Научная статья на тему 'ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК РЕГИОНОВ НА ФОНЕ ПАНДЕМИИ COVID - 19'

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК РЕГИОНОВ НА ФОНЕ ПАНДЕМИИ COVID - 19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ПОКУПАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ МОТИВЫ / РЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бахова А.П., Тлехурай-Берзегова Л.Т., Бюллер Е.А., Водождокова З.А.

Изучению потребительского поведения стали уделять внимание в западных странах еще в середине ХХ столетия. Это было связано с выходом из экономического кризиса и началом экономического подъема. Пандемия коронавируса и ряд социально-культурных факторов, происходящих в последние годы в нашей стране спровоцировала перераспределение доходов между высокомаржинальной офлайн- и низкомаржинальной онлайн-корзинами, тем самым вызвав необходимые трансформации как в сфере ведения хозяйства, так и управления ими. В данной статье рассмотрены подходы к исследованию потребительского поведения будут.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бахова А.П., Тлехурай-Берзегова Л.Т., Бюллер Е.А., Водождокова З.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL CONSUMER MARKET IN THE BACKGROUND OF THE COVID-19 PANDEMIC

The study of consumer behavior began to be paid attention to in Western countries back in the middle of the twentieth century. This was due to the exit from the economic crisis and the beginning of the economic recovery. The coronavirus pandemic and a number of socio-cultural factors that have occurred in recent years in our country have provoked a redistribution of income between high-margin offline and low-margin online baskets, thereby causing the necessary transformations both in the field of business and their management. This article discusses approaches to the study of consumer behavior will be.

Текст научной работы на тему «ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК РЕГИОНОВ НА ФОНЕ ПАНДЕМИИ COVID - 19»

90 %), что существенно уменьшает стимулы производителей услуг к имитации эффективности и увеличивает степень их ответственности.Например, стимулирующая часть оплаты труда ППС в университетах Великобритании и США составляет не более 5 % и 10 % соответственно. Низкий размер гарантированной части заработка (рекомендовано министерством 70 %, а на самом деле меньше) вынуждает вуз премировать персонал вне зависимости от результатов труда в связи с необходимостью удержания имеющихся работников.

Эффективный контракт рассматривается в духе нового «менеджеризма» прежде всего как инструмент вхождения в мировые рейтинги университетов. Поэтому администрация вузов вынуждена вкладывать в понятие «эффективный контракт» несвойственный ему изначально рыночный смысл. Сегодня контракты между вузом и профессором заключаются таким образом, что в них предусматривается обязанность сотрудника не только вести преподавательскую деятельность, но и реализовывать академические и финансовые, коммерческие нормативы (публикацию научных статей в журналах, индексируемых в Scopus и Web of Science, наличие у преподавателей соответствующего индекса Хирша, привлечение на образовательные программы вуза студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья, получение грантов, хоздоговорных работ и пр.). В этом случае переходна систему «эффективных контрактов» для ППС вузов становится скорее административным «кнутом». Превращение профессора в бизнес-единицу вуза не станет действенным механизмом совершенствования отечественной системы высшего образования.

Таким образом, система эффективного контракта ещё не в полной мере разработана и требует дальнейшего анализа как на институциональном, так и на функциональном уровне. При этом он дол-женрассматриваться не как инструмент «оптимизации численности вузов и преподавателей», формирования «потогонной системы» труда преподавателя административным «кнутом», замены доверительных трудовых отношений рыночными отношениями, а как действенный инструмент повышения экономического эффекта, производительности труда, качества образования и науки, средство повышения общественного статуса и материального положения преподавателя в российской системе образования.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 (ред. от 31.03.2017) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы"

3. Никулина И. Е. Эффективный контракт в вузе как драйвер повышения качества труда научно-педагогических работников //Высшее образование в России. - 2018. - №. 5.

4. Контракты в академическом мире / сост. и науч. ред. М. М. Юдкевич; Нац. исслед. унт «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК РЕГИОНОВ НА ФОНЕ ПАНДЕМИИ COVID - 19

Бахова А.П.

канд.экон.наук, доцент, Адыгейский государственный университет

Тлехурай-Берзегова Л.Т. д-р.экон.наук, профессор, Адыгейский государственный университет

Бюллер Е.А.

канд.экон.наук, доцент, Адыгейский государственный университет

Водождокова З.А.

канд.экон.наук, доцент, Адыгейский государственный университет REGIONAL CONSUMER MARKET IN THE BACKGROUND OF THE COVID-19 PANDEMIC

Bahova A.

Cand.Econ.Sci., associate professor, Adygei state university

Tlekhurai-Berzegova L. Doctor of Science, Professor, Adyghe State University

Buller E.

Cand.Econ.Sci., associate professor, Adygei state university

Vodozhdokova Z.

Cand.Econ.Sci., associate professor, Adygei state university

Аннотация

Изучению потребительского поведения стали уделять внимание в западных странах еще в середине ХХ столетия. Это было связано с выходом из экономического кризиса и началом экономического подъема. Пандемия коронавируса и ряд социально-культурных факторов, происходящих в последние годы в нашей стране спровоцировала перераспределение доходов между высокомаржинальной офлайн- и низкомаржинальной онлайн-корзинами, тем самым вызвав необходимые трансформации как в сфере ведения хозяйства, так и управления ими. В данной статье рассмотрены подходы к исследованию потребительского поведения будут.

Abstract

The study of consumer behavior began to be paid attention to in Western countries back in the middle of the twentieth century. This was due to the exit from the economic crisis and the beginning of the economic recovery. The coronavirus pandemic and a number of socio-cultural factors that have occurred in recent years in our country have provoked a redistribution of income between high-margin offline and low-margin online baskets, thereby causing the necessary transformations both in the field of business and their management. This article discusses approaches to the study of consumer behavior will be.

Ключевые слова: розничная торговля, покупательское поведение, потребительские мотивы; конкурентоспособность, развитие торговли в условиях пандемии.

Keywords: retail trade, consumer behavior, consumer motives; competitiveness, development of trade in a pandemic.

Потребительский спрос - это ведущий фактор роста экономики в индустриальных странах. Наиболее значительным его влияние оказывается в малых государствах, где потенциал внутреннего рынка товаров довольно ограничен. Активный спрос потребителей способствует увеличению занятости, поскольку большая часть рабочей силы как правило сосредоточена на предприятия, где экономическая деятельность стимулируется спросом со стороны населения. Такие компании часто обладают более высокой трудоемкостью в силу их технологической и социальной специфики.

В основе потребительского спроса лежит личное потребление, которое занимает около 63-64%. Приобретение продукции - это неотъемлемая часть повседневной жизни любого человека. Довольно длительный исторический период основной долей расходов населения являлись продукты питания и предметы одежды. Однако, за последние десятилетия структура стоимости личных потребностей подверглась существенным изменениям. Первичные потребности относительно сократились, а расширились потребности более высокого ряда. Это послужило основанием для усиления эластичности между спросом и величиной доходов.

Динамика личного потребления — важнейший показатель экономического состояния страны, особенно в условиях мировой рецессии. Карантинные ограничения на многие виды потребительских услуг и непродовольственных розничных продаж начиная с конца марта серьезно изменили экономическую конъюнктуру в России. По итогам II квартала 2020 г. реальные располагаемые доходы сократились на 8,0%, а объем розничной торговли упал на 16,6% в годовом выражении. При этом сжатие доходов и личного потребления было вызвано как потерей занятости, так и очередным нефтяным шоком. В условиях значительной неравномерности уровней развития российских регионов колебания в динамике доходов и потребительских покупок в 2018-2019 годах и начале 2020 г. были заметными, но не меняли общего соотношения уровней регио-

нального потребления семей. В 2019 году наблюдался небольшой рост доли покупок продовольственных товаров в целом по стране и большинстве типов регионов — эта тенденция будет более заметна в 2020 году. Экономическое оживление в большой степени будет зависеть от возврата к покупкам непродовольственных товаров и потребительских услуг. Структура потребления по видам товаров и услуг, по всей видимости, сохранит следы изменений, произошедших в период карантина.

Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и карантинные меры, введенные для ее сдерживания, оказали значительное воздействие на потребительский спрос, а также на социальное положение населения. Наибольший негативный эффект наблюдался в сфере предоставления платных услуг населению, сокращение которых в апреле-июне 2020 г. достигло 37,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года после роста на 0,2% в годовом выражении по итогам января-мая 2019 г.

Основной удар по реальным располагаемым доходам населения пришелся на II квартал2020 г., большая часть которого совпала с активной фазой введения ограничительных мер для сдерживания распространения заболевания. За период апрель-июнь 2020 г. реальные располагаемые доходы россиян снизились на 8,0% в годовом выражении, что, по данным Росстата, оказалось худшим значением показателя с 1999 года.

Различия в доходах между субъектами Российской Федерации обусловлены спецификой их экономического развития и производственной специализацией. Традиционно регионами — лидерами по номинальным доходам населения в региональном разрезе оказываются сырьевые экспортно-ориентированные и финансово-экономические центры. При этом среди лидеров по объему номинальных доходов в сырьевых центрах являлись не только высокоразвитые, но и менее развитые регионы России.

В 2019 году средние номинальные доходы высокоразвитых сырьевых экспортно-ориентированных регионов составили 59,4 тыс. руб. Из них наибольший среднедушевой доход наблюдался в Ямало-Ненецком автономном округе (84,1 тыс. руб.) и Ненецком автономном округе (81,0 тыс. руб.), которые заняли первое и третье место в рейтинге субъектов Российской Федерации по этому показателю соответственно.

Разрыв в среднедушевых доходах между регионами с максимальным и минимальным значением среднедушевого дохода остается стабильным в сравнении с предыдущими годами и составляет 5,1 раза. Кроме того, практически не изменился и набор регионов — аутсайдеров по уровню номинального дохода.

Традиционно потребительский потенциал высокоразвитых и развитых регионов в России составляет более 2/3 совокупного потенциального объема потребления товаров и услуг. При этом в 2019 году на потребительский потенциал высокоразвитых финансово-экономических центров приходилось чуть менее трети (30,0%), что обусловлено сочетанием одновременно высоких среднедушевых доходов и численности населения. Оборот розничной торговли товарами в 2019 году вырос во всех типах регионов.

Наибольший прирост розничных продаж в прошлом году продемонстрировали центры обрабатывающей промышленности (+7,4%) и финансово-экономические центры (+7,3%). Наименьший прирост аутсайдерами по динамике розничных продаж стали Карачаево-Черкесская Республика (1,7%), Республика Калмыкия (-1,0%) и Магаданская область (-0,7%).—розничных продаж продемонстрировали аграрные регионы (+0,7%). Регионами Наименьшая доля продовольственных товаров в розничных продажах наблюдалась в

Республике Адыгея (27,2%, что связано с высокой ролью личных подсобных хозяйств в потреблении семей), г. Санкт-Петербург (34,3%), Белгородской (39,0%) и Астраханской областях (39,6%).

Таким образом, текущая пандемия серьезна сказалась на изменении покупательского спроса в регионах России, поэтому значимость оперативности анализа и возможность прогнозирования поведенческих изменений в текущих реалиях особенно важны. Сознание потребителя после окончания пандемии уже никогда не будут прежними, следовательно, те решения, которые принимает бизнес сегодня, будут основополагающими при его восстановлении.

Список литературы

1. Депутатова Е.Ю., Перельман М.А. Пути формирования потребительской лояльности в розничной торговле // Экономика и предпринимательство. - 2019. - №3 (104). -С. 737-741.

2. Джордж Кетона. Рациональное поведение и экономическое поведение. Ру Олдер-сон. Аналитические основы маркетинга. Классика маркетинга / составители Энис Б.М., Кокс К.Т, Москва М.П. -СПб: Питер, 2001. - 752 с.

3. Зверева А.О., Ильяшенко С.Б. Инновационные решения в торговле в контексте глобальных экономических процессов // Российское предпринимательство. - 2018. - Т. 19. № 3. - С. 609-618.

4. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник // Под ред. проф. Ю.В. Морозова, доц. В.Т. Гришиной. - 8-е изд. - М.: ИТК «Дашков и К», 2012.

5. Миронова В. Следить за изменениями потребления: кто первый поймет и поймает волну спроса - создаст конкурентное преимущество // Ри-тейл.ру, 06.04.2020 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.retail.ru

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Чиназирова С.К.

доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВО

«Адыгейский государственный университет», Тлехурай - Берзегова Л. Т.

доцент, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и управления персоналом ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Бюллер Е.А.

доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом ФГБОУ ВО

«Адыгейский государственный университет»,

Кадакоева Г.В.

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.