Научная статья на тему 'Потребительский рынок товаров и услуг и основные тенденции его развития'

Потребительский рынок товаров и услуг и основные тенденции его развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5862
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОВАР / УСЛУГА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТОВАРНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЙ СПРОС / ПОТРЕБНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / GOODS / SERVICE / CONSUMER MARKET / REGULATION / PAYABLE DEMAND / DEVELOPMENT / GOODS SUPPLY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабанова Л. Б., Шабанов М. Ю.

Главной закономерностью развития потребительского рынка товаров и услуг выступает регулирование складывающихся на нем пропорций и соотношений между товарным предложением и платежеспособным спросом как по общему объему, так и по структуре, что особенно важно для более полного удовлетворения потребностей общества. Анализ состояния и динамики развития потребительского рынка товаров и услуг в целом по стране и в отдельных регионах позволяет выявить тенденции их дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER MARKET OF GOODS AND SERVICES AND THE MAIN TRENDS OF ITS DEVELOPMENT

The main law of the consumer market of goods and services development is the regulation of proportions and equations between goods supply and payable demand, both by total value and structure, which is especially important for the fullest meeting of the society demands. The analysis of the conditions and dynamics of the consumer market of goods and services development inn the country and in separate regions makes it possible to reveal the trends of its further development.

Текст научной работы на тему «Потребительский рынок товаров и услуг и основные тенденции его развития»

УДК 339.138

Л.Б. ШАБАНОВА, кандидат экономических наук, профессор,

М.Ю. ШАБАНОВ,

ведущий специалист

Институт экономики, управления и права (г. Казань), ОАО "Лизинговая компания «КамАЗ»"

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ

Главной закономерностью развития потребительского рынка товаров и услуг выступает регулирование складывающихся на нем пропорций и соотношений между товарным предложением и платежеспособным спросом как по общему объему, так и по структуре, что особенно важно для более полного удовлетворения потребностей общества. Анализ состояния и динамики развития потребительского рынка товаров и услуг в целом по стране и в отдельных регионах позволяет выявить тенденции их дальнейшего развития.

Потребительский рынок товаров и услуг в канун реформ. Несмотря на то, что в условиях централизованной плановой экономики потребительский рынок товаров и услуг был отраслью регулируемого государством товарно-денежного оборота, фактически он характеризовался разбалансированностью. Темпы роста производства товаров народного потребления отставали от темпов роста денежных доходов населения, происходил процесс наращивания неудовлетворенного спроса населения, дефицита, очередей и спекуляции. Об этом свидетельствуют соотношения между важнейшими экономическими показателями потребительского рынка за последний дореформенный год (табл. 1) [1].

Из приведенных данных видно, что размер денежных доходов населения превышал объем производства потребительских товаров и объем розничного товарооборота.

К концу 1990 года ажиотажный спрос во многих регионах страны приобрел устойчивый характер. Несмотря на небывалый рост товарооборота, объем которого за год увеличился на 63,3 млрд рублей (на 15,7% в фактических ценах), ситуация на потребительском рынке на протяжении всего года была крайне сложной, а к концу года стала критической - сложился дефицит фактически всех потребительских товаров. Треть прироста товарооборота была получена за счет роста цен. Положение на потребительском рынке осложнилось еще и тем, что тем-

Показатели 1990 г.

Производство товаров народного потребления (в розничных ценах), млрд руб. - всего 459,2

Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли (в фактически действующих ценах), млрд руб. 467,8

Денежные доходы населения всего, млрд руб. в том числе оплата труда (зарплата и доходы от колхоза) 652,5 464,3

Таблица 1

Основные экономические показатели потребительского рынка товаров и услуг за 1990 г.

пы роста товарных ресурсов на протяжении всего года замедлялись. Объем поставок из государственных ресурсов увеличился в среднем за год на 8%. Особенно напряженная ситуация сложилась на рынке продуктов питания. По сравнению с предыдущим годом, поставка их на рынок возросла лишь на 1%. Следствием этих процессов стало перемещение товарных запасов из сферы потребительского рынка в семьи потребителей. Запасы некоторых продуктов питания в семьях возросли в 1,5-2 раза в течение года. В связи с недостатком ресурсов продовольствия в РСФСР было введено регламентированное снабжение населения основными товарами. Несмотря на высокие темпы объема продаж непродовольственных товаров, некоторые из них практически исчезли. Положение на потребительском рынке осложнилось замедлением роста объема реализации платных услуг.

Существовавшие условия хозяйствования сдерживали развитие рыночных отношений. Это было обусловлено моносубъектной системой хозяйствования, ориентированной на использование единой государственной собственности; чрезмерной регламентацией производственно-экономических процессов на макроуровне; ограничением экономических свобод хозяйствования; ориентацией материального и финансового обеспечения всех хозяйствующих структур на централизованные методы.

Российские реформаторы выдвинули тезис, что "рынок отрегулирует все": автоматически отрегулирует экономические отношения, все расставит на свои места, и никакого государственного контроля не понадобится. Эта установка реформаторов "первой волны" привела к тому, что уже второе десятилетие экономика страны несет огромные потери вследствие бюрократизации, коррупции и мошенничества.

Практика развитых зарубежных стран свидетельствует, что рыночная экономика эффективна при условии действия "сознательно функционирующих контрольных механизмов", "учреждения централизованного контроля" [2].

Трансформация состояния потребительского рынка товаров и услуг за годы реформ. На протяжении последних почти 2-х десятиле-

тий Россия прошла через два этапа своего развития. На первом этапе (1990-е годы) происходило преодоление масштабного макроэкономического кризиса и создание экономических и политических институтов, без которых невозможно функционирование современного общества: частной собственности, денежной системы, налогово-бюджетной системы, федерализма. На втором этапе (2000-2003 гг.) начался процесс формирования рыночных экономических институтов: трансформация естественных монополий, разработка законодательства о несостоятельности (банкротстве), налогового и земельного законодательств, начата работа над проектом ФЗ "О товарах и услугах общего экономического значения и ценообразовании на них" и др. [3].

В связи с тем, что потребительский рынок товаров и услуг выполняет функцию удовлетворения платежеспособного спроса, согласования интересов всех участников экономического процесса, включая государство, экономические реформы в России и были начаты с разгосударствления и приватизации экономических субъектов сферы торговли и услуг. В соответствии с принятым 25 ноября 1991 г. Указом Президента РФ "О коммерциализации предприятий торговли в РСФСР" торговым предприятиям и предприятиям сферы услуг и общественного питания была предоставлена полная правовая и хозяйственная самостоятельность путем выделения их из состава государственных организаций на правах юридических лиц, были упразднены торги, орсы, тресты, комбинаты. Таким образом, были созданы условия для формирования рыночных отношений, основанных на приоритете интересов хозяйствующих субъектов и свободе их предпринимательской деятельности.

За короткий период времени централизованная и регулируемая система распределения товаров была заменена свободной куплей-продажей. Однако вместо многообразия форм собственности, ведущее положение на потребительском рынке товаров и услуг занял частный сектор. В 2005 году на долю негосударственного сектора в Республике Татарстан приходилось

98% оборота розничной торговли и 87% оборота общественного питания [4, с. 174].

В последние годы наметился устойчивый рост объема реализованных товаров и услуг в целом и на душу населения в России и в Республике Татарстан. Однако в связи с глубоким расслоением населения страны по уровню доходов показатель "оборот товаров и услуг на душу населения" не отражает реальных социально-экономических явлений и процессов.

Современный потребительский рынок страны и ее регионов отличается относительной насыщенностью товарами и услугами. Так, потребительский рынок Республики Татарстан характеризуется показателями, приведенными в табл. 2 [5].

Приведенные выше данные показывают, что оборот розничной торговли Республики Татарстан характеризуется положительной динамикой. Совершенствуется его структура, что подтверждается увеличением удельного веса платных услуг в общем объеме розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению. Однако, как видно из графика, представленного на рис. 1, изменения цен на продовольственные и непродовольственные товары можно считать незначительными по сравнению с высокими и устойчивыми темпами роста цен на платные услуги.

Рис. 1. Изменение цен на продовольственные и непродовольственные товары и платные услуги населению РТ в 2005 г. (в процентах к декабрю 2004 г.)

Следовательно, наметившаяся положительная тенденция увеличения доли платных услуг в структуре оборота республики частично нивелируется ростом цен на них.

Только с 2004 года в товарной структуре оборота розничной торговли началось снижение доли продовольственных товаров и увеличение доли непродовольственных товаров. Этот процесс является подтверждением постепенного повышения уровня жизни населения и формирования тенденций развития рынка товаров и услуг, характерных для стран с развитой рыночной экономикой (табл. 3) [6].

2003 2004 2005

Общий объем розничной торговли, обществен-

ного питания и платные услуги населению

млн руб. 129869,4 166130,1 226576,9

в процентах 100 100 100

в том числе:

Оборот розничной торговли

млн руб. 96969,8 121736,6 161441,0

в процентах к итогу 74,7 73,3 71,3

Оборот общественного питания

млн руб. 6549,4 7837,6 10543,5

в процентах к итогу 5,0 4,7 4,6

Платные услуги населению

млн руб. 26351,2 36555,9 54532,4

в процентах к итогу 20,3 22,0 24,1

Таблица 2

Оборот розничной торговли, общественного питания и платные услуги населению РТ

Из данных, приведенных в табл. 3, видно, что в 2005 году удельный вес непродовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли на 2% превышает удельный вес продовольственных товаров.

Материалы выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств РТ показывают, что динамика их денежных доходов в целом, а также в разрезе городской и сельской местности имеет тенденцию к устойчивому росту. В структуре денежных расходов наметилась тенденция роста удельного веса расходов на непродовольственные товары и услуги в целом по домашним хозяйствам, а также по домашним хозяйствам городской местности. В домашних хозяйствах сельской местности доля расходов на продукты питания пока превышает долю расходов на непродовольственные товары (табл.4) [4, с. 70].

Сформировавшиеся в развитии потребительского рынка товаров и услуг в РТ положительные тенденции продолжают укрепляться. Оборот розничной торговли Республики Татарстан в январе-феврале 2006 года составил 30515,4 млн рублей, что в товарной массе на 32,6% больше, чем за соответствующий период 2005 года, в том числе в феврале 2006 года оборот на 29,6% превысил уровень февраля 2005 года, составив 15570,4 млн рублей.

В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составляет меньший удельный вес (49,1%) по сравнению с непродовольственными товарами (50,9%). Оборот общественного питания составил 1665 млн рублей, или 100,4% (в сопоставимых ценах) к соответствующему периоду 2005 года, населению было оказано платных услуг на 9363,6 млн рублей, что на 21,7% превысило показатель соответствующего периода 2005 года. Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения в феврале

Товарная структура оборон

2006 года составил 22,5%. В структуре объема бытовых услуг 70,1% приходится на долю четырех видов услуг: по ремонту и строительству жилья и других построек - 27,2%; по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования - 18,8%; ритуальных услуг - 15,7%; услуг парикмахерских - 8,4%.

В структуре использования денежных доходов населения Республики Татарстан сохраняется высокая доля денежных доходов, направляемых на покупку товаров и оплату услуг (рис. 2) [7].

Анализ приведенных статистических данных показывает, что на рынке товаров и услуг Республики Татарстан наметились следующие положительные тенденции: в структуре розничного товарооборота удельный вес непродовольственных товаров превышает удельный вес продовольственных товаров, что свидетельствует о повышении платежеспособного спроса населения; наметилось превышение доходов населения над его расходами. Положительная динамика развития потребительского рынка Республики Татарстан является подтверждением признания объективных законов рынка.

Однако положительные тенденции развития потребительского рынка товаров и услуг сопровождаются рядом негативных явлений: чрезмерное увеличение доли поступлений по импорту в структуре товарных ресурсов обострило проблему их качества и соответствия стандартам продовольственной безопасности; увеличился объем неорганизованной продажи товаров на продовольственных, вещевых и смешанных рынках. Негативной тенденцией в развитии потребительского рынка в пореформенной России является значительный рост продажи алкогольных напитков, пива и табачных изделий, а также сокращение доли общественного питания в общем объеме розничного товарооборота.

Таблица 3

розничной торговли (в %)

1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Все товары 100 100 100 100 100 100 100

в том числе:

продовольственные 54 56 57 55 55 52 49

непродовольственные 46 44 43 45 45 48 51

Таблица 4

Денежные доходы и расходы домашних хозяйств (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в среднем на домохозяйство в год; рублей)1

Годы

Денежные доходы

Из них оплата труда

Денежные расходы

Из них

на покупку

03

о «

h я

« и

^ ей

4 Н

О я &с

я &

Щ Я

1 S

£ 3

& ы

Структура денежных расходов, %

на покупку

03

о «

h я

« я

^ ^

4 н

о я

& с

я &

Щ Я 1 й

Все категории домашних хозяйств

1999

2000 20012 2002

2003

2004

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2005

7477

10966

59395

77459

94822

134112

147213

7505 11080 58296 76328 93752 133291 142315

4072 5094 26343 28491 33748 38833 43425

1559 3492 17799 31003 35017 49260 44318

551 834 6266 8473 12399 16653 32943

54,3 46,0

45.2

37.3

36.0

29.1 30,5

20,8 31,5

30.5

40.6 37,4

37.0

31.1

7,3 7,5 10,7 11,1 13,2 12,5 23,1

Домашние хозяйства городской местности

1970 1980 1990

1999

2000 20012 2002

2003

2004

2005

2914

3840

6155

8436

12158

67748

87564

108195

157983

166678

2502 3316 5371

2841 3718 5859 8457 12290 66259 86318

157216 161318

1012 1383 1752 4512 5468 28148 30239 36761 42108 47716

786 1104 2112 1812 4072 21237 36289 40268 59432 51032

360 403 535 672 1014 7517 10212 15104 19712 39732

35,6 37,2 29,9

53.4

44.5

42.5 35,0 34,4 26,8

29.6

27,7 29,7

36.0 21,4

33.1 32,1 42,0

37.7

37.8 31,6

12.7

10.8 9,1 7,9 8,3 11,3 11,8 14,1

12.5

24.6

Домашние хозяйства сельской местности

1970 1980 1990

1999

2000 20012 2002

2003

2004

2005

1778 3094 5420 4872 7729 36529 49507 58628 68573 91433

1002 1627 3289

1685 2849 4485 4917 7794 36494 48693 58207 67604 87864

1055

797

1215

2877

4076

21364

23618

25677

29858

31082

509

990

1637

870

1918

8406

16403

20791

21325

25107

85 216 264 221 345 2846 3672 5032 8253 13568

62,6 28,0 27,1 58,5

52.3 58,5 48,5

44.1

44.2

35.4

30,2 34,7

36.5 17,7

24.6 23,0

33.7 35,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31.5

28.6

5,0 7,6 5,9 4,5

4.4 7,8

7.5

8.6 12,2 15,4

накопление сбережений во

вкладах и ценных бумагах 9%

покупка недвижимости

деньги, отосланные по переводам 0%

оплата обязательных

платежей и разнообразных взносов 7%

превышение

денежных доходов над расходами 5%

покупка товаров и оплата услуг 75%

Рис. 2. Структура использования денежных доходов населения Республики Татарстан

в феврале 2006 г.

С 1997 г. расчет денежного дохода производится по новой методике, и использованы данные в среднем за квартал года. Так, денежный доход - расчетный показатель, исчисляемый исходя из суммы произведенных денежных расходов и сложившегося

прироста финансовых активов в течение учетного периода обследования.

2

С 2001 г. - годовые данные.

Таким образом, проводимые реформы, устранив недостатки централизованной плановой экономики, породили негативные явления и сдерживающие факторы в виде непомерно высоких налогов, предоставления свобод торгово-спекулятивному предпринимательству, расширения криминальной деятельности (рэкет, вымогательство, незаконные производственно-экономические сделки государственных и коммерческих структур).

Резко увеличилась доля импортных товаров в структуре товарных ресурсов розничной торговли (она возросла с 14% в 1991 году до 55% в 2004 году). Источниками наполнения рынка товарами являются отечественное промышленное и сельскохозяйственное производство, а также импорт товаров. Состояние этих источников определяет полноту и характер предложения. Если отечественное производство не удовлетворяет полностью спрос в силу недостаточного развития или спада, то это приводит к дефициту товаров или увеличению доли импортных товаров. Для современного состояния потребительского рынка характерны спад отечественного производства и увеличение доли импортных товаров в структуре товарного ассортимента. Вытеснение с рынка отечественных товаров импортными вызвано двумя основными причинами. Во-первых, это сравнительно низкий уровень конкурентоспособности большинства российских товаров по параметрам: качество, упаковка, рекламная поддержка. Во-вторых, большое влияние имеет привлекательность импорта как источника качественных товаров, что осталось со времен социализма и планомерных поставок импортных товаров в СССР. Однако на сегодняшний день по данным Госторгинс-пекции Республики Татарстан доля брака в импортных поставках достигает от 30 до 80%. До сегодняшнего дня сохраняется следующая тенденция в экспортно-импортных отношениях: Россия отправляет на экспорт самую лучшую продукцию, взамен получая импортную продукцию сомнительного качества.

При реформировании потребительского рынка товаров и услуг были допущены принципиальные ошибки: во-первых, после прива-

тизации предприятий торговли, услуг и общественного питания их новым хозяевам была предоставлена возможность присвоения рентного дохода; во-вторых, новые руководители и управляющие акционерными предприятиями были по существу освобождены от юридической ответственности за эффективность использования активов предприятия. Государство фактически устранилось от управления принадлежащим ему имуществом. Вместе с тем до сих пор нерешенными остаются фундаментальные задачи, ради которых и были начаты реформы.

Экономика России уступает своему дореформенному аналогу по ряду направлений: по источникам и темпам экономического роста, по производительности труда, уровню заработной платы, покупательской способности и дифференциации доходов населения, эффективности и качеству государственного управления, масштабам криминализации и коррупции в экономике. Либеральные реформы вызвали самые тяжелые последствия в социальной сфере, создав двухслойную экономику, которая проецирует на реальную жизнь два непохожих социально-экономических образа России. По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, 15% населения России аккумулируют в своих руках 85% всех сбережений, 57% -денежных доходов, 92% - доходов от собственности и 96% - всех средств, расходуемых на покупку иностранной валюты. Разрыв между наиболее и наименее экономически обеспеченными регионами страны по показателю подушевого регионального продукта составляет 60-кратную величину, по объему инвестиций на душу населения - 150 раз, по уровню потребления -30, по уровню безработицы - 24 раза и т.д. [8].

Следовательно, в настоящее время перед Россией стоит цель не только обеспечения устойчивого экономического роста, но, прежде всего, проведения глубокой структурной трансформации. На передний план выдвинута задача обеспечения гибкости и адаптивности экономической системы, формирования способности экономических субъектов быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие в современной экономике.

Особенно следует отметить, что в период реформирования усилилась роль потребительского рынка в экономике страны. По данным системы национальных счетов России, удельный вес торговли и общественного питания в отраслевой структуре валовой добавленной стоимости в текущих ценах вырос с 6% в 1990 году до 20,6% в 2005 году [9]. Кроме того, за годы реформ увеличилось число занятых в сфере потребительского рынка товаров и услуг с 7,8% в 1990 году до 17,2% в 2004 году по отношению к общей среднегодовой численности занятых в народном хозяйстве. И резерв потребительского рынка в этой части далеко не исчерпан. В странах с развитой рыночной экономикой доля занятых в сфере торговли составляет более 22%. Следовательно, по мере роста покупательной способности населения России численность работников в сфере потребительского рынка товаров и услуг будет увеличиваться.

Для ликвидации имеющихся негативных явлений на потребительском рынке товаров и услуг необходимо совершенствовать рыночные отношения в отечественной экономике по следующим направлениям:

- реализация многообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной);

- демократизация производства при сохранении государственных регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм "развивается сам по себе" [10];

- создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок;

- разработка правового законодательства, обеспечивающего обладание многообразными формами собственности и не допускающего ее расхищения и нерационального использования, а также превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что исследование современного состояния

и закономерностей дальнейшего развития потребительского рынка товаров и услуг является одной из актуальнейших проблем сегодняшнего дня. Актуальность этой проблемы усиливается еще и тем, что основная денежная масса возвращается в бюджет страны через товарно-денежные каналы рынка потребительских товаров и услуг. На протяжении последних лет бюджет России профицитен, снижаются долговые обязательства государства перед мировыми финансовыми организациями. Следовательно, рынок потребительских товаров и услуг является зеркалом, в котором отражается состояние всей современной экономики России.

Но одно дело признавать законы рынка, а другое - использовать их в повседневной жизни. Для того, чтобы экономическая теория была полезна для эффективного решения практических проблем, должны быть разработаны рациональные научные рецепты и новые методологические инструменты, которые будут адекватны рынку потребительских товаров и услуг.

Список литературы

1. СССР в цифрах в 1990 году. Краткий статистический сборник. / Госкомстат СССР. - М.: Финансы и статистика, 1991. - С. 38, 39, 123.

2. Кейнс. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // Антология экономической классики: в 2-х т. Т. 2. -М.: Эконов. 1993. С. 430.

3. Российская экономика в 2004 году: Тенденции и перспективы. - Вып. 26. - М.: ИЭПП, 2005. - С. 14-16.

4. Статистический ежегодник. Республика Татарстан 2005 // Территориальный орган ФСГС по Республике Татарстан. - Казань, 2006.

5. Статистический справочник "Татарстан 2005". -Казань, 2006. - С. 38.

6. Статистический сборник. Республика Татарстан 2005. - Казань, 2006. - С. 176.

7. Социально-экономическое положение Республики Татарстан / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. Казань: № II - 2006 (январь-февраль).

8. Львов Д. О стратегии развития России // Экономист. - 2007. - № 2. - С. 3.

9. Национальные счета России: Стат. сб. Росстат. -2006.

10. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Т. 1. - М.: Республика, 1992. - С. 198.

В редакцию материал поступил 23.08.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.