Научная статья на тему 'Основные направления развития инфраструктуры регионального потребительского рынка'

Основные направления развития инфраструктуры регионального потребительского рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1034
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития инфраструктуры регионального потребительского рынка»

Тамаева А.М.

Основные направления развития инфраструктуры регионального потребительского рынка

Рассматривая проблемы реформирования экономики России в целом и ее отдельных регионов в частности, нельзя оставить без внимания такой важный элемент любого регионального экономического комплекса, как региональный потребительский рынок. На региональном потребительском рынке население удовлетворяет свои основные жизненные потребности, обменивая доходы на продовольственные и непродовольственные товары, получая различные виды услуг. Именно от состояния потребительского рынка, уровня цен на важнейшие товары и услуги, ассортимента и качества, предлагаемых покупателям изделий, зависит повседневная жизнь населения, характер восприятия им проводимых в России экономических и политических реформ.

Функционирование потребительского рынка призвана обеспечивать соответствующая инфраструктура, т.е. его составные части, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность рыночной системы в целом. Именно наличие развитой инфраструктуры потребительского рынка является одним из главных факторов обеспечения гибкого реагирования на сигналы потребности и спроса. Оны выступает реальной предпосылкой формирования слитных экономических отношений, создающих гармоничную цепочку в воспроизводственном цикле « производство-обмен-потребление - производство...».

Инфраструктура как экономическая категория выражает отношения по поводу производства и оказания услуг, направленных на создание условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов в системе «производство-потребление». Основным объектом, определяющим ее функциональное назначение, является сфера движения товаров и услуг.

Эффективное функционирование предприятий потребительского рынка требует формирования адекватной инфраструктуры, обеспечивающей целостность системы и гармонизацию связей между оптовым и розничным звеньями, благоприятные и равные условия работы и развития предпринимательской деятельности.

В целях совершенствования инфраструктуры потребительского рынка и услуг предполагается:

> продолжить формирование системообразующих звеньев потребительского рынка;

> обеспечить развитие интеграции, кооперации и координации деятельности оптовых и розничных предприятий на потребительском рынке;

> продолжить развитие отраслевой системы информационного обеспечения органов городского управления для организации ценового и иного мониторинга потребительского рынка, а также применение информационных технологий в сфере торгового и бытового обслуживания;

> обеспечить развитие элементов логистики потребительского рынка РД, включая транспортное обслуживание, механизацию погрузочно-разгрузочных работ, создание автостоянок.

Оптовой торговле принадлежит важная роль в развитии сферы обращения потребительских товаров.

Преобразуя производственный ассортимент в торговый, определяя структуру и направление товарных потоков, выступая на рынке в качестве посредника между промышленностью и розничным торговым звеном, оптовые предприятия и организации способствуют гармонизации единого потребительского рынка страны.

Оптовая торговля в условиях рыночного хозяйствования является объективной реальностью и необходимостью.

Ее основными функциями должны стать:

1. Собственно торгово - посредническая деятельность, включающая закупку товаров у производителей или иных владельцев для последующей перепродажи оптовым покупателям всех форм собственности.

2. Производственно - сбытовая деятельность:

- преобразование производственного ассортимента потребительских товаров в торговый;

- концентрация товарной массы, формирование товарных запасов;

- хранение, доработка, фасовка, упаковка товаров;

- оказание транспортно - экспедиционных услуг.

3. Коммерческое посредничество:

- предоставление услуг по установлению хозяйственных связей между поставщиками и оптовыми покупателями;

- организация каналов сбыта и приобретения товаров посредством биржевой, ярмарочной, аукционной и комиссионной торговли.

4. Предоставление финансово - расчетных и кредитных услуг:

- коммерческое кредитование покупателей и продавцов;

- коммерческое финансирование мероприятий по насыщению рынка недостающими товарами повышенного спроса.

5. Информационное и консалтинговое обслуживание участников товарно - денежного оборота на потребительском рынке.

Используя свое положение на пересечении информационных потоков, они способны обеспечить сбор, накопление и обработку коммерческой информации. Эта информация включает следующие элементы:

- определение емкости рынка;

- характеристика рыночной ситуации;

- изучение возможности выхода на внешний рынок;

- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

- определение потребительских характеристик, конкурентоспособности товаров разных товаропроизводителей;

- изучение мотивации покупок и закономерностей поведения покупателей на рынке;

- изучение рынка товаров и возможностей его реализации;

- разработка предложений по обновлению и усовершенствованию выпускаемой продукции с учетом требований покупателей.

Долговременными задачами государственной политики в области развития оптовой торговли должны стать:

- структурная перестройка оптовой торговли, включая распространение таких форм ее организации, которые максимально сориентированы на малое предпринимательство;

- рационализация использования сложившейся в оптовом звене материально - технической базы;

- развитие конкурентной среды и преодоление монополизма на рынке услуг оптовой торговой деятельности;

- стимулирование работы оптового звена по внедрению активных форм продвижения на рынке отечественных товаров.

Целями развития оптовой торговли должны стать:

- создание развитой структуры товародвижения;

- поддержание необходимой интенсивности товаропотоков;

- формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения;

- обеспечение экономии совокупных издержек обращения.

Большое значение в инфраструктуре потребительского рынка имеют крупные оптовые рынки. В настоящее время в РД, особенно на рынках продовольственных товаров, действует большое количество мелких посредников. Опросы и маркетинговые исследования, проводимые в регионах, показывают, что одно розничное предприятие снабжают от 40 до 60 посредников. При этом поставки носят разовый характер, что крайне затрудняет ведение предприятиями розничной торговли нормальной бизнес-политики, делает невозможным контроль за качеством поставляемых продуктов. Крупные оптовые рынки позволят изменить обстановку. Рекомендуется, в Дагестане, создание сети таких крупных оптовых продовольственных рынков, призванных обеспечить стабильные поставки продовольствия в розничную сеть столицы.

Главной целью, стоящей перед оптово-продовольственным комплексом города, является дальнейший рост оптового оборота продовольствия в целях удовлетворения потребностей дагестанцев в продуктах питания.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих основных задач:

- повышение уровня и качества питания населения в соответствии с потребностями и спросом жителей РД;

- обеспечение ценовой и территориальной доступности продовольствия для всех социальных групп населения;

- обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов;

- обеспечение продовольственной независимости: рост к 2010 году в 1,5 раза объемов поставок в Дагестан продовольствия из регионов России на основе кооперации и интеграции;

- структурная перестройка каналов товародвижения и развитие материально-технической базы и логистики оптовой торговли продовольствием;

- формирование цивилизованного оптового продовольственного рынка с единым информационным пространством;

- рациональное территориальное размещение предприятий оптовой торговли в соответствии с Генеральной схемой размещения объектов оптовой торговли продовольствием на территории республики Дагестан на период до 2020 года;

- реализация через оптовую торговлю механизмов поддержки дагестанских товаропроизводителей;

- совершенствование форм и методов государственной координации, правового регулирования и саморегулирования продовольственного рынка районов республики Дагестан.

Достигнутые позитивные количественные и качественные изменения в оптовом продовольственном комплексе г.Махачкала не снимают ряда острых проблем, имеющих место в настоящее время и прогнозируемых в перспективе с учетом развития общеэкономической ситуации. Наблюдается нехватка современных оптовых объектов, обслуживающих магазины сниженных цен и магазины шаговой (пешеходной) доступности.

Необходимо активизировать работу по привлечению предприятий оптового продовольственного комплекса и инвесторов, осваивающих новые земельные участки, к сотрудничеству с социально ориентированными розничными сетями, строительству для них специализированных распределительных центров.

Росту издержек обращения продовольственных товаров способствует неразвитость инфраструктуры хранения в местах производства. Это приводит к тому, что значительные объемы сельскохозяйственной продукции закладываются на межсезонное хранение на городских оптовых предприятиях, что снижает оборачиваемость товаров и эффективность использования инфраструктуры оптового звена.

Формирование эффективной системы товародвижения затрудняет устаревшая материально-техническая база оптового продовольственного комплекса (например, износ основных производственных фондов на большинстве хладокомбинатов достигает 6585%), а также неразвитость сферы оказания логистических услуг.

Значительные средства требуются на модернизацию и техническое перевооружение оптовых предприятий, на основе которых создаются современные типы торговых объектов.

Особенности строительных решений существующей инфраструктуры оптового звена не всегда позволяют использовать прогрессивные технологии и схемы логистики.

В Махачкале (и в других городах РД) ощущается нехватка отдельных типов складской инфраструктуры, в том числе общетоварных складов европейских стандартов качества - категорий «А» и «Б», отвечающих требованиям современной логистики, и низкотемпературных емкостей с режимами хранения товаров до -24°С.

До настоящего времени не решены вопросы строительства опытных холодильников, использующих новые источники получения холода.

В области развития инфраструктуры товародвижения и оптового продовольственного рынка рекомендуется:

> организация современных объектов оптовой торговли (распределительные центры, оптовые продовольственные рынки и комплексы, магазины-склады и т.д.);

> строительство новых объектов оптовой торговли за счет средств инвесторов;

> строительство опытных холодильных предприятий на территориях, прилегающих к газораспределительным станциям;

> реконструкция систем холодообеспечения на оптовых предприятиях в целях повышения их химической безопасности;

> развитие транспортно-складской инфраструктуры оптовой торговли;

> развитие новых элементов инфраструктуры оптового продовольственного рынка, включая различные формы электронной торговли (электронные биржи, торговые площадки, Интернет-магазины и т.д.

Целесообразно восстановить сеть государственных оптовых объединений по реализации товаров народного потребления, в первую очередь продовольственных - мяса, молока, бакалеи, а также одежды, обуви, тканей, хозяйственных товаров. Такие оптовые объединения смогут повысить уровень управляемости потребительского рынка региона, наладить сотрудничество с товаропроизводителями из других районов страны

Важным элементом инфраструктуры потребительского рынка РД являются аукционы, оптовые ярмарки и выставки.

Аукционы должны использоваться главным образом в целях стимулирования производителей конкурентоспособных товаров.

В настоящее время происходит постепенное изменение функций оптовых ярмарок и выставок. Снижается роль ярмарок как механизма организации сделок и контрактов. На первое место выходит сбор и обработка информации о состоянии товарных рынков, перспективных планах и намерениях производителей и покупателей товаров и услуг.

В рамках ярмарок и выставок проходят встречи представителей предприятий промышленности, ассоциаций оптовой торговли, оптово-розничных предприятий, торговых домов и т. д. Это позволяет торгующим организациям точнее ориентироваться в размещении заказов на товары народного потребления определенного ассортимента и качества, а промышленным предприятиям глубже вникать в процессы, происходящие на региональном потребительском рынке.

Передовым направлением развития инфраструктуры потребительского рынка города является расширение продажи товаров через автоматы. Преимущество такой продажи заключается в максимальной самостоятельности покупателя, отсутствии обслуживающего персонала. Через автоматы целесообразно продавать товары массового и устойчивого спроса, хорошо известные покупателям, имеющие относительно невысокую стоимость, стандартную дозировку и форму.

Торговые автоматы обеспечивают быстроту отпуска хлебобулочных изделий в течение 5-7 секунд, воды и напитков - в течение 3-4 секунд, молока - 10-12 секунд. Торговые автоматы целесообразно размещать в крупных магазинах, транспортных центрах, культурно-зрелищных объектах, а также предприятиях, учреждениях и учебных заведениях. При этом наиболее рационально размещать торговые аппараты группами, обеспечивая широкую номенклатуру товаров.

Восстановление оптового звена торговли, специализация торговых предприятий, внедрение передовых форм торговли, развитие маркетинговых служб, информационных сетей, снижение звенности процессов товародвижения - все это позволит снизить издержки на ведение торговой деятельности, оптовые и розничные цены на товары и услуги, высвободить часть оборотных средств предприятий потребительского рынка.

Сегодня модель развития регионального потребительского рынка и формирования высокоэффективной инфраструктуры рынка в РД определяется такими важными стратегическими направлениями, как:

• развитие отраслевой промышленности по производству потребительских товаров;

• внедрение высоких технологий в процессы производства, продвижения и реализации товаров и услуг

• расширение объектов деловой и гостевой инфраструктуры.

Главной задачей формирования регионального потребительского рынка является развитие основного звена оптовой торговли - крупных оптовых предприятий с эффективными способами продвижения продукции и информационным обеспечением.

Развитие оптовой и розничной торговли основывается на повышении уровня обслуживания потребителей, безопасности и качества товаров на потребительском рынке, обеспечении защиты прав потребителей.

Приоритетами розничной торговли являются расширение ассортиментного предложения, развитие форм торгового обслуживания населения в соответствии с международными стандартами.

Итак, мы можем сказать, что наиболее слабым звеном потребительского рынка является его инфраструктура. В целях развития базовых элементов потребительского рынка основные направления развития инфраструктуры регионального потребительского рынка должны быть следующими:

• создание сети крупных оптовых рынков, гарантирующих производителям стабильный спрос на основную часть продукции;

• упорядочение и реорганизацию стихийных розничных рынков;

• дальнейшее развитие таких форм взаимосвязи спроса и предложения, как выставки, ярмарки, постоянные торговые представительства;

• содействие в развитии товаропроводящих структур типа торговых домов, товарных бирж, фирменных магазинов;

• стимулирование развития новых высокотехнологичных форм торговли - по образцам, посылочной, через торговые автоматы, торговые сети в Интернете;

• развитие сети информационных услуг (банков данных), дающих потенциальным участникам регионального рынка исчерпывающую информацию о конъюнктуре, ценах и условиях торговли;

• создание сети лизинговых фирм по обеспечению организаций потребительского рынка типовыми видами техники и оборудования;

• развитие системы консалтинговых и маркетинговых услуг для субъектов потребительского рынка;

• развитие сети рекламно-информационных агентств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.