Научная статья на тему 'Потребительский рынок и преступления на потребительском рынке как факторы экономической безопасности: понятия и классификация'

Потребительский рынок и преступления на потребительском рынке как факторы экономической безопасности: понятия и классификация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
616
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ / THE ECONOMIC SAFETY OF THE COUNTRY / THE CRIMINALIZATION OF ECONOMIC RELATIONS / THE CONSUMER MARKET / CRIMES IN THE CONSUMER MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гнездилов Юрий Владимирович, Литвиненко Александр Николаевич

В статье критически анализируются научные определения понятия «потребительский рынок», раскрывается классификация преступлений, совершаемых на потребительском рынке, обосновываются авторские определения понятий «потребительский рынок» и «преступления на потребительский рынок» в качестве основы для научного исследования криминализации экономических отношений как деструктивного фактора обеспечения экономической безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER MARKET AND CRIMES IN THE CONSUMER MARKET AS ECONOMIC SAFETY FACTORS: CONCEPTS AND CLASSIFICATION

The article critically analyzes the scientific definitions of the concept of ((consumer market», reveals the classification of crimes committed on the consumer market, substantiates the author's definitions of the concepts ((consumer market» and ((crimes on the consumer market» as the basis for a scientific study of the criminalization of economic relations as a destructive factor in ensuring economic country safety.

Текст научной работы на тему «Потребительский рынок и преступления на потребительском рынке как факторы экономической безопасности: понятия и классификация»

Гнездилов Ю.В., Литвиненко А.Н.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК И ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ КАК ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Аннотация. В статье критически анализируются научные определения понятия «потребительский рынок», раскрывается классификация преступлений, совершаемых на потребительском рынке, обосновываются авторские определения понятий «потребительский рынок» и «преступления на потребительский рынок» в качестве основы для научного исследования криминализации экономических отношений как деструктивного фактора обеспечения экономической безопасности страны.

Ключевые слова. Экономическая безопасность страны, криминализация экономических отношений, потребительский рынок, преступления на потребительском рынке.

Gnezdilov Yu.V., Litvinenko A.N.

CONSUMER MARKET AND CRIMES IN THE CONSUMER MARKET AS ECONOMIC SAFETY FACTORS: CONCEPTS AND CLASSIFICATION

Abstract. The article critically analyzes the scientific definitions of the concept of «consumer market», reveals the classification of crimes committed on the consumer market, substantiates the author's definitions of the concepts «consumer market» and «crimes on the consumer market» as the basis for a scientific study of the criminalization of economic relations as a destructive factor in ensuring economic country safety.

Keywords. The economic safety of the country, the criminalization of economic relations, the consumer market, crimes in the consumer market.

Введение

Криминализация экономических отношений является одной из главных угроз национальной безопасности России в области экономики, препятствующих обеспечению экономического роста страны [6]. При этом неблагоприятная динамика развития экономики, снижение качества потребительских товаров и оказываемых населению услуг угрожают качеству жизни российских граждан [6]. Противодействие указанным угрозам обуславливает необходимость принятия жестких мер, направленных против экономической преступности, в том числе преступности, связанной с потребительским рынком.

Как показывает официальная статистика МВД России, наметившаяся четыре года назад тенденция к снижению уровня преступности на потребительском рынке не смогла сохранить направление своей

ГРНТИ 06.56.21

© Гнездилов Ю.В., Литвиненко А.Н, 2020

Юрий Владимирович Гнездилов - соискатель кафедры экономической безопасности и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России.

Александр Николаевич Литвиненко - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономической безопасности и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России.

Контактные данные для связи с авторами (Литвиненко А.Н.): 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 (Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1). E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 28.10.2019.

динамики. В 2015-2018 гг. число выявленных за год преступлений, связанных с потребительским рынком, составило 11 199, 9 842, 9 818 и 10 182, соответственно. Такие данные свидетельствуют о недостаточной эффективности обеспечения экономической безопасности страны в части защиты прав и законных интересов участников потребительского рынка от преступных действий и необходимости проведения анализа причин и условий развития преступности в этой сфере национальной экономики, тщательного обоснования мер по снижению ее уровня. Теоретические основы исследования

Научное исследование любого экономического явления начинается с определение основных понятий, составляющих его содержание. Когда речь идет о криминализации экономических отношений на потребительском рынке, базовыми понятиями этого явления являются «потребительский рынок» и «преступления на потребительском рынке». Очевидно, что первичным в этой паре понятий является «потребительский рынок». Следовательно, вначале надо определить его содержание, на основе которого затем сформулировать определение понятия «преступления на потребительском рынке».

В экономической науке нет единого определения понятия «потребительский рынок». Авторы раскрывают его содержание, по-разному ограничивая перечень субъектов потребительского рынка, отношения между ними и виды предметов потребления. Так, в Современном экономическом словаре приводится следующее определение этого понятия: «Рынок потребительский - отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления» [8]. Давая столь лаконичное определение и ограничивая перечень субъектов рынка только потребителями товаров и услуг, авторы, по сути, исключают из рассмотрения экономические отношения между потребителями и продавцами, а также производителями и продавцами предметов личного потребления.

Однако преступления, совершаемые на потребительском рынке, являются проявлением таких отношений, из чего следует, что, рассматривая потребительский рынок как место совершения преступлений, необходимо включать в круг рассмотрения всех участников, связанных с производством и реализацией предметов личного потребления. И это касается не только продажи товаров и оказания услуг, но и выполнения работ, результаты которых предназначены для личного потребления, поскольку они также являются предметом экономических отношений на потребительском рынке и представляют собой самостоятельный вид предметов потребления.

По мнению Г.М. Гукасьян, потребительский рынок - это «совокупность экономических отношений, возникающих между продавцами и покупателями по поводу реализации предметов индивидуального потребления (потребительских товаров и услуг)» [1, с. 221]. Автор этого определения также исключает из субъектов потребительского рынка производителей предметов потребления, а из экономических отношений - производственные процессы. Вместе с тем, когда речь идет о преступлениях на потребительском рынке и обусловленном ими ущербе, причиной этого ущерба могут быть не только преступные действия продавцов, но и преступления, совершаемые в процессе производства предметов потребления. Кроме того, как уже отмечалось, ограничение процессов потребления только потреблением товаров и услуг, без рассмотрения как самостоятельного вида предметов потребления результатов выполненных работ, представляется некорректным.

Авторы энциклопедического справочника «Продовольственная безопасность: термины и понятия» дают более широкое и детальное определение потребительского рынка, полагая, что это «система экономических, социально-психологических и иных отношений между товаропроизводителями, продавцами, потребителями и другими участниками рынка, возникающих в процессе обмена товарами для личного потребления» [2, с. 353]. Наряду с недостатками, присущим указанным выше определениям, в данном определении оставлены открытыми границы отношений между субъектами потребительского рынка в части их разновидностей, что делает определение «размытым». На наш взгляд, рассматривая потребительский рынок как экономическое явление и как место экономических преступлений, следует ограничить эти отношения экономической сферой.

Примечательно, что в действующем законодательстве России не содержится определение потребительского рынка. Так, в законе РФ «О защите прав потребителей», который регулирует отношения между потребителями и их контрагентами, права потребителей и защиту их интересов, в качестве основных понятий указываются лишь субъекты, участвующие в продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), и характеристики предметов потребления, имеющие существенное значение в кон-

56

Гнездилов Ю.В., Литвиненко А.Н.

тексте защиты прав потребителей, но определение и даже упоминание потребительского рынка в законе отсутствуют.

Впрочем, это не мешало использовать словосочетание «потребительский рынок» без дополнительного определения или пояснения в подзаконных нормативных правовых актах. Среди таких актов, ныне утративших юридическую силу, можно отметить постановления Правительства РФ «О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров» и «О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации» [5, 7].

Преступления на потребительском рынке

В Уголовном кодексе (УК) РФ ответственности за совершение преступлений на потребительском рынке посвящены четыре главы [9]:

1) глава 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина», статья 146 (нарушение авторских и смежных прав);

2) глава 21 «Преступления против собственности», статьи 158 (кража), 159.3 (мошенничество с использованием электронных средств платежа), 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием);

3) глава 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», статьи 171 (незаконное предпринимательство), 171.1 (производство, приобретение, хранение, перевозка и сбыт немаркированных товаров и продукции); 178 (ограничение конкуренции), 180 (незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)), 191 (незаконный оборот драгоценных металлов, природных камней и жемчуга);

4) глава 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности», статьи 236 (нарушение санитарно-эпидемиологических правил), 237 (сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей), 238 (производство, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности), 238.1 (обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок).

Используемые в указанных статьях формулировки являются универсальными для экономических преступлений и применяются безотносительно того, совершаются эти преступления на потребительском рынке или, например, на рынке промышленных товаров, работ и услуг. Изданные после принятия УК РФ приказ МВД России от 22 июня 1999 года № 456 «О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка товаров и услуг» и приказ МВД России от марта 2002 года № 199 «О дальнейшем совершенствовании деятельности милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка» последовательно определяли и уточняли, какие статьи УК РФ применяются в отношении преступлений, совершаемых на потребительском рынке, но при этом не раскрывали содержание самого понятия «потребительский рынок» [3].

Тем не менее, отнесение тех или иных видов уголовной ответственности к преступлениям, совершаемым на потребительском рынке, косвенно указывает на границы явлений и процессов, составляющих содержание этого понятия, а использование классификации этих преступлений позволяет точнее определить эти границы. Если сгруппировать преступления на потребительском рынке, ответственность за которые предусмотрена УК РФ, по видам участников рынка, на чьи права и законные интересы посягают эти преступления, то получится следующая классификация:

1) преступления, совершаемые в отношении продавцов и производителей товаров (исполнителей работ, услуг). Например, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием;

2) преступления, совершаемые в отношении потребителей товаров (работ, услуг). Например, производство, хранение, перевозка или сбыт товаров, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности;

3) преступления, совершаемые одновременно в отношении всех участников потребительского рынка. Например, ограничение конкуренции.

В зависимости от того, кем совершено преступление, следует различать преступления на потребительском рынке, совершенные производителями товаров, продавцами, исполнителями работ (услуг) и потребителями. Одновременно необходимо классифицировать преступления на потребительском рынке по видам экономических отношений, имеющих место между участниками рынка. Это могут быть отношения, связанные с производством товаров, их продажей, выполнением работ и оказанием услуг. Заключение

Представленная классификация, а также результаты критического анализа научных определений понятия «потребительский рынок» позволяют сформулировать авторское определение этого понятия с позиций исследования экономических преступлений как деструктивного фактора обеспечения экономической безопасности страны. Потребительский рынок - это система экономических отношений, возникающих в связи с производством, исполнением или продажей предметов личного потребления (товаров, работ или услуг) между производителями, продавцами, исполнителями и потребителями предметов личного потребления и регулируемых законами или иными нормативными правовыми актами с целью обеспечения экономической безопасности страны.

Используя в качестве основы данное определение, можно сформулировать научное определение понятия «преступления на потребительском рынке». Преступления на потребительском рынке -это преступления, совершенные при производстве, исполнении или продаже предметов личного потребления (товаров, работ или услуг), посягающие на права и законные интересы участников потребительского рынка (производителей, продавцов, исполнителей или потребителей) и заключающиеся в нарушении участниками потребительского рынка законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих экономические отношения между ними.

Предлагаемые определения понятий потребительского рынка и преступлений на потребительском рынке, а также классификация этих преступлений могут быть использованы для научного исследования криминализации экономических отношений на потребительском рынке как фактора, препятствующего экономическому росту Российской Федерации и обеспечению ее экономической безопасности, и стать основой для разработки научно обоснованных методов противодействия правоохранительных органов преступлениям, совершаемым на потребительском рынке.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГукасьянГ.М. Экономика от «А» до «Я»: тематический справочник. М.: ИНФРА-М, 2007. 480 с.

2. Гусаков В.Г. Продовольственная безопасность: термины и понятия: энциклопедический справочник. Минск: Белорусская наука, 2008. 535 с.

3. ИвановП.И., Шегабудинов Р.Ш. К вопросу о системе мониторинга в деятельности БЭП // Оперативник (сыщик). 2008. № 3 (16). С. 18-22.

4. О защите прав потребителей: Закон РФ № 2300-1 от 7 февраля 1992 года.

5. О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров: Постановление Правительства РФ № 799 от 12 июля 1996 года.

6. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683.

7. О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации: Постановление Правительства РФ № 1190 от 12 октября 2010 года.

8. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 2 августа 2019 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.