающего работоспособность / Ж. И. Киселева, В. В. Шляпникова // Актуальные проблемы торгово-экономической деятельности и образования в современных условиях: XI Международная научно-практическая конференция. - Оренбург: Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. С. 530-535.
20. Киселева, Ж.И. Профилактика профессионального выгорания / Ж. И. Киселева, В.В. Шляпникова // Актуальные проблемы экономической деятельности и образования в современных условиях [Электронный ресурс]: сборник научных трудов Двенадцатой Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию РЭУ им. Г.В. Плеханова (Оренбург, 17 февраля, 2017 г.); Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2017. С. 221-226.
Статья поступила в редакцию 04.05.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018