ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ
Л. Б. ШАБАНОВА
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина
The main regularity of goods and services consumer market is the regulation of proportions and relationships between goods offer and solvent demand both on general volume and on structure as well. This is extremely important to meet the needs of a society. The analysis of state and dynamics of a consumer market of goods and services in the country, as a whole, and certain regions allows to determine their future development tendencies.
Потребительский рынок товаров и услуг в канун реформ
Несмотря на то, что в условиях централизованной плановой экономики потребительский рынок товаров и услуг был отраслью регулируемого государством товарно-денежного оборота, фактически он характеризовался разбалансиро-ванностью. Темпы роста производства товаров народного потребления отставали от темпов роста денежных доходов населения, происходил процесс наращивания неудовлетворенного спроса населения, дефицита, очередей и спекуляции. Об этом свидетельствуют соотношения между важнейшими экономическими показателями потребительского рынка за последний дореформенный год (табл. 1) [7, с. 38, 39, 123].
Таблица 1
Основные экономические показатели потребительского рынка товаров и услуг за 1990 г.
Из приведенных данных видно, что размер денежных доходов населения превышал объем производства потребительских товаров и объем розничного товарооборота.
К концу 1990 г. ажиотажный спрос во многих регионах страны приобрел устойчивый характер. Несмотря на небывалый рост товарооборота, объем которого за год увеличился на 63,3 млрд. рублей (на 15,7 % в фактических ценах), ситуация на потребительском рынке на протяжении всего года была крайнее сложной, а к концу его стала критической - сложился дефицит фактически на все потребительские товары. Треть прироста товарооборота была получена за счет роста цен. Положение на потребительском рынке осложнилось еще и тем, что темпы роста товарных ресурсов на протяжении всего года замедлялись. Объем поставок из государственных ресурсов увеличился в среднем за год на 8 %. Особенно напряженная ситуация сложилась на рынке продуктов питания. По сравнению с предыдущим годом, поставка их на рынок возросла лишь на 1 %. Следствием этих процессов стало перемещение товарных запасов из сферы потребительского рынка в семьи потребителей. Запасы некоторых продуктов питания в семьях возросли в 1,5-2 раза в течение года. В связи с недостатком ресурсов продовольствия в РСФСР введено регламентированное снабжение населения основными товарами. Несмотря на высокие темпы объема продаж непродовольственных товаров, некоторые из них практически исчезли. Положение на потребительском рынке осложнилось замедлением роста объема реализации платных услуг.
Существовавшие условия хозяйствования сдерживали развитие рыночных отношений. Это было обусловлено моносубъектной системой хозяйствования, ориентированной на использование единой государственной собственности; чрезмер-
Показатели 1990 г.
Производство товаров народного потребления (в розничных ценах), млрд. руб. - всего 459,2
Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли (в фактически действующих ценах), млрд. руб. 467,8
Денежные доходы населения, всего, млрд. руб. в том числе оплата труда (зарплата и доходы от колхоза) 652,5 464,3
ной регламентацией производственно-экономических процессов на макроуровне; ограничением экономических свобод хозяйствования; ориентацией материального и финансового обеспечения всех хозяйствующих структур на централизованные методы.
Российские реформаторы выдвинули тезис, что «рынок отрегулирует все»: автоматически отрегулирует экономические отношения, все расставит на свои места и никакого государственного контроля не понадобится. Эта установка реформаторов «первой волны» привела к тому, что уже второе десятилетие экономика страны несет огромные потери вследствие бюрократизации, коррупции и мошенничества.
Практика развитых зарубежных стран свидетельствует, что рыночная экономика эффективна при условии действия «сознательно функционирующих контрольных механизмов», «учреждения централизованного контроля» [1, с. 430].
Трансформация состояния потребительского рынка товаров и услуг за годы реформ
На протяжении последних почти 2-х десятилетий Россия прошла через два этапа своего развития. На первом этапе (1990-е гг.) происходило преодоление масштабного макроэкономического кризиса и создание экономических и политических институтов, без которых невозможно функционирование современного общества: частной собственности, денежной системы, налоговобюджетной системы, федерализма. На втором этапе (2000-2003 гг.) начался процесс формирования рыночных экономических институтов: трансформация естественных монополий, разработка законодательства о несостоятельности (банкротстве), налогового и земельного законодательств, начата работа над проектом ФЗ «О товарах и услугах общего экономического значения и ценообразовании на них» и др. [5, с. 14-16].
В связи с тем, что потребительский рынок товаров и услуг выполняет функцию удовлетворения платежеспособного спроса, согласования интересов всех участников экономического процесса, включая государство, экономические реформы в России и были начаты с разгосударствления и приватизации экономических субъектов сферы торговли и услуг. В соответствии с принятым 25 ноября 1991 г. Указом Президента РФ «О коммерциализации предприятий торговли в РСФСР» торговым предприятиям и предприятиям сферы услуг и общественного питания была
предоставлена полная правовая и хозяйственная самостоятельность путем выделения их из состава государственных организаций на правах юридических лиц, были упразднены торги, орсы, тресты, комбинаты. Таким образом, были созданы условия для формирования рыночных отношений, основанных на приоритете интересов хозяйствующих субъектов и свободе их предпринимательской деятельности.
За короткий период времени централизованная и регулируемая система распределения товаров была заменена свободной куплей-продажей. Однако вместо многообразия форм собственности ведущее положение на потребительском рынке товаров и услуг занял частный сектор. В 2005 г. на долю негосударственного сектора в Республике Татарстан приходилось 98 % оборота розничной торговли и 87 % оборота общественного питания [8, с. 174].
В последние годы наметился устойчивый рост объема реализованных товаров и услуг в целом и на душу населения в России и в Республике Татарстан. Однако в связи с глубоким расслоением населения страны по уровню доходов показатель «оборот товаров и услуг на душу населения» не отражает реальных социально-экономических явлений и процессов.
Современный потребительский рынок страны и ее регионов отличается относительной насыщенностью товарами и услугами. Так, потребительский рынок Республики Татарстан характеризуется следующими показателями (табл. 2) [10, с. 38].
Таблица 2
Оборот розничной торговли, общественного питания и платные услуги населению РТ
2003 2004 2005
Общий объем розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению млн. руб. 129869,4 166130,1 226576,9
в процентах 100 100 100
в том числе: оборот розничной торговли млн. руб. 96969,8 121736,6 161441,0
в процентах к итогу 74,7 73,3 71,3
оборот общественного питания млн. руб. 6549,4 7837,6 10543,5
в процентах к итогу 5,0 4,7 4,6
платные услуги населению млн. руб. 26351,2 36555,9 54532,4
в процентах к итогу 20,3 22,0 24,1
Приведенные выше данные показывают, что оборот розничной торговли Республики Татарстан характеризуется положительной динамикой. Совершенствуется его структура, что подтверждается увеличением удельного веса платных услуг в общем объеме розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению. Однако, как видно из графика, представленного на рис. 1, изменения цен на продовольственные и непродовольственные товары можно считать незначительными по сравнению с высокими и устойчивыми темпами роста цен на платные услуги.
товаров в структуре оборота розничной торговли на 2 % превышает удельный вес продовольственных товаров.
Таблица 3
Товарная структура оборота розничной торговли (в процентах)
1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Все товары в том числе: 100 100 100 100 100 100 100
продовольст- венные 54 56 57 55 55 52 49
непродовольст- венные 46 44 43 45 45 48 51
■ продовольственные товары
■ платные услуги
непродовольственные товары
Рис. 1. Изменение цен на продовольственные и непродовольственные товары и платные услуги населению РТ в 2005 г. (в процентах к декабрю 2004 г.)
Следовательно, наметившаяся положительная тенденция увеличения доли платных услуг в структуре оборота республики частично нивелируется ростом цен на них.
Только с 2004 г. в товарной структуре оборота розничной торговли началось снижение доли продовольственных товаров и увеличение доли непродовольственных товаров. Этот процесс является подтверждением постепенного повышения уровня жизни населения и формирования тенденций развития рынка товаров и услуг, характерных для стран с развитой рыночной экономикой (табл. 3) [9, с. 176].
Из данных, приведенных в таблице видно, что в 2005 г. удельный вес непродовольственных
Материалы выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств РТ показывают, что динамика их денежных доходов в целом, а также в разрезе городской и сельской местности имеет тенденцию устойчивого роста. В структуре денежных расходов наметилась тенденция роста удельного веса расходов на непродовольственные товары и услуги в целом по домашним хозяйствам, а также по домашним хозяйствам городской местности. В домашних хозяйствах сельской местности доля расходов на продукты питания пока превышает долю расходов на непродовольственные товары (табл. 4) [8, с. 70].
Сформировавшиеся в развитии потребительского рынка товаров и услуг в РТ положительные тенденции продолжают укрепляться. Оборот розничной торговли Республики Татарстан в январе-феврале 2006 г. составил 30515,4 млн. рублей, что в товарной массе на 32,6 % больше, чем в соответствующем периоде 2005 г., в том числе в феврале оборот на 29,6 % превысил уровень февраля 2005 г., составив 15570,4 млн. рублей.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составляет меньший удельный вес (49,1 %) по сравнению с непродовольственными товарами (50,9 %). Оборот общественного питания составил 1665 млн. рублей, или 100,4 % (в сопоставимых ценах) к соответствующему периоду 2005 г., населению было оказано платных услуг на 9363,6 млн. рублей, что на 21,7 % превысило показатель соответствующего периода 2005 г. Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения в феврале 2006 г. составил 22,5 %.
В структуре объема бытовых услуг 70,1 % приходится на долю четырех видов услуг: по ремонту и строительству жилья и других построек -27,2 %; по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования -18,8 %; ритуальных услуг - 15,7 %; услуг парикмахерских - 8,4 %.
4
4
8
Таблица 4
Денежные доходы и расходы домашних хозяйств (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в среднем на домохозяйство в год; рублей)1
Годы Денежные доходы Из них оплата труда Денеж- ные расходы Из них Структура денежных расходов, процентов
На покупку На оплату культурно-бытовых услуг На покупку На оплату культурно-бытовых услуг
в оя тк ин & * дт ои рп Пп Непродо- вольственных товаров Продуктов питания Непродо- вольственных товаров
Все категории домашних хозяйств
1999 7477 7505 4072 1559 551 54,3 20,8 7,3
2000 10966 11080 5094 3492 834 46,0 31,5 7,5
20012 59395 58296 26343 17799 6266 45,2 30,5 10,7
2002 77459 76328 28491 31003 8473 37,3 40,6 11,1
2003 94822 93752 33748 35017 12399 36,0 37,4 13,2
2004 134112 133291 38833 49260 16653 29,1 37,0 12,5
2005 147213 142315 43425 44318 32943 30,5 31,1 23,1
Домашние хозяйства городской местности
1970 2914 2502 2841 1012 786 360 35,6 27,7 12,7
1980 3840 3316 3718 1383 1104 403 37,2 29,7 10,8
1990 6155 5371 5859 1752 2112 535 29,9 36,0 9,1
1999 8436 8457 4512 1812 672 53,4 21,4 7,9
2000 12158 12290 5468 4072 1014 44,5 33,1 8,3
20012 67748 66259 28148 21237 7517 42,5 32,1 11,3
2002 87564 86318 30239 36289 10212 35,0 42,0 11,8
2003 108195 106886 36761 40268 15104 34,4 37,7 14,1
2004 157983 157216 42108 59432 19712 26,8 37,8 12,5
2005 166678 161318 47716 51032 39732 29,6 31,6 24,6
Домашние хозяйства сельской местности
1970 1778 1002 1685 1055 509 85 62,6 30,2 5,0
1980 3094 1627 2849 797 990 216 28,0 34,7 7,6
1990 5420 3289 4485 1215 1637 264 27,1 36,5 5,9
1999 4872 4917 2877 870 221 58,5 17,7 4,5
2000 7729 7794 4076 1918 345 52,3 24,6 4,4
20012 36529 36494 21364 8406 2846 58,5 23,0 7,8
2002 49507 48693 23618 16403 3672 48,5 33,7 7,5
2003 58628 58207 25677 20791 5032 44,1 35,7 8,6
2004 68573 67604 29858 21325 8253 44,2 31,5 12,2
2005 91433 87864 31082 25107 13568 35,4 28,6 15,4
В структуре использования денежных доходов населения Республики Татарстан сохраняется высокая доля денежных доходов, направляемых на покупку товаров и оплату услуг (рис. 2) [6].
Анализ приведенных статистических данных показывает, что на рынке товаров и услуг Республики Татарстан наметились следующие положительные тенденции: в структуре розничного това-
1 С 1997 г. расчет денежного дохода производится по новой методике, и использованы данные в среднем за квартал года. Так, денежный доход - расчетный показатель, исчисляемый исходя из суммы произведенных денежных расходов и сложившегося прироста финансовых активов в течение учетного периода обследования.
2 С 2001 г. - годовые данные.
рооборота удельный вес непродовольственных товаров превышает удельный вес продовольственных товаров, что свидетельствует о повышении платежеспособного спроса населения; наметилось превышение доходов населения над его расходами. Положительная динамика развития потребительского рынка Республики Татарстан является подтверждением признания объективных законов рынка.
Однако положительные тенденции развития потребительского рынка товаров и услуг сопровождаются рядом негативных явлений: чрезмерное увеличение доли поступлений по импорту в структуре товарных ресурсов обострило про-
блему их качества и соответствия стандартам продовольственной безопасности; увеличился объем неорганизованной продажи товаров на продовольственных, вещевых и смешанных рынках. Негативной тенденцией в развитии по-
требительского рынка в пореформенной России является значительный рост продажи алкогольных напитков, пива и табачных изделий, а также сокращение доли общественного питания в общем объеме розничного товарооборота.
покупка валюты; 2,5
покупка недвижимости 1
накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах 9,6
оплата обязательных платежей и разнообразных взносов;
6,7
деньги, отосланные по переводам;
превышение денежных доходов над расходами; 4,5
покупка товаров и оплата услуг; 75,7
Рис. 2. Структура использования денежных доходов населения Республики Татарстан
в феврале 2006 г.
Таким образом, проводимые реформы, устранив недостатки централизованной плановой экономики, породили негативные явления и сдерживающие факторы в виде непомерно высоких налогов; предоставления свобод торговоспекулятивному предпринимательству; расширения криминальной деятельности (рэкет, вымогательство, незаконные производственно-экономические сделки государственных и коммерческих структур).
Резко увеличилась доля импортных товаров в структуре товарных ресурсов розничной торговли (она возросла с 14 % в 1991 г. до 55 % в 2004 г.). Источниками наполнения рынка товарами являются отечественное промышленное и сельскохозяйственное производство, а также импорт товаров. Состояние этих источников определяет полноту и характер предложения. Если отечественное производство не удовлетворяет полностью спрос в силу недостаточного развития или спада, то это приводит к дефициту товаров или увеличению доли импортных товаров. Для современного состояния потребительского рынка характерны спад отечественного производства и увеличение доли импортных товаров в структуре товарного ассортимента. Вытеснение с рынка отечественных товаров импортными вызвано двумя
основными причинами. Во-первых, - это сравнительно низкий уровень конкурентоспособности большинства российских товаров по параметрам: качество, упаковка, рекламная поддержка. Во-вторых, большое влияние имеет привлекательность импорта как источника качественных товаров, что осталось со времен социализма и планомерных поставок импортных товаров в СССР. Однако на сегодняшний день, по данным Госторгин-спекции Республики Татарстан, доля брака в импортных поставках достигает от 30 до 80 %. До сегодняшнего дня сохраняется следующая тенденция в экспортно-импортных отношениях: Россия отправляет на экспорт самую лучшую продукцию, взамен получая импортную продукцию сомнительного качества.
При реформировании потребительского рынка товаров и услуг были допущены принципиальные ошибки: во-первых, после приватизации предприятий торговли, услуг и общественного питания их новым хозяевам была представлена возможность присвоения рентного дохода; во-вторых, новые руководители и управляющие акционерными предприятиями были по существу освобождены от юридической ответственности за эффективность использования активов предприятия. Государство фактически устранилось от
управления принадлежащим ему имуществом. Вместе с тем до сих пор нерешенными остаются фундаментальные задачи, ради которых и были начаты реформы.
Экономика России уступает своему дореформенному аналогу по ряду направлений: по источникам и темпам экономического роста, по производительности труда, уровню заработной платы, покупательной способности и дифференциации доходов населения, эффективности и качеству государственного управления, масштабам криминализации и коррупции в экономике. Либеральные реформы вызвали самые тяжелые последствия в социальной сфере, создав двухслойную экономику, которая проецирует на реальную жизнь два непохожих социально-экономических образа России. По данным Института социальноэкономических проблем народонаселения РАН, 15 % населения России аккумулируют в своих руках 85 % всех сбережений, 57 % - денежных доходов, 92 % - доходов от собственности и 96 % - всех средств, расходуемых на покупку иностранной валюты. Разрыв между наиболее и наименее экономически обеспеченными регионами страны по показателю подушевого регионального продукта составляет 60-кратную величину, по объему инвестиций на душу населения -150 раз, по уровню потребления - 30, по уровню безработицы - 24 раза и т. д. [2, с. 3].
Следовательно, в настоящее время перед Россией стоит цель не только обеспечения устойчивого экономического роста, но прежде всего проведения глубокой структурной трансформации. На передний план выдвинута задача обеспечения гибкости и адаптивности экономической системы, формирования способности экономических субъектов быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие в современной экономике.
Особенно следует отметить, что в период реформирования усилилась роль потребительского рынка в экономике страны. По данным системы национальных счетов России, удельный вес торговли и общественного питания в отраслевой структуре валовой добавленной стоимости в текущих ценах вырос с 6 % в 1990 г. до 20,6 % в 2005 г. [4]. Кроме того, за годы реформ увеличилось число занятых в сфере потребительского рынка товаров и услуг с 7,8 % в 1990 г. до 17,2 % в 2004 г. по отношению к общей среднегодовой численности занятых в народном хозяйстве. И резерв потребительского рынка в этой части далеко не исчерпан. В странах с развитой рыночной экономикой доля занятых в сфере торговли состав-
ляет более 22 %. Следовательно, по мере роста покупательной способности населения России численность работников в сфере потребительского рынка товаров и услуг будет увеличиваться.
Для ликвидации имеющихся негативных явлений на потребительском рынке товаров и услуг необходимо совершенствовать рыночные отношения в отечественной экономике по следующим направлениям:
- реализация многообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной);
- демократизация производства при сохранении государственных регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм «развивается сам по себе» [3, с. 198];
- создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемента: рынок товаров и услуг; рынок факторов производства; финансовый рынок;
- разработка правового законодательства, обеспечивающего обладание многообразными формами собственности и не допускающего ее расхищения и нерационального использования, а также превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что исследование современного состояния и закономерностей дальнейшего развития потребительского рынка товаров и услуг является одной из актуальнейших проблем сегодняшнего дня. Актуальность этой проблемы усиливается еще и тем, что основная денежная масса возвращается в бюджет страны через товарно-денежные каналы рынка потребительских товаров и услуг. На протяжении последних лет бюджет России профици-тен, снижаются долговые обязательства государства перед мировыми финансовыми организациями. Следовательно, рынок потребительских товаров и услуг является зеркалом, в котором отражается состояние всей современной экономики России.
Но одно дело признавать законы рынка, а другое - использовать их в повседневной жизни. Для того, чтобы экономическая теория была полезна для эффективного решения практических проблем, должны быть разработаны рациональные научные рецепты и новые методологические инструменты, которые будут адекватны рынку потребительских товаров и услуг.
Литература
1. Кейнс. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // Антология экономической классики: В 2 т. Т. 2. М., 1993.
2. Львов Д. О стратегии развития России // Экономист. 2007. № 2.
3. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М.: Республика, 1992. Т. 1.
4. Национальные счета России: Стат. сб. Росстат. 2006.
5. Российская экономика в 2004 году: Тенденции и перспективы. Вып. 26. М.: ИЭПП, 2005.
6. Социально-экономическое положение Республики Татарстан / Территориальный орган феде-
ральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. Казань: № 11-2006 (январь-февраль).
7. СССР в цифрах в 1990 году. Краткий статистический сборник / Госкомстат СССР. М.: Финансы и статистика, 1991.
8. Статистический ежегодник. Республика Татарстан 2005 // Территориальный орган ФСГС по Республике Татарстан. Казань, 2006.
9. Статистический сборник. Республика Татарстан 2005. Казань, 2006.
10. Статистический справочник «Татарстан 2005». Казань, 2006.