УДК 658.1
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ КАК ИНДИКАТОР РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
Л. Б. ШАБАНОВА,
доктор экономических наук, профессор кафедры учета, финансов и банковского дела E-mail: svetik. tdk@mail. ru Казанский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета
М. В. АРБУЗОВА,
старший преподаватель кафедры гостиничного и туристического бизнеса E-mail: 788993@mail. ru Институт экономики управления и права (г. Казань)
Исследование современного состояния и закономерностей развития потребительского рынка товаров и услуг является одной из актуальных проблем, так как основная денежная масса возвращается в бюджет страны через товарно-денежные каналы рынка потребительских товаров и услуг.
Ключевые слова: оборот розничной торговли, структура оборота розничной торговли, доходы населения, структура использования.
Реформирование и развитие сферы потребительского рынка товаров и услуг является одним из важнейших направлений социально-экономических преобразований в России, ведущихся с начала 1990-х гг.
Несмотря на то, что в условиях централизованной плановой экономики потребительский рынок товаров и услуг был частью регулируемого государством товарно-денежного оборота, фактически он характеризовался разбалансированностью. Темпы роста производства товаров народного потребления отставали от темпов роста денежных доходов населения, шел процесс наращивания неудовлетворенного спроса населения, сопровождавшийся
дефицитом товаров, очередями и спекуляцией. Об этом свидетельствуют соотношения важнейших экономических показателей потребительского рынка за последний дореформенный год (табл. 1).
Из приведенных данных видно, что размер денежных доходов населения превышал объем производства потребительских товаров и объем розничного товарооборота. Существовавшие условия хозяйствования сдерживали развитие рыночных отношений. Это было обусловлено моносубъектной системой хозяйствования, ориентированной на использование единой государственной собственности; чрезмерной
Таблица 1
Основные экономические показатели потребительского рынка товаров и услуг за 1990 г., млрд руб.
Показатель Объем
Производство товаров народного потребления (в розничных ценах) 247
Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли 21,4
Денежные доходы населения, всего В том числе оплата труда (заработная плата и доходы колхозников) 384.7 198.8
Источник: [1, с. 11, 13, 23, 136].
20
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ
регламентацией производственно-экономических процессов на макроуровне; ограничением экономических свобод хозяйствования; ориентацией материального и финансового обеспечения всех хозяйствующих структур на централизованные методы.
Последние два десятилетия экономического развития России можно представить как два этапа. На первом этапе (1990-е гг.) происходили преодоление масштабного макроэкономического кризиса и создание экономических и политических институтов, без которых невозможно функционирование современного общества: частной собственности, денежной системы, налогово-бюджетной системы, федерализма. На втором этапе (с 2000-2003 гг.) начался процесс формирования рыночных экономических институтов: трансформация естественных монополий, разработка законодательства о несостоятельности (банкротстве), налогового и земельного законодательств, была начата работа над проектом федерального закона «О товарах и услугах общего экономического значения и ценообразовании на них» и др. [2, с. 14-16].
В связи с тем, что потребительский рынок товаров и услуг выполняет функцию удовлетворения платежеспособного спроса, согласования интересов всех участников экономического процесса, включая государство, экономические реформы в России и были начаты с разгосударствления и приватизации экономических субъектов сферы торговли и услуг. В соответствии с Указом Президента РСФСР от 25.11.1991 № 232 «О коммерциализации предприятий торговли в РСФСР» торговым предприятиям и предприятиям сферы услуг и общественного питания была предоставлена полная правовая и
хозяйственная самостоятельность путем выделения их из состава государственных организаций на правах юридических лиц, были упразднены органы управления торговлей, существовавшие в советское время, отделы рабочего снабжения (организации (предприятия) государственной розничной торговли) и т. п. Таким образом, были созданы условия для формирования рыночных отношений, основанных на приоритете интересов хозяйствующих субъектов и свободе их предпринимательской деятельности.
За короткий период централизованная и регулируемая система распределения товаров была заменена свободной куплей-продажей. Однако вместо многообразия форм собственности ведущее положение на потребительском рынке товаров и услуг занял частный сектор. В 2005 г. на долю негосударственного сектора в Республике Татарстан приходилось 98,2 % оборота розничной торговли, в 2010 г. - 99,6 % [5, с. 385].
В последние годы наметился устойчивый рост объема реализованных товаров и услуг в целом и на душу населения в России и в Республике Татарстан. Однако в связи с глубоким расслоением населения страны по уровню доходов показатель «оборот товаров и услуг на душу населения» не отражает реальных социально-экономических явлений и процессов.
Современный потребительский рынок страны и ее регионов отличается относительной насыщенностью товарами и услугами. Так, потребительский рынок Республики Татарстан характеризуется следующими показателями (табл. 2) [5, с. 385].
Только с 2008 г. в товарной структуре оборота розничной торговли началось снижение доли продовольственных товаров и увеличение доли непродо-
Таблица 2
Оборот розничной торговли, общественного питания и платные услуги населению
в Республике Татарстан в 2000-2010 гг.
Год Оборот розничной торговли Оборот общественного питания Платные услуги населению Общий объем розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению, млн руб.
Млн руб. % к итогу Млн руб. % к итогу Млн руб. % к итогу
2000 44 814,8 79,1 2 367,2 4,2 9 487,0 16,7 56 669,0
2001 61 218,4 78,0 4 230,9 5,4 13 072,0 16,6 78 521,3
2002 74 576,8 75,2 5 351,3 5,4 19 278,0 19,4 99 206,1
2003 96 969,8 74,7 6 549,4 5,0 26 351,2 20,3 129 870,4
2004 121 736,6 73,3 7 837,6 4,7 36 555,9 22,0 166 130,1
2005 161 441,0 71,3 10 543,5 4,6 54 914,6 24,1 226 899,1
2006 213 946,3 72,3 12 183,8 4,2 69 612,2 23,5 295 742,3
2007 276 459,2 71,7 15 845,6 4,1 93 325,8 24,2 385 630,6
2008 369 299,3 72,6 20 460,2 4,0 118 482,3 23,4 508 241,6
2009 393 903,6 72,1 19 192,8 3,5 132 938,5 24,4 546 034,9
2010 454 393,5 72,8 21 800,3 3,4 147 911,4 23,8 624 105,2
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4
21
вольственных товаров. Этот процесс подтверждает постепенное повышение уровня жизни населения и формирование тенденций развития рынка товаров и услуг, характерных для стран с развитой рыночной экономикой (табл. 3) [5, с. 385].
Из данных, приведенных в табл. 3, видно, что в 2010 г. удельный вес непродовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли в Республике Татарстан превышал удельный вес продовольственных товаров.
Сформировавшиеся в развитии потребительского рынка товаров и услуг в Республике Татарстан положительные тенденции продолжают укрепляться. Оборот розничной торговли в республике в 2010 г. составил 454 393 млн руб., что в товарной массе на 8,9 % больше, чем в 2009 г.
В структуре оборота розничной торговли в 2010 г. удельный вес продовольственных товаров имел меньший удельный вес (47 %), чем непродовольственных товаров (53 %). Оборот общественного питания составил 21 800 млн руб., или 113,6 % (в сопоставимых ценах) к соответствующему периоду 2009 г. [4, с. 385], населению было оказано платных услуг на 147 911,4 млн руб., что на 11 % превысило показатель соответствующего периода 2009 г., а в январе - ноябре 2011 г. этот показатель составил 148 735,8 млн руб., или 101 % к соответствующему периоду 2010 г.
В январе - ноябре 2011г. в структуре объема бытовых услуг 77,1 % приходилось на долю четырех видов услуг: по ремонту и строительству жилья и других построек (43,6 %); по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования (16,2 %); ритуальных услуг (19,8 %); услуг парикмахерских (7,5 %).
В структуре использования денежных доходов населения Республики Татарстан сохраняется высокая доля денежных доходов, направляемых на покупку товаров и оплату услуг. Так, в 2010 г. структура использования денежных доходов населения Республики Татарстан была следующей: 76,1 % расходовалось на покупку товаров и оплату услуг; 7,8 % - на оплату обязательных платежей и разнообразных взносов; 6,36 % - на накопление
сбережений во вкладах и ценных бумагах; 2,2 % - на покупку валюты; 4,1 % - на покупку недвижимости. Превышение денежных доходов над расходами составило 3,2 % [5, с. 111].
Анализ приведенных статистических данных показывает, что на рынке товаров и услуг Республики Татарстан наметились следующие положительные тенденции: в структуре розничного товарооборота удельный вес непродовольственных товаров превышает удельный вес продовольственных товаров, что свидетельствует о повышении платежеспособного спроса населения; наметилось превышение доходов населения над его расходами. Таким образом, можно говорить о положительной динамике развития потребительского рынка Республики Татарстан.
Однако положительные тенденции развития потребительского рынка товаров и услуг сопровождаются рядом негативных явлений: чрезмерное увеличение доли поступлений по импорту в структуре товарных ресурсов обострило проблему их качества и соответствия стандартам продовольственной безопасности; увеличился объем неорганизованной продажи товаров на продовольственных, вещевых и смешанных рынках. Негативными тенденциями в развитии потребительского рынка в пореформенной России являются значительный рост продажи алкогольных напитков, пива и табачных изделий, а также сокращение доли общественного питания в общем объеме розничного товарооборота.
Таким образом, проводимые реформы, устранив недостатки централизованной плановой экономики, породили негативные явления и сдерживающие факторы в виде непомерно высоких налогов; недостаточного контроля за торгово-спекулятивным предпринимательством; расширения криминальной деятельности (рэкет, вымогательство, незаконные производственно-экономические сделки государственных и коммерческих структур).
Резко увеличилась доля импортных товаров в структуре товарных ресурсов розничной торговли (она возросла с 14 % в 1991 г. до 55 % в 2004 г., хотя в 2010 г. этот показатель снизился до 44 %). Источниками наполнения рынка товарами являются оте-
Таблица 3
Товарная структура оборота розничной торговли в Республике Татарстан
в 1995, 2000, 2005-2010 гг., %
Товары 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Продовольственные 54 56 49 47 47 46 49 47
Непродовольственные 46 44 51 53 53 54 51 53
22
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ
чественное промышленное и сельскохозяйственное производство, а также импорт товаров. Состояние этих источников определяет полноту и характер предложения. Если отечественное производство не удовлетворяет полностью спроса в силу недостаточного развития или спада, то это приводит к дефициту товаров или увеличению доли импортных товаров. Для современного состояния потребительского рынка характерны спад отечественного производства и увеличение доли импортных товаров в структуре товарного ассортимента. Вытеснение с рынка отечественных товаров импортными вызвано двумя основными причинами:
- сравнительно низким уровнем конкурентоспособности большинства российских товаров по параметрам «качество», «упаковка», «рекламная поддержка»;
- привлекательностью для населения импорта как источника качественных товаров, что осталось со времен социализма и планомерных поставок импортных товаров в СССР.
Однако на сегодняшний день, по данным Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, доля брака в импортных поставках достигает от 30 до 80 %. Сохраняется следующая тенденция в экспортно-импортных отношениях: Россия отправляет на экспорт самую качественную продукцию, взамен получая импортную продукцию сомнительного качества.
Экономика России уступает своему дореформенному аналогу по ряду направлений: по источникам и темпам экономического роста, производительности труда, уровню заработной платы, покупательной способности и дифференциации доходов населения, эффективности и качеству государственного управления. Кроме того, возросли масштабы криминализации и коррупции в экономике. Либеральные реформы вызвали самые тяжелые последствия в социальной сфере, создав двухслойную экономику.
По утверждению заместителя главы Счетной палаты РФ В. П. Горегляда, примерно 0,2 % населения России владеют 70 % национальных богатств [6]. По данным Росстата, в крайней нищете находятся 12,8 % населения (с ежемесячным доходом ниже 3 500 руб.), в нищете - 15,2 % (до 7 000 руб.), в бедности - 20,2 % (до 15 000 руб.), выше черты бедности - 23,4 % (до 25 000 руб.). Таким образом, 71,6 % населения с переменным успехом балансирует на черте бедности. Средний достаток имеет 10,7 % населения, чьи доходы составляют до 35 000 руб. в месяц; свыше
35 000 руб. получает 11,8 % населения; к состоятельным относится 4,1 % населения с доходом до 75 000 руб. в месяц. И только 2,5 % населения имеет доход выше 75 000 руб. в месяц [3, с. 9, 13].
В настоящее время перед Россией стоит цель обеспечения устойчивого экономического роста. На передний план выдвинута задача обеспечения гибкости и адаптивности экономической системы, формирования способности экономических субъектов быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие в современной экономике.
Особенно следует отметить, что в период реформирования усилилась роль потребительского рынка в экономике страны. По данным системы национальных счетов России, удельный вес торговли и общественного питания в структуре валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности в текущих ценах вырос с 6 % в 1990 г. до 20,6 % в 2005 г. и до 12,9 % в 2010 г. Кроме того, за годы реформ увеличилось число занятых в сфере потребительского рынка товаров и услуг с 7,8 % в 1990 г. до 17,2 % в 2004 г. и до 66,6 % в 2010 г. по отношению к общей среднегодовой численности занятых в экономике.
В заключение следует отметить, что актуальность изложенных выше проблем усиливается в связи со вступлением России в ВТО.
Список литературы
1. Народное хозяйство в РСФСР в 1990 г. Статистический ежегодник / Госкомстат РСФСР. М.: Республиканский информационно-издательский центр, 1991.
2. Российская экономика в 2004 году: тенденции и перспективы. Вып. 26 / гл. ред. Е. Гайдар. М.: ИЭПП, 2005.
3. Социально-экономические индикаторы бедности в 2007-2010 гг. М.: Росстат, 2011.
4. Социально-экономическое положение Республики Татарстан / Территориальный орган Рос-стата по Республике Татарстан. 2010. N° 2 (январь -февраль).
5. Статистический ежегодник: Республика Татарстан. 2010 // Территориальный орган Росстата по Республике Татарстан. Казань, 2010.
6. Стенограмма совместного заседания коллегии Минэкономразвития России и Минфина России по итогам деятельности в 2010 году и задачам на 2011 год. 25.04.2011 // Официальный сайт Минфина России. URL: http://www. minim. ru/ru/press/ transcripts/index. php?id4=12551).
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>геЯ те ЪР*?жгеЪ4
23