Научная статья на тему 'ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ПРОМЫШЛЕННОГО ЦЕНТРА (на примере г. Москвы)'

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ПРОМЫШЛЕННОГО ЦЕНТРА (на примере г. Москвы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клюкач В. А., Седова Н. М.

За период государственных реформ, проводимых в сфере экономики, на потребительском рынке г. Москвы произошли значительные коренные изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For the period of the state reforms spent in sphere i economy, in the consumer market of Moscow there were significant basic changes.

Текст научной работы на тему «ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ПРОМЫШЛЕННОГО ЦЕНТРА (на примере г. Москвы)»

Экономика. Рынок

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ПРОМЫШЛЕННОГО ЦЕНТРА (на примере г. Москвы)

(продолжение, начало в №4 за 2007г.) В.А. КЛЮКАЧ,

академик-секретарь Отделения экономики и земельных отношений Россельхозакадемии, академик РАСХН Н.М. СЕДОВА,

кандидат экономических наук, главный специалист Отделения экономики и земельных отношений РАСХН

За период государственных реформ, проводимых в сфере экономики, на потребительском рынке г. Москвы произошли значительные коренные изменения.

Прогноз макроэкомических условий и факторов развития оптовой торговли продовольствием в г.

Москве на период до 2010 г.

Исходный сценарий развития оптового продовольственного комплекса г. Москвы формировался в соответствии с основными положениями продовольственной политики Правительства Москвы, содержащимися в Концепции закона г. Москвы «О продовольственной безопасности города Москвы», прогнозами (среднесрочная перспектива) и прогнозными оценками (долгосрочная перспектива) социально-экономического развития г. Москвы, Московской области и Российской Федерации на период до 2010, 2015 и 2020 годов.

Согласно Концепции законопроекта главная цель государственной координации и правового регулирования оптовой и розничной торговли продовольствием на территории г. Москвы состоит в осуществлении системы организационных, экономических, правовых и иных мер, обеспечивающих поддержание и укрепление продовольственной безопасности столицы, гарантированное снабжение населения всеми видами продовольственных товаров в необходимых объемах, ассортименте и качестве, по приемлемым для потребителей ценам.

Стратегическими задачами продовольственной политики Правительства Москвы являются:

- повышение уровня и качества питания населения в соответствии с потребностями и спросом жителей г.Моск-вы;

- обеспечение ценовой и территориальной дост упности продоволь ствия для всех социальных групп населения;

- обеспечение гарантий качества и безопасности пищевых продуктов, поступающих на продовольственный рынок города;

- создание устойчивой товарно-сырьевой базы продовольственного обеспечения города на основе развития кооперации и интеграции предприятий продовольственного комплекса регио-

нов Российской Федерации и стран Единого Экономического Пространства;

- достижение продовольственной независимости: снижение до приемлемого уровня на продовольственном рынке доли импортных продуктов питания и продуктов, произведенных из импортного сырья;

- структурная перестройка каналов товародвижения, развитие материально-технической базы и логистики торговли;

- защита экономических и имущественных интересов г. Москвы и предприятий продовольственного комплекса города;

- рациональное территориальное размещение объектов оптовой и розничной торговли в соответствии с Генеральной схемой размещения объектов оптовой торговли продовольствием на территории города Мо сквы на период до 2020 года, Генеральной схемой размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года, градостроительными планами административных округов и районов, нормативно-распорядительными документами Правительства Москвы, определяющими перспективы развития сети торгового обслуживания населения;

- реализация через оптовую торговлю механизмов поддержки московских товаропроизводителей;

- совершенствование форм и методов государственной координации, правового регулирования и саморегулирования продовольственного рынка.

На среднесрочную перспективу главная цель и стратегические задачи продовольственной политики Правительства Москвы конкретизированы в рамках городских целевых программ в виде системы приоритетов, а также экономических и социальных параметров развития сферы продовольственного обеспечения и торговли.

Для оптового продовольственного комплекса г. Москвы приоритеты развития на период до 2010 г. предусматриваются следующие.

В области усиления социальной ори-

ентации продовольственного рынка:

- реализация комплекса мер по сдерживанию роста цен на продовольственные товары (проведение товарных интервенций с использованием городского резерва продовольствия и оборачиваемых страховых запасов в составе годовых программ поставок с финансовой поддержкой из средств городского бюджета, сокращение числа посредников, снижение издержек обращения за счет современной организации торговли и логистики и т.д.);

- расширение ассортиментного ряда поставок основных социально значимых продуктов питания в целях повышения их ценовой доступности для групп населения с различным уровнем доходов;

- совершенствование организации снабжения социальной сферы и социально ориентированных предприятий розничной торговли;

- развитие системы технического регулирования качества и безопасности продуктов питания.

В области развития агропромышленной кооперации и интеграции в качестве стратегической задачи рассматривается формирование устойчивой товарносырьевой базы гарантированных поста вок в г.Москву основных видов продовольствия, обеспечивающей не менее 75% от годового фонда их потребления.

На основе выполнения заданий Целевой программы интеграции предприятий продовольственного комплекса Москвы с сельхозпроизводителями регионов России на 2004-2006 годы и реализации последующих инвестиционных проектов в агропродовольственной сфере предусматривается увеличить к 2010 г. в 1,5 раза объемы организованных поставок в город основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров по сравнению с уровнем 2003 года.

Особое внимание должно быть обращено на развитие процессов инте-

For the period of the state reforms spent in sphere of economy, in the consumer market of Moscow there were significant basic changes.

грации в ключевых секторах продовольственного рынка г.Москвы: плодоовощном, мясомолочном, зерновом.

В качестве приоритетных направлений в этой области следует рассматривать:

- создание собственной базы эффективного сельскохозяйственного производства на основе применения прогрессивной техники и технологий в крупных вертикально интегрированных московских агрохолдингах;

- развитие базы хранения сезонных запасов продукции, предназначенной для поставок на продовольственный рынок города, в местах производства - в аграрных подразделениях агрохолдингов и в хозяйствах, имеющих договора о совместной деятельности с предприятиями оптового продовольственного комплекса г. Москвы;

- развитие первичной переработки и товарной подработки продукции в местах производства - на предприятиях АПК в регионах России, включая цеха и предприятия малой мощности, входящие в состав московских агрохолдингов;

- формирование заготовительной и отгрузочной инфрастуктуры в местах производства, ориентированной на поставки продовольствия в г. Москву.

В области развития инфраструктуры товародвижения и оптового продовольственного рынка города в качестве приоритетов устанавливаются:

- создание современных объектов оптовой торговли (распределительные центры, оптовые продовольственные рынки и комплексы, магазины-склады и т.д.) на действующих предприятиях продовольственного комплекса г. Москвы;

- строительство новых объектов оптовой торговли за счет привлечения инициативного капитала в соответствии с Генеральной схемой;

- участие предприятий и организаций оптового продовольственного комплекса г. Москвы, включая крупные агрохолдинги, в создании объектов «большого распределения» на территории Московской области;

- строительство опытных холодильных предприятий на территориях, прилегающих к газораспределительным станциям;

- передислокация предприятий оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности из центральных районов города в промышленные зоны вблизи МКАД; вывод (перепрофилирование) неперспективных предприятий;

- реконструкция систем холодообес-печения на оптовых предприятиях в целях повышения их химической безопасности;

- развитие транспортно-складской инфраструктуры оптовой торговли;

- развитие новых элементов инфраструктуры оптового продовольс- твен-ного рынка, включая различные формы электронной торговли (электронные биржи, торговые площадки, Интернет-

магазины и т.д.).

Структурная политика в оптовом продовольственном комплексе должна быть направлена:

- на оптимизацию состава операторов оптового рынка, в первую очередь, на сокращение числа посредников и обеспечение необходимого рыночного разнообразия оптовых структур;

- перемещение базы хранения сезонных и страховых запасов продовольствия из города в места производства;

- рациональное размещение оптовых предприятий в целях сокращения транспортных нагрузок на городские магистрали;

- развитие инфраструктуры конкурентного оптового рынка, включая формирование зоны «большого распределения» на территории Московской области, развитие объектов оптовой торговли городского уровня в зоне МКАД, структурную перестройку оптовой торговли районного уровня в звене «опт - мелкий опт - розница».

Имущественно-земельная политика в оптовом продовольственном комплексе должна обеспечивать и поддерживать процессы структурных изменений в системе товародвижения продовольствия. Приоритетными направлениями в этой области являются:

- защита экономических и имущественных интересов города и предприятий городского значения на основе совершенствования законодательства г. Москвы по землепользо- ванию в целях ограничения возможностей закрытия и перепрофилирования предприятий, организации мониторинга и прогнозирования финансового положения предприятий, участвующих в реализации программ продовольственного обеспечения и развития оптовой торговли продоволь-стви- ем в г. Москве и пользующихся финансовой поддержкой их средств городского бюджета, улучшения координации в работе органов управления по защите интересов города, активизации деятельности отраслевых союзов по защите имущественных интересов предприятий, являющихся их членами;

- повышение эффективности использования городского имущества за счет оптимизации размеров пакетов акций, находящихся в собственности города, в акционерных обществах на предприятиях оптового продовольственного комплекса, вывода акций предприятий на фондовый рынок, передачи пакетов акций, принадлежащих городу в доверительное управление и т.д.;

- проведение активной земельной политики, в том числе: подбор земельных участков в местах рационального размещения новых оптовых предприятий, обеспечение необходимых дополнительных землеотводов для действующих предприятий, передислокация предприятий в соответствии с градостроительными планами развития территорий, упрощение процедур получения исходно-разрешительной

Экономика. Рынок

документации и др.

Финансовая и инвестиционная политика в оптовом продовольственном комплексе должна быть направлена, в первую очередь, на привлечение средств предприятий, инициативного капитала и других внебюджетных источников к финансированию: закупок продовольствия по согласованным с уполномоченным органом Правительства Москвы годовым программам, инвестиционных проектов в агропромышленной сфере.

В этих целях в среднесрочной программе развития отрасли следует предусмотреть комплекс мер по повышению инвестиционной активности и привлечению инициативного капитала в развитие товарно-сырьевой базы и инфраструктуры оптовой торговли продовольствием:

- развитие организационно-экономического механизма привлечения средств инвесторов-застойшиков и арендаторов на оптовых предприятиях для финансирования проектов развития и реконструкции объектов оптовой торговли:

- развитие кооперации и интеграции предприятий и организаций оптового продовольственного комплекса г. Москвы и АПК регионов России по осуществлению совместных аграрных инвестиционных проектов, в том числе на основе долевого участия в акционерных обществах на создаваемых предприятиях;

- привлечение крупных производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров из регионов России, стран Единого Экономического Пространства, СНГ и дальнего зарубежья к реализации проектов развития инфраструктуры оптовой торговли продовольствием в г. Москве (организация торговых домов, собственных распределительных центров, участие в финансировании создания оптовых продовольственных рынков и т.д.);

- развитие лизинга техники, оборудования, технологий в оптовом продовольственной комплексе города, в том числе в интегрированном с ним аграрном секторе.

С учетом общего лимита средств, предназначенных для формирования продовольственного фонда города, требуется оптимизировать их распределение по направлениям использования, в том числе:

- финансовая поддержка годовых программ закупок продовольствия с размещением в их составе оборачиваемых запасов;

- субсидии на реализацию интеграционных проектов;

- субсидии на реконструкцию и строительство новых объектов оптовой торговли продовольствием.

В области развития информационно-коммуникационных технологий и формирования единого информационного

пространства оптового продовольственного рынка приоритетными направлениями являются:

- создание системы рыночной информации (спрос и предложение товаров, цены и т.д.), обеспечивающей информационную поддержку участников оптового продовольственного рынка: товаропроизводителей, субъектов оптовой и розничной торговли;

- создание системы информационной поддержки управленческих решений по вопросам продовольственного обеспечения города (прогнозы макроэкономических показателей, продовольственные балансы, мониторинг товарных ресурсов, запасов и цен на рынке продовольствия и т.д.);

- формирование системы информационного мониторинга качества и безопасности продовольствия.

Осуществление целенаправленной продовольственной политики Правительства Москвы в оптовом звене товародвижения призвано обеспечить многоканальность этой системы и рыночное разнообразие структур, осуществляющих оптовую торговую деятельность, беспрепятственное продвижение потребительских товаров по каналам реализации, стимулирование отечественных товаропроизводителей, еще более полное вовлечение г. Москвы в систему межрегиональных хозяйственных связей.

Для розничной торговли продовольственными товарами и общественного питания Правительством Москвы установлены следующие приоритеты развития на среднесрочную перспективу:

В области усиления социальной направленности:

- формирование оптимального размещения сети предприятий торговли и общественного питания, обеспечивающего территориальную доступность товаров и услуг во всех районах города на уровне, не ниже принятых градостроительных и социальных стандартов (нормативов) обслуживания;

- формирование социально ориентированной системы торгового обслуживания, обеспечивающей экономическую (ценовую) доступность товаров и услуг для всех социальных групп населения;

- защита прав потребителей, обеспечение качества и безопасности товаров потребительского назначения и услуг, взаимодействие с общественными организациями потребителей;

- развитие системы социального мониторинга в сфере потребительского рынка и услуг.

В области развития инфраструктуры торговли и общественного питания:

- размещение новых и реконструируемых предприятий торговли и общественного питания различных типов и специализации, в том числе социально значимых предприятий, в соответствии с современными градостроительными требованиями, планами развития тер-

риторий, Генеральной схемой размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года и ее реализацией на территориях, прилегающих к МКАД и третьему транспорт ному кольцу;

- координация размещения крупных торговых объектов и развития транспортно-дорожной сети; повышение уровня обеспеченности предприятий потребительского рынка автостоянками и парковками; упорядочение работы и сокращение числа рынков; преобразование рынков в современные торговые комплексы; сохране-ние и развитие сельскохозяйственных рынков;

- разработка новой типологии объектов оптовой и розничной торговли и дифференцированных нормативов обеспеченности населения услугами торговли и общественного питания;

- развитие информационных технологий в сфере потребительского рынка, электронная торговля в сегментах «бизнес для бизнеса» и «бизнес для потребителя», создание новых и развитие действующих автоматизированных информационных систем (АИС «Торговый реестр», «Социальная карта москвича», СИОПР, АИСК «Московские рынки» и т.д.).

В области совершенствования правового регулирования, координации и контроля:

- реализация комплекса мер. предусмотренных административной реформой, защита прав предпринимателей, развитие механизмов и инструментов предпринимательской, инвестиционной и инновационной деятельности;

- поддержка малого бизнеса; создание равных конкурентных возможностей для развития крупных, средних и малых предприятий;

- совершенствование механизмов координации в развитии оптовой и розничной торговли; развитие организаций саморегулирования бизнеса, ассоциаций, союзов и иных представителей коллективных интересов предпринимателей;

- решение вопросов занятости, повышение квалификации и подготовка кадров в сфере потребительского рынка;

- противодействие терроризму на объектах потребительского рынка.

На среднесрочную перспективу в качестве исходных данных приняты показатели вариантного прогноза социально-экономического развития Москвы до 2010 года, разработанного Департаментом экономической политики и развития г. Москвы.

Наиболее вероятный (умеренно оптимистический) сценарий развития экономики и социальной сферы города предполагает сохранение в период 2006-2010 гг. достигнутых высоких темпов экономического роста (прирост валового регионального продукта в сопоставимых ценах на уровне 7,0-8,0% в год и в целом за пятилетие - около 33%; годовые

Экономика. Рынок

индексы промышленного производства в пределах 111,0 - 115,0%) и повышения реальных доходов населения, что связано с ростом всех составляющих денежных доходов: заработной платы, трансфертов и выплат социального характера, доходов от предпринимательской деятельности. Ожидается, что реальные денежные доходы населения увеличатся на 35% при годовых темпах прироста на уровне 5,4-6,5%). В условиях роста реальных доходов прогнозируется структурные сдвиги в расходах граждан. Увеличится доля средств, направляемых на оплату новых видов услуг. Продолжится тенденция роста сбережений населения.

Уровень инфляции на потребительском рынке города прогнозируется со снижением с 12,1% в базисном 2005 г. до 5,0% в 2010 году.

Учитывая влияние роста покупательной способности москвичей, а также сокращение иногороднего спроса вследствие повышения уровня жизни и бизнеса в регионах России, в том числе в Московской области, в рамках рассматриваемого варианта прогноза ожидается, что приросты физического объема оборота розничной торговли в сопоставимых ценах будут находиться на уровне 4,0-5,0%) в год и в целом за период 2006-2010 гг. составят 24%. Соответственно, в абсолютных показателях прогнозируется (по умеренно оптимистическому варианту) рост объемов оборота розничной торговли во всех каналах реализации на территории г. Москвы с 1586,1 млрд руб. в 2005 г. до 2608,9 млрд руб. в 2010 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Пессимистический» (инерционный) вариант прогноза социально-экономического развития г. Москвы предполагает замедление в среднесрочной перспективе темпов экономического роста, номинальной и реальной заработной платы и, как следствие, замедление роста реальных доходов и покупательной способности населения. Темпы прироста физического объема оборота розничной торговли по данному варианту оцениваются в 2,0-4,5% в год и в целом за период 2006-2010 гг. в 16%. С учетом прогнозируемой динамики потребительских цен ожидается, что объемы оборота розничной торговли во всех каналах реализации в текущих ценах увеличатся к 2010 г. на 54% по сравнению с уровнем 2005 г. и составят 2438 млрд руб.

При этом в рамках социально-экономического развития г. Москвы на 20062010 гг. расчетно определяются показатели, характеризующие сферу производства и обращения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия товаров: объемы продукции пищевой и перерабатывающей промышленности города; объемы оборота розничной торговли продовольственными товарами и общественного питания; ожидаемый уровень инфляции на продовольственные товары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.