Научная статья на тему 'Анализ потребительского рынка ЮФО в посткризисный период'

Анализ потребительского рынка ЮФО в посткризисный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
607
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / ОБЪЕМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА / РАСПОЛАГАЕМЫЕ РЕСУРСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ / СТРУКТУРА РАСХОДОВ / ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН / ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА / RETAIL SALES / CONSUMER MARKET WITH THE RESOURCES OF HOUSEHOLDS / THE COST STRUCTURE / THE CONSUMER PRICE INDEX / THE COMMODITY STRUCTURE OF EXPORTS AND IMPORTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихонович Эллада Александровна, Чигарева Татьяна Владимировна

В статье проанализирован потребительский рынок Южного федерального округа в посткризисный период. В результате анализа выделены такие особенности потребительского рынка макрорегиона, как рост рынка вслед за ростом экономики РФ, отставание роста потребительского рынка макрорегиона вследствие низкого уровня доходов населения, а также изменение структуры потребительского спроса и потребительского поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CONSUMER MARKET SFD IN THE POST-CRISIS PERIOD

In this paper the consumer market of the Southern Federal District of the crisis. The analysis point out on macro market as the growth of the market following the growth of the Russian economy, macro-lag due to low incomes, as well as changes in the structure of consumer demand and consumer behavior.

Текст научной работы на тему «Анализ потребительского рынка ЮФО в посткризисный период»

© Тихонович Э.А., Чигарева Т.В., 2012

УДК 330.101.541:330.123 ББК 65.011.32

АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ЮФО В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Э.А. Тихонович, Т.В. Чигарева

В статье проанализирован потребительский рынок Южного федерального округа в пост-кризисный период. В результате анализа выделены такие особенности потребительского рынка макрорегиона, как рост рынка вслед за ростом экономики РФ, отставание роста потребительского рынка макрорегиона вследствие низкого уровня доходов населения, а также изменение структуры потребительского спроса и потребительского поведения.

Ключевые слова: оборот розничной торговли, объем потребительского рынка, располагаемые ресурсы домашних хозяйств, структура расходов, индекс потребительских цен, товарная структура экспорта и импорта.

Основной задачей проведения анализа потребительского рынка макрорегиона является определение его состояния с целью диагностики проблем, причин их возникновения, выявления потенциальных возможностей его совершенствования и дальнейшая оценка необходимости регулирования рынка.

Исходные принципы анализа потребительского рынка составляют:

- использование системного подхода;

- учет региональной специфики [2].

В соответствии с принципами системного подхода в основу анализа процессов функционирования потребительского рынка положены следующие методологические предпосылки: экономика потребительского рынка макрорегиона рассматривается как система взаимодействующих субъектов; региональный воспроизводственный процесс осуществляется посредством взаимодействия хозяйствующих субъектов; в предшествующий период развития между подсистемами региональной экономики сложились социально-экономические связи, которые обладают инерционной силой и оказывают влияние на развитие потребительского рынка макрорегиона.

Принцип учета региональной специфики. Процессы формирования и развития потребительского рынка имеют специфические особенности, обусловленные характером воспроизводства в макрорегионах с различной структурой хозяйства. Данная специфика проявляется при формировании всей системы региональных пропорций сферы обращения.

С начала рыночных реформ дифференциация регионов стала быстро увеличиваться в результате ослабевающей регулирующей роли государства и неравномерной адаптируемости к рынку регионов с разной структурой экономики, что стало причиной экономической и социальной дифференциации регионов.

Проблемы потребительского рынка могут иметь как локальный характер (например, низкое качество определенной группы товаров, недостаточный уровень конкуренции в определенном сегменте рынка, недопроизводство какого-либо товара, недостаточный уровень развития торговой инфраструктуры в определенном районе и т. д.), так и масштабный (низкое качество товаров в целом на потребительском рынке, недостаточный уровень конкуренции в розничной торговле и т. д.).

Исходя из цели анализа потребительского рынка, необходимо подразделить его на несколько уровней в соответствии с глубиной проводимых исследований:

- конъюнктурный анализ состояния рынка;

- анализ тенденций развития рынка;

- выявление диспропорций рынка и локализация проблем;

- выявление причин возникновения проблем в развитии рынка.

В 2010 г. потребительский рынок ЮФО занимал 6-е место по объемам розничного товарооборота (удельный вес в общем объеме в 2010 г. составил 9,03 %), опережая по данному показателю Северо-Кавказский федеральный округ (удельный вес в общем объеме в 2010 г. -4,86 %) и Дальневосточный федеральный ок-

руг (удельный вес в общем объеме в 2010 г. -4,00 %) и значительно отставая от Центрального федерального округа (удельный вес в общем объеме в 2010 г. - 34,12 %). В ЮФО лидерами по данному показателю являются Краснодарский край (удельный вес 3,92 %), Ростовская область (удельный вес 2,82 %) и Волгоградская область (удельный вес 1,39 %). За период 2000-2010 гг. прирост розничного товарооборота по ЮФО составил 776 % (по РФ -600 %, Центральный ФО - 464 %) (см. табл. 1).

Таблица 1

Оборот розничной торговли по субъектам РФ (в фактически действовавших ценах, млн руб.) *

Макрорегион 2000 2005 2008 2009 2010 Удельный вес субъекта в общем объеме в 2010 г. (%)

Российская Федерация, млрд руб. 2 352,3 7 041,5 13 924,9 14 584,7 16 468,6 -

Южный ФО 169 509 559 263 1 220 891 1 274 546 1 486 453 9,03

Республика Адыгея 4 353 11 111 25 645 31 445 36 621 0,22

Республика Калмыкия 1 491 3 878 7 368 8 488 9 817 0,06

Краснодарский край 62 145 214 121 500 693 552 354 646 284 3,92

Астраханская область 10 993 32 864 77 665 83 906 100 303 0,61

Волгоградская область 29 938 101 536 186 094 201 676 229 312 1,39

Ростовская область 60 589 195 754 423 426 396 677 464 116 2,82

Центральный ФО 995 587 2 600 705 4 646 218 4 920 527 5 618 841 34,12

Северо-Западный ФО 212 612 674 300 1 302 864 1 376 085 1 553 116 9,43

Северо-Кавказский ФО 61 699 251 639 566 002 680 740 800 289 4,86

Приволжский ФО 387 424 1 190 814 2 556 441 2 666 625 2 995 981 18,19

Уральский федеральный округ 170 163 656 692 1 494 728 1 480 466 1 598 275 9,70

Сибирский ФО 257 688 820 481 1 613 116 1 591 535 1 757 644 10,67

Дальневосточный ФО 97 588 287 616 524 637 594 223 658 009 4,00

* Составлено по: [5].

По объемам розничного товарооборота на душу населения (107 261 руб. - при среднем значении по РФ - 115 215 руб.) ЮФО опережает такие макрорегионы, как Дальневосточный федеральный округ (104 458 руб.), Приволжский федеральный округ (100 123 руб.), Сибирский федеральный округ (91 293 руб.), Северо-Кавказский федеральный округ (84 480 руб.). Прирост розничного товарооборота на душу населения по ЮФО за 10 лет составил 791 % (РФ -613 %, Центральный ФО - 461 %), что в целом соответствует динамике розничного товарооборота (см. табл. 2).

Объем потребительского рынка определяется доходами населения, по которым ЮФО

в 2010 г. занимал предпоследнее место по России (11 828,0 руб. в месяц), опережая только Северо-Кавказский ФО (8 384,3 руб. в месяц). При этом среднее значение по РФ -14 633,2 руб. в месяц. В ЮФО небольшая доля привлеченных средств и израсходованных сбережений - 5,1 % из всех располагаемых ресурсов, средняя по России доля - 8,3 %, наибольшая - в Уральском ФО (14 %) [1].

В 2011 году ЮФО по показателю доходов населения также оставался на 7-м месте среди федеральных округов (13 362,3 руб. в месяц), однако произошло увеличение доли привлеченных средств и израсходованных сбережений - 6,6 % из всех располагаемых ресурсов (см. табл. 3).

Роль потребительского рынка в региональной экономике очевидна: несмотря на некоторое снижение доли добавочной стоимости, формируемой предприятиями розничной торговли и сферы услуг, в общем объеме валового реги-

онального продукта она по-прежнему находится на высоком уровне и составляет 16,1 % в Южном ФО в 2009 г., при среднем значении по России в 18,4 % к ВРП; наибольшая доля - в Центральном ФО - 27,3 % (см. табл. 4).

Таблица 2

Оборот розничной торговли на душу населения по субъектам РФ (в фактически действовавших ценах; руб.) *

Макрорегион 2000 2005 2008 2009 2010 Ранг субъекта среди макрорегионов

Российская Федерация 16 162 49 202 98 093 102 775 115 215 -

Южный ФО 12 040 40 550 89 028 92 937 107 261 4

Республика Адыгея 9 712 25 047 58 024 70 987 83 165 -

Республика Калмыкия 4 844 13 405 25 874 29 931 33 927 -

Краснодарский край 12 107 41 998 97 566 107 227 123 824 -

Астраханская область 10 876 32 989 77 429 83 391 99 251 -

Волгоградская область 10 958 38 382 71 469 77 735 87 702 -

Ростовская область 13 625 45 325 99 674 93 652 108338 -

Центральный ФО 26 062 69 443 125 113 132 558 146 112 1

Северо-Западный ФО 14 908 49 292 96 640 102 314 114 203 3

Северо-Кавказский ФО 8 097 27 917 61 826 73 826 84 480 8

Приволжский ФО 12 254 38 902 84 651 88 493 100 123 6

Уральский ФО 13 620 53 556 122 042 120 681 132 346 2

Сибирский ФО 12 633 41 575 82 515 81 395 91293 7

Дальневосточный ФО 14 200 43 777 81 047 92 124 104 458 5

Таблица 3

Структура располагаемых ресурсов домашних хозяйств по субъектам РФ, 2011 г.*

Макрорегион Располагаемые ресурсы (в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц, руб.) из них (в %)

валовый доход в том числе Сумма привлеченных средств и израсходованных сбережений

денежный доход стоимость натуральных поступлений

продуктов питания товаров и услуг

Российская Федерация 16 597,1 90,7 87,2 2,7 0,8 9,3

Южный ФО 13 362,3 93,4 88,5 3,9 1,0 6,6

Республика Адыгея 16 185,9 79,5 74,0 4,3 1,2 20,5

Республика Калмыкия 7 503,8 97,9 92,1 5,1 0,7 2,1

Краснодарский край 13 128,9 95,4 90,7 4,2 0,5 4,6

Астраханская область 15 364,8 89,8 86,6 1,9 1,3 10,2

Волгоградская область 13 478,6 90,2 85,1 3,1 2,0 9,8

Ростовская область 13 208,5 95,5 89,9 4,7 0,9 4,5

Центральный ФО 21 352,2 88,3 84,4 2,5 1,4 11,7

Северо-Западный ФО 19 113,2 91,1 88,9 1,4 0,8 8,9

Северо-Кавказский ФО 9 139,1 95,2 89,6 4,7 0,9 4,8

Приволжский ФО 16 014,4 85,1 81,1 3,3 0,7 14,9

Уральский ФО 19 806,9 87,9 84,3 2,7 0,9 12,1

Сибирский ФО 15 764,9 88,8 84,1 3,9 0,8 11,2

Дальневосточный ФО 21 352,2 88,3 84,4 2,5 1,4 11,7

* Составлено по: [1].

Таблица 4

Валовая добавленная стоимость по виду деятельности «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» в 2009 г.*

Макрорегион Валовая добавленная стоимость, млн руб. (в текущих основных ценах) Доля валовой добавленной стоимости по данному виду деятельности в ВРП, в % к итогу

Российская Федерация (сумма субъектов) 5 918 101,7 18,4

Южный ФО 321 747,1 16,1

Республика Адыгея 8 475,0 20,6

Республика Калмыкия 1 949,6 8,2

Краснодарский край 145 240,0 16,9

Астраханская область 13 431,2 10,2

Волгоградская область 54 178,8 14,4

Ростовская область 98 472,5 17,7

Центральный ФО 3 113 197,6 27,3

Северо-Западный ФО 517 595,5 15,2

Северо-Кавказский ФО 170 193,1 21,3

Приволжский ФО 671 221,1 13,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уральский ФО 514 741,6 11,7

Сибирский ФО 420 209,8 12,4

Дальневосточный ФО 189 195,9 10,9

* Составлено по: [5].

Благоприятная экономическая конъюнктура в макрорегионе, сложившаяся в последние годы и обусловленная общим улучшением конъюнктуры в РФ, устойчивый рост реальной заработной платы и пенсий, поступление в розничную торговлю товаров в объемах, обеспечивающих платежеспособный спрос населения, - эти факторы способствовали удовлетворению потребительского спроса населения и росту розничного товарооборота.

Рост объемов розничной торговли ЮФО в физическом исчислении ниже темпов роста в денежном выражении - за последние 5 лет он находился в диапазоне 10-15 % (см. табл. 5), что соответствует среднероссийским значениям.

Данный факт свидетельствует о том, что в значительной степени рост объемов розничной торговли был обусловлен ростом цен на потребительском рынке макрорегиона.

Рост потребительских цен за период 2000-2010 гг. составлял в среднем 10-15 % ежегодно. Среднегодовой рост потребительских цен по РФ за данный период также находился в диапазоне 10-20 % (см. табл. 6).

Рост товарооборота отражает увеличение потребления населения и роста личных доходов граждан. Частное потребление в среднем по России в настоящее время почти на 20 % превышает аналогичный показатель последних лет существования административно-командной экономики.

Структура розничного товарооборота ЮФО за период 2010-2011 гг. претерпела несущественные изменения по сравнению с периодом 2000-2011 годов. Изменения структуры розничного товарооборота имеют позитивный характер, постепенно приближая структуру расходования денежных средств населения на продовольственные товары к западному уровню (доля расходов населения на про-довольственныетовары составляет 40,5 % от общих расходов на товары и услуги в 2011 г. в ЮФО), который отличается значительно меньшим расходованием средств на продовольственные товары (10-30 % от расходов населения на товары и услуги). Изменения коснулись также и соотношения расходов населения на покупку продовольственных и непродовольственных товаров - доля расходов населения на продовольственные товары от

общего объема розничной торговли в ЮФО в 2010 г. составляла 34,9 %, в 2011 г. она увеличилась до 35,2 %, при среднем значении конца 80-х годов в СССР на уровне 40 %, что является косвенным свидетельством роста реальных доходов населения и некоторого снижения предпочтения к расходам на товары непродовольственного значения [4].

В структуре расходов на конечное потребление по группам продовольственных и непродовольственных товаров и услуг ЮФО показатель доли питания занимает предпоследнее место. В группе лидеров находятся Центральный федеральный округ (31,8 %), Уральский федеральный округ (32,5 %) и Дальневосточный федеральный округ (33,4 %) (см. табл. 7).

Таблица 5

Индексы физического объема оборота розничной торговли субъектов РФ

(в % к предыдущему году) *

Макрорегион 2005 2008 2009 2010

Российская Федерация 112,8 113,6 94,9 106,3

Южный ФО 115,6 116,1 94,6 109,6

Республика Адыгея 115,7 138,7 111,7 109,9

Республика Калмыкия 114,7 102,7 104,3 106,0

Краснодарский край 115,7 116,6 100,5 110,2

Астраханская область 113,7 121,3 94,7 113,2

Волгоградская область 116,3 111,0 98,5 106,5

Ростовская область 115,4 116,2 84,7 109,6

Центральный ФО 110,0 111,0 95,8 107,3

Северо-Западный ФО 117,0 112,6 84,3 105,9

Северо-Кавказский ФО 118,6 120,2 106,7 108,9

Приволжский ФО 116,2 115,7 95,1 105,7

Уральский ФО 121,2 117,7 90,0 101,6

Сибирский ФО 115,0 112,0 89,2 104,4

Дальневосточный ФО 112,5 110,6 100,7 103,8

* Составлено по: [5].

Таблица 6

Индексы потребительских цен на товары по субъектам Российской Федерации

(к декабрю предыдущего года, %)

Макрорегион 2000 2005 2008 2009 2010

Российская Федерация 118,1 108,2 112,4 107,9 109,1

Южный ФО 115,7 109,6 113,2 107,6 109,5

Республика Адыгея 119,9 109,8 114,3 106,5 110,3

Республика Калмыкия 115,5 110,1 116,0 106,5 113,8

Краснодарский край 116,6 109,6 113,3 107,5 109,1

Астраханская область 117,2 110,0 112,7 108,1 110,3

Волгоградская область 117,5 107,8 112,0 107,8 110,0

Ростовская область 112,8 110,5 113,8 108,2 109,5

Центральный ФО 117,9 107,7 112,1 108,1 108,9

Северо-Западный ФО 118,4 108,0 113,2 107,6 109,8

Северо-Кавказский ФО 114,5 109,8 115,1 109,2 110,4

Приволжский ФО 119,3 107,6 112,4 106,9 109,7

Уральский ФО 121,2 109,8 111,3 108,2 109,7

Сибирский ФО 119,3 107,9 112,3 108,0 108,2

Дальневосточный ФО 116,1 110,0 113,4 109,7 107,3

Составлено по: [5].

За последние годы изменился потребительский спрос, повысились требования к культуре обслуживания, качеству товаров, и, соответственно, увеличился приток покупателей в организованную торговлю, обеспечивающую необходимые гарантии населению. Так, анализ розничного товарооборота ЮФО по каналам реализации свидетельствует об увеличении доли организованной розничной торговли до 85,6 % в 2010 г. против 73,8 % в 2000 г. (к примеру, в Гер-

мании доля цивилизованной торговли достигает 90 %) и, соответственно, уменьшении объемов реализации товаров на продовольственных, вещевых и смешанных рынках (см. табл. 8). Данный факт, несмотря на достаточно высокую долю «не цивилизованной» торговли на вещевых, продовольственных и смешанных рынках, отражает возрастающую культуру потребления населения, обусловленную постепенным ростом благосостояния населения в макрорегионе.

Таблица 7

Структура расходов на конечное потребление по группам продовольственных и непродовольственных товаров и услуг субъектов РФ, 2011 г.*

Макрорегион Расходы на конечное потребление (на члена домашнего хозяйства в месяц, руб.) из них, в %

питание непродовольственные товары алкогольные напитки услуги стоимость услуг, предоставлен. работодателем бесплатно или по льготным ценам

Российская Федерация 11715,1 34,8 37,9 1,7 25,5 0,1

Южный ФО 9823,4 40,5 35,2 1,7 22,5 0,1

Республика Адыгея 10968,1 33,9 45,6 0,9 19,6 0,0

Республика Калмыкия 6187,8 42,8 37,2 1,3 18,7 0,0

Краснодарский край 9689,5 40,9 35,3 1,8 22,0 0,0

Астраханская область 11663,0 43,7 36,1 1,9 18,2 0,1

Волгоградская область 9667,8 34,7 38,9 1,5 24,7 0,2

Ростовская область 9775,0 43,3 31,3 2,0 23,3 0,1

Центральный ФО 13752,2 31,8 38,0 1,5 28,7 0,0

Северо-Западный ФО 13679,0 34,5 35,6 1,9 27,9 0,1

Северо-Кавказский ФО 6959,0 46,4 33,4 1,1 19,1 0,0

Приволжский ФО 10263,4 36,2 39,7 1,7 22,3 0,1

Уральский ФО 12468,0 32,5 39,3 1,8 26,2 0,2

Сибирский ФО 10297,4 36,2 38,8 1,7 23,2 0,1

Дальневосточный ФО 15198,7 33,4 39,2 1,6 25,1 0,7

* Составлено по: [1].

Таблица 8

Структура оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектам (в фактически действовавших ценах, в % от общего объема оборота розничной торговли субъекта Российской Федерации) *

Макрорегион 2000 2005 2008 2009 2010

1* 2* 1* 2* 1* 2* 1* 2* 1* 2*

Российская Федерация 73,8 26,2 78,8 21,2 86,9 13,1 86,7 13,3 87,5 12,5

Южный ФО 73,8 26,2 79,3 20,7 85,2 14,8 84,9 15,1 85,6 14,4

Республика Адыгея 76,7 23,3 69,1 30,9 78,5 21,5 85,8 14,2 88,8 11,2

Республика Калмыкия 95,9 4,1 96,2 3,8 97,1 2,9 97,3 2,7 97,5 2,5

Краснодарский край 77,6 22,4 79,9 20,1 81,7 18,3 81,9 18,1 81,9 18,1

Астраханская область 69,0 31,0 79,1 20,9 89,7 10,3 90,0 10,0 91,9 8,1

Волгоградская область 82,0 18,0 83,3 16,7 87,0 13,0 86,9 13,1 87,6 12,4

Ростовская область 66,1 33,9 76,8 23,2 87,9 12,1 86,5 13,5 88,0 12,0

Центральный ФО 72,6 27,4 75,9 24,1 84,7 15,3 83,5 16,5 84,3 15,7

Северо-Западный ФО 77,6 22,4 86,3 13,7 93,4 6,6 94,1 5,9 95,4 4,6

Северо-Кавказский ФО 57,0 43,0 57,0 43,0 66,2 33,8 68,2 31,8 70,0 30,0

Приволжский ФО 76,3 23,7 82,5 17,5 89,4 10,6 89,3 10,7 89,7 10,3

Уральский ФО 75,0 25,0 78,4 21,6 88,2 11,8 89,8 10,2 91,6 8,4

Сибирский ФО 76,5 23,5 81,8 18,2 89,9 10,1 90,2 9,8 91,6 8,4

Дальневосточный ФО 68,5 31,5 81,0 19,0 90,8 9,2 91,5 8,5 91,1 8,9

* Составлено по: [5].

1 * - Оборот розничной торговли торгующих организаций.

2 * - Продажа на розничных рынках и ярмарках.

Соотношение экспортных и импортных товаров в продовольственном секторе составляло, по оценкам экспертов (в 2010 г.), в РФ 2 и 18 % соответственно, в ЮФО данные составили 19,75 % экспортных товаров и 2,84 % импортных товаров, что не соответствует российским тенденциям. Наиболее приближен по показателям экспорта и

импорта продовольственных товаров к ЮФО Дальневосточный федеральный округ - 12,61 и 17,36 %. Центральный федеральный округ - 1,38 и 14,84 %, Северо-Западный федеральный округ - 3,18 и 29,10 %. Данные показатели объясняются значительным экспортом зерновых культур из ЮФО (см. табл. 9).

Таблица 9

Товарная структура экспорта и импорта регионов РФ в 2010 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(в фактически действовавших ценах, млн долл. США) *

Макрорегион Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье Прочие товары Итого движение товаров Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в общем объеме товаров, %

эксп. имп. эксп. имп. эксп. имп. эксп имп.

РФ 9365 36 482 369 755 165 754 379 120 202 236 2,00 18,03

Южный ФО 2 043,3 2 559,0 8 292,1 6 445,0 10 335,4 90 004,0 19,75 2,84

Республика Адыгея 2,9 20,8 6,1 48,4 9,0 69,2 32,22 30,05

Республика Калмыкия 0,0 7,5 31,0 58,4 31,0 66,9 - 11,21

Краснодарский край 929,6 2 066,4 3 295,6 1 983,9 4 225,2 4050,3 22,00 51,01

Астраханская область 28,6 92,0 265,6 163,7 294,2 255,7 9,72 35,97

Волгоградская область 92,2 80,1 2 414,4 819,3 2 506,6 899,4 3,67 8,90

Ростовская область 990,0 292,2 2 279,4 3 371,1 3 269,4 3 663,3 30,28 7,97

Центральный ФО 2 128,8 17 532,9 151 052,9 100 565,7 153 181,7 118 098,6 1,38 14,84

Северо-Западный ФО 1 125,9 10 186,6 34 201,5 24 808,8 35 327,4 34 995,4 3,18 29,10

Северо-Кавказский ФО 120,3 393,5 781,0 735,0 901,3 1 128,5 13,34 34,86

Приволжский ФО 287,5 971,7 45 596,8 9 134,2 45 884,3 10 105,3 0,62 9,61

Уральский ФО 123,9 373,6 58 170,1 7 003,4 5 8 294,0 7 383,0 0,21 5,06

Сибирский ФО 257,2 764,0 36 648,7 5 774,3 36 905,9 6 538,3 0,69 11,68

Дальневосточный ФО 1 988,8 940,4 13 779,6 4 474,2 15 768,4 5 414,6 12,61 17,36

* Рассчитано по: [5].

Подводя итоги анализа состояния потребительского рынка ЮФО в посткризисный период, можно сделать следующие выводы:

1. Положительные тенденции роста российской экономики и экономики ЮФО отражаются на потребительском рынке макрорегиона - его объем уверенно растет, прирост розничного товарооборота по ЮФО составил 776 % за период 2000-2010 годов.

2. Значительное отставание ЮФО от других макрорегионов по объемам розничного товарооборота (в 2010 г. потребительский рынок ЮФО занимал 6-е место) обусловлено низкими доходами населения (предпоследнее место по России).

3. На фоне увеличения доходов населения, сокращения инфляции, помимо количественных

изменений, происходит очевидное изменение структуры потребительского спроса (доля расходов населения на продовольственные товары составляет 40,5 % от общих расходов на товары и услуги в 2011 г. в ЮФО; доля расходов населения на продовольственные товары от общего объема розничной торговли в ЮФО в 2010 г. составляла 34,9 %, в 2011 г. она увеличилась до 35,2 %) и потребительского поведения (анализ розничного товарооборота ЮФО по каналам реализации свидетельствует об увеличении доли организованной розничной торговли до 85,6 % в

2010 г. против 73,8 % в 2000 г.).

Таким образом, выделенные особенности структуры и динамики потребительского рынка ЮФО целесообразно использовать при разработке региональной экономической политики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2011 году (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) : стат. сб. / Росстат. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/ catalog/statisticJoumals/doc_1140096812812. -Загл. с экрана.

2. Зорин, С. М. Проблемно-целевой метод регулирования регионального потребительского рынка/ С. М. Зорин. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/ ЬапШе/123456789/450/07_08_001.ра^«^иепсе=2. -Загл. с экрана.

3. Платное обслуживание населения в России,

2011 : стат. сб. / Росстат. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statistic Collections/doc_1260453359625. - Загл. с экрана.

4. Современное состояние потребительского рынка России : Официальный документ Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.potreb.com/doc/potreb.pdf. -Загл. с экрана.

5. Торговля в России, 2011 : стат. сб. / Росстат. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/ main/publishing/catalog/statisticCollections/ doc_1139916653609. - Загл. с экрана.

ANALYSIS OF CONSUMER MARKET SFD IN THE POST-CRISIS PERIOD

E.A. Tikhonovich, T.V Chigareva

In this paper the consumer market of the Southern Federal District of the crisis. The analysis point out on macro market as the growth of the market following the growth of the Russian economy, macro-lag due to low incomes, as well as changes in the structure of consumer demand and consumer behavior.

Key words: retail sales, consumer market with the resources of households, the cost structure, the consumer price index, the commodity structure of exports and imports.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.