Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование инвестиций в туристическую отрасль Республики Адыгея'

Налоговое стимулирование инвестиций в туристическую отрасль Республики Адыгея Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Даурова Н.З., Тлехурай-Берзегова Л.Т., Бюллер Е.А., Водождокова З.А.

В статье рассматриваются развитие туристско-рекреационного кластера, которое подтверждается региональной политикой в Республике Адыгея

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX INCENTIVES FOR INVESTMTNTS IN THE TOURISM INDUSTRY OF THE REPUBLIK OF ADYGEA

The article deals with development of tourist and recreational cluster, which is confirmed by the policy in the Republik of Adygea.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование инвестиций в туристическую отрасль Республики Адыгея»

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ТУРИСТИЧЕСКУЮ ОТРАСЛЬ

РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

Даурова Н.З.

канд.экон.наук, доцент, Адыгейский государственный университет,

РФ, Республика Адыгея, г. Майкоп Тлехурай-Берзегова Л. Т.

д.экон.наук, профессор, Адыгейский государственный университет, РФ, Республика Адыгея, г. Майкоп

Бюллер Е.А.

канд.экон.наук, доцент, Адыгейский государственный университет, РФ, Республика Адыгея, г. Майкоп

Водождокова З.А.

канд.экон.наук, доцент, Адыгейский государственный университет, РФ, Республика Адыгея, г. Майкоп

TAX INCENTIVES FOR INVESTMTNTS IN THE TOURISM INDUSTRY OF THE REPUBLIK OF

ADYGEA

Daurova N.,

Cand.Econ.Sci., associate professor, Adygei state university, Maikop Russian Federation, Republic of Adygea, Maikop Tlekhurai-Berzegova L., Doctor of Science, Professor, Adyghe State University, Maikop Russian Federation, Republic of Adygea, Maikop

Buller E.

Cand.Econ.Sci., associate professor, Adygei state university, Maikop Russian Federation, Republic of Adygea, Maikop

Vodozhdokova Z.

Cand.Econ.Sci., associate professor, Adygei state university, Maikop Russian Federation, Republic of Adygea, Maikop

Аннотация

В статье рассматриваются развитие туристско-рекреационного кластера, которое подтверждается региональной политикой в Республике Адыгея. Abstract

The article deals with development of tourist and recreational cluster, which is confirmed by the policy in the Republik of Adygea.

Ключевые слова: кластер, туризм, туристско-рекреационный кластер, налоговые преференции. Keywords: cluster, tourist, tourist and recreational cluster, tax preferences.

Одним из важных направлений в Республике Адыгея является развитие туристско-рекреационного кластера. Это подтверждается региональной политикой республики. Так согласно закону Республики Адыгея «Об инвестиционной деятельности в Республике Адыгея» № 64 от 09.02.1998 г. были введены формы государственного стимулирования инвестиционной деятельности. К ним относятся: гарантии, льготы, субсидии и т.д. [1]. В состав этого кластера помимо туристских или курортных комплексов должен входить ряд инфраструктурных объектов. Развитие туризма в Адыгее даст импульс развитию многих отраслей народного хозяйства, что в свою очередь, также увеличит налоговые поступления от этих отраслей соответственно. Туризм предполагает наличие природных ресурсов. Республика Адыгея располагает всеми ресурсами для развития туризма. Однако одних ресурсов недостаточно для эффективного развития отрасли. Требуется наличие грамотного регулирования, управления и стимулирования предпринимательской активности в данной специфической

сфере. Необходим четкий стратегический подход с фокусированием внимания на конкретно поставленных целях и задачах для их достижения. Все выше перечисленные методы будут содействовать привлечению инвесторов от деятельности, которых и будут увеличиваться налоговые поступления в бюджет.

Задача властей Республики Адыгея — увеличить долю налоговых поступлений от деятельности в туристской отрасли. Привлечение инвесторов в республику позволит развить туризм, который потянет за собой развитие других отраслей народного хозяйства. В разрабатываемой концепции развития туризма на 2018 год и плановый период 2019 — 2025 годы отведено решающее значение взаимодействию туриндустрии с другими отраслями. Для её развития необходимо в полной мере использовать все преимущества республики. Хорошо развитая инфраструктура, будет привлекать инвесторов и спровоцирует огромный поток туристов из разных субъектов Российской Федерации. Следствием

станет поступление налоговых доходов в бюджет и увеличение ВРП Адыгеи [5].

Наблюдается развитие инфраструктуры благодаря участию в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» и как следствие, в горной части республики существенно снижены инфраструктурные ограничения. За последние 11 лет на развитие обеспечивающей инфраструктуры направлено более 5 млрд. рублей. В 2014-2015 годах построены 25 км газопровода, 73 км водопровода и сопутствующей инфраструктуры. В 2016 году начато возведение 95 км газопровода к горному поселку Гузе-рипль [4]. Как мы видим для развития инфраструктуры уже предприняты меры и частично реализованы. Но помимо этого, механизмом воздействия привлечения внимания инвесторов могут стать налоговые преференции, к ним относятся: -обнуление, уменьшение налоговых ставок; -перенос убытков на будущее; -налоговые каникулы; -инвестиционный налоговый кредит; -специальные налоговые режимы; -выделение из-под налогообложения отдельных объектов.

Специалисты предлагают особое внимание уделять вопросам создания курортного облика и инфраструктуры в населенных пунктах в туристской зоне, строительству многофункционального развлекательного и спортивного комплексов, организации ж/д сообщения «Адлер-Майкоп-Хаджох» и в перспективе «Ростов-на-Дону-Хаджох», повышению эффективности взаимодействия с соседними регионами для совместного продвижения конкурентоспособного продукта. Кроме того, в следующем году планируется начать строительство дороги для закольцовки маршрутов «Майкоп - Гу-зерипль, Даховская - Лагонаки».

С наличием развитой инфраструктуры можно говорить о приходе инвесторов на инвестиционные площадки. Для их привлечения власти республики осуществляют государственную поддержку.

В целях содействия реализации инвестиционного проекта на территории Республики Адыгея предлагается государственная поддержка в форме налоговых льгот по налогу на имущество и транспортному налогу сроком на три года, но не более срока окупаемости проекта, предоставляемой в рамках законодательства об инвестиционной деятельности в Республике Адыгея при условии присвоения инвестиционному проекту статуса «приоритетного» [3]. Проект может считаться «приоритетным», если:

1. имеется экономическая и социальная значимость инвестиционного проекта для Республики Адыгея;

2. увеличится объем выпуска или повысится качество и конкурентоспособность продукции;

3. будут созданы новые рабочие места;

4. подтверждены источники финансирования;

5. отсутствует просроченная задолженность по платежам в республиканский бюджет Республики Адыгея.

Реализация инвестиционного проекта на территории Республики Адыгея в статусе парковой зоны - это еще один вид государственной поддержки.

Инвестиционный проект в статусе парковой зоны должен иметь следующие условия соответствия:

1. территория парка должна составлять не менее 8 га;

2. соответствие предполагаемого вида использования территории парковой зоны схемам территориального планирования республики, муниципального района и/или генеральному плану застройки муниципального образования.

Коммунальная инфраструктура парковой зоны отвечает следующим требованиям:

1. наличие на территории парка точки присоединения потребителей к электрической энергии максимальной мощностью не менее 1 МВт или наличие действующих технических условий на технологическое присоединение потребителей к электрической энергии или согласованного в установленном порядке проекта создания собственных объектов по производству электрической энергии;

2. наличие существующего подключения или технических условий на подключение потребителей к сетям газоснабжения и (или) к сетям теплоснабжения;

3. наличие существующего подключения или технических условий на подключение потребителей к системе водоснабжения и водоотведения.

При соблюдении вышеперечисленных условий в соответствии с Приказом Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея от 17 октября 2016 г. № 211-п можно получить в рамках законодательства об инвестиционной деятельности в Республике Адыгея налоговые льготы по налогу на имущество на 7 лет и снижение ставки по налогу на прибыль до 13,5% [2].

Далее можно предложить ввести налоговые каникулы по налогам, зачисляемым в бюджет Республики Адыгея и бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Республики Адыгея. Введение налоговых каникул, представленных ниже, будет способствовать привлечению инвесторов в республику.

Предлагаемыми мерами стимулирования инвестиционной деятельности являются:

1. освобождение до 7 лет от уплаты налога на имущество для вновь вводимых средств размещения.

2. освобождение до 7лет от уплаты налога на прибыль для новых объектов туристской инфраструктуры.

Следующая мера будет актуальной при рассмотрении туризма как сезонной отрасли. В связи с тем, что туризм имеет сезонный характер, будет рациональным введение налоговых льгот в отношении налогообложения имущества. Возможно налогообложение имущества по пониженным ставкам в низкий туристский сезон. Все туристско-рекреаци-онные объекты в Адыгее работают летом и зимой

активнее, чем в остальное время года, но налогообложение круглогодичное. По этой причине собственники объектов желают получить от клиента все, что возможно в пик своей активности, а затем закрываются до следующего сезона. Такой ряд действий может привести к потере квалифицированного персонала, а работа с сезонным персоналом не гарантирует высокого качества оказания услуг. Пониженные ставки налога на имущество дадут возможность пролонгировать период активности организаций, для сохранения рабочих мест и инфраструктуры [6].

Таким образом, очевидны значительные меры республиканской власти по созданию условий для создания инфраструктуры туристического кластера. Вместе с тем следует заметить, что предложенные нами меры могли бы значительно улучшить инвестиционную привлекательность региона в сфере туризма. Предложенные льготы по налогам на имущество, транспорт и прибыль привлекут инвесторов, которые будут инвестировать и создавать проекты, рентабельность которых по всей вероятности обещает быть высокой.

Список литературы

1. Даурова Н.З., Тлехурай-Берзегова Л.Т., Бюллер Е.А., Водождокова З.А. Проблематика развития малого и среднего бизнеса в Республике Адыгея: Ежемесячный международный научный журнал International independent scientific journal.-Польша.- №4 2019, С. 18-21

2. Даурова Н.З., Водождокова З.А., Тлехурай-Берзегова Л.Т., Бюллер Е.А. Республиканский бюджет Республики Адыгея - как ключевой объект управления финансами региона: Ежемесячный международный научный журнал International independent scientific journal. - Польша. - №4 2019

3. Закон Республики Адыгея от 9 февраля 1998 г. N 64 "Об инвестиционной деятельности в Республике Адыгея "Об инвестиционной деятельности в Республике Адыгея "Об инвестиционной деятельности в Республике Адыгея".(с изменениями на: 04.08.2016 г.). Электронный ресурс: http://base.garant.ru/32368896/ (дата обращения: 12.09.18).

4. Приказ Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея от 17 октября 2016 г. N 211-п "Об утверждении Порядка принятия решения о создании парковых зон в Республике Адыгея или досрочном прекращении их существования". Электронный ресурс: http://base.garant.ru/43610070/ (дата обращения: 14.09.2018).

5. Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 4 июня 2007 г. N 89 "О Порядке предоставления инвестиционному проекту статуса приоритетного" Электронный ресурс: http://base.garant.ru/32371286/ (дата обращения: 15.09.2018).

6. Режим доступа: URL: https://www.investra.ru (дата обращения: 15.09.2018).

ОЦ1НКА СУЧАСНОГО СТАНУ ТА ПРОГНОЗУВАННЯ РОЗВИТКУ ГАЛУЗ1 РОСЛИННИЦТВА

В УКРА1Н1

Урба С.1.,

Львiвський нацюнальний унiверситет iменi 1вана Франка, доцент кафедри економiки тдприемства, кандидат економiчних наук

Прокопович-Павлюк 1.В. Львiвський нацюнальний унiверситет iменi 1вана Франка, доцент кафедри статистики, кандидат економiчних наук

ASSESSMENT OF THE CURRENT STATE AND PREDICTION OF THE DEVELOPMENT OF THE

CROP SECTOR IN UKRAINE

Urba S.,

Ivan Franko National University of Lviv assistant professor of the economics of enterprise department, Ph.D

Prokopovych-Pavlyuk I.

Ivan Franko National University of Lviv assistant professor of the statistics department, Ph.D

Анотащя

У статп здшснено об'ективну економiчну оцшку сучасного розвитку галузi рослинництва. Визначено основш чинники, що впливають на виробництво продукцп рослинництва. На основi коефщенпв регреси побудовано багатофакторну кореляцшно-регресшну модель. Розраховано значення показнишв, яш впливають на обсяги виробництва продукцп рослинництва в Укрш'ш. Побудовано точковий та штервальний прогнози показнишв-чиннишв виробництва продукцп рослинництва в Укрш'ш на найближчу перспективу. Запропоновано заходи щодо тдвищення ефективносп розвитку галузi рослинництва в Украшг

Abstract

The objective economic assessment of the current state of development of the crop sector is analyzed. The main factors influencing the production of crop production are identified. A multifactor correlation-regression model was constructed on the basis of the regression coefficients. The values of the indicators that influence the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.