Экономика. Рынок
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ПРОМЫШЛЕННОГО ЦЕНТРА (на примере г. Москвы)
(продолжение, начало в №4 за 2007г.) В.А. КЛЮКАЧ,
академик-секретарь Отделения экономики и земельных отношений Россельхозакадемии, академик РАСХН Н.М. СЕДОВА,
кандидат экономических наук, главный специалист Отделения экономики и земельных отношений РАСХН
За период государственных реформ, проводимых в сфере экономики, на потребительском рынке г. Москвы произошли значительные коренные изменения.
Прогноз макроэкомических условий и факторов развития оптовой торговли продовольствием в г.
Москве на период до 2010 г.
Исходный сценарий развития оптового продовольственного комплекса г. Москвы формировался в соответствии с основными положениями продовольственной политики Правительства Москвы, содержащимися в Концепции закона г. Москвы «О продовольственной безопасности города Москвы», прогнозами (среднесрочная перспектива) и прогнозными оценками (долгосрочная перспектива) социально-экономического развития г. Москвы, Московской области и Российской Федерации на период до 2010, 2015 и 2020 годов.
Согласно Концепции законопроекта главная цель государственной координации и правового регулирования оптовой и розничной торговли продовольствием на территории г. Москвы состоит в осуществлении системы организационных, экономических, правовых и иных мер, обеспечивающих поддержание и укрепление продовольственной безопасности столицы, гарантированное снабжение населения всеми видами продовольственных товаров в необходимых объемах, ассортименте и качестве, по приемлемым для потребителей ценам.
Стратегическими задачами продовольственной политики Правительства Москвы являются:
- повышение уровня и качества питания населения в соответствии с потребностями и спросом жителей г.Моск-вы;
- обеспечение ценовой и территориальной дост упности продоволь ствия для всех социальных групп населения;
- обеспечение гарантий качества и безопасности пищевых продуктов, поступающих на продовольственный рынок города;
- создание устойчивой товарно-сырьевой базы продовольственного обеспечения города на основе развития кооперации и интеграции предприятий продовольственного комплекса регио-
нов Российской Федерации и стран Единого Экономического Пространства;
- достижение продовольственной независимости: снижение до приемлемого уровня на продовольственном рынке доли импортных продуктов питания и продуктов, произведенных из импортного сырья;
- структурная перестройка каналов товародвижения, развитие материально-технической базы и логистики торговли;
- защита экономических и имущественных интересов г. Москвы и предприятий продовольственного комплекса города;
- рациональное территориальное размещение объектов оптовой и розничной торговли в соответствии с Генеральной схемой размещения объектов оптовой торговли продовольствием на территории города Мо сквы на период до 2020 года, Генеральной схемой размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года, градостроительными планами административных округов и районов, нормативно-распорядительными документами Правительства Москвы, определяющими перспективы развития сети торгового обслуживания населения;
- реализация через оптовую торговлю механизмов поддержки московских товаропроизводителей;
- совершенствование форм и методов государственной координации, правового регулирования и саморегулирования продовольственного рынка.
На среднесрочную перспективу главная цель и стратегические задачи продовольственной политики Правительства Москвы конкретизированы в рамках городских целевых программ в виде системы приоритетов, а также экономических и социальных параметров развития сферы продовольственного обеспечения и торговли.
Для оптового продовольственного комплекса г. Москвы приоритеты развития на период до 2010 г. предусматриваются следующие.
В области усиления социальной ори-
ентации продовольственного рынка:
- реализация комплекса мер по сдерживанию роста цен на продовольственные товары (проведение товарных интервенций с использованием городского резерва продовольствия и оборачиваемых страховых запасов в составе годовых программ поставок с финансовой поддержкой из средств городского бюджета, сокращение числа посредников, снижение издержек обращения за счет современной организации торговли и логистики и т.д.);
- расширение ассортиментного ряда поставок основных социально значимых продуктов питания в целях повышения их ценовой доступности для групп населения с различным уровнем доходов;
- совершенствование организации снабжения социальной сферы и социально ориентированных предприятий розничной торговли;
- развитие системы технического регулирования качества и безопасности продуктов питания.
В области развития агропромышленной кооперации и интеграции в качестве стратегической задачи рассматривается формирование устойчивой товарносырьевой базы гарантированных поста вок в г.Москву основных видов продовольствия, обеспечивающей не менее 75% от годового фонда их потребления.
На основе выполнения заданий Целевой программы интеграции предприятий продовольственного комплекса Москвы с сельхозпроизводителями регионов России на 2004-2006 годы и реализации последующих инвестиционных проектов в агропродовольственной сфере предусматривается увеличить к 2010 г. в 1,5 раза объемы организованных поставок в город основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров по сравнению с уровнем 2003 года.
Особое внимание должно быть обращено на развитие процессов инте-
For the period of the state reforms spent in sphere of economy, in the consumer market of Moscow there were significant basic changes.
грации в ключевых секторах продовольственного рынка г.Москвы: плодоовощном, мясомолочном, зерновом.
В качестве приоритетных направлений в этой области следует рассматривать:
- создание собственной базы эффективного сельскохозяйственного производства на основе применения прогрессивной техники и технологий в крупных вертикально интегрированных московских агрохолдингах;
- развитие базы хранения сезонных запасов продукции, предназначенной для поставок на продовольственный рынок города, в местах производства - в аграрных подразделениях агрохолдингов и в хозяйствах, имеющих договора о совместной деятельности с предприятиями оптового продовольственного комплекса г. Москвы;
- развитие первичной переработки и товарной подработки продукции в местах производства - на предприятиях АПК в регионах России, включая цеха и предприятия малой мощности, входящие в состав московских агрохолдингов;
- формирование заготовительной и отгрузочной инфрастуктуры в местах производства, ориентированной на поставки продовольствия в г. Москву.
В области развития инфраструктуры товародвижения и оптового продовольственного рынка города в качестве приоритетов устанавливаются:
- создание современных объектов оптовой торговли (распределительные центры, оптовые продовольственные рынки и комплексы, магазины-склады и т.д.) на действующих предприятиях продовольственного комплекса г. Москвы;
- строительство новых объектов оптовой торговли за счет привлечения инициативного капитала в соответствии с Генеральной схемой;
- участие предприятий и организаций оптового продовольственного комплекса г. Москвы, включая крупные агрохолдинги, в создании объектов «большого распределения» на территории Московской области;
- строительство опытных холодильных предприятий на территориях, прилегающих к газораспределительным станциям;
- передислокация предприятий оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности из центральных районов города в промышленные зоны вблизи МКАД; вывод (перепрофилирование) неперспективных предприятий;
- реконструкция систем холодообес-печения на оптовых предприятиях в целях повышения их химической безопасности;
- развитие транспортно-складской инфраструктуры оптовой торговли;
- развитие новых элементов инфраструктуры оптового продовольс- твен-ного рынка, включая различные формы электронной торговли (электронные биржи, торговые площадки, Интернет-
магазины и т.д.).
Структурная политика в оптовом продовольственном комплексе должна быть направлена:
- на оптимизацию состава операторов оптового рынка, в первую очередь, на сокращение числа посредников и обеспечение необходимого рыночного разнообразия оптовых структур;
- перемещение базы хранения сезонных и страховых запасов продовольствия из города в места производства;
- рациональное размещение оптовых предприятий в целях сокращения транспортных нагрузок на городские магистрали;
- развитие инфраструктуры конкурентного оптового рынка, включая формирование зоны «большого распределения» на территории Московской области, развитие объектов оптовой торговли городского уровня в зоне МКАД, структурную перестройку оптовой торговли районного уровня в звене «опт - мелкий опт - розница».
Имущественно-земельная политика в оптовом продовольственном комплексе должна обеспечивать и поддерживать процессы структурных изменений в системе товародвижения продовольствия. Приоритетными направлениями в этой области являются:
- защита экономических и имущественных интересов города и предприятий городского значения на основе совершенствования законодательства г. Москвы по землепользо- ванию в целях ограничения возможностей закрытия и перепрофилирования предприятий, организации мониторинга и прогнозирования финансового положения предприятий, участвующих в реализации программ продовольственного обеспечения и развития оптовой торговли продоволь-стви- ем в г. Москве и пользующихся финансовой поддержкой их средств городского бюджета, улучшения координации в работе органов управления по защите интересов города, активизации деятельности отраслевых союзов по защите имущественных интересов предприятий, являющихся их членами;
- повышение эффективности использования городского имущества за счет оптимизации размеров пакетов акций, находящихся в собственности города, в акционерных обществах на предприятиях оптового продовольственного комплекса, вывода акций предприятий на фондовый рынок, передачи пакетов акций, принадлежащих городу в доверительное управление и т.д.;
- проведение активной земельной политики, в том числе: подбор земельных участков в местах рационального размещения новых оптовых предприятий, обеспечение необходимых дополнительных землеотводов для действующих предприятий, передислокация предприятий в соответствии с градостроительными планами развития территорий, упрощение процедур получения исходно-разрешительной
Экономика. Рынок
документации и др.
Финансовая и инвестиционная политика в оптовом продовольственном комплексе должна быть направлена, в первую очередь, на привлечение средств предприятий, инициативного капитала и других внебюджетных источников к финансированию: закупок продовольствия по согласованным с уполномоченным органом Правительства Москвы годовым программам, инвестиционных проектов в агропромышленной сфере.
В этих целях в среднесрочной программе развития отрасли следует предусмотреть комплекс мер по повышению инвестиционной активности и привлечению инициативного капитала в развитие товарно-сырьевой базы и инфраструктуры оптовой торговли продовольствием:
- развитие организационно-экономического механизма привлечения средств инвесторов-застойшиков и арендаторов на оптовых предприятиях для финансирования проектов развития и реконструкции объектов оптовой торговли:
- развитие кооперации и интеграции предприятий и организаций оптового продовольственного комплекса г. Москвы и АПК регионов России по осуществлению совместных аграрных инвестиционных проектов, в том числе на основе долевого участия в акционерных обществах на создаваемых предприятиях;
- привлечение крупных производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров из регионов России, стран Единого Экономического Пространства, СНГ и дальнего зарубежья к реализации проектов развития инфраструктуры оптовой торговли продовольствием в г. Москве (организация торговых домов, собственных распределительных центров, участие в финансировании создания оптовых продовольственных рынков и т.д.);
- развитие лизинга техники, оборудования, технологий в оптовом продовольственной комплексе города, в том числе в интегрированном с ним аграрном секторе.
С учетом общего лимита средств, предназначенных для формирования продовольственного фонда города, требуется оптимизировать их распределение по направлениям использования, в том числе:
- финансовая поддержка годовых программ закупок продовольствия с размещением в их составе оборачиваемых запасов;
- субсидии на реализацию интеграционных проектов;
- субсидии на реконструкцию и строительство новых объектов оптовой торговли продовольствием.
В области развития информационно-коммуникационных технологий и формирования единого информационного
пространства оптового продовольственного рынка приоритетными направлениями являются:
- создание системы рыночной информации (спрос и предложение товаров, цены и т.д.), обеспечивающей информационную поддержку участников оптового продовольственного рынка: товаропроизводителей, субъектов оптовой и розничной торговли;
- создание системы информационной поддержки управленческих решений по вопросам продовольственного обеспечения города (прогнозы макроэкономических показателей, продовольственные балансы, мониторинг товарных ресурсов, запасов и цен на рынке продовольствия и т.д.);
- формирование системы информационного мониторинга качества и безопасности продовольствия.
Осуществление целенаправленной продовольственной политики Правительства Москвы в оптовом звене товародвижения призвано обеспечить многоканальность этой системы и рыночное разнообразие структур, осуществляющих оптовую торговую деятельность, беспрепятственное продвижение потребительских товаров по каналам реализации, стимулирование отечественных товаропроизводителей, еще более полное вовлечение г. Москвы в систему межрегиональных хозяйственных связей.
Для розничной торговли продовольственными товарами и общественного питания Правительством Москвы установлены следующие приоритеты развития на среднесрочную перспективу:
В области усиления социальной направленности:
- формирование оптимального размещения сети предприятий торговли и общественного питания, обеспечивающего территориальную доступность товаров и услуг во всех районах города на уровне, не ниже принятых градостроительных и социальных стандартов (нормативов) обслуживания;
- формирование социально ориентированной системы торгового обслуживания, обеспечивающей экономическую (ценовую) доступность товаров и услуг для всех социальных групп населения;
- защита прав потребителей, обеспечение качества и безопасности товаров потребительского назначения и услуг, взаимодействие с общественными организациями потребителей;
- развитие системы социального мониторинга в сфере потребительского рынка и услуг.
В области развития инфраструктуры торговли и общественного питания:
- размещение новых и реконструируемых предприятий торговли и общественного питания различных типов и специализации, в том числе социально значимых предприятий, в соответствии с современными градостроительными требованиями, планами развития тер-
риторий, Генеральной схемой размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года и ее реализацией на территориях, прилегающих к МКАД и третьему транспорт ному кольцу;
- координация размещения крупных торговых объектов и развития транспортно-дорожной сети; повышение уровня обеспеченности предприятий потребительского рынка автостоянками и парковками; упорядочение работы и сокращение числа рынков; преобразование рынков в современные торговые комплексы; сохране-ние и развитие сельскохозяйственных рынков;
- разработка новой типологии объектов оптовой и розничной торговли и дифференцированных нормативов обеспеченности населения услугами торговли и общественного питания;
- развитие информационных технологий в сфере потребительского рынка, электронная торговля в сегментах «бизнес для бизнеса» и «бизнес для потребителя», создание новых и развитие действующих автоматизированных информационных систем (АИС «Торговый реестр», «Социальная карта москвича», СИОПР, АИСК «Московские рынки» и т.д.).
В области совершенствования правового регулирования, координации и контроля:
- реализация комплекса мер. предусмотренных административной реформой, защита прав предпринимателей, развитие механизмов и инструментов предпринимательской, инвестиционной и инновационной деятельности;
- поддержка малого бизнеса; создание равных конкурентных возможностей для развития крупных, средних и малых предприятий;
- совершенствование механизмов координации в развитии оптовой и розничной торговли; развитие организаций саморегулирования бизнеса, ассоциаций, союзов и иных представителей коллективных интересов предпринимателей;
- решение вопросов занятости, повышение квалификации и подготовка кадров в сфере потребительского рынка;
- противодействие терроризму на объектах потребительского рынка.
На среднесрочную перспективу в качестве исходных данных приняты показатели вариантного прогноза социально-экономического развития Москвы до 2010 года, разработанного Департаментом экономической политики и развития г. Москвы.
Наиболее вероятный (умеренно оптимистический) сценарий развития экономики и социальной сферы города предполагает сохранение в период 2006-2010 гг. достигнутых высоких темпов экономического роста (прирост валового регионального продукта в сопоставимых ценах на уровне 7,0-8,0% в год и в целом за пятилетие - около 33%; годовые
Экономика. Рынок
индексы промышленного производства в пределах 111,0 - 115,0%) и повышения реальных доходов населения, что связано с ростом всех составляющих денежных доходов: заработной платы, трансфертов и выплат социального характера, доходов от предпринимательской деятельности. Ожидается, что реальные денежные доходы населения увеличатся на 35% при годовых темпах прироста на уровне 5,4-6,5%). В условиях роста реальных доходов прогнозируется структурные сдвиги в расходах граждан. Увеличится доля средств, направляемых на оплату новых видов услуг. Продолжится тенденция роста сбережений населения.
Уровень инфляции на потребительском рынке города прогнозируется со снижением с 12,1% в базисном 2005 г. до 5,0% в 2010 году.
Учитывая влияние роста покупательной способности москвичей, а также сокращение иногороднего спроса вследствие повышения уровня жизни и бизнеса в регионах России, в том числе в Московской области, в рамках рассматриваемого варианта прогноза ожидается, что приросты физического объема оборота розничной торговли в сопоставимых ценах будут находиться на уровне 4,0-5,0%) в год и в целом за период 2006-2010 гг. составят 24%. Соответственно, в абсолютных показателях прогнозируется (по умеренно оптимистическому варианту) рост объемов оборота розничной торговли во всех каналах реализации на территории г. Москвы с 1586,1 млрд руб. в 2005 г. до 2608,9 млрд руб. в 2010 г.
«Пессимистический» (инерционный) вариант прогноза социально-экономического развития г. Москвы предполагает замедление в среднесрочной перспективе темпов экономического роста, номинальной и реальной заработной платы и, как следствие, замедление роста реальных доходов и покупательной способности населения. Темпы прироста физического объема оборота розничной торговли по данному варианту оцениваются в 2,0-4,5% в год и в целом за период 2006-2010 гг. в 16%. С учетом прогнозируемой динамики потребительских цен ожидается, что объемы оборота розничной торговли во всех каналах реализации в текущих ценах увеличатся к 2010 г. на 54% по сравнению с уровнем 2005 г. и составят 2438 млрд руб.
При этом в рамках социально-экономического развития г. Москвы на 20062010 гг. расчетно определяются показатели, характеризующие сферу производства и обращения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия товаров: объемы продукции пищевой и перерабатывающей промышленности города; объемы оборота розничной торговли продовольственными товарами и общественного питания; ожидаемый уровень инфляции на продовольственные товары.