УКРЕПЛЕНИЕ ПРОдОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»
В.И. ОЛЬХОВОЙ,
первый заместитель руководителя департамента продовольственных ресурсов Москвы
В Информационном центре Правительства Москвы прошла пресс-конференции «Участие Москвы в реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» — укрепление продовольственной безопасности столицы», на которой выступил Виктор Иванович Ольховой — первый заместитель руководителя Департамента продовольственных ресурсов Москвы. Он, в частности, отметил, что реализация социально-экономической политики Правительства Москвы позволила обеспечить в последние годы рост реальных доходов и покупательной способности населения, а также увеличение производства, оборота оптовой и розничной торговли продовольственными товарами. В сравнении с уровнем 2001 г. увеличилось среднедушевое потребление мяса на 17%, рыбы на - 6%, овощей - на 15%, масла растительного - на 13%, а к 2010 г. предполагается довести уровень потребления по мясу, маслу животному, рыбе до уровня рекомендуемых норм.
Созданная в городе система формирования продовольственных ресурсов, построенная на принципах конкурентоспособности, частно-государственного партнерства и программно-целевого подхода, обеспечила в 2005 г. реальное наполнение продовольственного рынка через годовые программы поставок на 1/3, или 2 млн т продукции; через материально-техническую базу оптового продовольственного комплекса — на 2/3, или 8,45 млн т продукции. Это позволило обеспечить по Москве снижение темпов роста потребительских цен на 1—2% против их роста в целом по России.
В текущем году завершается реализация трехлетней московской программы интеграции. Эта
программа позволяет обеспечивать поставку в город более 1 млн т в год основных видов продовольствия (мяса, молока, зерна, картофеля, овощей). Объемы поставок стратегически важных товаров от общего потребления в городе составляют: по зерну — 50%; овощам — 25%, мясу — 11%.
В условиях кризисного состояния отечественного агропромышленного комплекса важным направлением деятельности Правительства Москвы является политика в агропромышленном секторе экономики, направленная на укрепление продовольственной безопасности города и содействие сельхозпроизводителям субъектов Российской Федерации в укреплении материально-технической базы. Поддержка городом инвестиционных проектов предприятий оптового продовольственного комплекса для создания устойчивой товарно-сырьевой базы в регионах России позволила сформировать к началу 2006 г. 20 московских агрохолдингов, объединяющих свыше 100 региональных сельхозпредприятий и наращиванию объемов поставок продуктов питания на московский рынок. В сравнении с 2004 г. московскими агрохолдингами увеличен уровень поставок мяса и мясопродуктов — в 1,6 раза; зерна — в 4,6 раза; картофеля — в 1,3 раза; овощей — в 1,2 раза.
Достигнутые результаты были получены за счет эффективной работы предприятий оптового продовольственного комплекса столицы во взаимодействии с исполнительными органами власти города Москвы, в основе которой заложены принципы частно-государственного партнерства. Это сотрудничество осуществляется
- 5
в рамках действующей Программы интеграции предприятий продовольственного комплекса Москвы с сельхозпроизводителями регионов России на 2004-2006 гг.
Вместе с этим, увеличение поставок продовольствия в столицу из регионов России сдерживается из-за неустойчивой, а по продукции животноводства — ограниченной сырьевой базы на местах. На 1 января 2006 г. поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств по сравнению с началом прошлого года сократилось на 6,1%, поголовье свиней снизилось на 1,2%. Сокращение численности поголовья идет непрерывно с конца 1980-х гг. Москва находится в конце цепочки межрегионального товародвижения, при этом объемы свободных ресурсов продовольствия в регионах сокращаются с ростом внутрирегионального спроса.
Принятый Правительством РФ приоритетный национальный проект «Развитие АПК» позволяет активизировать работу по развитию интеграционных связей предприятий и поддержке агропромышленного сектора экономики в области животноводства.
В настоящее время 12 московских агрохол-дингов (АПК ОАО «ИКМА», ЗАО АВК «Экси-ма», ЗАО «АМС-Агро», ООО ЗК «Настюша», ЗАО «Система Зерностандарт», ОАО «Алтуфьево», ОАО «АПК «Михайловский» и другие) включились в реализацию национального проекта «Развитие АПК». Агрохолдинги разработали 20 крупных проектов развития животноводства, которые будут реализовываться в 10 регионах страны, в том числе в Московской, Липецкой, Ярославской, Орловской, Владимирской областях, Краснодарском крае и ряде других территорий.
Между Правительством Москвы и Министерством сельского хозяйства РФ подписано Соглашение о сотрудничестве, по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», предусматривающее консолидацию финансовых средств, направляемых на реализацию проектов московских агрохолдингов. Аналогичные соглашения заключены с органами исполнительной власти субъектов Федерации, где будут осуществляться проекты московских агрохолдингов, с коммерческими банками ОАО «Россель-хозбанк», АБ «Газпромбанк» (ЗАО) и ОАО «Сбербанк России», кредитующими данные проекты. В рамках проекта «Развитие АПК» московскими агрохолдингами предусматривается создание современных, отвечающих требованиям передовых технологий, животноводческих комплексов.
6 -
На реализацию бизнес-проектов в 2006— 2007 гг. предусмотренопривлечьсвыше 13млрд руб. кредитных средств. Это позволит построить и реконструировать коровников на 31 тыс. и свинарников на 837 тыс. скотомест, закупить более 13 тыс. голов племенного крупного рогатого скота и свыше 30 тыс. племенных свиноматок, увеличить объемы производства в 2007 г. мяса до 60 тыс. т, молока — до 95 тыс. т. В результате в 2007 г. поставки мяса всеми агрохолдингами в город увеличатся до 160 тыс. т, или до 60% от всех поставок отечественного мяса, молока — до 100—108 тыс. т, или составят около 13% поставок цельного молока в город.
Проекты по строительству и модернизации животноводческих комплексов региональных интегрированных предприятий, входящих в московские агрохолдинги, поддержаны администрациями субъектов Федерации и включены Мин-сельхозом России в общероссийскую программу с правом на получение субсидий из федерального и региональных бюджетов. Сумма субсидий из федерального бюджета на погашение процентных ставок по привлекаемым агрохолдингами кредитам составит около 1 млрд руб.
Правительство Москвы со своей стороны оказывает всестороннее содействие агрохолдингам в реализации национального проекта «Развитие АПК», в том числе в рамках созданного Координационного совета при мэре Москвы. Разработан план первоочередных мероприятий по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», которым предполагается:
• финансовая поддержка инвестиционных проектов предприятий оптового продовольственного комплекса за счет средств бюджета города;
• взаимодействие с Фондом содействия социально-экономическому развитию регионов Центрального федерального округа Российской Федерации по вопросам оказания финансовой поддержки московским агрохолдингам на реализацию программ по развитию животноводства;
• обеспечение непрерывного мониторинга выполнения бизнес-проектов московских агро-холдинговнаосновеинформационно-аналити-ческой системы оптового продовольственного рынка города Москвы;
• поддержка в вопросах закупки племенного скота и современных технологий, обучения специалистов животноводческих комплексов и другие.
Уже сегодня представители московских аг-рохолдингов в рамках сотрудничества Москвы с
Баварией заключили контракты на покупку племенного скота мясо-молочного направления симментальской породы в количестве 2 800 голов.
Из средств, предусмотренных на продовольственное обеспечение города Москвы, в 2006 г. выделено 0,5 млрд руб.
Реализация программы интеграции в 2004— 2006 гг. и подготовленный проект программы на 2007—2009 гг. позволяют существенно расширить собственное производство продукции и снизить зависимость от неорганизованных поставок — основного источника недоброкачественной продукции. Результатом реализации разрабатываемой Программы интеграции станет увеличение в 2009 г. по сравнению с 2005 г. поголовья КРС — в 2 раза, свиней — в 4 раза, производства мяса — на 80%, молока — в 2 раза.
На заседании Правительства Москвы 30 мая 2006 г. состоялось подписание Правительством Москвы и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации Соглашения о взаимодействии по поддержке организаций оптового продовольственного комплекса — предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности г. Москвы, осуществляющих закупку сельскохозяйственного сырья отечественного производства для промышленной переработки. Со стороны Правительства Москвы Соглашение подписал мэр Москвы Ю.М. Лужков, со стороны Министерством сельского хозяйства Российской Федерации — министр сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеев.
В рыночных условиях важнейшая государственная задача обеспечения Москвы продовольствием решается на принципах частно-государственного партнерства. Москва активно создает устойчивую сырьевую базу в регионах России. Выстраивается цепочка от сельхозпроизводителя до конечного потребителя. Правительство Москвы совместно с Минсельхозом и регионами создало 20 агрохолдингов, которые с городской поддержкой участвуют в решении проблем сельского хозяйства, в первую очередь в областях Центрального федерального округа.
За счет развития межрегионального сотрудничества, кооперации и интеграции за последние четыре года был обеспечен рост поставок в Москву отечественного мяса в 2,3 раза, масла животного — в 4,4 раза, масла растительного — в 1,9 раза и, соответственно, уменьшилась импортная зависимость города по этим видам продовольствия.
В декабре прошлого года на заседании Правительства Москвы было подписано Соглашение
о сотрудничестве по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Теперь достигнута договоренность о взаимодействии в вопросе финансирования закупок отечественного сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Начиная с 2007 г. открывается новый канал финансирования — это бюджетные субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным предприятиями пищевой отрасли города на операции по закупке отечественного сельскохозяйственного сырья и продовольствия: в размере 2/3 учетной ставки ЦБ РФ из федерального бюджета; в размере 1/3 ставки ЦБ РФ из бюджета Москвы. Эти субсидии компенсируют почти на 100% расходы предприятий по обслуживанию коммерческих кредитов, что экономически очень выгодно и эффективно.
30 мая 2006 г. Правительство Москвы рассмотрело и одобрило проект закона города Москвы «О продовольственной безопасности города Москвы». Закрепляемые законом механизмы обеспечения продовольственной безопасности в сочетании с мерами по развитию розничной торговли и пищевой промышленности ориентированы на достижение к 2010 г. в среднем на одного жителя рекомендуемых размеров потребления по всем основным группам продуктов с учетом роста доходов населения. Исключение составят овощная, кисломолочная продукция и фрукты, по которым в среднесрочной перспективе будет обеспечено максимальное приближение к этим нормам.
Принятие закона позволит обобщить отдельные направления деятельности в области обеспечения продовольственной безопасности, регулируемые различными правовыми актами, в едином документе. Реализация закона позволит способствовать достижению следующих целей:
• проведение целенаправленной политики города Москвы в области продовольственной безопасности в комплексе с мерами по повышению экономической и физической доступности продовольствия;
• достижение эффективного сочетания свободы рыночной экономики с мерами государственного регулирования, направленное на нейтрализацию процессов необоснованного роста оптовых цен на продовольствие;
• снижение зависимости продовольственного рынка города Москвы от импорта по ряду пищевых продуктов;
• дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, в том числе в области промышленной деятельности в части пе-
- 7
реработки сельскохозяйственного сырья и производства пищевых продуктов, торговой деятельности в части оптовой и розничной реализации продовольствия и предоставления услуг общественного питания, обеспечения качества и безопасности продовольствия, социальной поддержки населения. В настоящее время Москва обеспечивает продуктами питания — с учетом гостей столицы — более 13 млн человек, или 9% российского населения. Жителям столицы требуется широкий ассортимент качественных, безопасных продуктов питания. В сутки город потребляет около 28 тыс. т продовольствия, или более 10 млн т в год. При этом у Москвы практически отсутствуют сельскохозяйственные угодья и собственная ресурсно-сырьевая база для производства сельхозпродукции в черте города. Москва полностью зависит от завоза продовольствия из российских регионов. Однако и отечественными продуктами питания при современном состоянии агропромышленного комплекса России не полностью обеспечивается продовольственная безопасность столицы. Это особенно касается продукции животноводства. Кроме того, Москва расположена в природно-климатической зоне, где более половины года температура может иметь отрицательное значение.
Реализация социально-экономической политики Правительства Москвы, обеспечившая в последние годы, с одной стороны, рост реальных денежных доходов и покупательной способности населения и, с другой — увеличение производства, оборота оптовой и розничной торговли продовольственными товарами, позволила повысить уровень и качество питания москвичей. В целом среднесуточное потребление продовольствия в городе возросло с 24 тыс. т в 2001 г. до 28 тыс. т в 2005 г. Темпы роста потребительских цен на продовольственном рынке в Москве, начиная с 2003 г., на 1—2% ниже, чем в среднем по России.
Созданная в Москве система обеспечения продовольственной безопасности позволяет выявлять соотношение спроса и предложения на продукты питания и оперативно реагировать на колебание цен на продовольственном рынке. Стабилизационные операции, проведенные в 2003 г. по выпуску из резерва зерна, мяса и масла животного, позволили сдержать рост цен в городе на говядину, масло сливочное, муку пшеничную и хлеб. Выпуск картофеля и овощей из объемов городского заказа в апреле 2006 г. позволил стабилизировать ценовую ситуацию на плодоовощном рынке.
8 -
В ходе пресс-конференции первый заместитель руководителя Департамента продовольственных ресурсов Москвы В.И. Ольховой ответил на многочисленные вопросы представителей средств массовой информации.
ОЛЬХОВОЙ В.И.: Правительство РФ дало согласие на внесение в Московскую Гордуму проекта Закона о продовольственной безопасности. Что даст принятие закона? Во-первых, это даст жителям гарантию того, что Правительство Москвы будет проводить политику в области продбезо-пасности. Этим законом предусмотрен ряд статей, которые четко регламентируют, что продовольственное направление будет иметь приоритетное значение. Правительство выделяет из бюджета определенные суммы для того, чтобы продовольственный комплекс города имел достаточные запасы всех продуктов питания и удовлетворял покупательскую способность населения.
В настоящее время жители Москвы, имея большие доходы, чем в других регионах, имеют лучший рацион питания. В Москве среднее потребление мяса превысило 80 кг, по Российской Федерации такой показатель держится на уровне 45—50 кг. К 2010 г., учитывая темпы роста покупательской способности, среднестатистический москвич будет иметь возможность потреблять продукты в том количестве, которое рекомендует Институт питания. Правительство не только на словах, но и на деле стремится к этому. Основное направление деятельности — работа с регионами РФ, уменьшение зависимости от импорта. К сожалению, сегодня мы импортируем почти 70% мяса, 60% масла, а это очень сильная зависимость от других государств. Такие регионы, как Оренбург, Саратов, Краснодар, продолжают завозить продукцию из других стран.
Поэтому предприятия Москвы во взаимодействии с Департаментом продресурсов несколько лет занимаются развитием сельскохозяйственной собственности. Многие создали агрохолдинги, во главе которых стоят крупные московские предприятия пищевой промышленности, например Микояновский мясокомбинат и т.д. На сегодняшний день за счет такой интеграции мы завозим более 1 млн т продуктов питания. Это мясо, молоко, зерно. Почти 50% московского зерна закуплено агрохолдингами через их дочерние предприятия в РФ. Мясокомбинаты — Микоян, Черкизовский — имеют большие животноводческие объекты. Ми-кояновский комбинат имеет свой свинокомплекс во Владимире, эта продукция поставляется в
Москву. Это же предприятие сегодня при помощи кредитов, которые берет в комбанках, и субсидий, которые выделяет Правительство, ведет работу по созданию свинокомплексов еще на 1 млн голов. Таких свинокомплексов в мире нет. Аналогичную работу проводит Черкизовский мясокомбинат. Этот же агрохолдинг Черкизово имеет птицефабрики с 5 млн голов.
В эту работу включилось 12 московских крупных предприятий, которые выполняют проекты в 10 областях. За 2006—2007 гг. московские холдинги инвестируют около 13 млрд руб.
Это очень большая работа, которая требует постоянного внимания. Правительство Москвы координирует эти процессы. Было заключено соглашение с Министерством сельского хозяйства, чтобы работа эта была выполнена полностью. У нас сегодня есть все основания полагать, что мы такую программу выполним.
Вопрос: (из Интернета). В чем заключается концепция Закона о продовольственной безопасности? Какова политика Москвы в области сельского хозяйства?
ОЛЬХОВОЙ В.И.: Мы давно анализируем ситуацию в сельском хозяйстве. Я должен сказать, что с 90-го года по настоящее время производство сельхозпродукции очень резко сократилось. До 90-го года основным товарным производителем сельхозпродукции были крупные совхозы. Мы поняли, что Москву не прокормить за счет мелкого фермерского хозяйства. Поэтому была разработана политика в этой области. Только московские агрохолдинги могут вытащить сельское хозяйство и сделать его конкурентоспособным. Это должны быть крупные предприятия, с большими капиталовложениями. Мы выделяем крупным агрохол-дингам льготные кредиты из бюджета города на большие сроки (5—8 лет), даем им возможность организовать конкурентоспособное производство. Это основная задача Закона — гарантировать жителям города Москвы, что продовольственное обеспечение будет улучшаться.
В Законе прописано, что Правительство отвечает перед жителями Москвы, что уровень достигнутого продовольственного обеспечения снижаться не может. Даже при смене руководителей власти Закон не даст ухудшить работу в области продовольственного обеспечения.
Вопрос (из Интернета): Не исчезнут ли отечественные продукты с прилавков в результате вступле-
ния России в ВТО? Каково сейчас соотношение импортных и отечественных продуктов на столичных прилавках?
ОЛЬХОВОЙ В.И.: Свежая продукция лучше той, которая хранится. Зарубежная продукция поступает, как правило, в сильно замороженном состоянии. Производство в Московской области позволяет поставлять в город охлажденную птицу. 5—7 лет назад у нас на прилавках лежали замороженные «ножки Буша», в то время как сегодня практически весь рынок Москвы полностью насыщен охлажденным мясом птицы. Мы живем в мегаполисе с 13-миллионным населением, и естественно, производство сельхозпродукции в таких условиях всегда будет дороже, чем в Краснодарском крае, либо в Бельгии, Дании, Голландии и т.п. Поэтому, естественно, конкуренция на продовольственном рынке жесткая, и она пока не в пользу хозяйств РФ.
Вопрос (из Интернета): Кто и как проверяет продукты, поступающие на столичные прилавки?
ОЛЬХОВОЙ В.И.: В соответствии с законодательством РФ вся продукция в обязательном порядке проверяется. Животноводческая продукция проверяется еще в местах отгрузки. Там находятся уполномоченные ветеринарные врачи РФ, они проверяют, как идут забой и отгрузка. На каждую партию там выписываются сертификаты по согласованным с Росветнадзором условиям, и мясо приходит уже со штампом РФ. На таможенных постах такая продукция в обязательном порядке проверяется, и также делаются определенные отметки. Дальше эта продукция поступает либо в холодильники, либо на мясокомбинаты Москвы, где таким же образом в круглосуточном режиме работают ветеринарные врачи, без разрешения которых на территорию предприятия не войдет ни одна фура без отметки о том, что этот товар осмотрен и проверен. Поэтому на территорию РФ не может проникнуть некачественная продукция. Кроме того, могу добавить, что в Москве — наверное, в единственном городе, — существует Мосго-ринспекция по качеству сельхозпродукции. Эта служба имеет численность около 100 человек. Ее инспекторы регулярно проверяют холодильники, плодоовощные базы, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, куда поступает продукция. Эта служба имеет доступ на предприятия, она легитимна, работает очень жестко. Кроме того, существует план проверок, утверж-
- 9
денный мэром Москвы, и в бригады по проверке включается служба СЭС, инспекции по торговле и др. Эти комплексные бригады проверяют и розничную торговлю, и оптовые предприятия, и предприятия пищевой промышленности. Поэтому контроль на законодательном уровне организован и легитимен, и его достаточно, чтобы обеспечить контроль качества продукции.
Вопрос: Что думают регионы, стремятся ли они сами увеличить собственную продукцию? И второй вопрос — проявляют ли регионы инициативу, чтобы проникнуть на внутренний рынок Москвы?
ОЛЬХОВОЙ В.И.: Сегодня идет интенсивное формирование крупных сельхозпредприятий. В сельское хозяйство начинают вкладывать деньги как в наиболее перспективную отрасль хозяйства. Вкладывают деньги металлурги, химические, энергетические концерны. В пример можно привести зерно. Три года Россия является участником поставок зерна за границу. 10—12 млн т зерна ежегодно Россия вывозит за границу, являясь серьезным конкурентом Канады, Латинской Америки и Евросоюза. Даже в прошлом году, при не очень высоком урожае, мы вывезли за границу 12 млн т. Евросоюз дал квоту всего 1 млн т на всю РФ и бывшие страны СНГ. Встретив такой жесткий отпор на мировом рынке по зерну, многие зерновые фирмы начинают ориентироваться на интенсивное животноводство. За последние три года вложено более 500 млн евро только в оборудование и холодильники. То есть регионы проявляют большой интерес к этому. И на московский рынок очень стремятся выйти все сельхозпроизводители. Многие регионы уже выступают против того, чтобы Москва закупала в регионах сырье, и стараются поставлять готовую продукцию. Сегодня вы можете увидеть в Москве молоко из 10—15 городов.
Вопрос: Недавно появилась информация, что в скором времени россиян может ожидать дефицит мясной продукции, повышение цен. Повысятся ли в Москве цены на мясо? Скажется ли это на качестве?
ОЛЬХОВОЙ В.И.: Вопрос сложный, не полностью все здесь зависит от Правительства Москвы. Всегда сложно прогнозировать, как будет вести себя мировой рынок. Например, Европа превратилась в импортера мяса. Сегодня в Европу, в Евросоюз мяса ввозится больше, чем вывозится. Не удивлюсь, если сохранится запрет на вывоз
10 -
мяса из Бразилии и Уругвая (который наложили ветеринарные службы), вследствие чего цены на мясо могут подняться. Отслеживаются каналы поступления сырья. Мы четко знаем, какие продукты питания могут изготавливаться с применением сырья генномодифицированных продуктов. Поэтому у нас все службы имеют оборудование, чтобы проверять поступающее сырье на присутствие генномодифицированных продуктов. Иногда включается человеческий фактор. Стараясь экономить на всем, зачастую покупают сырье, заведомо зная, что оно генномодифицировано, пускают в производство, но нигде не декларируют. Поэтому Ю.М. Лужков дал указание, и сегодня готовится Закон города Москвы о проведении обязательной маркировки генномодифицированных продуктов и продажи их в магазинах на отдельных прилавках. И покупатель тогда уже сам будет выбирать. Подчеркну, что оборудование для проводения таких анализов на сегодня в городе есть.
Вопрос: Как это может отразиться на московском продовольственном рынке? И какой ожидается урожай в этом году?
ОЛЬХОВОЙ В.И.: Мне трудно прогнозировать, каким будет лето. Москва в жаркое время ничего не производит, кроме мороженого. Мин-сельхоз дал обнадеживающие прогнозы, что производство зерна будет не меньше, чем в прошлом году. Будет зерно — будет все остальное. Подмосковные хозяйства, которые обеспечивают поставку в Москву картофеля, свеклы, капусты, завершили посадку. Нам большая жара не помеха. Воды для полива хватит, вырастим урожай. У нас практически все овощи, которые мы закладываем в городе для длительного хранения (в этом году заложим 38 тыс. т картофеля и овощей для социальной сферы), выращиваются на поливных землях в Подмосковье. Так что мы обеспечим Москву той продукцией, которая может быть подвержена засухе.
Вопрос: Перенимается ли опыт Москвы другими регионами по обеспечению продовольствием?
ОЛЬХОВОЙ В.И.: Санкт-Петербург недавно создал Службу по обеспечению продовольствием, мы плотно сотрудничаем с ними в этом вопросе. Администрация Вологодской области имеет Департамент продовольственных ресурсов, также очень положительный опыт работы. А в других регионах пока изучают наш опыт.
Вопрос: Агрохолдинги столицы — это чисто российская специфика?
ОЛЬХОВОЙ В.И.: У нас в РФ на законодательном уровне нет понятия агрохолдинга. Хотя за границей есть понятие о консолидированном балансе. Москва на это идет не от хорошей жизни. Это вынужденный фактор. Но по-другому сегодня нельзя. Может быть, потом эти холдинги разойдутся и будут заниматься своим специфическим бизнесом.
Вопрос: Ориентируется ли Правительство Москвы на опыт других стран?
ОЛЬХОВОЙ В.И.: Безусловно, мы учимся. Мы покупаем у них технику и стараемся сделать похожую.
Вопрос (из Интернета): Есть ли конкуренция с агропроизводителями стран СНГ, и какие из этих стран наиболее активны?
ОЛЬХОВОЙ В.И.: Белоруссия и Украина. Другие страны СНГ практически незаметны на российском рынке. Сегодня из-за Урала невыгодно осуществлять перевозки.
Вопрос (из Интернета): В каких местах лучше покупать продукты?
ОЛЬХОВОЙ В.И.: Там, где они качественные. И на рынке есть хорошие продукты. Конечно, в магазине они под большим контролем, это стабильность, открытость, чистота. Рынки выручили столицу в 90-е годы, когда шел передел собственности, когда магазины не могли обеспечить наличие товаров, когда им не доверяли поставщики. Сегодня торговля быстрыми темпами переходит в цивилизованные павильоны, торговля уходит под крышу.
Подготовили к печати Владимир ВАРНАКОВ и Александр УЖЕГОВ
ОТ РЕДАКЦИИ. В ходе знакомства с материалами пресс-конференции первого заместителя руководителя Департамента продовольственных ресурсов Москвы В.И. Ольхового у наших читателей могут возникнуть вопросы, предложения и пожелания. Телефон прямой связи Правительства Москвы с жителями города: 957-04-44. Заданные Вами вопросы могут быть использованы при планировании пресс-конференций.
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ФНС РОССИИ ПО г. МОСКВЕ СООБЩАЕТ:
для приема и учета сообщений о возможных противоправныхдействиях сотрудников налоговых органов г. Москвы и своевременного принятия мер по устранению этих нарушений вУправлении ФНС России по г. Москвеустановлены телефон доверия и специальный адрес электронной почты.
Номер телефона доверия: (495) 957-61-76 Адрес электронной почты: doverie@mosnalog.ru
Для получения ответа по существу предоставленной информации заявитель должен сообщить номер контактного телефона либо почтовый адрес. Использованиетелефонадовериядля получения справочной информации не предусмотрено.
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ